Способы рисования
Для рисования понадобятся:
- стол;
- стекло для песка;
- лампа;
- просеянный мелкий песок либо манная крупа.
Простейший вариант – приобретение в магазине трафаретов, нередко продающихся в комплекте с песком. Такие наборы содержат изображение на клейкой основе с защитной пленкой. Сложные рисунки с использованием нескольких цветов разделены на ячейки. Цветной песок насыпают на поверхность изображения после удаления пленки. Излишки материала удаляются путем поднятия трафарета в вертикальном положении.
Можно воспользоваться нарисованной от руки картинкой, на которую наносится клей ПВА, после чего песок насыпается на изображение так же, как и в предыдущем случае. Фрески отличаются от трафаретов наличием рамок.
Оригинальный вариант рисования – с использованием вместо бумаги и клея разнообразной стеклянной посуды. Для творчества понадобятся: цветной песок, воронка, кувшин, стакан или графин причудливой формы. Песок через воронку слоями засыпается в емкость, и получаются оригинальные композиции.
Помимо перечисленных способов творчества, с использованием цветного песка можно изготавливать флорариумы, заниматься лепкой фигур, создавать поделки. В интернете встречаются видео с пошаговыми руководствами, как творить песочные произведения искусства.
- https://zdorovyemalisha.ru/igry/sdelat-tsvetnoj-pesok.html
- https://sdelala-sama.ru/podelki/3644-cvetnoy-pesok-svoimi-rukami.html
- https://vseprorebenka.ru/razvitie/igry/risovanie-cvetnym-peskom.html
- http://weller.ru/novosti/cvetnoj-pesok-svoimi-rukami-iz-peska-manki-ili-soli/
Как сделать стол для песочной анимации своими руками
Игровая деятельность в кругу семьи гораздо полезнее для малышей раннего возраста, чем групповые занятия в развивающих центрах. Планшет для рисования песком с подсветкой можно сделать дома из подручных материалов. Папам понадобятся:
- деревянный ящик;
- подходящий по размеру кусок оргстекла;
- гвозди;
- изолента, скотч;
- краска по дереву;
- фонарик, лампа.
Процесс изготовления займет не более 1–2 часов, а детской радости не будет предела. Сделайте столик побольше, чтобы пользоваться всей семьей одновременно. Инструкция состоит из следующих шагов:
- Очистите деревянный ящик от лишнего, уменьшите высоту бортов. Средняя глубина пространства – 10–15 сантиметров.
- Уберите нижнюю крышку или сделайте прорезь для установки стекла.
- Поставьте прозрачную часть на нижнюю половину.
- Тщательно закрепите стекло планками снизу.
- По бокам сделайте отделения для хранения мелочей (палочек, сита, граблей). Для этого прибейте планки, отступая от края пару сантиметров.
- Установите ножки к столику. Высоту выбирайте по росту и возрасту младшего ребенка.
- Под стол поставьте яркий фонарь или электрическую лампу с хорошей мощностью.
- Рабочее место для маленького художника готово.
Посмотрите видео-инструкцию о том, как сделать световой стол для рисования песком своими руками дома:
https://youtube.com/watch?v=bAj0q1EImZc
Композиции из песка нельзя повесить на стену, оставить на память, чтобы показать друзьям и родственникам. Это единственный минус такого творчества. Но выход есть. Записывайте удачные занятия на камеру, фотографируйте рисунки. Сделайте ролик, наложив на слайды музыку.
Запоминание цифр и букв
Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и цифры — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.
Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.
Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса
Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву. А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь
Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время
А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.
8 игр на развитие мелкой моторики
3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников
3 важных вопроса о раннем развитии
С какого возраста начинать?
Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.
Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.
Период каракульного рисования имеет свои этапы и в это время важно не допустить блокировки этого процесса у малыша:
- хаотические каракули (до года). Это время, когда ребёнок только берёт в руки карандаш, тыкает им в листочек, радуясь, что там остаются следы. Родителям следует поддержать с крохой обратную связь, положительно реагируя на его творчество;
- циркулярные каракули (1-2 года). Теперь малыш осознаёт, что может управлять своим движением и активно рисует кружки, линии, закорючки. На этом этапе у родителей появляется соблазн научить своё чадо рисовать правильно: квадратный дом, круглое солнышко. Такие действия блокируют образное мышление ребёнка;
- продвинутые каракули (2-3 года). Это последний период «до изобразительного» рисования, на котором малыш обнаруживает, что в нарисованных им кружках, точках и кривых линиях есть смысл. Процесс должен приносить ребёнку радость: чтобы подержать самооценку крохи, родителям следует вешать на стену даже каракули, любоваться ими и с гордостью показывать друзьям.
Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.
Световой стол (планшет) для рисования песком — что это такое?
Прежде чем приступить к методике рисования песком на световых столах для детей, нужно понять, что представляет собой это приспособление.
Стол или планшет – это ящик для рисования песком. Он может быть выполнен из таких материалов:
- Дерево;
- Фанера;
- Пластик;
- ДСП.
Приспособления продаются в виде стола или планшета. Главное их отличие – наличие или отсутствие ножек. Если ребенку еще нет трех лет, то рисование песком для него должно проходить на полу. Малыш не должен стоять на стуле, ведь, увлеченный игрой, он может оттуда упасть. Значит, вам нужно приобрести планшет.
Стол (приспособление на ножках) подойдет детям, перешагнувшим трехлетний рубеж. Специальные телескопические опоры регулируются по высоте. Поэтому стол может «расти» вместе с малышом. Лучший вариант для сомневающихся родителей – съемные ножки. Благодаря этой функции стол быстро превращается в планшет.
Психологи рекомендуют применять экраны с подсветкой, которые имеют прямоугольную форму. Прямоугольник не сдерживает формат рисунка. Дети легко определяют центральную часть композиции. Эта форма помогает создавать различные симметричные, геометрические фигуры.
Приспособление имеет бортики, которые не позволят материалу высыпаться. Добавляет удобства в использовании «наполнение» стола. К нему относится такая «начинка»:
- Отсек для хранения остатков сыпучего материала;
- Небьющееся матовое стекло (полимерный материал);
- Подсветка, состоящая из светодиодной ленты;
- Кварцевый песок.
Для рисования подходит материал любого цвета. Однако лучшим вариантом считаются светлые, почти белые тона.
Что нужно купить: материалы и инструменты
Для занятий используют специальный стол для песочной анимации и песок. Песок для рисования отличается от того, который можно увидеть на пляже. Это кварцевый песок, все песчинки максимально приближены к одному размеру. Хотя классическим вариантом для песочной анимации обычно называют вулканический.
Песок для графики
Со временем этот материал «срабатывается», песчинки разбиваются друг о друга, песок становится мягким, им тяжело работать. Потому его необходимо периодически менять.
Специальные материалы для песочной графики можно достать только в центрах, где занимаются этим видом искусства. В крупных городах обязательно есть несколько студий песочной анимации. Чаще всего, основным видом деятельности для них являются уроки рисования песком для детей.
Стол для песочной анимации стоит не очень дорого, но в домашних условиях его можно заменить на самодельный. Конструкция довольно проста — стекло, светоотражающая пленка или лист бумаги под ним, лампа с рассеянным светом. Но необходимо сделать бортики, чтобы остатки не просыпались на пол.
Стол для песочной графики
Стол с подсветкой
Обучение рисованию цветным песком для детей
Роль используемого цвета достаточно весома. Поэтому стоит разобрать основные варианты и то, как они влияют на восприятие:
- оранжевый несет радость и оптимизм, позволяет снять напряжение и избавиться от стресса;
- желтый повышает концентрацию. Особенно рекомендуется использовать его для детей дошкольного возраста;
- зеленый улучшает сон, успокаивает;
- голубой помогает налаживать взаимоотношения с людьми, он буквально несет с собой доброту и общительность;
- фиолетовый позволяет творить, проявлять инициативу;
- красный заводит, добавляет активности, а порой агрессии.
Разновидности песка
В чем польза этого занятия
Американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф подала интересную идею педагогам и родителям, как организовать досуг малышей и заняться развитием разнонаправленных навыков одновременно.
Она создала песочный видеоролик. Герои оживали, действовали на светящейся доске. Художница рисовала их пальцами с помощью песка. Идею подхватили другие мультипликаторы. Метод создания образов и сюжета заслужил высокую оценку.
Постепенно рисование на специальной доске с песком пришло в жизнь простых обывателей. Педагоги стали практиковать такие занятия с детьми разного возраста. Увлекательный метод педагогической работы изучался с точки зрения психологии, физиологии, дидактики. Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий:
- Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время урока, развлечения.
- У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось.
- Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра.
- Развивается моторика. Детсадовцам надоел пластилин, карандаши, тренировать ловкость пальчиков с помощью светового планшета и песка не менее полезно. Одновременно с моторикой развивается речь.
- Совершенствуется графомоторика. Школьники развивают способность повторять контур, правильно удерживать ручку, соблюдать ритм движений.
- Подходит для любого возраста. С удовольствием рисуют на доске ясельники, школьники и взрослые. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого.
- Избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов, тиков, бессонницы. Здоровые дети на занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.
- Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.
Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества:
- Расходные материалы стоят дешево. Песок не обязательно покупать, используйте манку, молотый кофе.
- Сделать планшет для рисования можно своими руками. Потребуется лампа, оргстекло, деревянная коробка. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода.
- Научить малыша рисовать песком может любая мама, папа, бабушка. Для занятий не нужно специальное образование, курсы.
Посмотрите примеры работ в интернете и смело начинайте творить.
Давайте поэтапно рассмотрим пользу рисования для детей разного возраста:
✱ Совместный досуг
Сложно переоценить роль совместной деятельности в развитии детей. Это несомненно положительно влияет не только на развитие ребёнка, но и на Ваши эмоции от совместных маленьких достижений и побед, пусть даже если они только между Вами.
✱ Развитие когнитивных способностей
Рисование задействует отделы мозга, связанные с удержанием и преобразованием образов. В каком-то смысле, нарисовать любой предмет — значит вспомнить его. Рисуя с натуры или срисовывая, ребенок много раз обращается к одному и тому же предмету, детально его изучает, фиксирует физические свойства.
✱ Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика у детей развивается с начала их рождения, однако рисование помогает ускорить этот процесс, позволяя повысить навыки письма, ловкости и скорости реакции, что стимулирует участки мозга, ответственные за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский когда-то заявил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уже давно никому не нужно доказывать, что мелкая моторика (способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног) важна
Она связана с вниманием, памятью, зрением и нервной системой и из-за близкого расположения речевого и моторного центров в головном мозге — с речью
✱ Возможность самовыражения
Как, в принципе, и любое творчество — рисование это способность выразить своё «Я». Маленькие дети не всегда всё могут описать свои чувства, эмоции и настроение словами. В этом случае — краска и лист бумаги — их настоящие помощники! Образно проявляя своё состояние, которое находит отражение в получившихся раскрашенных, разукрашенных или нарисованных работах, юные творцы метафорически общаются со своим внутренним «Я».
✱ Познание мира
Маленькие художники часто сталкиваются с нехваткой нужных знаний для создания своей работы: это заставляет в реальной жизни их подмечать больше особенностей мира, что способствует развитию наблюдательности и внимательности.
✱ Раскрытие креативного потенциала
Всё чаще в современном мире можно услышать о креативных способностях, которые так необходимы для карьерного роста на работе и продуктивного развития личности. Рисование влияет на развитие альтернативного мышления и умения находить различные варианты развития событий.
Материалы для рисования песком
Чтобы учиться рисовать на песке, нужно приобрести перечень материалов и приспособлений. Все они доступные, серьезно раскошелиться не придется. Вот что потребуется юному художнику:
- стол с бортами и подсвечивающим устройством снизу;
- песок;
- антистатик в баллончике;
- дополнительные приспособления – художественные кисти, палочки, сито, шаблоны;
- широкая и плоская кисть для выметания песчинок из углов стола.
Антистатик необходим для предотвращения склеивания песчинок, которое неизбежно при многократном использовании кварцевого материала. Спрей положено распылять перед каждым занятием. Подходит обычный антистатик, предотвращающий прилипание одежды из синтетики к телу.
Стол можно купить, сделать самостоятельно. Самодельная конструкция – соединенные в прямоугольную форму борта с дном из матового стекла или пластика толщиной до 5 мм. Снизу необходимо закрепить лампу так, чтобы получился рассеянный свет. Освещение может быть любым: в теплом и холодном диапазоне, даже цветным. Ножки стола не должны шататься, иначе при рисовании не получится вывести аккуратные линии.
Готовый стол – конструкция с бортами и дном в виде подсвечиваемого планшета. Оптимальный формат – 130×70 см, но для ребенка достаточно 70×50 см. Высота бортов должна быть не меньше 6-7 см, но со стороны рисующего только 3 см, иначе будет неудобно рисовать нижние элементы. С правого и левого боков необходимо оставить отступы для песка шириной 10-15 см. Желательно, чтобы эти участки находились в одной плоскости с пространством для рисования, так удобнее применять многие техники. Но в некоторых готовых столах с обеих сторон предусмотрены лотковые выемки.
Песок подойдет любой. В зоомагазине можно купить аквариумный, а в супермаркете в детском отделе – специальный для творчества. Можно обратиться в студию детского и взрослого творчества, где практикуют песочную анимацию, если такое заведение есть в населенном пункте. Там наверняка не откажутся продать небольшое количество песка. Фракция материала тоже может быть любой. Желательно обзавестись разной, так как мелким песком удобно создавать тона и полутона, а крупным – большие детали изображения.
Если поблизости от дома есть река, можно накопать песка на берегу. Только придется профильтровать его через мелкоячеистое сито, затем промыть. Процедура промывания выглядит так:
Всыпьте в ведро 4-5 кг песка
Это стандартное количество для рисования.
Залейте водой до края ведра.
Аккуратно размешайте рукой или большой ложкой.
Когда пылевые и грязевые частицы поднимутся на поверхность, а более тяжелые песчинки осядут на дно, осторожно слейте воду.
Повторяйте процедуру, пока сливаемая вода не станет кристально чистой.
Очищенный материал просушите на балконе, если стоит солнечная погода, или на батарее, или в духовом шкафу.
Сыпучий материал положено обновлять раз в 3 месяца, а если ребенок рисует каждый день, то раз в 1,5 месяца. Если этого не делать, песок станет менее податливым, поскольку при постоянном трении песчинки разрушаются, структура материала размягчается.
Рисование песком для детей
Для маленьких детей данное занятие так же будет нести развивающий характер и увлекательную игру одновременно. А дети в возрасте от 3 до 7 лет смогут сами нарисовать красивую картину песком.
Польза от рисования
Что полезного несет в себе рисование песком для детей. Занимаясь с песком, у ребенка развивается мелкая моторика рук, и он учится контролировать движение тела. Это занятие делает их сосредоточенными и аккуратными. Потому что, если относиться к работе спустя рукава, картина не получится. Рисуя, дети успокаиваются. Песочек приятен на ощупь, это мягкий материал.
Как научить ребенка работать разноцветным песком.
Для начала необходимо приобрести разноцветный песочек и трафареты. От того, что вы будите использовать в виде трафарета, есть два способов рисования.
- Первый способ. Рисуем цветным песком по готовым трафаретам. Очень простой способ и подойдет для самых маленьких детей. Хороший результат будет гарантирован. Необходимо отделять защитную пленку и посыпать липкие фрагменты рисунка песочком. Можно это делать прямо из пакетика. Это выглядит так, вместе с малышом определяетесь, какие детали картины будут, например, красного цвета, и закрашиваете их. Остатки песка стряхиваете в заранее приготовленную емкость. В результате у вас получатся четкие и яркие элементы картины. С другими частями рисунка проделываете тоже.
- Второй способ. Используем вместо трафарета клей ПВА. Необязательно покупать дорогие трафареты в магазинах. Для домашнего использования или чтобы просто занять ребенка, можно покрыть клеем ПВА любую детскую раскраску и посыпать её разноцветным песочком. Результат тоже будет хорошим. Клеем нужно покрывать детали по очереди. Сначала, те, что красите в один цвет, потом посыпать их песком, подождать пока клей высохнет. А потом только стряхивать остатки песка. Этот способ больше подходит для детей постарше, которые могут уже подождать, потому что процесс довольно долгий. Только необходимо выбирать раскраски из плотной бумаги.
Как самостоятельно сделать разноцветный песок.
Цветной песок продается в хобби-магазинах и других специализированных магазинах. Так же можно приобрести готовый набор с трафаретами и песком. Но можно и самим сделать цветной песок дома.
Чтобы превратить обычный песок в цветной нужно:
- чистый песок;
- песочек очистить от мусора, помыть под проточной водой и высушить в духовом шкафу;
- распределить получившийся продукт по стаканчикам и залить водой (жидкости должно быть столько, чтобы немного покрыть песок);
- в получившуюся жидкую массу положить краску и хорошо все смешать;
- оставить стаканчики на полчаса;
- через полчаса вылить жидкость, а цветной песок тонким слоем распределить на пленке или фольге. На фольге песочек можно подсушить в духовом шкафу.
Если нет возможности найти песок, можно взять манную крупу и покрасить ее таким же способом. Необходимо растворить краску в воде и добавить манную крупу (на пол стакана воды — 1 ст. ложка манки).
Какими бывают?
В наше время ассортимент наборов с разноцветным песком достаточно широкий. Они отличаются и сюжетом, и детализацией, и некоторыми другими характеристиками. Обычно основу из картона покрывает белая защитная бумага с нанесенными на нее контурами и цифрами, соответствующими определенному оттенку песка.
Некоторые производители предлагают наборы с цветным фоном. В них нужно отсоединять трафарет и засыпать на его место песок такого же оттенка. Также встречаются картонные основы без цифр, к которым отдельно прилагается тонкий бумажный шаблон с нанесенной нумерацией.
Входящий в состав песок обычно яркий, встречаются и неоновые цвета. Иногда для создания определенного оттенка производитель предлагает смешать два материала разного цвета в заданной пропорции.
Тематика песчаных картин бывает самой разной. Это и животные, и здания, и герои мультфильмов, и растения. Большим спросом пользуются новогодние изображения, например, елка с игрушками или снеговик.
Хотя материал и считается экологически чистым, брать яркие песчинки в рот недопустимо, поэтому занятия в раннем возрасте обязательно должны быть под присмотром.
Техника рисования песком
В технике создания песчаных рисунков нет сложности, но при обучении ребенка придется быть терпеливым. Основной инструмент – руки художника, но возможно применение вспомогательных приспособлений.
Прежде чем ребенок приступит к рисованию, познакомьте его с художественным материалом. Предложите погрузить руки в песок, пересыпать его из одной ладони в другую, рассказать о своих ощущениях. После знакомства с материалом можно приступать к обучению методам рисования.
Высыпание из кулака
Это первый метод рисования песком своими руками, который должен освоить дошкольник. Попросите набрать материал в ладонь, сжать ее в кулак, повернуть по вертикальной оси, чтобы песчинки посыпались вниз. Объясните ребенку, что количество высыпающегося песка регулируется сжатием и расслаблением мышц кулака. Если высыпается больше песчинок, «холмик» получается плотнее и темнее. Так создаются изображения с плавным переходом от света к тени.
Линии разного размера
Далее дошкольники осваивают рисование линий разной толщины, длины, извилистости. Научите ребенка рисовать пунктиры, завитки, волны. Это лучший метод привыкания к оригинальной технике рисования для дошкольника младшей группы.
Для создания тонкой прямой или изогнутой линии нужно насыпать из кулака полосу песка, затем сложить два пальца – большой и указательный, провести ими по полоске. Получится линия одинаковой толщины на всем протяжении. Объясните ребенку, что нельзя сильно напрягать пальцы, иначе изображение может получиться неровным. Если же требуется более толстая линия, пальцы нужно соединить наискосок.
Рисование разными частями руки
При рисовании на песке применяют разные части руки. По материалу водят одним или несколькими пальцами, сдвигают и раздвигают их. Крупные элементы и толстые линии изображают кулаком и идущим от мизинца ребром ладони. Для создания множества мелких деталей тыкают по песку кончиками пальцев, тонкие линии проводят ногтями.
Рисование по темному и светлому
Когда вышеописанные методы рисования освоены, можно приступать к выбору композиционной основы. Рисовать можно «по темному»: засыпать фон песком, чтобы делать на нем светлые линии. Либо «по светлому», то есть создавать темное песчаное изображение на пустом фоне. Обычно профессиональные художники комбинируют эти методы. Ребенку на начальном этапе достаточно освоить их по отдельности.
Рисование с использованием вспомогательных приспособлений
Чтобы рисование на песке в детском саду было увлекательнее, пусть дети используют не только свои пальцы и ладони, но и дополнительные приспособления. Чем можно рисовать:
- Художественные кисти разной жесткости. Ими удобно изображать волосы, шерсть.
- Зубочистки, палочки хаси для суши, кулинарные шпажки. Оптимальны для создания тонких и изящных линий, причудливых узоров, детальной прорисовки. Желательно использовать деревянные изделия, они не поцарапают пластиковое дно рисовального стола.
- Расческа, небольшие грабли. С их помощью получаются аккуратные волны.
- Цветная бумага. Ее кладут на стол, поверх сыплют песок. Незакрытые участки рисунка получаются разноцветными. Метод применим для создания флористических мотивов, абстрактных узоров.
- Воронка. Насыпать через нее песок, создавать горки, дорожки, узоры – увлекательное занятие.
- Мелкоячеистое сито. С его помощью покрывают стол тонким песчаным слоем, который может стать фоновой основой для рисунка.
- Трафареты. Можно использовать готовые. Или вырезать их для занятия из пластиковых крышек, картона. Или приспособить для этого разные плоские предметы. Нужно положить их на чистую поверхность стола, присыпать песком, а затем аккуратно убрать.
- Маятник. Прикрепите к нитке грузик округлой формы, дайте ребенку. Пусть раскачивает маятник над песчаной поверхностью, создавая узоры разной глубины. Это замечательный метод закрепления навыка правильного нажима и скорости движений при создании рисунка.
- Цилиндр с узорами. Можно использовать туалетную втулку. Нанесите на нее узоры толстым слоем клея. Дождитесь высыхания, затем дайте ребенку. Пусть катает цилиндр по песку, создавая узорчатые дорожки.
Советы новичкам
Осваивать нетрадиционную методику для раннего развития, развлечения детей нужно после просмотра видеоуроков или рекомендаций профессионалов. Новичкам полезно знать следующее:
Ставьте точки подушечками разных пальцев. Запоминайте, какой они будут величины. Это поможет не ошибиться в выборе пальчика при рисовании глаз, плодов, рисунка на теле животных.
Перед уроком старайтесь засыпать ровный слой песка на стекло. Используйте сито, воронки, чуть позже кулаки.
Не разравнивайте поверхность пальцами. Отпечатки оставляют неэстетичный след.
Когда малыши научатся создавать простые изображения, пробуйте создавать композиции из мелких деталей с использованием подручных инструментов.
Профессионалы минимизируют количество прикосновений к песку. Движения должны быть размашистыми, уверенными.
Выберите лучший вариант рисунка для вашего уровня. Отрабатывайте технику его создания до совершенства. Репетируйте схему несколько раз.
Перед нанесением штриха продумывайте его длину и ширину.
Рисовать песком можно на светозвуковой доске, черном отполированном столе, кухонном противне
Самое важное – контраст поверхности и сыпучего материала.
Познание окружающего мира
Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.
Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.
Игровые упражнения
В домашних условиях, в детском саду, на занятиях по раннему развитию малыши учатся с помощью игры. Это лучший способ научить сложному через простое. Настольная песочница с высокими бортами и игровые упражнения для дошколят помогут вам в этом.
Тренируем пальчики
Первое знакомство с анимацией начните не с теории, а с практики. Дайте возможность потрогать, понюхать, исследовать материал. Включите подсветку в песочнице. Можно поставить негромкую музыку, чтобы малыши погрузились в процесс целиком, поняли, что сейчас будет происходить что-то необычное.
Попросите дошкольников нарисовать пальчиком на стекле любой предмет, фигуру. Пусть вдоволь повозятся с песком.
Одновременно с этим развивается моторика, воображение, внимание
Играем в прятки
Понадобятся грабли, лопатки и толстый слой песка. Раздайте ученикам маленькие игрушки (фигурки от киндера). Попросите закопать незаметно для других. Устройте соревнования, кто быстрее найдет игрушку друга с закрытыми глазами с помощью пальчиков.
Какой сюрприз у меня
Педагог прячет в песочнице разные предметы небольшой величины (пуговки, тряпочки, бумажки, фигурки, мячики, монетки). Задача детей: найти по одному предмету руками, отгадать, что это, на ощупь. В процессе понимания, ощупывания предмета нужно рассказывать о своих ощущениях, предположениях.
Клад
Песок нужно пересыпать в глубокую емкость или сундучок. Положите внутрь пиратские сокровища: бусы, монеты, карту, «драгоценные камни». Искать клад нужно одним пальчиком. С каждой находкой связывайте увлекательную историю. Расскажите ее сами или придумайте с детьми.
Камень
Найдите на улице булыжник. Пусть он будет неприятным на ощупь: холодный, скользкий, шершавый и прочее. Закопайте предмет в песке. Попросите детей одновременно прикоснуться к неизвестному предмету, рассказать, что они чувствуют, почему им неприятно и тому подобное.
Продолжите исследования в группе, когда камень извлекут из песочницы. Тактильные ощущения отвечают за формирование речи, тренируют эмоциональную выдержку.
Первые детские рисунки
Первые детские рисунки будут в виде хаотичных линий, набросанных по всему листку, — так ребенок осваивает первые азы в этом искусстве.
Чуть позже, ребенок станет сам искать осмысленные формы в своих рисунках. Это сложный интеллектуальный процесс для малыша. Часто родители «торопят» ребенка, стараясь разглядеть в его рисунках определенные предметы. Не следует подсказывать ему собственные ассоциации. Даже в возрасте старше трех лет будет лучше, если ребенок сам объяснит, что он нарисовал.
Не следует давать оценку и тем более критиковать рисунок ребёнка. Это его первые шаги, его воображение, он видит таким нарисованный объект, что связано с личным восприятием, поэтому лучше просто похвалить и сказать, что вам нравится в его рисунке.
Как выбрать набор для детей?
Покупая фреску для ребенка, уделите внимание важным нюансам
- Маркировка. Все наборы имеют отметку о рекомендуемом возрасте, например, «3+» или «4+». Кроме того, на упаковке должна быть информация о безопасности изделия для детей.
- Состав набора. Число предметов в продукции разных фирм отличается, к примеру, есть наборы с рамкой, чтобы рисунок из песка мог украсить стенку детской комнаты.
- Сложность. Картинки могут состоять из малого числа элементов или из множества разноцветных деталей. Для первых уроков лучше подойдут простые изображения, состоящие из крупных частей.
- Пол ребенка. Такая характеристика может повлиять на тематику рисунка, например, мальчику можно приобрести картинку с машиной, девочке – с принцессой. Хорошим выбором будет и универсальное изображение – какое-то животное или красивый пейзаж.
Начинаем работу-игру
Первое, что делаем, повторяем правила работы ))
- моем руки перед рисованием и после
- бросаться песком нельзя
- нельзя брать песок в рот, нельзя бросать на пол, нельзя вытирать руки об себя
- специально выбрасывать песок из емкости нельзя
Думаю, этого достаточно, чтобы избежать разных неприятностей. Вы засыпали «стол» песком. Можно сделать это вместе с малышом. Засыпать песок можно разными способами: просеяли, посыпали как дождик, насыпали горкой и растерли ее по тазику и т.д. Кстати этот процесс тоже очень нравится малышам, не лишайте их возможности поучаствовать. Включите спокойную музыку, чтобы она звучала фоном. Теперь можно предложить ребенку порисовать. Для рисования песком есть различные приемы. Начните с того, что позвольте ребенку познакомиться с песком, покажите ребенку, что такое песок. Покажите, как можно почувствовать песок: пусть малыш погрузит ручки в песок, потрогает его, сожмет в кулачки, пересыплет из ладошки в ладошку. Таким образом он расслабится и подготовиться к спокойной работе.
Книга, больше для педагогов, о песочной терапии. «Песочная терапия в развитии дошкольников» Авторы:Ольга Сапожникова, Елена Гарнова