Резюме
Сколько бы ни было ребенку лет, родители и педагоги обязаны принять участие в коррекции его поведения. Симптомы невроза — это защитные проявления малыша, страдающего от психологического дискомфорта.
Воспитатели и учителя должны быть поставлены в известность о болезни ребенка. Эта мера необходима, чтобы избежать замечаний и одергиваний малыша. Ругать кроху за неконтролируемые движения крайне нежелательно. Нельзя насмехаться и подтрунивать над малышом. Это провоцирует еще больший психологический дискомфорт и вместе с другими причинами может привести к появлению новых симптомов невроза.
Народные методы против невроза
Важно знать, что самостоятельно лечить нервное расстройство можно только в том случае, если оно проявляется в легкой степени или находится в стадии излечения. Если вы решили избавиться от невроза в домашних условиях, то главной задачей для вас станет повышение настроения и создание стабильности психологического фона. Для этого необходимо пересмотреть свой распорядок дня и взять курс на активный и здоровый образ жизни
Для этого необходимо пересмотреть свой распорядок дня и взять курс на активный и здоровый образ жизни
Если вы решили избавиться от невроза в домашних условиях, то главной задачей для вас станет повышение настроения и создание стабильности психологического фона. Для этого необходимо пересмотреть свой распорядок дня и взять курс на активный и здоровый образ жизни.
Важно выработать для себя определенный режим дня, в котором достаточное время будет отводиться для сна – 8–9 часов в промежутке с 22.00 до утра.
Прогулки на свежем воздухе и умеренные физические нагрузки окажут вам сразу две услуги – помогут отвлечься от удручающих мыслей и будут способствовать более быстрому засыпанию.
Соблюдать хотя бы примитивные правила здорового питания. Отказаться от возбуждающих напитков и веществ – крепкого и зеленого чая, кофе, алкоголя, курения, психотические веществ, энергетических напитков. Не злоупотреблять острой, соленой, жареной пищей
Легкое и здоровое питание очищает организм и мысли.
Позволяйте себе расслабиться. Теплые ванны, ароматерапия, спа-процедуры, хорошая музыка отлично релаксируют и снимают напряжение.
Не злоупотреблять острой, соленой, жареной пищей. Легкое и здоровое питание очищает организм и мысли.
Позволяйте себе расслабиться. Теплые ванны, ароматерапия, спа-процедуры, хорошая музыка отлично релаксируют и снимают напряжение.
Отличное средство против тревоги и напряженности – травяные чаи и сборы. Они обладают легким седативным действием без побочных эффектов, а также приятным, восхитительным ароматом. Широко используют для приготовления таких напитков мяту, мелиссу, душицу, пустырник, жасмин и многие другие травы в различных комбинациях.
Неврозы – это многогранная группа психогенных расстройств, получившая широкое распространение. Ее симптомы поражают своим разнообразием и неуловимостью, ведь очень часто неврозы проявляются под видом других патологий. Но, несмотря на некоторые нюансы в диагностике, они прекрасно поддаются лечению, но в случае своевременного его проведения.
Автор статьи
Царенко Мария Арменовна
Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.
Врачебный стаж: 9 лет
Записаться на прием
Психотерапевтическое воздействие
Психотерапия является основным способом устранения симптомов невротических расстройств. Избавиться от навязчивых движений можно путем длительного анализа семейного быта в поисках причин внутренних конфликтов у малыша. Причиной появления заболевания может выступить строгое воспитание и жестокое обращение со стороны родителей. Нередко психологические проблемы в детском возрасте возникают по вине психотравмирующих факторов, оставляющих след в подсознании. Формированию болезни может способствовать генетическая предрасположенность, употребление алкоголя или наркотиков одним из родителей или открытый конфликт с окружающими.
Педагогическая запущенность, выражающаяся в виде отсутствия контроля над развитием малыша, является самой распространенной причиной появления данной патологии. По словам специалистов, внутрисемейные конфликты, связанные с нежеланием иметь ребенка или неприятием его пола, также могут вызвать психические нарушения.
Синдром навязчивости может быть симптоматикой какого-либо другого серьезного заболевания
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что существует множество различных факторов, которые могут выступить в качестве почвы для формирования болезни. В обязанности врача входит поиск причины появления болезни. Для этого, следует адекватно подойти к оценке каждого из участников семьи. Только взгляд со стороны может выявить недостатки в поведении родителей, которые стали причиной внутренних конфликтов у ребенка
Важно отметить, что у подростков наблюдаются проблемы в создании коммуникативной связи с психотерапевтом в виду особенностей пубертатного периода
В терапии данного личностного расстройства используется методика, построенная на играх. После того как психолог установит контакт с ребенком, моделируется ситуация, в которой есть третий участник (чаще всего мягкая игрушка). В моделируемых условиях, третий участник игры имеет проблемы, связанные с контролем своего тела. Задача врача воссоздать те признаки расстройства, что беспокоят малыша. Результатом подобных игр является полное раскрытие ребенка и обозначение внутренних конфликтов, которые выступают в роли причин двигательных нарушений.
Благодаря «пластичности» детской психики, специалист получает возможность разбирать в моделируемых ситуациях те моменты, что болезненны для ребенка. Перенос реальных событий в условия игрового мира позволяет врачу получить обширную информацию о внутреннем климате в семейных отношениях. Методика игры – один из самых легких способов узнать о проблемах, которые тревожат ребенка.
Также специалисты отмечают положительное влияние сеансов семейной психотерапии. В данном случае, каждый из членов семьи получает возможность ознакомиться с последствием собственных педагогических ошибок, которые отражаются на состоянии здоровья малыша. В этом примере, психолог выступает в роли «третьего лица», которое беспристрастно оценивает поведение взрослых.
В случае с детьми школьного возраста используются адаптивные практики, которые обучают ребенка созданию коммуникативных связей со сверстниками
Проработка проблем имеет особую важность в тех ситуациях, когда подросток занимает позицию жертвы. Поведенческий метод психотерапии помогает подросткам повысить собственную самооценку и успешно интегрироваться в социум
Метод эмотивного воображения, позволяющий представить себя в героическом образе, помогает взглянуть на имеющиеся проблемы под другим ракурсом. Эмотивный метод применяется в тех ситуациях, когда невроз навязчивых движений у детей сопровождается фобиями и паническими атаками.
Эффективное лечение навязчивых движений у ребенка проводится разными методами
Каке проходит диагностика и лечение детских неврозов
- Диагностируем болезнь. Проводим беседу с ребенком в игровой форме, наблюдаем за поведением, анализируем рисунки. Беседуем с родителями, узнаем об обстановке в семье, поведении ребенка.
- Обследуем родителей. Если нужно уточнить диагноз, отправляем на обследование родителей и родственников, чтобы выявить генетическую предрасположенность.
- Проводим психотерапию. Проводим индивидуальные консультации и семейную терапию. Подбираем рациональную терапию, арт-терапию, игровые, аутогенные тренинги и другие методы воздействия.
- Назначаем медикаментозное лечение. Назначаем общеукрепляющие и дегидратационные средства, ноотропы, препараты, снижающие астению.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство
Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле
Его самооценка занижена либо находится на нуле
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
На чем основана диагностика
Диагноз устанавливается невропатологом или врачом-психиатром. Специалист производит опрос и осмотр пациента, проводит психологическое обследование.
Очень важно в диагностировании невроза исключить соматические заболевания, ведь многие его симптомы схожи с проявлениями патологий внутренних органов. Для этого пациенту назначают ряд лабораторный и инструментальных обследований: УЗИ, рентген, КТ, МРТ, обследование сосудов, эзофагогастродуоденоскопию (ФГДС). После исключения подобных заболеваний, осуществляют дифференциальную диагностику с другими психическими недугами: психопатией, шизофренией, маниакально-депрессивным расстройством
Важным критерием оценки является осознание человеком своей болезни и стремление от нее избавиться
После исключения подобных заболеваний, осуществляют дифференциальную диагностику с другими психическими недугами: психопатией, шизофренией, маниакально-депрессивным расстройством. Важным критерием оценки является осознание человеком своей болезни и стремление от нее избавиться.
Причины развития
Навязчивость возникает под влиянием нескольких факторов и обычно носит полиэтиологический природу. Ключевыми из них считают следующие:
Причина | Описание |
Биологические | В группу таких причин относят перинатальные и постнатальные повреждения головного мозга. К таким причинам относится ранний и поздний токсикоз, гипоксия, наследственные болезни, тяжелые роды, недоношенность, энцефалопатия в раннем возрасте и так далее. |
Психологические | Развитию неврозов способствуют психологические травмы, сильные стрессы, высокая нагрузка и особенности характера ребенка. |
Социальные | Факторами риска часто служит проживание в неблагоприятных условиях, авторитарный тип воспитания, гипер- или гипоопека, которые могут стать причиной постоянного страха, конфликты в коллективе, случаи травли в школе или детском саду. |
Соматические | Нарушение могут вызвать и различные заболевания. Среди основных — аутоиммунные и нейродегенеративные заболевания, нарушения мозгового кровообращения, различные инфекции и психиатрические проблемы. |
Выявить конкретную причину, которая привела к неврозу навязчивых состояний у детей не всегда представляется возможным.
Пружинин Марк Юльевич
врач – педиатр
Компульсивные движения часто возникают на фоне резких перемен в жизни ребенка — завершения грудного вскармливания, начало обучения в школе или детском саду, экзамены в 9 и 11 классах. Предупредить их появление поможет работа с психологом, который обучит ребенка экологичным методам борьбы со стрессом.
Причины нервного тика
В зависимости от первоначального состояния нервной системы ребенка различают:
- первичные нервные тики;
- вторичные нервные тики.
Первичные нервные тики
идиопатическимрасстройства нервной системыПричинами первичных нервных тиков являются:
- Психоэмоциональное потрясение. Наиболее частая причина нервных тиков у детей. Возникновение тика может спровоцировать как острая психоэмоциональная травма (испуг, ссора с родителями), так и длительная неблагоприятная психологическая обстановка в семье (недостаток внимания к ребенку, чрезмерная требовательность и строгость в воспитании).
- Тик первого сентября. Примерно у 10% детей нервный тик дебютирует в первые дни посещения школы. Это связано с новой обстановкой, новыми знакомствами, определенными правилами и ограничениями, что является сильным эмоциональным потрясением для ребенка.
- Нарушение питания. Недостаток в организме кальция и магния, участвующих в мышечном сокращении, может вызвать судорожную активность мышц, в том числе и тики.
- Злоупотребление психостимуляторами. Чай, кофе, всевозможные энергетические напитки активируют центральную нервную систему, заставляя ее работать «на износ». При частом употреблении таких напитков происходит процесс нервного истощения, что проявляется повышенной раздражительностью, эмоциональной нестабильностью и, как следствие, нервными тиками.
- Переутомление. Хроническое недосыпание, длительное пребывание за компьютером, чтение книг при плохом освещении ведут к повышению активности различных зон головного мозга с вовлечением экстрапирамидных систем и развитием нервных тиков.
- Наследственная предрасположенность. Последние исследования указывают на то, что нервный тик передается по аутосомно-доминантному типу наследования (если у одного из родителей есть дефектный ген, то у него будет проявляться данное заболевание, а вероятность наследования его ребенком составляет 50%). Наличие генетической предрасположенности не обязательно приведет к развитию заболевания, но шанс возникновения нервного тика у таких детей больше, чем у детей без генетической предрасположенности.
По степени выраженности первичный нервный тик может быть:
- Локальным – вовлекается одна мышца/группа мышц, и данный тик доминирует на протяжении всего периода заболевания.
- Множественным – проявляется в нескольких группах мышц одновременно.
- Генерализованным (Синдром Туретта) – наследственное заболевание, характеризующееся генерализованными моторными тиками различных групп мышц в сочетании с вокальными тиками.
По длительности первичный нервный тик бывает:
- Транзиторным – длительностью от 2 недель до 1 года, после чего проходит бесследно. Через определенное время тик может возобновиться. Транзиторные тики могут быть локальными или множественными, моторными и вокальными.
- Хроническим – длительностью более 1 года. Может быть как локальным, так и множественным. В течение болезни могут исчезать тики в одних группах мышц и появляться в других, однако полной ремиссии не наступает.
Вторичные нервные тики
Факторами, способствующими возникновению нервных тиков, являются:
- врожденные заболевания нервной системы;
- черепно-мозговая травма, в том числе и врожденная;
- энцефалит – инфекционно-воспалительное заболевание головного мозга;
- генерализованные инфекции – вирус герпеса, цитомегаловирус, стрептококк;
- интоксикация угарным газом, опиатами;
- опухоли головного мозга;
- некоторые медикаменты – антипсихотические препараты, антидепрессанты, противосудорожные, стимуляторы центральной нервной системы (кофеин);
- невралгия тройничного нерва – гиперчувствительность кожи лица, проявляющаяся болью при любых прикосновениях к лицевой области;
- наследственные заболевания – хорея Гентингтона, торсионная дистония.
Изменения в организме ребенка при нервном тике
Головной мозгНервные волокнаМышечные волокнаАТФдлительное, непроизвольное, часто болезненное сокращение мышцыПсихоэмоциональное состояние ребенка хотя до этого, возможно, не придавал ему никакого значения
Причины возникновения нервного тика
Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.
Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:
- приобретаются новые навыки;
- изменяется поведение ребенка;
- происходит становление личностных характеристик.
Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:
- Хронической внутриутробной гипоксии:
- значительная фетоплацентарная недостаточность;
- заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
- воздействие других факторов.
- Внутриутробных инфекций:
- токсоплазмоз;
- цитомегаловирус;
- краснуха;
- гепатит;
- хламидиоз;
- герпетическая инфекция.
- Острой гипоксии в родах:
- преждевременная отслойка плаценты;
- асфиксия и дистресс плода в родах.
- Родовых травм.
- Приема определенных групп лекарственных препаратов матерью в период беременности.
- Назначения лекарств новорожденному после рождения.
- Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.
Но сейчас специалисты не могут четко определить границы возрастных кризисов – в современном обществе кризисы самостоятельности наступают ранее и уточнить рамки возникновения тиков невозможно.
На сегодняшний день четко определить конкретные события, которые стали причиной появления тика сложно.
В большинстве случаев данная патология обычно провоцируется комплексом причин, к которым относятся:
- наследственная предрасположенность;
- поведение родителей;
- острый стресс.
Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).
Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников. Неблагополучное соотношение коммуникаций в семье (речевых и неречевых) – как окрики и одергивания, так и атмосфера вседозволенности способствует возникновению аномалий поведения и характера, и часто приводят к сдерживанию свободной физиологической активности малыша или инфантилизм.
Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.
Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.
Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.
А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:
- острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
- неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
- отрицательная атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
- постоянное переутомление;
- большое количество информации;
- постоянный шум или другие раздражители;
- психологическая травма у ребенка;
- слишком высокие требования к ребенку
- постоянные ссоры родителей, развод;
- частые соматические болезни.
- длительные ЛОР — заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).
Виды невротического расстройства
Все неврозы проходят в своем развитии 3 стадии. Первая из них длится 1 месяц и характеризуется острой психической травмой. Если ее последствия не были вовремя замечены, то происходит развитие процесса, появление определенных реакций и осознание своего «ненормального» состояния. Когда расстройство длится от полугода до 2 лет, говорят о второй его стадии.
Если на первых двух стадиях болезнь не искореняется, она переходит в статус хронического расстройства со стойкими изменениями структуры личности.
Существует три самых распространенных вида невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия.
Главные симптомы неврастении – истощение и повышенная утомляемость на фоне раздражительности и гипервозбудимости. Могут также присоединиться и другие симптомы: повышенная чувствительность к яркому свету, температурным скачкам, громким разговорам. Появляются и вегетативные расстройства: тахикардия, повышенная потливость, головные боли. Больному сложно сосредоточиться, настроиться на какую-либо деятельность.
Истерия – это разновидность невроза, которую прозвали великой симулянткой за разнообразие ее симптомов. Способствует ее развитию истерический тип характера.
Среди проявлений болезни выделяют приступы удушья, рыдания или смеха. Она может маскироваться под гипертонический или сердечный криз. Наблюдается временная обездвиженность и потеря чувствительности в конечностях. Редко проявляются невротическая глухота, слепота.
Наверное, самым известным симптомом расстройства является приступ истерии. При нем человек падает в обморок, но, удивительно, очень удачно. Возможно появление, похожих на судорожные, припадков. Больные размахивают руками, «убиваются» страданиями, их тело выгибается в дугу. Такой приступ носит демонстративный характер. Чаще им подвержены женщины.
Несмотря на удручающие, мучительные симптомы, больные не стремятся избавиться от этого состояния. Наоборот, они искусно им манипулируют. При любых претензиях к ним они ссылаются на свою «тяжелую» болезнь. Как правило, такие личности демонстративны и эгоцентричны.
Осторожно: истерия может быть заразна! Это доказал случай в одной из школ Танганьики. Три девочки смеялись так заразительно, что их смех подхватили 95 учеников. Максимальная продолжительность приступа составила 16 дней
Эту школу закрыли, но эстафету переняли еще 14 школ. Всего истерическому припадку подверглось около тысячи учащихся. Возможной причиной истерии у девочек считают плохие жилищные условия общежития, в котором они проживали, и невозможность предъявить на это претензии
Максимальная продолжительность приступа составила 16 дней. Эту школу закрыли, но эстафету переняли еще 14 школ. Всего истерическому припадку подверглось около тысячи учащихся. Возможной причиной истерии у девочек считают плохие жилищные условия общежития, в котором они проживали, и невозможность предъявить на это претензии.
Невроз навязчивых состояний – еще одна форма заболевания, при которой определенные мысли, действия, страхи становятся настолько навязчивыми, что человек воспринимает их болезненно, они мешают привычному для него укладу жизни.
Среди часто встречаемых фобий – страх смерти, смертельного заболевания, высоты, замкнутого пространства и другое.
Страхи способны спровоцировать и навязчивые действия. Так, индивиды стремятся постоянно мыть руки, чтобы «не подхватить какую-нибудь заразу», дезинфицируют все вокруг, избегают общественных мест.
Компульсии могут возникать и сами по себе. Например, появляется безудержное желание ругаться матом или сделать что-то противозаконное.
Известный изобретатель Никола Тесла страдал неврозом навязчивых состояний. Его мания доходила до того, что он мог считать шаги, чашки кофе или кусочки пищи. Он панически боялся микробов, из-за чего в отеле требовал менять полотенца до 18 раз в день, а в ресторане, если на стол садилась муха, требовал его пересервировать. Номер же в отеле обязательно должен был быть кратным трем.
Получено 3 совета от психологов
7
Хороший ответ
Как побороть у ребенка, ему 7 лет, психосоматическую рвоту? (2 ответа)
– когда возникают проблемы у маленьких детей, то в первую очередь, это симптом семейных проблем. Какие отношения у ребенка с отцом, если у него такие реакции на его слова?
Матвеев Валерий Анатольевич Гипноз Самогипноз Психолог Тольятти
5
Хороший ответ
Как узнать причину навязчивого движения у ребенка трех лет (2 ответа)
Вероника, добрый день!
Судя по всему, Ваш ребенок чувствительный, такова особенность его нервной системы. Такие дети остро реагируют как на физическую, так и эмоциональную перегрузку. Это выражается в том числе и в сильной эмоциональности ребенка, появлении повышенной тревожности, он становится более капризным, начинает часто плакать, у него появляются различные страхи. Эти дети быстро возбуждаются, им трудно контролировать свои эмоции и действия, это часто приводит к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.
Если во время не обратить внимание, не задуматься, что происходит с ребенком, не понять, что является «запускающим фактором» изменения состояния ребенка (какие события, изменение условий жизни и т.д.) – начинает реагировать тело. У ребенка начинаются тики, заикание, энурез, навязчивые движения
Если не убирать «запускающий фактор», симптомы начинают «гулять» по телу – прошли тики, появляется энурез, прошел энурез, появляются навязчивые движения и так по кругу. Даже если достигнута ремиссия, в случае эмоциональной или физической перегрузки симптомы могут появляться вновь и вновь. До тех пор, пока не разрешится сама проблема.
Очень правильным в этом случае – обращаться к специалистам.
Это может быть детский психолог, который будет работать непосредственно с ребенком, чтобы снизить у него уровень внутреннего напряжения, и попутно с этим работать с родителями, давая им рекомендации, как что они могут сделать для улучшения состояния ребенка. Как правило, это советы по изменению стиля воспитания, детско-родительских отношений, условий жизни ребенка.
Это может быть системный семейный психолог в Домодедово, он работает с семьей, чтобы помочь понять, какие особенности данной семьи провоцируют и стимулируют такие проявления у ребенка.
Это может быть альянс работы психологов – детского и семейного (либо личная терапия взрослых)
Если ребенку необходимы личные встречи с детским психологом, то взрослые могут работать с психологом в он-лайн режиме.
Вероника, эта работа – не на 3-4 встречи, так как изменения в состоянии ребенка наблюдаются уже несколько лет.
Но если Вы серьезно настроитесь на помощь своему ребенку, ВСЕ РЕШАЕТСЯ!
Сергеева Наталья Валентиновна, психолог Домодедово
2
Хороший ответ
2