Типы ММД
Типы ММД у детей различаются исходя из выраженности и сочетания трех основных факторов, к которым относится: ослабленность мозговой деятельности, рассогласованность, общая неуправляемость отдельных подструктур мозга, а также дисбаланс нервных процессов.
Наименее выражены симптомы ММД у детей субнормального типа. Присутствует значительная утомляемость, появляющаяся как за счет незначительной ослабленности мозговой деятельности, так и стремление нервной системы уравновесить повышенные процессы торможения и возбуждения, активирующиеся одновременно
Соответственно, страдает внимание, возможность быстро запоминать новую информацию в больших объемах, а также способность к длительной концентрации
Средний уровень выраженности симптомов у ригидного и активного типа ММД. Они заключаются в том, что внутренняя рассогласованность значительно ослабляет деятельность мозга, а значит, произвольное управление практически отсутствует. То есть ребенок не может контролировать многие процессы работы мозга. При этом к признакам ММД у детей активного типа относится быстрый отклик на желаемые действия. Они выполняются сразу же и на максимуме возможностей, однако такой всплеск длится недолго. Основная проблема в том, что ребенок хоть и может самостоятельно выбирать цель для своей деятельности и максимально на ней фокусироваться, но не способен произвольно продлевать время своей продуктивности.
Ригидные дети ММД: характеристика «долго запрягает, да быстро едет». Замедленная реакция на необходимость любых действий спустя некоторое время работы сменяется достижением нормального уровня работоспособности, ничуть не уступающим сверстникам без особенностей.
Наиболее выражены особенности детей с ММД у астеничного и реактивного типов. Они практически не способны на произвольное управление, так как внутренняя рассогласованность структур мозга чрезмерно велика. Как правило, такие дети не могут делать что-либо в одиночестве, им требуется внешний стимул. При этом за короткий промежуток времени пик работоспособности проходит, уступая место общему перевозбуждению (реактивный тип) или апатии (астеничный тип).
Основные симптомы
Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме
Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:
- Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
- Дислексия. Затруднения при чтении.
- Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.
Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.
Признаки у детей
Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).
Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.
У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.
ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:
Моторная дисфункция в легкой форме.
Гиперактивность
Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте
Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
Трудности при запоминании новой информации.
Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.
Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.
Проявление у взрослых
Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.
Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.
Найдено научных статей по теме — 15
МОДЕЛИРОВАНИЕ МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИЙ ГИПОКСИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА
Карасев Александр Владимирович, Лебедев Сергей Владимирович, Шарибжанова Анастасия Мнировна, Морозова Анна Юрьевна, Лазаренко Ирина Петровна, Володин Николай Николаевич, Чехонин Владимир Павлович
Исследование посвящено усовершенствованию методического аппарата моделирования на лабораторных животных синдрома минимальных мозговых дисфункций.
Минимальные мозговые дисфункции как причина социальной дезадаптации
Кашкинбаева А.Р.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что минимальные мозговые дисфункции являются результатом полиэтиологического воздействия на головной мозг.
Минимальные мозговые дисфункции у детей младшего и среднего школьного возраста
Земляной Дмитрий Алексеевич, Львов Сергей Николаевич, Александрович Ирина Валерьевна, Маньков Александр Викторович
Авторами проведен анализ распространенности минимальной мозговой дисфункции (ММД) у школьников Санкт-Петербурга. ММД выявлены у 15,7% обследованных детей.
Прогнозирование развития и клинического течения минимальной мозговой дисфункции
Лаврик Сергей Юрьевич, Домитрак Светлана Викторовна, Шпрах Владимир Викторович, Михалевич Исай Моисеевич
Обследовано 173 ребенка в возрасте 2-8 лет с минимальной мозговой дисфункцией и 90 здоровых детей, сопоставимых по полу и возрасту.
Особенности внимания у детей школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией
Г. А. Мухамбетова, Г. Б. Кадржанова, А. Р. Смагулова
Проведено исследование внимания у детей школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией.
Начальный этап обучения иностранному языку детей с минимальной мозговой дисфункцией
Гизатуллина Анна Вячеславна
В статье рассматривается специфика начального обучения детей иностранному языку. Здесь также анализируются особенности учащихся с минимальной мозговой дисфункцией. Далее приводятся возможные причины возникновения данного явления.
Распространенность минимальной мозговой дисфункции в детской популяции города Иркутска
Лаврик Сергей Юрьевич, Шпрах Владимир Викторович, Домитрак Светлана Викторовна, Тимофеева Ольга Петровна, Акуленко Ольга Александровна
Изучена распространенность минимальной мозговой дисфункции у детей 2-8 лет в организованных детских учреждениях Иркутска.
Аллергические проявления у детей с минимальной мозговой дисфункцией, особенности лечения
Шимченко Елена Васильевна, Клещенко Е.И., Апалькова Е.П., Кравченко Л.М., Каюмова Д.А., Кулагина М.Г., Комаров А.Ф., Боровикова Е.В.
Цель. Изучить аллергические проявления у детей с минимальной мозговой дисфункцией и особенности их лечения. Материалы и методы.
Определение заболевания
ММД у ребенка – это такое отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно-церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо-эмоционального фона.
Патология резидуально-органического происхождения (возникшая вследствие родовой травмы) развивается у детей из-за недостаточности функциональной активности отделов головного мозга. Как правило, носит легкий характер, выражается в небольших отклонениях поведения и сложности обучения без явного ухудшения интеллектуальных способностей.
Немного о гипоталамусе и его роли в ВСД
За сосудистые ответы организма на разные жизненные ситуации отвечает центральный регулятор вегетативных (приспособительных) реакций– гипоталамус. Это центральный регулятор сосудистых реакций в виде спазма и расслабления сосудов кожи, мышц, кишечника, почек … и даже сосудов самого мозга.
Вообще то реакция гипоталамуса не ограничивается регуляцией сосудов. Гипоталамус, как центральный «хаб» вегетативной нервной системы, осуществляет интеграцию многих функций в организме. Основные из этих функций следующие:
- Центральная регуляция работы сердца. Стресс ускоряет сердцебиение.
- Центральная регуляция водного обмена. Пример – обильное мочеиспускание (полиурия) при стрессе. Кстати, полиурия – весомая составляющая симпатоадреналового криза. Мозг при стрессе пытается избавиться от излишка жидкости. Команду этим процессам дает гипоталамус.
- Гипоталамус осуществляет центральную регуляцию работы кишечника. У некоторых людей при стрессе эвакуация содержимого кишечника ускоряется… В народе это называют «медвежья болезнь». Кишечник начинает откровенно быстрее работать при нервно-эмоциональных переживаниях. Например, при встрече с медведем.
- Учащенное дыхание, равно как и сердцебиение при волнении – все это работа гипоталамуса.
- Известна центральная (гипоталамическая) регуляция т.н. циркадных ритмов – смены режимов работы организма днем и отдыха ночью. Регуляция ритма сна и бодрствования – это гипоталамус. Читать о гипоталамусе и как утреннее открытие глаз активизирует вегетативные функции и весь организм
Иными словами, все мы очень зависимы от этого относительно небольшого участка мозга, от гипоталамуса.
Вегетососудистая дистония (ВСД) – возникает при сбое в работе гипоталамуса. Такой сбой имеет еще одно название — гипоталамический синдром. ВСД является неотъемлемой частью гипоталамического синдрома. Базовая сосудистая симптоматика при этих заболеваниях одинакова. Но, при описании гипоталамического синдрома много больше внимания уделяется эндокринным (гормональным) сдвигам. Хотя, ВСД не протекает без гормональной составляющей. В частности, при ВСД задействуются надпочечники и стрессовые гормоны, такие, как адреналин.
Прогнозы и профилактика
Прогнозы специалистов для детей с ММД, как правило, положительные и благоприятные, ведь в крайне редких случаях детское заболевание перерастает в подростковый или даже взрослый возраст – зачастую заболевание и симптомы проходят в детстве. Психика в редких случаях нарушается при лечении. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.
Прогноз
В трети случаев минимальная церебральная дисфункция проходит сама по себе: ЦНС таких людей созревает позже, но без последствий.
Вторая треть компенсируется: из поведения человека могут исчезнуть внешние признаки, даже при отсутствии изменения нейрофизиологической картины. Например, человек, страдающий дислексией, научится читать; но когда ему поручают чтение при ЭЭГ исследовании, происходит характерное замедление мозговой активности. Компенсация может потерпеть неудачу из-за стресса.
Прогноз последней трети пациентов хуже: они не «перерастают» и не компенсируются. У этой группы обычно имеются социальные проблемы.
Как можно заподозрить у ребенка ММД?
Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости малыша. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный. Как можно заподозрить у ребенка ММД ?
В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.
Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.
У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, не несимметричное лицо, слишком оттопыренны уши (избыточная лопоухость)
Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.
На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать
Скорее всего, вы считаете его «совенком».
Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.
Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.
Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.
Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.
Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи)
Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.
Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.
Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.
Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визиты к специалистам. Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.
Лечение детей с синдромом ММД
Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.
При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.
Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:
- Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
- В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность – например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
- Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня, который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
- Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.
Лечение минимальной мозговой дисфункции в клинике «Остмед»
В лечении ММД хорошо зарекомендовал себя такой относительно новый метод, как остеопатия. Врач-остеопат, в отличие от узких специалистов работает сразу со всеми системами, рассматривая организм как единое целое.
Мы уже говорили, в основе ММД чаще всего лежит травматическое воздействие, отчего у малыша нарушается мозговое кровообращения и венозный отток. Задача остеопата понять — что мешает этим жидкостям свободно циркулировать. При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата работают как датчики и улавливают любую дисфункцию. Если выясняется, что все дело в травме шейного отдела позвоночника и в смещении отдельных позвонков или в блоке швов основания и свода черепа, остеопатическое лечение может быть очень эффективным.
Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. В арсенале остеопата более 3000 «мягких» техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко «поправить» косточки и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора. А организм дальше начнёт работать сам. Можно сказать, остеопат как бы направляет развитие ребенка в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления.
Более того, опытный остеопат сможет уловить и едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они не распознаются. Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию.
Остеопатическое лечение безболезненно, прикосновения доктора — легкие, мягкие, нежные. При лечении детишек процедуры длятся 20-25 минут и назначаются один раз в неделю. Обычно за 4-5 процедур удается значительно оптимизировать кровоснабжение, хотя, конечно, необходимое количество процедур всегда определяется индивидуально для каждого ребенка.
Диагноз ММД: как лечить ребенка?
Лечение ММД назначается исключительно после постановки точного диагноза. Диагностика включает следующие мероприятия:
- сбор анамнеза;
- проверка рефлекторных способностей и мелкой моторики;
- позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография;
- реоэнцефалография (РЭГ);
- ультразвуковое исследование;
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
- нейросонография.
Врач приступает к разработке плана лечения исключительно после постановки диагноза. Устранение признаков ММД возможно только при комплексном подходе.
Медикаментозное лечение
Лекарственные средства назначают курсом, продолжительность применения зависит индивидуальных медицинских показаний. Чаще всего для симптоматического лечения ММД назначаются следующие медикаментозные препараты:
- лекарства с седативными свойствами – таблетки «Диазепам», раствор для внутривенного или внутримышечного введения «Седуксен» и «Релиум»;
- снотворные средства в таблетках – «Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»;
- психостимуляторы – в основном используется «Метилфенидат»;
- антидепрессанты или транквилизаторы – применяются в редких случаях, в основном препараты со слабовыраженным эффектом, например, «Тиоридазин» и «Амитриптилин».
Вместе с медикаментозной терапией для лечения детей используются различные витаминные комплексы, обязательно содержащие следующие витамины:
- В1 — способствует нормализации сна и снижению возбуждения. Витамин содержится в овсяной каше, приготовленной на молоке, пшеничных отрубях, нешлифованном рисе, семечках подсолнечника, бобовых, макаронных изделиях.
- В6 — стабилизирует работу нервной системы. Большое количество этого витамина содержится в молочных продуктах, говядине, рыбе, куриных яйцах и мясе, запеченном картофеле.
- В5 — способствует легкому засыпанию, устраняет признаки чрезмерной раздражительности и нервозности. Содержится в говяжьей печени и почках, зеленых овощах, кисломолочных продуктах.
- С — защищает нервную систему от эмоциональных потрясений и стрессов. Содержится в фруктах и зелени.
Врач должен назначать витаминные комплексы с учетом особенностей здоровья и возраста маленького пациента. Категорически запрещено самостоятельно принимать решение о том, чем лучше лечить ребенка — неправильно подобранные лекарства и дозировки могут серьезно усугубить проблему.
Курс физиотерапии
Достаточно часто избавиться от признаков нарушения можно и без применения медикаментозных препаратов. Однако ни в одном из случаев выздоровление невозможно без использования физиотерапевтических процедур. Продолжительность и методы физиотерапии зависят от каждого конкретного случая. В курс физиотерапии могут входить следующие процедуры:
- Массаж. Способствует лучшему функционированию сосудов, в результате чего усиливается лимфоток и капиллярный кровоток. Кроме того, массажные процедуры укрепляют слабый детский иммунитет и улучшают работу центральной нервной системы.
- Лечебная физкультура. Упражнения подбираются в индивидуальном порядке.
- Гидрокинезотерапия — назначается малышам старшего возраста. Регулярная аквагимнастика помогает быстро и эффективно восстановить координацию движений.
- Подвижные игры или бег. Такие занятия нужны для закрепления достигнутого результата.
По мнению известного педиатра Е.О. Комаровского, в лечении ММД обязательно должны участвовать родители малыша. Это поможет ему быстрее справиться с нервно-психическими нарушениями. От взрослых членов семьи требуется соблюдение определенных рекомендаций:
- контроль приема ребенком назначенных лекарственных препаратов;
- соблюдение режима дня;
- организация дневного отдыха;
- теплая атмосфера в семье;
- постоянное общение с ребенком;
- отстранение малыша (полное или частичное) от досуга за компьютером или у телевизора;
- ежедневные физические занятия с ребенком;
- работа с ребенком на мелкую моторику;
- запрет на выяснение отношений в семье на глазах у ребенка.
Лечение
У детей старшего школьного возраста на фоне ММД возникает агрессия, сложности в построении отношений в семье и школе, снижается успеваемость, появляется желание устранить текущие проблемы при помощи алкогольных напитков и наркотиков. Необходима своевременная коррекция патологии, чтобы исключить усугубление ситуации. Медикаментозное лечение ММД у детей предполагает назначение препаратов:
- Снотворные средства. Нормализуют сон.
- Седативные средства. Регулируют двигательную активность, уменьшают нервную возбудимость, устраняют чувство тревожности и напряжение.
- Антагонисты дофаминовых рецепторов. Для коррекции гиперактивности, беспокойства, отклонений поведения, лечения неврозов и фобий.
Одновременно показаны другие методы терапии: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия
Важно организовать ребенку правильное питание и режим дня, дозировать учебные нагрузки, создать в семье доброжелательную психологическую атмосферу
ММД – небольшая дисфункция мозга, которая ухудшает способности ребенка к обучению и адаптации в социальной среде. Своевременная диагностика и коррекция под контролем врача помогут предотвратить негативные последствия.
Просмотров: 2 874
Причины возникновения синдрома дефицита внимания
На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:
- наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
- употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
- сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
- предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.
В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:
- Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
- Сбой в работе щитовидной железы.
- Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
- Депрессия и расстройства сна.
Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.
Лечение ммд у детей в России
Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей (Россия, Саратов) приводит к следующей положительной динамике: отмечается уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики, улучшаются характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду, школе или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдается регресс эмоционально–волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным), уменьшается выраженность нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными). У большинства детей, проходящих лечение в нашей клинике, достоверно отмечается ликвидация нарушений устной речи, трудностей школьного обучения, нарушений чтения и письма, у большинства пациентов к концу курса лечения улучшается речь и школьная успеваемость, нормализуются показатели чтения, письма и счета у детей с такой патологией, как дислексия, дисграфия и дискалькулия.
Лечение заболевания
Главное в лечении ММД – это укрепление нервной системы.
Лечение ММД состоит из трех этапов:
Физическая терапия, где будет присутствовать дух соревнования. Для тренировки координации движений ребенка и выработки ловкости рекомендуются спортивные игры, занятия спортом, бег, езда на велосипеде, плаванье.
Психологическая коррекция поведения ребенка. Этот этап лечения предполагает выработку режима дня (ложиться спать, просыпаться и гулять нужно в одно и то же время), ограничить игры на компьютере, просмотр телевизора до 30 минут в день, приучение к играм и работе, которые требует концентрации внимания
Очень важно родителям наладить общение с ребенком, хвалить его за заслуги, говорить с ним спокойно, без крика, а также оградить от шумных игр и приятелей.
Лечение медикаментами производится в том случае, если предыдущий этап не дал видимых результатов. В качестве медикаментозной терапии используют: успокаивающие средства, психостимуляторы, антидепрессанты, препараты, стимулирующие обмен веществ в клетках головного мозга, мочегонные средства, адаптогены и витамины.
Для лечения в домашних условиях хорошо помогут успокоительные ванны, которые лучше всего принимать перед сном. Для этого подойдет теплая ванна (температура воды 37-38 градусов) с добавлением трав мяты, зверобоя, пустырника, валерианы, экстракта хвои (чайная ложка на 10 л воды).
Для ободрения вялого ребенка отлично подойдет солевая ванна, готовят ее следующим образом: на 10 л воды добавляют 2 столовые ложки морской или поваренной соли.
Причины
Причины малой мозговой дисфункции (ММД):
- генетические влияния;
- проблемы со здоровьем матери при беременности;
- тяжелые роды;
- энцефалит (подкорковый, корковый, мозжечковый, стволовой);
- раннее детское бессознательное состояние;
- травмы с поражением медиобазального или мезенцефального отдела головного мозга;
- диэнцефальный синдром;
- влияние питания.
Продукты, поддерживающие гиперактивность, усталость, расстройства поведения и активность у детей:
- пища, содержащая красители и искусственные ароматизаторы (их много, большинство производится из каменноугольной смолы);
- обычные пищевые компоненты (в химически обработанных фруктовых соках, шоколаде, готовых хлопьях и т.п.);
- различные лакомства (десерты, мороженое, орехи, молоко);
- трудно перевариваемые продукты (яйца);
- простые сахара (торты, конфеты, шоколад, мороженое, печенье).
Иногда при диагнозе ММД присутствуют зрительные нарушения – астигматизм, амблиопия и др.