Как хвалить ребенка: меры поощрения за хорошее поведение (примеры, рекомендации)

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Виды

Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.

Виды:

  1. Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
  2. Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
  3. Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.

Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

А что, если родители сами не понимают?

Если родители сами не понимают математику, что делать? 

— У меня есть книжка «Математика вприпрыжку» для учителей и родителей, и там много заданий, которые можно делать и с группой детей, и с одним ребенком. Это точно не вредно. 

Открываете в произвольном месте, выбираете игру, которая радует вас, и пробуете. Если она понравилась ребенку — играете, не понравилась — отложите, попробуйте какую-нибудь другую игру. Это точно не надо делать обязаловкой. 

Если вдруг вы в Москве и хотите прийти к нам на занятие мышематикой, у нас в 25 местах по всей Москве есть группы для дошкольников, в 10 местах — математика для первого, второго класса. Кроме того, мы во время карантина сделали для родителей, которые живут далеко, онлайн курс, который называется «Мышематика дома». Это пакет видеоуроков, и родители могут просмотреть их вместе с ребенком, распечатать все, что им понадобится для занятий. 

В общем, там ничего хитрого, все распечатываете и играете. Можно играть во все игры, про которые мы там пишем. А можно выбрать одну любую игру, которая вам понравилась, и в нее играть хоть каждый день, это точно будет лучше, чем ничего. 

— Бывают ситуации, когда родитель сам не может решить задачу и найти все ответы. Я знаю, что у вас в одной из тетрадок по мышематике нужно бабочек дорисовать. Меня не хватило. 

— Бабочки ужасно сложные. У бабочки с вертикальной осью симметрии нормально, с горизонтальной нормально. Когда ось симметрии наискосок, то это очень сложная задача, я знаю. 

«Вычисляю квадратный корень, покрываясь холодным потом». Почему мы боимся математики

Опять же есть взрослые, которые готовы в этом признаться, что им это сложно, но не все взрослые такие. Зачастую родители заглядывают ребенку через плечо и говорят: «Тут же симметрия, это легко. Что ты там застрял? Что за глупости? Ну-ка, давай». Хотя если ты видишь, что ребенку объективно сложно, значит, отложите эту задачу и решайте какие-то более простые или играйте в симметрию с ножницами. 

Опять же у нас есть свежая тетрадка «Математика с ножницами», она от простого к сложному — как сделать маску, как сделать хоровод — всякие прикладные штуки, а потом уже научиться вырезать хитрые снежинки. Но начинаем с чего-то простого и посильного. 

Если делать маленькие шаги, то можно научиться делать что-то более сложное. Если сразу дать сложную задачу, то и взрослый, и ребенок, скорее всего, бросят и скажут: «Нет, это слишком трудно. Вообще не люблю математику». 

Почему это важно?

Дети рождаются с нулевыми социальными навыками. Только под воздействием внешней среды у них формируются представления о мире, в том числе и о границах допустимого поведения. Говорить малышу «плохо» или «хорошо» не особо результативно, так как абстрактные понятия ему не понятны.

Поэтому поощрения и наказания являются действенными способами оценки поведения ребенка. С их помощью малыш понимает, как поступать можно, а как нельзя. Но тут не все так просто. Переизбыток похвалы приведет к избалованности. Недостаток — к черствости и неполноценности.

Хвалить можно за хорошие поступки, выполнение просьб, указаний. Поощрение может служить отличным мотиватором к действиям

Детям дошкольного возраста важно объяснить: хорошее отношение можно заслужить определенными поступками

Основная особенность поощрения детей

Как правило, к особенностямпоощрения детей в саду можно отнести один негативный момент. Если малыша хвалят за все подряд (особенно за сам процесс, но не результат), то в итоге кроха все время будет ждать похвалу и капризничать при ее отсутствии. Например, вы делаете поделку к празднику мам, один ребенок старается, доводя картинку до идеала. Второй делает быстро, да так, что в итоге вы только и можете сказать “тяп-ляп”. Оба малыша при этом гордятся своими поделками. Но у каждого из них разное восприятие. Хотя ожидание похвалы со стороны воспитателя, после проведенного занятия, и мамы, после вручения поделки, они ждут одинакового. Но с одной стороны, вы видите, что малыша поощряюти хвалят только за хороший результат (с учетом его возрастных возможностей), а второго хвалят за все подряд. При этом первый скажет: “Я старался! Смотри, как красиво получилось!”, а второй даже, если понимает, что поделка так себе, ответит: “Ну я же ее сделал сам!” Переделывать и совершенствовать он ее явно не собирается.

Поэтому, раздаваяпоощрения детям в саду или дома на занятиях, не забывайте о том, что можете просто его избаловать!

Возможно ли воспитывать детей без криков и наказаний?

Отсутствие наказания для шалунов будет означать вседозволенность, поэтому меры пресечения плохого поведения также имеют место.

Непослушание ребенка всегда вызывает гнев, раздражительность мамы, нередко просящей папу «повлиять» на малыша.

Мужчина со своей стороны способен применять силу по отношению к крохе, что воспитает в подростке страх.

В психологии существует несколько принципов, разработанных специально для родителей, не практикующих угрозы, телесные и физические наказания:

Терпение.
Родители, выбравшие данный путь, рискуют вырастить самодостаточного, счастливого подростка, при этом устные наказания также должны присутствовать.Они чередуются с поощрениями, разработанными согласно системе.

Принимать ребенка таким, какой он есть.
Малыш должен чувствовать, что его любят, но при этом не рекомендуется уделять чрезмерное внимание несамостоятельности крохи.Ребенок с поведением, где все позволено; за которого все действия выполняют родители – зачастую вырастает наглым и требовательным.

Личный пример.
Меры наказания не понадобятся, если мама объяснит своему чаду на собственном примере нормы поведения, общения.Иногда одного устного объяснения бывает мало, поэтому придется лично продемонстрировать крохе, как необходимо себя вести.

Меньше давления.
Чем больше родители «пилят» своих маленьких детей, тем более в них становится выраженным протест.Устраните постоянное давление и вскоре не придется применять разные виды наказаний.

Не стоит забывать о поощрениях, ведь добрых дел, правильных действий у малыша станет больше, когда он поймет, что за них можно получить одобрение от мамы.

Как не стоит хвалить ребенка?

Не следует произносить хвалебные речи многократно, более 2-х раз, по поводу одного и того же.

Иногда взрослые стремятся одобрить что-то, связанное с ребенком, из неосознанного даже стремления понравиться или подружиться. Принесет ли такая похвала пользу ребенку? Пожалуй, нет. Если речь о подростке, с которым необходимо наладить утерянный контакт, нужно начать с доверия. А для того, чтобы доверие воцарилось, вполне достаточно ненавязчивой доброты и уважения, без перехода личностных границ и приставаний.

Иногда родителя тянет похвалить ребенка, чтобы его утешить, из жалости. Проблема в том, что в таком случае предмет похвалы может быть выбран неверно, и сила поощрительного слова несколько обесценится.

Как хвалить ребенка, наказывать ли ребенка?

Существует масса вопросов относительно того, как правильно хвалить и наказывать ребенка. Как указывалось выше, родители склонны перехватывать, или наоборот, чрезмерно сильно наказывать ребенка.

Как хвалить ребенка, наказывать ли ребенка:

  • Именно поэтому необходимо знать меру. Наказывать ребенка нужно, но ни в коем случае не стоит для этого использовать физическую силу, или одиночество. Не нужно ставить ребенка в угол, наказывать его, необходимо попытаться связать основное действие с последствиями.
  • Например, если ты сломал сегодня игрушку, то на этой неделе не получишь вкусностей, или каких-то поощрений. Ребенок должен согласиться с этим.
  • Основная задача родителей — привить ребенку, что плохой поступок будет связан с конкретным последствием, за которое ответственен сам малыш. Это своего рода способ привить ответственность за свои действия. 
  • Необходимо рассказать ребенку о последствии его неправильных действий. То есть, если ты сейчас сломаешь игрушки, то в течение недели не получишь карманных денег или поощрения в виде прогулки в детском центре, развлечение на каруселях. 

Похвала

Можно ли перехвалить ребенка?

Можно, если хвалим незаслуженно. Адекватность и объективность в этом деле терять не надо,  иначе вы рискуете «сбить» систему самооценки ребенка. Если он нарисовал самый простой рисунок, а мы возносим его до высот великого художника — это неадекватно. Но, в тоже время, если у него никак не получалось нарисовать, например, человека, и, наконец, после множества попыток, ему это удалось, заметьте  успех и обязательно похвалите. Тогда у маленького человека  «вырастут крылья» и появится желание покорять новые вершины…

Неадекватная  и  частая похвала   формирует  завышенную самооценку. И, если похвала идет только от родителей, то рано или поздно ребенок  поймет, что для других не такой уж он и молодец, что много ребят гораздо лучше него… Не поймет сам, найдутся люди, которые опустят на землю вознесенное до небес самомнение, что может привести  к сильному стрессу или психологической травме ребенка.

Кроме того, быстро привыкая к лести,  дети становятся от нее зависимыми. Они могут начать делать что-либо только из тех побуждений, чтобы получить похвалу, будут нацелены не на то, чтобы сделать что-то полезное, значимое или просто что-то приятное, а для того, чтобы услышать заветные слова «ты молодец».

Потребность слышать похвалу у таких детей  превращается в навязчивое желание. Без хвалебных слов  у них  опускаются  руки, просыпается обида…Захваленные дети очень тяжело переживают свои неудачи, не выносят критики, считая, что все должны быть к ним доброжелательны и положительно оценивать каждый поступок.

Родительская похвала –  важный строительный материал для формирования личности ребенка. Но, тем не менее, поговорке «Не скупитесь на похвалы» надо следовать  с умом. Любящие, внимательные и чуткие родители всегда найдут за что похвалить своего малыша и сделают это грамотно и правильно.

Виды

Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.

Виды:

  1. Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
  2. Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
  3. Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.

Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.

Хвалите усилия, а не результат

Хваля ребенка, зрите прямо в корень – попытка совершить достойный поступок заслуживает самой высокой похвалы

Даже если качество этого поступка оставляет желать лучшего, ни в коем случае не нужно обращать внимание на его негативные стороны, иначе рискуете лишить ребенка вдохновения

К сожалению, нередки случаи, когда мама раздраженно отмахивается от ребенка, высмеивая его помощь. В эти моменты нет ничего более обидного для маленького человечка, чем насмешка над его усилиями помочь. Даже одного такого случая грубого обращения с чувствами ребенка достаточно, чтобы он отказался как-либо помогать вообще.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок»

Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы

В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы

Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

ИНТЕРЕСНО: как использовать авторитарный стиль воспитания в семье?

Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?

Классики педагогики утверждали, что ни один проступок ребенка не должен оставаться безнаказанным, и что поощрение и наказание связаны неразрывно. К счастью, метод «кнута и пряника» давно подвергается критике со стороны прогрессивных педагогов.

Мудрые люди говорят, что в проступках ребенка всегда виноваты взрослые, забывшие или не сумевшие объяснить ребенку «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, прежде чем ругать и наказывать детей, взрослым нужно тщательно проанализировать собственное поведение. Большинство ошибок дети допускают именно по вине взрослого окружения. Помните:

  • Дети копируют поведение взрослых, поэтому воспитывать надо личным примером;
  • Поступки взрослых не должны противоречить долгим нравоучительным беседам: дети быстро замечают фальшь, расхождение слова и дела;
  • Прежде чем требовать, объясните столько раз, сколько нужно, чтобы быть уверенными в том, что ребенок услышал и понял;
  • Убедитесь, что плохая оценка – результат неправильного поведения, потому что ругать за непонимание темы нельзя.

Наказание присутствует в учебном процессе, скорее, как исключительная мера порицания или осуждения за дисциплинарные проступки, которые стали причиной плохой оценки. Например:

  • Ученик вместо выполнения домашнего задания пошел на футбольный матч;
  • Ребенок решил воспользоваться шпаргалкой, вместо того, чтобы выучить формулы или правила;
  • Разговаривал на уроке с соседом по парте, не слушал учителя и т.п.

Наказание должно быть соразмерным возрасту и особенностям психики ребенка. Но прежде всего оно должно быть справедливым, не вызывающим сомнения в его заслуженности.

Памятка: как хвалить ребёнка

В ребёнка с рождения заложены потребности активного познания мира. Он всегда будет самозабвенно делать то, что ему по силам. Поэтому не нужно хвалить ребёнка для создания дополнительного стимула к действию.
Адекватная самооценка складывается только из собственного успешного опыта. Похвала же учит оглядываться на других людей в поисках одобрения.
Правильная похвала — это поддержка ребёнка.
Это не значит, что вредны восторг, благодарность и комплименты

Но они должны быть проявлением ваших искренних эмоций, а не попыткой повлиять на поведение ребёнка.
Важно разобраться, помогают ли наши реакции научиться ребёнку принимать свои решения, радоваться достижениям и чувствовать контроль над своей жизнью (пусть даже минимальный). Стать сильнее и самостоятельнее
Или мы хотим, чтобы он постоянно ждал, когда его погладят по головке?
Обратите внимание, какими словами хвалите ребёнка

Замените оценки на описание: не «Молодец!», а «Сегодня ты сам собрал убрал посуду после ужина
Как приятно!»

Литература по теме:

  1. А. Фабер, Э. Мазлиш. Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?
  2. А. Кон. Наказание наградой.

Анна Федосова — детский психолог, Монтессори-педагог АМИ и эксперт наших онлайн-курсов для родителей

Фото из нашего Монтессори-центра «Отрада»

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения

Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Несколько важных правил

Женский сайт sympaty.net составил несколько правил, которые не должны игнорировать родители.

Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми. Никогда не критикуйте при детях их сверстников, ставя своих детей выше. «Как хорошо, что ты это сделал намного лучше, чем Петя». Ваши дети будут в дальнейшем стремиться избегать сложных задач, чтобы не ошибиться, как Петя, с которым вы его ранее сравнили. Ведь он боится потерять звание ребенка «лучше, чем Петя». Сравнивайте его с «собой вчерашним», то есть, с самим собой. Никогда не сравнивайте братьев и сестер между собой. Если вашему старшему легко давалась математика, это не значит, что об этом все время следует напоминать младшему, которому математика не дается. Вы плохо повлияете на обоих: и на старшего, у которого начинает зашкаливать самооценка, и на младшего, у которого она падает. Не смешивайте критику и похвалу. Часто родители хвалят за что-то, а потом указывают, что вот тут-то можно было сделать лучше. Критика запомнится, а похвала забудется. Будьте конкретными. Не говорите общими фразами, а описывайте, что именно вы одобряете. Не ждите совершенства и не скупитесь на одобрение. Ели вы будете ждать от детей идеально выполненного задания или решения задачи, то разочаруетесь, если этого не увидите. Оценивайте даже маленькие шажки и попытки сына или дочери сделать что-то лучше, чем было. Не ворчите на детей. Если ребенка не хвалят, а постоянно критикуют, он к этому привыкает и никак не старается сделать что-то лучше. Зачем ему стараться? Эмоции более выразительны, чем слова: не льстите и не преувеличивайте заслуг. То, как вы это говорите, намного важнее, чем то, что вы говорите. Обычное «спасибо» можно сказать по-разному. Поощряйте детей искренне. Хвалите, но не перехвалите. Все имеет свои границы. Если вы проявите чрезмерный энтузиазм и будете захваливать сына или дочь, они почувствуют давление с вашей стороны. Дети зададут себе вопрос: «А если в следующий раз у меня не получится сделать это также хорошо? Что обо мне подумают родители?». Не льстите детям. Дошкольников не бойтесь хвалить часто, но при этом не забывайте, что лесть и похвала – не одно и то же. Лесть развивает гордыню. Не вспоминайте прошлых промахов. «Я так боялась, что ты и в этот раз не справишься, но ты сделал намного лучше». Такая формулировка похвалы неправильная. Хороший вариант одобрения действий ребенка – рассказать о его достижениях в разговоре с третьими лицами так, чтобы он это ненавязчиво слышал

Но при этом важно не переиграть. Сделать это можно, например, в телефонном разговоре с бабушкой: «Как Анютка эту задачу решила? Я даже не сразу о таком способе догадалась

Как она это сделала?».

Как она это сделала?».

Чтобы наши дети в будущем выросли успешными, а не только красивыми, мы будем ребенка правильно поощрять и хвалить.  Делать это будем тогда, когда нужно. А слова подбирать будем только правильные, чтобы не перехвалить и не перестараться, чтобы сын или дочь не чувствовали напора и лести с нашей стороны.

Ведь дети, которых не забывают хвалить, верят в свои силы и способности

При этом поощрять и одобрять нужно грамотно и последовательно: обращать внимание даже на маленькие успехи, уточнять, за что именно вы хвалите и не использовать оценочную лестную похвалу

Автор —  Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Статью проверила Грызлова Ольга Юрьевна, педагог, специальный психолог. Подробнее про авторов сайта Копирование этой статьи запрещено!

Наказание детей или поощрение для воспитания лучше?

Что в воспитании детей лучше работает: наказание или поощрение?

Казалось бы банальный вопрос, и любой родитель, пребывающий в благодушном настроении скажет: «Зачем же наказывать детей? Надо воздействовать словом, примером…» И будет, естественно, прав по всем канонам педагогики. Но тот же родитель на третьем часу препирательства с ребенком по пустяковому поводу или истерики дитяти на пустом месте, уже задумается над ответом.

Что такое наказание?

Наказание – это физическое, материальное или психологическое воздействие негативного характера на того, кто совершил проступок.

Зачем мы хотим наказать ребенка? Наверное, можно предположить, мы наказываем детей, что научить их что-то не делать. Хотим, чтобы они исправились и стали нам, родителям, беспрекословно подчиняться. Потому, как мы, АПРИОРИ, знаем лучше, у нас больше опыта, мы много прожили на свете лет. Впрочем, все это на виду и выскакивает из головы на автомате. А если задуматься?

Может, мы наказываем детей потому, что у нас уже не хватает терпения выдерживать их выходки? Что нас переполняет гнев? Что мы просто не знаем, как их воспитывать? И надавить авторитетом в любом виде, ремня или нотации, для нас единственный выход?

Защитники традиционного воспитания скажут: «Детей испокон веку наказывали и наказывали физически». Да, наказывали, но сказать, что это сильно меняло детей, заставляло их слушаться и с радостью подчиняться, не скажешь. Дети принимали наказание, затаивали злобу, взращивали в себе агрессию или, в худшем случае, ломались и «зарабатывали» психическую травму.

Что же на самом деле происходит с ребенком, когда его наказывают?

Одно неправильное поведение ребенка заменяется другим поведением, так же не правильным. Ребенок начинает скрывать свои поступки, лгать, изворачиваться.

В душе ребенка происходит острый конфликт между любовью к родителям и обидой, гневом на «вершителей его судьбы».

Наказание может стать суррогатом получения родительского внимания. Для ребенка всегда ЛУЧШЕ НЕГАТИВ, ЧЕМ ВООБЩЕ НИКАКОЙ РЕАКЦИИ на его поведение и поступки.

Привычка к наказанием вызывает у ребенка инфантильность реакций, он просто расплачивается за все прегрешения наказанием. Наказали, он расплатился и совесть чиста.

Итак, мы поняли, что наказание не «прокатывает». Точнее, результат получается вовсе не тот, ради которого старались. А что же вместо наказания может продемонстрировать продвинутый в вопросах воспитания родитель?

Альтернатива наказанию

Терпение. О, далеко не каждый родитель может похвастаться этой добродетелью. В ритмах нашего суматошного мира, гонки за миражами преуспевания, счастьем и блистательным будущим, мы забыванием, что жизнь идет именно СЕЙЧАС, дети получают уроки воспитания именно тут и теперь. И от нас зависит, чему он научится.

Неторопливость. Не стоит сразу же наказывать ребенка, сначала предупреждение, краткое разъяснение неправильности проступка и позиции родителя по этому поводу. Не исключено, что проступок больше не повторится и вы своей невыдержанностью не воспитаете «рецидивиста».

Переключение. Маленьких детей достаточно легко переключить на более интересное занятие.

Поощрение. Награда за хорошее поведение более эффективна, чем наказание. Всегда хочется повторить приятные моменты. И ребенок тут не является исключением.

Временное лишение привилегий. Вы разъясняли, предупреждали и теперь вы просто держите свое слово. Мысль о том, что сам ребенок может изменить ситуацию в любой момент делает дисциплинарное воздействие не таким тягостным.

Добиваясь послушания, не переусердствуйте, примерный ребенок – не значит счастливый ребенок.

Поощрение и наказание является двумя составляющими золотого воспитания ребенка.

Сегодня психологами разработано большое количество других способов, не приветствующих методов «ремнем по попе» и пропагандирующих воспитывать детей без криков и наказаний.

Жестокое обращение с маленькими непоседами любого возраста даст негативные результаты, поэтому врачи рекомендуют не прибегать к указанным методикам, выбрав более щадящие способы воспитания.

Почему ребенок в 2 года часто психует и капризничает?

Двухлетний возраст — это переходный период, во время которого кроха предпринимает попытки осознанных манипуляций над мамой и папой, когда хочет получить что-то или наоборот, избежать совершения каких-либо действий. В целом дети начинают манипулировать родителями с грудного возраста, но в этот период главной целью является присутствие рядом мамы. В 2 года мотивы становятся более сложными благодаря развитию хитрости, возможности прогнозирования собственных шагов и анализа реакции окружающих.

Основные причины детских истерик в 2 года:

Стремительное развитие психики. Двухлетний ребенок зависит от настроения, у него обостряются эмоции и восприятие мира. Малыш ощущает окружающий мир со всеми его минусами и испытывает большой стресс.

Загруженность секциями и кружками, курсами раннего развития. Все это приводит к хронической усталости и вызывает истерики и слезы.

Неправильная реакция родителей. Дети нередко закатывают истерики в публичных местах, и для того чтобы поскорее прекратить такие приступы, родители отвечают агрессией и наказывают малышей. Это способствует усугублению ситуации и никак не решает проблему.

Взаимоотношения в семье. Если мама и папа постоянно ругаются между собой, кричат, ребенок может перенять такую модель поведения.

Стрессы. Малыши переживают смену обстановки, помещение в другие климатические условия, поэтому даже банальная поездка на море или переезд в другой город могут ударить по детской психике

Важно заранее готовить детей к таким событиям. Болезни

Патологические процессы в детском организме могут доставлять малышу постоянный дискомфорт и вызывать подобное поведение, ведь в 2 года он все еще не может точно объяснить, что беспокоит.

Болезни. Патологические процессы в детском организме могут доставлять малышу постоянный дискомфорт и вызывать подобное поведение, ведь в 2 года он все еще не может точно объяснить, что беспокоит.

Внешние проявления истерики:

  • резкий всплеск злости и ненависти;
  • громкие крики;
  • плач со слезами или без;
  • раздражительность;
  • отчаяние при отсутствии реакции окружающих.

Тактика действий родителей:

  • не идти на поводу у ребенка;
  • обеспечить благоприятный эмоциональный фон в доме;
  • оставить малыша одного наедине с истерикой и избавить от потенциальных зрителей его «представления».

Почему ребенок в 3 года часто психует и капризничает?

Истерика у трехлетнего малыша — обязательный этап развития детской психики

Все родители рано или поздно проходят через него, поэтому важно как можно быстрее пресечь подобное поведение, чтобы оно не приобрело катастрофические масштабы

Главные причины истерик в 3 года:

Возрастные особенности. Ребенок активно познает мир, испытывает новые эмоции, получает ранее неизвестные навыки. Истерика — это попытка установить собственные правила игры и бороться с общеустановленными нормами.

Нехватка внимания. Ребенок хочет получить доказательства того, что он нужен маме и папе, желает получить ласку, любовь и нежность.

Болезнь

Если ребенок не только плачет и кричит, но и жалуется на какие-либо симптомы (например, болевые ощущения), то важно незамедлительно показать его педиатру или другому специалисту. Двойные стандарты

Часто родители запрещают ребенку что-либо (есть конфеты, смотреть телевизор), а бабушки и дедушки выступают «добрыми полицейскими» и разрешают это делать

Двойные стандарты. Часто родители запрещают ребенку что-либо (есть конфеты, смотреть телевизор), а бабушки и дедушки выступают «добрыми полицейскими» и разрешают это делать.

Низкая социализация

Гиперопека и отсутствие регулярного общения со сверстниками негативно влияют на поведение ребенка и делают его более истеричным и эмоционально неустойчивым.

Переутомление. Возможно, малыш посещает слишком много мероприятий, кружков, секций, у него установлен неправильный режим дня и отдыха.

Негативная обстановка в доме. Скандалы родителей разрушают еще неокрепшую психику трехлетнего крохи.

Советы родителям, как избавиться от постоянных истерик у малыша в 3 года:

установить причины подобного поведения;
не реагировать на крики и плач, знать, что это только усугубит ситуацию;
пересмотреть режим дня и расписание ребенка;
создать благоприятную обстановку дома;
отдать кроху в детский сад, если ему не хватает внимания;
переключить внимание ребенка на новый предмет или занятие, почитать новую книгу, сводить на увлекательное мероприятие;
научиться договариваться с ребенком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий