Нарушения распорядка дня
Очень часто сбои режима дня происходят, когда ребенок болеет, режутся зубки, или по другим причинам. Иногда во время путешествий при перелете на самолете также сбивается привычный распорядок. Ничего страшного, постепенно кроха придет в норму и восстановит привычный распорядок.
Если малыш выбился из режима
Бывает, что малыш здоров, а спать уложить не получается вовремя. Родителям стоит анализировать все события и искать причину такого поведения. Причины бывают разные:
- Иногда ребенок не сильно устает, поэтому нужно добавить активных игр с элементами физического развития.
- В других случаях ситуация противоположная. Уснуть кроха не может из-за перевозбуждения. В этом случае рекомендуется исключить активные быстрые игры за некоторое время до сна.
Режим ребенка в годик очень важен для его развития и полноценного роста
При планировке дня важно учитывать не только особенности и пожелания крохи. Составлять распорядок дня нужно так, чтобы малышу было удобно, но при этом родителей также он устраивал. По мнению известного педиатра Евгения Комаровского, режим дня больше нужен взрослым, чтобы упорядочить их жизнь, малышу в принципе все равно
По мнению известного педиатра Евгения Комаровского, режим дня больше нужен взрослым, чтобы упорядочить их жизнь, малышу в принципе все равно.
Социальное взаимодействие
Социум ребенка в возрасте 1 года 9 месяцев заключается в узком круге: родители, бабушки, дедушки, братья, сестры. На посторонних малыш реагирует по-разному, но в большинстве случаев настороженно. Тем не менее, он уже умеет общаться в своем кругу, по-своему выражать свои чувства, говорить понятно для узкого круга близких и выполнять общепринятые действия:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что при здоровом развитии умеет ребенок в 1 год и 4 месяца?
- выполнять просьбы взрослых: например, подать что-нибудь, показать, поздороваться, попрощаться, согласиться, покивав головой;
- он различает некоторые цвета, но может их путать и это нормальное явление;
- он может продемонстрировать, с какими звуками у него ассоциируются те или иные животные;
- он умеет держать в руке ложку и кружку во время еды, правильно обращаться с ними.
1 год 9 месяцев – период активного развития и время, когда можно начать расширять круг общения малыша, но это не значит, что его нужно устраивать в детский сад (рекомендуем прочитать: что это – комбинированный детский сад и как туда отдать ребенка?). Такая нагрузка на психику будет преждевременной. Как вариант, можно воспользоваться услугами детского центра раннего развития, в котором проходят занятия именно с детьми такого возраста. Занятия в таких центрах непродолжительны, но ребенок начинает расширять круг своего общения, развивает коммуникативные навыки и активно взаимодействует с незнакомыми людьми.
Кроме этого, общение с большим количеством людей помогает развитию речевых навыков, у детей формируются устойчивые умения произносить новые слова, понимать, когда к ним обращаются другие люди. В итоге процесс развития происходит активнее, дети начинают быстрее внятно произносить слова и короткие словосочетания, увеличивать свой словарный запас.
Физические параметры
Начать стоит с физических параметров. Их обычно измеряет педиатр в детской поликлинике, но мама или папа может провести замеры самостоятельно в домашних условиях с помощью ростомера, детских весов и сантиметровой ленты.
Установлены усредненные значения для основных параметров. Средний вес ребенка варьируется от 10,2 до 11 кг, рост – от 80 до 82,5 см, обхват грудной клетки – от 50 до 50,5 см, а окружность головы – от 46 до 47,5 см.Это среднестатистические показатели, но нормы для мальчиков и девочек несколько различаются. В таблице ниже приведены значения для девочек и мальчиков:
Оцениваемый параметр | Значения для мальчиков (границы норм) | Значение для девочек (границы норм) |
Рост | От 76,8 см до 87,8 см | От 74,8 см до 86,6 см |
Масса тела | От 8 кг 800 г до 13 кг 700 г | От 8 кг 100 г до 13 кг 300 г |
Обхват грудной клетки | От 47,3 см до 54 см | От 47,7 до 53 см |
Окружность головы | От 44,6 см до 50 см | От 43,4 см до 49 см |
Важно! Учитывайте возможные погрешности при измерениях, обусловленные человеческим фактором, особенностями физического состояния ребенка на момент замеров и характеристиками используемых измерительных приспособлений. Обычно отклонения составляют до 3-5 мм и до 100-300 г.
Самое главное – оптимистичный настрой!
Внутриутробно ребенок получал готовые питательные вещества из крови матери, теперь ему самому приходится переваривать пищу. Желудочно-кишечный тракт у крохи незрелый и поэтому возникают функциональные расстройства пищеварения в виде кишечных колик, срыгиваний или нарушений стула. Если исключены серьезные патологические состояния и заболевания, протекающие с подобными симптомами, то причины функциональных расстройств можно поделить на 2 группы:
1. Связанные с мамой: отягощенный акушерский анамнез, погрешности в питании, стресс в семье и эмоциональная лабильность, нарушение техники кормления и перекорм, вредные привычки, неправильное разведение смеси.
2. Связанные с ребенком: анатомическая и функциональная незрелость органов ЖКТ, перенесенная гипоксия, аллергические заболевания кишечника, особенности формирования кишечной микробиоты и многие другие.
Разобраться в истинных причинах расстройств у вашего малыша поможет специалист, потому что у каждой причины будет соответствующее лечение. И методы, облегчающие его состояние, также будут индивидуальны. Хочу успокоить наших мамочек, ведь многие расстройства временные, и прошу набраться терпения и оптимизма в преодолении этих трудностей. А ваша любовь и внимательность помогут в этом.
Как организовать распорядок дня
С двух лет многие малыши начинают посещать детские сады, поэтому режим сына или дочери в 1 год и 11 месяцев нужно адаптировать к распорядку, который поддерживается в образовательных дошкольных учреждениях.
Рассмотрим в таблице примерный режим:
Временные интервалы | Действия |
8:00-8:15 | Пробуждение, переодевание, гигиена (чистка зубов с умыванием) |
8:15-8:45 | Подготовка к завтраку, приём пищи |
8:45-10:00 | Домашние занятия, общение |
10:00-10:15 | Сборы на утреннюю прогулку |
10:15-12:00 | Времяпровождение на свежем воздухе |
12:00-12:45 | Переодевание и мытьё рук, другие текущие дела, подготовка к приёму пищи |
12:45-13:15 | Обед |
13:15-13:30 | Подготовка к дневному отдыху |
13:30-15:30 | Сон днём |
15:30-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:30 | Полдник |
16:30-17:30 | Домашние игры, занятия, подготовка к вечерней прогулке |
17:30-18:40 | Прогулка вечером |
18:40-19:00 | Переодевание с мытьём рук, подготовка к вечернему приёму пищи |
19:00-19:30 | Ужин |
19:30-20:40 | Семейное время, общение, спокойные игры |
20:40-21:00 | Купание и чистка зубов, подготовка к засыпанию (например, чтение сказки или рассказа) |
21:00-8:00 | Ночной полноценный отдых |
Данный режим является примерным. С учётом особенностей конкретного ребёнка и образа жизни родителей распорядок возможно менять, сдвигая временные интервалы.
Физические параметры
Рассмотрим в таблице основные физические параметры для девочек, достигших возраста 22 месяца:
Параметр | Средние значения |
Рост (в см) | 82-90 |
Вес (в кг) | 10,5-12,5 |
Обхват груди (в см) | 47,9-54 |
Окружность детской головы (в см) | 46-50,1 |
В следующей таблице рассмотрим средние нормы для мальчиков:
Параметр | Усредненные значения |
Рост (в см) | 83-91 |
Вес (в кг) | 11-13,5 |
Обхват детской головы груди (в см) | 48,5-55 |
Окружность (в см) | 47,5-51 |
Эти значения усреднены, поэтому строго ориентироваться на них не стоит. Небольшие отклонения допустимы
Важно, чтобы вес и рост увеличивались пропорционально. Так, месячный прирост в среднем составляет 5-10 мм, а привес – 100-200 г
Какие продукты стоит включить в детское меню?
Ежедневный рацион ребенка должен полностью удовлетворять его потребности в белках, углеводах и жирах, а также витаминах и микроэлементах. Именно поэтому меню должно быть разнообразным и четко спланированным:
- Белки – строительный материал для всего организма.
- Пищевые волокна – нормализуют работу пищеварительного тракта, помогают формировать каловые массы, сорбируют и выводят метаболиты.
- Жиры – обеспечивают правильное функционирование нервной системы.
- Витамины и минералы – укрепляют иммунитет, помогают предупредить различные болезни.
- Вода – помогает организму очиститься от токсинов, усвоить растворенные питательные вещества.
А теперь рассмотрим основные продукты, которые должны присутствовать в меню ребенка.
Крупы
Обязательно должны быть в ежедневном меню в виде каш, которые насыщают организм сложными углеводами, витаминами и минералами.
Можете предлагать ребенку кукурузную, рисовую, гречневую каши, а также блюда из овсянки и пшена.
Мясо
Это основной источник полноценного белка, а также витаминов. В рацион можно включить блюда из нежирных сортов продукта – индейки, кролика, курицы, говядины. Для максимального сохранения всех питательных веществ готовить блюда лучше на пару или запекать.
Оптимальный вариант – рубленое мясо в виде запеканок, котлет, тефтелей.
Рыба
Этот продукт должен обязательно присутствовать в рационе ребенка хотя бы 2 – 3 раза в неделю.
Он насытит организм аминокислотами, полиненасыщенными жирами, а также фосфором, железом, фтором. В меню лучше включать нежирные сорта рыбы, готовить на пару или запекать в духовке.
Овощи и фрукты
Это источники комплекса витаминов и минералов, а также клетчатки, пищевых волокон и пектина. Употреблять их следует частично в свежем виде, а также использовать для приготовления всевозможных запеканок, супов, компотов, салатов.
А чтобы получить максимум пользы, лучше использовать овощи и фрукты по сезону, причем выбирать те, которые произрастают в Вашем регионе (а лучше – на собственном огороде).
Цитрусовые следует давать детям в ограниченном количестве во избежание развития аллергических реакций.
Молоко и кисломолочные продукты
Продукты этой группы являются источником легкоусваиваемого кальция, аминокислот, витамина Д, молочного сахара, минералов.
Молоко, кефир, творог, ряженку, йогурт (лучше домашнего приготовления) необходимо ежедневно включать в рацион ребенка любого возраста. Употреблять их можно как в свежем виде, так и готовить молочные супы, запеканки, сырники.
Хлеб
Также является полезным продуктом, содержит множество витаминов и минералов, необходимых для полноценного функционирования детского организма.
НО! Педиатры рекомендуют знакомить детей с хлебом после года.
Детям до трех лет лучше предлагать бездрожжевой хлеб, поскольку дрожжевые изделия могут спровоцировать повышенное газообразование и расстройство стула.
После трех лет предложите ребенку пшеничный хлеб с отрубями, который является лидером по содержанию витаминов и минеральных веществ.
В идеале и детям, и взрослым следует употреблять хлеб, приготовленный самостоятельно.
Макароны
Это прекрасный источник сложных углеводов, обеспечивающих энергией. Кроме того, макаронные изделия содержат комплекс минералов, помогающих защитить организм ребенка от различных болезней и укрепить иммунитет. В рацион стоит включать только макароны из твердых сортов пшеницы.
Масло
Источник жирных кислот, витаминов А и Е. Для получения пользы достаточно заправить любой салат ложкой этого продукта.
В детское меню следует включать наиболее полезные виды масел – оливковое, льняное, подсолнечное.
Также в рационе ребенка должно присутствовать сливочное масло с жирностью 82,5%:
- До года: до 5 г в сутки.
- С года до трех: 6 – 10 г в сутки.
- После трех лет: 15 г в сутки.
Яйца
Не менее ценный, чем масло, источник белка и витаминов А, Е, Д.
Яйца насыщают организм ребенка лецитином, который необходим для полноценного функционирования нервной системы и правильного кроветворения. Изначально в рацион стоит включать перепелиные яйца, ближе к 3-летнему возрасту можно вводить куриные.
Двух – трех сваренных вкрутую или жареных яиц в неделю вполне достаточно для восполнения необходимых запасов.
Принимая во внимание обилие продуктов, рекомендованных к ежедневному употреблению, важно составить меню правильно. И поможет в этом пищевая пирамида
Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка
Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.
В остальном всё, как обычно:
- утреннее умывание;
- чистка зубов;
- вечерние водные процедуры.
Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:
- дневной сон — 2-3 часа;
- обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.
Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.
Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.
Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.
Примерный размер порций на каждый прием пищи
Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Каша — 150 гр Чай с молоком или молоко — 150 мл Хлеб с маслом -40 гр/5 гр | Салат овощной — 10гр Суп — 100 мл Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл | Творог — 50 гр Фрукты — 100гр Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр | Каша или овощное пюре — 150 гр Чай с молоком — 150 мл |
Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.
Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю
Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.
Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.
Питание
Питание в этом возрасте четырехразовое. Запрещены жирные, копченые и жареные продукты, маринованные овощи, морепродукты, газировка, шоколад, натуральный кофе!
Примерное трехдневное меню
День | Недели | Завтрак | Обед | Полдник |
1-й | Каша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСыр | Щи из свежей капустыГуляш из телятины с гречневой кашейХлеб | Творожно-вермишелевая запеканка с повидломНапиток | Котлета куринаяКартофельное пюреСалат |
2-й | ОмлетМорковь тертаяНапитокХлеб, маслоСыр | Суп куриный с рисомТефтели куриные с подливойХлеб | Ватрушка с творогом | Картофельный рулет с мясом и подливойХлебСалат |
3-й | Каша молочная овсянаяНапитокХлебМасло | Салат из морковиСуп гороховыйГолубцы ленивыеХлеб | Булочка домашняя | Овощное рагуХлебНапитокПряник |
Режим дня
Соблюдение режима – главнейшее условие детской жизни. Только строго соблюдая распорядок дня, можно воспитать здорового ребенка. Значение режима в том, что он уберегает детскую нервную систему от переутомления, формирует устойчивость организма к воздействию отрицательных факторов.
Примерный распорядок дня ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет
Время | Режимные моменты |
8:00 | подъем |
8:15 | утренние гигиенические процедуры, гимнастика |
8:30 | завтрак |
9:00 | игры, занятия, упражнения |
10:00 | прогулка |
11:30 | возвращение с прогулки, подготовка к обеду |
12:00 | обед |
12:45 | дневной сон |
15:00 | пробуждение от дневного сна, гигиенические процедуры |
16:00 | полдник |
16:30 | игры, занятия, упражнения |
17:30 | прогулка |
19:00 | ужин |
19:30 | игры, занятия, упражнения |
20:30 | вечерние гигиенические процедуры |
21:30 | ночной сон |
Время, уделяемое для бодрствования, составляет половину суток. Непрерывное бодрствование должно занимать около 4-5 часов, питание четырехразовое (возможны перекусы) и интервалами между приемами пищи в 3,5 – 4 часа.
Дневной и ночной сон занимают около 12 часов, причем спать днем следует не менее двух часов.
Умения и навыки
Следя за развитием ребенка, мамы задаются вопросом о том, что он должен уметь к возрасту 1 год и два месяца (рекомендуем прочитать: гармоничное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев). Основные навыки закрепляются, появляются новые. Естественно, все это происходит с вашим непосредственным участием, через игры и общение с ребенком. Не упускайте ни одного дня для совершенствования навыков малыша. Общая картина выглядит так:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 год и 1 месяц: что он в норме должен уметь?
- ребенок ходит уверенно, легко передвигается по квартире, не требуя маминой руки;
- справляется с большими игрушками, машинками, лошадками, велосипедами, знает, как с ними играть;
- внимательно рассматривает книжки с рисунками животных, учится имитировать их звуки (собака – «ав», кошка – «ки» или «кис», гусь – «га»);
- речевые навыки пополняются слогами, означающими полные слова (еда – «ням», мама – «ма» или «мам», соска – «сось», папа – «па», невкусные и грязные вещи – «кака»);
- хорошо отличает голоса близких и незнакомых людей;
- старается подражать действиям взрослых членов семьи («говорит» по телефону, расчесывается, делает зарядку);
- может различать предметы и их назначение по названиям (пойдет в кроватку, если его об этом попросить, а не станет подходить к телевизору);
- способен производить несложные действия (включить телевизор, открыть или закрыть ящик тумбочки или шкафа, открыть пульт);
- соотносит свои желания с предметами в доме (показывает на холодильник и говорит «ням»);
- просит маму с ним поиграть в определенную игру (покататься на «лошадке», полетать самолетиком).
Развитие продолжается по индивидуальному сценарию, но есть и общие навыки, которые малышам в 14 месяцев недоступны. Как правило, ребенок не может:
- бегать;
- проситься на горшок;
- есть ложкой самостоятельно (подробнее в статье: как научить ребенка есть ложкой самостоятельно по советам Комаровского?).
Время для таких умений еще не пришло, но немного позже он обязательно их освоит. Ребенку понадобится ваша помощь, постарайтесь дать ее вовремя, чтобы развитие малыша шло правильно.
Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?
Активные перемещения ребенка становятся нормой. Он еще достаточно часто падает, но уже без помощи родителей осиливает небольшие расстояния. Малыши в 1 год 4 месяца осваивают вертикальную плоскость, забираясь на стулья, табуреты, столы. Дети этого возраста спускаются и подымаются по лестнице.
Продолжает формироваться речь. Он произносит большинство согласных звуков, пытается говорить.
Бытовые навыки детей в 1 год 4 месяца:
- самостоятельно ест ложкой, удерживая ее в кулаке;
- пользуется горшком самостоятельно или с помощью взрослых;
- моет руки, лицо.
Чем больше времени родители посвящают малышу, тем большими навыками он овладевает. Правильно развивающийся 16-месячный малыш имеет вкусовые предпочтения, понимает свой пол (мальчик-девочка), умеет выражать свои желания, понимает слова можно, нельзя.
Умственное и эмоционально-психическое развитие
В первый год жизни в приоритетах у родителей стоит физическое развитие ребенка: сначала умение держать голову, потом способность садиться и в конце ходить. Чем старше становится малыш, тем больше на первый план выходят его умственные способности и психическое состояние.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в каком возрасте ребенок произносит первые слова?
- В 1 год и 7 месяцев кроха умеет различать предметы по цвету, форме и размеру (рекомендуем прочитать: что в норме должен уметь ребенок в 1,5 года?).
- У него начинает формироваться логическое мышление, он понимает, какие последствия могут идти за тем или иным действием: например, если выпустить из рук чашку с водой, вода разольется, а чашка может разбиться.
- У ребенка появляются свои потребности, он обязательно будет сообщать о них и требовать желаемое. Увы, родители не всегда способны понять, чего от них хочет малыш, а кроха еще не имеет возможности объяснить и показать, поэтому продолжает для этих целей использовать плач.
- Некоторые детки уже начинают неплохо изъясняться при помощи отдельных слов.
- Часто замечания и предупреждения родителей остаются проигнорированными ребенком, иногда даже встречены со злостью, агрессией и гневом. Для данного возраста это вполне допустимая реакция, поэтому во избежание истерик родителям стоит следить, чтобы их малыш не переутомлялся, исключать причины возбуждения и окружать кроху своим теплом и заботой.
Чему научился ребенок в полтора года
Физическое развитие ребенка в 18 месяцев позволяет ему делать многие вещи без помощи и поддержки взрослого. Несмотря на то что малыш развивается уже не так активно, как в первый год жизни, с наступлением каждого месяца можно отметить что-то новое, в том числе и в полтора года.
Что должен уметь ребенок в 18 месяцев?
- Большинство малышей начинают ходить без поддержки и опоры, некоторые делают это достаточно ловко и быстро;
- препятствий для ребенка становится все меньше, так как он с легкостью может переступить мешающий ему порог или предмет, забраться на диван и другую «высоту»;
- большая часть детей к этому возрасту уже произносит немало несложных слов, кто-то делает это лучше, кто-то достигает успехов несколько позже;
- есть самостоятельно приборами уже не представляет никакой сложности, ребенок справляется с этой задачей;
- налаживается контакт со взрослыми не только зрительный, но и речевой, так как ребенок уже может понимать речь родителей, реагировать на их вопросы;
- в полтора года ребенок спокойно наклоняется и поднимает любой предмет;
- если малышу приглянулась книга, игрушка или любой другой предмет, он укажет вам на это;
- малыш переворачивает страницы книг, показывает на знакомые картинки;
- еще не слишком умело, но уже уверенно ребенок может спускаться или подниматься по лестнице;
- мяч начинает вызывать интерес, малыш может его кидать, пинать ногами или даже старается поймать ручками;
- наряду с бутылочкой в жизни появляется и кружка, теперь маленький человек умеет из нее пить практически самостоятельно;
- если спросить у ребенка, где у него уши, нос или любая другая часть тела, он на нее укажет;
- ребенок старается принимать участие в снятии и надевании одежды, а также в ее выборе;
- в руках у крохи появляются карандаши, мелки или ручки, появляются первые «художественные шедевры»;
- особо «ранние» дети начинают осваивать горшок.
Особенности питания
В год малыша рекомендуется по-прежнему кормить грудью либо адаптированной молочной смесью. Но грудное молоко или смесь уже не является основной пищей
Также в рацион важно включать и иные продукты, обеспечивающие поступление в детский организм необходимых полезных веществ. В годик малыш ест гораздо реже, чем в первые полгода жизни. Он принимает пищу 6 раз (с кормлениями молоком)
Размеры порций тоже увеличиваются с учётом потребностей растущего организма
Он принимает пищу 6 раз (с кормлениями молоком). Размеры порций тоже увеличиваются с учётом потребностей растущего организма.
Годовалый ребёнок имеет порядка 8-10 зубов, поэтому можно развивать жевательные навыки. Для этого предлагайте не только пюреобразную еду, но и мягкую пищу маленькими кусочками (размером 1-1,5 см.). Это могут быть свежие или термически обработанные нетвёрдые овощи и фрукты. Также можно давать детское печенье, хлеб.
Какие продукты должны входить в рацион
Питание крохи в год должно быть разнообразным, полноценным, сбалансированным. В рацион входят следующие продукты:
- Грудное молоко либо смесь. Суточный объём уже не велик, можно оставить всего два кормления: утреннее после пробуждения, а также вечернее перед сном. Но молоко или смесь можно предлагать на полдник.
- Злаки: пшеница, кукуруза, греча, рис, ячмень. Злаки предлагаются в виде каш, в составе хлебобулочных и макаронных изделий.
- Яйца: либо куриные, либо перепелиные. Сначала даётся желток, потом постепенно вводится и белок.
- Мясо: говядина, крольчатина, телятина.
- Субпродукты (говяжьи): печень, язык, сердце.
- Птица: индейка, курица (если нет аллергии).
- Овощи, бахчевые культуры, корнеплоды: морковь, картофель, разные сорта капусты, кабачки, свекла, тыква.
- Фрукты и ягоды: груши, сливы, черника, абрикосы, яблоки, персики, малина. Даются в свежем виде, в пюре, компотах. Цитрусы в год не предлагаются. Красные ягоды и фрукты исключаются при наличии аллергических реакций.
- Кисломолочные продукты: йогурты, творог, сыр твёрдого сорта (слабосолёного).
- Коровье молоко.
Меню
Рассмотрим в таблице дневное меню для малыша годовалого возраста:
Приём пищи | Продукты питания |
Первый приём | Смесь либо грудное молоко. |
Завтрак | Безмолочная либо молочная каша (можно со сливочным маслом), половинка яйца, по желанию немного фруктов (можно положить в кашу), сок. |
Обед | Овощное блюдо (суп, пюре, рагу), растительное масло, мясо или рыба (в виде паровых фрикаделек или котлеток, суфле), кусочек хлеба, сок. |
Полдник | Творог, фрукты, детское печенье, кефир/молоко. |
Ужин | Овощное блюдо (можно с макаронами), чуть-чуть растительного масла, рыба или мясо, сок или компот. |
Последний приём пищи | Грудное молоко либо молочная смесь. |
Нормы, размеры порций и объёмы употребления продуктов
Сколько за день должен съедать ребёнок в один год? Чтобы определить норму, можно массу тела крохи разделить на 8 или 9. В среднем кроха, имеющий вес 10-11 килограммов, будет съедать за сутки от 1100 до 1300 граммов.
Теперь рассмотрим нормы употребления для отдельных продуктов:
- Грудное молоко или смесь – до 300-400 мл.
- Каша – 200 г.
- Пюре из овощей – 200 г.
- Пюре из фруктов – 110-125 г.
- Фруктовый детский сок – около 100 мл.
- Кисломолочные продукты – до 200 г.
- Мясо – 70-80 г.
- Рыба – порядка 60-70 г.
- Коровье молоко – не больше 150-200 мл.
- Печенья, детские сухарики – 10-20 граммов.
- Пшеничный хлеб – 10-15 граммов.
- Растительное масло – 5 г (чайная ложка).
- Сливочное масло – 5 г.
- Яйцо – 50-60 г (половинка куриного яйца).
Диетолог — мама?
Принципы детского питания ребенка 12 месяцев остаются теми же, что и во втором полугодии первого годика — постепенное расширение набора продуктов и постепенное изменение степени измельчения и обработки продукта.
Для правильной организации питания своего малыша стоит продумать и составить ориентиро-вочное меню на 7-10 дней вперед. На первый взгляд это кажется сложным — но попробуем, используя определенные знания о продуктах и их суточной потребности, составить примерные раскладки.
При составлении меню нужно учитывать нормы ежедневного употребления продуктов — то есть, какие продукты обязательно надо давать малышу каждый день, а какие — с определенной периодично-стью. Будем для простоты составлять расчет на неделю — поэтому распределим продукты по дням. Еже-дневные продукты рассчитываем, исходя из суточной нормы, умножив ее на 7 дней недели, остальные — исходя из количества приемов.
Ежедневно малыш получает молоко и молочные продукты, масло, хлеб, овощи, крупы, на неко-торые дни недели распределяют, например, творог, сыр, рыбу, сметану, яйца. Мясо и рыбу рекоменду-ется давать 5-6 раз в неделю минимум — то есть 4 раза мясо и 1-2 раза рыбу.
Иногда бывает так, что невозможно приготовить все продукты, запланированные в меню. Тогда приходится прибегать к замене продукта на примерно равноценный. При замене надо учитывать кало-рийность и питательную ценность продукта — то есть углеводистые продукты заменять на них же, жиры — на другие жиры, белки — на другие белки. Напри-мер, взаимозаменяемыми углеводами являются хлеб, хлебобулочные продукты, макароны, крупы. Из белков заменимы молоко, творог, мясо, рыба, сыр. Из овощей — картофель, свекла, капуста, морковь и т.д. Жиры заменимы и растительные, и животные. Однако к концу недели все количества заменяемых продуктов выравниваются.
Обязательными и незаменимыми в питании малыша должны быть ежедневно молоко, масло, овощи, хлебобулочные продукты, остальные продукты можно варьировать по дням недели.
Кроме того, при планировании меню малыша стоит помнить об учете уваривания и потерь про-дукта, брать их объемы с учетом приготовления — например, рыба при приготовлении теряет до 40% веса, мясо — до 30%, овощи при обработке теряют до 35% своей массы в сыром виде.
Физическое развитие ребенка в 18 месяцев
Развитие мальчиков и девочек в 18 месяцев в норме должно затрагивать каждую сферу его жизни, об этом мы и поговорим ниже.
Слух.
Ребенок должен воспринимать свой голос, понимать, что это его собственный. Он может говорить или кричать громче, когда понимает, что его не слышат. Малыш понимает, откуда доносится тот или иной звук, поворачивается в сторону источника или идет к нему.
Зрение.
В полтора года малыш начинает видеть все вокруг гораздо четче, нежели до года. Ребенок может оценивать и определять расстояние между предметами. Сменяющие друг друга картинки еще неподвластны крохе, поэтому просмотр телевизора может оказать негативное влияние на зрение ребенка.
Речь.
В возрасте 18 месяцев ребенок говорит в пределах 15-20 слов, но некоторые дети знают уже до 40 слов. Малыши начинают произносить несложные фразы, которые состоят из двух или трех слов.
Зубы.
Как правило, в полтора года у ребенка уже прорезались следующие зубы: нижние и верхние центральные резцы, верхние и нижние боковые резцы, верхние и нижние малые моляры и верхние клыки, нижние клыки появляются практически сразу после полутора лет.
Моторика.
Если раньше ребенок просто хватал любые предметы, то сейчас он берет именно то, что ему интересно или нужно. Ребенок понимает, какой предмет как лучше взять, чтобы он не выскользнул из рук. Малыш начинает кушать ложкой, старается держать ее самостоятельно, без посторонней помощи.
Речевые навыки
В этом возрастном периоде кроха начинает говорить огромное количество слов, часть из которых можно понять не сразу и с большим трудом, а некоторые так и остаются неузнанными. Кроме отдельных слов малыш способен связывать их в короткие несложные предложения из двух-трех слов, например: “мама, на” или “папа, иди”.
Кроха в 1 год и 7 месяцев прекрасно понимает не только значение запрещающих слов, таких как: “нет”, “стоп”, “нельзя”, которые научился мастерски не замечать, но и многое из услышанного он осознает и запоминает. Все сказанное при малыше остается в его голове на подсознательном уровне – таким образом у него накапливается пассивный словарный запас.
Сейчас кроха начинает во всем подражать родителям. Им следует более внимательно относиться не только к тому, что они говорят, но и в целом к своиму поведению по отношению к карапузу и окружающим.