Ребенок в 1 год и 8 месяцев: что должен уметь, развитие, вес и рост, меню

Необходимость режима

Ошибочно ставить во главе новорожденного, резко меняя привычный для других членов семьи распорядок. Мама очень скоро лишится сил, а папа останется без внимания со стороны супруги. На следующем этапе возникнет ревность к ребенку, который полностью завладел сердцем любимой женщины. Во избежание развития негативного сценария нужно наладить верный режим дня на первое время после рождения малыша.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: календарь развития новорожденного малыша

В установленном графике нет ничего страшного, поскольку это означает лишь постоянное выполнение основных действий. Искусственная монотонность позволит контролировать собственную жизнь:

Четко расписать следующий день или даже неделю, планируя прогулки на свежем воздухе, походы по магазинам и приготовление пищи. Летом гулять необходимо дольше и чаще.

Постоянные переживания и волнения могут привести к снижению количества маминого молока или полной его потере. Специалистами доказано, что ребенок на естественном вскармливании растет более здоровым: снижается риск появления аллергии, кожных заболеваний и избыточного веса.

Плач месячного младенца не всегда сигнализирует голод, а кормления по первому писку в течение дня дадут такой объем пищи, сколько ребенок не способен усвоить

Перекорм является прямой дорогой к диатезу и расстройствам в работе ЖКТ.

Сохранение теплых отношений с супругом психологи считают важной задачей женщины в 1 месяц после рождения малыша. Часто папы отправляются на диван, лишаются нежности и любви, что дает трещину в самом крепком браке

Для ребенка гармония в семье также важна, поскольку в счастливой атмосфере вырастет уверенная в себе личность.

В норме мама не становится “рабом” ребенка: свободное время должно оставаться и на отдых, и на приведение в порядок внешности, чтобы не утратить привлекательности для мужа. Соблюдение этого правила поможет сохранить семью.

Особенности питания годовалого ребенка

Полужидкие блюда (перетертые в пюре и содержащие небольшие кусочки) остаются основой питания годовалого ребенка.

Малышу по – прежнему не стоит давать очень сухую пищу, так как у него могут возникнуть проблемы с глотанием.

Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.

Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.

Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.

К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами

В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре. Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г

Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.

Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.

Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей

Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака

Интеллектуальное развитие

В возрасте 19 месяцев предметно-манипулятивная деятельность постепенно начинает преобразовываться в игровую. И хотя до полноценной игры еще довольно далеко, но это большое достижение.

На данном возрастном этапе ребенок отлично освоил соотносящие и орудийные действия. С помощью соотносящих действий малыш располагает предметы в определенном порядке. Например, складывает пирамидку. С помощью продуктивных действий он воздействует одним предметом на другие. Например, игрушечным молоточком забивает игрушечные гвозди.

В этом возрасте малыш:

  • знает свое имя;
  • подолгу любуется на свое отражение в зеркале;
  • на вопрос «кто это в зеркале?» называет свое имя, но не местоимение «я», поскольку осознание себя как личности еще не произошло;
  • знает, где живет, т. е. может привести маму от детской площадки домой;
  • знаком с понятиями «нельзя» и «можно»;
  • различает (не называя) основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
  • различает размеры предметов – большой и маленький;
  • различает форму предметов и игрушек;
  • складывает башню из кубиков;
  • любит «читать» книжки.

В этом возрасте начинают формироваться зачатки логического мышления по типу «действие – результат». Если разорвать пакет с крупой, то крупа рассыплется. Если бросить предмет с силой, то он может сломаться. Это открытия в жизни маленького исследователя.

ВАЖНО! В раннем возрасте нервные процессы еще очень слабы и подвижны, но условно–рефлекторные связи уже сформированы и прочны. Не случайно существует пословица о том, что учить всегда легче, чем переучивать

Заученные с ошибками навыки будет практически невозможно сформировать правильно.

Игрушки – это помощники в интеллектуальном развитии ребенка, которые отображают окружающий мир. Это животные, машинки, куклы, посуда, кубики, домики, гаражи, строительный материал. Игрушечных животных можно использовать в игре «Кто как кричит». Для развития умения мыслить пространственно очень полезны кубики и конструкторы. Можно подбирать кубики с буквами.

Полезные игры для развития мышления ребенка:

  • пазлы из 2 частей,
  • сортировщики по цвету, размеру и форме,
  • парные картинки, матрешки.
  • картинки – вкладыши,
  • конструкторы,
  • магнитная рыбалка,
  • мозаика,
  • различные коробочки для открывания и закрывания,
  • простейшие лото.

2.1. Продуктивная деятельность

Рисование, лепка и аппликация – любимые занятия. Этот период называют доизобразительным, когда юный живописец изображает на листе вертикальные и горизонтальные линии. Всем этим шедеврам можно давать различные названия: «Дорожки», «Дождик льет», «Ветер».

Для изодеятельности используются:

  • акварель и гуашь,
  • штампики,
  • губки,
  • зубные и другие щетки,
  • толстые палочки, обмотанные ватой,
  • ватные диски.

Постепенно ребенок учится рисовать не от плеча, а от локтя. Это серьезное достижение.

В области ваяния это пока еще примитивные углубления в тесте или глине. Можно начинать учить юного скульптора отрывать небольшие кусочки глины от большого куска («Покормим птичку»).

Организация досуга

Очень важно организовать досуг ребенка так, чтобы его деятельность не мешала окружающим и способствовала плавному переходу от бодрствования ко сну. Желательно заранее продумать занятия малыша, чтобы активная фаза приходилась на светлое время суток, а спокойное времяпровождение предшествовало вечернему отдыху

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия для детей 2-3 лет на каждый день

Во время прогулки нужно стараться дать дочке или сыну возможность потратить часть накопившейся энергии и стимулировать его к активным играм. Дома перед обедом немного успокоить ребенка, например, попросив его подготовить место для еды. Пусть мама вместе с малышом расставит игрушки по местам, чтобы он впоследствии научился убирать за собой самостоятельно. Точно так же желательно выделить время перед вечерним сном на уборку игрушек. Таким образом, можно убить двух зайцев – привести игровое пространство в порядок и «приглушить» активность ребенка перед ночью.

После дневного отдыха малыш обычно находится в спокойном состоянии, период активности наступает чуть позже. В это время лучше предложить ему позаниматься творчеством, либо собрать конструктор, пазлы, почитать ему стихи или сказку. Через час-полтора можно отправиться на прогулку, если выход на улицу запланирован.

Несколько советов родителям по оптимизации дневных занятий

Каждый ребенок имеет собственные предпочтения и их стоит учитывать при организации его досуга

Однако важно придерживаться основных принципов:. ИНТЕРЕСНО: как правильно воспитывать ребенка в 2 года: советы психологов

ИНТЕРЕСНО: как правильно воспитывать ребенка в 2 года: советы психологов

  • Если родители купили новую игрушку, желательно давать ее маленькому непоседе с утра. Иначе он не успеет наиграться и не захочет вовремя ложиться спать. Если же кроха посещает ясли, желательно дарить ее в выходной день, чтобы у малыша было достаточно времени для игры.
  • Вечером, когда дома собираются взрослые члены семьи, у мамы остается меньше времени для младшего. Если удовлетворить его потребность в движении днем, кроха может провести вечер в спокойных играх. В крайнем случае, в этот период можно позволить ребенку посмотреть мультфильмы, если родители разрешают отпрыску время от времени сидеть перед телеэкраном.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к детскому саду: советы Комаровского

Нужно стараться предлагать малышу разноплановые занятия, чтобы время от времени переключать его внимание. Двухлетний кроха еще не может играть самостоятельно больше получаса, поэтому нужно вовремя «подбрасывать» ему новые идеи для игр.
Если малыш посещает ясли, режим дня на выходных должен быть примерно таким же, как в саду

То есть, прогулки и дневной сон желательно запланировать на то же время, что и в яслях. Тогда кроха не окажется в стрессовой ситуации и легко заснет в положенное время.

Если выполнять предписанный режим не получается, стоит попытаться внести в него изменения. Быть может, маленькому человеку не подходит подобный график, его нужно просто немного оптимизировать.

Режимы сна и бодрствования годовалого ребенка

Итак, на 13-м месяце жизни возможны два режима дневного отдыха, учитывая, что кроха такого возраста может бодрствовать без устали примерно 3–4 часа. В любом случае родители должны следить за тем, чтобы малютка спал положенное ему по возрасту количество часов – от этого напрямую зависит состояние его здоровья и психологический комфорт. В 1 год и 1 месяц уже становится заметной склонность ребенка к типу темперамента «жаворонок» или «сова»:

  1. Режим с привычным для малютки 10–11 месяцев двухразовым дневным сном. Годовалый ребеночек-«жаворонок» просыпается рано, в 6–7 утра, не прочь опять уснуть в 10. Поспав часа два, может играть или гулять примерно до 15 часов. Следующий отдых ему будет необходим где-то с 15 до 17, и уже в 20 – 21 час вечера можно укладывать его на ночь. Данная организация сна радует тем, что ваш маленький непоседа будет всегда отдохнувшим и бодрым.
  2. Режим, при котором малютка днем спит один раз. Этот вариант больше подходит для будущих «сов». Такие детки предпочитают поспать подольше утром и долго не засыпают вечером. Дитя просыпается ближе к 9–10 утра и начинает уставать после полудня. Тихий час такого малыша длится около трех часов. Ребенок может спать после обеда, с 13 до 16, тогда к 8–9 вечера он будет уже утомленным и легко рано уснет. Чем хорош второй вариант? Так как малыш долго спит утром и рано засыпает вечером, у родителей есть возможность переделать домашние дела и пообщаться друг с другом.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в 13 месяцев?

Если вы хотите отдать малыша в детский сад в раннем возрасте, то организация дня по типу “жаворонок” считается наиболее приближенной к детсадовской. Главное – не позволять ему спать утром слишком долго, до 10 часов утра ребенка лучше разбудить. Если это правило не соблюдать, то может перепутаться день и ночь.

Особенности сна

Сон играет очень важную роль, поэтому ему следует уделять особое внимание. И есть несколько самых важных моментов

Во-первых, длительность сна малыша в год составляет в общей сложности порядка 13-14 часов. Около 9-10 часов кроха спит ночью, а остальное время – днём.

Во-вторых, внимание следует уделять укладыванию. Одни детки засыпают самостоятельно, и таких малышей достаточно просто положить в кроватку

Другим требуется помощь, чтобы расслабиться, перестроиться на режим отдыха, обработать полученную за день информацию. Если сын или дочка не засыпает самостоятельно, продумайте и выполняйте определённый ритуал – последовательность действий. Например, это могут быть приём пищи, переодевание, чтение книжки или пение колыбельной, перемещение на спальное место, обнимание или держание за руку.

В-третьих, стоит помнить, что в год не все дети спят непрерывно в течение всей ночи, не пробуждаясь. Некоторые просыпаются один раз, а другие встают по несколько раз

Но важно показать, что нужно спать дальше: не включать свет, не развлекать ребёнка. При сильном плаче предлагайте воду, грудь или смесь

Что умеет делать малыш

  • преодолевать невысокие препятствия, самостоятельно может забраться на стул, залезть на диван;
  • взбираться по лестнице, держась за перила;
  • строить башенку или собирать пирамидку;
  • различать форму предметов, подобрать необходимую форму для отверстия сортера;
  • определять размер предмета, например, найти самый большой и самый маленький кубик;
  • различать цвета, найти по просьбе взрослого два одинаковых цвета;
  • самостоятельно кушать из ложки пищу любой консистенции, к тому же старается практически без потерь донести ее до рта;
  • надевать шапку, натянуть штаны, обуться, с раздеванием дела обстоят еще проще, с легкостью снимает с себя все, где не нужно
  • расстегивать пуговицы и замки;
  • может осознанно пользоваться горшком, сообщая о своих потребностях определенными словами;
  • знает место хранения игрушек, по просьбе взрослого убирает книжки и игрушки на свои места;
  • пытается быть самостоятельным, начинает протестовать, когда ему предлагают помощь в том, что он хочет сделать сам.

Занятия с малышом

Посещать с малышом развивательные центры еще рановато, хотя и существуют направленные именно на этот возраст. Однако, можно заниматься с ребенком дома, достаточно иметь желание и время.

Игры

Малыши любят копировать родителей, и теперь, на замену игрушечной посуде и веникам, можно вовлекать малыша в домашние дела.

Можно просить малыша помочь на кухне с выбором овощей к обеду, показать ему, как протирать стол, раскладывать салфетки и так далее.

Подобные действия придадут малышу чувство собственной значимости и нужности.

Также, необходимо развивать мышление и мелкую моторику с помощью крупных и ярких конструкторов, мозаик, пазлов, бусин, пуговиц и шнурков.

Не менее важны активные игры на свежем воздухе — прыжки, бег, игры с мячом.

Прогулки и общение со сверстниками помогут разработать у малыша навыки социального общения. Совместное чтение или пение благоприятно влияют на развитие речевого аппарата ребенка.

Сюжетные игры помогут малышу познать окружающий мир. Использование дополнительных предметов типа бутылочек, посуды, одежды и других позволит сделать игры более информативными и увлекательными.

Игрушки

Для развития точности и глазомера малышу понадобятся матрешки, пирамидки и кубики. Мальчикам, да и девочкам тоже, можно приобрести мячи и машинки различных размеров, имитации гаражей. Девочкам пригодятся кукольные домики и различные имитации домашней утвари — мебель и одежда для кукол, кроватка, коляска и т.д.

Различные игровые наборы для изучения форм и цветов предметов, яркие книжки с фигурками также не будут лишними для малыша.

Физическое развитие

За первый год жизни в теле ребенка происходят большие изменения. Он уже не тот крошка, которым был в младенчестве. С каждым месяцем его мышцы крепнут, а движения становятся более уверенными и скоординированными.

Годовалый малыш должен уметь следующее:

  • свободно дотягиваться рукой до предмета, крепко держать игрушку;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую, держать в руках несколько крупных предметов одновременно;
  • открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
  • ползать;
  • перемещаться по комнате с поддержкой взрослого или без нее.

Двигательное развитие ребенка в этом возрасте протекает очень быстро и активно. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы малыш не лез, куда не нужно и не трогал опасные предметы.

Питание ребенка — какие новые продукты следует вводить в рацион

Каши. Это блюдо должно обязательно присутствовать в меню семимесячного малыша, но крупы нужно выбирать без глютена (гречка, рис и кукуруза). Кроме того, у этих каш есть существенные преимущества. Гречневая крупа богата железом и прекрасно усваивается организмом. Рисовая крупа питательна и полезна при жидком стуле. Кукурузная крупа стабилизирует работу кишечника и незаменима для карапузов, склонных к аллергическим реакциям. Также уже можно давать малышам овсяную кашу.

Мясо. В возрасте семи месяцев нужно начинать вводить в рацион малыша мясо, которое богато белком, витамином B, фосфором, калием и магнием. Особенно этот продукт полезен для детей с анемией и для тех, кто плохо набирает вес. Но для начала рекомендуется давать только диетические сорта мяса: индейку, курятину и крольчатину. Лучше всего эти блюда готовить в виде пюре или суфле, разбавляя грудным (не коровьим!) молоком или водой. Бульон после варки мяса добавлять нежелательно.

Желток

Ввиду того, что яичный желток может вызвать аллергическую реакцию, вводить его в рацион малыша следует крайне осторожно, начиная с маленького кусочка. Разбавлять этот продукт нужно грудным молоком или смесью, постепенно доводя его количество до половинки желтка. В нем много необходимых организму жиров, витаминов, железа и фосфора

Необязательно давать ребенку вареный желток в чистом виде, можно добавлять в мясные и овощные пюре, но не каждый день, а два-три раза в неделю

В нем много необходимых организму жиров, витаминов, железа и фосфора. Необязательно давать ребенку вареный желток в чистом виде, можно добавлять в мясные и овощные пюре, но не каждый день, а два-три раза в неделю.

Овощи. Протертые в пюре овощи – незаменимое блюдо для ребятишек возраста семи месяцев. Оно полезно для желудка и работе кишечника, поскольку богато клетчаткой и минеральными веществами. Начинать следует с кабачков и капусты (любой), после чего постепенно вводить в рацион крохи тыкву, морковь и картофель. Также можно обогатить овощное пюре фасолью или зеленым горошком. Но только немного добавить, в качестве самостоятельного блюда эти продукты семимесячному карапузу давать еще рано.

Фрукты. Пюре из фруктов любят абсолютно все дети, особенно если это бананы и яблоки. Также многие ребятишки любят грушевое и абрикосовое пюре. Такое блюдо в качестве прикорма должно присутствовать обязательно, ведь во фруктах много витаминов. Тем более, что требуется только размять банан вилкой, а яблоко потереть на терке – и вкусное лакомство готово.

Напитки. Кроме кипяченой воды, которую ребенку обязательно нужно давать каждый день, можно также варить компот и делать свежевыжатый сок. Сначала из яблок, а позже добавлять груши, сливы, абрикосы. Зимой сухофрукты могут заменить свежие плоды. Сахара лучше не добавлять, если только совсем немного, когда компот действительно требуется подсластить. Еще напитки можно делать из некоторых овощей, например – из моркови. Получается очень вкусный и полезный сок, который дети с удовольствием пьют.

Кефир, творог. Для полноценного питания педиатры рекомендуют добавлять в рацион семимесячных детей кисломолочные продукты (творог и кефир), без которых обходиться уже нежелательно. Они содержат белки, фосфор, калий и кальций, кроме того – полезны для пищеварения. Творожок лучше давать домашний – его дети едят с большей охотой. Кефир “для взрослых” нужно оставлять для себя, а ребятишкам предлагать специальный детский. Причем, первая порция не должна превышать двадцати грамм, иначе создастся нагрузка на желудок. Количество творога и кефира следует увеличивать постепенно.

Сколько продуктов прикорма должен съедать ребенок – таблица прикорма

Главной пищей грудного ребенка в этом возрасте по-прежнему является молоко (материнское или адаптированная смесь). Но даже при полноценном грудном вскармливании малыш должен кушать дополнительные продукты, чтобы его организм получал необходимые и важные для здоровья витамины и минеральные вещества. Специалисты в области педиатрии разработали таблицу прикорма, в которой подробно расписано чем кормить ребенка в этом возрасте.

Примерное меню для детей от года

Чтобы ребенок получал с пищей все необходимое, сделай меню разнообразным. Например, если на завтрак была молочная каша или омлет, в обед можно предложить блюдо из мяса или рыбы, на ужин подать овощи. В качестве перекуса подойдет сок, кефир, йогурт, фрукты кусочками. Мы составили примерное меню, которое поможет тебе сориентироваться во время перевода ребенка на общий стол.

Варианты завтрака

  1. Молочная каша ( пшенная, рисовая, кукурузная, овсяная, гречневая) + перепелиное яйцо или ½ вареного куриного яйца
  2. Омлет на пару с брокколи/тыквой/кабачком + запеченное яблоко
  3. Легкая творожная запеканка на пару/сырники
  4. Порционное суфле с мясом, рыбой или овощами + запеченное яблоко

Варианты обеда

  1. Суп классический овощной, мясной или рыбный без зажарки + салат из тертой морковки/капусты с огурцом
  2. Пюре овощное + мясные тефтели или гуляш + салат
  3. Суп-пюре + рыбные тефтели с салатом из сырых овощей
  4. Молочный суп с вермишелью (если на завтрак был омлет или суфле)

Варианты ужина

  1. Рубленые котлеты из индейки с тыквой или морковью + мягкая каша без молока
  2. Тушеные или паровые овощи + легкие рыбные или мясные котлеты
  3. Рисовая каша с мясом
  4. Запеченная тыква или яблоко + винегрет

Напитки

Для ребенка очень важно поддерживать баланс жидкости в организме, поэтому ему нужно почаще предлагать питье. Если пища суховата, ее стоит запивать в процессе

Влажную пищу нет необходимости запивать, это можно оставить на усмотрение ребенка: если он попросит пить, предложите ему какой-то из представленных ниже вариантов. Стоит иметь в виду, что питьевой йогурт и кефир, хотя формально и относятся к напиткам, больше похожи на перекус и дают чувство сытости.

Напитки для детей старше 1,5 лет:

  • вода;
  • детский чай;
  • натуральный сок, разведенный водой 1:1 (яблоко, груша, персик);
  • компот;
  • морс;
  • кисель.

До достижения ребенком 3 лет не рекомендуется питание с добавленным сахар ом. Стоит давать ребенку почувствовать натуральный вкус фруктов и ягод, чтобы он привыкал к нему, а не к чрезмерно сладкому.

Итак, переводить ребенка на общий стол стоит не ранее 1,5 лет, а лучше ближе к 2 годам: так его организм успеет адаптироваться к переменам. Ключевые слова в этом процессе — постепенность и неспешность. Блюда для детского стола все равно будут отличаться от взрослых отсутствием специй и усилителей вкуса, щадящей термической обработкой. После 3 лет организм малыша будет готов к тому, чтобы пробовать взрослую еду в обычном виде. Но с этим тоже лучше не торопиться, отложив знакомство с вредностями, — ребенок и так их попробует, но лучше позже, чем раньше.

Ребенок в 1,5–2 года питается тем, что предлагают ему родители

Именно в семье закладываются основы правильного и здорового питания, что крайне важно для дальнейшего роста и развития малыша!

Режим дня

Соблюдение режима – главнейшее условие детской жизни. Только строго соблюдая распорядок дня, можно воспитать здорового ребенка. Значение режима в том, что он уберегает детскую нервную систему от переутомления, формирует устойчивость организма к воздействию отрицательных факторов.

Примерный распорядок дня ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет

ВремяРежимные моменты
8:00подъем
8:15утренние гигиенические процедуры, гимнастика
8:30завтрак
9:00игры, занятия, упражнения
10:00прогулка
11:30возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12:00обед
12:45дневной сон
15:00пробуждение от дневного сна, гигиенические процедуры
16:00полдник
16:30игры, занятия, упражнения
17:30прогулка
19:00ужин
19:30игры, занятия, упражнения
20:30вечерние гигиенические процедуры
21:30ночной сон

Время, уделяемое для бодрствования, составляет половину суток. Непрерывное бодрствование должно занимать около 4-5 часов, питание четырехразовое (возможны перекусы) и интервалами между приемами пищи в 3,5 – 4 часа.

Дневной и ночной сон занимают около 12 часов, причем спать днем следует не менее двух часов.

Обычный день

Каждый новый день с восьмимесячным младенцем приносит много интересных и веселых моментов. Понятно, что режим у каждого из детей этого возраста будет отличаться, но мы предлагаем примерный вариант распорядка дня, который может быть у малышей 8 месяцев:

6:30

Просыпание.

Первое кормление, в которое ребенок получает мамино молоко либо смесь.

7:00

Гигиенические процедуры.

7:30

Бодрствование.

9:00

Гимнастика.

10:00

Второе кормление, в которое детям на грудном вскармливании дают кашку со сливочным маслом, а крохам-искусственникам дополнительно предлагают желток.

10:30

Период бодрствования.

11:30

Прогулка, во время которой у крохи бывает первый дневной сон на свежем воздухе.

13:30

Третье кормление, во время которого малыши любого типа вскармливания получают овощное пюре с мясным пюре и растительным маслом, а также пшеничный хлеб и сок из фруктов.

14:00

Период бодрствования и игры.

15:00

Прогулка, во время которой у ребенка бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

17:30

Четвертое кормление, которое у деток на грудном вскармливании будет включать фруктовое пюре, печенье и женское молоко, а у деток на искусственном вскармливании – кисломолочный напиток, пюре из фруктов, творог и печенье.

18:30

Период бодрствования и спокойные игры.

20:30

Купание.

21:00

Пятое кормление, во время которого ребенок получает мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Детки на грудном вскармливании во сне прикладываются к материнской груди до 6 раз, а малыши-искусственники в этом возрасте уже для кормления не просыпаются.

Разнообразьте свой день играми с ребенком по методике «Маленький Леонардо», которые вы можете увидеть в видео Тепляковой О. Н. – эксперта по интеллектуальному развитию.

Режим дня

Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.

Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.

Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.

Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.

7.00Подъем
7.00 – 7.30Умывание
7.30 – 8.00Зарядка
8.00 – 8.30Завтрак
8.30 – 9.00Рисование, чтение книг
9.00 – 11.30Прогулка
11.30 – 12.00Завершение прогулки, подготовка к обеду
12.00 – 12.30Обед
12.30 – 14.30Дневной сон
14.30 – 15.30Подъем и самостоятельные игры
15.30 – 16.00Полдник
16.00 – 18.00Прогулка
18.00 – 19.30Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину
19.30 – 20.00Ужин
20.00 – 21.00Водные процедуры
21.00 – 21.30Кефир (грудное молоко)
21.30Ночной сон

Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от годовалых малышей, уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.

На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ — около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.

Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию. Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног»

Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня. Рост зубов и новые навыки

Когда у ребенка режутся зубы, особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев

Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство. Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.

Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев — это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное — это любовь и терпение.

Рацион питания

Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда — супы и каши — ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.

Если ребенок не умеет этого — необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.

Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого — мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.

В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами — главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.

Примерное меню

Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед — около 40, ужин — 30, и 10 процентов легкий полдник.

На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.

На обед — суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.

На второе и ужин — тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.

На полдник — любой кисломолочный продукт — ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.

Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты — порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты — дыню, черешню, арбуз, ягоды — малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.

«Ежики» с рисом и овощами

  • 200 гр. куриного фарша;
  • 0.5 стакана промытого риса;
  • два — три соцветия цветной капусты;
  • небольшая морковь.

Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.

Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.

Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.

Психическая сфера: развитие важнейших навыков

Малыш к началу 9-го месяца осваивает целый ряд важнейших навыков: двигательных, речевых, сенсорных, интеллектуальных – они оказывают огромное влияние на его дальнейшее развитие. Среди основных сенсорно-моторных навыков, которые должен иметь ребенок на данном этапе, можно выделить следующие:

  • ребенок умеет двумя ручками брать игрушку и приближать ее к себе;
  • небольшие предметы малыш может брать одной ручкой, предметы побольше – двумя;
  • взяв в обе ручки по игрушке, активно играет с ними;
  • ползает, держа одной ручкой небольшой предмет;
  • может хлопать в ладошки;
  • держась за мамину руку, стоит;
  • ползая, умеет разворачиваться назад.

Большое удовольствие ребенку в возрасте 9-10 месяцев доставляют игры, в процессе которых развиваются следующие интеллектуальные навыки:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие ребенка в 10 месяцев и что он должен уметь?

  • ребенок запоминает игры, в которые уже играли с ним;
  • если игра ему не нравится или надоела, теряет к ней интерес;
  • в процессе игры выполняет простые просьбы;
  • произносит первые слова, такие, как: «мама», «дай», «ам» и другие;
  • появляется страх большого пространства и высоты.

Для полноценного развития детей в 9 месяцев огромное значение имеет общение с окружающими, причем не только с мамой, папой или бабушкой, но и с другими детьми. Чем больше малыш будет активно разговаривать, тем быстрее у него сформируются речевые навыки.

Также это помогает освоить такие социальные умения:

с удовольствием играет рядом с родителями;
повторяет поведение и проявляет такие же эмоции, как и другие детки: к примеру, если кто-то из детей начинает плакать, малыш может составить ему компанию, не имея никакого повода;
огромное внимание уделяет выбору игрушки;
копирует звуки – смех, чихание, кашель и другие;
может сам начать новую игру и пытается привлечь к ней того, кто находится рядом;
реагирует на просьбу взрослых повторить то или иное действие.

Если у родителей возникают сомнения по поводу того, насколько полноценно развивается их ребенок в 9 месяцев, стоит обратить внимание на специальный тест. Этот тест либо развеет их сомнения, либо подскажет, что необходимо посоветоваться с детским доктором

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованное меню для ребенка в 9 месяцев

Социальное развитие

Малыш тянется к сверстникам и всячески пытается контактировать с ними: играть, общаться, что-то делать вместе. Дети внимательно слушают разговоры взрослых и пытаются вникать в них. Малышам важна реакция близких людей, особенно папы и мамы: если кроха замечает одобрение, он воодушевляется и продолжает делать то, что делал.

Так как в два года многие детки начинают посещать детский сад, то к этому периоду нужно постараться подготовить малыша к общению со сверстниками. Посещайте детские площадки, обучайте сына или дочь базовым правилам поведения. Учите кроху делиться, не драться, не начинать конфликты, участвовать в коллективных занятиях и играх.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий