Вводим фруктовые соки
Соки предлагают малышу в возрасте 6 – 12 месяцев. В качестве самого первого нового вкуса рекомендуется давать малышам однокомпонентный сок из зеленого яблока без мякоти. Такой сок, как правило, является наименее аллергенным. Детские диетологи советуют начинать с соков промышленного выпуска, так как и сами ингредиенты, и процесс производства этих продуктов проходят очень строгую проверку. Сказанное относится к сокам и компотам «Агуша», созданным из отборных натуральных ингредиентов. Они содержат полезные минеральные вещества (такие как калий), пищевые волокна (в пюре и соках с мякотью), которые станут ценным дополнением к повседневному рациону малыша и мамы.
Правильное количество.
Давать попробовать яблочный сок малышу следует после утреннего кормления, по одной чайной ложечке. Если маленький гурман хорошо отреагировал на свой первый «взрослый» напиток, на следующий день крохе можно дать на одну ложечку сока больше. В течение второй недели объем сока можно увеличить до 30 г в сутки, а число приемов — до 2 – 3 в день. К 12 месяцам в ежедневном рационе ребенка может быть около 100 г напитка.
- Через 2 – 3 недели после яблочного сока ребенку можно дать другие однокомпонентные соки без мякоти: грушевый, банановый, персиковый, абрикосовый, сливовый, тыквенный. Эти продукты не должны содержать в своем составе сахар, который не рекомендован для питания грудничков. Если малыш хорошо воспринимает новый продукт, то его меню можно разнообразить соками из вишни, черной смородины.
- Еще через 2 – 3 недели можно вводить соки из нескольких ингредиентов: яблоко – груша, яблоко – тыква, яблоко – абрикос и т. д. Соки с мякотью — яблочный, абрикосовый, персиковый, сливовый — содержат в составе пищевые волокна и способны участвовать в поддержании работы кишечника. Малыши очень любят их густой и насыщенный вкус!
- Будьте осторожны с соками из фруктов-, овощей- и ягод-аллергенов: клубники, цитрусовых, малины, томатов, — их вводят в рацион детей не раньше года. Если после употребления любого сока у малыша появилась аллергическая реакция (диатез, сыпь, крапивница), то его следует тут же исключить из рациона.
Как играть с ребенком в 1 год 9 месяцев
В этом возрасте, очень полезны для развития малыша игры на соотнесение предметов по форме. Для этого отлично подходят коробочки разной формы с крышками, крупные пазлы, специальные развивающие пособия.
Также можно предлагать ребенку игры в которых необходимо сортировать предметы по цвету, размеру.
Чтобы сохранить интерес ребенка преподносите развивающее занятие в форме игры. И не забывайте хвалить малыша за старание и усердие.
Для развития речи необходимо читать сказки, стихи, потешки, петь песни.
Также полезны в этом возрасте пальчиковые игры и игры для развития мелкой моторики.
Не забываем «что жизнь — это движение», поэтому развивающие занятия должны чередоваться с подвижными играми.
Какие игрушки подходят в данном возрасте?
Очень нравится малышам в этом возрасте играть со сборно-разборными игрушками. Такими как матрешки, колпачки, пирамидки.
Предлагайте малышу новые книжки.
Игрушки могут быть самыми разнообразными, главное, проследите, чтобы они были безопасны для малыша.
Ваш малыш подрастает, что-то у него выходит очень хорошо, а что-то еще не получается, проявляйте больше терпения, почаще давайте ему возможность быть более самостоятельным. Вовлекайте его в свои занятия и дела, подавайте ему только хороший пример. Он будет чувствовать свою значимость и развиваться как самостоятельная личность.
Кусочки в прикорме
Если вы по каким-то причинам не ввели в меню ребенка 9 месяцев на грудном вскармливании пищу кусочками, то это сделать пора. Ведь именно с 6 до 9 месяцев у ребенка активно развивается жевательный рефлекс.
Читайте полезную статью Как научить ребёнка жевать>>>
Если вы упустите время, то потом сложнее будет перевести малыша на общий стол. Наличие или отсутствие зубов не имеет значения.
Первые кусочки должны быть мягкими, легко разминающимися между пальцами. Пробуйте разные продукты. Например, малина, банан, хорошо разваренная морковь или кабачок.
Размер кусочка также имеет значение. Он должен быть 0,6–0,8 см.
Дадите крупнее, малышу сложнее будет проглотить, если он еще не умеет разминать деснами. Мелкий кусочек ребенок «потеряет» во рту и будет просить еще.
Старайтесь, чтобы кусочек был яркий, привлекал внимание. Особенно это справедливо для детей со слабым пищевым интересом
Важно! Давайте ребенку кусочек еды из своих рук, только по одному. Никогда не смешивайте с пюре или кашей
Когда вы приучите малыша к штучным кусочкам, и он их будет съедать уверенно, можете давать несколько кусочков из ложки.
Помните, что первые кусочки не должны быть из твердых продуктов: печенье, сушки, яблоко, морковь, орехи.
Выбираем горшок для малыша
Рынок детских горшков богат и разнообразен, вы сможете выбрать самый подходящий и удобный вариант. Для удачной покупки следуйте следующим рекомендациям:
ИНТЕРЕСНО: существуют ли самые лучшие подгузники?
- Выбирайте пластиковый горшок – среди них много ярких, удобных и теплых вариантов. Холодная поверхность горшочка доставит малышу дискомфорт и помешает успешному освоению нового дела.
- Изделие должно быть устойчивым, чтобы ребенку было удобно садиться, а ненадежная конструкция может спровоцировать падение, чем вызовет отрицательное отношение ко всему процессу в целом.
- При выборе музыкальных вариантов горшков, учитывайте, что скорее они интересуют ребенка только как новая игрушка.
- Ребенку должно быть удобно на горшке. Наличие спинки сыграет немаловажную роль при освоении предмета гигиены. Заботливый выбор мамы будет оценен малышом по достоинству, и он постарается радовать ее удачными попытками.
При покупке отметьте, что форма горшков для мальчиков и девочек отличается. Девичья форма – круглая, мальчишеская – овальная.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок в 2 месяца: навыки девочек и мальчиков
Скачок развития в год
55 неделя — мир программ
Первые признаки скачка можно заметить около 51 недели, в 11 месяцев, его пик приходится на 53 неделю, а новые навыки появляются к 55 неделе.
Происходят большие изменения в умственном развитии малыша. Он готов изучать мир программ. Если до этого он воспринимал мир в категориях и последовательностях (одно событие следует за другим), то теперь он понимает смысл «если-тогда»: событие, которые произойдет следующим, зависит от того, что случится сейчас.
Также ребенок воспринимает серию действий как одно событие. Он понимает, что грязную тарелку кладут в воду, моют губкой, вытирают полотенцем, и это все называется «помыть посуду». Кроха знает, что значит одеваться, садиться кушать, гулять, ходить в магазин.
Он пробует находить различные решения для тех или иных задач.
Признаки скачка роста в этот период:
- Малыша легко расстроить — его настроение часто меняется.
- Он чаще может плакать
- Кроха капризнее, чем обычно
- Временами он может не отходить от вас — происходит обострение сепарационной тревоги, что сказывается и на сне.
В период скачка часто портится дневной сон, а продолжительность сна в целом сокращается. Дети в этом возрасте начинают просыпаться раньше обычного утром.
Так как сон для годовалого ребенка — расставание с вами, он может начать сопротивляться укладыванию. Засыпание, как правило, затягивается, а спит малыш беспокойно.
Чтобы пережить этот период, сохраняйте последовательные ритуалы на засыпание и пробуждение, не допускайте накопление усталости у ребенка, придерживайтесь спокойного бодрствования перед укладыванием, организуйте дневные сны по часам.
Проверьте свое эмоциональное состояние. Если вы встревожены, напряжены, расстроены, ребенок переймет эти эмоции. Во время укладывания ведите себя спокойно и уверенно. Тогда и малышу будет легче вас отпустить.
Научитесь прощаться с ребенком, когда уходите. Не стоит тайно уходить, пока он не видит. Иначе со временем малыш не будет совсем вас отпускать и станет ходить за вами по дому. Произнесите теплое и любящее: «Пока, мама скоро вернется,» — и позвольте ребенку увидеть, что вы выходите из дома. Он поймет, что, когда вы говорите «пока», это значит, что вы уходите, но вернетесь.
Успокаивайте, но не создавайте новых негативных привычек. Если малыш не укладывается на дневной сон или просыпается всю ночь в слезах, его нужно успокоить. Но делайте это правильно — в такие моменты не нужно читать книг, включать мультфильмы, класть к себе в кровать или ложиться рядом с его постелью. Так сепарационная тревога пройдет, а негативная ассоциация останется.
Питание 7-месячного ребёнка
Ребёнку 7 месяцев продолжают активно вводить прикорм. Питание малыша включает в себя грудное молоко или смесь и блюда прикорма. На 7 месяце жизни ваш ребёнок уже кушает овощи и каши. Предпочтение отдается гипоаллергенным пюре (кабачковое, из цветной капусты, картошки) и безглютеновым кашам (рисовая, гречневая, кукурузная).
Если кроха хорошо переносит монокомпонентные овощные пюре, для разнообразия их можно смешивать между собой или добавлять, например, немного моркови или лука.
В каши хорошо добавлять масло. Начинать лучше с нескольких капель оливкового растительного масла холодного отжима. Затем увеличивать до чайной ложки. Если ребёнок хорошо переносит белок коровьего молока, разнообразить утреннюю кашу можно маленьким кусочком (5 граммов) сливочного масла.
После введения овощей и каш можно дать попробовать малышу фрукты. Лучше всего начинать с тех, которые растут в садах вашей местности. Например, с яблок и груш. Фрукты предпочтительнее давать в виде пюре собственноручного приготовления. Так ребёнок получит максимум полезных веществ. Такие сладкие блюда хороши в качестве второго завтрака или полдника.
Некоторые дети уже начинают пробовать мясное пюре. По назначению доктора или при наличии железодефицитной анемии у малыша мясо можно начинать давать раньше. Начинать предпочтительно с гипоаллергенных видов. Это мясо кролика и индюшки. Готовить можно самостоятельно или покупать уже готовый продукт в баночке.
Вводится мясо как дополнение к овощному пюре. Начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивайте количество, доводите до 50 — 60 граммов на порцию. К 1 году количество мяса можно будет увеличить до 70 граммов.
Грудничок 7 месяцев продолжает активно кушать мамину грудь. Некоторые отмечают в этот период значительное уменьшение молока. Это очередной лактационный криз. К большому сожалению, многие сворачивают кормление грудью, думая, что молоко заканчивается. Но это не так. Немного терпения, правильного настроя, побольше прикладываний к груди, особенно ночных, и всё наладится.
Какие каши можно давать ребенку в 9 месяцев?
Конечно же в этом возрасте предпочтение имеют каши из детского питания, предлагаемого в торговой сети. Эти каши адаптированы для несовершенного еще пищеварения ребенка. Крахмал, что находится в крупах, расщеплен с помощью специальных ферментов, в более усвояемую для ребенка форму. Кроме того, эти каши оснащены дополнительно необходимым количеством витаминов, минералов, аминокислот, инулина и рыбьего жира (Омега-3), очень необходимыми для нормального развития и здоровья ребенка.
Однако уже можно готовить и домашние каши.
Основные – рисовая, гречневая и кукурузная каши уже знакомы карапузу. Теперь пришло время давать ячневую, овсяную, пшенную, пшеничную. Готовят каши, хорошо разваривая в воде и лишь потом добавляют молоко. В 9 месяцев ребенок должен получать молочные или безмолочные каши ежедневно. В меню их желательно чередовать, опираясь на вкусовые пристрастия малыша.
Особенности питания годовалого ребенка
Полужидкие блюда (перетертые в пюре и содержащие небольшие кусочки) остаются основой питания годовалого ребенка.
Малышу по – прежнему не стоит давать очень сухую пищу, так как у него могут возникнуть проблемы с глотанием.
Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.
Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.
Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.
К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами
В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре. Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г
Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.
Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.
Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей
Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака
Физическое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев
В 1 год и 9 месяцев Ваш малыш заметно подрос и окреп.
Прибавка в весе и увеличение длины тела в этом возрасте происходит весьма индивидуально.
В среднем длина тела малышей в 1 год 9 месяцев составляет:
для мальчиков — 80 — 87 см;
для девочек — 80-85 см;
Масса тела в 1 год 9 месяцев (в среднем):
для мальчиков — 11-13,5 кг;
для девочек — 11 -13 кг.
Окружность головы:
мальчики — 47,5 — 50,5 см;
девочки — 46,5 — 49,5 см.
В 1 год 9 месяцев у малыша может быть до 20 зубов (2 нижних средних резца, 2 верхних средних резца, 2 верхних боковых резца, 2 нижних боковых резца, 4 первых моляра (2 верхних и 2 нижних), 4 клыка (2 нижних и 2 верхних), 4 вторые моляра (2 верхних и 2 нижних)).
Для определения необходимого количества молочных зубов в возрасте от 6 до 24 месяцев (2 года) можно воспользоваться формулой:
Х=N-4
Где N – возраст ребенка в месяцах;
Х — число молочных зубов.
Особенности возраста
В 17 месяцев ребенок активно принимает участие во всех домашних делах, усиленно «помогает» взрослым, без него не обходится ни одно событие
Врачи считают, что в этом возрасте родителям нужно обратить внимание на воспитание малыша, развитие физических и речевых навыков, поспособствовать улучшению мышления
Не ограничивать малыша — лучше предоставить полную свободу, ненавязчиво контролируя, чтобы карапуз не попал в неприятную или даже опасную для здоровья ситуацию. Не стоит расстраиваться, если ребенок с трудом обучается каким-либо действиям, со временем он непременно оправдает надежды взрослых.
Режим дня
Сон.
В возрасте 18 месяцев ребенок спит меньше, чем это было ранее – примерно, 14 часов в сутки. Основная часть отведенного времени (10-11 часов) приходится на ночной сон, а остальные часы ребенок спит днем. Как правило, дневной сон остается только один, но некоторые крохи все еще ложатся на отдых днем дважды.
Прогулки.
На прогулки рекомендуется выходить несколько раз в день, хотя бы не менее одного. Если погода позволяет, можно гулять столько, сколько захочется ребенку и родителям, в особо ветреную или дождливую погоду лучше остаться дома.
Питание.
Питание выходит на пятиразовый режим. Ребенку не рекомендуется голодать более четырех часов, приемы пищи должны быть примерно в одно и то же время. Если ребенок еще не отлучен от груди, сейчас самое время заняться этим процессов. В рационе ребенка появляются новые продукты, питание становится более разнообразным, но от вредных продуктов все еще стоит воздержаться.
Если ребенок находится на искусственном вскармливании, или вы отучаете его от груди, отдельное внимание нужно уделить смеси, она должна отвечать потребностям ребенка. Отличным вариантом является питание на козьем молоке Кабрита 4
Смесь имеет сбалансированный состав и предназначена для детей от 18 месяцев. Кроме того, в линейке «Кабрита» есть пюре, которое также станет отличным вариантом для разнообразия питания малыша.
Готовим сами
Правильный выбор продуктов
Для жителей сельской местности проще найти качественные продукты для приготовления блюд прикорма. Мама, которая вырастила на своём огороде овощи и фрукты, может быть уверена в их безопасности. В остальных случаях следует покупать продукты в проверенных местах
При покупке следует обращать внимание на внешний вид товара, в также стараться брать сезонные продукты
Перед приготовлением товар следует тщательно промыть проточной водой с использованием специальных детских средств для мытья овощей и фруктов
Мясо также важно промыть перед приготовлением. Если мама желает сварить суп, то варить его нужно на вторичном бульоне
Правила кулинарной обработки продуктов для грудничков
Продукты необходимо доводить до полной готовности
Затем следует измельчить до нужной консистенции, важно оставлять небольшие кусочки, которые кроха сможет прожевать
Посуда для приготовления и кормления
Посуда для приготовления пищи и кормления должна быть чистой, желательно новой и использоваться только для ребёнка. Мыть посуду нужно специальным моющим средством, которое можно использовать с 0 месяцев.
Различия между девочками и мальчиками
Различаются ли мальчики и девочки в полуторагодовалом возрасте? Да, как раз примерно к этому периоду дети начинают идентифицировать себя, то есть примитивно осознавать свою половую принадлежность. И в таком возрасте различия между детками разных полов становятся более явными.
Рассмотрим основные различающиеся параметры:
- Моторика. У полуторагодовалых девочек более развита мелкая моторика, а у мальчиков – крупная. То есть детки женского пола более способны удерживать предметы в ладонях и пальцах, перебирать их, перекладывать кубики, собирать пирамидки. Мальчики же отлично бегают, прыгают.
- Приучение к горшку. Мальчики проявляют готовность контролировать акты опорожнения мочевого пузыря и кишечника в более позднем возрасте. А девочки в 1 год и 6 месяцев вполне могут осознавать свои естественные потребности, проситься на горшок.
- Речевое развитие. В нём мальчики обычно заметно проигрывают девочкам: они либо начинают разговаривать позже, либо имеют меньший словарный запас. Это связано с тем, что у представителей мужского пола в большей мере развито правое мозговое полушарие, которое отвечает за образный и пространственный типы мышления. А у девочек активнее и лучше развивается левое полушарие, которое как раз связано со способностью концентрирования внимания на мелочах и с речевыми навыками.
Каши
Поскольку младенец уже достаточно взрослый, и его пищеварительная система окрепла, то осталось совсем немного «запрещенных» каш. Насыщенные углеводами, жирами и витаминами крупы становятся главным источником энергии для грудничка. По степени полезности для девятимесячного ребенка занимают пьедестал следующие каши:
- гречка — очень легко усваивается и положительно влияет на развитие всех внутренних органов. Она является самой питательной, содержит наибольшее количество железа, калия, фосфора и магния в сравнении с другими крупами;
- овсянка — любимая каша англичан уступает гречке лишь по количеству содержащихся растительных жиров. Овсянку, в отличие от гречки, можно легко приготовить сладкой и аппетитной за счет добавления фруктового пюре, что сделает ее более притягательной для малыша;
- рис — несмотря на свою питательность, содержит меньшее количество минералов и витаминов. Рисовую кашу рекомендуется давать грудничку раз в неделю, поскольку частое употребление может вызвать задержку стула.
Из «запрещенных» каш остается кукурузная и пшеничная, поскольку они тяжело перевариваются и содержат меньше полезных микроэлементов в сравнении с «золотой тройкой».
Многие педиатры спорят и касательно манки, хотя в советское время она была первой едой для новорожденного после грудного молока. Сейчас же медики утверждают, что в этой крупе очень мало питательных и полезных веществ, но много мукополисахарида глиодина, который вызывает некроз ворсинок кишечника. По мнению специалистов, частое употребление манки ведет к нарушению микрофлоры ЖКТ. В результате этого, ухудшается усвоение кальция и витамина D, что повышает опасность развития колитов, хронического гастрита, рахита и даже онкологических заболеваний.
Исходя из этого, врачи советуют начинать кормить манкой лишь годовалого малыша, а до этого возраста разрешается лишь «разбавлять» ею рацион дважды в месяц, тем более что пищевая ценность этой крупы довольно низкая. Стоит отметить, что данное медицинское мнение не является официальным.
Режим дня
В возрасте 1 года и 10 месяцев малыш спит около 12-14 часов, а в остальное время бодрствует и познает мир. Ночной отдых длится от 10 до 12 часов. Днем ребенок спит один раз в течение 1,5-2,5 часов. Просыпаются дети по-разному: одни утром встают раньше, другие дольше спят. Но нужно постепенно готовить малыша к посещению детского сада и будить в одно и то же время.
В таблице рассмотрен примерный режим:
Время | Действие |
8:00-8:30 | Пробуждение, утренняя гигиена, переодевание |
8:30-9:00 | Завтрак |
9:00-10:30 | Занятия дома |
10:30-10:45 | Сборы на прогулку |
10:45-12:30 | Прогулка |
12:30-13:00 | Переодевание, подготовка к обеду |
13:00-13:30 | Обед |
13:30-13:45 | Подготовка к дневному сну |
13:45-15:45 | Дневной отдых |
14:45-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Занятия, игры дома, сборы на прогулку |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Переодевание, подготовка к ужину |
19:00-19:30 | Ужин |
19:30-20:30 | Общение, совместное времяпровождение |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному отдыху |
21:00-8:00 | Ночной сон |
Этот распорядок примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учетом особенностей и потребностей конкретного ребенка.
На завтрак
Каши
Овсяная каша с бананамиКаша из тыквы с пшеном на водеКаша из кукурузной крупы с тыквойЗапеченная ячневая каша со сливамиЗапеченная овсянка с яблоком и корицейЯчневая каша в мультиваркеРассыпчатая гречневая кашаРассыпчатая рисовая каша в мультиваркеМолочная рисовая каша в мультиварке с цитрусовым топпингомМолочная гречневая каша в мультиваркеОвсяная каша на молоке в мультиварке с изюмом и яблокамиКаша пшеничная как в детском садуПшенная каша с тыквой в мультиваркеКаша из овсяных хлопьев с карамельными яблокамиРецепт ячневой каши с овощами и сосискамиКак приготовить рисовую кашуКак варить манную кашу — рецепт с фотоКак сварить пшенную кашуКак приготовить овсяную кашу из хлопьевКак правильно варить ячневую кашуКак приготовить гречневую кашу
Запеканки и сырники
Пшенная запеканка с крапивойТворожно-рисовая запеканка в мультиваркеГречневая запеканка с творогомСырники из духовкиМорковно-творожная запеканка с сухофруктами в мультиваркеПудинг из творога с яблоками как в детском садуПудинг из творога, запеченный как в детском садуТворожная запеканка без яицЗапеканка из творога как в детском садуТворожная запеканка с персикамиЗапеканка как в детском садуТворожная запеканка с тыквой в мультиваркеСладкая рисовая запеканкаСуфле из творога с карамельными сливамиТворожное суфле с клубникой на завтракСырники из творога на сковородеБанановые сырники с овсянкойСырники со сгущенкойКак приготовить сырники с соусом
Выпечка
Булочка как в детском садуЯблочный пирог с карамельюПирог с малиной на минералкеКекс с вишнейМолочный коржикВертута с тыквойВкусное печенье без молока и яицТарт с клубникой — идеальный летний пирог!Печенье из геркулеса «Крепкий орешек»Батские булочкиБулочки с кокосовой начинкойКрамбль из клубникиКак приготовить овсяное печенье — рецепт с пошаговыми фотоБабушкино печеньеФокачча с клубникойЛенивые пирожки из свежей зелени
Оладьи и блины
Оладьи с дольками яблокОладьи на сметанеОвсяные оладьи на кефиреОладьи из цветной капустыТонкие и воздушные блинчики на молокеШоколадные оладьи с бананами и карамельным соусомВкусные начинки для блинов — творожно-апельсиновый кремЗапеченные блиныКак приготовить оладьи из тыквыКак приготовить тонкие блины
Напитки
Молочный кисель как в детском садуМолочный коктейль в блендере — рецепт с пошаговыми фотоШоколадный молочный коктейльНапитки по рецептам детского садаСмузи с вишней и бананомРецепт смузи с черникойКефир с бананом, имбирем и корицей
Разное
Яблочное пюре на зиму для детейБиточки рисовые как в детском садуПеченые яблоки с творогомАбрикосовый курдДетский салат из моркови и курагиРецепт ленивых вареников из творога по-итальянскиКак приготовить картофельные клецкиРецепт домашнего сыраСладкая лазанья с бананами и апельсинамиКак приготовить домашний йогуртПаштет из куриной печени
Интеллектуальные способности
Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:
- собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
- возить за собой предметы на веревочках;
- складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
- различать два или три цвета;
- указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
- пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
- переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
- рассматривать изображения;
- обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
- рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
- заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
- продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
- изображать какие-то действия (чтение, сон);
- повторять за взрослыми, своими сверстниками;
- строить башенки из двух или трех элементов;
- использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.
Речевые навыки
Словарный запас может включать 10 — 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.
Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.
Распорядок дня
Дети до одного года могут нарушать примерный режим дня. Это зависит от многих факторов: прорезывание зубов, колики, особенности грудного вскармливания (засыпание возле груди, ночные перекусы), общие недомогания в связи с появлением первых прикормов.
После года режим уже более или менее стабилизируется. Все больше малыш бодрствует, многое понимает, употребляет с удовольствием много взрослых продуктов, обладает многими навыками и умениями, привыкает и умеет проситься на горшок, любит играть и общаться. Это уже осознающий и коммуникабельный человек. Поэтому режим дня соблюдать легче, да и объяснить уже все можно. Главное, стараться, проявлять терпение, и все делать с любовью, а еще помнить, что основное — питание, сон и развитие. Большинство повседневных дел с ребенком можно и нужно выполнять в игровой форме.
Действие | Часы |
Пробуждение, гигиенические процедуры, одевание, гимнастика или массаж (общение с мамой) | 6.30 — 7.00 |
Завтрак | 7.30 — 8.00 |
Прогулка (желательно на свежем воздухе), игры со сверстниками, общение | 8.00 — 9.30 |
Сон | 9.30 — 11.30 |
Обед, обычное меню: введение новых блюд | 11.30 — 12.00 |
Прогулка на свежем воздухе, активные и развивающие игры, общение со сверстниками и близкими | 12.00 — 14.30 |
Сон | 14.30 — 15.30 |
Полдник, легкий прием пищи | 15.30 — 16.00 |
Прогулка, чтение книг, спокойные игры | 16.30 — 19.00 |
Ужин, купание, гигиенические процедуры, общение с мамой, колыбельная, подготовка ко сну | 19.00 — 19.30 |
Сон | 19.30 — 6.30 |
Таблица является примерной. Все дети разные, но придерживаться основных этапов желательно по часам. Так малыш начнет понимать и знать, когда спать, когда играть, кушать и гулять. Да и взрослому будет легче планировать день. Ведь еще есть хозяйственные дела, да и так как малыш более активный и оставить и на минуту нельзя, все время придется планировать.
Физические навыки
Физическое развитие особенно прогрессивно в первый год жизни. Во второй год малыш оттачивает и совершенствует свои навыки. Он обязательно должен уметь:
- устойчиво стоять на ногах, не падая;
- быстро ходить и бегать;
- идти задом наперёд или пытаться делать это;
- доставать с разных высот интересующие предметы;
- обходить препятствия и соблюдать дистанцию (держаться дальше от окружающих предметов);
- прыгать на двух ногах;
- открывать двери;
- выдвигать ящики мебели;
- двигать и толкать предметы;
- играть с мячом (кидать руками, пинать ногами);
- выполнять одновременно два действия, к примеру, идти и тянуть за собой машинку на верёвке);
- легко и без падений забираться на предметы мебели и слезать с них;
- подниматься по лестницам с небольшими ступеньками, спускаться с них (самостоятельно без опоры, держась за перила или руку родителя).