Развитие ребенка по месяцам до 1 года: календарь, таблицы и этапы по ВОЗ

Развитие ребенка в 3 месяца

Трехмесячный малыш очень отличается от новорожденного крохи. Ребеночек окреп, подрос, активно общается с окружающими. У трехмесячного малыша много достижений:

  • он управляет ручками;
  • переворачивается со спины на бок;
  • поднимает голову и держится, опираясь на предплечья;
  • бывает бодрым около 2 часов подряд;
  • проявляет интерес к своему телу: изучает личико, рассматривает ножки;
  • познает мир на вкус;
  • узнает маму и папу;
  • при ощущении твердой поверхности, упирается в нее ножками.

На третьем месяце младенец прибавляет в весе и немного в росте. Вес ребенка увеличивается минимум на 800 г. Общая масса тела малыша может составлять в среднем около 7 кг. Рост ребенка увеличивается не столь стремительно – в период третьего месяца малыш прибавляет не более 2 см. Средние показатели величины трехмесячного крохи составляют около 60 см.

Трехмесячный малыш имеет более разнообразные реакции на окружающий мир: его обоняние обострилось, а чувства стали более ярко выраженными. Теперь плач малыша может означать не только голод, возмущение, но и реакцию на боль или обычную усталость.

В этот период ребенок также имеет целый ряд своих маленьких побед: его внимание привлекают яркие предметы и разные ситуации вокруг, в речи прослушивается все больше согласных звуков, общение с крохой становится более содержательным. Читайте полностью: Развитие ребенка по месяцам : Что умеет ребенок в 3 месяца

Читайте полностью: Развитие ребенка по месяцам : Что умеет ребенок в 3 месяца

Что должен уметь ребенок

Навыки и умения ребенка Крайний срок появления
Дети до года
Следит глазами за источником света (лампочкой или фонариком) 1 месяц
Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами 2 месяца
Удерживает головку в вертикальном положении, хотя бы 30 секунд 3 месяца
Улыбается в ответ на разговор и улыбку 3 месяца
Тянет руки к игрушке 4 месяца
Переворачивается со спины на живот 5 месяцев
Просится на руки к матери 6 месяцев
Стучит кубиком или игрушкой по поверхности 7 месяцев
Стоит несколько секунд при поддержке за руки 8 месяцев
Ползет вперед 9 месяцев
Сбрасывает игрушки со стола 10 месяцев
Стоит и передвигается, держась за опору 11 месяцев
Реагирует на свое имя 11 месяцев
Делает шаги, держась за руки взрослого 12 месяцев
Подает взрослому игрушки 12 месяцев
Дети старше года
Стоит сам, хотя бы 10 секунд 1 год 1 месяц
Говорит «мама», «папа» 1 год 3 месяца
Ходит свободно 1 год 4 месяца
Повторяет слова (или части слов) за взрослыми 1 год 4 месяца
Играет игрушками, мячиком, строит башню из трех кубиков 1 год 6 месяцев
Знает 6 слов, знает части тела 1 год 8 месяцев
Моет сам руки 2 года
Просит есть словами 2 года 5 месяцев
Может сам спуститься по лестнице 2 года 6 месяцев
Выкладывает кубики в одну линию 2 года 8 месяцев
Ест сам суп ложкой 2 года 9 месяцев
Говорит о себе «я», просится на горшок 2 года 10 месяцев
Может стоять на одной ноге без поддержки 3 года
Знает свое имя и фамилию 3 года 1 месяц

Указан возраст ребенка, по достижении которого стоит забеспокоиться, если малыш не умеет что-либо из описанных навыков, и проконсультироваться с педиатром. Некоторые способности напрямую связаны не только с воспитанием, но и состоянием здоровья ребенка.

Статьи раздела:

  • Неонатальный скрининг. Зачем у младенца берут кровь из пяточки?
  • Врожденная слезно-носовая непроходимость. Зондирование слезного канала и когда его нужно делать
  • Анна Кузнецова стала мамой седьмого малыша
  • Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться
  • Нужно ли давать младенцу плакать? Мнение британских ученых
  • Стихотворения для малыша: поздравления с рождением
  • Родимые пятна у новорожденных: как различаются и чем опасны?
  • «Смерть в колыбели». Синдром внезапной детской смерти
  • Милиумы (просянка) и с чем их можно перепутать
  • Подгузник, который умеет почти всё: новая разработка Pampers
  • «Неправильное» материнское поведение: в чем оно заключается?
  • Уход за младенцем в средние века: как это было?
  • Слинги и ношение в слинге
  • Краткий экскурс в слинговедение — основные особенности и виды слингов
  • Колики у младенцев. 100 дней плача!
  • Плюх-плюх ручками! Совместное купание мамы и ребенка
  • Почему младенцы икают?
  • Когда новорожденный должен начать сам держать головку
  • От 6 до 12 месяцев: как и во что играть с ребенком
  • Младенец от 4 до 6 месяцев: как развивать малыша до полугода
  • Красноярские врачи выхаживают малышку весом чуть более 500 граммов
  • Пять игр для младенцев 2-3 месяцев, в которых больше смысла, чем кажется
  • Первый месяц жизни: что должен уметь ребенок, а что – его родители
  • «Дети из пробирки» требуют особого ухода
  • Сколько денег «съедает» грудничок?
  • Шесть вопросов о прогулках с грудничком
  • В защиту пеленания: о развитии осязания у малыша
  • Новогодние пожелания: если бы малыши умели говорить
  • 7 советов папе: как подготовить дом к встрече мамы с малышом
  • Вес ребенка при рождении: нормы и отклонения
  • Самые маленькие: особенности развития недоношенных детей
  • Стремительное развитие. Ребенок до года
  • Как и зачем говорить с младенцем
  • Детский фольклор в русской традиции
  • Подборка колыбельных для детей — песни на ночь для малышей
  • Плавать раньше, чем ходить
  • Любит ли вас младенец?
  • Привет, зубастик! Когда появляются первые зубы
  • Младенец заснет, если…
  • Оставить малыша в покое?
  • Развивающие игры с пирамидкой
  • 5 развивающих игр с мячом для самых маленьких
  • Кубизм. Игры с кубиками
  • Игрушки своими руками. Подборка с форума
  • Игры с малышами: от рождения до года.
  • Что должен уметь ребенок. Сроки возникновения навыков
  • Недомогания младенца при прорезывании зубов
  • Как избежать колик, запоров и болей животика у новорожденного
  • Ох уж эти »писуночки»! Уход за половыми органами новорожденного мальчика
  • Гимнастические упражнения и массаж детей от 4 до 6 месяцев
  • Срыгивание у грудничков
  • Ароматерапия для самых маленьких
  • Уход за маленькой девочкой. Как подмывать девочку и что такое синехии
  • Правила ухода за новорожденным мальчиком
  • Развитие малышей на первом году жизни. Навыки сидения и хождения
  • Все о детском пупочке
  • Развитие малышей на первом году жизни. Ползание
  • Травмы у малышей
  • Сон малыша. Ответы врача-педиатра на вопросы родителей
  • Средства по уходу за малышами
  • Уход за новорожденным. Что понадобится маме
  • Радости и трудности первого года жизни малыша
  • Средства по уходу за малышом. Личный опыт
  • Приучение к горшку — личный опыт
  • Ритмы сна и кормления ребенка первого года жизни
  • Слингомания: за и против
  • Высаживание – это просто!
  • Какие мифы об уходе за малышами вводят нас в заблуждение?
  • Носить, нельзя откладывать
  • Место жительства – мамины руки.
  • Гимнастические упражнения и массаж детей от 9 до 12 месяцев
  • Гимнастические упражнения и массаж детей от 6 до 9 месяцев
  • Гимнастические упражнения и массаж детей от 3 до 4 месяцев
  • Длительность прогулок
  • Погодные условия для прогулок
  • Как защитить ребенка на прогулке?
  • Режим дня. Личный опыт
  • Подгузники из мха: инновация из глубины веков
  • Проблемы со сном
  • Внешность младенца — почему от выглядит так?
  • Процесс терморегуляции у малышей
  • «Памперсные» дела. Стул грудничка, варианты нормы и отклонения
  • Любимые заболевания новорожденного.
  • Маловесный и недоношенный ребенок. Особенности кормления грудью.
  • Правильное прикладывание ребенка к груди.
  • Почему плачет малыш? 8 причин плача новорожденного
  • Средства ухода за малышом
  • В контакте с ребёнком
  • Купание младенцев. Адаптационное купание
  • Потничка у малыша
  • Купание младенцев
  • Сон с малышом. Чтобы было удобно
  • Спать с малышом?
  • Чтобы первые дни материнства принесли радость
  • Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев
  • Дисплазия тазобедренных суставов
  • Каких врачей нужно пройти в первый год жизни и зачем
  • Прогулки с ребенком. Когда гулять? Что надевать? Опыт сибмам
  • Колики: пошаговая помощь малышу
  • Пустышка. Соска-пустышка и новорожденный
  • Соска-пустышка. Кому она нужна?
  • Быт с малышом
  • Пупочек младенца: форма, обработка, проблемы
  • Фэн-шуй для малыша
  • Как создать благоприятные условия для малыша?

От рождения до 3 месяцев

НОВОРОЖДЕННЫЙ

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

1 МЕСЯЦ

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь

Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы

Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!

С трех месяцев начинается активная социализация малыша — он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.

Двигательные навыки

  1. Малыш осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
  2. Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В положении «лежа на животе» малыш может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
  4. Если положить малыша на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.

Некоторые мамы, видя попытки крохи научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
  • заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
  • гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Физиологическое развитие

  1. Зрение. Зрение малыша совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
  2. Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
  3. Пищеварительная система. Кишечные колики в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
  4. Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.

Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца

Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.

  1. Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
  2. Если малыш остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
  3. Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
  4. Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
  5. Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.
  • Развитие ребенка по месяцам до года
  • Режим дня ребенка в 5 месяцев

Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

Скачок роста у грудничков по месяцам: календарь и таблица

Существуют критерии, которые позволяют отличить наступивший регресс от обычного сбоя в режиме.

Недоношенный младенец: развитие по месяцам

На медицинские критерии рождения, утвержденные Всемирной организацией здравоохранения, Россия перешла в 2012 году. Они определяются наличием у новорожденного следующих признаков: дыхания, сердцебиения, пульсации пуповины или произвольных движений мускулатуры.

Дети с массой тела 1000–1499 г и менее 1000 г наиболее подвержены риску развития различных заболеваний. Причем чем меньше срок беременности, тем выше риск того, что у малыша могут возникнуть сразу несколько проблем.

Чем раньше врачи смогут выявить возможные патологии и нарушения, тем быстрее можно будет начать адекватное лечение, облегчить адаптацию малыша к воздушной среде и предоставить ему максимально благоприятные возможности для развития.

  1. Юрьев В. В., Симаходский А. Ю., Воронович Н. Н., Хомич М. М. Закономерности физического развития детей. 2003.
  2. Дедов И. И., Тюльпаков А. Н., Петеркова В. А. Соматотропная недостаточность. М., 1998.
  3. Дедов И. И., Семичева Т. В., Петеркова В. А. Половое развитие детей: норма и патология. М., 2002.
  4. Оценка физического роста и развития детей и подростков. Под ред. проф. Филина В. А., доц. Верещагиной Т. Г. 2007 г.
  5. Логачева Г. С., Щедрина А. Г. Высокорослость как гигиеническая проблема. Новосибирск: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава. 2011.
  6. Аметов А. С., Доскин Е. В. Акромегалия и гигантизм. 2010.
  7. Эндокринология. Национальное руководство. Под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. 2011.
  8. Балаболкин М. И., Клебанов Е. М., Креминская В. М. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний. М., 2002.

Таблица веса и роста

Педиатр определяет длину и массу тела новорожденного, его психоэмоциональное состояние, наличие патологий внутренних органов и систем, измеряет окружность головы, груди. Эти данные позволяют сделать вывод о том, гармонично либо нет, развивается младенец.

Для новорожденных существует специальная таблица норм веса и роста. Именно на нее ориентируются доктора.

ПоказательПоловая принадлежностьНиже среднегоСреднийВыше среднего
Вес, кгмальчики3,3-3,64,0-4,75,1-5,4
девочки3,3-3,63,8-4,54,7-5,1
Рост, сммальчики49,5-51,252,7-55,656,5-57,3
девочки48,5-50,352,1-55,056,1-57,3

Также важным критерием оценки здоровья малыша является его прибавка в весе в первые 30 дней жизни. За месяц ребенок должен набрать минимум 600 г. В среднем прибавка составляет 800-1000 г.

Но прибавка в 200 г за 30 дней насторожит грамотного педиатра. Мальчик с первоначальной массой тела 4,3 кг должен в 1 месяц весить минимум 4,9 кг. Нормальный рост определяется качеством питания. За 30 дней новорожденный должен вырасти на 3 см.

Многое зависит от рациона ребенка, режима питания. Замечено, что дети, которые находятся на искусственном вскармливании, добавляют в массе больше.

Физиологические особенности грудничка на втором месяце жизни


На втором месяце жизни, малыш должен набрать в весе около 800 граммов. А вырасти малыш должен на 2-3 сантиметра. В общей сложности разница в весе при рождении должна составлять около 1400 граммов, а разница в росте – 6 см. Но эти показатели являются средними, ведь каждый ребенок индивидуален и может набрать как меньше, так и больше.

Новорожденный в 2 месяца уже начинает поднимать головку, если его положить на животик, и грудь, упираясь на ручки. Так укрепляются его мышцы. К этому времени исчезает рефлекс ползания, ручки свободны в движении. А вот ножки еще сжаты и согнуты в коленках (повышенный тонус), это говорит о наличии симптома Кернига (невозможность разгибания суставов нижних конечностей в то время, когда они согнуты в тазобедренном).

Слух. В 2 месяца ребенок уже способен узнавать и реагировать соответствующим образом на знакомые звуки: речь родителей, погремушку, музыкальную няню. Малыш вертит головкой, пытаясь понять, с какой стороны звук доносится. Развиваются глазные мышцы крохи, его взгляд становится сфокусированным. Он начинает различать формы, цвета, активно интересуется движущимися яркими предметами.

Зрение. Но внимательнее всего рассматривается им человеческое лицо. Лица родных становятся такими близкими, узнаваемыми. Дальность зрения малыша в 2 месяца составляет 40-50 см. Игрушки, подвешенные на этом расстоянии, попадают в его зрительное поле, и он уже будет пытаться схватить их ручкой. Но окончательно сформируется координация «глаз-рука» чуть позже, в течение 3-го месяца жизни.

Также формируется координация работы рук и зрения – когда ребенок видит какой-либо предмет, он не только смотрит на него, но и тянет к нему свои ручки. Он начинает следить за яркими движущимися предметами

Если во время кормления ему показать яркую игрушку, он переключит свое внимание на нее и перестать сосать грудь

Другими важными физиологическими особенностями развития грудничка в два месяца являются:

  • пищеварительная система уже практически налажена, за счет чего ребенка реже начинают беспокоить колики, вздутия и спазмы живота;
  • повышается иммунная система – организм малыша, столкнувшись с «незнакомыми» инфекциями, начинает активно вырабатывать специфические антитела;
  • центральная нервная система развита не до конца, поэтому в этом возрасте малыши склонны к генерализации болезненных процессов, которые могут протекать судорогами, менингоэнцефалитом или менингитом;
  • температура тела превышает температуру взрослого человека на 0,3 – 0,4 С;
  • снижается тонус рук;
  • формируется координация глаз – теперь малыш не только слышит звук, но и фокусирует свое зрение на предмете, который его издает.

Речь. На втором месяце жизни, ребенок начинает осознанно пробовать свои голосовые связки. Когда малыш сыт, но не спит, он может выдавать различные звуки: от «а-о», до «гу» и рокочущих гортанных раскатов. Конечно, это еще далеко не речь, но уже дополнительное средство общения. Продолжительность «гуления» и «лепета» грудничка зависит от его настроя, самочувствия и реакции взрослых. Если вы будете поддерживать его «начинания», разговаривая с ним на «его языке», обучая новым звукам, то ребенок радостно поддержит «диалог».

Сон. В этом возрасте сон крохи занимает уже меньше времени, нежели как на первом месяце его жизни. Дневной сон по своей продолжительности уменьшается, теперь малыш дважды спит по несколько часов, и несколько раз по несколько минут (от 5 до 20). Зато увеличивается время ночного сна до 12 часов, естественно, что кроха просыпается несколько раз, чтобы подкрепится, но потом легко засыпает, и чаще всего это возникает во время кормления.

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

Слушаем

Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.

Изображайте различные звуки голосом, пойте песни (и не только нежные колыбельные, но и громкие, веселые).

На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник

Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины)

Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).

Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).

Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.

Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!

Инесса Смык

Кризис ребенка в 2 года

Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.

Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.

Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.

Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.

Перед бурей

Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.          

Если истерика уже началась

Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.

Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.

Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.

Первый кризис — 5 неделя: печали и радости

На четвертой или пятой неделе в жизни крохи происходят очередные изменения, которые становятся причиной нового кризиса. Органы чувств активно развиваются – малыш сталкивается с чем-то новым и непонятным для себя. Ему страшно, он растерян, поэтому кричит и требует, чтобы все было так, как раньше.

Родителям нужно знать, что если на четвертой-пятой неделе малыш больше, чем обычно, требует грудь, то у него произошел первый скачок в развитии. Когда он ест грудное молоко, он чувствует себя защищенным.

Малыш в это время требует к себе повышенного внимания и ласки. Некоторые из матерей обращаются за помощью к специалистам по грудному вскармливанию, считая, что процесс нарушен. Они ошибочно предполагают, что у них не хватит молока, чтобы кормить ребенка так много в течение дня, и не понимают, что кризис скоро закончится, а их задача — продолжить грудное вскармливание.

Специалисты рекомендуют родителям в период кризисов малыша дарить ему больше телесного контакта, носить на руках. Для младенца в этот период важнее всего на свете чувствовать тепло мамы и ритм ее сердца.

Разница в развитии мальчиков и девочек

Мальчики и девочки по-разному развиваются как физически, так и социально-психологически. Формирование мозга тоже имеет отличия. Так, новорожденные девочки опережают развитие мальчиков на 3-4 недели.

Различия между младенцами:

  • развитие речи у девочек проходит раньше на 3-4 месяца;
  • мальчики начинают ходить позже на 1-3 месяца;
  • мальчики чаще рождаются с патологиями;
  • масса мозга девочек выше;
  • девочки ориентированы на стабильность, а мальчики – на вариативность;
  • игры мальчиков рассчитаны на дальнее зрение и большое пространство, девочек – на узкое пространство;
  • девочки более чувствительны к тактильным ощущениям, громким звукам, телесному дискомфорту;
  • у мальчиков лучше развито зрительное восприятие, а у девочек – слуховое.

Развитие ребенка по месяцам и его ориентировочные показатели (до года) представлены в таблице:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий