Общие рекомендации при лечении заикания у подростков
Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.
Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.
После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:
- невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
- оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
- психолог работает с личностными нарушениями.
При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.
После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.
Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.
Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.
Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать
Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома
Хирургическое лечение
В особых ситуациях оториноларинголог может назначить аденотомию — операцию по удалению вегетаций. Существует ряд показаний к аденотомии:
- когда не удается эффективно лечить ребенка консервативными способами;
- невозможность полноценно дышать носом приводит к частым болезням: ангина, фарингит и т.д.
- повторяющиеся воспаления в ушах;
- ребенок храпит, возникают остановки дыхания во сне (апноэ).
Вмешательство противопоказано при болезнях крови, в период обострения инфекционных заболеваний и детям младше двух лет.
Перед аденотомией нужно убрать воспаление, вылечив аденоидные вегетации. Сама операция длится всего 15-20 минут и проходит под местным наркозом. Пациент во время манипуляции располагается в кресле, немного запрокинув голову, а ЛОР-врач с помощью особого инструмента — аденотома — захватывает ткань вегетаций и отрезает ее резким движением руки. После манипуляции возможно небольшое кровотечение. Если операция прошла успешно и осложнений не выявлено, пациента отпускают домой.
Альтернатива стандартной операции, более современное вмешательство, – эндоскопическая аденотомия. Проводится с помощью эндоскопа. Этот способ значительно увеличивает процент проведенных операций без осложнений.
После вмешательства нужно сутки соблюдать постельный режим и пару недель ограничить себя в физических нагрузках и активности. Следует уменьшить время нахождения на солнце, противопоказаны горячие ванны. Оториноларинголог посоветует курс дыхательной гимнастики, который непременно поможет пациенту восстановиться и вернуться к нормальному образу жизни.
Профилактика заикания
Грамотная тактика со стороны родителей позволят предотвратить прогрессирование заикания и предупредить его повторное появление.
Эффективны следующие меры:
- отказ от строгих воспитательных методов, особенно — физического наказания;
- работа над отношениями с ребенком — они должны быть доверительными, уважительными, малыш должен знать, что его всегда поймут и примут;
- ограничение времени пользования гаджетами, компьютером, просмотра телевизора;
- запрет на жестокие и агрессивные компьютерные игры;
- отказ от принуждения к чтению, заучиванию стихов — эти занятия приносят пользу, если только ребенок занимается ими с желанием;
- отказ от публичных выступлений на утренниках, перед коллективом в детском садике или в школе;
- если ребенок начинает беспокоиться и запинается, отвлеките его — попросите принести что-нибудь, предложить ему фрукт;
- ограничение продуктов, возбуждающих нервную систему — шоколад, какао, чай, особенно в вечернее время.
Главное в вашей ситуации — внутреннее и внешнее спокойствие. Пусть малыш знает, что мама рядом, что любит его и заботится о нем. Он должен чувствовать вашу уверенность и веру в него. Так он будет более расслабленным, будет охотнее выполнять все задания, а это именно то, что нам нужно.
Не зацикливайтесь на его состоянии, не водите его бесконечно по врачам. Ребенку будет полезнее расти в спокойной атмосфере доверия, любви и заботы
Акцентируйте свое внимание и внимание малыша на успехах, на его достижениях. В таких условиях вы быстрее и легче победите невротическое заикание, а ваш малыш порадует вас правильной речью без признаков запинки
Что могут сделать родители для лечения заикания у ребенка в домашних условиях?
После постановки точного диагноза и полного обследования у специалистов, а также в комплексе уже выработанной врачами терапии (и только в комплексе!), родители могут использовать следующие методы и способы, чтобы помочь своему ребенку:
- Проанализируйте ситуацию и найдите причины стрессового состояния ребенка. Начните с себя! Часто причиной стресса становятся родительские крики, семейные ссоры, жесткое отношение и проч. Займитесь атмосферой в доме – она должна быть комфортной для ребенка.
- Устраняйте факторы, провоцирующие испуг у ребенка: страшилки в мультфильмах и кино, рассказы «про страшную черную комнату», громкая музыка и толпы людей, излишняя публичность и проч. Скорректируйте круг общения малыша на время основного лечения.
- Вовремя выявляйте внутренние страхи чада. Он может бояться пауков, пчел, привидений, чудовища в шкафу, соседской собаки и даже самих соседей, темноты и лифтов, и проч. Страх разбираем на составляющие вместе с ребенком и ищем способы избавления, соответственно возрасту ребенка.
- Любите ребенка. Речь не о дорогих подарках, а о внимании. Любить чадо – это уметь выслушать и понять, поддержать, участвовать в его жизни, выполнять обещания, уметь просить прощение, позволять ребенку самостоятельно делать выбор, и проч.
- Контролируем дыхание. Учите чадо говорить на выдохе. Сначала вдох – потом говорим. Это азы лечения заикания. Причем на выдохе для начала произносим одно-два слова, и только потом, когда привычка сформируется, можно переходить к попыткам выдавать сразу 3-4 слова и больше.
- Учите ребенка говорить медленно. Не нужно никуда торопиться. Подстраивайтесь в семье под нужный темп детской речи. Не тараторьте сами. Своим примером покажите ребенку – как надо говорить.
- Следите за правильной осанкой. Прямой позвоночник – это более качественное снабжение мозга кислородом.
- Не забываем про массаж (прим. — спинно-воротниковой зоны) у специалистов.
- Поговорите с воспитателем/учителем. Объясните, чего нельзя делать, и как нужно общаться с ребенком. При отсутствии понимания ищите учреждение, в котором ребенку будет комфортно. Корни половины всех неврозов у детей тянутся из школы и садика.
- Снижайте уровень требований к ребенку. Возможно, ваша планка слишком высока для малыша.
- Пойте песни. Купите караоке и пойте вместе с ребенком. Песне-терапия всегда полезна при лечении логоневроза.
- Играйте в специальные игры, предполагающие воспроизведение конкретных звуков.
- Не говорите ребенку, что он – заика, и что вы лечите его заикание. Ребенок вообще не должен думать, что с ним что-то не так. Проводите лечение незаметно для ребенка и его психика.
- Не слушайте советов вроде «лечить испуг испугом». Такая «терапия» может привести к микроинсульту.
- Читайте вслух каждый вечер. Сами, вместе с ребенком, по очереди, по ролям. Устраивайте театральные представления и концерты.
С проблемой заикания в юном возрасте (прим. – до 7 лет) знакомятся до 20% малышей. При правильном подходе и лечении большинству удается избавиться от этого дефекта речи, благодаря комплексной терапии и созданным нужным условиям.
Видео «Комаровский: как сохранить здоровье малыша?»
Доктор Евгений Комаровский настоятельно рекомендует при первых признаках заикания показаться хорошему логопеду. Только он может определить степень заикания у детей от года до 3 лет и назначить правильное лечение. Кроме этого Евгений Комаровский дает ряд полезных рекомендаций для родителей, о которых мы поговорим далее в статье.
Итак, лечение следует начать с выявления причины заикания, и по мере возможности, старайтесь ее устранить. Разговаривайте медленно и четко произносите каждое слово. Потренируйтесь вместе с ребенком говорить только на выдохе. Это очень полезная практика, которая применяется в логопедии. Старайтесь ограничить малыша от новой информации, исключить из расписания просмотр телевизора вообще, смотрите только нейтральные мультфильмы, и не больше 10 минут в день.
Старайтесь не вести «взрослые» разговоры в присутствии детей, даже если вам кажется, что ребенок увлечен игрой, и он вас не слушает. Если вы заметили, что ваше дитя начинает заикаться в присутствии незнакомых людей — ограничьте общение с посторонними до минимума. Чтобы не провоцировать приступы, малыш должен находиться в полном спокойствии. Активные, кричащие, бегающие и прыгающие игры замените на рисование, лепку, конструктор. Все игры должны быть спокойными и не агрессивными.
Одной из важных процедур во время лечения, являются ванны. По словам Евгения Комаровского, водные процедуры очень благотворно влияют на общее психическое состояние детей. Поэтому как можно чаще купайте ребенка в ванной. Во время купания придумайте расслабляющие игры, например, вымойте все игрушки, запускайте кораблики, пускайте мыльные пузыри.
Упражнение против заикания у детей рисунок
Больше времени проводите на свежем воздухе, занимайтесь с малышом дыхательной зарядкой. Пересмотрите рацион вашей семьи. Включите больше кисломолочных продуктов в пищу, морскую рыбу, сухофрукты. Все эти продукты богаты витаминами и микроэлементами, которые благотворно влияют на развитие речи.
Следите за осанкой вашего чада, спинка должна быть прямой, а подбородок чуть приподнят. Если есть проблемы со спиной, такие как, сутулость или сколиоз, которые в свою очередь, могут давить на диафрагму и легкие. Из-за этого в легких ограничено количество воздуха, который так важен для правильной и полноценной речи. В таких случаях нужна консультация ортопеда, который, скорее всего, назначит курс массажа.
Самостоятельное применение медикаментов в данном случае исключено. Петь песни вместе с детьми очень полезно, ведь во время пения заикание не проявляется
Пение тренирует легкие, что очень важно во время лечения. Главным моментом во время лечения является любовь и ласка
При малейшем случае обнимайте вашего малыша, целуйте, хвалите за каждое его достижение. Доказано, что родительская любовь творит чудеса во время лечения детей.
Все эти вышеизложенные рекомендации следует четко исполнять в течение нескольких недель или около месяца. Если ребенку становится лучше, то продолжаем в том же духе до полного выздоровления. Потом можно перейти на привычный образ жизни без особых ограничений. В том случае, если прогресс не заметен, или становится хуже, вам следует незамедлительно обратиться к логопеду и неврологу.
Заикание у детей от года до 3 лет довольно неприятное явление, особенно для ребенка, который сильно переживает из-за своих неудач. Только не стоит унывать и сильно на этом зацикливаться. Сейчас это не проблема. При наличии высококвалифицированного специалиста, заикание лечится от 6 месяцев до года. Хотя родителям придется приложить также массу усилий и быть очень терпеливыми во время лечения.
Два данных недуга могут иметь нервозную причину возникновения. Известный невролог в своем интервью расскажет, как правильно диагностировать причину патологии, и начать лечение исходя из нее.
https://youtube.com/watch?v=fgY6zNlkFec
Основные методы лечения и коррекции
Что делать? Как лечить недуг? Заикание проходит без специальных мер лечения только в единичных случаях.
Такой дефект речи надо обязательно устранять, а терапию следует начинать при первых признаках нарушения процесса воспроизведения звуков ребенком.
Исправить ситуацию помогут логопедические занятия, дыхательная гимнастика, некоторые виды специального массажа и компьютерные программы. В большинстве случаев терапия подразумевает обязательный прием медикаментов для нормализации работы поврежденных отделов головного мозга.
Логопедические занятия
Комплекс логопедических упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально. Сначала проводится комплексное обследование малыша, выясняются причины недуга, и определяется степень патологии.
Только после изучения клинической картины заболевания логопед выбирает занятия, регулярное выполнение которых ускорить процесс нормализации речи ребенка.
Примеры логопедических упражнений:
- «Смешные карусели» (ребенок медленно ходит по кругу, проговаривая с логопедом фразу «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати- тата- тата»).
- «Цыплята» (ребенок прыгает на одной ноге, повторяя фразы «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып»).
- «Дирижер» (логопед изображает дирижера, при разведении рук ребенок произносит нараспев гласные звуки, при сведении — согласные).
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика проводится с ребенком на основе методики, разработанной А.Н.Стрельниковой. Во время выполнения комплекса можно стоять или сидеть. Вдохи всегда делаются резко, а выдохи плавно и медленно.
Упражнения можно сочетать с игрой, чтобы ребенку было интереснее их воспроизводить.
Примеры упражнений:
- «Кошка» (ребенок должен несколько раз присесть с поворотом туловища в сторону, при выпрямлении тела делается выдох, при приседании — вдох).
- «Насос» (ребенок делает глубокие вдохи и выдохи, губы при этом надо вытягивать трубочкой).
«Ушки» (ребенок должен наклонять голову, пытаясь достать ухом до плеча, при наклоне делается вдох, при исходном положении — выдох).
«Ладошки» (руки надо согнуть в локтях так, чтобы ладошки были направлены вниз, при выпрямлении рук надо делать медленный выдох, при исходном положении — резкий вдох).
«Маятник» (наклон туловища вперед осуществляется на выдохе, выпрямление тела — на резком вдохе).
Точечный массаж
Точечный массаж при заикании у детей направлен на воздействие определенных участков речевого аппарата.
Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа. Во время массажа можно включить расслабляющую музыку или проговаривать спокойные стихотворения.
Компьютерные программы
Для лечения заикания у детей особой популярностью пользуются специальные компьютерные программы. Их одобряют и используют множество специалистов.
Программы можно применять и для домашнего лечения дефектов речи у детей.
Главной их целью является воспроизведение правильной интонации речи и воздействие на речевой аппарат ребенка методом игры с тренажером.
Примеры компьютерных программ:
- Демосфен;
- Speak gentle;
- Dr. Fluence.
Медикаменты
Применение медикаментов является вспомогательным методом лечения заикания. Прием определенных видов препаратов назначается для нормализации работы головного мозга и устранения патологий центральной нервной системы.
Если принимать препараты и не проводить лечение основными методиками, то эффекта от терапии не будет.
При заикании ребенку могут быть назначены следующие виды препаратов:
- противосудорожные средства (Эпилептал, Фенибут);
- средства из гомеопатического ассортимента (Тенотен);
- препараты с успокоительным эффектом (Пустырник, Валериана);
- средства категории ноотропов (Пирацетам, Актовегин);
- транквилизаторы (подбираются индивидуально).
Рекомендации специалистов по воспитанию ребенка с синдромом Дауна вы найдете на нашем сайте.
Как повысить эффективность гимнастики
Результат дыхательная гимнастика при заикании будет выше, если следовать следующим правилам:
- Необходимы комфортные условия для занятий. Для этого нужно предварительно проветрить комнату, не допуская холодной или наоборот, слишком теплой температуры в помещении;
- Если малыш занимается со специалистом, между ними должен установиться эмоциональный контакт, иначе это стресс для пациента и он будет отказываться от занятий;
- Желательно, чтобы первые несколько занятий провел логопед и показал, как правильно выполнять движения. Неправильная техника может усугубить заикание;
- Гимнастика не отменяет другие виды коррекции — занятия с логопедом, психологом, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физкультуру, а только дополняет их. Следуйте рекомендациям вашего врача и не пропускайте прием лекарств и другие процедуры;
- Занятия должны проходить регулярно, не менее 2 раз в день.
- Для уроков выберите утренние или дневные часы — в это время дети бодры, полны сил и энергии;
- Во время курса гимнастики при заикании у детей нужно обеспечить малышу достаточный сон и отдых, избегать физического и эмоционального перенапряжения;
- Сочетайте логопедическую коррекцию с обычными спортивными занятиями. Подойдут любые формы активности в домашних условиях: прыжки, отжимания, приседания, занятия на тренажерах (если они есть);
- Чаще бывайте на свежем воздухе. Обычные прогулки, подвижные игры, бег, езда на велосипеде не только тренируют дыхательную мускулатуру, но и создают хорошее настроение, насыщают организм кислородом, укрепляют организм;
- Выработайте правильное пищевое поведение: в рационе должно быть много свежих овощей и фруктов, еда должна быть в умеренных количествах;
Помните, что один из важный факторов, который влияет на результат лечения заикания — доброжелательность и принятие со стороны родителей. Дети тонко чувствуют атмосферу в доме и отношение к себе. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите малыша, особенно перед чужими людьми.
Радуйтесь его успехам, хвалите, любым способом показывайте, что вы рядом с ним и любите его независимо от того, есть у него заикание или нет. Это — дополнительный стимул для него: он будет больше стараться, прикладывать усилия, и результат не заставит ждать.
Техники против заикания
Использование логоритмики для коррекции — отличный способ избавиться от заикания. Упражнения можно делать самостоятельно или вместе с тренером. При коррекции дефектов речи, развитии логического мышления и физической формы они помогут вам быстро прийти в форму.
Гимнастика для дыхания
Артикуляционная гимнастика при заикании используется для улучшения общего состояния организма и высокой концентрации на произношении.
- Ноги на ширине плеч, спина ровная, руки нужно согнуть в локтях и плотно прижать к бокам, ладони должны быть развернуты к полу. Сделайте глубокий вдох, сожмите ладони в кулак, короткий выдох, разжимая кисти. Повторить упражнение нужно не менее 5 раз, делая паузы в несколько секунд.
- Спину держите ровно, ноги вместе. Руки по швам, сожмите кисти в кулаки и прижмите к талии. На вдохе опустите руки вниз, устремляя к полу. При выполнении упражнения напрягайте плечевую часть руки. Повторите 10 раз.
- Ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и наклонитесь вперед, пытайтесь достать до пола, спина должна быть не прямой, а немного округлой. Повторите 10 раз.
- Руки вытяните вперед и начинайте медленно приседать, поворачивая корпус в сторону. Вдох делайте при приседании, на выдохе принимайте исходное положение. По 8 подходов в каждую сторону.
- Руки по швам, ноги на ширине плеч, тело расслаблено. На вдохе обнимите себя за плечи, слегка закинув голову назад, на выдохе примите исходное положение. Повторите 20 раз. Внимательно отнеситесь к своему здоровью: если есть склонность к обморокам, делайте упражнение без наклона головы.
- Ноги расставьте на удобном расстоянии и сделайте наклон вниз на вдох, поднимайтесь на выдох. Затем вдох и наклон корпуса назад, выдох — исходное положение.
- На вдохе, встав прямо и расслабившись, опустите голову на плечо, на выдохе примите исходное положение, повторите по 10 раз в каждую сторону. Упражнение следует делать быстро.
Дыхательная гимнастика при заикании помогает улучшить приток кислорода к нервным окончаниям и запустить мозговую активность.
Работа над дыханием улучшит качество дикции и укрепит мышцы диафрагмы.
Репетиции перед зеркалом
Прием, который применяют все актеры и дикторы — проговаривание текста, глядя в зеркало. Благодаря частому штудированию стихов, скороговорок и прочего материала человек запоминает, как правильно произносить слова.
Прорабатываются возле зеркала голосовые и речевые уловки с изменением интонации и тембра голоса. Человек может рассказать стих басом, а затем писклявым голоском, тем самым заставляя работать различные мышцы.
Медитации
Медитация поможет соблюдать спокойствие путем вхождения в состояние легкого транса. Делать это нужно в спокойной, тихой обстановке, отделив себя от всех проблем. Расслабление в медитативных практиках — главное условие эффективности процедуры. Абстрагируясь от проблем, человек погружается в свой мир, где он здоров и его не интересуют дефекты речи.
Медитация научит человека правильно дышать и использовать свой голос. Чтобы погрузиться в состояние легкого транса, нужно:
- Включить спокойную музыку.
- Зажечь аромалампу.
- Масла эфирные
Заикание, как следствие невроза, можно ослабить при помощи ароматических масел, которые имеют успокоительный эффект. Лаванда, чайное дерево, чабрец помогут расслабиться и освободить мысли от негатива.
При принятии ванны следует добавить 4 капли лаванды, чтобы укрепить сон и успокоить человека перед важным мероприятием. Втирание в кожу также эффективно. Требуется взять пару капель масла чайного дерева и протереть запястья и ложбинку на шее.
Молчание
Соблюдайте режим молчания при заикании, это поможет разгрузить речевые связки и снять мышечные спазмы. В течение дня используйте его для отдыха.
Массаж
Комплекс ЛФК поможет избавиться от мышечного тонуса и спазмов. Применяют массаж шейноворотниковой зоны.
Можно использовать самомассаж в области горла. Для этого проводят поглаживающие движения, поднимаясь от основания шеи к подбородку.
Альтернативные упражнения
Дыхательные упражнения:
- Удобно сядьте и наклоните голову вперед, сделайте глубокий вдох, задержитесь в положении на 5 сек., выдох — исходное положение. Повторить 20 раз.
- Круговые вращения головой сделайте в левую и правую сторону 10 раз по 2 подхода.
- Удобно сядьте и расслабьтесь, поднимите руки вверх на глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие, выдох – опустите их, повторите 20 раз.
Игровые упражнения
Игры при заикании можно условно разделить на два типа: расслабляющие и ритмичные. Первые снимают спазм мышц лица, их нужно проводить вечером, на ночь. Вторые работают как тренажер для отработки ритма дыхания, развития скорости речи. Активные игры предлагайте ребенку в первой половине дня.
Футбол
Увлекательная игра для нормализации произношения звуков при заикании. Понадобится большой кусок ватки, несколько игрушек для организации команды. Ребенок кладет ватку перед собой, набирает носиком воздух в легкие и дует на нее ртом, пытается забить гол импровизированным мячом в ворота плюшевых соперников. Медведей, зайцев ставьте от ребенка в 40-50 см на столе. Обязательно говорите, в какую сторону должна укатиться ватка, чтобы воздушная струя была направленной к цели.
Птенчик
Ребенок импровизирует пение птиц любыми гласными
Важно вдыхать воздух носом, тянуть звук как можно дольше. Предлагайте петь не только ровно, протяжно, но и делать звонкие переливы: а-а-а-о-о-о-у-у-у, и-и-и-е-е-е-э-э и другие
Посчитай
Ребенок кладет руку на животик, делает глубокий вдох носом. Загибает пальцы на свободной руке, считает пальчики на одном выдохе. Постепенно усложняйте задания, увеличивая конечное число. Ребенок в возрасте до 6 лет может считать на одном выдохе до 5, после 6 лет — до 10, загибая пальцы на обеих руках.
Кошка
Эта игра помогает ребенку контролировать плавность речи. Малыш встает, скрещивает руки на груди. Наклоняется в стороны, на выдохе поднимается в исходное положение и произносит гласные: а-а-а, у-у-у, и-и-и, э-э-э
Важно тянуть их долго, не вдыхать повторно, можно пропевать
Кувшинчик
Игра необходима для формирования голосоподачи и речевого дыхания. Ребенок поднимает руки вверх, как будто собирается нырнуть в воду, вдыхает носом очень глубоко. Опускает руки как пловец, нагибается полностью и пропевает длинные звуки (гласные). Для следующего вдоха нужно встать в исходное положение.
Свечка
Игра формирует плавное слоговое произношение. Ребенок произносит слог: Ма-а-а, Па-а-а, Ру-у-у, Зи-и-и, по выбору педагога. Складывает руки ладонями друг к другу. Вдыхает носом воздух. В момент артикуляции делает зигзагообразные движения руками, опуская их вниз, изображая пламя свечи. При этом плавно пропевает один из слогов.
Машина
Ребенок садится на стул, позади усаживается педагог. Они изображают автомобиль. Сначала крутят руль и жужжат как мотор: ж-ж-ж. Звук произносят без остановок, на одном дыхании. Затем машина останавливается, ребенок делает глубокий вдох, пожимает плечами. Это помогает снять мышечное напряжение.
Насос
Можно включить в игру, связав с предыдущим упражнением. Скажите малышу, что у машины пробило колесо и его нужно накачать для продолжения пути. Ребенок встает, поднимает руки до груди. Вдыхает глубоко, опускает насосик до пола, в это время протягивает гласные по заданию педагога или родителя.
Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате:
Причины
Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга. Это будут врожденные причины:
- Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев крохе патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
- Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же кроха получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
- Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
- Индивидуальные особенности. Если ваш ребенок родился с холерическим складом темперамента, то вероятность, что он начнет заикаться, значительно выше, чем у детей- сангвиников или деток -меланхоликов. Это объясняется повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.
Такое заикание считается приобретенным:
- Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес утрату кого-то из близких, его что-то сильно испугало, он испытывает хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им.
- В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат, часто случаются скандалы и ссоры, недавно произошел развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые много времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют реальный мир виртуальным, им становится сложнее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
- Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
- Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
- Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.) малыш может просто копировать манеру речи близкого человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
- Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психологии. Если мама и папа постоянно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для малыша.
Данный выпуск передачи от квалифицированного доктора расскажет, что может являться спусковым механизмом заикания у детей.
Определить причину заикания поможет внимательно наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или стрессовой ситуации, когда сильно волнуется, в присутствии посторонних, это может говорить о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном. При таком нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере малыш обычно выговаривает все вполне нормально.
Если заикание имеет постоянный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия посторонних, волнения ребенка), то, вероятно, причина нарушения в неправильной работе головного мозга, поражении речевого центра.
Общие советы
Перед занятиями желательно проветрить помещение, сделать уборку. Нежелательно выполнять упражнения после еды. Нужно одеть легкий костюм, рекомендуется отдавать предпочтение натуральным тканям. Техника логопедических упражнений подразумевает выполнение таких рекомендаций:
- На вдохе выполняются через нос, а выдохи делаются ртом. Перерывов между ними не должно происходить.
- Вдохи должны быть максимально сильными, нежелательно выдавливать из легких весь воздух. Процесс требует максимальной естественности, особых усилий прикладывать не нужно.
- На выдохе придется произнести несколько слов или какую-нибудь фразу.
- Нужно учитывать, что при работе дыхательной системы требуется равномерность и спокойствие.
Все мышцы нужно постараться расслабить. Движение плечами при выполнении комплекса упражнений не допускается.