Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения, виды и формы заболевания

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками  дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексииОсобенности детей с определенным типом дислексии
ФонетическаяЭта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
СемантическаяВ этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
АграмматическаяДанный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
ОптическаяДля малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
МнестическаяПри этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Механизм дислексии

Навык чтения и письма как психофизиологический процесс возможен за счет слаженной работы таких анализаторов мозга, как зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Человеческий мозг, в процессе чтения, проходит через несколько этапов:

  1. воспринимает буквы, узнает их и различает;
  2. соотносит их с соответствующими звуками;
  3. складывает звуки в слоги;
  4. объединяет слоги в слова, а их затем в предложения;
  5. понимает и осознает прочитанное.

При дислексии наблюдается нарушение механизма восприятия или полная невозможность выполнить какой-либо этап из-за частного недоразвития психических функций, обеспечивающих нормальный процесс чтения.

Как лечится дислексия

Коррекцию дислексии необходимо начинать пока школьник не достиг десятилетнего возраста, в противном случае от нарушения трудно будет избавиться. Лечением дислексии занимается логопед или более узкий специалист.

Фонематическая форма дислексии поддается коррекции методом мультисенсорного интегрального обучения

Дети учатся отличать левую и правую стороны в книгах, развивают память и внимание. Также необходимо работать с мелкой моторикой пальцев рук малыша, обучать его правилам русского языка. При оптической дислексии необходима консультация окулиста, так как нарушение может быть спровоцировано ухудшением зрения (например, если школьник большую часть времени проводит за монитором компьютера или играет в видеоигры)

Здесь имеет место ограничение игр за компьютером, уменьшение времени просмотра телевизора, ношение специальных очков для чтения

При оптической дислексии необходима консультация окулиста, так как нарушение может быть спровоцировано ухудшением зрения (например, если школьник большую часть времени проводит за монитором компьютера или играет в видеоигры). Здесь имеет место ограничение игр за компьютером, уменьшение времени просмотра телевизора, ношение специальных очков для чтения.

При других формах расстройства применяют фонетические методы лечения, состоящие из специально разработанных упражнений для определенной формы дислексии.

Наиболее тяжелой формой считается семантическая дислексия. Именно этот вид заболевания труднее всех поддается коррекции. Самым эффективным способом лечения является методика Дейвиса – исследователя, который в детстве сам страдал дислексией. Его метод завоевал популярность и доверие медиков. Способ лечения часто советуют родителям больного малыша.

Метод Дейвиса

Благодаря методике Дейвиса ребенок постепенно развивает мышление, внимательность и память. Рекомендуется:

  1. Создать необходимую комфортную зону для ученика.
  2. Развитие координации. Понадобится пара резиновых мячиков, с помощью которых ребенок научится правильно определять левую и правую стороны.
  3. Лепка символов. С помощью пластилина для лепки школьник создает буквы, слоги и цифры, которые он сможет потрогать или понюхать. Во время лепки малыш лучше запоминает изучаемую информацию.
  4. Чтение в три этапа. Сначала ребенок учится узнавать группы букв, переводя взгляд слева направо, вторым этапом идет закрепление изученного, далее малыш должен научиться понимать смысл прочтенного предложения и всего текста целиком.

Многих родителей интересует вопрос: можно ли вылечить дислексию у детей в домашних условиях? Коррекцию заболевания лучше проводить под руководством специалиста, который подберет наиболее эффективные методы при определенной форме дислексии. Кроме того, опытный логопед посоветует родителям несложные упражнения, необходимые для закрепления пройденных навыков во время коррекции дислексии. Такие занятия надо регулярно повторять дома с детьми.

Заключение

Дислексия – серьезное нарушение, в дальнейшем воздействующее на психическое развитие детей. Если своевременно не подобрать методы коррекции и упражнения для лечения дислексии у младших школьников, малыш начнет ощущать себя не таким, как все, станет замкнутым или агрессивным.

Внимание!

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.

  • Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
  • Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
  • Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
  • Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.


логопедом

Как устроена программа

Программа представляет собой комплекс обучающих упражнений на игровой основе, используемых в интерактивном режиме. В течение длительного срока ребенок выполняет эти упражнения, что приводит к формированию базовых навыков, необходимых для освоения чтения. Облачные технологии позволяют обеспечить доступность, систематичность и регулярность занятий, являющиеся обязательным условием эффективности метода. Так как у детей с дислексией автоматизация возникает медленно, нельзя пропускать ни одного дня. В связи с этим роль родителей – мотивировать ребенка, напоминать о необходимости регулярного прохождения занятий и подбадривать, подчеркивая его успехи, даже если они еще незначительны.

В комплекс программного обеспечения включен диагностический модуль, который позволяет подобрать индивидуальный режим и уровень сложности упражнений. Данный модуль в режиме реального времени на протяжении всего периода обучения оценивает успешность формирования компонентов навыка и его предпосылок  и на основе этих данных формирует образовательную траекторию. Это необходимо потому, что возраст, уровень сформированности навыков чтения, тяжесть состояния дислексии у детей различаются.

Главная трудность для детей с дислексией ‒ научиться сливать слоги и автоматизировать слоговое чтение, переходя к чтению целым словом. Без полноценной коррекционной помощи они не могут с этим справиться за все годы обучения в школе. В школьной программе за букварным периодом следует освоение навыков слогослияния. Не умея сливать отдельные буквы в слог, ученик с дислексией затрудняется в понимании прочитанного слова. То есть при этом ряд букв переводится в целостный звукокомплекс, который ребёнок и соотносит в своём ментальном словаре с соответствующей лексической единицей, которая хранится в памяти. На этом основано понимание значения прочитанного слова. Именно этим навыком не могут овладеть дети с дислексией. А дети с нормой развития это осваивают в течение примерно полутора-двух лет.

Для того чтобы помочь преодолеть этот барьер, и была разработана специальная методика обучения, благодаря которой ребёнок усваивает слог целиком, как иероглиф, соотнося слог графический и слог фонологический. Таким способом, он может запомнить весь набор слогов русского языка, и читая распознает их целостно, что помогает перейти к чтению целым словом.

Именно этот метод, опубликованный  в 1995 году, был позже апробирован и положен в основу упражнений онлайн-платформы SLOGY. Это не просто комплекс упражнений, развивающий способности, а методика формирования полноценного навыка чтения полуглобальным методом обучения. Метод уже много лет успешно используется в некоторых детских садах как для детей группы риска, так и для обычных детей. Он облегчает освоение навыка чтения даже детям дошкольного возраста.

В программное обеспечение онлайн-платформы включены упражнения, требующие терпения и настойчивости, как от самого ребенка, так и от его родителей и педагогов. Наш опыт показывает, что большинство детей с интересом выполняют игровые задания slogy. Но тем не менее дети  нередко пропускают один или несколько дней по разным причинам. Это снижает темпы движения вперед, замедляет темпы автоматизации формируемых навыков. Поэтому мотивирующая помощь родителей может быть полезна.

Известно, что для полноценного овладения навыками чтения необходимы определенные психологические предпосылки, важные именно для чтения. Среди них на одном из первых мест находится достаточный объем оперативной памяти, оптимальный уровень способностей к запоминанию серийно организованного материала, где последовательность расположения знаков, объектов имеет принципиальное значение. Поэтому slogy включает в комплекс упражнений, развивающих эти способности:

  • развитие объема оперативной памяти на устные и письменные слоги;
  • развитие способности удерживать в оперативной памяти серий слогов (устных или письменных).

Для формирования и расширения объема ментального силлабария используются упражнения, ориентированные на:

  • запоминание основного набора слогов;
  • формирование способности к устному синтезу в процессе чтения (то есть восприятию и пониманию слова целиком).

Симптомы и причины расстройства чтения и письма у детей

Конечно, у маленького ребенка выявить дислексию достаточно трудно. Нарушения проявляются, когда ребенок начинает готовиться к школе или уже ходит в первый класс.

Вот основные симптомы, указывающие на дислексию:

  • ребенок не может распознавать буквы, которые уже вроде как выучил;
  • при чтении меняет буквы в словах местами;
  • перескакивает со строчки на строчку;
  • больше угадывает, чем читает;
  • пишет зеркально;
  • не понимает, где лево, а где право;
  • не усваивает правила и допускает много ошибок в словах;
  • допускает ошибки даже при списывании;
  • витает в облаках на уроках и не понимает, о чем говорит учитель.

Но при этом проявление одного или двух признаков не говорит о том, что обязательно проявятся и другие. Тут все индивидуально. Но и в случае проявления одного из симптомов тоже расслабляться не стоит.

ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ:

Скорее всего, вы спрашиваете себя: «Почему это произошло именно с нами? Что могло привести к этим нарушениям?». Попробуем ответить на ваши вопросы. Но вам придется напрячься и вспомнить прошлое.

1. Наследственность

Вы можете этого и не знать. Но если хоть кто-то в вашем роду или роду супруга страдал дислексией, то это может передаваться по наследству даже через несколько поколений.

2. Проблемы во время беременности и родов

Тут самые различные варианты: инфекция во время беременности, отслойка плаценты, анемия, переношенная беременность, обвитие пуповиной во время родов и др. Как правило, последствия этих проблем проявляются спустя время.

3. Курение, употребление до или во время беременности алкоголя или наркотиков

Все знают, что беременность желательно планировать. И все знают, что как минимум за полгода до зачатия нужно отказаться от всех вредных привычек и пройти полное медицинское обследование. Но все ли так делают? Конечно, нет! На то у каждого свои причины. Но в любом случае за ошибки родителей потом расплачиваются дети.

4. Проблемы и заболевания у ребенка в первые годы жизни

Тут тоже причины разные: сотрясение мозга, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания (краснуха, скарлатина, ветрянка, коклюш, полиомиелит, корь) и нейроинфекции (энцефалиты, опоясывающий лишай, менингиты, ботулизм, нейросифилис).

Конечно, обнаружение причины дислексии у ребенка ситуацию не исправит, но хотя бы вы перестанете терзаться вопросом «Почему?». Теперь перейдем к практике.

Методика Корнева

Методика Корнева, отличается от работы Дэйвиса, в основном тем, что помогает родителям либо педагогам, выявить дислексию на ранних этапах жизни ребенка.

Исследователь разработал ряд тестов, направленных на определение наличия дислексии у учеников.

Например:

  1. Ученик должен назвать по порядку предметы, расположенные на столе, а затем рассказать, зачем они нужны (солонка, салфетки, тарелки и т.д.).
  2. Повторить несколько жестов руками за взрослым, в правильной последовательности.
  3. Повторить за взрослым ритм или мелодию, простучав кулаком по столу.
  4. Показать, где у ребенка правая или левая рука, повторить с ногами.

Данные тесты, можно проходить не только для определения дислексии, а использовать как тренировку для ребенка.

Исследователь разработал курс для педагогов, занимающихся с детьми с дислексией. Техника включает в себя советы и подсказки, по оптимизации процесса обучения:

  1. Подбор для ученика с дислексией особенного темпа обучения.

Это поможет избежать проблем с освоением материала, на который у учащегося может уйти больше положенного времени. Отсутствие дополнительных образовательных часов, может серьезно отразиться на ученике, вплоть до появления депрессии.

  1. Периодический контроль, полученных навыков.

В процессе прохождения курса, учащийся приобретает навык автоматизации различных операций, например составления словесной связи. Необходимо проводить тестирование обучающегося для закрепления подобной автоматизации или нахождения новых связей.

  1. Один из самых важный советов, внедрение в курс обучения образовательных игр.

Процесс обучения проходит гораздо эффективнее, если ребенок мотивирован играть. Наиболее полезными, считаются игры, которые включают в себя необходимость читать, объяснять, показывать жестами.

Главное помнить, в игре, чтение не должно быть целью, ученик должен читать, чтобы достичь чего-то другого. Это формирует понимание, что чтение не является чем-то недостижимым.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о,  и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет

Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев

Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Как помочь ребенку адаптироваться к обучению?

Первым и самым важным этапом профилактики и коррекции дислексии у младших школьников является наблюдение. Признаки нарушения навыков чтения становятся заметны педагогу довольно быстро

Однако на начальном этапе важно следить за динамикой. 

Заметив особенности, которые могут указывать на дислексию, стоит понаблюдать, как именно они проявляются. Если ребенок сталкивается с характерными сложностями постоянно, необходимо ввести в курс дела родителей. Разговор должен быть предельно тактичным

Задача педагога – рассказать все, на что он успел обратить внимание, и помочь найти способы решения проблемы. Нередко сами родители уже замечали определенные особенности, однако списывали это на лень и неусидчивость ребенка.  Понимая, что учитель заинтересован в качественной адаптации школьника, они смогут оказать всестороннюю помощь. 

Если родители понимают всю важность адаптации ребенка с дислексией и коррекционно-вспомогательной работы, стоит посоветовать им проконсультироваться со специалистами в этой сфере. Это может быть логопед, психолог, невролог и т.д

Важно учитывать, что родители не всегда воспринимают преподнесенную учителем информацию лояльно. Однако даже в этом случае педагог имеет возможность оказать определенную помощь ребенку в школе: 

  • Не забывайте хвалить ребенка. Школьник должен чувствовать поддержку учителя. Недопустимо использование колких замечаний в адрес ребенка. В противном случае он может стать объектом насмешек сверстников. Чтобы поддержать ребенка, в начале можно хвалить его за любые сделанные усилия (даже если они не принесли желаемого результата), а затем – . за определенное количество правильно выполненных заданий. 
  • Разрешайте учащимся двигаться на переменах. Во время отсутствия детей в классе не забывайте проветривать помещение. Также учащиеся должны иметь постоянный доступ к питьевой воде.
  • По возможности используйте упражнения на стимуляцию мозжечковой деятельности. Они позволяют получить хорошие результаты, в несколько раз увеличив способность к обучению и восприятию информацию. К ним относятся:– Упражнения на балансировку;– Активная игра с предметами разного веса. Ребенку необходимо поймать их, по очереди подкинуть вверх и опять поймать;– Игра с подвешенным мячом. Перед детьми стоит задача по очереди отбивать мяч сначала правой, потом левой рукой, и наоборот;– Игра с мишенью. Детям необходимо попасть в цель дротиками;– Игра с летящим мячом. Задача ребенка – отбить его ракеткой.

Отличных результатов позволяет достичь артикуляционная гимнастика. Задача ребенка – постараться как можно четче произнести скороговорки, поговорки и пословицы. Эти и многие другие упражнения для коррекции дислексии у школьников помогут ребенку лучше адаптироваться к учебной деятельности. 

Педагоги, которые хотят улучшить собственные знания по данной теме, получить современное представление о возможностях  нейропсихологического подхода при работе с академической неуспешностью у детей, могут пройти в нашем Институте курс “Нейропсихологическая диагностика и коррекция дислексии, дисграфии и дискалькулии у младших школьников”. Он расскажет об основах нейропсихологии, функциональной организации мозга и высших психических функциях у ребят младшего школьного возраста, поможет овладеть навыками диагностики и коррекции трудностей в учебной деятельности. Кроме того, он научит использованию метода сенсорной интеграции и мультисенсорного подхода для повышения эффективности обучения нейротипичных детей, а также обучения и развития детей с ОВЗ. Курс будет полезен педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и другим педагогам, заинтересованным в повышении компетенции в сфере нейропсихологии. 

Все интересующие вопросы относительно признаков, профилактики и коррекции дислексии у школьников вы можете задать специалистам Института прикладного анализа поведения и психолого- социальных технологий по телефонам:

+7 (495) 150-51-35;

Симптомы

Дислексия симптомы могут выражаться по-разному и напрямую связаны с возрастной категорией заболевшего человека. Для того, чтобы было легче понять, в чем суть симптоматики, она классифицирована на несколько подвидов.

Первые симптомы рассматриваемого заболевания:

  • Неаккуратное держание ручки или карандаша в руке.
  • Нарушение когнитивных способностей.
  • Изменение порядка букв при образовании словесных единиц.
  • Изменение порядка букв и слогов в процессе письма или чтения.
  • Нежелание читать тексты вслух или самостоятельно писать сочинения.
  • Возникновение проблем в освоении алфавита и таблицы умножения.
  • Появление трудностей в ориентации по тексту.
  • Невозможность выполнения простейших заданий.
  • Возникновение трудностей в процессе освоения чистописания и чтения.

Симптоматика дислексии у детей дошкольного возраста:

  • Развитие речи, начавшееся в поздний период времени.
  • Проблемы в изучении и правильном произнесении словесных единиц.
  • Трудности при запоминании слов и их воспроизводстве.
  • Проблемы при изучении принципов письма и чтения.
  • Неправильное размещение букв и слов.
  • Трудности выстраивания коммуникации с ровесниками.

Симптоматика дислексии у детей школьного возраста:

  • Проблемы с восприятием речи на слух и при чтении.
  • Использование других слов, похожих по смыслу и произнесению.
  • Инверсия букв и перемещение позиций букв, слогов и словесных единиц в процессе прочтения текстов.
  • Трудности в распознавании арифметических символов.
  • Неуклюжесть и чрезмерная активность.
  • Проблемы с запоминанием фактической информации.
  • Нарушение равновесия.
  • Запоздалое освоение новых умений и знаний.

Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в средней школе:

  • Плохое качество чтения (в сравнении с ровесниками).
  • Нежелание читать вслух и писать.
  • Нарушенные когнитивные способности.
  • Нечитабельный почерк.
  • Ошибочное написание и произнесение слов.
  • Проблемы с распознаванием мимики и языка телодвижений.
  • Проблемы в выстраивании коммуникации с ровесниками.

Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в старшей школе:

  • Низкое качество письма.
  • Медленное чтение и допущение внушительного числа ошибок.
  • Некорректное произнесение слов.
  • Проблемы с распознаванием, краткой передачей и рефератированием полученной информации.
  • Нарушенные когнитивные способности.
  • Замедленная скорость выполнения заданий.
  • Сложности в приспособлении к определенным изменениям.

Симптоматика дислексии у взрослых:

  • Проблемы в понимании речи и письма.
  • Неразличимое произнесение слов.
  • Признаки дисграфии.
  • Трудности в последовательном размещении слов или чисел.
  • Рассеянность и невнимательность.
  • Нарушенные когнитивные способности.
  • Проблемы с рациональным распределением собственного времени.

Для того, чтобы моментально распознать наличие дислексии у вашего ребенка, рекомендуем вам посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». Если вам удалось отметить у своего ребенка признаки развития недуга, тогда нужно моментально записаться на приём к врачу, который располагает необходимым оборудованием для проведения качественного осмотра.

симптомы дислексии

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий