Водные процедуры
В 13 месяцев ребенок уже приучен к тому, что каждое утро он просыпается, затем идет в ванную, где умывается и чистит зубки
Важно объяснить крохе, что это не просто ежедневная обязанность, а очень необходимая и полезная процедура
В данной возрастной категории детки любят поплескаться в ванной и поиграть с водичкой. Поэтому сложностей с тем, чтобы выкупать малыша, обычно, не возникает. Некоторые родители считают, что необходимо начинать закаливать деток с такого возраста. И постепенно снижают температуру при купании крохи до 28 градусов.
Используя специальные средства для купания, подмывания и волос малыша не забывайте о том, что необходимо выбирать косметическую продукцию и после принятия ванны. Это предотвратит появление сухости и шелушений на нежной коже крохи. Как только видите, что ребенок пытается мыть себя самостоятельно, старайтесь поддерживать его инициативу, но с обязательным контролем над его действиями.
Внимание! Если вы заметили существенные отклонения от норм, отражающих правильное развитие ребенка в 13 месяцев, то следует проконсультироваться с педиатром
Двигательная активность
Дети в 1,3 года подвижные. Большинство уже умеют ходить, причем неплохо, даже пытаются бегать и переступать через препятствия. Однако найдутся и такие, которые ходят только за ручку с мамой, делая неуверенные шаги.
Уже нет такой сильной усталости от ходьбы, наоборот, ребенок полон энергии после пройденных нескольких метров. Он в восторге, что ему удается проделать такой путь самостоятельно.
Что умеет
Существуют нормы, что должен уметь ребенок в 1,3 года:
- ходить без поддержки;
- за руку подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом;
- слезать с высокого стула или хотя бы делать попытки, залезать на диван;
- отлично ползать на четвереньках;
- приседать, наклоняться, твердо стоять на ногах;
- самостоятельно переходить от ползанья к ходьбе, и наоборот;
- пинать мяч ногой;
- открывать шкафы и доставать оттуда содержимое.
Полезное видео с подвижными играми для детей от года
5 подвижных игр для детей до 2 лет
Ребенок в год и три месяца может самостоятельно держать чашку и пить из нее, есть ложкой густую пищу (кашу или пюре), пользоваться зубной щеткой, расческой. У него хорошо развита моторика рук, он крепко удерживает предметы.
Однако дети развиваются по индивидуальному графику. Освоение новых навыков может не соответствовать возрастным нормам.
Незначительные отклонения в развитии ребенка в 1,3 года – не патология, а, скорее, недоработка родителей. Активное участие мамы и папы в жизни крохи поможет исправить ситуацию, добиться хороших результатов в короткие сроки.
Если же большая часть умений отсутствует, то необходимо показать ребенка врачу.
Есть 2 причины, по которым происходит такое:
- с малышом никто не занимается;
- у него есть серьезные проблемы со здоровьем.
Как развивать
Без помощи родителей ребенку тяжело познавать мир, учиться чему-то новому
Но при этом важно поддерживать самостоятельность крохи. Пускай малыш больше ходит, залазит на диван, спускается и поднимается по лестнице на детской горке, а также сам ест ложкой, пьет из чашки, расчесывается, умывается
Гимнастика для физического развития ребенка в 1 год и 3 месяца:
- утренняя зарядка под музыку (сгибание и разгибание туловища / конечностей, поднимание рук, ног);
- игры с мячом;
- приседания, держась за обруч;
- ползанье через препятствия, под палкой, под стульями;
- ходьба по комнате.
Принуждать ребенка к гимнастике нельзя. Он должен находиться в хорошем расположении духа.
Ходьба
Малыш уверенно и без напряжения держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, повороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься обратно!
ВНИМАНИЕ! В этом возрасте ребенок необычайно активен. Он бегает из комнаты в комнату, на кухню, взаимодействует с предметами
Задача взрослых на этом этапе – обеспечить полную безопасность ребенка, убрать острые предметы, электроприборы, спички и все, что может навредить.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обувь лучше подбирать на рифленой подошве, легкую, регулируемую по полноте. Для правильного формирования стопы необходимо приобретать обувь с жесткой пяткой, из натуральных материалов. Хорошо, если подошва изготовлена с помощью современных технологий и может служить амортизатором при прыжках.
Подвижные игры
Самые любимые игры малышей в этом возрасте – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Догони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений годятся любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Догоню – догоню».
Распорядок дня: таблица по часам
Режим дня крохи в год будет включать все действия, указанные выше. Представленная ниже примерная таблица распорядка наглядно показывает, каким может быть расписание при двукратном дневном сне:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и до 11-и часов | Утренний первый сон. Он может совмещаться с прогулкой в коляске на свежем воздухе. |
С 11-и часов до 13-и | Различные игры или развивающие занятия с родителем. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 15 часов | Весёлые совместные игры с мамой и иными членами семьи, физическая активность. |
С 15-и часов до 16:30 | Вторая прогулка, во время которой следует играть активно, рассматривать разные объекты на улице. |
С 16:30 до 16:45 | Полдник. |
С 16:45 и до 18-и часов | Второй сон. |
С 18-и часов до 18:30 | Пробуждение, переодевание, общение. |
С 18:30 до 19-и часов | Ужин. |
С 19-и часов до 20:30 | Спокойные, неактивные развлечения. Например, общение, чтение книг, рассматривание картинок. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
А в этой таблице представлен образец режима для крохи, который за день спит единожды:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме, развитие. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и часов до 11-и | Игры в домашней обстановке. |
С 11-и часов до 12:30 | Одевание, прогулка на свежем воздухе. |
С 12:30 до 13-и часов | Переодевание, общение. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 16:30 | Дневной продолжительный единственный сон. |
С 16:30 до 17-и часов | Переодевание, общение с родителем. |
С 17-и часов до 17:15 | Полдник. |
С 17:15 до 17:30 | Одевание, общение. |
С 17:30 до 19-и часов | Прогулка на улице. |
С 19-и часов до 19:15 | Переодевание. |
С 19:15 до 19:45 | Ужин. |
С 19:45 до 20:30 | Спокойные развлечения: игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение книг, разговоры. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
В таблицах указаны примерные часы. Все дети разные: одни просыпаются раньше, другие позже. От времени естественного самостоятельного пробуждения стоит отталкиваться при планировании распорядка дня. Соблюдайте представленные выше интервалы.
Прогулки
Отдельное место в расписании отводится прогулкам. Зимой выходят на улицу 2 раза на 1-1,5 часа, а летом все время бодрствования проходит на свежем воздухе.
В полтора года ребенок уже ходит, поэтому тепло одевать его, как младенца, нет необходимости. Тяжелая одежда сковывает движения, мешает бегать и наклоняться. Укутывание затрудняет дыхание, нарушает кровообращение. Малыш потеет, перегревается, поэтому часто болеет.
Занятия во время прогулки должны чередоваться: на смену подвижным играм приходят спокойные. Следует предоставлять детям возможность поиграть самостоятельно.
Умения и навыки
Следя за развитием ребенка, мамы задаются вопросом о том, что он должен уметь к возрасту 1 год и два месяца (рекомендуем прочитать: гармоничное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев). Основные навыки закрепляются, появляются новые. Естественно, все это происходит с вашим непосредственным участием, через игры и общение с ребенком. Не упускайте ни одного дня для совершенствования навыков малыша. Общая картина выглядит так:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 год и 1 месяц: что он в норме должен уметь?
- ребенок ходит уверенно, легко передвигается по квартире, не требуя маминой руки;
- справляется с большими игрушками, машинками, лошадками, велосипедами, знает, как с ними играть;
- внимательно рассматривает книжки с рисунками животных, учится имитировать их звуки (собака – «ав», кошка – «ки» или «кис», гусь – «га»);
- речевые навыки пополняются слогами, означающими полные слова (еда – «ням», мама – «ма» или «мам», соска – «сось», папа – «па», невкусные и грязные вещи – «кака»);
- хорошо отличает голоса близких и незнакомых людей;
- старается подражать действиям взрослых членов семьи («говорит» по телефону, расчесывается, делает зарядку);
- может различать предметы и их назначение по названиям (пойдет в кроватку, если его об этом попросить, а не станет подходить к телевизору);
- способен производить несложные действия (включить телевизор, открыть или закрыть ящик тумбочки или шкафа, открыть пульт);
- соотносит свои желания с предметами в доме (показывает на холодильник и говорит «ням»);
- просит маму с ним поиграть в определенную игру (покататься на «лошадке», полетать самолетиком).
Развитие продолжается по индивидуальному сценарию, но есть и общие навыки, которые малышам в 14 месяцев недоступны. Как правило, ребенок не может:
- бегать;
- проситься на горшок;
- есть ложкой самостоятельно (подробнее в статье: как научить ребенка есть ложкой самостоятельно по советам Комаровского?).
Время для таких умений еще не пришло, но немного позже он обязательно их освоит. Ребенку понадобится ваша помощь, постарайтесь дать ее вовремя, чтобы развитие малыша шло правильно.
Занятия с малышом
Занятия с малышом очень важны:
Игры – основное внимание уделяется играм, направленным на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; отлично подходит рисование фломастерами или пальчиками (с помощью безопасных красок). Ребенок с удовольствием играет со взрослыми, или самостоятельно, а вот игры со сверстниками еще не все малыши воспринимают положительно. Игрушки, конечно же, в первую очередь, должны быть безопасными
Основное предпочтение необходимо отдавать пазлам, конструкторам с большим количеством объемных деталей и игрушкам, участвующим в сюжетно-ролевых играх. Для этого хорошо подойдут куклы, которых можно одевать в наряды или костюмы супер героев с соответствующими атрибутами
Игрушки, конечно же, в первую очередь, должны быть безопасными. Основное предпочтение необходимо отдавать пазлам, конструкторам с большим количеством объемных деталей и игрушкам, участвующим в сюжетно-ролевых играх. Для этого хорошо подойдут куклы, которых можно одевать в наряды или костюмы супер героев с соответствующими атрибутами.
- Песни – на сегодняшний день существует большой выбор музыкальных произведений и песенок, которые малыши слушают с удовольствием. Возраст ребенка и его развитие позволяет не только слушать такие песенки, но и подпевать им.
- Мультики для детей в возрасте 22 месяца должны быть короткими, яркими и музыкальными. Очень хорошо смотреть мультфильмы вместе с ребенком – развивающие и обучающие мультики способны дать малышу более гармоничное развитие.
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Строим дорожки из домино;
Переливаем воду пипеткой или грушей;
Пример пипетки для игры
Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
Учимся резать ножницами;
Составляем картинку на простых кубиках-пазлах;
Пример кубиков-пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;
Пример трехслойного и двухслойного пазлов
Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
Уже знакомые игры:
Подбираем крышки к баночкам;
Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
Собираем пазлы из 4-8 частей;
Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);
Играем с конструктором;
Ориентируемся в двух свойствах одновременно;
Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
Просеиваем крупу через ситечко;
Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
Играем в лото;
Собираем грибы / ягоды;
Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, Read)
Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- ;
- (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
Учимся проталкивать предметы (в копилку, в сортер, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);
Играем со шнуровкой;
Пример шнуровки (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Возим каталку;
Чистим вареное яичко;
Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Играем с сенсорными коробками;
Занятия для физического развития
Крупная моторика:
- расширяем навыки ходьбы, предлагая малышу ходить по прямой линии (проведите линию на полу цветными ленточками);
- учим перешагивать через препятствия, ходим за ручку по ступенькам, залезаем на невысокие бордюры;
- вместе с ребенком собираем игрушки (например, перекладываем их с пола на стул).
Мелкая моторика:
- предлагаем малышу собрать пирамидку из колечек или башенку из кубиков (необязательно добиваться от крохи идеальных форм сооружения);
- учим пересыпать крупу или макароны из одной чашки в другую (следите, чтобы ребенок не потянул их в рот);
- приспособьте для игры прищепки, прикрепив их к подушке или мягкой игрушке, предложите малышу снять их.
Важный момент – вы должны не занять ребенка, а проводить все занятия со своим чадом. Таким образом вы совместите две задачи: разовьете умственные и физические способности ребенка. Кроме того, общение ребенка с мамой полезно обоим.
ИНТЕРЕСНО: полезные занятия для детей 2 лет
Питание грудничка 11 месяцев
Развитие и питание тесно связаны. В 11 месяцев желудочно-кишечный тракт уже готов принять и переварить огромное число продуктов! В его рационе присутствуют злаки, сырые и термически обработанные фрукты и овощи, рыба, мясо, кисломолочные напитки, яйца, бобовые. Воздержаться пока стоит лишь от цельного коровьего молока, меда, различных усилителей вкуса и пряных специй. И не забываем про воду!
Пищу можно заправлять растительным и сливочным маслом, несладким йогуртом. Из продуктов стоит придумывать всевозможные комбинации, чтобы разнообразить меню. В течение дня ребенок должен употреблять разные по консистенции блюда: от супа-пюре (да, традиционные супы — не лучший вариант для детского стола, поскольку их энергетическая ценность низкая, а объем в желудке они занимают достаточный) до кусочков фруктов.
И по-прежнему необходимым остается грудное молоко (по требованию) или адаптированная молочная смесь (например, рано утром и перед сном).
Изменения, происходящие к 1 году 2 месяцам
Способности малыша существенно меняются по сравнению с развитием ребенка до года. Возрастает речевая активность.
Происходит накопление пассивного словаря (область понимания слов)
Ребенок не просто реагирует на слова взрослого, но уже осознанно может выполнять несложные инструкции: дай игрушку, сядь на диван, принеси мячик, и даже можно предложить крохе небольшое задание, например: «Достань кубик, которым играла та ляля».
Развивается активный словарь, появляются новые слова для обозначения предметов, событий: бух, кака, мама, папа… Слова могут быть далеки от правильного вида, но это не столь важно для раннего возраста. Уже к полутора годам словарь ребенка может накапливать от 20 до 40 слов.
Малыш имитирует звуки животных, различает виды, может показать, как «говорит» кошечка, собачка, особенно интересно дети демонстрируют ёжика.
Более того, ребенок различает голоса близких людей, например, знает, что пришла бабушка, когда слышит её голос.
Может сформулировать простую просьбу: «дай», «на».
Формируется самостоятельная игра: ребенка на небольшой период времени может заинтересовать звенящая игрушка, или пирамидка.
К этому возрасту проявляется самостоятельность
Если до года малыш нуждался в опеке родителей, то после на первое место выходит слово «сам». Появляется желание познавать мир собственными ошибками. Самому вынести горшок, подняться по лестнице, воспользоваться ложкой или даже вилкой.
Ребёнок более осознанно воспринимает слова: можно, нельзя, своё, чужое;
Проявляется характер. Очень сложно договориться или что-то объяснить, но по мере взросления и формирования психики, малыш начнёт воспринимать взрослого и более отчётливо понимать значения слов.
Режим дня
Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.
Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.
Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.
Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.
7.00 | Подъем |
7.00 – 7.30 | Умывание |
7.30 – 8.00 | Зарядка |
8.00 – 8.30 | Завтрак |
8.30 – 9.00 | Рисование, чтение книг |
9.00 – 11.30 | Прогулка |
11.30 – 12.00 | Завершение прогулки, подготовка к обеду |
12.00 – 12.30 | Обед |
12.30 – 14.30 | Дневной сон |
14.30 – 15.30 | Подъем и самостоятельные игры |
15.30 – 16.00 | Полдник |
16.00 – 18.00 | Прогулка |
18.00 – 19.30 | Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину |
19.30 – 20.00 | Ужин |
20.00 – 21.00 | Водные процедуры |
21.00 – 21.30 | Кефир (грудное молоко) |
21.30 | Ночной сон |
Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от годовалых малышей, уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.
На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ — около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.
Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног»
Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
Рост зубов и новые навыки. Когда у ребенка режутся зубы, особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев
Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.
Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.
Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев — это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное — это любовь и терпение.
Перекусы
Специалисты считают беспорядочные перекусы причиной отказа от основной еды.
Но физически активному ребёнку перерыв в 4 часа порой трудно выдержать — нужен перекус, чтобы восполнить затраты энергии.
Что предпринять:
- Для устранения чувства голода дать несколько кусочков фруктов, овощей, ломтик сыра или 1-2 детских печений с кефиром.
- Подкрепить непоседу за 1,5 часа до основного приёма пищи.
- Если малыш захотел кушать на 30-40 минут раньше установленного графика, пойдите ему навстречу.
Важно научиться понимать, действительно ли ребёнок хочет есть, или у него жажда. Предложенная вода, несладкий компот могут стать быстрым решением проблемы
Какие продукты выбираем для питания детей от года до трех лет
Молоко и кисломолочные продукты
Ежедневно ребенок должен получать около 450 г пресных и кисломолочных продуктов, включая молоко, творог, сметану, сыр. Из них порядка 400 мл приходится на жидкие молочные и кисломолочные напитки Творог – 200-250 г в неделю, лучше выбирать творог обогащенный пробиотиками
Это количество включает запеканки и сырники. Сыр – кусочек (5 г) в день, за исключением острых сортов и сыров с плесенью Сметана 10% – 5-9 г для заправки блюд в сутки Молочная смесь Кабрита 3 – 300 мл в день для питания детей в 1 – 1,5 года Молочная смесь Кабрита 4 – 300 мл в день в рационе питания ребенка в 1,5 – 3 года
Внимание! Если ребенок получает детскую смесь, то количество молока и жидких кисломолочных продуктов снижается до 100 мл в день
Нежирное мясо, индейка, курица
- Всего мяса – не более 100 г в сутки
- Печенка – 1 раз в 7-10 дней
- Колбаса, сосиски, сардельки промышленного производства– не рекомендуются детям до 3 лет, а в идеальной жизни – никогда и никому из-за высокого содержания вкусовых добавок и консервантов.
Рыба
- Копченая и соленая рыба, морепродукты – не рекомендуются детям до 3 лет
- В среднем 200 г рыбы в неделю, 2-3 раза в неделю
Яйца
2-3 яйца в неделю – вкрутую, в омлете, добавленные в запеканки и сырники
Овощи и фрукты
До 4 порций в день – гарнир или отдельное блюдо в каждом приеме пищи, в качестве перекусов
Хлеб и крупы
- Ежедневно. Макароны и вермишель – не каждый день!
- Хлеб – 30-40 г ржаного и 60 г пшеничного или ржано-пшеничного в день. Предпочтительно – вчерашний или подсушенный.
Фасоль, горох, чечевица – 2-3 раз в неделю. Их рекомендуется хорошо разваривать.
Сливочное масло – 10-20 г в день на бутербродах и в готовых блюдах.
Растительные масла – 10-15 мл в день
Сахар и сладости
- 2-3 раза в неделю до 10 г в день после приема пищи
- Шоколад не рекомендуется до 3 лет
- Общее количество сахара в пище не должно превышать 25-30 г в сутки
- Не приучайте ребенка пить чай с сахаром и посыпать сахаром обычную еде – каши, вермишель, запеканки и пр.
Соль
- Готовые блюда не солим до 3 лет, для приготовления пищи используем до 3 г в сутки (1/2 чайной ложки)
- Выбираем йодированную соль
Напитки
- Некрепкий черный, зеленый, травяные и фруктовые чаи
- Простая вода предпочтительнее соков
- Кофе натуральный не рекомендован до 3 лет
- Какао – можно
- Чай, какао лучше не давать после рыбных и мясных блюд, т.к. некоторые компоненты напитков, например, танин препятствуют усвоению железа и некоторых других питательных веществ.
Специи и пряности
- Красный, черный перец, хрен, горчица, уксус – лучше не давать до 3 лет
- Остальные специи используем в очень ограниченных количествах.
Советы логопеда
Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.
Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:
- больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
- гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
- играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
- собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
- больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
- посещать театры, спектакли, цирк музеи.
Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр
Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний