Задержка психического развития (ЗПР) у детей: симптомы, коррекционные занятия

Классификация ЗПР: виды, причины

Так как задержка психического развития общее понятие совокупности расстройств и нарушений психики, то в начале 21 века это понятие стали применять для общей характеристики данных заболеваний у детей без учёта этиологии, патогенеза. Существует 4 синдрома, которые ложатся в основу возникновения задержки психического развития:

  1. Синдром психического инфантилизма. Этот синдром практически невозможно определить на раннем этапе развития. Для этого синдрома характерно сохранение чрезмерной детскости, «равномерное» отставание эмоциональной сферы. Малыш с таким синдромом является неусидчивым, предпочитает игровую деятельность, а интеллектуальную не воспринимает вообще. Он не понимает основных школьных правил, не может быть дисциплинированным. Всё это приводит к дезадаптации школьника. У взрослых этот синдром выявляют при диагностике психических заболеваний. Патогенезом принято считать нехватку кислорода во время вынашивания плода, родовые травмы, генетический аспект.
  2. Церебрастенический синдром. Для этой группы расстройств характерна повышенная утомляемость, сонливость, отсутствие концентрации внимания, раздражительность, головные боли. Причинами такого синдрома могут быть инфекции во время беременности, роды с осложнениями, менингит, энцефалит, а также другие нейроинфекции, стресс, травмы мозга. Патогенезом является нехватка кислорода, сниженная скорость передачи импульсов нервной системы, изменения мозговой активности.
  3. Гипердинамический синдром проявляется в виде речевого нарушения, чрезмерной активности, отставания по школьным предметам.
  4. Психоорганический синдром характеризуется проблемами памяти, малой интеллектуальностью, синдромом хронической усталости, характерно чрезмерное проявление эмоций и чувств, неумение их скрывать. Это может быть связанно с поражением центральной нервной системы, нарушениями и заболеваниями головного мозга, токсикоманией.

Существует также большое количество причин для приостановки психического развития, которые могут провоцировать развитие всех основных синдромов. Самыми распространенными причинами ЗПР являются:

  1. Нехватка кислорода у матери при вынашивании беременности. Недостаток кислорода ведет к нарушению в работе головного мозга и развитию ЗПР в дальнейшем.
  2. Ранние роды или роды с осложнениями.
  3. Повышенное внутричерепное давление, вследствие чего затормаживается активность лобных долей головного мозга, которые связаны с правильным формированием психики и логическим мышлением.
  4. Тератогенное воздействие этилового спирта на организм малыша. Развивается у детей, матери которых страдают хроническим алкоголизмом. Плод в утробе получает огромные дозы этилового спирта, что непосредственно влияет на его дальнейшее развитие.
  5. Ядерная желтуха. У новорожденных вследствие действия высокой концентрации билирубина появляется мышечный гипертонус, а также судорожный синдром, приступы апноэ (остановка дыхания).
  6. Соматические заболевания у новорождённых или детей в раннем возрасте. Также на задержку в развитии может повлиять рахит в раннем возрасте, грипп и различные нейроинфекции (локализация в центральной нервной системе).
  7. Отмечается наследственная передача заболевания в некоторых семьях.
  8. Социальные факторы. Главной причиной задержки психологи считают гиперопеку и нехватку коммуникаций со своими сверстниками.
  9. Возможными причинами можно выделить черепно-мозговую травму в младенчестве, долговременный наркоз, прививку и другое. Нельзя точно определить, повлияли ли эти факторы на появление ЗПР.

Типы нарушений психического развития по Певзнер и Власовой

На постсоветском пространстве применяется классификация ЗПР по Певзнер и Власовой. Выделяют две формы:

  1. Ничем не осложненный инфантилизм.
  2. «Вторичная» задержка, связанная с истощением психических функций.

Классификация В. В. Лебединского

На базе предыдущей классификации Лебединский В.В расширил её, создав более точную и подробную версию:

  1. Инфантилизм, не осложнен нарушением психики. Внешне и внутренне такие дети выглядят младше, чем есть. Характер конституциональный.
  2. Задержка психического развития вследствие тяжелого для организма состояния. Например, наркоз, хроническая усталость, сердечные заболевания. Характер соматогенный.
  3. Отставание в связи с неправильной структурой воспитания индивидуума. Развивается у сирот (беспризорность), если есть излишняя опека, или воспитание, порождающее неврозы (агрессия, ненависть внутри семьи, насилие и т.д.).
  4. Задержка, вызванная незначительными поражениями головного мозга. Церебральный – мозговой, органический – внутренний.

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами. Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье

Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР  — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР  — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Дети с ЗПР: кто они?

Условно причины появления ЗПР можно разделить на 2 группы:

Развитие патологии по причине воздействия социальных и педагогических факторов. Такие дети классифицируются, как педагогически запущенные. Также в данной категории важную роль отводят и наследственной предрасположенности: антисоциальные родители = дети с ЗПР.
Развитие патологии связано с органическими повреждениями мозга в перинатальном и постнатальном периоде

В процессе диагностики важно учитывать все факторы для возможности подобрать комплексную помощь.

Причинами развития патологии могут быть:

  • частые волнения и стрессы мамы в период беременности;
  • вредные привычки матери (курение алкоголь при беременности);
  • хронические заболевания матери;
  • токсоплазмоз;
  • гипоксия мозга в утробе матери или при родах;
  • тяжелое протекание беременности;
  • генетические нарушения.

Классификации

Классификация Певзнер и Власовой

М. С. Певзнер — дефектолог, психиатр, психолог, кандидат медицинских и доктор педагогических наук. Профессор. Т. А. Власова — психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик. Года: 1972-1973.

Неосложнённый психофизический и психический инфантилизм

Эмоционально-волевая сфера соответствует развитию младшего возраста. Игровая деятельность преобладает над познавательной. Отсюда — невнимательность и проблемы в обучении.

Вторичная ЗПР

Истощаемость психических функций вызвана различными биологическими факторами, имевшими место во время беременности или на первом году жизни малыша.

Классификация Лебединской

К. С. Лебединская — детский психиатр и дефектолог. Год: 1982. Основа — классификация Певзнер и Власовой, дополненная и расширенная.

Конституциональная ЗПР

Соответствует неосложнённому психическому и психофизическому инфантилизму по классификации Певзнер и Власовой. Такие дети проявляют яркие, но поверхностные и неустойчивые эмоции. У них всегда повышенное настроение, они посредственны и наивны. Отличаются грацильностью — инфантильным типом телосложения. ЗПР обусловлена наследственными факторами и осложнениями во время беременности.

Соматогенная ЗПР

Во-первых, возникает на фоне заболеваний, перенесённых малышом на первом году жизни. Во-вторых, осложняется невротическими отклонениями. Такие дети не уверены в себе, пугливы, капризны, ощущают свою физическую неполноценность. Всё это в итоге приводит к соматогенному инфантилизму — задержке эмоционального развития.

Психогенная ЗПР

Основная причина — неблагоприятные условия воспитания, начиная с самого раннего возраста и длительно действующие.

Церебрально-органическая ЗПР

Самый распространённый вид ЗПР. И. Ф. Марковская (кандидат психологических наук, доцент) выделяет внутри этой группы ещё одну миниклассификацию (1983).

1. Психическая неустойчивость. Проявляется в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, грубости и конфликтности. Но эмоции у таких деток кратковременные, поэтому уже через минуту они будут играть с теми, с кем только что ссорились или даже дрались.

2. Психическая тормозивность. Такие детки несамостоятельны, нерешительны, робки, медлительны, слишком привязаны к родителям. Не участвуют в совместных подвижных играх с другими, быстро теряются и плачут, когда от них что-то требуют.

Классификация Ковалёва

В. В. Ковалёв — психолог, психотерапевт. Год — 1979.

Это классификация ЗПР, обусловленных биологическими факторами:

  • дизонтогенетическая — психический инфантилизм;
  • энцефалопатическая — органические поражения нервной системы;
  • вторичная на фоне сенсорных дефектов — нарушения зрения и слуха;
  • социальнодепривационная — госпитализм.

На сегодняшний день на практике наиболее активно применяется классификация Лебединской. Хотя ей скоро будет уже 40 лет. В связи с новыми стандартами обучения и изменившимися реалиями современной жизни специалисты уже давно говорят о необходимости создания более актуальной типологии ЗПР.

Задержка психического развития – классификация

Попытки классифицировать разнообразную группу ЗПР ведутся достаточно давно, как у нас, так и за рубежом. Наиболее полную классификацию предложил В.В.Ковалев, он дифференцировал состояния при ЗПР по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям. Именно эту классификацию, мы и приведем в нашей статье. Итак, по Ковалеву, существуют четыре типа ЗПР: 

Дизонтогенетическая ЗПР (при психическом инфантилизме) – центрально-нервная система созревает медленно, поведение ребенка не соответствует возрасту, присутствует непосредственность, эмоциональная лабильность, неспособность концентрировать внимание, плохо работает память. 

Энцефалопатическая ЗПР (при поражениях центрально-нервной системы) – запаздывает развитие школьных навыков, могут быть нарушены функции коры головного мозга, ребенок может страдать от детского церебрального паралича, от недоразвития речи (синдром алалии). 

Вторичная ЗПР (при сенсорных нарушениях) – может развиваться при нарушениях слуха, зрения, речи, сочетанной сенсорной депривации. 

ЗПР, вызванная социальной депривацией – детей, страдающих от ЗПР этого вида, можно называть «педагогически запущенными». Причиной здесь могут быть дефицит внимания со стороны семьи, дефекты воспитания и т

д. 

Есть и другие классификации отечественных специалистов. Например, классификация Г.Е. Сухаревой (выделено пять групп ЗПР), классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (выделено две группы ЗПР), С.С. Мнухина (выделено две группы ЗПР) и многие другие. 

Следует отметить, что в Международной классификации болезней, такого диагноза, как ЗПР, нет. В международном медицинском сообществе те классификации, которые есть на данный момент, не учитывают всех психопатологических особенностей детского возраста, поэтому использоваться для работы не могут. В США, например, есть Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве. В ее основе лежит огромная база собранных данных – конкретные случаи, которые оценивались экспертами. 

Виды ЗПР

Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:

  • Конституциональная. Определяется наследственностью.
  • Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на
    мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая
    астения и др.
  • Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в
    неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской
    любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  • Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в
    развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,
    вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые
    травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и
симптоматикой и курсом лечения.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако
затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают
полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего
мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала
детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые
посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях
переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и
дефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,
слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной
активностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается
образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое
мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,
сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать
выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих
звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью
произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного
высказывания, речевой инактивностью.

Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,
полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой
настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут
отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся
контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и
стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто
— гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений
возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно

Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года

Симптомы ЗПРР

Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.

До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития. А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр

врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР

А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.

Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями. Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов. Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).

Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:

  • ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
  • присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
  • негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
  • использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
  • нарушения сенсорной обработки;
  • повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
  • психомоторная возбудимость, тики, заикание;
  • протестные формы поведения.

В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.

Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Виды ЗПР

В зависимости от причин возникновения и характера симптомов выделяют следующие виды задержки психического развития у детей:

  1. ЗПР у детей конституционального типа. Происхождение этого вида ЗПР обусловлено генетической предрасположенностью. Эмоциональная сфера не соответствует возрасту. Маленькие пациенты имеют ярко выраженные инфальтивные черты, наивны, несамостоятельны, некритичны к своему поведению, очень привязаны к родителям. Преобладают игровые интересы, малыши отстают в познавательной деятельности.
  2. ЗПР у детей соматогенного типа. Развивается из-за тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем детском возрасте. Малыши много времени проводят в больницах, подвержены гиперопеке со стороны взрослых. К характеристикам таких детей относят дефицит внимания, быструю утомляемость, отсутствие стремления принимать самостоятельные решения, изучать окружающий мир, общаться с людьми.
  3. ЗПР у детей психогенного типа. Наблюдается на фоне неблагоприятных условий проживания, в которых воспитывается малыш. К симптомам и признакам этого типа ЗПР относят психическую неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства ответственности. В условиях гиперопеки ребенок неспособен к волевым усилиям, самостоятельности, преодолению трудностей. При авторитарном воспитании формируется невротический тип личности, малыш боязлив и робок.
  4. ЗПР у детей церебрально-астенического типа. Возникновение ЗПР этого генеза связано с органическим дефектом в любом из центров головного мозга. Отставание в психическом развитии ребенка проявляется скудным воображением, отсутствием живых эмоций, интереса к происходящему, повышенной внушаемостью и нарушением познавательной деятельности.

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

Что это такое

ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе

Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.

Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Широко использовался в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе. Однако в конце 90-х годов XX века был признан слишком обобщённым и уже устаревшим, поэтому подняли вопрос о его замене. В 1997 году данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава. На смену пришли новые понятия, соответствующие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10. К ним относятся всевозможные расстройства психологического развития (но уже не ЗПР):

  • расстройства экспрессивной и рецептивной речи;
  • гиперкинетические расстройства;
  • дислексия;
  • дискалькулия;
  • диспраксия;
  • дисграфия;
  • расстройства поведения;
  • фобии;
  • тики;
  • энурез;
  • энкопрез;
  • заикание.

С 1997 года термин не применим в качестве медицинского диагноза и не противопоставляется психическим расстройствам. Однако данное понятие продолжает широко использоваться в русскоязычной психолого-педагогической литературе и российских образовательных учреждениях.

Признаки ЗПР у детей

Как проявляется ЗПР в раннем возрасте? У малыша до 3-х лет можно заподозрить задержку психологического развития на основании ряда признаков. У детей наблюдают отставание в формировании речи, они позже других начинают гулить, лепетать.  У них не вызывают интерес игры по возрасту, прослушивание сказок, стихов, просмотр мультиков

Внимание концентрируют на очень короткое время. Проблемы с моторикой могут проявляться поздним началом ползания, ходьбы, прыжков и бега

Малыши эмоционально лабильны, нередко раздражительны, капризны, плаксивы, плохо идут на контакт с окружающими. Они не могут выполнять просьбы, состоящие из нескольких действий, например, пойти в другую комнату, открыть шкаф и взять определенный предмет.

Однако основные симптомы ЗПР проявляются трудностями в обучении у детей в более старшем возрасте. К особенностям развития детей с ЗПР после 4 лет можно отнести следующие нарушения:

Внимание — кратковременное, поверхностное, при обучении ребенок постоянно отвлекается, не может выполнять несколько задач одновременно.
Восприятие — возникают сложности при формировании мыслительных образов, поэтому в процессе обучения лучше использовать наглядные пособия, могут появиться трудности с ориентацией в пространстве, с узнаванием предметов в незнакомой обстановке.
Память — избирательна, мозаична, зрительные образы запоминаются гораздо лучше, чем слуховые.
Мышление — при ЗПР наблюдаются сложности со сравнением, логикой, анализом и обобщением фактов.
Моторика — характерна неуклюжесть, маленькие пациенты испытывают трудности с координацией движений, часто выявляют тики и гиперкинезы.
Речь — задержка психоречевого развития проявляется искажением произношения звуков, снижением словарного запаса, речь простая, с множеством грамматических и лексических ошибок.
Эмоциональная сфера — выявляется склонность к частой смене настроения, иногда дети агрессивны, конфликтны, тревожны, часто безинициативны, легко внушаемы.

ЗПР у подростков имеет те же клинические проявления, что и у детей начального школьного возраста. Для подросткового периода чаще применяют термин конституциональный инфальтилизм или другие адекватные формулировки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий