Развиваем навыки общения
Есть дети, которые с ранних лет проявляют активность и без труда обзаводятся друзьями. Есть такие, которые стесняются и неуютно ощущают себя в коллективе.
Общие принципы
В любом случае родителям стоит поддержать свое чадо и помочь ему в развитии навыков общения и поведения в обществе:
Поясните малышу, что для знакомства с другим ребенком он должен приветливо поздороваться и улыбнуться ему. Научите чадо, каким образом можно легко войти в компанию сверстников. Нужно подойти к группе ребятишек и определиться, с кем хочет заговорить. В тот момент, когда он будет спрашивать, можно ли ему к ним присоединиться, малыш должен смотреть в глаза незнакомому ребенку. Если последует отрицательный ответ, пусть кроха улыбнется и отойдет в сторонку
При этом родителям важно поддержать малыша, сказав, что в другой раз у него все получится. При положительном ответе ребенку стоит выразить благодарность всей компании
Приучите кроху проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к окружающим
Во всякой компании любят веселых и бодрых людей. Это шанс для малыша завести дружбу со многими сверстниками.
Хорошо себя вести
Некоторые дети, общаясь с товарищами, бывают черствыми в эмоциональном плане
В данном случае важно дать понять крохе, что он ведет себя неправильно. Пусть знает, что он в ответе за свое поведение. Разъясните, что нехорошо разносить сплетни, драться, дразниться, обижать других деток
Если вы увидели подобную сцену с участием вашего чада, следует сразу же вмешаться и дать понять ему, по какой причине нельзя так себя вести
Разъясните, что нехорошо разносить сплетни, драться, дразниться, обижать других деток. Если вы увидели подобную сцену с участием вашего чада, следует сразу же вмешаться и дать понять ему, по какой причине нельзя так себя вести.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок дерется в детском садике: советы психолога
Сочувствовать и быть вежливым
В дружеских отношениях самое основное – уметь делиться и поставить себя на место приятеля. На этом основывается долгая и крепкая дружба.
Крохе важно научиться сопереживать другим и разумно реагировать на них. Развитию этих навыков будет способствовать постоянная практика в семье. Старайтесь каждый день показывать крохе пример
Старайтесь каждый день показывать крохе пример.
Оказывать малышу поддержку
Наблюдайте со стороны, как ваше чадо заводит дружбу с другими детьми, всегда будьте готовы выслушать его и дать совет. Вам может быть не совсем понятно сложное устройство их социального круга, но малыш в будущем непременно поделится с вами радостью и горечью в процессе построения дружеских отношений.
Планировать встречи
Эффективный метод, который поможет стать хорошим другом – планировать следующую встречу для совместного времяпровождения. Если ваш кроха пригласил друга в гости, дайте им возможность поиграть у вас дома. Благодаря этому чадо будет чувствовать себя увереннее и сможет самостоятельно наладить дружеские отношения. Ребенок должен спросить у вас разрешения сходить в гости к другу. Предоставляя малышу подобную возможность, тем самым вы поощряете его желание завести дружбу с другими детьми.
ИНТЕРЕСНО: что должен знать ребенок к первому классу: памятка для родителей
За агрессией всегда стоит страх
– Что говорит об агрессоре и жертве ситуация «нападения» одного ребенка на другого, будь то попытка навредить исподтишка или угроза в открытую?
– С возрастом психика человека усложняется. Про детсадовских детей можно с уверенностью сказать, что «агрессорами» являются те, у кого повышен уровень тревожности. При этом тревога может быть связана с самыми разными вещами. Например, ребенок с низкой нейродинамикой нуждается в предсказуемости мира
Ему важно заранее знать то, что его ждет, то есть предсказуемость ситуаций. Желательно, чтобы перемены были не слишком быстрыми
Детская агрессия: Как направить энергию ребенка в мирное русло
Представьте, в 3-4 года такой ребенок попадает в детский сад. Сидит, играет с игрушкой. Вдруг кто-то ее отнимает. Ребенку с низкой нейродинамикой в такой момент не удается справиться с эмоциями, у него наступает аффект. Такие дети могут укусить, толкнуть своего обидчика в ответ. Со временем способность контролировать себя у таких детей улучшается. Они перестают кусаться и толкаться, но это не говорит о том, что у них снижается уровень стресса. Он остается достаточно высоким.
Иногда ощущение небезопасности, тревоги связано у детей не с конституциональными особенностями. А с тем, например, что по каким-то причинам ранние годы жизни были сопряжены с большим количеством перемен и недостаточной чуткостью взрослых, которые ухаживали за ребенком. Обычно это приводит к тому, что у ребенка не формируется базовое чувство безопасности. Он чувствует себя тревожно.
Типичным примером являются дети, выросшие в сиротских учреждениях. Попадая в приемные семьи, казалось бы, окруженные любовью и заботой, они должны чувствовать себя максимально комфортно. Но они не слушаются взрослых, кусаются, агрессивны в отношении других детей. Почему? Потому что им очень страшно. За агрессией у детей всегда стоит куча страхов.
– Чаще все-таки подростки проявляют агрессию в отношении сверстников.
– Даже в более старшем возрасте агрессия у ребенка может сохраняться. Она может быть следствием как несформированности базовой безопасности, так и авторитарных и жестких методов воспитания дома. В таком случае агрессия является попыткой ребенка поддержать и спасти свою самооценку. За счет подавления других такие дети пытаются почувствовать себя крутыми и достойными членами общества.
Жертвой, повторюсь, может стать любой. Чем старше дети, тем чаще в жертвы они выбирают людей менее защищенных. Особенно это заметно в коллективной травле. Такая травля характеризуется неравностью сил.
Чтобы кого-то начали травить, ничего особенного не нужно. Достаточно минимального отличия: очкарик, рыжий, толще остальных…
Чем более «странненькое поведение» у ребенка, тем выше опасность попасть в ситуацию издевательств и травли. Можно долго рассуждать на тему «Почему поведение ребенка (жертвы или агрессора) не соответствует «социальным» требованиям». Поверьте, это никак не связано с тем, посещал или не посещал такой ребенок детский сад. Это связано исключительно с врожденными личностными особенностями ребенка.
Если взять идеальную ситуацию, в которой все дети одинаковы. Например, нет ни рыжих, ни толстых, ни высоких, ни очкариков. Ребенок, который чувствует себя любимым, который знает, что его принимают в семье, редко становится жертвой травли. Он будет увереннее себя вести и либо не столкнется с травлей, либо сумеет себя защитить.
Если в семье ребенка принимают не до конца, если он чувствует себя нелюбимым, «недостаточно хорошим», «не очень умным», то он неизбежно своим поведением будет транслировать такое представление о себе. Как раз он, скорее всего, станет жертвой травли. Классическая фраза, которую говорят родители своим детям: «Не обращай внимания» – у одного работает, а у другого нет. Одного ребенка «Не обращай внимания» поддерживает, другого – разрушает, нанося травму на всю жизнь.
Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.
Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.
Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.
Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.
Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.
Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов
И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой
Как научить детей дружить между собой
Дружба детей нередко основывается на общих интересах. В дошкольном возрасте это игры. Если ребёнок совсем не умеет играть (к сожалению, такое встречается достаточно часто), то ему будет трудно контактировать с другими детьми. Что может сделать родитель? Научить ребёнка играть в какие-нибудь игры и, может быть, даже сначала играть во дворе вместе с детьми или организовывать игры. Когда ребёнок будет чувствовать себя уверенно в компании детей, родитель сможет устраниться.
Стоит обращать внимание и на конфликты, которые часто происходят между детьми. Так, если ребёнок сказал, что поссорился с другом, расспросите, как это произошло
Обсудите сложившуюся ситуацию. Может быть, стоит извиниться или просто первому заговорить
Важно дать понять ребёнку, что в ссоре нет правого и виноватого – обе стороны внесли свою лепту. Не бывает дружбы без ссор, но важно вовремя помириться
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Первый опыт общения
Кто же первые друзья малыша? Это родственники и игрушки. Как начинаются первые пробы общения у самых маленьких детей?
1 год. Годовалый малыш уже начинает интересоваться сверстниками и тем, что происходит вокруг. Если такого внимания не наблюдается, не переживайте, оно ещё в процессе формирования.
1,5 года
У полуторагодовалого крохи внимание к сверстникам приобретает более устойчивую форму, однако малыш ещё не знает, как обращать внимание другого ребёнка
2 года
Умение привлекать внимание адекватными способами появляется к двум годам. В этом возрасте малыши начинают активно проявлять интерес друг к другу
Немалая заслуга в этом родителей: именно они знакомят детей в песочнице, во дворе, не детской площадке. Малыши гуляют рядом, но ещё не вместе: их контакты эпизодичны и непрочны.
Особенность маленьких детей такова, что, даже находясь рядом, каждый ощущает себя центром вселенной. Поначалу им трудно осознать, что существуют и другие «вселенные». Взрослея, ребятишки начинают более реалистично воспринимать окружающий мир, преодолевая свой эгоцентризм. Первые попытки наладить общение не всегда успешны, потому что дети ещё не знают, какая реакция последует на их действия. Малыши ведь только ещё постигают науку общения: они учатся прислушиваться к желаниям других детей, учитывать их интересы, сочувствовать, уступать. А учат всему этому их родители.
Заложив навыки общения в самом раннем возрасте, вы будете волноваться, появятся ли у малыша друзья, когда он начнёт посещать детский сад или пойдёт в школу. С чего начать?
- Хороший пример. Это может быть личный пример, детский мультфильм о дружбе (например, «Крошка Енот») или пример дружбы других деток.
- Дружить — это здорово. Постарайтесь воспитать у малыша позитивное отношение к дружбе — дружелюбие. Учите кроху улыбаться: это станет символом открытости и готовности к контакту.
- Учим не стесняться. Научите малыша самому подходить к деткам и представляться, предлагать совместную игру или сразу дружбу. Обычно все соглашаются.
- Учим не жадничать и делиться игрушками. Делать это нужно тактично, объясняя действия детей. Ребёнок — это маленький собственник игрушек, и подчас его настроение влияет на то, будет ли он делиться игрушками, или нет. Учите его это делать, но бережно, не ущемляя достоинства крохи. Хвалите детей за хорошие поступки.
Способность легко находить друзей — первый признак социализации ребёнка, а также его психологического здоровья. Дети, которые с лёгкостью контактируют со сверстниками, никогда не будут чувствовать растерянность и одиночество в незнакомой обстановке.
Расширяйте круг общения вашего ребенка
Старайтесь чаще быть там, где он может общаться с другими детьми. В садике, во дворе на детской площадке, на стадионе, пляже, на занятиях в кружках, на спортивных тренировках в секциях, в школе — везде ребёнок может найти себе друзей и товарищей для общения.
Общение с детьми играет большую роль в жизни ребёнка, его воспитании и развитии. Общение воспитывает уважение, доверие, взаимовыручку, умение сопереживать и дружить. Развитие ребёнка — умственное, физическое, интеллектуальное — во многом зависит от его общения со сверстниками.
Желание общаться со сверстниками появляется у самых маленьких — полугодовалых карапузов. Они с любопытством рассматривают друг друга, тянут ручки и пытаются пощупать то, что их интересует. Ближе к году у малышей уже появляется симпатия к другим малышам, которая может выражаться в улыбке. А в полтора года ребёнок уже способен проявлять свою симпатию словами или подражанием.
С поступлением в детский сад у ребёнка появляется много сверстников. Дети знакомятся, играя, выполняя вместе определённые задания. Здесь ребёнок уже сможет определить себе друзей. Друзья — это обычно те дети, которые имеют одинаковые увлечения. Часто наладить отношение и дружбу между детками мешает жадность ребёнка.
У 2-летних малышей отсутствуют понятия «моё» и «чужое». Желая поиграть понравившимся чужим мячиком, малыш тянется к нему. Хозяин игрушки ревностно бережёт «своё добро». И голосистый дуэт потрясает воздух на приличное расстояние. Неоценимая помощь в данной ситуации принадлежит взрослому. Мама может предложить: «Давайте вместе поиграем мячиком. Я бросаю мячик Дане, а Даня — Тёме». Если такой номер не пройдёт, можно предложить другой вариант. Скажите: «Тёма, Владик бросит мячик 2 раза и отдаст его тебе». А можно предложить временно поменяться игрушками.
Разговор с ребёнком.
Став школьниками, дети сталкиваются с новой для себя психологической ситуацией. У них происходит, подчас болезненное, восприятия новой шкалы приоритетов. Их главная жизненная задача — игра, теперь уступает первенство новой — учёбе. Впервые ребёнку приходится выстраивать отношения, не укладывающиеся в рамки «хочу» или «не хочу», как это было раньше.
Начало учебного года — это время привыкания к новой среде, в это время не каждый ребёнок ставит для себя целью поиск друзей. Но спустя какое-то время дети готовы к новой дружбе. Во время уроков друга не найдёшь, этому способствуют мероприятия вне учебного процесса — дни рождения, совместные праздники класса. Всё это учит детей важным навыкам общения.
Если не смотря на это у вашего ребёнка не появились друзья в школе, постарайтесь доверительно поговорить с ним и выяснить, что он думает по этому поводу.
Часто бывает, что в начальных классах у детей повышенное внимание одноклассников, вызывает излишнее напряжение и отвергается. Выяснить причины этого для родителей главная задача. Помогите сыну или дочери выяснить, что они делают не так
Подумайте вместе, какие шаги могут исправить сложившуюся ситуацию. Узнайте, с кем осам бы хотел в классе дружить. Подумайте, что нужно для этого сделать.
Помогайте ребенку развивать социальные навыки
Социальные навыки являются одними из важнейших элементов успеха на протяжении всей жизни. Поэтому, чем раньше вы начнете помогать вашему ребенку развивать эти навыки, тем лучше.
Вам нужно помочь своему ребенку начать новые отношения с другими детьми. Попросите учителя детского сада рассказать о друзьях вашего ребенка, а также наблюдайте за игрой вашего ребенка. Можете предложить ему присоединиться к другим детям, если он не может найти способ подойти и познакомиться самостоятельно.
Важно научить ребенка слушать других и не прерывать их, а также общаться с ними вежливо и уважительно. Вы можете устроить дома игрушечную вечеринку и пригласить друзей вашего ребенка, чтобы он мог попрактиковаться в общении и развивать социальные навыки
- Оставляйте свои личные проблемы и конфликты за пределами детского сада;
- Учите своего ребенка быть терпимым и учитывать чужие потребности;
- Поощряйте своего ребенка объединяться с другими детьми для решения общих задач, игр и т.д.;
Не забывайте, что развитие социальных навыков — это одна из главных задач детского сада. Однако, роль родителей при этом крайне важна. Следите за успехами и прогрессом своего ребенка, и помогайте ему развиваться в области социальных навыков.
Почему возникают проблемы при общении: правила дружбы детей
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он «отрывается» от родителей и начинает искать контакт с другими детьми. Его взаимоотношения складываются на основе тех навыков общения, которыми он владеет на данный момент, то есть тех, которые он получил, общаясь с родителями.
Движение наружу представляет собой агрессивные потребности, связанные с выходом из внутреннего мира во внешний. Они необходимы для защиты собственного личностного пространства и завоевания новых территорий, расширения возможностей, получения навыков. Человек может выражать агрессию, но в корректной форме. Если девочка бьет соседа по песочнице совком по лицу – это не лучший способ выражения потребности.
Человек должен уметь проявлять свои агрессивные потребности. Когда этот навык у него отсутствует, энергия остается внутри и его ожидают два пути. Либо он начинает выпускать ее, проявляя гнев. Либо она накапливается и приводит к хроническим болезням, неудовлетворенности собой и судьбой.
При движении вовнутрь человек получает что-то хорошее, что ему необходимо. Что это может быть? Например, любовь. Ее нужно уметь принимать, а для этого впускать в себя и принимать другого человека.
В процессе общения ребенок учится выпускать эмоции, впускать в свой внутренний мир других людей
Или, наоборот, закрываться от них. Для него важно научится как принимать любовь и восхищение, так и уметь постоять за себя. Со временем он должен понимать, когда открывать границы и впускать кого-то или что-то, а когда закрывать
От аутсайдера до изгоя — один шаг
Ребенка-аутсайдера не обижают. А если и обижают, то крайне редко. Бессистемно. С таким ребенком просто не очень дружат. Как правило, потому что он сам не умеет дружить. Или имеет какие-то страхи относительно того, как его воспринимают (на его взгляд!) другие дети и взрослые. И комплексует. А окружающие его дети и взрослые просто считывают такое его мышление — как если бы эти его мысли были написаны на его лбу или футболке — и ведут себя с ним именно так, как он «хочет». Впрочем, об этом я рассказала уже в ролике выше.
Но быть аутсайдером (точнее — думать как аутсайдер, вот это самое «дети со мной не хотят дружить», «я не такой как все», «я не вписываюсь в класс» и т.д.) — ОЧЕНЬ ОПАСНО.
Потому что от таких мыслей и отсутствия отношений с классом до изгойства (то есть открытой травли) — один шаг.
Поощряйте добрые поступки
Одним из главных средств развития дружбы между детьми является поощрение добрых поступков. При поощрении ребенок понимает, что его действия важны и оцениваются окружающими.
Не стоит забывать и о подарках за доброту. Достаточно маленькие презенты или сладости для того, чтобы ребенок почувствовал, что его усилия получили признание. Но при поощрении стоит учитывать то, что подарки для доброты не должны стать обычным явлением, иначе ребенок может начать вырабатывать неправильные стереотипы о том, как взаимодействовать с другими.
Еще один способ поощрения – это поддержка в написании пожеланий друзьям, создание альбома дружбы, где будут фотографии и короткие рассказы о том, как они заводили знакомства. Это позволит ребенку более детально проработать дружеские взаимоотношения, познакомиться с другими и создать полезный материал для будущего.
- Выражайте одобрение за добрые поступки;
- Не забывайте о подарках за доброту;
- Поддерживайте ребенка в написании пожеланий друзьям;
- Создавайте альбом дружбы;
Первый и второй класс (6-8 лет)
Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем
Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе
Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах – живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка – это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.
Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:
- принадлежат к активу класса;
- хорошо учатся;
- имеют опрятную внешность;
- с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.
- неопрятны;
- капризны;
- замкнутые и молчаливые;
- неохотно делятся;
- отстают в учебе.
Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми – родителями и учителем
Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.
Чтобы ребенку было легко наладить взаимоотношения в классе:
- читайте с ребенком сказки и рассказы о дружбе, обсуждайте события и мотивы поступков главных героев
- учите его понимать и называть свои чувства и чувства других людей, это развивает эмпатию, способность сопереживать
- кладите ребенку в рюкзак лишнее яблоко или карамельку со словами «вдруг захочешь с кем-то поделиться»
- приучите ребенка следить за тем, чтобы у него была запасная ручка, карандаш – не только чтобы воспользоваться самому, но и выручить товарища при необходимости
- не характеризуйте в негативном ключе при ребенке его одноклассников
Как научить ребенка играть со сверстниками?
Как организовать игры разновозрастным детям мы рассказали, но как научить ребенка играть со своими сверстниками?
Когда младенцы начинают ползать, с интересом ползут друг к другу, протягивают ручки, угощают сосками, целуются. Конечно, это далеко не игры, но уже способы проявления коммуникативных навыков.
Дети, которым исполнился год, вполне осознанно проявляют интерес к другим ровесникам, начинают вместе играть игрушками, возятся в песочнице.
Такой возраст тоже сложен для игр. Психика и навыки общения у погодок находятся в состоянии развития, каждый думает о своем, воспринимает мир по-своему.
В возрасте двух лет игра становится осознанной. Дети готовы проводить время вместе, они умеют пользоваться игрушками, различными предметами, владеют игровыми навыками.
Например, малыши могут совместно построить дом из кубиков, нагрузить машину игрушками или песком, увезти в нужное место и выгрузить, накормить мишек и кукол, поиграть в мяч, покататься на санках.
Конфликты у двухгодовалых детей могут возникать в основном из-за игрушек. Поэтому если у вашего малыша есть игрушка, с которой он не готов расстаться даже на время, не берите ее в групповые игры. Так вы убережете психику ребенка, свою и спасете игрушку.
В три года человек уже ощущает себя личностью, в играх старается показать себя с разных сторон, выделиться. Трехлетние дети начинают осознавать место в обществе (этому способствует возрастной кризис 3-лет), поэтому в играх появляются ролевые компоненты, элементы подражания, воспроизводятся жизненные ситуации.
В этом возрасте хорошо начинать обучение через игры. Дети готовы воспринимать информацию, осознавать и применять в жизни. Помимо каких-то общих обучающих моментов желательно вводить правила этикета, поведения на дороге, в общественных местах и т.д. Учить жизни можно через придумывание историй.
Например, расскажите детям историю «Про мальчика, который не хотел дружить со светофором», поделитесь сказкой о жадной принцессе или сердитом короле. Пусть сказочные и игровые ситуации ребята учатся переносить в жизнь.
Детям постарше можно придумывать задания серьезнее, преподносить в игровой форме и обучать конкретным навыкам. Например, если мальчики любят играть в «войнушку» (а они всегда любят в нее играть), а девочек не берут, расскажите бойцам, что девочки могут быть санитарками и бинтовать раненых.
Игра «в магазин» помогает развивать коммуникативные навыки, мышление, учит считать деньги и рекламировать товар. Игра в кафе – придумывать рецепты, готовить и подавать блюда.
Игра в салон красоты позволит выявить среди девочек будущих бьюти-мастеров, в больницу – ставить диагнозы и лечить, в школу – учить разным предметам. Пригласите кого-то из детей, кто сыграет блогера, осветит репортаж в социальной сети.
Современный мир изобилует новыми профессиями. Подобные жизненные игры всегда интересны детям, со стороны же напоминают профориентацию среди малышей.
Чтобы привлечь сыну или дочери интерес к общественной жизни, совместным играм с другими детьми, практикуйте ежедневно ситуации, которые помогут сотрудничать и общаться. Например, всегда давайте малышам посильные задания, привлекайте к домашней работе, придумывайте игры и конкурсы.
Например, попросите сына составить вымытую обувь на этажерку, а дочку – повесить выстиранное белье. Устройте конкурс «кто быстрее приберется в комнате» со сладкими призами, обязательно похвалите за проделанную работу.
Ребенок будет выполнять поручение и одновременно ощутит соревновательный, командный дух, а слова благодарности помогут поверить в то, что он приносит пользу и помогает семье.
Малыш, который не боится выполнять домашние поручения, хорошо адаптируется в социуме и устанавливает контакт с детьми. Активная деятельность дает некое преимущество перед другими: он может поделиться опытом и рассказать, чем занимается дома и как помогает маме.
Начинайте с маленьких игровых ролей, затем поручайте детям ответственные дела: быть ведущим, распределить игроков, собрать информацию, раздать игрушки или игровые элементы, подвести итоги, вручить призы.
Ребенок, овладевший подобными навыками, становится лидером компании, заводилой в играх. Такому не составит труда влиться в компанию детей и присоединится к их деятельности.
Вспомните себя, ведь если вам не нравится с кем-то общаться и проводить время, вы не станете этого делать. Зачем же принуждать маленьких людей? Они тоже чувствуют друг друга и со временем решат, с кем будут играть, а с кем нет. Уважайте выбор ребенка и поддерживайте его.
Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками
От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.
Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом. Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс
Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.
Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:
Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.
Слушайте вашего ребенка
Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя
Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых
Этого допустить нельзя
Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации
К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.
«Не хочешь со мной играть? Ну и ладно». Что делать ребенку, если его дразнят в школе
Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.
Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.
Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.
Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы
Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться
Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.
Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.
Фото: rawpixel.com