Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка.
Советы и упражнения по развитию мелкой моторики левой руки.
Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.
1. Ваш ребёнок рисует:
а) правой рукой;
б) левой;
в) обеими руками.
2. Ложку он держит обычно в:
а) правой;
б) левой;
в) любой руке.
3. Работать с ножницами в левой руке:
а) абсолютно не может;
б) у него замечательно получается;
в) ему всё равно, в какой руке ножницы.
4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:
а) правой;
б) левой;
в) попеременно обеими руками,
5. Обычно телефонную трубку он поднимает:
а) правой;
б) левой;
в) каждый раз разными руками.
6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:
а) никогда;
б) часто;
в) редко.
7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:
а) правую руку;
б) левую руку;
в) обе руки в равной степени.
8. При аплодисментах более активна:
а) правая;
б) левая;
в) обе руки.
9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:
а) всегда сверху;
б) всегда снизу;
в) каждый раз по-разному.
10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:
а) правой;
б) левой;
в) обеими руками
Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.
Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.
Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.
Как заниматься с ребёнком левшой
Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.
Преимущественное владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).
Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.
Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.
Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:
– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
– запускать пальцами мелкие «волчки»;
– разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
– сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;
– делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
– махать в воздухе только пальцами;
– собирать все пальцы в щепотку;
– нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
– завязывать узелки на шнурке, веревке;
– застегивать (расстегивать) пуговицы;
– играть с конструктором, мозаикой;
– складывать матрешки;
– рисовать в воздухе;
– мять руками поролоновые шарики, губки;
– рисовать, раскрашивать, штриховать;
– резать (вырезать) ножницами;
– плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
– шить, вышивать, вязать;
– выполнять аппликации.
Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений
Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить
Литература
1. Бачина О. В, Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи – Москва, «ТЦ Сфера», 2009.
2. Хасанов А. Е. Тесты для родителей – Минск, Харвест, 1999.
Легко ли быть левшой?
В быту и на производстве все оборудование и приборы рассчитаны в основном на праворуких людей. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Конечно со временем практически ко всем «правым» предметам можно привыкнуть, за редким исключением. Наверное, единственное, к чему невозможно приспособиться левшам, это ножницы.
Не секрет, что в Америке, Японии и некоторых европейских странах есть специальные магазины для леворуких. Там можно приобрести все, начиная от мебели, бытовой техники и заканчивая специальными портмоне. Так же практически во всех крупных магазинах есть специальные отделы, где продаются аналогичные товары для левшей.
Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.
Методы определения ведущей руки у ребенка
Когда ребенку 3-4 года, можно провести ряд специальных тестов, которые позволят максимально точно определить, левша он или нет
Когда подрастающий мужчина учится писать, держать карандаш в руке, очень важно понимать, какая рука его проводник, и ни в коем случае не пытайтесь переучить его делать все правой рукой, если он левша
Поэтому в детском саду или школе учителя и воспитатели часто настаивают, чтобы ребенок держал ручку или ложку в «правой» правой руке. Если родители точно знают, что ребенок левша, необходимо заранее известить воспитателя и попросить его не переучивать его.
Если ребенка учили писать и рисовать правой рукой до того, как выяснилось, что он левша, ни в коем случае нельзя его переучивать, потому что это может задеть его психику, привести к повышенной нервозности, неуверенности.
Существует ряд тестов и анкет, предназначенных для определения доминирующей руки. К наиболее распространенным из них относятся:
- определить, какой рукой ребенок пишет наиболее красиво и точно;
- какая рука используется при использовании ножа;
- какой рукой он зажигает спички;
- в правой или левой руке держит расческу;
- которые режут ножницами вручную.
Тест М. Озьянс
Психологи считают, что для того, чтобы узнать, левша ребенок или правша, необходимо подолгу наблюдать за ним и отмечать, какой рукой он точнее, легче, искуснее выполняет движения.
Когда ребенок учится писать и родители сомневаются, какая рука должна быть основной, рекомендуется провести серию тестов, включающих простые повседневные действия. Затем вы можете использовать серию тестов, разработанную М. Озянсом, которая состоит из 20 заданий.
Во время теста ребенку предлагается:
- Заправка бусинок на нитку: правша обычно держит иглу и нитку в правой руке, а бусинки — в левой.
- Переливание воды из бутылки в стакан: емкость, из которой правша наливает воду, держит правой рукой и наоборот.
- Сотрите рисунок ластиком: если ребенок держит ластик в левой руке, это может указывать на то, что он левша.
- Удалите пыль с мебели.
- Стряхните пятна с одежды.
- Капните из пипетки в горлышко бутылки.
- Расставьте карты.
- Навинтите крышку на бутылку.
- Намотайте нить на шпульку.
- Заправьте нить в иглу.
- Положите в стакан горошину или бусину и попросите ребенка вынуть ложкой.
- Возьмите чашку в руку и сделайте несколько глотков воды.
- Пришейте пуговицу.
- Положите бусинки в бутылку с узким горлышком.
- Возьмите щетку и почистите обувь.
- Закройте и расстегните молнию на куртке, сумке.
- Звенит звонок.
- Зажгите спичку.
- Режьте ножницами что угодно.
- Проделайте иглой несколько отверстий в бумаге.
В процессе обучения ребенка навыкам письма, рисования, использования ножниц родители всегда кладут в правую руку ножницы, ручку или кисть. Поэтому определенные действия он может выполнять правой рукой, а задания, которые ребенок выполняет впервые, он будет выполнять исключительно левой рукой. Поэтому, наблюдая за ним во время перечисленных выше тестов, необходимо внимательно следить, какая рука используется при выполнении тех действий, которым ребенка не учили особым образом,
Результаты наблюдения необходимо занести в специальную таблицу, состоящую из 4 столбцов. В первом вводятся все тесты, которые планируется провести, во втором — действия, выполняемые левой, а в четвертой — правой рукой. В третьем столбце отмечены задания, которые ребенок выполняет одинаково хорошо обеими руками. Если во втором столбце содержится более 7 записей из 10, то можно сделать вывод, что левая рука ребенка является основной.
Тест Ф. Кречмер
Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает оценивать выполнение ребенком следующих действий:
- играть в песочнице с веслом;
- чистка зубов;
- поливать цветы из лейки;
- освещение спичек;
- снять шапку с ванной;
- шаблоны рисования и круги;
- поднимать с пола любые предметы;
- вырезать фигурки ножницами.
Кречмер рекомендует наблюдать так, чтобы ребенок не осознавал цель заданий. К обучению желательно привлечь группу из нескольких детей, а задания должны быть представлены как соревнование скорости и ловкости. Если ребенок точно и просто выполняет их левой рукой, то он левша.
Ребенок левша. Причины
Наиболее частая причина — наследственная, когда один из родителей левша. Левша в данном случае — норма, индивидуальное развитие. Оба полушария мозга здоровы, они выполняют свои функции, но доминирует правое полушарие, которое отвечает за левую часть тела. Проблем нет, разве что мир ориентирован на правшей. Родителям нужно учитывать особенности ребенка, помогать ему, а он сам быстро приспособится к миру правшей. Эти дети ничем не отличаются от правшей ни умственно, ни по развитию.
Вторая причина леворукости — поражение левого полушария головного мозга во внутриутробном периоде или в связи с каким-либо заболеванием в детстве или при тяжелых родах. Левое полушарие не может нормально функционировать, и его функции берет на себя правое. Следствие этих причин — леворукость. Организм пытается компенсировать недостающие функции левого полушария и делает правое доминирующим. У такого ребенка часто возникают проблемы с развитием речи, обучаемости, мелкой моторики. Правое полушарие работает на двоих. Ребенку это уже сложно, и если начать его переучивать, может случиться катастрофа. Это может привести к психическим расстройствам, ночному недержанию мочи, нервным тикам, заиканию, проблемам с пищеварением, ослаблению иммунной системы и т.д. К счастью, сейчас школы не борются с левшами, они не проходят переподготовку, как 30-40 лет назад.
Третья причина леворукости насильственная, например, связанная с травмой правой руки. И даже не с ребенком, а с его родителем. Примеров тому немало, когда вернувшиеся с войны сыновья отцов, потерявшие правую руку, смотрели на них и делали все левой «как папа». Если у ребенка травмирована рука, и он ухаживает за ней, делая все левой, то после того, как правая рука восстановится, мягко поощрите ребенка использовать ее. Постепенно правая рука вернется. Ребенка следует переучивать слева направо только при подражании родственнику-левше. В двух других случаях переучить ребенка-левши категорически нельзя.
Бывают случаи псевдо-левши, когда не определяется доминантное полушарие мозга. Таким образом, ребенок использует обе руки одинаково. Это связано с несформированной связью между левым и правым полушариями мозга. В этом случае необходимо обратиться к нейропсихологу. Специалист проведет занятия, во время которых будет выявлено доминирующее полушарие мозга, в большинстве случаев правое. У специалиста есть методики, позволяющие сделать это достаточно быстро, за несколько сеансов. В десятилетнем возрасте у многих детей доминирующее полушарие определяется без чьей-либо помощи. Но иногда этого не происходит и требуется дополнительная помощь, поэтому лучше сначала определить состояние малыша.
Как определить левшу?
Многие психологические тесты по определению ведущего полушария предлагают прежде всего определить ведущую руку, ухо, глаз, ногу. И это вполне оправдано, ведь исследования показывают, что преобладания самого по себе полушария у левшей и правшей незначительны, а в случаях стрессовой ситуации эта разница вовсе исчезает. Но мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как эти тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Все эти части тела чрезвычайно важны для процесса обучения.
Но между полушариями мозга есть еще особенность: они контролируют части тела перекрестно: правое полушарие – левый глаз, левое ухо, левые ногу и руку, и, наоборот, левое полушарие – правый глаз, правое ухо, правые ногу и руку. Казалось бы, из этого должно следовать, что если правое полушарие ведущее, то должны быть ведущими все эти четыре части тела. На самом деле у здорового человека могут быть односторонними только три части тела, например: глаз, ухо, рука – левые, а нога – правая.
Как определить ведущее полушарие? Наиболее простые тесты, разработанные для взрослых, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон – определяют “полушарность”.
Для определения ведущего глаза
предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку – карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.
Для определения ведущего уха
взрослым предлагают слушать множество слов через наушники (причем в каждый из наушников передаются другие слова). По тому, сколько слов запомнил взрослый через правое и левое ухо определяется “доминантность” уха.
Доминантность рук определяется через 3 разных теста:
- Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец – ведущей руки.
- Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука.
- Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука.
Если после исследования выяснится, что у вас преобладает то правая, то левая рука – возможно, вы скрытый “левша”.
Доминирование ноги
измеряют как среднюю длину шага. “В быту” понаблюдайте: на каком боку вы засыпаете, какую ногу прижимаете к себе. Ведущая нога обычно оказывается “под телом”, поскольку организм таким образом “гасит” лишние импульсы от слишком активной части тела. Если засыпаете на правом боку – то у вас ведущая правая нога, на левом – левая. Если же вы засыпаете на спине или животе, то попросите кого-то понаблюдать, на какую сторону вы переворачиваетесь прежде всего – на правую или на левую.
Конечно, если вы уже определили свою полушарность, то хотелось бы и детишек “протестировать”. Даже для совсем маленьких детей можно это сделать при помощи увлекательной игры.
Ведущий глаз
Приготовьте несколько ярких небольших игрушек, положите в коробочку, в которой есть отверстие только для одного глаза. Пускай малыш заглядывает в отверстие и угадывает, какая игрушка там спрятана, а вы фиксируйте, каким глазом он смотрит при этом. Меняйте игрушки. Ведущий глаз будет подглядывать чаще.
Ведущее ухо
Приготовьте несколько игрушек с разным звучанием: колокольчик, пищалку, погремушку, коробочку с горохом, часы и т.д. Завяжите ребенку глаза. Не давая малышу предмет в руки (чтобы не было узнавания наощупь), дайте ему “прозвучать”, располагая его перед лицом малыша. Следите, каким ухом ребенок пытается слушать (в какую сторону поворачивает головку).
Ведущая рука
Также определяется несколькими выборами предметов: предлагайте ребенку игрушки, предметы (в т.ч. ложку, карандаш), следите, какой рукой он их берет. Правда, готовьтесь к тому, что предметы малыш берет правой рукой, а при письме ему удобнее будет писать левой. Если малыш не может никак выбрать ведущую руку (к сожалению, это может продолжаться и до 9-10 лет), пораньше давайте писать обеими руками (по очереди).. Если малыш амбидекстр (обоерукий), то лучше учить писать правой. Если левша – посоветуйтесь со специалистами, как вкладывать карандаш, как приучать руку к письму.
Если большинство тестов определили ведущую левую сторону тела – малыш правополушарный. Если ведущая правая сторона тела – левополушарный.
Причины явления
По статистике 8-17 % планеты рождаются правополушарными (примерно каждый седьмой младенец). Такая особенность совсем не считается какой-либо патологией и не влияет негативно на развитие малыша. В основном выделяют три причины такого явления:
- Генетический фактор (особенность передалась ребёнку через ДНК).
- Травматический фактор (при родах могут возникнуть травмы правого полушария, из-за которых левое будет развиваться сильнее).
- Внешний фактор (малыш мог повредить правую руку, и из-за неё начать больше пользоваться левой и т.д.).
Ребёнок-левша
Как определить, является ли ребёнок левшой
Первые признаки можно увидеть уже тогда, когда малыш начинает использовать предметы самостоятельно: брать игрушки, держать ложку, чистить зубы щёткой, рисовать карандашом и т.д. Более точно с латеральностью (выбором главной руки) определяются в период с 3 до 6 лет. Кроме этого можно понаблюдать, как чадо хлопает в ладоши (какая кисть сверху), какой стороной опирается при падении и т.д. Также есть и те детки, которые умеют владеть в одинаковой мере сразу двумя руками.
Как пройти тест на леворукость?
- завяжите несколько ярких атласных лент в несложные узлы и предложите детке их распутать, затем проведите обратное: попросите ребенка завязать узлы на лентах;
- предложите малышу на скорость успеть открыть несколько бутылочек;
- положите в спичечные коробки различную мелочь (монету, кнопку, пуговицу и т.д.), в некоторые не кладите ничего и предложите малышу на скорость найти нужные предметы, открывая коробки.
- предложите малышу поиграть в ловлю мяча, который обязательно должен быть маленьким, чтобы при ловле не задействовались обе руки;
- бросайте мяч так, чтобы поймать его было не слишком легко, но и не слишком сложно, а также поощряйте каждый пойманный бросок жетоном, чтобы ребенок был максимально заинтересован и старался поймать его изо всех сил (в таких случаях скрытый левша инстинктивно проявляет себя).
Веселые игры и другие занятия помогут определить ведущую руку ребенка
предложите малышу убраться в комнате, помыть посуду и т.д.
дайте малышу лист бумаги, карандаши и попросите нарисовать что-нибудь, лучше всего, если вы не будете наблюдать за процессом и поторапливать его. Достаточно лишь проследить, какой ручкой малыш начал рисовать (если следить за ребенком во время процесса, он начнет нервничать, переживать и, возможно, стесняться, поэтому пристально наблюдать за его действиями не стоит). Когда ребенок закончит, предложите ему, чисто интереса ради, попробовать нарисовать что-нибудь другой рукой. Рисунок, выполненный рабочей рукой, будет значительно опрятней и аккуратней.
Во время выполнения малышом заданий, внимательно наблюдайте за его рабочей рукой (не исключено, что некоторые вещи ребенок может делать и правой, и левой), разумеется, одного проведения теста недостаточно, чтобы убедиться в праворукости или леворукости человека, поэтому постарайтесь проводить такие игры с малышом как можно чаще, а в идеале нужно каждый раз добавлять в тест что-то новое, либо менять порядок игр. Результаты лучше фиксировать.
Стоит ли переучивать леворуких детей?
Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.
Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.
Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.
Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей:
Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности
Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания
Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений)
С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.
Полезные рекомендации
Прежде всего, при общении с маленьким левшой не следует постоянно напоминать, что он «не такой, как все». Постоянный акцент на эту особенность, как и стремление переучить ребёнка, может снизить детскую самооценку и привести к неврозам.
Также следует выполнять другие общие рекомендации:
Откажитесь от идеи переучивания ребёнка и не разрешайте делать это педагогам. Перед учёбой обязательно пообщайтесь с учительницей, чтобы ввести её в курс дела и обговорить общие методы воспитания левши.
Если ребёнок-левша слишком эмоционально реагирует на различные раздражители, не нужно его ругать и наказывать за это. Из-за повышенной впечатлительности леворукие дети могут даже заплакать при просмотре мультика.
При развивающих занятиях с левшой обязательно применяйте различные схемы, изображения и прочие наглядные пособия
Это важно, поскольку такие дети мыслят целостными образами.
Поскольку у леворуких ребятишек хорошо развито воображение, смеяться над его выдумками не следует. Однако поощрять откровенную ложь также не стоит. Постарайтесь найти золотую середину.
Из-за особенностей нервной системы леворукие дети достаточно быстро утомляются
Вот почему все домашние занятия не должны длиться более 20 минут. Затем необходим перерыв, во время которого ребёнок восстановит силы и отдохнёт.
Для леворуких детей подойдут те виды физкультурных занятий, в которых одинаково действуют обе верхние конечности. Сюда можно отнести лыжные гонки, плавание, баскетбол. Для девочек будут полезны занятия по лепке, вязанию на спицах, игра на фортепиано.
Постарайтесь найти золотую середину.
Из-за особенностей нервной системы леворукие дети достаточно быстро утомляются. Вот почему все домашние занятия не должны длиться более 20 минут. Затем необходим перерыв, во время которого ребёнок восстановит силы и отдохнёт.
Для леворуких детей подойдут те виды физкультурных занятий, в которых одинаково действуют обе верхние конечности. Сюда можно отнести лыжные гонки, плавание, баскетбол. Для девочек будут полезны занятия по лепке, вязанию на спицах, игра на фортепиано.
Левшам, как и «обычным» детям, нужна родительская похвала. Вот почему психологи советуют поддерживать все детские таланты, помогать реализовывать задатки и способности, хвалить за каждую удачу.
Проблемы левшей
Большинство людей на Земле праворукие, и это сказывается на всей культуре — от приветствия правой рукой до правил дорожного движения и письма (хотя, как известно, есть исключения).
«Правостороннее» мышление отражено во многих языках, в том числе и в русском: слово «левый» часто используется в значениях «лишний», «неверный», «незаконный» (левая деталь, левый доход, пойти налево), в то время как «правый» ассоциируется с «истинным» и «верным» (правда, правильный, православие).
Впрочем, лингвистическая дискриминация — не самая большая проблема леворуких людей. Куда важнее трудности, которые они испытывают в быту и при обучении.
Чистописание. Начертание букв справа налево придумано не для левой руки. Левше очень трудно выводить буквы с наклоном вправо. А в процессе письма левая рука движется по только что написанному тексту, размазывая чернила. Кроме того, леворукие дети чаще, чем правши, пишут буквы не в ту сторону (R вместо Я, N вместо И). Всё это — причины «грязи в тетради», которую так ненавидят учителя.
Использование ножниц. Обычные ножницы заточены так, чтобы их было удобно держать в правой руке. В левой они часто «зажёвывают» материал (особенно плотный — текстиль или картон) или режут не по намеченной линии. Первый выход — найти удобные ножницы: существуют даже специальные модели для левшей. Второй — научиться резать правой.
Ориентация в пространстве. Даже взрослые левши нередко путают право и лево. Скорее всего, у этой проблемы социальные корни. Левше чаще приходится использовать правую руку, чем правше — левую. Открывать большинство дверей, держаться за поручень эскалатора, переключать передачи в машине. Роль ведущей руки смещается, и возникает лёгкая дезориентация. Вторая возможная причина связана с обучением. Взрослые обычно говорят: «правая рука — та, которой ты ешь». А потом вспоминают, что с их ребёнком эта аналогия не работает, и исправляются: «то есть та, которой ты НЕ ешь». Возникает путаница. Хорошо запомнить, где право, а где лево, помогают подвижные игры, например твистер.
Координация. Родители левшей периодически слышат от воспитателей в садике: «у него (неё) нарушена координация, он(а) не может правильно повторить движение — всё делает в другую сторону». И советуют обратиться к неврологу. Но координация здесь ни при чём: проблема снова в ориентации. Детям-левшам проще «отзеркалить» движение стоящего напротив, чем мысленно развернуть его и сделать в том же направлении. Решение простое: и учитель, и ученик, должны стоять напротив зеркала. Тогда ребёнок без труда сможет повторять за преподавателем.
Музицирование. Некоторые инструменты можно перестроить под левую руку (как делает это Пол Маккартни со своей гитарой), но лишь некоторые. Например, игра на клавишных всегда требует более сложных движений правой рукой. Это не значит, что левше закрыт путь в пианисты, — просто обучение потребует больше времени и терпения.
В ряде случаев ведущая левая рука или нога может быть преимуществом. Левшей очень ценят в спорте — за возможность делать нестандартные подачи, совершать хитрые отборы и наносить неожиданные удары. Хоккеист Евгений Малкин, теннисистка Мария Шарапова, боксёр Султан Ибрагимов и легенды футбола Пеле и Диего Марадона достигли успехов во многом благодаря левшеству. Ловкое владение левой рукой бывает незаменимо в прикладных профессиях: от реставратора до хирурга.
Тест — Как определить ребенка левшу
Оказывается, леворукость и левшество — не одно и то же.
Леворукость — это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки.
Если говорить языком нейропсихологов, леворукость — внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (навсегда или временно) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.
Левшество — проявление неизменного, устойчивого типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека.
Очень часто у детей леворукость оказывается временным признаком, который отражает всего лишь факт задержки формирования у ребенка межполушарных взаимоотношений. Со временем доминантность того или иного полушария мозга закрепиться, и ребенок окончательно определиться с рабочей рукой.
Родители наслышаны об особенностях развития левшей, об их талантливости в различных областях человеческой деятельности. И, пока ребенок мал, с волнением присматриваются, какой рукой ребенок действует чаще, кто же он — левша или правша? Как определить ребенка левшу?
Психологические особенности леворуких, праворуких детей и амбидекстров
Разные полушария мозга по-разному воспринимают информацию, что объясняет некоторые особенности и отличия в поведении праворуких и леворуких людей, а также амбидекстров.
Психологический портрет левшей, правшей, амбидекстров
- Правши — консервативны, принципиальны, последовательны, предсказуемы. Они отличаются эмоционально стабильным поведением, обладают аналитическим, абстрактным мышлением, практически никогда не спорят и не ссорятся, им свойственны точность и аккуратность.
- Левши — импульсивные, эмоциональные, упрямы и замкнуты, стремятся к переменам, прогрессу, плохо ориентируются в пространстве, обладают творческой натурой.
- Амбидекстр — универсален, интеллектуально развит, при хорошей интуиции имеет высокий творческий потенциал, мышление аналитическое со склонностью к гениальности, высоких результатов добивается во всем.
Дети амбидекстры и левши часто испытывают сложности в обучении, поэтому требуют особого внимания к себе. Воспитывать любого ребенка необходимо с учетом его особенностей. Однако, если у вас возникают сложности при воспитании леворуких детей и амбидекстров, то необходимо обратиться к психологу, который поможет раскрыть потенциал вашего чада.
Стоит ли переучивать левшей?
Раньше владение левой рукой считалось патологией, отклонением от нормы, поэтому детей переучивали в правшей. Это сопровождалось психологическими травмами у маленьких левшей, да и применяемые для переучивания методы не всегда можно было назвать гуманными. Сейчас психологи и педагоги не рекомендуют переучивать левшей на правшей, так как это может стать причиной тревожности, страхов, неврозов и протестов у ребенка. Вмешательство в природное распределение функций между полушариями способствует развитию у ребенка замкнутости, неловкости в движениях и заниженной самооценки.
Совет от специалиста
Педагогический и клинический психолог, психолог-психоаналитик Людмила Владимировна Алтыева (Санкт-Петербург) дает родителям левшей, правшей, амбидекстров следующий совет:
Заметить, что ребенок предпочитает пользоваться той или иной рукой, родители могут уже на самом раннем этапе. Так, младенец будет чаще манипулировать предметом ведущей рукой (сосать кулачок, хватать игрушку, бутылочку и т.п.). К 1,5 — 2 годам эта тенденция приобретает более постоянный характер. Например, ребенок берет ложку только правой или левой рукой. Именно в это время родители/воспитатели делают попытку приучить ребенка пользоваться «правильной» рукой. Однако основной помощью для малыша будет предложить ему самому определиться в этом вопросе — не вкладывать предмет в ручку, а положить его так, чтобы можно было взять его и той, и другой рукой. В детском саду/школе можно и нужно предупредить педагогов, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой. Сейчас педагоги относятся к таким детям с пониманием.
И, пожалуй, самое главное. Прочитав о психологическом портрете правшей, левшей и амбидекстров, нужно улыбнуться, принять к сведению и прийти к выводу, что интуиция, творческий потенциал и умение выстраивать отношения — это не только физиологическая данность, но и то, что можно и нужно активно развивать в ребенке.
Особенности обучения
Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов – слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.
При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они – страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.
Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам – нежеланию учиться, даже к неврозам.
Еще одна трудность левшей – это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.