Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога, как отучить

Как правильно реагировать?

Ни в коем случае не кричите, не бейте ремнем и не называйте будущим уголовником. Это ничего не даст. Напротив, в спокойной обстановке поговорите с ребенком и выясните, почему он так поступил

Это очень важно. Одно дело – из благих намерений или по незнанию, другое дело – если поступок был совершен с умыслом и не в первый раз

  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребенок знает пин-код, смените его, благо, сейчас это не проблема.
  • Накажите ребенка, но не ремнем, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.
  • Обязательно узнайте, с кем общается ваш ребенок. Вполне вероятно, он попал в плохую компанию. В этом случае отвлеките его: запишите в спортивную секцию, найдите время на совместную поездку, о которой он давно мечтал, уделите ему больше внимания.
  • Ни в коем случае не признавайтесь, если в детстве у вас тоже были подобные «проблемы с законом». Это лишняя информация.

Раз ребенок берет из вашего кошелька деньги, значит, они ему нужны. Некоторые родители считают, что нельзя давать деньги просто так, что подросток должен их заработать, чтобы понимать их ценность. Другие полагают, что достаточно выдавать ему определенную сумму на месяц, чтобы он научился правильно их тратить: спустил все на фаст фуд – в школу ходит пешком, а не ездит на маршрутке. Правы и те, и те.

Воровство можно предотвратить. С ранних лет приучайте ребенка к тому, что деньги трудно зарабатываются, что их следует тратить с умом, а если они нужны, то малыш всегда может попросить их у вас. В 3-4 года ему можно подарить кошелек и регулярно выделять немного денег. Тогда обладание ими будет для него естественным, постепенно он научится ими управлять.

Если ни беседа, ни наказание не помогли, ребенок продолжает воровать деньги, обязательно придите на очную консультацию к детскому психологу. Вашему ребенку нужна помощь специалиста.

Двойные стандарты?

– Как распознать первые тревожные звоночки? Стоит ли обращать внимание, если из кармана пропала мелочь?

– Воспитание детей начинается с развития взрослого. Если требовать «не укради», а самому в это время приносить с работы «неучтёнку», воровать в супермаркетах или на соседней даче, это введёт ребёнка в состояние двойных стандартов. Он не станет прислушиваться к вашим словам, но будет копировать ваши поступки.

Иногда обкрадывание может быть не материальным: эмоциональным, темпоральным (время), измены или клятвопреступления – часто это болезненнее, чем пропавшая тысяча рублей

Да, стоит обращать внимание на бытовую ложь, мелкое «крысятничество» и прочее. Но стоит сначала задать себе вопрос: не у меня ли этому научился? Что я такое демонстрирую своему ребёнку? Получается, что моя бесконечная болтовня по телефону, «зависание» в компьютере, гаджете, телевизоре важнее моих детей? Когда они недополучают времени, внимания, любви, эмоций, они будут компенсировать это тем способом, который придумают

– Как себя вести с подростком, когда его поймали на воровстве?

– Прежде всего выяснить потребность – зачем ему это понадобилось

Причиной может быть желание купить маме что-нибудь, другими словами, купить мамину любовь, внимание. Дать понять, что вы не враг, но то, что он сделал, неприемлемо и опасно

Позволить открыто обращаться за помощью: от «купить мороженое» до «накопить на велосипед или собаку». Выяснить – почему он вам не доверяет, что идёт на кражу?

– Что делать, если «наследник» продолжает воровать, несмотря ни на какие разговоры и профилактические беседы?

– Понять, в чём корень проблемы: невежество (глупость, эгоцентризм), педагогическая запущенность или крик о помощи. Прежде всего начать искать причину в себе, начать меняться. Пойти к психологу, духовнику, учителю, авторитету

Засунуть подальше свою самость, важность и просить помощи. К сожалению, вариант: «Вот вам ребёнок, исправьте его, вы же психолог» – не работает

Даже пройдя терапию, он вернётся в среду, в которой начал воровать. Хватит ли у него сил противостоять среде? Придумает ли он другой способ решить свои проблемы? Кем для него будут родители – врагами или помощниками?

– Можно ли как-то сохранить семью, если уже взрослый ребенок украл что-то крупное? И что делать в этой ситуации вообще?

– Странная формулировка проблемы: «Раньше мы тебя терпели, а ты оказался вот каким, и мы тебя больше знать не хотим!» Да, есть семьи, которые существуют как некие стихийные объединения. Непонятно зачем живущие вместе женщина и мужчина, случайно родившиеся у них дети, которые должны соответствовать каким-то требованиям. Объединения без любви, без цели.

Ребёнок – не сейф для секретов. Стоит ли говорить подростку всю правду?
Подробнее

Хочется спросить: «Зачем создавалась такая семья?». Жить в любви и взаимопомощи или в накопительстве своего скарба и его охране? Возможно, взрослый ребёнок и взбунтовался против этого мещанства и потребительства и наказал своих предков, лишив их «непосильным трудом нажитого». Поймут ли родители, что наделали, воспитав такого наследника, а тот – что хотел сделать? Смогут ли выйти на новый уровень отношений? От этого зависит, сохранится семья или нет. Хотя в любом случае она уже не будет прежней. Не смогут перешагнуть через «обиду», расплюются – значит, помирятся уже на похоронах, когда уже «либо хорошо, либо никак…»

Досье

Антон Лысенко родился в Новосибирске в 1971 году. Окончил НГПУ. Дополнительное образование: Новосибирский институт клинической психологии, Бердский медицинский колледж.

Создатель проекта по профориентации «Своё призвание». В настоящее время психолог-консультант. Специализация: семейные консультации.

Что делать, когда дети крадут деньги?

Важность денег как одного из важнейших ресурсов в жизни человека, дети начинают осознавать с детского сада. Ещё бы – на них можно купить все, что угодно – от мороженого до огромного трёхэтажного дома

То есть финансы – это возможность получить то что хочется сейчас. И, при отказе родителя купить желаемое и отсутствии возможности заработать самостоятельно, брать без спроса деньги у родителей кажется единственным выходом из создавшегося положения.

Вы узнали, что ребенок начал воровать? Что же делать, чтобы избежать появления нового «хобби» у Вашего чада – ведь лёгкий способ получить желаемое может легко войти в привычку!

Вот самые действенные советы:

Карманные.

Они должны быть. Этим способом Вы убьете сразу двух зайцев: начнёте заниматься финансовым образованием своего чада и остановите воровство. Начинайте учить распоряжаться своими деньгами уже с пяти лет. Начните, допустим, с 50 рублей в неделю. Подарите ребенку кошелек, чтобы финансы всегда аккуратно лежали в одном месте.

Финансовая грамотность.
Не забывайте объяснять ребенку, что иметь всё сразу вряд ли получиться. Если ты что-то хочешь, а это «финансовая цель», то нужно её поставить и определить цену желаемого. Потом узнать, можно ли где-то сэкономить, подкопить, чтобы купить вещь дороже, чем размер карманных. Напомните, что всегда должны оставаться запасные деньги на проезд, на случай непредвиденных ситуаций. Покажите свое доверие такой заботой – вы даёте возможность ребенку самому распоряжаться своими финансами. Конечно, это только начало, позже можно отдать школьника на курсы по финансовой грамотности, где эту тему разберут детально и покажут насколько интересна тема финансов. НО начните хотя бы с небольших шагов!

Подработка
Желания выходят за рамки карманных? Не давайте ребенку дополнительные карманные просто так

Для ребенка важно научиться знать цену финансам. Предложите заработать

Подросток может найти подработку на каникулы в интернете, у знакомых или же просто недалеко от дома. Поддержите в поиске работы и покажите, как вы гордитесь своим школьником!

Поучительные истории, сказки, мультики для ребенка
Стоит только поискать – в интернете Вы найдете миллион историй для ребят разного возраста про воровство. От детских сказок, где герой что-то ворует, потом об этом узнают и ему становится стыдно. Например, сказка Льва Толстого «Косточка» – она и небольшая, и интересная, и поучительная. Мультиков на такую тему и того больше.

Поддержка и возможность исправить ситуацию.
Если чадо не сознается в том, что он забрал чужое, предложите ему вернуть украденное «пока никто не заметил». Для маленьких создайте игровой момент. Скажите ребенку: «У нас завелся домовёнок и забрал мои сережки. Давай оставим ему пирожное, а он тогда их вернёт.»

Развитие уверенности в себе и внутренних принципов.
Нужно говорить о том, что воровать плохо. Как бы банально ни звучал этот совет. Напоминайте школьнику о том, что он хороший, вы его любите, цените и гордитесь им. Пусть он пройдёт курсы по уверенности в себе. Тогда шанс, что его возьмут «на слабо» и провоцируют воровство будет минимальным.

Подростковое воровство – частые причины

  • Стресс

    Много сложных событий в жизни иногда заставляют ребенка ударяться в кражу. Подростки рассказывают, что нет ничего приятнее, чем украсть понравившуюся вещь, да так, чтобы никто этого не заметил. Кого-то это просто расслабляет.

  • Потеря самоконтроля

    Даже имея самые сильные на свете принципы, люди иногда срываются и теряют контроль над собой. Сидели ли Вы когда-нибудь на диете? Помните, как срывались и съедали запретный хот-дог или шоколадку? Так вот, это то же самое. Ребенок что-то очень захотел и увидел самый простой способ получить желаемое.

  • Неуверенность в себе

    В компании подростка не курят и не пьют, у них новая шалость – они занимаются воровством. Чтобы попасть в такую «крутую» компанию или как-то подняться в глазах у других подростков ребенок и решается на подобные глупости.

  • Желание ребенка показаться «крутым»

    Кража вещей, которые даже не то, что нужны, а просто делают тебя значимым и популярным – явление нередкое. К этому же относится и кража денег.

  • Низкая самооценка

    Возможно, ребенку кажется, что единственное, что помимо воровства он ничего больше не умеет? Кошмарно, но бывает и такое.

  • Отсутствие адреналина

    Вашему ребенку кажется, что воровство – это весело? Значит, ему не хватает адреналина. Легко можно заменить походом в парк аттракционов или прыжком на тарзанке. (Если родители, конечно, не против.)

  • Плохие компании

    Удивительно, но такие компании возникают благодаря всем вышеперечисленным факторам, заставляя ребенка воровать. А после в них, как в черную дыру, засасывает других подростков с низкой самооценкой и без хороших и достойных друзей.

Ребенок украл деньги и продолжает воровать

Если история многократная, то нужно обратиться за помощью к психологу. Это может быть расстройство вплоть до клептомании, когда ребенок и правда не может себя контролировать. Необходима более системная работа, возможно, даже с психиатром.

Знаю, что в некоторых школах приглашают полицейских для объяснения последствий воровства. Беседа с человеком в форме производит на подростков впечатление.

Также и в семье знакомый полицейский или юрист может объяснить, что какие реальные последствия имеет воровство. Но иногда вместо запугивания лучше столкнуть ребенка с реальностью. 

Например, рассмотреть возможность устройства ребенка на реальную работу или давать ему задания на деньги. Иногда именно так ребенок понимает, что можно получить свои личные деньги честным способом. 

В любом случае родителям нужно сместить фокус именно на решение проблемы, а не просто в ужасе ругать ребенка и заниматься самобичеванием.

Фото: freepik.com

  • Ребенок получает «двойки», а от репетиторов нет толку. Что делать?
  • «Мама об меня молчала». Как отказ от разговора превращается в пытку для ребенка

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Ребенок-школьник ворует деньги у родителей

Во время посещения детского сада дети набираются знаний о социальном порядке и характерных взаимоотношениях между членами семьи – это время, когда в семье царит близость. Когда ребенок достигает возраста 6-8 лет, он приобретает чувство некой независимости от семьи и проявляет повышенную ответственность за самого себя.

Общие причины воровства

К частым причинам относят:

Малыш не имеет друзей – чтобы заслужить внимание сверстников, он покупает сладости и небольшие подарки. В таком случае необходимо с ребенком провести беседу о дружбе

Дайте ему понять, что дружба должна быть бескорыстной. Пусть он почувствует, что самый верный и настоящий друг для него – это вы. Можете устроить небольшой праздник, пригласив домой его одноклассников. Ребенок будет увереннее в себе, так как родители будут находиться рядом.
У ребенка было желание приобрести некую вещь, которую родители отказались ему купить. Малыш просто осуществил свое желание другим способом. В таком случае советуют не исполнять все капризы ребенка. Однако если малыш очень сильно чего-то желает и вы можете себе это позволить – уступите ему. Не обязательно покупать ему, что он желает. Можете предложить ему другие способы достижения цели – например, помочь что-то сделать маме или получить хорошие отметки в школе. Объясните малышу, что он может сам заслужить эту награду.
Родители не дают ребенку деньги на карманные расходы. Малыш видит, как его сверстники получают от родителей некоторую сумму и ему тоже хочется их иметь. В принципе, если у ребенка будут карманные деньги, это позволит ему с детства научиться с ними обращаться. Такое доверие способствует развитию ответственности, рациональности и самостоятельности. Когда вы имеете свои собственные деньги, возникает желание сэкономить, накопить, что оказывает положительное влияние на экономическое воспитание. По совету психологов, все же лучше дать ребенку немного финансов, причем их количество не имеет значения. Главное, малыш будет знать, что ему доверяют и у него есть свой капитал.
Ребенок подвергается шантажу или вымоганию денег. Это не лучшая ситуация, с которой не связаны личные качества малыша. Часто старшие сверстника угрожают и вымогают деньги у более слабых малышей. Напуганный ребенок выходит из ситуации, украв деньги у родителей. В таком случае не пытайтесь наказать ребенка, ведь он жертва, а не преступник.

Кризис 7 лет

Когда малыши достигают школьного возраста, их отношения со сверстниками приобретают наиболее значимый характер, они проявляют наибольший интерес к общению с другими детьми, появляется желание показать себя и посоревноваться. Кроме того, у детей возникает чувство собственности, проявляется интерес к свои вещам и коллекциям, комнатам и домашним делам.

Эти потребности заметно возрастают ближе к 7 годам. В таком возрасте детям свойственно позаимствовать что-нибудь у учителя или у друзей. Скорее всего, причина кроется в желании иметь то, чего у них нет, поэтому срабатывает инстинкт заполучить эту вещь себе. Также они вполне способны дома взять деньги без спроса, чтобы купить конфет и поделиться ими с друзьями. Малыши также могут тайно что-нибудь унести из магазина.

Ребенок 7 лет, который нередко прибегает к краже вещей, пользуется чуть меньшей популярностью, чем его сверстники, а желание воровать может появляться из-за стремления заполнить эмоциональную пустоту. Возможно, воровство является ответной реакцией на ощущение обделенности или ребенок просто выбрал такой метод для получения чего-либо, что ему захотелось очень заполучить, а других возможностей этого добиться он не нашел. Иногда воровство становится последствием гнева или враждебности. Детские психиатры считают, что детям, крадущим какие-то вещи, присуще чувство лишения, зависти и сильная обида.

Кризис 13 лет

Следующий этап воровства начинается, когда ребенку исполняется 13 лет. Это возраст, когда малыш подвержен многим физическим, психологическим и социальным изменениям. На фоне этого, чтобы покрасоваться перед друзьями, ребенок снова может взяться за воровство. Давление со стороны сверстников может стать очередной причиной к совершению детьми таких поступков. Больше всего это может спровоцировать подзадоривание. Случается, что ребенок довольно часто прибегает к воровству из-за многих других поведенческих и эмоциональных проблем. В таком случае ребенка необходимо обязательно показать специалисту. Что же делать, когда ребенок воровать стал и как с этим бороться?

Ребенок ворует. Причины и способы борьбы с этим неблаговидным поступком

Выявление причины воровства и краж – одно из самых главных действий для устранения воровства в будущем. В этой статье уже обсуждались причины такого поведения детей. Как отучить ребенка воровать деньги у родителей? Каждая причина требует своего уникального разбирательства:

  1. Если причиной является плохая компания, то, значит, надо мягко подвести ребенка к мысли о том, что таких друзей в его жизни быть не должно.
  2. Ваш ребенок обеспечен материально, но ему не хватает душевного тепла мамы и папы, значит, дайте ему это в достатке. Восполните пробел в любви к нему. Покажите своими действиями, как он дорог именно такой. Его поступок никак не отразится на вашей любви к этому маленькому существу.
  3. Вы поняли сами или в этом признался ребенок, что его шантажируют и вымогают деньги. Что делать? Ваши действия зависят от возраста вашего чада. Если он ученик начальных классов, а вымогатели старшеклассники этой школы, то как поступить? Возможно, будет достаточно обращения к директору школы с претензией на отсутствие безопасности нахождения вашего чада здесь. Если ребенок сам является старшеклассником, а вымогателями являются его одноклассники или сверстники из другого класса или школы, тогда эту проблему может решить старший брат или отец. Взрослый человек должен встретиться с шантажистами и жестко решить проблему. Если и после этого ребенок приходит домой подавленным и побитым, то только обращение в полицию приведет к нужному результату.
  4. Если причиной воровства стало желание сделать подарок маме, а денег на это не было и ребенок выбрал такой способ его покупки, что делать? Ему надо мягко объяснить, как мама рада, что он помнит о ее дне рождения, как она любит такого сына (или дочь). Но в то же время сказать о том, что, если бы презент был сделан своими руками, для не это было бы гораздо приятнее, чем принимать презент, зная, каким способом он приобретен.

Как отучить ребенка воровать? Обязательное выяснение отношения чада к своему поступку является одним из гарантов отсутствия таких его действий в будущем. Вы с вашим ребенком обязательно должны вернуть украденную вещь хозяину. Объяснение его поступка при возврате не должно обсуждаться с посторонними. Ведь это мог быть случайный, импульсивный поступок.

Что делать

Краеугольный камень – возраст нарушителя. Разница в методах для малыша, дошколенка и подростка – очевидна. При этом и порицания, и наказания, и шутки, и воспитательные беседы уместны

Важно выбирать правильный тон и обстановку для диалога

Рекомендуем вам послушать мнение детского практикующего психолога Ирины Владик:

Дети до 3 лет: твое, мое, чужое

С малышами большинство проблем формирования характера и поведения решается через сказки и игры. Родителям требуется лично проводить время с крохой: нельзя использовать аудиокниги или радиоспектакли. Сказку нужно читать с выражением, давать комментарии, задавать ребенку вопросы и просить его сделать выводы.

Порядок действий примерно такой:

  1. Обнаружив пропажу, удивитесь и посочувствуйте «жертве преступления». Это важный элемент для формирования эмпатии, эмоционального интеллекта и способности выражать эмоции.
  2. Спросите ребенка, не знает ли он чего об этой истории.
  3. Получив честный ответ, посочувствуйте своему воришке и скажите что-то вроде: «Наверное, ты и сам не очень доволен тем, что взял чужое, это ведь нехорошо, и ты знаешь это правило». Если ответ был с хитрецой, продолжите беседу фразой: «А ты знаешь, мне неловко, но вон с того дерева белочка видела, как ты положил чужую игрушку в свой рюкзачок и унес с площадки». Удивленный малыш наверняка расскажет все честно.
  4. Завершите ситуацию возвратом украденной вещи и извинением. И больше не вспоминайте об этом, особенно не рассказывайте чужим в присутствии ребенка о его проступке.

Дошкольники 3–6 лет: закон превыше желаний

Природный эгоизм, присущий растущим малышам до 5 лет, заставляет их брать чужое «потому, что оно мне нравится». Волевые процессы – одно из актуальных психических новообразований в этот период. С ребенком можно и нужно говорить о правилах, учить подчиняться им. Лучший способ поглубже вложить информацию о запретах и моральных нормах – поручить дошкольнику передать знания менее просвещенным сверстникам или детям помладше.

Дошколята любят играть в учителей и воспитателей. Взрослым остается только направить игру в нужное русло: попросите виновника рассказать друзьям о волшебных словах и правилах пользования чужими вещами.

Младшие школьники: правила общежития

Объятые множеством страхов и подчиненные массе школьных и домашних правил, ученики начальных классов начинают волноваться о своей репутации: что подумают одноклассники, что скажут, какую неприятную кличку придумают, если кто-то случайно увидит, как ребенок берет чужое без разрешения.

Большую роль играет классный руководитель. Его авторитет порой значительно превосходит авторитет родителей. Через учителя на ребенка можно эффективно воздействовать. Еще один помощник – психолог начальной школы.

Подростки: уголовная ответственность и положение в группе

Подростковый возраст характеризуется стремлением подчиняться и соответствовать требованиям группы, в которой преимущественно общается ребенок. Именно поэтому подростковые группы строятся по принципу закрытого клуба с суровыми требованиями и так яростно конфликтуют между собой. Но законодательство предусматривает довольно суровые последствия для непослушных детей и их родителей.

Если подростковое воровство не спровоцировано демонстративностью или противоправными действиями против ребенка, то наилучшим мотивом станет авторитет в группе сверстников.

Нужно постараться поместить подростка в такую социальную общность, в которой не приветствуется вороватость и хитрость. Такой группой может стать спортивная секция, детское научное сообщество, танцевальная студия, творческий коллектив.

Виноват или горд?

Чувство вины – нормальный итог вскрывшейся кражи. Если же ребенок горд своим поступком, то он либо слишком мал, либо глубоко педагогически запущен, либо социально и психологически нездоров или ощущает себя приемным. В первом случае решите ситуацию миром и забудьте о ней навсегда. В двух других – обратитесь к специалисту.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ

Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют. Нет, еще одна: они страдают. Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.

Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию — не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.

Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.

В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.

И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.

В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.

Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.

Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.

Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом — школа, потом — милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении — своего-то внутри нет.

Что делать родителям? Советы психолога

Дабы предотвратить подобное поведение еще в раннем возрасте, следует придерживаться нескольких обязательных правил:

  • проводить беседы и ролевые игры на тему значимости денег – это позволит ребенку иметь четкое представление о том, как они достаются родителям;
  • давать ребенку деньги на собственные расходы (примерно с 5-6 лет);
  • уделяйте как можно больше внимания воспитанию волевой сферы ребенка и таких качеств как самостоятельность, бережливость;
  • не оставлять сбережения на видных местах;
  • не поощрять любое воровство, выдавая его за ловкость или хитрость;
  • давать возможность дополнительного заработка (помимо карманных денег).

Если воровство уже произошло, не следует вдаваться в панику:

  • поговорите с ребенком наедине о причинах такого поведения;
  • помогите ему справится с проблемами, на решение которых, ребенку понадобились деньги (буллинг, покупка подарка, помощь другому человеку, переживания из-за ситуации дома…);
  • дайте понять, что не сердитесь (даже если эмоции переполняют, не дайте им взять верх), но очень расстроены случившимся, ведь не ожидали такого поведения от своего любимого сына/дочери;
  • если сумма уже потрачена – дайте ребенку возможность исправить ситуацию (отработать средства дополнительными домашними обязанностями или компенсацией суммы за счет вычета из его карманных денег);
  • не называйте ребенка «вором» или похожими словами, это может закрепить «ярлык» и сформировать дальнейшую линию поведения в соответствии с ним;
  • искренне расскажите о своих чувствах, когда обнаружили пропажу тяжело заработанных средств.

Детская ложь и воровство – Школа доктора Комаровского

Такая тактика поведения, позволит ребенку открыться. Вследствие доверительного и спокойного отношения, у родителей есть большие шансы скорректировать нежелательное поведение ребенка без посторонней помощи.

Почему ребенок ворует?

Существует 6 основных причин того, почему ребенок ворует:

1. Кража из личных побуждений, убеждений и понятий

Кража из личных побуждений проявляется чаще всего. К примеру, ребенок хочет сделать подарок своим родителям или друзьям. Но, где он возьмет деньги, чтобы купить подарок? В его голове и рождается логичное убеждение – вещь можно взять самостоятельно. А если он ее берет с благими намерениями, что в этом страшного? Если это происходит, родителям не нужно ругаться на ребенка и сердится, а нужно спокойно сесть с ним и объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо.

2. Очень хочется иметь то, чего нет

Когда ребенку очень хочется иметь то, чего нет, является упущением в обучении со стороны родителей. Ребенок должен в любом возрасте осознавать то, что если он чего-то хочет, об этом нужно попросить и не нужно воровать. Есть мое, а есть твое и здесь речь уже идет о психологических границах.

Если родители не могут подарить ему определенную вещь, то он попытается взять ее самостоятельно. Такая же ситуация может наблюдаться в общественных магазинах, когда дети начинают активно тянуть конфеты себе в карманы.

3. Понравилась необычная вещь, но родители не хотят ее приобрести

У детей есть собственное мнение на окружающий их мир, они видят вещи, которые могут показать их определенный статус. А разве взрослым не хочется выделяться среди серой массы? Вот так поступают и дети, ведь если у кого-то игрушка есть, а у них нет, значит, ее нужно получить самостоятельно. 

4. Подражание друзьям, слияние с коллективом

Когда дети попадают в плохую компанию, то – это уже настоящая проблема. Их новые друзья могут научить ребенка воровать, обманывать или оскорблять более слабых. В обществе всегда притупляется чувство ответственности за собственные действия когда идет симбиотическое слияние с коллективом или значимым человеком, поэтому дети перестают осознавать опасность собственных деяний и начинают подражать. Если это происходит и вы не знаете, как с этим поступить, звоните мне и мы с вами это обсудим.

5. Месть, проявление агрессии в отношении какого либо

В качестве мести дети воруют не так часто, но такой вариант также возможен. Как правило, кража происходит только у обидчика. Осуществляя воровство в таком случае, ребенок начинает ощущать собственную силу и превосходство. Ответственность уходит на второй план, задача – расстроить оппонента и проявить агрессию. Если украсть не получается, а агрессии уже накопилось достаточно для выхода ее наружу то – это может привести к драке или иному физическому воздействию.

6. Потеря самоконтроля или нарушения восприятия реальности

У детей также могут быть стрессовые ситуации. Поэтому они могут делать необдуманные вещи, включая кражу различных вещей. Похожим образом поступают и взрослые люди

Причин стресса у ребенка может быть несколько, важно оценить всю серьезность и уже после этого принимать решение

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий