Развитие социальных навыков
Ребенок-двухлетка уже не малыш, который не может самостоятельно заявить о себе миру, но полноправный человек, способный объяснить свои потребности, рассказать о своих недовольствах. Что говорить, характер порой у деток бывает очень непростым.
Начало двухлетнего периода обычно сопровождается активным контактом малыша с ровесниками и со взрослыми, но немного времени спустя мама замечает, что ее чадо проявляет все больше стеснения и боязливости. Социальная адаптация в этом возрасте характеризуется следующими пунктами:
- кроха вступает в диалог с людьми разного возраста (на прогулках, во время игр);
- радуется или расстраивается, если он или кто-то другой сделал хорошее или плохое;
- появление самооценки, но отсутствие критичности (для себя он всегда выбирает прилагательное «хороший»);
- появляется стремление получить похвалу и, если взрослые забывают поблагодарить или похвалить за хорошее дело, очень часто расстраивается;
- знает, как говорят животные, и может воспроизвести их звуки.
Чем мальчики отличаются от девочек
Мальчики действительно отличаются от девочек. Разница затрагивает несколько аспектов:
Эмоциональная сфера. Эмоции девочек зачастую объясняемы и просты, агрессивное поведение или отсутствует, или проявляется редко. Эмоциональный фон мальчиков сложен: они могут демонстрировать агрессию (в том числе необоснованную), иногда не способны контролировать и объяснять свои чувства.
Скорость развития. Физически мальчишки развиваются быстрее, а также более ловкие. Но их умственное продвижение несколько запаздывает, если сравнивать с девочками. Дети женского пола ориентируются в пространстве хуже, позже демонстрируют сложные физические навыки, зато осваивают речь и контроль потребностей раньше, то есть говорят, учатся по назначению пользоваться горшком.
Познание окружающего мира. Основной способ изучения для мальчиков – тактильные ощущения. Они всё трогают руками, стараются разобрать на части, но быстро переключаются с одних предметов на другие, хуже концентрируются
Девочки же наблюдают, рассматривают, оценивают со стороны, дольше удерживают внимание на объектах.
Физические показатели. Обычно по росту и весу девочки более миниатюрны, чем мальчики.
Развитие – сугубо индивидуальный процесс. Поэтому описанные выше различия могут не просматриваться между отдельными детьми или же меняться в противоположную сторону. Например, одна конкретная девочка может оказаться более развитой физически и крупной, чем другой конкретный мальчик.
Как организовать распорядок дня
С двух лет многие малыши начинают посещать детские сады, поэтому режим сына или дочери в 1 год и 11 месяцев нужно адаптировать к распорядку, который поддерживается в образовательных дошкольных учреждениях.
Рассмотрим в таблице примерный режим:
Временные интервалы | Действия |
8:00-8:15 | Пробуждение, переодевание, гигиена (чистка зубов с умыванием) |
8:15-8:45 | Подготовка к завтраку, приём пищи |
8:45-10:00 | Домашние занятия, общение |
10:00-10:15 | Сборы на утреннюю прогулку |
10:15-12:00 | Времяпровождение на свежем воздухе |
12:00-12:45 | Переодевание и мытьё рук, другие текущие дела, подготовка к приёму пищи |
12:45-13:15 | Обед |
13:15-13:30 | Подготовка к дневному отдыху |
13:30-15:30 | Сон днём |
15:30-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:30 | Полдник |
16:30-17:30 | Домашние игры, занятия, подготовка к вечерней прогулке |
17:30-18:40 | Прогулка вечером |
18:40-19:00 | Переодевание с мытьём рук, подготовка к вечернему приёму пищи |
19:00-19:30 | Ужин |
19:30-20:40 | Семейное время, общение, спокойные игры |
20:40-21:00 | Купание и чистка зубов, подготовка к засыпанию (например, чтение сказки или рассказа) |
21:00-8:00 | Ночной полноценный отдых |
Данный режим является примерным. С учётом особенностей конкретного ребёнка и образа жизни родителей распорядок возможно менять, сдвигая временные интервалы.
Физическое развитие ребенка в 2 года 5 месяцев
Опорно-двигательный аппарат карапуза продолжает совершенствоваться.
К этому времени малыш уже достаточно развит физически и многое умеет.
- Он успешно преодолевает препятствия на пути.
- Прыгает на 1-2 ножках.
- Умеет ходить на цыпочках.
- Приседает и подпрыгивает.
- Удерживает равновесие, стоя на носочках.
- Умело обращается с мячом — бросает его в горизонтальной плоскости и через препятствия, ловит, отбивает ногой или рукой.
- Берет вещи двумя пальцами, успешно вкладывает один предмет в другой.
- Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
- Самостоятельно открывает и закрывает дверь.
Мышечно-связочный аппарат все больше укрепляется, движение становится все более точными, разнообразными и уверенными.
Интеллектуальный уровень
Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет – их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.
Развитие памяти, логического мышления
Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало
Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: конспект развивающих занятий для детей 2-3 лет
В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.
Что может ребенок:
- правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
- уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
- определять, какого цвета предмет;
- уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
- различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
- понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
- определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
- находить предмет по его характеристикам;
- уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
- рассказать о том, что делал целый день.
Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение
Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание
Счет и логика
Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:
- считать до 5;
- помнить, что на руках по пять пальцев;
- сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
- пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
- соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
- показывать, что находится сверху, что снизу.
Речь и словарный запас
В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:
Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители
Понимают их функцию, степень важности.
Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
Отвечают на простые вопросы
Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
Задают вопросы взрослым.
- Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
- С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
- Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
- Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
- Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.
Физические параметры
Насколько здоров ребенок и насколько хорошо он физически развит, помогут узнать следующие показатели:
- рост;
- вес;
- окружность головы;
- окружность грудной клетки.
Вес может иметь большие расхождения значений в этом возрасте – от 12 до 15 кг. Любой из показателей, входящих в этот диапазон, будет в пределах нормы.
Рост у ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев колеблется от 85 до 95 см (рекомендуем прочитать: как в норме выглядит развитие ребенка в 2 года и 2 месяца?). Ниже предлагаем к рассмотрению таблицу, отображающую параметры роста и веса мальчиков и девочек до 3-летнего возраста:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должен быть рост девочки в 3 года?
Параметры детей до 3 лет | ||||
Месяцы | Мальчики | Девочки | ||
Вес (г) | Рост (см) | Вес (г) | Рост (см) | |
30 | 13480 | 91,8 | 12980 | 90,7 |
31 | 13620 | 92,6 | 13110 | 91,4 |
32 | 13770 | 93,2 | 13260 | 92,1 |
33 | 13900 | 93,8 | 13400 | 92,9 |
34 | 14030 | 94,4 | 13570 | 93,6 |
35 | 14180 | 95 | 13710 | 94,2 |
36 | 14300 | 95,7 | 13850 | 94,8 |
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: возрастные особенности детей от 2 до 3 лет
Показатели окружности головы и грудной клетки к этому периоду сравниваются и в среднем составляют от 45 до 51 см. Прежде голова новорожденного была больше по отношению к груди, теперь они выровнялись, но совсем скоро грудная клетка начнет свой более активный рост.
Эмоциональное и психическое развитие
После празднования второго дня рождения малыш становится все самостоятельнее, активно познает мир, у него совершенствуются психические и эмоциональные процессы
Забота и внимание родителей все так же важны, но ребенок уже способен довольно долго играть самостоятельно. Он боится незнакомцев, но при этом тянется к другим деткам
Очень важным становится общение. Малыш осознает себя отдельной личностью, начинает активно взаимодействовать с окружающими и протестовать против ограничений, порой довольно резко и даже агрессивно. Взрослым не нужно позволять втягивать себя в споры.
Не представляющие опасности для малыша игры лучше разрешить, даже если после них придется долго убирать — сделаете это вместе, так он научится осознавать последствия сделанного.
У крохи формируется способность гордиться своими успехами и достижениями. Действия все более нацелены на конечный результат. Реальные предметы предпочитаются игрушкам, в играх наблюдается подражение увиденному.
Запретов не должно быть много, но они должны быть четко объясненными, однозначными и незыблемыми. Если запретили что-то, обязательно объясните — почему, не поддавайтесь на провокации, давая «задний ход».
В этом возрасте у ребенка отрабатываются и навыки самообслуживания. Поддерживайте его стремление к самостоятельности и желание порадовать маму с папой. Формируйте ответственность и аккуратность. Привлекайте к совместным делам и занятиям, подробно и терпеливо объясняйте непонятное, поддерживайте кроху, если что-то не получается, и хвалите за достижения.
Речевое развитие
Все родители мечтают видеть в будущем своего ребенка успешным! Стараются дать ему необходимые знания, умения, записывают в различные кружки для приобретения навыков
Наряду с физическим и интеллектуальным совершенствованием необходимо уделять внимание речевому развитию. Ведь в любом контакте с окружающим миром человеку нужна речь, и чем лучше он владеет вербальным (посредством устной речи) способом общения, тем проще и качественнее будет процесс его коммуникации в обществе
Речь развивается с самого рождения, а задача взрослых – обеспечить правильную речевую среду малыша. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, не искажая звуковое наполнение слов, не выбирать длинные предложений. Но, самое главное, разговаривать много, не громко, слегка в замедленном темпе, чтобы у ребеночка накапливался словарь слов, которые он впоследствии смог бы складывать во фразы и предложения.
В три года речь нормотипичного ребенка достаточно развита, у малыша встречаются нарушения произношения звуков, но это небольшая проблема для этого возраста.
Необходимо обратить внимание:
- правильно ли понимает ребенок обращенную к нему речь взрослого, может ли выполнить сложную инструкцию;
- как развиты навыки артикуляции, нет ли гиперсаливации (слюнотечения), умеет ли малыш выполнять простые артикуляционные движения;
- как развивается у малыша связная речь (составление развернутых предложений, ответ на вопрос не одним словом);
- правильно ли он согласует слова во фразах и словосочетаниях (например: «голубая небо», «вкусная повидла»…);
- способен ли изменять и образовывать формы слов (ухо – ухи, груша – нет грушев, варенье из малины – малиновое, лист клёна –кленОвый).
Приведем примеры некоторых игр, способствующих развитию речи:
«Юный журналист»
Предлагаем ребенку поработать репортёром (предварительно объяснив, что это значит), и составить репортаж о какой-нибудь игрушке. Рассказать, что это за игрушка, из какого материала сделана, какого цвета и формы.
«В пещере гномика»
Объясняем, что у гномика всё маленькое в отличие от великана, и, если у великана «стул», то у гномика «стульчик» и подбираем любые другие слова.
«Сказка о веселом язычке»
Упражнения для развития артикуляционной моторики. В сказке используются слова, обозначающие артикуляционные упражнения: «иголочка», «чашечка», «лошадка», «моторчик», «вкусное варенье», «лодочка», «заборчик», «окошко», «грибок».
Можно самостоятельно придумать сказку, например: «Жил был язычок! Проснулся он утром, выглянул из «окошка» и пошел гулять. По дороге увидел «лошадку» и «грибок»…
Описания упражнений можно найти в широком доступе в любом Интернет-ресурсе, посвященном логопедическому развитию.
Развитие артикуляции подготавливает ребенка к выговариванию трудных звуков и слов, формирует различные произносительные способности, устраняет гиперсаливацию. Если выполнять артикуляционные упражнения с раннего возраста, больше вероятности, что все звуки встанут на свои места в нужное время.
«Скажи, что слышишь»
Развитие фонематического слуха (различение речевых и неречевых звуков).
Малышу предлагается сказать, что за звук он услышал. Можно использовать ширму, чтобы ребенок догадался лишь по звуку, без зрительного подтверждения. Например, звук колокольчика, шуршащей бумаги, либо звуки, которые произносят животные.
Фонематический слух играет большую роль в правильном звукопроизношении и обучению элементов грамоты в более старшем возрасте.
Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев
В 2 года и 6 месяцев по данным ВОЗ вес мальчика должен находиться в пределах 10,5 –16,9 кг, а рост – 85,1 – 98,7 см. Для девочек стандарты такие, вес – в пределах 10 – 16,5 кг и рост – 83,5 –97,7 см. Отечественные педиатры считают, что дети к этому возрасту должны весить побольше и вырасти повыше – 12 и 11,7 кг и 87-86 см соответственно.
В 2 с половиной года ребенок должен уметь уверенно ходить, бегать, подпрыгивать, перешагивать через препятствия, подниматься по вертикальной лестнице, держать равновесие во время ходьбы по узкой поверхности и так далее.
Среди других навыков детей в 2 года и 6 месяцев нужно отметить: умение кидать и ловить мяч, пинать его ногами, сидеть на трехколесном велосипеде (примерно половина детей в этом возрасте может самостоятельно крутить педали) и спускаться и подниматься на горку и кататься на качелях.
В 2 года и 6 месяцев ребенок уже должен самостоятельно есть ложкой и вилкой любую пищу, аккуратно пить из чашки. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно открывать холодильник, наливать себе воду из кувшина и брать продукты с полок.
В этом возрасте что-то спрятать от любознательного и любопытного малыша становится гораздо труднее – дети уже не только с легкостью открывают любые шкафчики, но и могут дотянуться до верхних полок, вставая на стул или залезая на стол.
В 2 с половиной года ребенок уже не только принимает участие во всех событиях, происходящих в семье, но и уже уверенно знает «свое» место и активно отстаивает свою позицию – требует, чтобы ему освободили место за общим обеденным столом и пытается на равных общаться с родителями и родственниками.
Среди других бытовых навыков в этом возрасте считаются обязательными умение малыша умываться и мыть руки, вытираться полотенцем, чистить зубы (с помощью и под контролем взрослого), просится на горшок и садится на него самостоятельно, а также понимать, когда он запачкался и нуждается в умывании или переодевании.
Тестируем знания ребенка — 4 лет
Для определения уровня знаний и умений ребенка в этом возрасте используют комплексные тесты, которые позволяют оценить его развитие в разных областях – от языкового и познавательного до физического и эмоционального.
В процессе тестирования обращают внимание на:
Речевое развитие и понимание слов
Познавательные навыки и способность к абстрактному мышлению
Моторику и координацию движений
Внимание и концентрацию
Социальные навыки и умение общаться с другими детьми и взрослыми
Эмоциональную сферу и умение контролировать свои эмоции
Многопрофильный тестирование проводится в специализированных центрах реабилитации, где опытные специалисты помогают определить уровень развития и проблемные области.
Таким образом, тестируя знания ребенка в четыре года, можно получить полезную информацию о его развитии и определить, что нужно делать дальше для продолжения успешного развития.
Что должны уметь дети в 3 года
Выше представлена краткая характеристика развития познавательной и двигательной сферы в трехлетнем возрасте. Теперь выясним, что должен уметь ребенок 3-4 лет.
Познавательные умения
- Называет свое имя, фамилию. Верно отвечает на вопросы, сколько лет, как зовут маму, папу.
- Собирает пирамидки, учитывая размер деталей. Правильно оперирует с вкладываемыми наборами предметов (формочки, матрешки).
- Самостоятельно строит вертикальные башни, используя до десяти кубиков. Складывает из кубиков паровозик.
- Усвоены главные геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Разложите перед ребенком набор этих геометрических фигур и предложите собрать все кружочки, затем квадратики или треугольники. Малыш должен справиться.
- Понимает связь между изображением на картинке и реальным предметом.
- Называет предметы и выделяет их основные части.
- Различает количество «один» и «много». Попросите подать один карандаш, много карандашей; одно яблоко, много яблочек.
Как оценить достижения в развитии внимания и памяти
Подготовьте два одинаковых набора по 25-30 карточек, на которых изображены знакомые ребенку предметы (наборы пригодятся неоднократно). Один набор разложите на столе или в ином удобном месте. Из другого набора возьмите одну карточку, спросите у ребенка, что на ней изображено. Потом предложите найти такую же картинку среди разложенных. Если первый раз малыш ошибся, поищите соответствующую карточку вместе. В дальнейшем, какой бы результат ни был, отложите эту пару, и переходите к следующему изображению.
Используйте для такой познавательной игры не более 10 подходов за один раз. Нормой развития внимания можно считать, если ребенок правильно находит соответствующую пару 5-6 раз.
Объем зрительной памяти в этом возрасте еще мал, но его полезно тренировать. Выложив в ряд несколько предметов, меняйте их местами и побуждайте малыша вернуть предметы в исходную позицию.
Можно проверить и оперативную слуховую память 3-летнего ребенка. Для этого научите его играть в «повторюшки». Вы говорите простое предложение из 5-6 слов («Птичка сидит на ветке березки», «Матвей и Даша едут в автобусе» и пр.), а малыш должен повторить. При составлении предложений придерживайтесь отвлеченного содержания.
Если ребенок не справляется с таким количеством слов, начните с четырех. Ориентируйтесь на норматив – 6-7 слов в предложении. Трехлетки могут справляться с такой задачей.
Речевой уровень
Дети могут не выговаривать многих звуков, но это не мешает им становиться все осведомленнее. Малыши к 3 годам знают понятия из следующих групп:
- посуда;
- мебель;
- одежда;
- многие животные (как домашние, так и дикие);
- виды транспорта;
- фрукты и овощи;
- продукты питания.
Этот список можно продолжить доступными малышу другими понятиями. Чтобы активизировать развитие речи у детей 3-4 лет, чаще задавайте им вопрос «Что это?», будь то реальный объект или изображенный на картинке. Ребенок будет пытаться объяснить, благодаря чему его лексический запас значительно расширится.
Пришло время освоить понятия пространственной ориентации: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, над, под. Играйте вместе, раскладывая игрушки или небольшие предметы, пока ребенок не усвоит, где лево-право и др. Для проверки предлагайте конкретную задачу. Например, «Поставь чашку слева, за ней – тарелку», «Посади зайчика справа, а ежика слева».
Уровень развития моторики
Интересует продвижение в формировании как мелкой, так и крупной моторики. При благополучном развитии в 3 года дети умеют прыгать на двух ножках, стоять несколько секунд на одной ноге. Успешно обучаются ездить на трехколесном велосипеде.
В этом возрасте малыши уверенно пользуются карандашами, рисуя хаотичные линии и петли. С интересом рисуют красками, и у них уже кое-что получается. Достижением является умение рисовать человечка, состоящего из головы и ног.
Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры для детей. Они занятны и доступны для 3-летнего ребенка.
Также дети этого возраста умеют продевать пуговицы в петли, самостоятельно застегивать одежду, накручивать шайбу на болт в крупных деталях конструктора.
Развитие каждого малыша имеет индивидуальные особенности. То, что освоил один к трем годам, другой может наверстать только в четыре. Причины могут быть различными: физиологические особенности, генетическая предрасположенность, болезнь ребенка, эмоциональные стрессы. Поэтому ко всем нормативам следует подходить как к ориентировочным, а не строго установленным.
Признаки задержки развития
Задержка развития у двухлетнего ребенка может проявляться по разным причинам
Родителям стоит обратить внимание в тех случаях, если не сформировались какие-либо из обязательных знаний, умений, навыков. В этом случае нужно обращаться к специалистам (невролог, врач ортопед, логопед-дефектолог), которые смогут при помощи специальных методик оценить отстает ли ваш ребенок, насколько это критично и требуется ли коррекция.
Помимо указанных выше в 2 года тревожными симптомами являются:
- отсутствие простых слов в речи и навыка применения их по назначению;
- отсутствие навыка повтора – букв, слогов и слов;
- непонимание обращенной речи и просьб;
- неумение жевать.
Если вы заметили хотя бы один из них, визит к специалистам не стоит откладывать
Важно помнить, что задержки развития гораздо проще скорректировать в раннем возрасте.