Введение педагогического прикорма: возможные проблемы и пути их решения
- У каждого ребенка до определенного времени сохраняется выталкивающий рефлекс и вначале введения прикорма малыш может выталкивать пищу языком. Не спешите. Предлагайте еду ненавязчиво.
- Если ребенок не может проглотить кусочек еды, уменьшайте порцию. Пусть это будет совсем-совсем малюсенький кусочек, но ребенок сможет почувствовать его вкус, проглотить, а со временем и научиться жевать. Можно предложить малышу «запить» взрослую еду грудным молоком.
- У ребенка может появиться диатез или расстройство. При педагогическом прикорме иногда бывает сложно определить, на что именно возникает реакция. Попробуйте скорректировать рацион всей семьи и готовить более простую и полезную еду (без копченостей, полуфабрикатов и обильного использования специй). Легкое покраснение кожи малыша не считается тревожным симптомом. Следите, чтобы состояние не ухудшилось, и предлагайте ребенку низкоаллергенные продукты. Если симптомы сохраняются в течение долгого времени, лучше отменить прикорм.
- Не переживайте, если малыш перестал интересоваться взрослыми продуктами или стал их есть меньше. При условии, что грудное вскармливание организовано правильно, ребенок не останется голодным.
Когда и как начать педприкорм?
Ребенок должен быть готов к введению прикорма – может самостоятельно сидеть и держать головку, открывает ротик, если поднести еду. Поэтому начинать педприкорм рекомендуют с 6 месяцев.
Педагогический прикорм предполагает, что малыш сидит за общим столом у вас на руках и может взять еду из Вашей тарелки. Поэтому исключите из меню острую, жареную, со специями еду, а также грибы. Если вы не готовы при необходимости изменить ваш рацион, тогда от педприкорма следует отказаться.
Сначала вы можете предлагать ребенку микропорцию еды (для избежания риска удушения) – размером с рисинку, сначала – 1-3 микродозы и всего несколько продуктов. Это период знакомства с едой длится несколько недель. Поэтому прикорм педагогический обязательно идет параллельно с грудным вскармливанием, которое продолжает выполнять роль основного источника еды для малыша.
Педагогический прикорм и аллергическая реакция
По некоторым данным, педагогический прикорм как раз показан детям, которые имеют предрасположенность к аллергиям.
Здесь применяется так называемый метод “приучения к аллергенам”, позволяющий приспособить организм малыша к неудобным для него продуктам. Для лучшего понимания, рассмотрим этот метод на примере. Если у ребенка выявлена аллергия на абрикос, можно сварить ему компот в соотношении: один абрикос на три литра воды; и предлагать его малышу микродозами. Или же ребенок имеет аллергию на гречку, тогда можно давать ее не более, чем по 1-2 крупинки. Таким образом получается чуть ли не гомеопатическая доза, которой для проявления аллергии не достаточно, а для привыкания организма – вполне.
Важно отметить, что покрасневшие щеки, появившиеся в процессе введения прикорма, не являются тревожным сигналом
На такие проявления не принято обращать внимание, и можно продолжать прикармливать малыша. Такое поведение объясняется тем, что организм малыша очень чувствителен, поэтому щеки могут среагировать покраснением на что угодно. К тревожным сигналам организма относятся:
К тревожным сигналам организма относятся:
- появление багровых пятен вместо обычного румянца;
- сыпь обширного характера;
- диатез мокнущего типа;
- коросты.
При появлении данных симптомов следует убрать из рациона ребенка продукты с высоким аллергенным потенциалом, но прикорм не прекращается. Если же спустя две недели после введения гипоаллергенной диеты симптомы не проходят или что еще хуже усугубились, следует полностью отменить прикорм.
Что такое педагогический прикорм
Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.
При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.
- Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
- Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
- Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
- Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм – это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь. Это, конечно, очень кратко.
Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом в виде пюре.
Главнейший плюс такого подход – ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни + хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.
Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку. Основными целями педагогического прикорма являются:
Основными целями педагогического прикорма являются:
- приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
- научить пользоваться столовыми приборами;
- научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
- сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.
Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.
По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.
Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.
После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.
Что такое педагогический прикорм?
Мамы зачастую путают два созвучных термина: педиатрический и педагогический прикорм. Под первым понимают введение в рацион грудничка новых для него блюд, которые с течением времени полностью замещают кормление смесью или грудью. Педагогическим называют такой вид прикорма, при котором мама только знакомит малыша с новыми видами продуктов и блюд. Размер предлагаемых в таком случае порций мал, и они никогда не замещают полноценный прием пищи.
В отличие от педиатрического типа прикорма, педагогический не имеет четкой закономерности по типу предлагаемых блюд. Для ребенка ничего не готовят отдельно, а предлагают несколько маленьких кусочков той пищи, которую едят родители. Главной целью такого типа прикорма является формирование у младенца интереса к еде, разнообразным блюдам, что позволяет впоследствии легко перейти на общее питание.
Педагогический прикорм при грудном вскармливании
Известно, что грудное молоко обладает уникальным составом. По своим полезным свойствам оно не сравнится ни с какими искусственными видами молочных смесей. Учитывая это, специалисты настаивают на продолжительном грудном вскармливании. Ведь с молоком мамы ребенок получает не только полезные вещества и микроэлементы, но и готовые антитела, которые препятствуют заболеваниям.
Однако приходит время, и мамы должны начинать постепенно предлагать малышу блюда с общего стола. При этом родители не ставят цели накормить ребенка, а просто предлагают ему попробовать новый для него тип пищи. Мама во время приема пищи берет малыша на руки, и уже после нескольких таких общих трапез он самостоятельно начинает интересоваться блюдом из маминой тарелки. Педагогический прикорм при грудном вскармливании ввести проще.
Педагогический прикорм при искусственном вскармливании
Педагогический прикорм при искусственном вскармливании практически не отличается от того, который вводят при грудном. Однако в большинстве случаев первое знакомство с новой пищей у таких малышей происходит раньше. Младенцы изначально питаются искусственной смесью, которая отдаленно напоминает материнское молоко
При введении педагогического прикорма важно следить за объемом предлагаемых порций
Педагогический прикорм: что это такое и с чем его едят?
Принципы педагогического прикорма пришли к нам с запада. Именно там приверженки теории “кормление по требованию” выдвинули гипотезу, что в первобытные времена, когда понятия медицина и педиатрический прикорм еще не существовали, младенцы как-то учились есть и для них никто не разрабатывал рационы и не вводил определенные продукты. Другими словами, шел естественный эволюционный процесс, когда младенец становился человеком, поглощающим пищу с “общего стола”.
В наше время не все так критично, но основа педагогического прикорма такова – ребенка знакомят с новой “взрослой” едой с общего стола. Малышу, достигшему полугода и более, предлагают микродозы еды с маминой и папиной тарелки. Микродоза, это приблизительно:
- два рисовых зерна;
- пол чайной ложки;
- щепотка.
За один прием пищи разрешается попробовать максимум три разных продукта. Главное, не заставлять кроху, а предлагать, дабы у него возник интерес к еде. Такую еду неправильно называть прикормом, поскольку карапуз не есть, а лишь знакомится с пищей взрослых. Основным источником энергии для него, как и раньше остается грудное молоко или детское питание. Если в этот период мама замечает перебои с появлением грудного молока (так бывает, когда ребенок начинает есть прикорм), то советуем воспользоваться советами из статьи: “Как увеличить лактацию”.
Питание как воспитание
Прикорм бывает педагогический — и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Педиатрический прикорм – это прикармливание по педиатрическим схемам, когда ребенку вводят определенные продукты (чаще – баночные и коробочные) в соответствии с возрастом. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно. Педагогический прикорм – это знакомство с едой из маминой тарелки. Суть метода: поддержание детского ЖКТ ферментами из грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь оба едят одно и то же), а также стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи. Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол. Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола.
ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ | ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ |
1.Основные цели прикорма | |
· постепенная замена грудного молока на другую пищу | · адаптирование ребенка к пищевой нише семьи |
2. Как это выглядит | |
· прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; — пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; — постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь. | · ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки; · ничего специально для него не готовят; · мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; — на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается. |
3. Возможные плюсы | |
· маме так спокойнее; · возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.); · можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник); · возможно, кормить более качественными продуктами; · замена кормлений грудью на прикормы. | · ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все. · не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); — грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; — ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; — после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи. |
4. Возможные минусы | |
· отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка; · ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. — ребенок труднее научается глотать и жевать; — часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами; · пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям. | · первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери; · бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула); · ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться). · возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи. |
Источник таблицы: http://www.nnmama.ru
Когда следует начинать прикармливать малыша
Еще несколько лет назад прикорм вводили начиная с 3-4х месячного возраста ребенка. Сегодня Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать вводить прикорм детям, находящимся на грудном вскармливании, не ранее чем с 6ти месяцев, поскольку в первом полугодии материнское молоко благодаря своим питательным свойствам полностью удовлетворяет все нужды малыша. Кроме того, ферментная система и пищевой интерес ребенка также созревает только к полугоду.
Стоит отметить, что в природе все достаточно мудро устроено, и человеческий ребенок, как в принципе и детеныш любого другого млекопитающего, когда готов переваривать новую пищу, всегда подает соответствующие сигналы своим родителям.
Убедиться в готовности ребенка к введению прикорма можно по следующим признакам:
- Малыш уверенно сидит.
- Выталкивающий рефлекс угасает.
- Вес ребенка в два раза превышает его вес при рождении (для недоношенных малышей этот показатель должен быть несколько выше).
- Умеет поворачивать голову, и при необходимости отворачиваться от непонравившейся пищи.
- Появился “пищевой интерес”: ребенок тянется к тарелке мамы, чтобы взять из нее еду и положить себе в рот.
Определить, что у ребенка появляется именно “пищевой интерес”, а не простое любопытство можно по следующему его поведению. Во время семейной трапезы малыш тянется к еде, которую аппетитно поглощают взрослые. Ему не интересны другие предметы, расположенные на столе: ни салфетки, ни столовые предметы, ни подстилки под горячее. А если ребенку попытаться что-нибудь дать в ручки для успокоения, то он гневно выбросит данный ему предмет и продолжит добывать пищу. Такое поведение малыша повторяется каждый раз, как он попадает вместе со взрослыми за стол, приобретая устойчивый характер.
Обратите внимание! Появление “пищевого интереса” обусловлено наличием пищеварительных ферментов, уже дозревших в ЖКТ малыша, которые подают сигнал в мозг о своей готовности работать. В свою очередь, мозг, отвечая на поступившие сигналы, продуцирует соответствующие реакции, “толкающие” ребенка на завоевание новой более сложной еды. Стоит отметить, что наличие “пищевого интереса” гарантирует хороший аппетит и здоровое отношение к еде на всю жизнь пока еще маленького человечка
Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка поесть и пытаться его накормить, если он этого не желает и не просит сам. В этом процессе инициатива должна полностью исходить от самого малыша: он должен быть активным участником прикорма. Если же ЖКТ ребенка вполне готов к перевариванию взрослой пищи, но пищевого интереса как такового еще нет, то стоит повременить с введением прикорма до его появления
Стоит отметить, что наличие “пищевого интереса” гарантирует хороший аппетит и здоровое отношение к еде на всю жизнь пока еще маленького человечка. Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка поесть и пытаться его накормить, если он этого не желает и не просит сам. В этом процессе инициатива должна полностью исходить от самого малыша: он должен быть активным участником прикорма. Если же ЖКТ ребенка вполне готов к перевариванию взрослой пищи, но пищевого интереса как такового еще нет, то стоит повременить с введением прикорма до его появления.
Когда не следует начинать введение прикорма:
- Ребенок или мама болеет. В такой период гораздо важнее больше кормить ребенка материнским молоком, которое поможет обеспечить антивирусную защиту малыша.
- Переезд или смена обстановки. На адаптацию к новому месту ребенку следует выделить не менее двух недель.
- Выход мамы из декретного отпуска.
- Появление нового человека в жизни ребенка (например, няни).
- Активное прорезывание зубов.
- Стрессовая ситуация в семье, которую может спровоцировать ремонт, развод родителей и т. д.
Виды прикорма
В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.
- Педиатрический прикорм;
- Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
- Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
- Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.
Подробнее о педиатрическом прикорме>>>
- Педагогический прикорм;
- Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
- Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.
Продолжаем пробовать еду взрослых
Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».
После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.
Основные правила педагогического прикорма
Прикорм при искусственном вскармливании
Важно! Перед началом педагогического прикорма нужно проконсультироваться с детским врачом. Он должен соотнести состояние ребенка с нормами веса, роста, соответственно развитию
В каком возрасте начинать
Начинать педприкорм можно уже с трех месяцев. С этого времени малыш постепенно узнает, что еда является частью повседневной жизни членов семьи. Примерно через 2 месяца исчезает так называемый выталкивающий рефлекс. Он заключается в том, что ребенок старается выплевывать все, что попадает ему в рот.
Первый прикорм
Прикорм вводится при наличии таких признаков:
- малыш держит предметы в руке;
- он не выплевывает еду;
- ребенок проявляет пищевой интерес;
- при введении новой еды у малыша не появляется рвота.
Дозировка продуктов
За раз можно дать малышу две-три маленькие дозы нового продукта. С возрастом разнообразие вводимых продуктов расширяется. Параллельно с прикормом нужно продолжать кормить малыша грудью (или осуществлять искусственное вскармливание).
Правила кормления
Первые недели ребенок во время кормления находится на маминых коленях, пробует самые маленькие количества еды с тарелки.
Ребенок пробует новую еду с тарелки
Обратите внимание! Это могут делать только мамы, которые правильно питаются, и в рационе которых находятся только натуральные продукты. Сосиска или кетчуп явно не подойдет младенцу. Ребенку нужно предлагать все разновидности еды
Если что-либо ему не нравится, не нужно настаивать. После введения нового вида пищи нужно подождать несколько дней, затем дать попробовать новую еду. Такой перерыв нужен для того, чтобы определить, нет ли аллергической реакции на те или иные продукты питания
Ребенку нужно предлагать все разновидности еды. Если что-либо ему не нравится, не нужно настаивать. После введения нового вида пищи нужно подождать несколько дней, затем дать попробовать новую еду. Такой перерыв нужен для того, чтобы определить, нет ли аллергической реакции на те или иные продукты питания.
Если молодая мама практикует педприкорм схема его основана на постепенном введении в рацион все новых и новых видов еды за небольшой отрезок времени.
Пошаговое введение педагогического прикорма происходит так:
Другое
Некоторые родители опасаются давать малышу «взрослую» еду, так как, по их мнению, он может подавиться ею. Этого можно не допустить, если отщипывать самые маленькие кусочки. Если кроха пытается проглотить большой кусок, то матери нужно вытащить его с помощью пальца.
Примерно с 9-месячного возраста объем прикорма можно немного увеличивать. К годовалому возрасту за один раз можно давать ребенку до 2 ст.л. прикорма.
Вводя педагогический прикорм при грудном вскармливании, нужно обращать внимание на следующее:
Следить за состоянием здоровья младенца
Если у него имеется аллергия, есть проблемы с желудком, то надо особенно внимательно отнестись к введению в рацион новой еды.
Важно, чтобы член семьи, с тарелки которого ест малыш, был здоровым. У него не должно быть кариеса, язвенной болезни, некоторых хронических заболеваний или острого респираторного вирусного заболевания.
Нужно сделать так, чтобы любая нездоровая еда не попадалась ребенку на глаза. Для этого сделать так, чтобы все члены семьи потребляли здоровые продукты.
Запрещено развлекать малыша во время еды
Из кормления не стоит делать циркового представления. Необходимо поощрять интерес малыша к той еде, которая вызвала у него интерес. Этим формируется правильное поведение малыша за столом.
Для этого сделать так, чтобы все члены семьи потребляли здоровые продукты.
Запрещено развлекать малыша во время еды. Из кормления не стоит делать циркового представления. Необходимо поощрять интерес малыша к той еде, которая вызвала у него интерес. Этим формируется правильное поведение малыша за столом.
Ребенок сидит за столом
На что следует обратить внимание при введении педиатрического прикорма?
Любые изменения в жизни малыша – это стресс. Изначально ребенок привык, что единственное питание – молоко мамы. Новая пища – это новые впечатления и ощущения для грудничка. А вот для его организма в целом и пищеварительной системы в частности – изменение привычного режима. В этом случае понятие «стресс» означает не нервы и дергающийся глаз. Это приспособительная реакция организма, он так адаптируется к новым условиям существования
Во время этого процесса защитные возможности организма несколько снижаются, потому очень и очень важно максимально обезопасить кроху от нежелательных последствий разнообразия рациона
Чтобы все прошло «гладко» и комфортно, в первую очередь для самого человечка, важно обратить внимание на следующие вещи:
- Здоровье ребенка. Если маленький заболел или недавно переболел, если у него режутся зубки и он температурит, если была сделана любая профилактическая прививка – процесс перехода на «настоящую» еду лучше немного отложить. Приучать кроху к вашим привычным продуктам питания следует только тогда, когда он полностью здоров и у него точно все хорошо.
- Здоровье и качество пищи. Если вы фанат вкусной, но не полезной пищи и основа вашего рациона – «быстрые» продукты вроде сосисок, пельменей и полуфабрикатов, с педагогическим прикормом стоит повременить. Сначала выработайте в семье здоровые пищевые привычки, и только после этого приобщайте к ним кроху.
- Здоровье родителей. Грудничек, по сути, будет кушать из вашей тарелки. Или из тарелки мужа. Если у кого-то в семье есть проблемы со здоровьем в целом, с вирусными или бактериальными заболеваниями, в процессе еды все патогенные агенты будут именно в тарелке больного. И давать маленькому продукты с такой «приправой» категорически нельзя. Даже если у вас банальный кариес или коньюктивит.
Если младший член семьи здоров, вы правильно кушаете и не болеете – педприкорм можно начинать. В противном случае следует принять меры или подождать более благоприятных времен.
Этапы педагогического прикорма
В целом, процесс предприкорма состоит из трех этапов:
- Адаптационный период – с первого по восьмой месяц прикорма.
- Энергетический период – с восьмого по четырнадцатый месяц прикорма.
- Переходной период – с четырнадцатого месяца до 3-хлетнего возраста ребенка.
На первом, адаптационном этапе, происходят только первые знакомства ребенка с новой едой: сначала ему даются микродозы величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – микродоза увеличивается и уже может составлять 1-2 горошины и т.д. По такому принципу малыша знакомят с каждым отдельным блюдом. Как правило, за месяц ребенку удается попробовать практически все продукты из маминого меню. Начиная со второго месяца прикорма, те продукты, которые успешно прошли стадию микропроб, можно предлагать ребенку в увеличенной дозе – до 1-2 чайных ложек. Что касается новых продуктов (например, сезонных овощей или фруктов), то с ними проделываем всю адаптационную работу. В день следует давать малышу не более одного нового продукта, при этом любую “пробу” даем запивать грудным молоком. Только в том случае, если в течение недели организм малыша не дал никаких отрицательных реакций – увеличиваем объем предлагаемого продукта до 1-2 чайных ложек.
Очень важно, чтобы на первом этапе ребенок во время трапезы находился на руках у мамы, а не на отдельном месте. Это обусловлено рядом причин:
- На первом этапе у ребенка должен быть постоянный доступ к грудному молоку, которое способствует полноценному усвоению новой еды.
- Поведение малыша во время трапезы происходит под пристальным маминым контролем: когда нужно мама вытрет ребенка, даст новую порцию, поможет и обучит технике приема пищи и т.д.
- У малыша прекрасное обозрение: он имеет возможность наблюдать за тем, как ведут себя за столом взрослые члены семьи, как аппетитно они едят, и пытается им подражать, тем самым обучаясь пищевым правилам.
- На ручках у мамы ребенок чувствует себя полноценным участником семейной трапезы, что придает ему уверенность в действиях и прекрасно стимулирует пищевой интерес.
Начиная со второго, энергетического этапа, ребенок начинает относиться к еде, как к энергетическому источнику и способу удовлетворить чувство голода. В данный период объем потребляемого одного продукта может составлять 2 столовые ложки. Если ребенок не наелся ему предлагаются другие блюда в том же объеме, а малыш уже сам выбирает, чем он будет утолять голод. На данном этапе ребенок уже не запивает еду грудным молоком, а его стул имеет более оформленный характер.
В энергетический период родители малыша:
- должны стараться поддерживать пищевой интерес крохи, и не пытаться накормить ребенка, если он сам не просит;
- не должны кормить его из ложечки;
- не должны предлагать ему еду сами, а можно просто сообщить о том, что собираетесь садиться ко столу на трапезу. Ребенок должен сам определить свое самочувствие, и понять голоден ли он.
На втором этапе введения педагогического прикорма ребенку следует уже выделить отдельное место за общим столом. Проверить его готовность к самостоятельности можно по следующим признакам:
- Ребенок освоил навыки обращения с повседневными столовыми предметами (тарелка, чашка, ложка и вилка).
- Не играется с едой и не выплевывает ее.
- Не опрокидывает и не сбрасывает со стола тарелку с чашкой.
- Старается аккуратно кушать ложкой.
Как правило, дети готовы пересаживаться на отдельное место за столом уже ближе к первому дню рождения.
Однако следует помнить, что годовалым малышам свойственна неусидчивость. Поэтому в этот период от родителей требуется особое понимание и терпение. Ребенок может поесть минут пять, а затем потерять интерес к еде и убежать по своим делам; через время вернуться и снова просить поесть. С этим не нужно бороться, со временем все пройдет и ребенок усвоит все правила поведения за столом, но все же не стоит разрешать ребенку покидать границы кухни с куском еды в руках.
На третьем этапе предприкорма ребенок полностью переходит на питание за общим столом. Кроме того, малыш:
- отлично орудует столовыми приборами;
- сам следит за чистотой во время еды;
- справляется с питьем и приемом пищи без посторонней помощи;
- по-прежнему активно интересуется едой;
- имеет собственное место за столом.
Максимальная длительность трапезы может составлять от 10 до 15 минут.
К трехлетнему возрасту ребенок должен научиться всему, что делают взрослые члены его семьи во время потребления пищи. Подражая их поведению и движениям, малыш учится:
- питаться той едой, которую едят все в его семье;
- правильно использовать столовые приборы и салфетки;
- благодарить за еду и при необходимости просить о добавке;
- убирать за собой грязную посуду и т.д.
Объем введения прикорма
В первый раз, вводя прикорм, наберите немного овощного пюре или каши на кончик чайной ложки и предложите малышу. Когда ребенок прожует предложенную порцию, повторите процедуру, пока не достигнете объема целой чайной ложки. Для первого раза этого будет достаточно.
Затем малышу следует предложить грудь или детскую смесь. Ежедневно объем прикорма увеличивается в 2 раза, пока не достигнет полного объема кормления по возрасту:
Возраст | Суточный объем кормления | Количество кормлений | Объем одного кормления |
4–5 месяцев | 900–1000 мл | 5-6 раз в день | 160–180 мл |
6–9 месяцев | 1000–1100 мл | 5 раз в день | 180–200 мл |
9–18 месяцев | 1000–1200 мл | 4-5 раз в день | 200–240 мл |
18–36 месяцев | 1200–1500 мл | 4-5 раз в день | 250–350 мл |
Первая ложка
Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…
В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки
Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?
Что такое педагогический прикорм
В современной педиатрии различают два вида прикорма:
- педагогический;
- педиатрический;
Для понимания расшифруем оба понятия. Педиатрическим называют привычный нашим мамам и бабушкам метод. То есть, это когда грудничка постепенно приучают к каждому продукту, предварительно отваривая или протушивая его и перетирая до однородной консистенции или используя готовое детское питание в баночках. Грудничка кормят с ложечки, сначала порция на один прием пищи небольшая – около одной столовой ложки. Начинается такой прикорм с одного «сеанса» в день, постепенно к году такие завтраки, обеды и ужины становятся основой рациона маленького человека.
В основе педагогического прикорма стоит сохранение первоначального вида продукта, его консистенции, формы, текстуры. Его не измельчают, отдельной «кормежки» в этом случае не существует. Дите просто пробует взрослую пищу с родительского стола во время маминого завтрака, обеда и ужина. Естественно, очень маленькими порциями, их еще называют микродозами.