Внести упорядоченность во всё, что окружает ребёнка дома
Я и раньше придерживалась принципов Монтессори, но вот упорядоченности у нас не было. На обучении поняла, насколько это значимо для ребёнка. Чтобы научить его играть самостоятельно, структурировать домашнее пространство необходимо. Тогда будет проще доверять окружающей среде, и он станет спокойнее, увереннее. Зная, где и что лежит и зачем это нужно, даже непоседа сможет занимать себя сам и развиваться с удовольствием.
Прихожую мы обустроили так, чтобы Мануэле было удобно самой доставать и надевать свои вещи:
По этому же принципу изменили ванную и кухню:
Когда переделали кухню, Мануэла стала больше работать за ней, теперь она чувствует что это её личное пространство и следит за чистотой. Теперь ей легко готовить самой. Как бонус — во время этого занятия развивается мелкая моторика.
Пересортировала одежду. Ребёнок каждый вечер устраивает сюрприз перед сном — все вещи складывает и убирает на место
А вот наша зона творчества:
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первые шаги в развитии самостоятельности у вашего ребёнка
Чем занять ребенка с года
К году у ребенка развивается моторная координация: он пытается доносить ложку ко рту и умеет пить из поильника, делает первые шаги, показывает жестами свои желания и говорит первые слоги. Активно познает окружающий мир, легко обучается и осваивает новые навыки. Выполняет просьбу взрослого показать мишку, мячик или другую игрушку, знает, какие звуки издает кошка, а какие — птичка.
Ребенок не только нанизывает кольца на пирамидку и строит небольшие башни, но и проявляет интерес к бытовым вещам. Ему интересно, почему в коробку из-под обуви можно положить мячик, а в спичечный коробок — нет. В год дети часто увлекаются предметами быта вроде пластиковых бутылок и пустых коробок. Главное, чтобы игрушки были крепкими и крупными: в этом возрасте дети могут проглотить мелкую деталь или засунуть ее в нос, ухо.
Если постепенно приучать ребенка к самостоятельной игре, в год он, как правило, может играть в одиночестве около получаса.
Что понадобится: магнитная рыбалкаЦена: 650 РВремя игры: 10—15 минут
Магнитная рыбалка развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, усидчивость, глазомер. А разнообразные детали помогают узнать больше об окружающем мире: кроме классического варианта с рыбами в магазинах продают игрушки-рыбалки с жуками, бабочками и птичками.
Если обычная рыбалка наскучит, попробуйте придумать дополнительные правила: например, попросить ребенка вылавливать рыб одного цвета или формы.
Что понадобится: сенсорная коробкаЦена: бесплатноВремя игры: 20 минут
Наполнить коробку можно не только игрушками, но и другими интересными предметами, которые найдутся дома: тем интереснее будет ребенку
До трех лет ребенок активно познает мир через тактильные ощущения — разнообразить их поможет сенсорная коробка. Чтобы ее сделать, достаточно взять картонную коробку, например из-под обуви, и положить внутрь разные предметы: фигурки животных, цифры, буквы, резиновые шарики, пряжу, стаканчики, губки и щетки
Важно подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету и форме, а главное — на ощупь
Сначала ребенку будет интересно просто перебирать, складывать и перекладывать содержимое, а позже можно показать, как сортировать предметы, к примеру, по цвету или размеру. Чтобы игра не наскучила, содержимое коробки надо периодически менять.
В год ребенка не стоит оставлять одного с коробкой, наполненной крупами, бобовыми или орехами: дети могут ими подавиться, засунуть мелкие детали в нос или ухо. Также стоит избегать длинных лент и веревок, которые ребенок может обмотать вокруг шеи и перекрыть дыхательные пути.
Типичные ошибки родителей
Сами того не желая, родители мешают ребенку развивать фантазию и стремление к самостоятельной игре.
Перечислим основные ошибки:
Игрушек слишком много. Дефицитные советские времена давно прошли. На прилавках магазинов сотни тысяч игрушек на любой возраст, вкус и цвет. Родители часто скупают все, что видят или нравится, дабы привнести разнообразие. Вместо того, чтобы вызвать интерес, каждая новая игрушка вводит в ступор ребенка и тормозит его фантазию. Зачем разговаривать за игрушку, если она уже говорит? Зачем придумывать конкретные роли для куклы, если в арсенале есть и кукла-мама, и кукла-врач, и кукла-балерина и тд.
Игрушки куплены для родителей. Некоторые родители реализовывают свои детские мечты. В далеком детстве не купили лошадку? Купили своему ребенку лошадку. Мама хотела Барби-русалку? Купили ее. Папа мечтал об управляемом вертолете? Под предлогом подарка на день рождения сына купил вертолет. При этом интересы ребенка не учитываются. Игрушки покупаются, исходя из интересов родителей. А где гарантии, что ребенок хочет то же самое?
Перенасыщенное расписание. Сейчас популярно отдавать детей чуть ли не с рождения во все возможные “развивашки”. По максимуму делать упор на развитие интеллекта. Хорошо, что на работу не ссылают. Родители на столько перенасыщают будни ребенка занятиями, что на простые детские утехи не остается ни времени, ни сил. Игра — это творческий процесс, требующий времени и вдохновения. Где их взять, когда день расписан родителями по минутам?
Отсутствие эмоциональной поддержки. Дети хотят внимания от родителей. При его недостатке они с большей вероятностью предпочтут ходить за родителями и “помогать” с их делами, нежели играть самостоятельно.
Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей
Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успешный результат.
Медикаментозное лечение
ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты, выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».
«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.
Физиопроцедуры
Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.
Массаж и упражнения
Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.
Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами. К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу.
Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой. Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами: по губам, подбородку и щекам.
Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:
Плавное движение обеими руками:
- «у» — вперед.
- «о» — в стороны и вверх.
- «и» — в стороны.
- «э» — в стороны и вниз.
- «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
- «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат.
Логоритмика
Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями. Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями, происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления, развивается и формируется связная речь.
Виды упражнений:
В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой, чтобы формировалась координация рук и ног.
Стихи с двигательной активностью
Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое. Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.
На артикуляцию
Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение. Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными. Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме. Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.
Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук. Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи. Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность: если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.
Работа с дефектологом
Выполняются упражнения в форме игры. Они развивают мыслительную деятельность, мелкую моторику, внимательность, память. Дефектолог также корректирует тенденции развития болезни. Множество методик, которые применяют квалифицированные дефектологи, не должны остаться без внимания родителей. Выбирайте их с помощью специалиста и регулярно занимайтесь по индивидуальному плану.
Альтернатива
Любой альтернативный метод лечения подбирается индивидуально для каждого.
Возможны такие виды лечения как иппотерапия (реабилитация с помощью лечебной верховой езды на лошади), дельфинотерапия.
Долгие и упорные занятия со многими специалистами пошли нам на пользу. С каждым годом речь у моего малыша становится лучше, и я радуюсь его успехам.
Как научить ребенка играть?
Научить ребенка играть – дело не такое уж трудное. Главное, отнеситесь к вашим совместным забавам как к очень нужному для него занятию: вы не капризам потакаете, а поддерживаете маленького человека на пути развития и осознания самого себя.
Вы испытываете неловкость от того, что вынуждены вести себя по-детски? Но ведь вас никто, кроме малыша, не видит – значит, некого смущаться! И даже если сразу вы не можете придумать ничего толкового, не беда. У вас есть замечательные помощники – любимые детские книги и мультфильмы.
Начинайте с проигрывания знакомых сюжетов. Это можно делать, даже не отвлекаясь от повседневных забот. Сегодня утром ребенок исполняет роль Колобка, а вы – и Дед с Бабой, и Лиса, и Волк. Так и покатились: от кровати в ванную, из ванной – завтракать, после завтрака – мыть посуду… Днем он – курочка Ряба, а вы… да, опять Дед с Бабой! Пока вы стираете, курочка утешает вас – снесет она новое яичко…
На самом деле поначалу все роли станете исполнять вы, а кроха будет зачарованно глядеть на вас. Но постепенно он начнет вступать в игру, придумывать текст, свои повороты событий.
Предоставьте ребенку свободу творчества. Даже если вдруг окажется, что Бабушка накинулась на Волка и съела его, ничего не исправляйте! В игре ребенок сам устанавливает правила, а вы их принимаете.
Пусть курочка заберет золотое яичко и спрячет его в укромном месте, а Мышке вовсе хвост оторвет – не стыдите малыша за жадность и драчливость. Возможно, позже он расскажет вам о том, как на детской площадке у него отобрали любимую машину. Ребенок, оказывается, не с Мышкой расправился – он обидчика наказал! Почувствовав, что игра расширяет его возможности действовать и влиять на мир – пусть пока еще в воображении, – он очень скоро научится играть самостоятельно. Ваше участие больше не понадобится, и вы будете спокойно заниматься своими делами, пока кроха занимает сам себя.
Советы о том, как выбрать удобный горшок для ребенка девочки или мальчика
В детских супермаркетах можно найти уйму детских горшков. Все они отличаются между собой материалом, формой, цветом, с картинкой или без.
Не нужно думать что если он розовый, то это для девочки, синий — мальчику. Лично у нас в семье три вида: синий, зеленый и розовый. Зеленый и розовый мои дети любят больше всего.
Единственно, что для малышек-девочек предподчтительнее выбирать атрибут круглой формы, для крепышей-мальчиков — овальной и чтобы впереди был небольшой выступ.
Общие советы, как выбрать горшок:
Он не должен быть выполнен из металла, т.к он будет холодным
Выбирайте модели из пластика.
Важно, чтобы горшок был устойчивым, поэтому не берите слишком маленький.
Существуют с крышками, подумайте нужна ли вам крышка? В принципе не нужна, если вы только часто путешествуете, то тогда выбирайте этот вариант с крышкой.
Не нужно покупать с моделями различных сказочных героев со звуками и мелодиями, это будет только мешать, отвлекать ребенка, а также ребенок будет относиться к горшку как игрушке, а не туалету.
Сзади обратите внимание должна быть спинка, хотя бы небольшая. Если ее нет, то не берите такой, ребенку будет неудобно и он будет постоянно заваливаться с него на пол.
Есть еще горшки-стульчики, типо маленький миниунитаз, выглядят прикольно, но моим детям он не пришелся по вкусу
Хотя знаю, что многие ходят только на такие стулья.
Вот наши два любимых красавца
Почему ребенок не играет один?
Изначально все дети делятся на интровертов и экстравертов. Первые более усидчивые, им комфортно находится в одиночестве. Они живут своими внутренними переживаниями. Экстравертный ребенок не может без общества. Ему жизненно необходимо контактировать с людьми, быть в движении, получать новую информацию. Именно такие детки чаще всего не умеют занять себя сами, им скучно что-то делать в одиночку.
Помимо этого, на самостоятельность оказывает влияние манера воспитания. Многие родители вмешиваются и поправляют ребенка, когда он чем-то занят или увлечен. У малыша появляется неуверенность в своих силах, он становится наблюдателем, но не участником игр.
Другие факторы, которые негативно влияют на самостоятельность:
- неразвитое воображение из-за обилия мультфильмов, говорящих игрушек;
- нехватка качественного внимания со стороны родителя;
- изменения в семье (прибавление, переезд, развод, скандалы, выход на работу мамы или папы);
- отсутствие своего уголка, игровой зоны;
- изобилие игрушек;
- отсутствие распорядка дня.
Как правильно выбрать горшок
Широкий ассортимент представленных изделий может вызвать у родителей состояние замешательства. Лучше всего прислушаться к советам и рекомендациям специалистов, которые позволят сделать выбор по-настоящему удобного и безопасного горшка для ребенка.
- При покупке изделия лучше всего руководствоваться его основным предназначением, не отдавая предпочтение дополнительным функциям. Горшок с музыкальным сопровождением или в форме игрушки лучше не приобретать. Это не позволит малышу понять для какой цели, собственно говоря, данный предмет приобретается. Ко всему прочему, данный отвлекающий жлемент может заставлять ребенка просиживать на горшке более длительное время, чем необходимо, что не принесет пользы мышцам промежности.
- Наличие крышки – не является обязательным элементом для моделей. Она может понадобиться, если горшок не будет опустошен и вымыт сразу.
- Следует проследить за широтой отверстия изделия во избежание некомфортных ощущений во время сидения.
- Важный нюанс – устойчивость горшка. Лучше всего приобретать модель с подножкой, резиновой прокладкой, чтобы избежать скольжения.
- Выбирая между горшками из различных материалов, отдавайте предпочтение пластиковым. Они намного более практичны, удобны, легки в переноске и поддаются дезинфекции. Изделие эмалированного типа отличается холодной поверхностью, что может вызвать дискомфорт.
- При выборе пластика стоит обращать особую внимательность на качество, твердость и гладкость поверхности. Наличие заусенцев и трещин не допускается.
- Наличие удобной ручки у горшка. Многие дети предпочитают самостоятельно выливать содержимое изделия в унитаз, что необходимо учитывать при покупке.
- При наличии у горшка многочисленных частей или особо замысловатой формы, стоит отдать предпочтение изделию, которое легко поддается сборке, а его детали можно легко мыть. В ином случае плохо вымытые участки окажутся пристанищем бактерий.
В качестве альтернативы горшка можно выбрать мягкое сиденье на унитаз. Бывают случаи, когда ребенок, решая подражать взрослым, начинает ходить на унитаз. Самое главное в этом случае, позаботиться о специальном приспособлении, чтобы малыш беспрепятственно усаживался.
Порой родители покупают несколько изделий, чтобы облегчить процесс приучения ребенка к горшку. При этом стоит осознавать, что возможные трудности могут быть связаны с овладением умением контролировать физиологические процессы. Пусть изделие стоит в детской или в ванной. Это позволит малышу спокойно принять мысль, что процесс мочеиспускания и дефекции производится в специально отведенном помещении.
При покупке горшка следует руководствоваться не только рекомендациями специалистов, но и мнением собственного ребенка, который будет горд возможностью ощутить собственную значимость. Совместный поход по магазинам позволит сразу же оценить все достоинства и недостатки изделия, а также сделать оптимальный выбор с учетом запросов и пожеланий самого малыша.
Чего нельзя делать?
При воспитании бытовых навыков избегать следует:
- Принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь. Но не кричите!
- Ограничения самостоятельности ребенка;
- Не одобряющей реакции в ответ на выполненную работу;
- Плохого собственного примера;
- Поручения детям самой неприятной и скучной работы;
- Упреков и обвинений;
- Повышения голоса;
- Игнорирования желаний и потребностей ребенка;
- Невыполнения данных ребенку обещаний и нарушения договоренностей;
- Чрезмерного подчеркивания своей родительской власти.
Крайне не рекомендуется строить воспитание на финансовой почве. Оплачивая работу по хозяйству, родители стремятся вырастить человека-вымогателя. Также, хозяйственные дела не должны быть и наказанием за проступки.
Если ребенок не говорит
У каждого малыша собственный путь развития. Это зависит от наследственности, темперамента и характера, половой принадлежности, условий развития и окружающей обстановки, режима дня и даже питания. Некоторые детки начинают говорить позже других, и в этом нет ничего страшного. Такое поведение часто характерно для спокойных и флегматичных малышей.
Эксперты отмечают, что мальчики в среднем начинают говорить позднее девочек на один-два месяца, но потом догоняют за короткий срок. В двуязычном окружении, когда в семье говорят на двух и более языках, малышу труднее воспринимать информацию, поэтому он может начать говорить позднее. Кроме того, на развитие речи негативно влияет однообразная окружающая среда и недостаточное общение с людьми. При недостатке общения и свежих впечатлений крохе просто не о чем говорить.
Серьезной причиной такого поведения является стресс, недостаток эмоционального контакта с родителями и различные проблемы психологического характера. Если ребенок редко видит и общается с мамой, это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии и психологическом развитии крохи. Маленькие детки остро чувствуют напряжение и конфликты в семье. Это тоже негативно влияет на развитие и самочувствие грудничка.
Наиболее серьезными причинами становятся тяжелые речевые расстройства, среди которых афазия, дизартрия, сенсорная и моторная алалия. Среди медицинских проблем выделяют врожденные аномалии и аномалии внутриутробного развития, генетические заболевания, глухоту. Такие заболевания требуют профессионального вмешательства и наблюдения.
Обучающие
Какими могут быть игры? Если задуматься, можно бесконечно долго отвечать на этот вопрос. Ведь многое зависит от того, какой именно класс перед нами
Особое внимание нужно уделить игровым процессам, возникающим по инициативе взрослого. Ведь именно они служат для обучения детей, для ознакомления их с окружающим миром
Виды игр и их классификация (в лагере, школе, детском саду – это не так уж и важно) включают в себя отдельную категорию – обучающие. Как не трудно догадаться, подобного рода варианты служат, как уже было сказано, для обучения ребенка
Могут быть подвижными, дидактическими или сюжетно-дидактическими. Каждый подтип будет рассмотрен далее. Но учтите – именно обучающие игры крайне важны для малышей и детей младшего возраста
Им придется уделять должное внимание
Учим самостоятельности
Дайте ему внимание
Побудьте с ним рядом. Почитайте, поиграйте, уделите столько внимания, чтобы он им «насытился». Когда ребенок вдоволь наиграется с родителями, тогда ему легче будет остаться одному, хотя бы для начала на несколько минут.
Начните играть вместе
Подготовьте все для игры, начните ее совместно, затем предложите ребенку подсказать, что будет происходить дальше. Проявите заинтересованность, внимательно послушайте, посидите рядом, пока ребенок играет, а потом ненадолго займитесь своим делом, в пределах видимости. Потом подойдите, подробно расспросите ребенка о том, что случилось в ваше отсутствие, порадуйтесь, похвалите. Поиграйте вместе и, дождавшись удобного момента, опять отойдите.
Дети копируют поведение родителей
Присядьте с книгой и предложите ребенку тоже посидеть недалеко от вас, с его книжкой с картинками или раскраской. Пусть он видит вас, понимает, что вам интересно сидеть и читать. Можно предложить ему игру на кухне. Дайте ему фасоль, небьющиеся чашки, контейнеры с яркой окраской – пусть тоже готовит обед для своих игрушек, пока вы готовите свой. Он будет с вами, но играть самостоятельно. И обязательно похвалите его за это, скажите, что он стал совсем большим.
Обеспечьте безопасность
Ребенок всегда уверен, что родители смогут защитить от любых неприятностей. Поэтому, дети часто боятся играть в другой комнате. Так что, если вы им это предлагаете, то в той комнате не должно быть ничего, что может стать опасным для него. А если вы каждые несколько минут туда заходите, чтобы проверить, все ли с ребенком в порядке, то он скоро придет к мысли, что там точно ему что-то угрожает. И самостоятельной такую игру уже нельзя назвать. Поэтому, если вы сильно беспокоитесь, то лучше пусть он играет в одной комнате с вами, но без вашего непосредственного участия.
Развивайте творческие навыки
Попросите ребенка, чтобы он придумал историю с его любимыми игрушками, и дайте ему на это 5-10 минут. Покажите, как двигается стрелка часов или поставьте песочные часы. Затем подойдите и выслушайте ее. Можно историю записать в тетрадь, а потом почитать всей семье. Это развивает фантазию, и дети могут составить небольшие рассказы, которых хватит на целую книгу.
Не допускайте «тревожный контроль»
Многие родители выходят из комнаты незаметно для ребенка, а он, обнаружив, что остался в одиночестве, плачет и бежит искать родителей, а в дальнейшем постоянно следит, чтобы вы не исчезли. Лучше предупреждайте всякий раз, что выходите из комнаты ненадолго. И не обманывайте. Если ребенок будет вам доверять, то не будет включать «тревожный контроль» и беспокоиться, что вы не вернетесь. Через какое-то время, он сможет оставаться один более длительное время, и станет более независимым.
Самостоятельность и одиночество – это разные вещи
Навыки самостоятельности могут проявиться только после полноценного общения с другими людьми. Игры с детьми, совместные занятия с взрослыми, занимают воображение ребенка и учат его, чем можно заняться без их присутствия. Он использует диалоги, чтобы разговаривать с игрушками, проявлять терпение, получать удовольствие от своих фантазий и времени с самим собой. Он будет использовать моменты, когда вы занимаетесь своими делами, чтобы разыгрывать разные роли, когда общался с другими взрослыми и детьми.
Не прерывайте его
Если ребенок чем-то занимается, не прерывайте его, чтобы предложить другую, более интересную, на ваш взгляд игру или занятие
Часто моменты, когда, как вам кажется, ребенок просто сидит и ничем не занимается, он что-то придумывает или занимается развитием какого-либо навыка, важного для него, хотя и непонятного для вас. Поэтому, лучше просто наблюдать, чтобы у него все было хорошо, а когда он захочет – сам к вам обратится
Используйте обучающие моменты
Обучение может происходить в любом месте. Расспрашивайте ребенка, чему он научился, что узнал, пусть покажет вам. Дети любят чувствовать себя большими и умелыми, им нравится проявлять свою осведомленность. Поощряйте и хвалите его за малейшие успехи, за то, что он самостоятельно что-то узнал и усвоил.
Время, проведенное в просмотре мультфильмов или игре с гаджетами, самостоятельной игрой не считается. Для развития нужна полноценная игра, в которой задействуется все тело.опубликовано econet.ru
Подписывайтесь на наш youtube канал!
https://youtube.com/watch?v=BUa6EHlu6t8
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! econet
Как учить малыша правильно кушать?
Обучение правильному поведению за столом нужно начинать задолго до того, как малыш захочет взять в руки ложку. Грудничок должен понимать, что питание – ответственный процесс, в это время нужно сосредоточиться на приеме пищи и ни на что не отвлекаться. Ошибка многих мам, дети которых плохо кушают, – развлекать ребенка мультиками, новыми игрушками, чтением и незаметно совать ему в рот ложку с пищей. Развивайте аппетит видом красиво оформленного блюда, вкусными ароматами пищи, приятной обстановкой за столом.
Младенец проголодался и с удовольствием поглощает кашу, которой его кормит мама. В какой-то момент его начинает интересовать ложка в ее руке. Дайте ему другую ложечку, и не ругайтесь, когда малыш начнет шлепать по пище, разбрасывать ее по столу. Движения крохи еще не скоординированы, он не может выполнять сложные манипуляции. Если к обеду полагается печенье, фрукты или другие продукты, которые можно взять в руку или помесить в ниблер, дайте малышу его, пусть он попробует самостоятельно поднести еду ко рту. Такие действия обычно не вызывают затруднений – все груднички грызут колечки, ручки погремушек и другие предметы. Поставьте в уголке, где играет ребенок, небьющуюся чашечку и легкий кувшинчик с водой. Когда малыш захочет пить, он сможет самостоятельно налить воды и утолить жажду. Первые дни вам придется постоянно устранять последствия небольшого наводнения, но со временем движения станут увереннее, вся жидкость будет попадать по назначению.
На первом этапе, когда малыш только учится держать ложку в руке, ласково возьмите его ручку и помогите направить пищу в рот. Хорошо, если в это время за столом будет кушать папа. Если дома никого нет, поставьте тарелку и себе, покажите, как нужно брать ложкой кашу и подносить ее ко рту. Помните, что взрослые должны правильно держать приборы и есть аккуратно. Не нужно думать, что малыш не обратит внимания на ваши ошибки, – хороший пример он может и не увидеть, зато любой огрех хорошо запомнит. Когда ребенок начинает сам уверенно кушать, можно приучать его держать ложку правильно. Придумайте игру, в которой каждый пальчик должен занять свое место.
Хорошей тренировкой перед обучением кушать самостоятельно методика Монтессори и многие другие системы воспитания называют игры в песочнице. Дайте ребенку небольшую лопатку или самую настоящую ложку, покажите, как набирать в нее песок. Пусть он пересыпает небольшие порции из одного совочка в другой, наполняет ведерки и формочки. Такое занятие хорошо развивает точность и координацию движений. Дома можно пересыпать ложкой крупу из одной баночки в другую. Объясните малышу, что так вы готовите обед его игрушкам. Посадите кукол и мишек за столик, разложите по тарелочкам приготовленное «блюдо» и вместе с малышом «покормите» их.
Одиннадцатый месяц
- В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
- Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
- Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
- Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
- Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.
На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.
В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.
Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>