Возрастные периоды у детей
У каждого периода детского возраста человека есть свои особенности физического, психического, социального развития, свои типы ведущей деятельности и специфические потребности.
Совокупность возрастных периодов у детей часто называют ювенильным периодом или периодом детства. Он начинается с момента рождения и продолжается до окончания подросткового возраста (до полового созревания). Главная особенность этого периода — активный рост и развитие организма ребенка.
В период новорожденности (от 1 до 10 дней, по другим источникам — до 1 месяца) поза ребенка напоминает положение плода в матке. Голова большая ( длины тела), ноги короткие, руки длинные, мускулатура развита слабо. Большую часть суток ребенок спит, просыпаясь лишь ко времени кормления, причем наиболее гармоничное развитие наблюдается при естественном грудном вскармливании. Новорожденные дети лучше всего усваивают белки, жиры и углеводы материнского молока.
В грудном возрасте у ребенка происходит много изменений в двигательной активности: в конце 1-го месяца жизни он пытается распрямить ножки; на 6-й неделе поднимает и удерживает головку; на 4—6-м месяце сидит; в конце 1-го года жизни пытается делать первые шаги. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, масса достигает 10—11 кг. Не менее интенсивно в этот период развивается и психика ребенка. На 2-м месяце он улыбается при появлении матери; к 4-му месяцу берет в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей. Во второй половине грудного возраста ребенок уже реагирует на многие фразы родителей.
В возрасте от 1 до 3 лет — период раннего детства —у ребенка появляется много новых двигательных навыков. Он начинает ходить, овладевает навыками манипулирования с предметами. В этот период у него проявляется стремление к познанию мира, тяга к самоутверждению. Рост замедляется, увеличение массы тела происходит гораздо медленнее.
Дети в период первого детства (от 4 до 7 лет, дошкольный возраст) начинают проявлять большой интерес к окружающему миру — это стадия вопросов, или «почемучный возраст». Они начинают осознавать себя, как личность, отделять «мы» от «я»
Основное внимание смещается с мира предметов на людей, их взаимоотношения. Начинается период социализации в среде сверстников. Рост тела в длину превалирует над увеличением массы тела
Рост тела в длину превалирует над увеличением массы тела.
Во время второго детства (от 7 до 12 лет, ранний школьный возраст) происходит качественное изменение всей деятельности ребенка. Физиологически этот возраст предшествует половому созреванию и соответствует началу гормональных сдвигов и вызванных ими психологических явлений, характерных для «переходного возраста». В это время преобладает рост тела в ширину, однако к концу периода усиливается рост тела в длину.
Проверка слуха и зрения новорождённого
Оценка зрения новорождённого
Особенностью зрения новорождённого является способность фокусировать взгляд на предмете только на расстоянии 30-35 см. Лучше видят движущиеся предметы.
Оценивается зрение по реакции на свет: при внезапном появлении яркого света ребёнок зажмуривается, отворачивает голову, кричит.
Зрачки ребёнка на свету сужаются, при затемнении – расширяются.
При появлении движущегося объекта ребёнок может кратковременно следить за ним, фокусируя взгляд. Могут быть при этом лёгкие подёргивания глазных яблок (нистагм). К концу месяца жизни достигается содружественность движения глаз.
В периоде новорождённости ребёнок обращает внимание чаще всего на глаза людей.
Оценка слуха
Слух исследуют инструментально, используя прибор аудиометр. Проводят аудиоскрининг новорождённым перед выпиской из роддома, в возрасте 1, 4 и 6 месяцев. С 2008 года аудиоскрининг проводят всем новорождённым с целью раннего выявления тугоухости.
Действие прибора основано на способности волосковых клеток во внутреннем ухе в ответ на внешние звуковые раздражители генерировать собственные импульсы. Аудиометр их регистрирует. Для полноценного обследования ребёнок должен быть спокоен и со свободным от жидкости и смазки слуховым проходом.
Характеристика неонатального периода
Период новорожденности (неонатальный) – подразделяется на ранний и поздний неонатальный периоды. Начинается с рождения ребёнка и продолжается 4 недели.
Ранний неонатальный период – с момента рождения по 7-е сутки жизни.
Происходит основная адаптация организма к жизни в новых условиях. Скорость адаптивных процессов в организме в этот период самая высокая и никогда больше в жизни не бывает такой. Начинает функционировать дыхательная система, перестраивается система кровообращения, включается пищеварение.
Все органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому ребёнок нуждается в особенно тщательном уходе.
В этом периоде у ребёнка могут быть обнаружены дефекты развития, гемолитическая болезнь, синдром дыхательных расстройств и другая патология. Кроме патологи у новорожденного проявляются различные физиологические состояния, отражающие процессы адаптации. К ним относятся: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, половой криз. В связи с преобладанием процессов торможения в ЦНС новорожденный почти непрерывно спит. К концу этого периода все системы организма приходят в достаточно устойчивое равновесие, газообмен устанавливается на уровне взрослого человека, начинается прибавление массы тела. К концу первой недели жизни налаживается тесный контакт новорожденного с матерью, особенно если ребёнок находится на естественном вскармливании. Большую часть этого периода ребёнок находится в роддоме.
Поздний неонатальный период – с 8-го дня по 28 день жизни. Характеризуется дальнейшей адаптацией к окружающей среде. В это время полностью заживает пупочная ранка, интенсивно увеличивается масса тела и длинна тела, развиваются анализаторы, начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.
Гестационный возраст или истинный возраст новорожденного считается неделями гистации от первого дня последней менструации. В зависимости от срока гистации новорожденные подразделяются на:
доношенных (38-42 нед.)
недоношенных (менее 38 нед.)
переношенных (более 42 нед.).
Признаки доношености:
цикл внутриутробного развития 38-42 недели;
масса тела не менее 2500 г;
длина тела не менее 45 см;
имеют все признаки зрелости: удерживает постоянную температуру тела, имеет выраженные глотательный и сосательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания и сердцебиения, активно реагирует на внешние раздражители.
Время от момента рождения ребенка по 28 день его жизни (включительно) называется неонатальным периодом. Этот период, в свою очередь, подразделяется на два: ранний (с момента перевязки пуповины до 7 дня жизни) и поздний (с 8 по 28 день).
Ранний неонатальный период
В раннем неонатальном периоде происходит основная адаптация к жизни ребенка в новых для него условиях. Плацентарное кислородное снабжение сменяется легочным и ребенок делает первый вдох. Начинает действовать малый круг кровообращения, настраивается выделительная система, происходят изменения в обмене веществ. В раннем неонатальном периоде кожа у ребенка гиперемирована – это, так называемый, физиологический катар. Часто бывает физиологическая желтуха, вызванная незрелостью печени новорожденного ребенка. В раннем неонатальном периоде происходит физиологическая потеря веса и-за выделения первородного кала – мекония. Все системы организма еще очень неустойчивы и поэтому уход за новорожденным ребенком должен быть внимательным и тщательным. В этом периоде могут обнаружиться такие врожденные заболевания, как гемолитическая болезнь, дыхательные расстройства, анемия и другие.
Поздний неонатальный период
В позднем неонатальном периоде идет дальнейшая физиологическая адаптация ребенка к новым условиям. Полностью заживает пупочная рана. При достаточном количестве молока у матери ребенок хорошо прибавляет в весе и росте. Формируются условные рефлексы, развиваются зрительные анализаторы, координация движений. Продолжает настраиваться пищеварительная система, стул меняется с черно-зеленого на желто-коричневый. Кожа у ребенка становится розовой и чистой. Если первые сутки после рождения ребенок почти все время спит, то в поздний неонатальный период новорожденный все больше времени проводит, бодрствуя. В это время он начинает отвечать улыбкой на обращение к нему.
Все эти принципы уменьшают влияние родового стресса, способствуют физиологической адаптации новорожденного в неонатальном периоде, его правильному психоэмоциональному развитию в дальнейшем.
До какого времени ребенок считается новорожденным — Юридические советы
Младенчество — один из важнейших периодов развития малыша. С какого возраста начинается и когда заканчивается этот этап у грудничка? Какие основные стадии развития проходит дитя в период младенчества?
Физиологическое развитие
Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.
И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.
Двигательное развитие
Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:
- в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
- в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
- к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
- грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.
Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.
- После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
- процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
- к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
- к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
- к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.
Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ.
Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста.
Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.
Психическое развитие
Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.
- Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
- К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
- За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
- К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
- Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
- Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
- Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.
Возраст новорожденного: до какого возраста ребенок считается новорожденным
Возраст новорожденного ребенка берет свой отсчет с момента рождения и заканчивается на 28 день (4 недели).
Этот период характеризуется интенсивными морфологическими и функциональными изменениями в только что родившемся организме.
Уже на этом этапе малыш проходит один из главных кризисов жизни человека – кризис новорожденности. Он связан с резким переходом от внутриутробной жизни к внеутробному существованию.
5.3. Новообразования периода новорожденности
С первых часов жизни ребенка взрослые являются для него источниками звуковых и слуховых сигналов. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают с ним, активизируя таким образом его ориентировочные реакции.
При наблюдении за рождением и первыми неделями жизни ребенка были получены следующие результаты.
Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крик становится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда возникают неприятные ощущения, связанные с потребностью во сне, в пище, тепле, крик является реакцией на мокрые пеленки и т. д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершать некоординированные движения.
В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна отмечаются движения, похожие на улыбку. Так как это происходит во сне, исследователи посчитали их спонтанным и рефлекторным сокращением мышц. Также в первую неделю жизни неосознанная улыбка возникает на лице ребенка при высоких звуках и различных звуковых стимулах, но уже к пятой неделе жизни просто человеческий голос не вызывают улыбку, ребенку нужны зрительные стимулы, в частности вид человеческого лица. Реакция на образ и голос взрослого проходит следующим образом: у ребенка возникает торможение общих движений, через 10 секунд на лице появляется выразительная улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Так происходит общение со взрослым, которое считается проявлением первой социальной потребности ребенка.
Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издавает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству.
Д.Б. Эльконин писал: «Улыбка на лице ребенка… является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается самостоятельная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения с взрослыми» (Эльконин Д.Б., 1989).
М.И. Лисина считала, что комплекс оживления свидетельствует о появлении потребности ребенка в общении со взрослыми.
Р. Шпитц и Ф. А. Вольф в своих исследованиях доказали, что в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок улыбается любому человеку, а с 4–5 месяцев начинает улыбаться матери и при виде других знакомых лиц. Посредством улыбки между ребенком и родителями устанавливается положительный эмоциональный контакт, который приводит к привязанности и нежным, теплым отношениям.
Комплекс оживления выходит на первый план, когда в поле зрения ребенка попадает взрослый, – тогда другие потребности теряют свое значение
Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых. Такая реакция на близких людей говорит о том, что они являются для ребенка не только необходимым условием для развития, но и его источником. Также установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка
Также установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка.
Дети в возрасте до шести лет
Гражданский Кодекс Российской Федерации рассматривает малолетних детей в возрасте от 6 до 14 лет как носителей права совершения ограниченных сделок и операций. Но о лицах, не достигших отметки в шесть лет, ГК умалчивает.
Однако многие дети в этом возрасте уже вступают в некоторые мелкие сделки и совершают определённые акты, что говорит о некоторой их дееспособности. В связи с этим ряд юристов рассматривает детей до шести лет как потенциально сформированных граждан, не обладающих полной дееспособностью.
Официально же дети с 1,5 лет имеют право посещать ясли, а с 3 лет полноценные группы в детском саду.
Особенности психического развития младенца
Сенсомоторное развитие является основой для развития восприятия: более дифференцированный зрительный анализатор и скоординированные движения формируют более точные инструменты для познания окружающей среды.
С точки зрения психических процессов, на данном этапе идет активное развитие восприятия, мышления и предречевого развития.
Развитие перцепции (восприятия) идет по следующим стадиям:
- от 1 до 4 месяцев развивается слежение за объектом, наблюдаются попытки проследить за приятным (смешным) образом, вновь его найти
- от 4 до 8 месяцев повышается активность взаимодействия глаз и рук: ребенок старается смотреть на то, что ему удалось случайно взять и пытается схватить то, что видит. Так развивается способность к отслеживанию траектории движения.
- от 8 до 12 месяцев развивается активное нацеливание на предмет, хватание “вслепую”, концентрация внимания на тех объектах, которые ранее не имели значения.
С точки зрения мышления, на данном этапе происходит переход от доминирования врожденных рефлексов к целеполагающему поведению. В возрасте 4 месяцев у младенца возникает феномен круговой реакции – это действие, которое совершает ребенок ради самого действия: что-то кидает или бросает. К 8 месяцам в связи с усложнение зрительного анализатора и развитием локомоций формируется 2 круговая реакция: повторяются действия ради результата. Это является основной преднамеренных действий. Например, если ребенок случайно роняет игрушку на пол, и она при этом издает какой-то звук, который нравится ребенку, то в дальнейшем он уже будет целенаправленно бросать ее на пол, чтобы услышать этот звук. И уже к 1 году у ребенка развиваются способности к координации, формированию целеполагающий действий для достижения результата.
Особенное значение имеет закладка основ предречевого развития, которое происходит по двум путям: развитие понимания речи взрослых и развитие предречевых вокализаций (интонационных структур и псевдослов). К псевдословам относятся гуканья (состоят из согласных звуков), гуления (из гласных звуков), лепет (сочетание слогов). Интонации в своем развитии выглядят следующим образом: сначала преобладают звуки недовольства (связано с удовлетворение витальных потребностей), затем появляются звуки радости, просьбы, вопроса. Жестовая речь оформляется к 7-9 месяцам.
Немаловажным является и развитие эмоционально-социальной сферы. К 6 месяцам ребенок различает знакомых людей от незнакомых, формируется стойкое положительное отношение к родным людям и отрицательные к другим (страх, стеснение). И начиная с 6 месяцев развивается переход от ситуативно-личностного типа общения (сугубо эмоционального) к ситуативно-деловому типу общения со взрослыми, связанный с обучением манипулировать объектами.
Характеристика младенчества в разных психологических школах
Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.
Культурно-исторической теории
В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.
Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.
Психоанализ
Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.
Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.
Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.
Психогенетика
Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.
Бихевиоризм
Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.
Гештальтпсихология
Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.
Физиологические особенности новорожденных детей
Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.
Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.
Температурный режим.
Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% — у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.
Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1—3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.
Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.
Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.
Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.
Кризис новорожденности и как с ним бороться?
Такое понятие существует в детской психологии — кризис новорожденности. На самом деле, этот термин связан с серьезным событием в адаптации крохи к внешней среде. Ребенок после полноценного вынашивания появляется на свет, и что его ожидает? Прежде всего, это ряд внешних раздражителей, к которым он не привык, так как в материнской утробе царила безмятежность.
Ребенку предстоит адаптироваться в условиях, которые поддаются изменчивости. Теперь он может чувствовать холод и жару, видеть свет и тень. Одним словом, общаться с миром и постепенно его изучать. Дыхание уже происходит при помощи легких, без использования пуповины, а чтобы принять пищу, младенцу приходится трудиться.
Период приспосабливания крохи от перинатального к неонатальному режиму на протяжении долгих лет пытались облегчить. Например, детская люлька и по сегодняшний день имеет округлую форму, что напоминает малышу утроб матери. Мамы привыкли укачивать своих детей – это позволяет ощущать комфортное чувство качания в околоплодных водах. Ребеночка прижимают к своему телу, таким образом, создается телесный контакт и ощущение присутствия мамы рядом.
Врачебный метод выкладывания новорожденного на живот матери сразу после родов играет благоприятную роль в дальнейшем поведении как малыша, так и матери. Ребенок чувствует близость.
Малыш привыкает к жизни
Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:
- прекращение кровообращения через пуповину;
- закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
- развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.
В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».
В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов. У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток. Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.