Нервно-психическое развитие
В этот период повышается работоспособность нервной системы. Малыш уже может сдерживать эмоции, например, не плакать, когда ему больно или обидно.
У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое
Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях
В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.
Познания и навыки
В 2 года дети знают от 4-6 (иногда до 8-и) основных цветов. Могут группировать предметы по цветам и оттенкам (например, выбрать красные кубики, найти самый светлый или самый темный предмет).
Они отличают предметы по другим признакам: большой-маленький, теплый-холодный, легкий-тяжелый, высокий-низкий, гладкий-колючий.
Могут узнавать предметы наощупь. Например, если игрушки, кубики, мячики поместить в мешочек и попросить малыша назвать и достать определенный предмет, то он сможет наощупь найти этот предмет в мешочке.
Двухлетки различают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб). Они способны найти эти фигуры в окружающих предметах (тротуарная плитка, колесо машины и т.д.).
Также двухлетние дети различают понятия «один» и «много».
В этом возрасте детки активно осваивают счет, показывают на пальцах, сколько им лет, пробуют считать во время игры в прятки, чаще невпопад.
В возрасте двух лет дети тянутся к мелким предметам. Этот возраст – сенситивный период для развития мелкой моторики.
Вместе с мелкой моторикой развивается и речь, так как зоны в головном мозге, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом и тесно взаимодействуют. Когда работает одна зона, то параллельно включается в работу и соседняя.
В этом возрасте дети, как правило, двурукие. Они могут работать (есть, рисовать, бросать мячик) примерно одинаково как левой, так и правой рукой.
Двухлетние малыши уже умеют хорошо держать карандаш или ручку, рисуют линии или неровные овалы. Могут нарисовать «головонога» – это типичный рисунок человечка двухлетнего ребенка.
У них отлично получается ставить кляксы кисточкой с красками, рисовать пальчиковыми красками.
Особенно нравится деткам в два года заниматься с пластилином или соленым тестом. Они способны слепить колбаску или неровный шарик. Охотно ставят штампы или формочки на плоские кружки пластилина.
Популярный сейчас космический песок также для двухлеток – отличная игра. Это своеобразная альтернатива песочнице в холодное или дождливое время года.
Дети в два года могут самостоятельно лепить куличики, украшать их и с чувством исполненного долга и глубокого удовлетворения от своей значимости «скармливать» их родителям.
Дети могут нанизывать крупные бусины на шнурок, складывать паззлы из 2-4 деталей. Они отлично играют с крупами, орехами, каштанами, желудями фасолью, рисуют пальчиком по манке, рассыпанной на подносе.
В два года детки все чаще задают вопросы «где?», «когда?», «зачем?» и уже гораздо реже интересуются – «что это?».
Двухлетним детям вполне по силам выполнить по просьбе родителей несколько последовательных действий. Например, для них вполне понятны и выполнимы команды «пойди на кухню и принеси мне полотенце» или «возьми трусики в ящике комода и принеси мне, мы будем их надевать».
Два года – это возраст «разрушений». Все надо сломать, разобрать, изучить устройство изнутри. И это нормально, что дети стараются разобрать игрушку или другой предмет, чтобы изучить их.
Двухлетки умеют дуть в дудочку, в трубочку в стакан с водой, надувать мыльные пузыри.
Если эти навыки ваш ребенок еще не освоил, срочно наверстывайте упущенное. Это не только возможность для малыша получить кучу положительных эмоций, но и навык, который во время болезни поможет ему быстрее избавиться от кашля, отличная дыхательная гимнастика в игровой форме.
Список использованной литературы
- Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
- Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2007.
- Смирнова Е. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2008.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года); Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2011.
Факторы, влияющие на развитие и рост малыша
Факторов, которые влияют на развитие вашего малыша, очень много – это и сон, и питание, и эмоции. Чтобы ваш ребенок активно развивался, ему нужно правильное питание, обязательные физические нагрузки, здоровый сон, позитивные и добрые эмоции, хорошее здоровье. Немалую роль в развитии ребенка играет наследственность
Что касается правильного питания, то больше уделяйте внимание молочным продуктам, свежим овощам и фруктам, так как именно в них содержатся белок и кальций, которые отвечают за правильное развитие вашего ребенка. Чтобы избежать проблем с ростом ребенка, нужно кормить малыша сбалансировано
Речь
Развитие ребенка в 2 года часто идет неровно, скачкообразно. Бывает так, что ребенок преуспевает в физическом развитии, а речевое развитие запаздывает.
Не редкость случаи, когда ребенок некоторое время может мало говорить, а затем выдать сразу предложения из двух-трех слов. Также некоторые малыши в два года способны говорить развернутыми предложениями, выдавать стихи. Все индивидуально.
Дело в том, что до трех лет речь малыша развивается сразу по нескольким направлениям:
- закладывается способность связно выражать мысли;
- формируется понимание речи;
- накапливается словарный запас;
- осваиваются правила построения фраз;
- формируется правильное произношение звуков.
В среднем словарный запас ребенка в два года включает 100-200 слов. К трем годам он может пополниться до 500 слов.
Причем, лепетные слова в один слог тоже считаются словами и входят в это число, ведь ребенок в этом возрасте еще может их употреблять. И это та основа, из которой впоследствии будет формироваться полноценное слово.
В два года ребенок в основном общается фразами из двух-трех слов. Эти фразы могут быть небольшими, бытовыми, с неполным (лепетным) словом, с указательными жестами. Например, ребенок говорит «идем гу» или «идем лялять» вместо «идем гулять», «дай мока» вместо «дай молока».
В этом возрасте кроха может коверкать звуки и слова, менять слоги местами, проглатывать слоги или звуки, смягчать звуки. Это норма в этом возрастном периоде.
Ребенок в этом возрасте уже гораздо реже называет себя по имени и определяет себя как третье лицо («Дай Насте»), а чаще говорит местоимениями первого лица: «я», «мне».
Ребенок узнает близких родственников и говорит их имена. Также малыш отвечает на вопрос «Как тебя зовут?», называя при этом свое имя, а часто – даже фамилию и отчество в безбожно исковерканном виде.
Появляются первые навыки этикета и вежливости. Ребенок говорит: «привет», «пока», «спокойной ночи», «спасибо», «пожалуйста».
Ребенок может отвечать на вопросы о прошедших событиях: «где ты был?» – «у бабушки», «что кушал?» – «суп».
Рацион питания для малышей 2 года 3 месяца
- Детям необходим сбалансированный рацион. В течение дня должно быть 4 приема пищи. Большинство продуктов должны содержать животный белок. Его много в мясе, молочной продукции, яйцах, птице и рыбе.
- Белковое меню нужно обязательно дополнять свежими фруктами и овощами, в которых содержится много витаминов и микроэлементов.
- Суточная норма мясной продукции для детей в этом возрасте — 85 г. Допускается давать ребенку нежирную телятину, курицу, говядину и свинину в вареном или тушеном виде в первой половине дня.
Мясо довольно долго переваривается, и подобный ужин может спровоцировать проблемы со сном.
Лучший гарнир — каша вязкой консистенции или тушеные овощи.
Достижения в речевом развитии
Что касается речевого развития, то здесь всегда возникают споры. Один ребенок к двум годам уже может уметь наравне с взрослыми рассказывать стихи, знать счет до 10, поименно каждого близкого родственника и полный адрес проживания, а другой кроме как «мама» и «папа» ничего не говорит. Во втором случае об отклонении в развитии говорить нельзя – из-за множества факторов влияния такое речевое развитие считают нормой.
В 2 года малыш должен знать порядка 200 слов. Его речевые навыки совершенствуются, а проявляется это в следующем:
- ребенок использует слова-заменители, звукоподражание, которым он пользовался ранее, заменяет правильным произношением;
- копирует речь взрослых, не понимая значения слов;
- это возраст «почемучек» – дети активно интересуются, «что это?», «почему так происходит?» и т.д.;
- часто говорит о себе в третьем лице;
- может составить предложения минимум из 3 слов;
- высказывает свои мысли, причем делает это связно;
- умеет различать антонимы;
- называет предметы, изображенные на картинке, может составить их описание;
- знает свое имя и имена близких людей.
Очень важно обращаться к ребенку четко, не сюсюкать и не коверкать слова. Если знакомите малыша с новым словом, обязательно раскрывайте его смысл понятным для крохи языком
Бытовые навыки ребенка в 2 года
Дети двух лет уже гораздо более самостоятельные. Они могут сами надеть и снять шапку, шарф. Пытаются сами одеваться и раздеваться. Самостоятельно кушают с помощью ложки и пьют из чашки. Также двухлетний малыш умеет пользоваться салфеткой, знает, где лежат его игрушки, одежда.
Без сомнения, все эти навыки и знания ребенку сложно приобрести самостоятельно. Очень важен вклад родителей в развитие малыша. Чтение книг, занятия по обучающим пособиям, развивающие игрушки, активные игры на свежем воздухе – вот на что следует делать упор. А вот количество мультфильмов и просмотр телевизора рекомендуется ограничить.
Зная основные нормы развития ребенка в 2 года, родитель сможет без труда подобрать обучающие занятия, которые помогут направить активность малыша в нужное русло.
Так себе
Полезно 2
Супер
Речевые навыки ребенка в 2 года
Дети 2 лет могут говорить хорошо, так и не говорить вовсе. Это не является нарушением речевого развития.
Особенности речевого развития:
- Дело в том, что в этом возрасте не у всех малышей развит активный словарный запас. То есть дети, используют не все слова, которые знают, но при этом может быть хорошо развит именно пассивный словарный запас.
- Малыш понимает, распознает речь. Поэтому, если ваш ребенок не говорит в 2 года, не переживайте. Поговорите с ним, и посмотрите, как он реагирует на ваши слова.
- Если ребенок понимает о чем речь, приносит вам игрушку, куклу, собаку или показывает по просьбе нос, рот, глаза, а также указывает на горячие или холодные предметы, беспокоиться не о чем. У ребенка отличный пассивный словарный запас, но пока он не готов их проговаривать.
- В среднем, дети 2 лет активно используют от 40 до 100 слов. При этом часто используют облегченные фразы, такие как ляля, баба, дай. Могут использовать словосочетания и короткие предложения из трех четырех слов.
- Могут глотать буквы и не совсем правильно их произносить. Переживать по этому поводу не стоит. Задержку речевого развития может ставить только невролог, лишь в том случае, если ребенок не понимает, когда к нему обращаются по имени, не реагирует на обращение, а также не понимает что от него хотят, даже если взрослый говорит простыми словами.
- Не нужно сравнивать своего ребенка с соседским малышом такого же возраста. Речевое развитие очень индивидуально. Самое интересное, что многие малыши, которые начали говорить раньше, в возрасте до года, к трем годам могут недостаточно развить свои умения. В отличие от тех детей, которые практически до двух с половиной лет ничего не говорили. У многих детей речь развивается скачкообразно.
- Случается так, что ребенок до 3 лет практически ничего не говорил. По достижению этого возраста начал обращаться и говорить длинными предложениями и сложными фразами. Это объясняется тем, что у ребенка очень развит был пассивный словарный запас, но он не спешил его использовать.
Речь двухлетнего малыша
Физические упражнения и подвижные игры
- Прыгаем на месте на 2-х ножках
- Учимся бросать и ловить мячик.
- Бросаем мячик об стенку
- Изображаем движения животных. Вначале мама показывает какое-то движение, а ребенок за ней повторяет. Если нужно, то помогаем ребенку — выполняем упражнение вместе с ним, пока он научится. Затем ребенок выполняет сам.
- Ползаем на животе вперед, как гусеница или удав.
- Бегаем, как лошадка
- Подбрасываем вверх мячик или воздушный шарик
- Учимся держать равновесие. Для этого ходим по доске, положенной на пол. Для начала можно использовать и полосу бумаги, например, из обоев.
- Громко топаем, при этом поднимая высоко ноги, согнутые в коленках
- Шагаем, как солдаты, высоко поднимая прямые ноги
- Сидим на полу и стучим ногами по полу (как будто бьем в барабан)
- Подпрыгиваем вверх из полуприседа, как лягушка
- Бегаем быстро и медленно (например, в коридоре или в большой комнате)
- Перекатываемся по полу, как колобок
- Махаем руками, как птичка крыльями – изображаем птицу в полете
- Ходим по комнате и периодически приседаем на корточки
- Поднимаем разные предметы с пола, приседая ил нагибаясь за ними
- Ходим на носочках, позже можно пробовать ходьбу на пятках.
- Поднимаем ручки вверх
- Ходим по извилистой линии, начерченной на полу. Вместо начерченной линии можно использовать извилистую полоску бумаги
- Подлезаем под натянутую веревочку. Здесь тоже можно использовать натянутую на небольшой высоте веревку в дверном проеме в квартире
- Играем с солнечным зайчиком, которого пускает кто-то из взрослых.
- Висим на маминых или папиных руках, на детском турнике (в этом случае нужно страховать ребенка)
- Лазаем через туннель, сооруженный из стульев. Если, конечно, у вас дома есть подходящие стулья (в них должны быть высокие ножки на довольно широком расстоянии друг от друга, чтобы ребенок свободно мог пролезать)
- Позже, примерно после 2-х с половиной лет, прыгаем на двух ножках вперед. Это может получится у ребенка не сразу.
Освоенные новые навыки и умения
Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?
- Уверенная ходьба.
- Бег.
- Прыжки.
- Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
- Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
- Удар ногой по мячу, броски мяча.
- Умеет ловко лазить и пятиться назад.
- Прыгать на одной ноге.
- Проходить сквозь обруч.
- Удерживать равновесие на перекладине.
Умения
- Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
- Листать страницы книжки.
- Стоять на цыпочках.
В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.
Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:
- Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
- Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
- Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
- Сидя на полу, стучать пятками;
- Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
- Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
- Пытаться удержать равновесие на перекладине;
- Перешагивать через порог;
- Взбираться по шведской стенке наверх;
- Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
- Листать страницы книжки;
- Расчёсывать себя и кукол;
- Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
- Танцевать под музыку, попадая в такт;
- Рисовать линии;
- Лепить простые фигурки.
Сон
Сколько же должен спать малыш в возрасте 2-х лет? В данном вопросе все уже намного проще. Дневной сон занимает не меньше 2 часов, а ночной — 10. Всего ребенок должен в сутки спать 12 часов. Желательно неукоснительно соблюдать режим.
Малыш очень много двигается, активен, получает много информации из окружающего мира. Поэтому отдыху необходимо уделять максимум внимания. Старайтесь не нарушать распорядок, даже если идете в гости или находитесь в поездке.
Часто в таком возрасте кроха очень сопротивляется дневному сну. Укладывание порой затягивается на несколько часов. В итоге полностью сбивается весь режим, и ночной сон тоже отодвигается на неопределенное количество часов. Как же вовремя положить сына или дочку? Вот несколько советов.
Как положить спать вовремя?
Начинайте готовиться ко сну за час, снижайте активность, почитайте книгу.
Проветрите хорошо комнату, и поддерживайте температуру +20 градусов. Это будет оптимально для спокойного отдыха.
Некоторые мамочки пробуют увеличить промежуток между обедом и дневным сном. На полный желудок малыш не очень хочет ложиться в кровать.
Попробуйте перед сном делать одни и те же действия: например, укладывать спать мягкого мишку или любимую куклу. А может вашей традицией станет прослушивание спокойной умиротворяющей музыки. Постепенно малыш научится настраиваться на волну покоя и отдыха.
Проследите, во сколько ребенок начинает уставать. Возможно, следует немного передвинуть часы сна
Но и важно, чтобы ребенок не перегуливал. Это может сказаться негативно на его психо-эмоциональном развитии.
Когда малыш пойдет в ясли или детский сад, то вместе с остальными детьми быстро привыкнет ложиться в одно и то же время.
Если ребенок сказал «нет, не буду спать!», то это он сказал вам, но не медвежонку или зайчику
Они могут «позвать» его в кроватку вашим голосом. Включайте спокойный игровой момент, и кроха присоединится сразу.
Если малыш гиперактивен, то перед сном замедляйте движения, говорите более спокойным и тихим голосом. Положите в кроватку подушку с мятой или с гречишной мукой (природные эмоциональные сорбенты).
Помните, что избыток углеводов и глюкозы приводит к напряжению и повышению активности. Не давайте сладости хотя бы за несколько часов до сна.
Можно сделать Хранителя Сна — Сову. И даже вместе сделать из бумаги и разукрасить ее, можно сшить или связать, а потом выучить стишок. Сова призвана охранять сон, и ей можно доверить секреты и страхи. Очень помогает, когда малыш боится засыпать один в комнате вечером.
Говорю тебе, Сова,
я волшебные слова.
Смотрит ночь в мое окно.
Не люблю, когда темно.
Грусть и страхи отгоняй.
Сон мой чутко охраняй.
Никогда не стоит опускать руки и отчаиваться. Старайтесь не заставлять малыша делать что-то насильно. Побольше наблюдайте за его поведением, и будете знать, когда пора ложиться, и что делать, если сон не идет.
Интеллектуальные способности
Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:
- собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
- возить за собой предметы на веревочках;
- складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
- различать два или три цвета;
- указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
- пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
- переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
- рассматривать изображения;
- обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
- рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
- заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
- продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
- изображать какие-то действия (чтение, сон);
- повторять за взрослыми, своими сверстниками;
- строить башенки из двух или трех элементов;
- использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.
Речевые навыки
Словарный запас может включать 10 — 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.
Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.
Навыки самообслуживания
В два года малыш уже далеко не беспомощный. Он многое умеет делать сам
Степень самостоятельности зависит от того, насколько взрослые уделяют этому внимание. Дети, которые уже посещают детский сад, обычно умеют больше своих сверстников, сидящих дома
Хотя и дома можно без труда обучить малыша элементарным навыкам самообслуживания.
В два годика ребенок должен уметь:
- мыть и вытирать руки (можно с небольшой помощью взрослого);
- одеваться и раздеваться с помощью взрослого;
- складывать вещи;
- расстегивать крупные пуговицы;
- развязывать шнурки;
- держать ложку, есть, пить из чашки;
- пользоваться салфеткой за столом;
- пользоваться носовым платком с помощью взрослого.
Чтобы малыш быстрее заучил новый навык, нужно не просто показывать ему действия, но и объяснять каждый этап. Например, «сначала закатим рукава, затем откроем воду, возьмем мыло, намочим руки» и т. д.
Физическое развитие ребенка
В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.
- Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.
- Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.
К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать, уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».
Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол, попадая по мячу ногами.
Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно
Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать. Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:
- ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;
- оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.