Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите “да”, избегайте слов “нет” и “нельзя”.
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7
Вызывающее поведение Вашего ребёнка – его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию
Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы “удавались” ребёнку и повышали его уверенность в себе
Коррекция СДВГ
Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.
Каких врачей нужно посетить
Важно записаться на прием к следующим специалистам:
- Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
- Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
- Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
- Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.
Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.
А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?
Что могут сделать родители
Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей
Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?
- Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.
Что здесь может помочь:
- общение с психологом;
- медикаментозное лечение в случае необходимости;
- поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.
2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием
Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть
3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.
4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу
Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки
5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.
А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.
Почему именно такой вид терапии работает лучше?
Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.
Научим умению быть спокойным и внимательным
Записаться на консультацию
Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.
Гиперактивный ребенок
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Понятие “невнимательность” в данном случае складывается из следующих признаков:
Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду). Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих
Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца
Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их
Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение). Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения
Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте. Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы. Ребенок постоянно все забывает.. Для того чтобы поставить ребенку диагноз “невнимательность”, у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде
Для того чтобы поставить ребенку диагноз “невнимательность”, у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.
Понятие “гиперактивность” включает в себя следующие признаки:
- Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
- Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
- Ребенок всегда нацелен на движение.
- Часто бывает болтливым.
Понятие “импульсивность” включает в себя следующие признаки:
- Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
- Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
- Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.
Теории развития СДВГ
В настоящее время ученым не удалось выделить точные причины формирования СДВГ. Поэтому рассматривается несколько теорий развития болезни:
нейробиологическая концепция. У детей с диагнозом СДВГ во время исследований обнаруживаются нарушения строения и функционирования структур головного мозга
Кроме того, важное значение в развитии повреждения играют генетическая предрасположенность и гипоксическое повреждение ЦНС во внутриутробном периоде;
нейромедиаторная концепция. Лабораторная диагностика выявляет у детей с СДВГ нарушения в работе нейромедиаторных систем: дофаминовой, серотониновой и норадреналиновой;
генетическая концепция
СДВГ считается полигенным расстройством, поэтому его развитие детерминировано большим количеством генов;
нейропсихологическая концепция. Считается, что развитие гиперактивности связано с незрелостью лобных структур головного мозга. В связи с этим нарушается управленческая функция префронтальной области (поведенческое торможение и самоконтроль);
теория влияния пищевых факторов. Несбалансированное питание способно приводить к нарушениям обменных процессов в организме. Как следствие, нарушается функциональность структур ЦНС;
неблагоприятные факторы внешней среды. К повреждению структур головного мозга могут приводить воздействие свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и т. д. При этом интоксикация может влиять как во время беременности, так и после рождения.
Почему возникает СДВГ
Заблуждений о причинах возникновения этого синдрома много. Одно из основных заключается в том, что этот синдром целиком и полностью результат поведенческих проблем ребёнка — не так воспитали, не научили, не выставили границы. Но это не так. Повторяем, СДВГ — нарушение работы мозга.
Даже строение мозга у людей с СДВГ может отличаться — более тонкая кора, которая обеспечивает внимание и контроль за своим поведением. Также наблюдаются нарушения в выработке дофамина, который помогает мозгу переключиться с одной задачи на другую и концентрировать внимание
И когда школьник говорит, что не может сосредоточиться, он действительно не может сосредоточиться, потому что, например, мозг не обеспечил выработку достаточного количества «химии» для концентрации внимания или плохо использует её. Конечно, ошибки в воспитании могут усугубить симптомы, но не послужить причиной развития этих нарушений.
Иногда СДВГ воспринимают как расстройство замедленного созревания , так как поведение детей и взрослых с этим синдромом кажется незрелым и присущим более младшему возрасту (например, если ребёнок в 3-4 года не может долго сидеть на одном месте — это физиологическая норма, но такая же неусидчивость у школьника 8-9 лет воспринимается как нарушение поведения).
Так что же является причиной возникновения этих нарушений?
Однозначного ответа нет, но есть факторы риска, которые повышают вероятность развития СДВГ.
- Наследственность. СДВГ у родителей увеличивают вероятность возникновения этого же синдрома у детей. Может наследоваться как строение мозга, так и особенность выработки различных гормонов.
- Курение матери или отца во время беременности. Вред материнского курения очевиден, но оказывается, что курение отца, а также пассивное курение беременной женщины увеличивают риск возникновения СДВГ. Это же касается и других заболеваний, например, порока сердца .
- Депрессия у родителей или сильный стресс матери во время беременности также увеличивает риск развития СДВГ.
- Ограничения в питании во время беременности.
- Низкая масса тела или недоношенность , сложное протекание беременности.
- Общее состояние экологии . Предположительно, воздействие на организм во время беременности пестицидов, свинца или других токсинов может повлиять на формирование мозга.
Психологические методы борьбы с расстройством
Корректирует проявления СДВГ у взрослых психотерапевт. Самые эффективные методы врач подбирает индивидуально, исходя из тяжести состояния пациента. Могут быть назначены следующие вспомогательные способы коррекции:
- Тренинги для расслабления и релаксации. Они помогают снять психоэмоциональную нагрузку.
- Поведенческие курсы. С их помощью пациент улучшает свою жизнедеятельность, успешно распределяет время между работой и досугом.
- Семейная психотерапия. Она направлена на нормализацию взаимоотношений между партнерами, если один из них страдает СДВГ. Также эффективно проходить профессиональные тренинги при наличии проблем на работе.
Последние 20 лет исследователи тестируют показатели эффективности когнитивно-поведенческой терапии. Она разработана для взрослых с СДВГ и показывает хорошие результаты в тайм-менеджменте пациентов, мотивирует выполнять долгосрочные задачи, бороться с прокрастинацией, эффективна в работе с низкой самооценкой.
Когнитивно-поведенческая терапия учит пациентов видеть взаимосвязь между их мыслями и действиями, которые они вызывают. Существуют разные стили этого воздействия. Выбор зависит от конкретной проблемы пациента. Конечно, эти методы базируются на фактических данных. Однако индивидуальный подход тоже используется.
Проблемы человека с СДВГ
Синдром дефицита внимания не вызывает развитие других заболеваний. Он отражается на успешной жизнедеятельности субъекта. Например, описанные выше проявления заболевания негативно сказываются на работе человека. СДВГ во взрослом возрасте препятствует успешной профессиональной деятельности и карьерному росту. Чрезмерная импульсивность и бестактность часто отражается на взаимоотношениях с коллегами и начальством.
Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 24 сентября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку
Большие сложности возникают с вождением автомобиля. Это связано с неспособностью сконцентрироваться, анализировать различные ситуации на дороге и потенциальную опасность. Это ставит под вопрос возможность управлять автомобилем в принципе.
СДВГ сказывается на интимной жизни, особенно у взрослых женщин. Синдром не позволяет расслабиться и сконцентрироваться на своих ощущениях. Поэтому часто женщина не получает удовлетворения от физической близости.
Сложности возникают даже с такими будничными занятиями, как чтение книг, просмотр фильмов. Особенно трудно сосредоточиться и не потерять сюжетную нить, если она замысловатая. У взрослых с СДВГ быстро пропадает интерес из-за их невнимательности и неспособности сконцентрироваться.
Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности
Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.
Диагностические критерии DSM-5
Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
- другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
- неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.
Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:
не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
не может удерживать внимание на играх, задачах;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
испытывает проблемы с распорядком дня;
избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается;
забывчив в повседневной деятельности.
СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:
- постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
- уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
- не может спокойно играть или работать;
- активно двигается в неуместных ситуациях;
- при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
- очень много говорит, речь торопливая.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:
- симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
- несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
- симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
- симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.
Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.
Опрос и осмотр
В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:
- когда начались первые проявления заболевания;
- какие симптомы появились у ребенка;
- как развивались симптомы заболевания.
Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:
- особенности поведения ребенка, внешний вид;
- оценка состояния черепно-мозговых нервов;
- оценка двигательной активности.
Данные анамнеза
Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:
- токсикозы у матери во время беременности;
- риск прерывания беременности;
- хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
- резус-конфликт матери и плода;
- патологические роды и родовые травмы;
- фебрильные судороги;
- менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
- наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.
Объективные методы обследования
В качестве объективных методов исследования используются:
- электроэнцефалография;
- ЭХО-ЭГ;
- нейросонография;
- компьютерная томография;
- допплерография.
Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.
Нейропсихологическое исследование
Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.
Психологический анализ
Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще
Что надо знать родителям?
Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:
- Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе – у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
- Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
- Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
- Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
- Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
- Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.
Диагностика расстройств активности и внимания
Дифференциальный диагноз с синдромом Аспергера – до 35% людей могут иметь проблемы, характерные для синдрома Аспергера.
СДВГ невозможно диагностировать в раннем детстве. Однако есть несколько симптомов, указывающих на развитие нарушения в следующие годы:
- постоянная физическая активность;
- ребенок не учится на собственных ошибках;
- задержка или ускоренное развитие речи;
- проблемы со сном;
- проблемы с питанием, включая рвоту или слабый сосательный рефлекс;
- приступы колик, которые могут быть следствием аллергии, но также могут быть результатом синдрома дефицита внимания;
- гиперактивные дети не любят (по мнению многих родителей), когда их обнимают (это связано с сопутствующей тактильной гиперчувствительностью, но не с СДВГ).
Проблемы со сном
В школьном возрасте:
- сложность адаптации к требованиям школы (занятия в сидячем положении);
- затруднение в удержании внимания на протяжении всего урока, «летает в облаках»;
- излишняя разговорчивость и импульсивность.