Профилактика
На речь своего ребёнка нужно обращать внимание как можно раньше – чтобы позднее он не оказался “белой” вороной среди своих ровесников и не имел проблем с общением, чтением и письмом. Даже если у малыша вызывает затруднение произнесение только одного звука, следует обратиться к логопеду
Вероятно, вам предложат курс занятий с логопедическими упражнениями, артикуляционной гимнастикой, массажем. В случае выявления анатомических дефектов, будьте готовы к оперативному вмешательству.
От родителей зависит очень многое. С самого рождения малыша необходимо с ним общаться – но избегая искажения слов. Ласковый тон – это хорошо и даже нужно. А вот подражание детскому лепету (“Это фто у нас за малыф такой хаёшенький”) к добру не приведёт. Говорите правильно, грамотно сами и поправляйте ребёнка.
Кроме того, важную роль для развития речи играет чтение. Прививайте малышу любовь к книгам – чем раньше, тем лучше!
Диагноз “дислалия” нельзя назвать чем-то пугающим. Однако лечение такого речевого нарушения в любом случае потребует немалого терпения от ребёнка и от его родителей (опекунов). Не стоит забывать и о тратах: денежных, временных.
Так что проблему лучше предупредить, чем потом дитя лечить.
https://youtube.com/watch?v=lqVwSTNTm0g
Новые технологии в коррекции дислалии
Связь между логопедией и ортодонтологией установлена давно, особенно актуально это для механической дислалии. В этой сфере есть современные решения проблем, которые приводят к подобным речевым нарушениям. Таким примером являются миофункциональные контейнеры, вестибулярные пластинки. Контейнеры появились не так давно, а о влиянии их на речь стало известно совсем недавно – около четырех лет назад. Механическая дислалия обусловлена неправильным прикусом, аномалиями с зубочелюстным аппаратом, логопед не может влиять и тем более устранить данную проблему.
В 2008 году были проведены исследования с использованием средств миофункциональной коррекции. Это трейнеры, изготовленные из силикона. Результаты показали что у 100% детей восстановилось дыхание через нос, а 99% нормализовали речевые нарушения. На основе этой работы были сформулированы вывод, что преортодонтический трейнер доказал на практике свою клиническую эффективность и может быть использован для коррекции дыхания и прикуса у ребенка.
Классификации
Механическая и функциональная дислалия
О механической дислалии специалисты говорят при выявлении следующих нарушений:
- излишне низкое нёбо;
- излишне высокое (куполообразное) нёбо;
- толстый, необычно крупный язык, не помещающийся в ротовой полости;
- маленький язычок, которому трудно принять необходимую позицию для чёткого произношения;
- массивная либо, напротив, укороченная подъязычная связка;
- щели между зубами;
- зубы неправильной формы или разного размера;
- толстые, отвислые губы или тонкие, нитевидные;
- укороченная верхняя губа.
При этом страдает произношение звуков:
- р, рь
- с, сь, з, зь, ц
- б, бь, п, пь,
- в, вь, ф, фь,
- ж, ш, ч, щ
- о, у
Если же с речевым аппаратом всё нормально – речь идёт о функциональной дислалии.
Такая разновидность патологии связана с физическими или психологическими особенностями:
- общая ослабленность из-за продолжительных хронических заболеваний (ОРВИ, ОРЗ, расстройство пищеварения);
- минимальная мозговая дисфункция;
- задержка психического развития;
- ребёнок с младенчества слышит слишком быструю или неправильную речь;
- в его окружении находятся носители разных языков или диалектов;
- с ребёнком мало общаются или часто “сюсюкают”;
- недоразвит фонематический слух.
В данном случае фонетические расстройства проявляются в отсутствии звуков, в искажении, а чаще всего – в заменах. Например, происходит замена заднеязычных , переднеязычными , ; замена язычного губно-зубным ; замена мягких твердыми и твердых мягкими.
Функциональная дислалия подразделяется на следующие виды:
- Акустико-фонематическая. Фонетический слух недостаточно сформирован (при этом нарушений слуха нет). Звук неправильно узнается, и, как следствие, неправильно воспринимаются слова (рыба – «лыба»).
- Артикуляторно-фонематическая. Отсутствующий в речи звук заменяется более простым по артикуляции (крыса – «крыша», сад – «сядь»). При этой форме дислалии ребёнок осознает свой дефект, старается его преодолеть.
- Артикуляторно-фонетическая. Артикуляционные позиции сформированы неверно, поэтому звук произносится искажённо, хотя по акустическому эффекту он и близок к правильному варианту. В редких случаях звук в речевом потоке попросту пропускается.
Дислалия простая и сложная
Данная классификация основана на количестве нарушаемых звуков.
1. При простой дислалии отмечается затруднение с произношением одного звука или нескольких звуков одной группы. В этом случае логопед учит ребёнка
- узнавать звуки речи;
- различать верное произнесение звука от неверного;
- контролировать и оценивать собственное произношение;
- принимать нужные артикуляционные позиции;
- правильно использовать нужный звук в любой речевой ситуации.
2. Сложная дислалия характеризуется нарушениями, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.
Симптомы
Дефекты произношения при дислалии могут быть выражены заменами, пропусками, а также смешениями и искажениями звуков.
Пропуски звука – имеется в виду его полное отсутствие в начале слова, середине или конце.
Замена звука – один звук говорящий замещает другим, который есть в фонетической системе языка. Ребенок может заменять разные звуки по месту артикуляции либо способу образования, но при этом они будут отличаться по признаку твердости/мягкости или звонкости/глухости.
Смешение звуков – говорящий путает 2 звука, при этом произносит их корректно. Это может быть вызвано неполным усвоением системы фонем.
Искажение звуков – это использование в речи звуков, которых нет в фонетической системе языка (например, межзубное или боковое произнесение звука , велярное или увулярное произнесение и др.). Этот вид дефектов, как правило, встречается при механической дислалии.
В случае функциональной дислалии присутствует нарушенное произнесение одного или нескольких звуков, при механической – сходные по артикуляции группы звуков.
При дислалии лексико-грамматическая сторона речи формируется в зависимости от возраста: не искажается слоговая структура слов, достаточно широко развит словарный запас, единственное и множественное число, падежные окончания используются корректно, достаточно высоко развита связная речь.
Кроме патологических форм дислалии, в логопедии также выделяют физиологическую форму, физиологические несовершенства речи, возрастное косноязычие или вызванные возрастной несформированностью органы артикуляции. Такого рода особенности произношения, как правило, исчезают сами к наступлению 5 лет.
Классификация
1. В соответствии с причинами нарушения звукопроизношения, можно выделить:
- механическую (органическую) дислалию – вызвана дефектами строения речевого аппарата;
- функциональную дислалию – ее причинами являются обратимые нейродинамические нарушения в коре головного мозга или социальные факторы.
Функциональная дислалия может быть:
- моторной – если она вызвана нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора. В этом случае появляются некоторые неточности в движениях губ и языка, которые становятся недифференцированными. Все это приводит к искажению артикуляции звуков (фонетический дефект);
- сенсорной – вызвана нейродинамическими сдвигами в центре речеслухового анализатора. В данной ситуации затруднена слуховая дифференциация акустически сходных фонем (глухих и звонких, шипящих и свистящих, твердых и мягких). По этой причине заменяются и смешиваются звуки в устной речи (фонематический дефект), также проявляются однотипные замены букв во время письма.
В случае сочетания двух вышеуказанных разновидностей дефектов можно говорить о сенсомоторной дислалии.
В соответствии с несформированностью акустических или артикуляторных звуковых признаков, а также фонетического либо фонематического характера дефекта, выделяют следующие виды дислалии:
- артикуляторно-фонематическую;
- акустико-фонематическую;
- артикуляторно-фонетическую.
3. В зависимости от количества нарушенных звуков существует 2 формы дислалии:
- простая – ребенок неправильно произносит от 1 до 4 звуков;
- сложная – ошибки в произношении более 4 звуков.
4. Также существует мономорфная дислалия – если ребенок некорректно произносит звуки из одной артикуляционной группы (шипящие, свистящие и т.д.), а также полиморфная – дефекты в звуках из разных артикуляционных групп.
Лечение дислалии
Детям дошкольного возраста с дислалией для постановки правильного произношения необходима работа с логопедом. При первичной постановке правильной дикции используют три способа:
- подражание – ребенок посредством органов чувств воспринимает звук и пытается его повторить;
- механическое воздействие – органы речи пассивно приводятся в нужное положение (шпателем или специальными зондами);
- смешанное воздействие.
Далее проводятся тренировочные упражнения с целью формирования автоматизма как под руководством специалиста, так и с родителями. Без выполнения домашнего задания по коррекции речевой патологии у ребенка не будет должного динамического эффекта от занятий. Этот процесс занимает около трех недель.
Наличие органической патологии может требовать диагностики специализированных врачей, среди которых: челюстно-лицевой хирург, стоматолог и другие. При расстройствах когнитивных функций у ребенка следует пройти консультацию нейропсихолога.
Если у вашего ребенка диагноз “дислалия” и вы не знаете, что делать – звоните в центр детской неврологии «Киндер Велт» по телефону в Москве +7 (499) 444-92-83 или оставьте заявку на сайте нашей клиники. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам.
Причины дислалии
Различные формы заболевания могут развиваться вследствие разных причин. В одних случаях это могут быть нарушения в строении речевого аппарата, в других случаях заболевание развивается вследствие неправильного вербального воспитания ребенка.
- В основе физиологической формы недуга лежит обусловленная возрастом недоразвитость органических структур, поддающаяся коррекции по мере того, как ребенок взрослеет.
- Механическая дислалия возникает вследствие обусловленных генетически приобретенных или врожденных патологий органов речевого аппарата.
- Функциональная дислалия никак не связывается с патологиями строения органов, ответственных за устную речь. Эта группа более развернута и в свою очередь объединяет несколько видов болезни.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как составляется характеристика речи на детей с ОНР?
Прежде всего, различают моторную и сенсорную дислалии.
- Первый тип развивается в связи с функциональными нарушениями речедвигательного анализатора. Проще говоря, при подобной патологии у ребенка во время разговора неправильно двигаются губы и язык – это и становится причиной искажения звуков.
- При сенсорной дислалии неправильно функционирует речеслуховой анализатор, из-за чего разделение на составные части акустически схожих между собой звуков происходит некорректно и малыш, естественно, не может их правильно повторить.
Случается и так, что оба упомянутых типа недуга наслаиваются один на другой, то есть ребенок пытается изначально некорректно произнести услышанный звук, еще и неправильно двигая губами и языком при этом.
Названия дефектов произношения звуков с описанием приводятся в таблице:
Название дефекта | Звуки, произношение которых страдает |
Ротацизм | и |
Сигматизм | свистящие , , , и шипящие , , , |
Ламбдацизм | и |
Каппацизм | и |
Гаммацизм | и |
Йотацизм | |
Хитизм | и |
Также могут иметь место недостатки твердости и смягчения звуков, когда мягкие согласные ребенок заменяет сдвоенными твердыми и наоборот, а также некорректное выговаривание звонких и глухих звуков, когда глухие согласные звуки заменяются на твердые и наоборот. Кроме того, можно встретить мономорфную или простую и полиморфную (сложную) дислалии. В первом случае ребенок неправильно выговаривает один звук или несколько звуков, принадлежащих к одной группе (рекомендуем прочитать: учимся с ребенком выговаривать букву Р). В случае же полиморфной дислалии всегда нарушено выговаривание сразу нескольких звуков, принадлежащих к различным группам.
Чаще всего при заболевании не страдает лексико-грамматическая сторона устной речи. Ребенок развивается нормально и накапливает словарный запас, который соответствует его возрасту, прекрасно понимает, что говорят ему. Однако что именно он говорит и отвечает, в некоторых случаях тяжело понять даже родным.
Физиологические предпосылки механической дислалии
Механическая дислалия часто возникает, как следствие короткой подъязычной уздечки, которая затрудняет движение языка (подробнее в статье: как лечится короткая уздечка у новорожденного?). Диспропорциональные размеры самого языка также могут быть причиной невозможности развития правильной артикуляции. Способствовать развитию заболевания также могут различные патологии в строении зубочелюстного аппарата, такие как сильное выступание вперед верхней или нижней челюсти, большие промежутки в рядах зубов, аномальное строение неба или его расщепление, укороченная уздечка верхней губы.
Социальные предпосылки функциональной дислалии
Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:
Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках
Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду – на другом.
Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
Педагогическая запущенность, а именно – ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
Умственные отклонения.
Вообще же можно считать, что любые отклонения в психическом развитии ребенка могут стать причиной заболевания. Значение педагогической составляющей также нельзя недооценивать.
Лечение дислалии
Прежде, чем перейти к методам устранения дислалии необходимо определить причины, которые привели к расстройству речи у пациента.
Коррекция дислалии механического происхождения проходит в несколько этапов. Вначале пациенту делают операцию, в ходе которой устраняют анатомические дефекты, которые мешали нормальной речи.
Чаще всего такая операция необходима взрослым после получения тяжелых травм челюстей и других органов, входящих в состав речевого аппарата.
Если органическая форма заболевания не может быть вылечена путем оперативного вмешательства, то необходимо логопедическое воздействие при дислалии.
Коррекция дислалии |
В этом случае пациент работает с логопедом, выполняя специальные корректирующие упражнения для нормализации речи. Труднее всего терапии поддается сложная дислалия у детей, при которой ребенок не может правильно произносить 4 и более группы звуков.
При данной форме заболевания у ребенка обычно нарушен фонематический слух, поэтому лечение в первую очередь направлено на улучшение способности различать и воспринимать звуки. После того, как эта цель будет достигнута, приступают к коррекции речи.
Очень важно, чтобы с ребенком занимался не только логопед, но и родители. В доме должна звучать правильная речь. Не нужно повторять за ребенком его неправильное произношение
Не нужно повторять за ребенком его неправильное произношение
Наоборот, следует обращать его внимание на ошибки в речи и учить малыша выговаривать слова правильно
Так как дислалия включает в себя множество различных дефектов речи, то и упражнения для коррекции будут разными.
Упражнения при лечении дислалии направлены на развитие речевого аппарата. С этой целью могут применяться следующие методики:
- упражнения для развития мелкой моторики;
- логопедический массаж;
- повышение чувствительности слуха;
- обучение ребенка основам правильного дыхания.
Когда ребенок овладеет определенными общими навыками речи, логопед начинает точечную коррекцию, направленную на обучение ребенка правильному произношению определенных звуков, с которыми у него имеются определенные проблемы.
Для достижения этих целей разработаны различные логопедические методики. Желательно строить занятия в игровой форме, чтобы малыш не потерял к ним интерес. Доктор с ребенком играют, разговаривают, читают книги, поют песни, учат стихи и так далее.
Очень важно, чтобы занятия по коррекции дислалии проводились на регулярной основе (не реже 2-3 раз в неделю). Кроме этого, ребенок обязательно должен заниматься дома, выполняя задания, которые ему дал специалист. Продолжительность терапии зависит от степени тяжести дислалии и продолжается в среднем от одного месяца до полугода
У взрослых этот срок может быть существенно меньше, так как им намного легче выполнять все рекомендации логопеда
Продолжительность терапии зависит от степени тяжести дислалии и продолжается в среднем от одного месяца до полугода. У взрослых этот срок может быть существенно меньше, так как им намного легче выполнять все рекомендации логопеда.
Этапы логопедического воздействия при дислалии |
Дислалия у детей и методы её устранения
Чаще всего встречается дислалия у детей. Среди всех речевых нарушений эта патология – самая распространённая: среди детей дошкольного возраста она выявляется у каждого второго, в начальной школе – у каждого пятого. Следует отметить, что искажение звуков у малышей до 5 лет встречается очень часто, т.к. артикуляционный аппарат может быть не готов к совершенному звукопроизношению. Это не является поводом для паники, но наблюдать за ребёнком всё же стоит. При сохранении же проблемы после пятилетнего возраста, потребуется в первую очередь консультация логопеда, а также, возможно, отоларинголога, невролога или стоматолога.
Выявление дислалии у детей проходит в следующем порядке:
- 1) обследование речевого аппарата (строение, подвижность);
- 2) оценка звукопроизношения;
- 3) проверка фонематического слуха.
Виды фонетических дефектов
Название нарушения | С какими звуками проблемы |
Ротацизм | (р), (рь) |
Ламбдацизм | (л), (ль) – отсутствуют в речи |
Гаммацизм | (г), (гь) |
Каппацизм | (к), (кь) |
Хитизм | (х), (хь) |
Сигматизм + Йотацизм | (ж), (ш), (ч), (щ), (с), (сь), (з), (зь) + (й) |
Иногда встречаются также нарушения смягчения или озвончения.
Методика коррекции речи
Методы устранения дислалии:
- При механической аномалии её причины устраняются посредством операции. Например, если проблему с речевым аппаратом создаёт короткая уздечка языка или верхней губы – её подрезают, и речь ребёнка быстро исправляется. При функциональной дислалии малыша обучают специальной гимнастике для губ и языка, а также проводится логопедический массаж, представляющий собой различные манипуляции с языком: поглаживания, надавливания, похлопывания, перетирания. Разумеется, проделывать это может исключительно специалист. Длительность курса массажа – от 10 до 20 сеансов. Спустя 1-2 месяца комплекс упражнений желательно повторить.
- На втором этапе начинается постановка и автоматизация звукопроизношения. Делается это, в первую очередь, посредством подражания, а также при помощи специального зонда, которым логопед направляет язык в нужную сторону.
- Закрепление дифференциации (различения) смешанных звуков в потоке речи – это итог проделанного пути. Ребёнок демонстрирует способность верно озвучивать отработанные звуки в любых слогах и словах.
Современные методы коррекции функциональной дислалии у детей обеспечивают результат уже через 1-3 месяца – это если речь идёт о простых нарушениях (когда, как говорилось выше, возникают трудности с одним звуком или со звуками одной группы). Конечно, курс занятий с логопедом должен быть достаточно интенсивным: не менее 3-х раз в неделю по 45-60 минут. Помимо этого, потребуется закрепление пройденного материала дома. В случае сложной дислалии для устранения речевых проблем понадобится больше времени и усилий.
Итак, мы выяснили, что такое дислалия, каковы её виды, узнали о методах логопедической коррекции. Дислалия может стать причиной развития у ребёнка дислексии или дисграфии (нарушение чтения или письма). Поэтому каждому родителю необходимо знать о профилактических мерах, позволяющих избежать столкновения с данной патологией.
Лечение дислалии
Терапия представляет сложности даже для опытных специалистов. Есть примерный алгоритм коррекции аномального состояния, независимо от возраста пациента.
Сколько этапов коррекционной работы выделяется при дислалии?
Всего их три:
- Подготовительный. Заключается в устранении фундаментальных причин нарушения, это основа, которая позволит добиться качественного результата.
- Формирование базовых навыков речи. Проводится ревизия имеющихся умений, затем внедряются новые навыки или изменяются те, что сформированы неправильно.
- Этап коммуникативный. Привитие навыков нормального общения, с учетом достигнутых результатов.
Лечение расстройства и логопедии предполагает дробное деление каждой фазы терапии.
Подготовка
Устранение органической причины. Если таковая есть. Обычно оперативными методами. Затем назначается специализированная гимнастика и массаж. Комплекс упражнений зависит от того, какая функция нарушена. При сигматизме отрабатывается произношение шипящих звуков и т. д. Упражнения для коррекции должны быть щадящими, усложнение проводится по мере достижения успехов. Это мотивирует пациента на дальнейшую кропотливую работу.
Отдельным пунктом идет логопедический массаж. Он позволяет нормализовать кровоток, восстановить подвижность структур речевого аппарата.
Осваивается технология формирования речевого дыхания. Легкий вдох через нос и использование большей части воздуха для формирования звука.
Этап занимает больше времени, чем прочие. Это основа, которая и позволяет добиться эффективного результата.
Формирование навыков
Предполагает ежедневное многократное повторение упражнений. Форсировать процесс не нужно. Для начала берут один сложный для пациента звук. С учетом правильного дыхания начинают его отрабатывать. Способы постановки звуков зависят от конкретной методики, возможно применение нескольких, если предыдущий не возымел успеха прибегают к новому. Но речевые позиции всегда примерно одни. Как только достигнут успех, результат нужно закрепить. Обычно задачу усложняют. Предлагают произнести слово с указанным звуком в разных позициях: в начале, середине, в конце. А затем с несколькими такими звуками в рамках одного слова. Далее идут словосочетания и предложения.
Потом переходят к новому звуку. Таким путем прорабатывается проблемная вербальная область. Пациент параллельно учится разграничивать отдельные звуки, схожие на слух. У детей наибольшей эффективностью обладают игровые приемы по коррекции звукопроизношения. Используется наглядный иллюстрированный материал, рассказываются истории, предлагаются необременительные способы тренировки. Это исключает психическое насильственное внедрение знаний. Процесс протекает гораздо быстрее и дает лучшие результаты.
Также нужно как можно больше слушать. Навык разграничение схожих конструкций и отдельных фонетических единиц приобретается по мере практики.
Формирование коммуникативных навыков
Конечная фаза коррекции. Ребенок или взрослый начинают активное взаимодействие с логопедом, родными. Нужно больше общаться, чтобы закрепить полученные навыки в практических речевых ситуациях. Тренировка приводит к формированию автоматизма. Пациент перестает думать, как и что произносится, концентрируется на содержании, а не на форме.
Этапы логопедического воздействия практикуются постепенно. Нужно усложнять задачи по мере выполнения предыдущих. Форсирование приводит к обратному эффекту.
Эффективность работы по коррекции дислалии зависит от мотивации и готовности работать. Потому при восстановлении вербальных функций у детей практикуются игровые формы. Крайне редко имеет место необратимое или труднообратимое нарушение.