Клинические проявления болезни
Речь больных дизартрией невнятна, звуки произносятся нечетко. Невнятность вызвана плохим проведением нервных импульсов к органам артикуляции. Из-за этого у больного выявляются как речевые, так и неречевые изменения.
Патология моторной функции органов речи провоцирует сильный спазм, сниженный тонус или дистонию мышц артикуляции. Из-за спазма мускулатуры у больного возникает полное смыкание губ, недостаточность движений артикуляции. Если наблюдается гипотония мускулатуры, то язык располагается на дне ротовой полости, губы разомкнуты, рот немного открыт. У больного можно увидеть сильное слюнотечение. Так как парализована мускулатура мягкого неба, пациент говорит в нос. При наличии мышечной дистонии во время речи слабый тонус мускулатуры сменяется повышенным.
Патология звукопроизношения может иметь различную степень клинических проявлений. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется единичными нарушениями воспроизведения звуков. Тяжелые степени болезни сопровождаются неправильным воспроизведением звуковых единиц, их пропусками или заменами; разговор дошкольника или школьника непонятный, медленный. Пациент с более тяжелой формой патологии не хочет много разговаривать, так как испытывает дискомфорт во время речи. А когда у больного имеется тяжелая (4) степень дизартрии, он вообще не может говорить.
Характерными симптомами дизартрических нарушений считаются стойкость изменений, трудность их коррекции. Для купирования проявлений неправильной речи нужно длительное лечение и занятия с логопедом. У больного изменены практически все звуковые единицы, даже гласные звуки, отмечается межзубное и боковое воспроизведение шипящих и свистящих. Пациенты часто произносят звуки более звонко или слишком мягко (твердые согласные).
Характерным признаком патологии считается изменение дыхания во время разговора. У больных более продолжительный выдох, дыхательные движения учащены, часто прерываются. Голос звучит тихо, угасает по мере разговора. Пациент говорит без интонации. У больных нарушено слуховое восприятие, анализ и синтезирование звуков. Словарный запас недостаточно сформирован, нет грамотности речи. Во время логопедического обследования диагностируется общее и фонематическое недоразвитие речи, нарушение письма.
Проявления клинических форм патологии
При бульбарной разновидности болезни отмечается нарушение сосания, жевания, отсутствие мимики, рефлексов, нарушение глотательной функции, повышение отделения слюны, низкий тонус органов артикуляции. Движения во время речи сильно упрощены, речь невнятная. Звуки при разговоре не различимы друг от друга, имеется назальный оттенок при воспроизведении звуков.
Псевдобульбарная разновидность патологии характеризуется парезом и избыточной сократительной активностью мускулатуры. Выявить заболевание можно по изменению двигательной активности языка. Больной не может поднять кончик языка вверх, направить в стороны, зафиксировать в одном положении. Пациенты часто не способны переключиться с одного звука на другой. Отмечается нарушение содружественных и произвольных движений мышц артикуляции. В тяжелых случаях наблюдается повышенное образование слюны, патология глотания. Речь непонятная, в разговоре слышен носовой оттенок. Больной не может нормально воспроизвести сонорные, свистящие и шипящие звуковые единицы.
Подкорковая форма патологии отличается наличием непроизвольных сокращений мускулатуры органов артикуляции. Гиперкинезы появляются вне речевой активности, усиливаются во время разговора, что приводит к спазму мышц. У больных изменен и ослаблен голос, возможны гортанные выкрики, быстрый или медленный темп речи, наблюдается заикание. Подкорковая форма может диагностироваться одновременно с другими разновидностями дизартрических нарушений.
Мозжечковая разновидность характеризуется патологией работы артикуляционного аппарата, тремором языка, выкриками, толчкообразной речью. Больной скандирует речь – «рубит» слова и предложения. Разговаривает медленно и непонятно. Звуки, которые образуются за счет передней части языка и губ, произносятся неправильно. Сопутствуют речевым нарушениям шаткая походка, плохое равновесие, неловкость во время двигательной активности.
Корковая форма болезни проявляется изменением произвольных артикуляционных движений. У пациента нарушено дыхание во время разговора, изменен голос. Он не может нормально писать, читать, понимать речь на слух.
Лечение
Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.
Работа логопеда
Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.
Основной упор в работе логопед делает на развитие:
- Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
- Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
- Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
- Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
- Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.
Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.
Медикаментозные мероприятия
Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие
Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы
Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:
- Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
- Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
- Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
- Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
- Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.
Лечение дома
Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.
Массаж для языка. Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.
Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
Речевое дыхание
Симптомы
Симптоматика определяется степенью выраженности патологии, возрастом ребенка, особенностями его речевого аппарата. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста характеризуется смазанностью признаков. В отдельных случаях родители вовсе не замечают у ребенка каких-либо патологических изменений.
Чаще всего диагностируют заболевание у детей, с рождения наблюдавшихся у логопеда и детского невролога по тем или иным причинам. Диагностика дизартрии осуществляется по нескольким симптоматическим категориям, описанным ниже.
Общая моторика
Отмечаются скованность, ограниченность телодвижений, быстрое мышечное переутомление. Ребенку сложно стоять на одной ноге, прыгать, ходить по узкому пути.
Нарушение моторики особенно проявляется при попытках танцевать, совершать спортивные упражнения и иные схематически четкие и ритмичные движения. Пациент не чувствует ритм, не может в него влиться.
Мелкая моторика у детей с дизартрией
Нарушение мелкой моторики становится заметным, когда ребенок начинает обслуживать сам себя. У него возникают затруднения в совершении простых манипуляций: застегивании пуговиц, размешивании напитка ложкой, завязывании шнурков. Больной ребенок отказывается от игр и занятий, требующих работы руками: от рисования, вырезания ножницами, создания поделок из пластилина.
У школьников возникают трудности с письмом: при написании слов буквы заменяются похожими по звучанию, не получается держать темп письма, даже при медленном написании получается непонятный и уродливый почерк.
Особенности артикуляционного аппарата
Отмечаются скупая мимика, низкий тонус лицевых мышц, постоянное нахождение рта в приоткрытом состоянии. Слабые мышцы не позволяют сжать губы в трубочку, активность движения языка низкая. Из-за этого произносимые звуки искажаются, сливаются, интонация утрачивает четкость.
Особенности звукопроизношения у детей
Стертая форма дизартрии у детей проявляется искажением и смешиванием фонем, иногда они вовсе пропускаются в словах (но пациент может проговаривать их в отдельности). Речь невнятная, неразборчивая, что обусловлено проблемным произношением шипящих и межзубных звуков. Больному сложно произносить длинные слова, состоящие из множества слогов.
Нарушения просодики при дизартрии
Интонация при стертой дизартрии невыраженная. Отмечаются проблемы с высотой и силой голоса, выдохи при разговоре слабые. Тембр неправильный, в большинстве случаев слишком быстрый, возможно появление гнусавости. Ребенок говорит монотонно, при долгом разговоре речь утрачивает внятность, голос постепенно слабеет. Голос не имеет глубины и силы, повысить его не получается. Маленький пациент не умеет подражать голосам животных и птиц.
Нарушение речевого развития у детей
Нарушение речевого развития определяется степенью выраженности стертой дизартрии. На начальном этапе у больного наблюдаются затруднения в просодике и восприятии звуков. Речевой аппарат и ориентационные способности в норме.
На второй стадии нарушение фонематического восприятия и просодические проблемы сопровождаются затрудненным произношением звуков, совершением грамматических и лексических ошибок в словах.
В тяжелом случае наблюдаются разнообразные нарушения звукового восприятия, произношения слогов и слов.
Диагностика
Чтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу.
Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:
Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга
Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.
Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.
Электронейрография
Определение скорости проведения импульса по нервам.
МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.
Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.
Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:
- Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп и ритм речи. Как малыш воспринимает обращения к нему, какой у него словарный запас.
- Физиология. Определяются патологии, не имеющие ничего общего с артикуляционным аппаратом. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.
- Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.
- Характеристики речи. Тщательно анализируются особенности произношения, темпа, звуковой интенсивности и ритма речи.
- Письменная речь. Дети школьного и дошкольного возраста старше 5-ти лет предоставляют написанный текст, по которому происходит анализ письменной речи.
Классификация
В неврологии дизартрию подразделяют на 6 типов. Представлено в таблице
Вид | Характеристика |
Бульбарная | Полный паралич мышц, отвечающих за способность говорить. Возникает из-за поражения ядер черепно-мозговых нервов. Особенности:
Заболевание протекает крайне тяжело. Также ребенок не способен есть жидкую пищу. |
Псевдобульбарная | Паралич мышц, отвечающих за речь. Возникает из-за нарушений в работе головного мозга (корково-ядерные пути). Особенности:
Наблюдается обильное выделение слюны и дисгарфия (патология письменного оформления речи). |
Корковая | Повреждение одной стороны коры головного мозга. Патология затрагивает мышцы речевого аппарата, вызывая паралич. Особенности:
Отдельные слова дети говорят правильно. |
Подкорковая | Проявляется из-за ошибочных команд головного мозга (непроизвольные движения речевых групп мышц). Возникают в период покоя и могут усиливаться при желании ребенка говорить, вызывая тревожность. Речь невнятная и смазанная. Голос громкий, резкий с хрипами. |
Мозжечковая | Расстройство артикуляционной моторики. Ребенок в процессе речи разделяет слово на слоги и ставит ударение на каждый из них либо выкрикивает слова. Наблюдается тремор языка. Встречается расстройство редко. |
Смешанная | Поражение возникает одновременно в нескольких местах головного мозга. Возникает из-за травм. Характерна для детей в возрасте до 2 лет. Проблемы с речью разнообразны и зависят от степени патологии. |
Логопедическая классификация разделяет дизартрию по степени выраженности на 4 группы
1.Стертая форма (легкая). Распространенный вид заболевания. Возникает в следствии патологий в головном мозге.
Особенности:
- плохая дикция;
- непонятная речь;
- изменение звуков в процессе произношения;
- нарушения мелкой моторики.
Диагноз возможно поставить ребенку в 5 лет. Детям не составляет труда выговаривать отдельные звуки. Но при произношении сложных слов или фраз возникают проблемы с правильной постановкой звуков. Из-за этого речь становится невнятной, размытой, сложной к пониманию.
2. Степень характеризуется дефектами в произношении звуков. Речь в основном понятна окружающим.
3. Степень: высказывания понятны только людям, находящимся в постоянном контакте с ребенком.
4. Полное отсутствие речи. В некоторых случаях произношение присутствует, но не понятно даже родителям.
Лечение
Лечение дизартрии включает мероприятия: медикаментозную терапию, ЛФК (артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика), массаж, рефлексотерапию, физиотерапию (механотерапия, магнитотерапия), занятия с логопедом и психологом. Объем и виды процедур определяет врач-невролог. У взрослых пациентов лечение речевых расстройств осуществляется после терапии основного заболевания (ЧМТ, нейроинфекция, инсульт), спровоцировавшего нарушения.
Медикаментозное
Медикаментозное лечение дизартрии поводится ноотропными препаратами, которые стимулируют процессы метаболизма в нервной ткани, улучшают клеточное дыхание, энергетический статус нейронов, регулируют механизмы утилизации глюкозы. Параллельно назначают препараты, стимулирующие кровоснабжение тканей мозга, улучшающие состояние сосудов, лекарства седативного (успокаивающего) действия, витамины, миорелаксанты (нормализуют тонус спастических мышц).
Немедикаментозное
Логопедическая коррекция предполагает последовательную работу в нескольких направлениях. Основные задачи:
- Нормализация тонуса мышц.
- Регуляция моторных функций артикуляционной системы.
- Формирование правильного дыхания (речевого выдоха, плавного, продолжительного выдоха).
- Развитие голоса и просодики.
- Постановка и автоматизация звуков.
- Звуковая дифференциация (на слух, произносительная на уровне отдельных звуков и слов).
- Развитие мелкой моторики рук.
Регулярная тренировка речевых навыков в большинстве случаев приводит к улучшению работы речевого аппарата и формированию нормальной, понятной речи.
Терапия в домашних условиях
Как самостоятельно лечить дизартрию в домашних условиях расскажет лечащий врач. Пациенты детского возраста под присмотром родителей выполняют специальную гимнастику для укрепления лицевых мышц, упражнения для развития артикуляции и просодики.
Осложнения и последствия
Когда речь идет о дизартрии, как органическом поражении мозга, возникшем во внутриутробном или раннем детском возрасте на фоне других патологий, то об осложнениях данной болезни речь, как правило, не идет. Проблемы начинаются, если дальнейшее развитие вследствие недостаточного лечения получает основное заболевание, тормозящее психическое и физическое развитие ребенка.
А вот на последствиях заболевания стоит остановиться подробнее, чтобы родители таких малышей осознали, с какими трудностями придется столкнуться их сыну или дочери в дальнейшей жизни, если мама и папа вовремя не оценят масштаб проблемы и не обратятся за необходимой помощью. И ведь сделать это желательно еще в раннем детстве, когда появляются лишь «первые ласточки», предвещающие неприятности в будущем.
Итак, отсутствие интереса к окружающему в раннем возрасте тормозит развитие ребенка, и в частности его познавательных способностей. Отсюда и нарушение зрительно-пространственной ориентации, недостаточность знаний о формах и свойствах предмета, недоразвитие различных видов памяти, что негативно сказывается на моторной функции малыша. А это проблемы с самообслуживанием и обучением.
Плохие графо-моторные навыки являются причиной низкой успеваемости, ведь наряду с аудированием страдает и письмо. Плохое усвоение программы младших классов делает невозможным обучение в обычной школе при том, что в интеллектуальном плане такой ребенок может и не отставать от своих сверстников.
Чем старше становится ребенок, тем глубже он осознает свою неполноценность. Нарушения речи могут вызывать дискомфорт в общении с детьми и взрослыми, который в подростковом возрасте приводит к тому, что парень или девушка отделяются от сверстников, становятся замкнутыми и малообщительными.
Невнятная речь, да еще и при наличии некоторой неврологической симптоматики, создает трудности в дальнейшей социализации, когда приходит время приобрести профессию. А это смена учебного заведения, где к твоим недостаткам уже привыкли, на другое, где неизвестно, как примут.
В дальнейшем определенные трудности могут возникать во время трудовой деятельности, где невозможно обойтись без общения и выполнения определенных заданий. А ведь как раз с этим при дизартрии у детей и возникали проблемы, так и оставшиеся нерешенными.
Непонятная речь и неуклюжесть зачастую вызывает раздражение у окружающих, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека с нарушениями звукопроизношения и координации. Человеку трудно завести семью, хороших друзей, получить достойную работу (а ведь мечты никто не отменял!), отсюда ощущение ненужности, депрессия, изоляция от общества.
Думаю, далее можно не продолжать. Разве такой участи желают для своей долгожданной крохи любящие родители? А ведь все можно изменить. Дизартрия у детей – вовсе не приговор. Если даже не удастся избавиться от портящей жизнь болезни, то заметно скорректировать состояние малыша, позволив ему нормально общаться с окружающими, удается все же в большинстве случаев. Разве это не повод побороться за будущее своего ребенка?
[], [], [], [], [], []
Как распознать дизартрию
Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.
Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:
- при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
- ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
- у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
- повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
- проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
- отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
- малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.
В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.
Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.
Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.
Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога
Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета. . Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями
При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам
Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.