Игры с крупами (манкой, рисом, фасолью) для развития мелкой моторики

Как играть с крупой

Польза игр с крупами и фасолью огромная. Есть много способов развивать мелкую моторику малыша, но игры со всякой опасной мелочью делают это лучше всего.

Во время игр можно рассказывать свойства крупы: сыпучая, шероховатая или гладкая, мокрая или сухая. Комментируйте действия ребенка или свои, и развивайте таким образом его речь.

Используйте макароны или фасоль в качестве счетного материала.

Позаботьтесь о безопасности. Самое главное в играх с сыпучими материалами – это безопасность ребенка. Ни на секунду нельзя отвлекаться. Стоило мне отвернуться на мгновение, как Антошка тянул все в рот, но я быстро отвлекала его на более полезное занятие.

Опасность не только в проглатывании крупы. Скорее всего, она выйдет естественным образом (но я не рекомендую экспериментировать!). Ребенок может засунуть крупу или фасоль в нос или ухо. Поэтому, как я уже говорила, безопасность прежде всего.

Будьте готовы к беспорядку. Ребенок будет все рассыпать. Нечаянно или специально, но хоть несколько крупинок, а может быть и килограмм обязательно окажется на полу. Поэтому мы первое время на полу и играли.

Если вы морально не готовы к такому повороту событий, можно ограничиться маленькой горстью — пусть малыш перекладывает по одной крупинке. Не обязательно высыпать на поднос весь пакет.

Как быстро убрать крупы. Периодически мы играем в масштабные игры -используем фасоль, пшено, макароны одновременно и в больших количествах. Чтобы облегчить уборку я подставляю тазик под тот угол стола, куда чаще все просыпается. А по окончании игры выбираю из общей кучи макароны и белую фасоль, т.к.она более крупная, остальное просеиваю. Пшено отлично просеивается через игрушечное сито или дуршлаг, а манка — через обычное сито.

Храню я крупы для игры в пластиковых контейнерах.

Игры с крупами, фасолью и макаронами

Пересыпаем крупы. Это самые простые, но любимые всеми детишками игры. Можно просто пересыпать из миски в миску, в воронку, руками, ложками, небольшим половником.

Ищем клад. Прячем в крупу небольшие игрушки и ищем их. Потом подсчитываем улов. Спасаем зверей из зыбучих песков. Ищем наклейки под слоем пшена.

Варим суп из смеси круп и кормим им игрушки. Мы любим готовить по «рецепту». Я рассказываю Антошке, что для супа нам надо 1 чайную ложку фасоли, 2 столовых — гречки, 3 чайные – овсянки, 1 щепотку манки и т.п. Туда же ломаем спагетти. Заодно ребенок учится считать.

Просеиваем, смешав крупу и макароны с манкой. Пшено можно просеивать через игрушечное сито или дуршлаг.

Перевозим грузы и играем в разные сюжетные игры – пустыню, стройку и т.д.

Сортируем по виду, форме, цвету. Раскладываем в лотки для яиц, формочки для льда, как кучками, так и по одной – каждую в свой домик.

Кормим Гошу макаронами. Я уже рассказывала про нашего птенца Гошу в статье про игры с прищепками. Антошка очень любит его кормить. Также просовываем фасоль в узкую дырочку в баночке из-под влажных салфеток.

Делаем бусы из макарон. Если их раскрасить, то можно чередовать цвет.

Насаживаем макароны на стержень (шпажки). Этот вариант проще, чем бусы и поэтому подходит для самых маленьких. Шпажку вы можете держать в руке или закрепить ее в пластилине. Можно сделать несколько таких стержней и нанизывать на них макароны, сортируя их по цветам.

Выкладываем по контуру, например, дорожку, круг из фасоли. Для детишек постарше – по контуру раскраски. Также можно выкладывать рисунки – солнышко, лицо и т.д.

Выкладываем логические ряды. Белая фасоль – красная – белая –красная. Или макароны бантиком – ракушка – бантик – ракушка.

Играть с крупами, с песком, с водой.

Прогуливаясь на детской площадке в теплое время года, не проходите мимо песочницы. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики руки, а также знакомят ребенка с основными физическими свойствами веществ.

Дома тоже можно организовать много интересных  игр с сыпучими веществами, можно сделать мини-песочницу или сенсорную коробку (особенно это актуально в холодное время года). В своих домашних занятиях вместо песка вы можете играть с крупами: горохом, пшеном, гречкой, манкой. Для разнообразия тактильных ощущений старайтесь использовать несколько видов круп.

Конечно, строить куличики в 1 год еще рановато, малыш вряд ли сочтет это занятие интересным. Чем же тогда заниматься в песочнице? Вот несколько интересных вариантов игр:

  • Показывайте ребенку, как пересыпать песок/крупу из одной тары в другую. С этой целью подойдут небольшие стаканчики, детская посудка, формочки для песка. Главное, чтобы малышу удобно было ухватиться за посуду одной рукой. Ребенок, повторяя за вами, будет учиться координировать свои движения.
  • Если вы будете использовать в своей игре еще и небольшой кувшинчик, то вы поможете малышу отработать еще один очень полезный тип захвата (ребенок держится только за ручку, а не за всю тару), что разнообразит сенсорный опыт малыша.
  • Учите ребенка «солить» песком ваш игрушечный суп (пальчики складываем щепоткой и трем друг об друга), так вы побуждаете пальчики к мелкой работе.
  • Набирайте вместе с малышом крупу/песок в ладонь, затем, разжимая ладонь, высыпайте – получается гимнастика для ладошки.

Предложите ребенку пересыпать крупу/песок ложкой из одной тары в другую

Важно: поставьте посуду перед малышом так, чтобы ему пришлось пересыпать крупу слева направо. Таким образом, мы постепенно готовим руку к правильному положению во время письма. Опыт взаимодействия с крупой и другими сыпучими веществами малыш может получить, играя с разнообразными сенсорными коробками

Вот пример одной из тех коробок (другие варианты вы найдете здесь), которую вы можете предложить уже годовалому малышу. В контейнер или ведерко насыпьте любой крупы и спрячьте туда небольшие игрушки так, чтобы ребенку были видны только краешки. Предложите малышу найти игрушки. Аналогично можно играть и в песочнице

Опыт взаимодействия с крупой и другими сыпучими веществами малыш может получить, играя с разнообразными сенсорными коробками. Вот пример одной из тех коробок (другие варианты вы найдете здесь), которую вы можете предложить уже годовалому малышу. В контейнер или ведерко насыпьте любой крупы и спрячьте туда небольшие игрушки так, чтобы ребенку были видны только краешки. Предложите малышу найти игрушки. Аналогично можно играть и в песочнице.

Ну и, конечно, продолжайте отрабатывать владение совком, вместе с ребенком наполняйте ведерки и формочки песком/крупой.

Как играть с водой? С 1 года мы только учимся переливать воду из одной посуды в другую. Требования к таре здесь такие же, как и в игре с сыпучими (читайте выше).

Аппликации из круп

Для аппликаций я заранее рисую шаблоны или использую готовые. Вот несколько примеров наших работ:

Листва из цветного риса. Мы делали несколько деревьев — с осенним нарядом, зимним (снег из белого риса), весенним, летним.

Заготавливаем сено для коровы. В нужном месте Антошка намазывает заготовку клеем и обильно посыпает вермишелью. Стряхиваем и получаем стог сена.

Нагружаем грузовик пшеном. Здесь аналогично — клей-карандаш или обычный ПВА + пшено.

Ракраска из круп. Можно взять раскраску для самых маленьких, покрыть слоем клея или пластилина и «раскрашивать» крупами. К примеру, этого цыпленка мы делали из кукурузной крупы, а глазик — из пластилина.

Сажаем бабочек на цветок. Раскрашиваем вместе с Антошкой макароны в форме бантиков и приклеиваем их на нарисованный цветок с помощью пластилина или ПВА.

Также можно делать дорожку из пшена, снег из риса, узоры из фасоли и т.д.

Ход мастер – класса

I. Вступительная часть

Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на нашей встрече.Я хотела начать с японской пословицы: «Расскажи мне – и я услышу,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать самому – и я научусь»

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. К сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поупражняться в играх на развитие мелкой моторики для развития речи. Активация участников:. Активация участников:

Активация участников:

Чтобы включиться в работу, предлагаю Вам ответить на несколько простых вопросов.

«Я рада Вас видеть сегодня, друзья, прошу отвечать громко «нет» или «да»

Хочу я услышать Ваш честный ответ,

Детей вы любите? ДА или НЕТ?

Чтоб дух мастер – класса

Нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть?

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось.

Можно начать!

II. Основная часть.

Мы знаем, что ребенок познает мир, играя. Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у детей, особенно, если использовать нетрадиционные материалы. Такие занятия вызывают интерес и яркий эмоциональный настрой. Очень интересны для детей дидактические игры с прищепками.

Ловкость рук мы развиваем,

Мы с прищепками играем!

Тренируем логику

И мелкую моторику!

Сейчас мы с вами сделаем пособие для игры. Для этого берём круг и наклеиваем на него цветные сектора, к прищепкам приклеиваем кружки такого же цвета. У нас получилось пособие для игры «Найти свой домик», «Апельсин», «Найди фигуру своего цвета» и т. д.

На донышке коробки огоньки горят,

Какие брать прищепки

Они нам говорят.

Ты выбирай, не путай,

Внимательно смотри,

Такую же по цвету,

Прищепку прикрепи.

Следующее упражнение «Солнышко»,но сначала мы нарисуем ему личико:

Солнышко утром рано встает,

Лучики тянет, тепло нам дает!

Давайте поможем солнышку ещё ярче засветить. (прикрепить лучи – прищепки)

Игра «Тучка»:

Тучка с Солнышком опять

В прятки начали играть:

Только Солнце спрячется —

Тучка вся расплачется!

(ИЛИ: Тучка по небу гуляла,

Все дождинки растеряла)

Давайте поможем тучке собрать дождинки (прищепки синего цвета).

А сейчас отгадайте загадку:

Плавно под мостиком

Я виляю хвостиком (Рыбка)

Рыбка, Рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки.

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки

(Прикрепляют прищепки, а можно скрепки)

Следующая загадка:

На свинке иголки,

Длинные, колкие,

А свернется в клубок,

Ни головы, ни ног. (Ёжик)

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где иголки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы себе сейчас поможем!

(так же прикрепляем прищепки или скрепки)

Идут ежи веселые, довольные, прибежали на полянку, где много цветов, но дул сильный ветер и сорвал лепестки со всех цветов. Давайте поможем цветам.

Серединка – лепестки

Распустились все цветки.

Игра «Овощи» (морковь, свекла, репа, огурец)

Урожай мы убирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем

Сразу овощи узнаем!

(ИЛИ: жили-были разноцветные зубастики, зубастики любили всё грызть.Но каждый зубастик выбирал предмет своего цвета:

— Красный зубастик ест помидор

— Жёлтый за грушей полез на забор

— Синий ест сливу – вот молодец!

— Зелёный зубастик есть огурец!

О цветах: белые ромашки – сестрички,

У ромашек белые реснички

Пляшут ромашки среди луга,

До чего же похожи друг на друга!

(прищепки белого цвета)

И таких игр и упражнений очень много. Чем активнее и точнее буду движения пальцев у ребёнка тем быстрее он начинает говорить.

III. Заключительная часть.

В заключении нашей встречи хочется пожелать творческих успехов Вам и Вашим воспитанникам! И закончить нашу встречу словами «Час работы научить большему, чем день объяснений. Если мы занимаем ребенка, то его руки работают на пользу его ума».

Благодарю Вас за плодотворную работу и за внимание!

Скатывать мячик/шарик по горке/желобкам.

Наблюдение за скатывающимися шариками здорово тренирует глазные мышцы ребенка, а также дает малышу первое понимание основ закона всемирного тяготения. Ну и, конечно, это просто очень увлекательно для малышей – смотреть на скатывающиеся мячики.

Для этой игры вам нужно будет из подручных материалов соорудить небольшую горку, в этих целях подойдет даже книга, но лучше что-нибудь побольше. Главное, чтобы горка не получилась слишком крутой, иначе шарик будет скатываться слишком быстро, ребенку будет тяжело за ним уследить.

Также для этой игры в продаже имеется специальная игрушка, она называется Кугельбан

(My-shop

, KoroBoom

). Кугельбан представляет собой конструкцию с дорожками-желобками, по которым скатываются шарики и другие фигурки. Предложите ребенку положить шарик на верхнюю дорожку и посмотреть, что будет дальше. А можно пустить сразу несколько шариков друг за другом.

Играем с малышами 1-2 лет

Знакомство с крупой для самых маленьких обычно проходит легко, ведь большинству детей нравится все новое. Если же кроха отнесся к новому занятию с опаской, взрослому также следует включиться в игру, продемонстрировав ее возможности. Дети до трех лет учатся через подражание близким людям. Они видят, насколько интересно перекладывать мелкие предметы, и постепенно учатся делать это самостоятельно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие игрушки для детей от 1 до 2 лет

На первых порах ребенку достаточно перекладывать крупу с коробочки в коробочку, стараться удержать пальчиками зернышки. Постепенно задача усложняется, и ребенок учится:

  • перекладывать сыпучие в емкости или детскую посуду с помощью ложки или кружки;
  • брать пинцетом фасоль, макаронные изделия или горох;
  • бросать крупинки через узкое отверстие в банке, слушая звуки;
  • искать ручками в лотке с сыпучими маленький «клад» (игрушку, конфету);
  • искать в манке более крупные сыпучие (макароны, фасоль) просеивая ситечком;
  • выкладывать из крупы цветные буквы, дорожки, орнаменты;
  • самостоятельно зарывать и откапывать мелкие игрушки;
  • сыпать мелкую крупу, манку или соль щепоткой;
  • топтаться ногами по крупе, рассыпанной в тазике.

ИНТЕРЕСНО: развивающие игрушки для детей от 2 лет

Занять кроху на кухне, пока мама готовит еду, позволит сенсорная коробка. Для ее создания нужен крупный контейнер из пластика, который следует заполнить наполовину разными по размеру и цвету крупами. В крышке нужно проделать два отверстия для маленьких ручек, чтобы малыш мог перебирать сыпучие, но не сорить при этом.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Публикация «Игра с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста» размещена в разделах

  • Игры для детей
  • Крупы. Игры с крупами, дидактические пособия
  • Крупы. Поделки из круп
  • Мелкая моторика
  • Мелкая моторика. Игры и пособия
  • Младшая группа
  • Пальчиковые игры, гимнастика
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Игры можно организовать в домашних условиях, так как много разных круп на кухне : гречка, просо, фасоль, семечки, горох и соль, различные емкости, ложечки и сито. Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. При работе с различными крупами дети узнают историю их получения, например, где выращивают гречку, пшено, как получают кукурузную крупу, манку и т. д.

Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами.

Возьмите большую емкость, высыпьте в неё крупу – манку, гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Пусть ребенок опустит в нее свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки. Отличный массаж пальчиков.

Приведем примеры игр с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста, которые мы используем в своей работе, а также их можно применять дома.

«Ищем секрет»

Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, например, из киндера, и предложить отыскать «клад».

Играть с крупами можно, сопровождая действия короткими стихотворениями.

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Или:

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

«Поможем медвежонку»

Замечательная игра на внимание, усидчивость и воспитание терпения. Смешайте два вида круп (лучше использовать очевидно различающиеся зёрна, например, гречку и фасоль) и предложите ребёнку рассортировать их по баночкам

Начните игру с создания ситуации проблемы, детки раннего возраста с энтузиазмом подключаются к помощи другим. Например: «Медвежонок собрался приготовить на ужин гречку, но банка выпала у него из рук и гречка перепуталась с фасолью. Давай поможем Медвежонку разделить зёрнышки?».

«Угощение для игрушек»

К нам в гости пришли игрушки. Давай их угостим вкусной кашкой?

Насыпьте мелкую крупу (манную или пшенную) в большую миску, и предложите покормить зверюшек, пересыпая крупу при помощи ложечки на тарелку каждому «гостю». Если малыш ещё не очень уверенно координирует свои движения, используйте пластмассовую посуду.

«Рисование»

Возьмите поднос и крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Покажите, как действовать (проведите несколько линий, предложите то же самое сделать ребенку. Мы будем рисовать листочки и дерево.

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте является одной из первостепенных задач. В этом смысле отличным игровым материалом могут именно стать крупы. Знакомясь с различными сыпучими материалами, ребенок получает массу тактильных впечатлений, развивает фантазию и мелкую моторику

Наши игры с манкой

Итак, что же можно делать с манкой?

Насыпаем на поднос манку тонким слоем. И рисуем круг, солнышко, дорожки и т.д. пальцем, рукой, кистью, палочками и любыми другими предметами. Можно не только рисовать, но и дорисовывать: дождик у тучки, лучики у солнышка, недостающую линию треугольника и т.д.

Оставляем следы.
Делаем отпечатки ладошек и разных предметов. Оставляем пальчиками следы животных — вот проползла змея, а здесь проскакал зайчик. А какую интересную колею оставляет проехавшая машинка! Можно играть, угадывая, от какой именно машинки колея и от какого предмета отпечаток.

Ищем клад
. Прячу в крупу камушки, маленькие игрушки и любые другие мелкие предметы. Антошка с удовольствием откапывает сокровища руками, граблями, кистью.

Дуем через соломинку на насыпанную тонким слоем манку — появляются кружочки. Можно наклеить на поднос маленькие картинки и тогда дуть будет еще интереснее. Отличное упражнение на развитие речевого выдоха. Наклейки можно также искать и кисточкой, и руками.

Варим суп.
Сыпем манку в кастрюльку половником, добавляем другие ингредиенты, «солим» наш суп, не забываем помешивать.

Пересыпаем.
Кормим зверей, пересыпая манку ложкой в тарелочки. «Льем чай» из чайника в кружки. Просто пересыпаем из чашки в чашку.

Сыпем в разные емкости – в миски, машинки, бутылки, воронку.

Приклеиваем или рисуем на игровой поверхности нужную нам фигуру (дорожку, круг и т.п.), предложите ребенку сыпать манку, стараясь не попасть за границы фигуры.

Просеиваем.
Добавляем в манку фасоль, макароны или любую другую мелочь, и просеиваем через ситечко.

Зайчик не может добраться до морковки и Антошка с радостью приходит ему на помощь, выкладывая тропинку из пуговиц, фасоли или камешков.

Лабиринт.
Рисуем пальцем лабиринт и помогаем животным добраться до лакомства или домика.

Ролевые игры.
Играем в пустыню, стройку, чистим дорогу от снега, перемалываем муку на мельнице.

Аппликации.
Делаем нужный нам рисунок с помощью клея. Сыпем манку, потом стряхиваем лишнее и рисунок готов. Мы так делали ночное небо на черном картоне. А если манку предварительно покрасить гуашью, то можно сделать множество шедевров.

Игры с манкой стали для нас регулярным развлечением. А еще продолжительным, ведь Антошка может просидеть за этим занятием 40 минут и более. А уж в зимнее время манка станет отличной заменой песку.

С фасолью мы играем с 10 месяцев. Крупы и макароны, появились гораздо позже, когда Антошка меньше все разбрасывал.

Первые игры с фасолью были совсем не такими, как обычно описывают в статьях о развитии мелкой моторики — ребенок сидит и сосредоточенно перекладывает крупинки, пересыпает их ложкой.

Антошка просто брал горсть фасоли и разбрасывал вокруг. Но это было так весело!

После года мы начали ходить по горкам из фасоли. Именно по горкам, т.к. наступать на отдельные фасолинки Антошке было очень неприятно.

В статье я буду условно называть все крупами, подразумевая вышеперечисленные продукты.

Как играть с манкой

Подготовьте рабочее место. Чтобы подобные игры не нанесли ущерб комнате и маминым нервам, лучше заранее настройтесь на то, что будет не очень чисто. Старайтесь играть там, где проще подметать. Также можно заранее запастись тазиком и поставить его под стол на случай, если ребенку приспичит горстями сыпать манку на пол.

Мы играем на подносе, который ставим на детский столик. Удобно также использовать противень с высокими бортиками, тазик или короб.

Для начала познакомьте ребенка с манкой, трогайте ее, пересыпайте, зарывайте в нее руки, приглашая малыша присоединиться к вам. Начинайте с простейших игр, постепенно усложняя их, и в какой-то момент ребенок возьмет инициативу в свои руки и вам останется лишь иногда подавать ему новые идеи.

Антошка очень брезгливый и не любит касаться руками ни песка, ни манки. Поэтому мне приходилось приучать его к этим материалам. Немного терпения, но это того стоит.

Обезьяна из риса, гречки и манки

В интернете есть огромное количество идей для поделок из крупы своими руками. Пошагово проиллюстрирован процесс их создания, что значительно упрощает работу. К примеру, мастер-класс по изготовлению обезьянки из круп включает 5 шагов:

  1. Подготовительный этап состоит из распечатки шаблона мартышки и подготовки рисовой, гречневой и манной крупы.
  2. На белом или цветном картоне по контурам шаблона обводится изображение.
  3. Далее следует поэтапно нанести клей на части тела обезьянки и аккуратно распределить крупинки (можно пинцетом, если ребёнок умеет им пользоваться). Для тёмных частей тела используем гречку, мордочка и внутренние части ушей и живота будут выложены рисом, а носик отделаем манной крупой.
  4. Основное изображение готово, теперь нужно дополнить картинку деталями: пальмой, кокосом или морским песком. Их можно сделать из манки: насыпать на заранее промазанные клеем участки и слегка придавить, излишки сдуть.
  5. После высыхания аппликации на лице мартышки следует нарисовать глаза, нос и рот при помощи акриловых красок. Ещё раз оставляем на просушку, и красивая поделка готова!

Публикация «Крупа как один из эффективных способов развития мелкой моторики» размещена в разделах

  • Крупы. Поделки из круп
  • Мелкая моторика
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Идея данного проекта заключается в том, чтобы разнообразить занятия с учителем-логопедом, используя подручные средства – крупы. Крупы – это то, что есть в каждом доме, это недорогое доступное средство. Но с ними можно придумать столько разных вариантов, как их использовать. В идее данного проекта лежит проведение серии игр с крупами с детьми на индивидуальных занятиях с детьми среднего дошкольного возраста.

Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, макароны, манка, пшено, кукурузная и пшеничная крупы, чечевица.

Это самое простое, универсальное средство развития мелкой моторики, а в следствии, развития речи и мышления.

Цель проекта: обогащение игрового опыта детей дошкольного возраста на логопедических занятиях с помощью игр и игровых упражнений с крупами.

Задачи:

Познакомить детей с видами круп;

Организовать проведение логопедических игр с крупами;

Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм с крупой, сформировать потребность в них;

Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук, память, мышление;

Активизировать активный словарный запас;

Воспитывать усидчивость.

Образовательный продукт: презентация проведенных мероприятий.

Предполагаемый результат:

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, обогатится игровой опыт, повысится эффективность коррекционной работы.

Этапы реализации проекта:

Предварительный: изучение методической литературы, подбор материалов, планирование основных направлений проекта.

Организационный: разработка плана мероприятий, объявление о проекте.

Практический: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Итоговый: представление и анализ результатов проекта.

Общий замысел проекта заключается в проведении цикла игровых логопедических занятий с целью развития мелкой моторики рук, которая в свою очередь влияет на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом в будущем

На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности

В ходе данного проекта реализуются следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Основная форма работы над проектом – игра.

Занятия будут проходить в виде цикла логопедических игр с крупотерапией в индивидуальной форме во время занятий с логопедом.

В приложении 1 можно ознакомиться с первым занятием, на котором ребенок познакомится с крупами, научиться их различать.

В приложении 2 содержатся все игры, которые включены в данный проект.

План мероприятий

День Мероприятие Участники Ответственный

Понедельник День 1. Первое знакомство с крупами : игра «Прячем ручки», «Пересыпаем крупы». Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Вторник День 2. Творчество: «Рыбалка», «Рисование» Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Среда День 3. Познавательное развитие :

Игры «Найди такой же», «Сортируем, перекладываем, собираем», «Какой крупы след?»

Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Четверг День 4. Мастер-класс «Макаронные бусы для мамы» Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Пятница День 5. Закрепление «Тактильные мешочки», «Повтори последовательность» Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Приложение 1.

Конспект занятия «Первое знакомство с крупой»

Сенсорная коробка с мельницей, с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.

При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий