Игры дома
Даже, если у вас нет пока особых дорогих развивающих игрушек, всегда можно найти что-то дома. Не забывайте, что в этом возрасте любая игра – развивающая. Итак, чем занять ребенка в 1,5 года дома:
- Мозаика;
Мозаика
Покупайте такую, фишки которой легко вставляются и достаются;
Если нет мозаики, ее с легкостью заменят подручные предметы: счетные палочки, ватные палочки, монетки разного достоинства (их обязательно помыть с мылом перед игрой!), пуговицы, полубусины, в общем, смысл подбора ясен;
Важно, чтобы можно было составить какую-нибудь картинку из этих предметов. Из палочек можно строить домики, например.
Внимание! Все это дается в руки маленьким только под неустанным надзором взрослого!
- Конструкторы;
Конструктор
- Вы даже не представляете, сколько их существует видов! Например, деревянный из палочек с выемками, из которых можно строить домики. Принцип простой, покажите полуторагодовалому малышу, как это делается, поиграйте с ним, и он сможет собрать что-нибудь сам;
- Бывают и разной формы блоки из дерева или пластмассы, которые открывают очень широкие возможности для игры;
- Конструкторы-липучки тоже очень популярны. Магнитные конструкторы лучше не давать, ребенок может проглотить магнит, а это опасно.
- Пазлы;
- Они тоже являются в некотором роде конструктором. Существуют очень простые, из двух половинок, например, с изображениями фруктов и овощей;
- Или на ассоциации – курочка-цыпленок, собака-будка и прочие;
- Есть и книжки для малышей от года, внутри которых надо вставить несколько частей внутрь картинки.
- Сортер и другие подобные игрушки;
Сортер
- Учат малыша формам, размерам, цветам, поэтому их надо приобрести обязательно;
- Стучалка – молотком надо выбить цветные колышки или шарики;
- Грибочки – надо располагать по убыванию;
Рамки – в деревянной картине некоторые элементы достаются, надо правильно вставить по местам; - Пирамидка, матрешка – известны всем;
- Еще здорово надевать крупные деревянные бусины на шнурок.
- Игра «Бегемотики»;
Развлечение для любого возраста, можно сказать. На поле расположены 4 бегемотика с рычагами, а посередине высыпают шарики, которые бегемотиками надо «кушать» — т.е. хватать. Дети играют в это с невероятным азартом!
- Игра «Пират в бочке»;
В игрушечной бочке проделано множество отверстий. в которые надо вставлять пластиковые мечи. В какой-то момент срабатывает механизм и пират вылетает из бочки.
- Методика Кюизенера;
Отличные развивающие занятия можно организовать самостоятельно, дома, с помощью палочек и бумажных пособий Кюизинера. Игры с палочками очень нравятся детям в любом возрасте, вплоть до 1 класса.
- Игры с водой;
Ребенок играет в ванне с водой
Продается много игрушек для игры в ванне – резиновые рыбки, которых надо ловить акулой, мельница, которая крутится от струй воды, картинки и цифры, которые липнут к кафелю, карандаши для рисования на ванне (потом просто смываются).
Читайте, что делать, если ваш ребенок боится воды>>>.
- Поиск клада;
- Нужно купить какие-то небольшие игрушки, например, пусть это будут: мячик, светоотражающий браслет, Киндер, мыльные пузыри;
- В комнате прячете этот предмет, предварительно показав его малышу;
- Первые разы вы показывайте как и где можно искать спрятанный предмет;
- После того, как ребенок научился искать, научите его прятать игрушку от вас. Теперь вы выступаете в роли того, кто ищет.
- Мягкие игрушки;
Девочка играет с куклой
Любому ребенку понравится почувствовать себя старшим, взрослым. Дайте игрушечного мишку, куклу, да все равно, кого. И задание – «уложить спать», «покормить», «переодеть» и т.д.
- Машинки;
Папа играет с сыном в машинки
Их можно катать не просто так, а по выложенной из чего-либо «дороге» — например, дороге из книг. Или сделать горку из диванной подушки и скатывать машинки вниз.
- Скатывание шарика по горкам;
Есть такая сборная игра, в ней собирают горки с туннелями, а потом скатывают по ним маленькие шарики и смотрят, чей дойдет до финиша первым!
- Аппликация;
Эта чудесная техника подойдет и детям 1-2 лет, потому что есть варианты без ножниц. Например, аппликации из ватных дисков, круп, салфеток не требуют вырезания.
Чем увлечь ребенка 3-4 лет в дороге
Бывает, что семья с ребенком такого возраста должна отправиться в поездку. Непоседливым малышам в транспорте трудно усидеть спокойно. Чем его отвлечь?
- В машине можно поиграть так: кто первый увидит машину, например, красного цвета или синюю крышу.
- Можно просто попросить называть те предметы, которые он видит.
- Предложите малышу наблюдение за облаками – на что они похожи, как изменяются.
- Подготовьте коробочку с мелкими игрушками, пусть он их разбирает и играет. Попросите рассказать о каждой.
- Поиграйте в «да-нет». Например, котенок гавкает? Ребенок отвечает: «нет».
- Почитайте в дороге стихи, вспомните песенки для детей.
Игры в дорогу можно купить комплектом
В поезд можно смело брать фломастеры и альбомы – пусть ребенок нарисует то, что видит в окно или изобразит поезд. Дайте ребенку влажную салфетку – пусть протрет стол и двери.
В самолете надо дать ребенку осмотреться. Места для детей лучше выбирать у прохода. Так будет место, чтобы встать в случае необходимости. Покажите ему подушку, ремни, иллюминатор, складной столик.
Можно занять малыша магнитными пазлами – они предназначены специально для поездок – не рассыплются. Посмотрите в детских магазинах игры в дорогу – это карточки и специальные задания.
Активное движение
Понятно, что играть в футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но существует немало занятий, способствующих физической активности малыша:
- «Детскотека». То есть игровая, детская дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных танцоров может перспектива приза победителю.
- Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик в воздухе…
- Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать, догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
- Прятки. Прятаться могут как дети или взрослые, так и выбранные ими предметы.
- Детский кегельбан или баскетбол. Много места они обычно не требуют, а азарт ребенка пробуждают.
- Эстафеты между столами, подушками, стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.
Логические игры для детей 2 — 3 лет
Здравствуйте, дорогие мои! Возвращаюсь к вам с новой статьей и сегодня хочу поговорить про развитие логики у малышей. Безусловно, очень полезно учить с ребенком названия животных и растений, по многу раз повторять буквы или названия стран мира, но такие виды деятельности направлены преимущественно на развитие памяти ребенка, и практически не дают простора для размышлений. Такого совсем не скажешь про логические игры! Логические игры, это как «пища для ума», они действительно заставляют малыша пораскинуть мозгами, активизируют все мыслительные процессы!
Что же за логические игры такие, где их взять и как организовать? В этой статье я расскажу про те варианты занятий, которые можно смело начинать практиковать с детьми с 2 лет. Но не потеряют они своей актуальности и для детей в 3 года.
Окружающий мир и культура
Суть метода Монтессори я уже понимала, но моя девочка подросла, и на некоторые новые потребности я просто не знаю, что предложить. Моих знаний стало не хватать, поэтому я прошла курс «Развитие и воспитание ребёнка с 3 до 6 лет». Ниже покажу, что успела сделать во время обучения. Остальные занятия для дома буду доделывать по мере возникновения новых точек интереса ребёнка.
Раньше я давала дочери информацию хаотично, но на курсе узнала структуру знакомства с окружающим миром. Что нужно материализовать все идеи, чтобы была возможность взаимодействовать с объектами. Что ребёнка после 3 лет нужно вести от простого к сложному и от общего к частному.
Теперь мы с дочерью подолгу беседуем, наблюдаем и исследуем, чтобы она могла на собственном опыте познакомиться с физикой, астрономией, биологией и географией:
- Наблюдаем за луной, и моя девочка всегда первая замечает звёзды на небе.
- Утром при пробуждении выглядываем в окно и обсуждаем, какая сегодня погода.
- Проводим опыты по ботанике. Однажды я делала материал по математике, взяла 3 шишки, а из них посыпались семечки. Рассмотрели вместе, увидели, что у них лопасти, как у вертолёта. Обсудили, что они помогают семечкам летать по ветру, и от этого растёт лес. Это стало поводом к изучению темы, зачем вообще нужны семена деревьям.
- На примере засохшей розы разглядели где стебелёк, листики, шипы, а где корешки. Выдернули её, а в горшочек посадили семена ели, и теперь ждём саженцы. Сделаю табличку, в ней напишу дни и будем ставить прочерк, если ничего не вырастет или галочку, если появятся росточки.
А это идеи занятий для знакомства дошкольника с географией: по глобусу изучаем сушу и воду; по карте мира изучаем континенты и биомы (лес, море, пустыня, горы); с помощью карточек — национальную одежду, животных и традиции разных стран.
На карте мира пыталась объяснить, что планету можно представить и плоской, но это ещё сложно для ребёнка чуть старше 3 лет. Сейчас готовлю рассказ о континентах на карточках
У нас есть прекрасные книги про деревья и птиц (там даже можно послушать пение этих птиц). Если я сама беру эти книги и читаю, Юля присоединяется, а сама с полок не берёт. Хорошо, что она так явно демонстрирует отсутствие точки интереса — это помогает мне подобрать другие занятия для развития дома.
Недавно купила в музее книгу про Марка Шагала. Планирую провести презентацию карточек с репродукциями, чтобы начать знакомить ребёнка с историей искусств и прививать вкус.
Активное времяпрепровождение для малышей в годик
Умственное и физическое развития детей связаны друг с другом, поэтому в годовалом возрасте необходимо побуждать кроху двигаться побольше. Многие уже ходят и нуждаются в каждодневных тренировках и упражнениях для улучшения навыка. Можно начинать делать простую гимнастику, зарядку по утрам. Через пару месяцев – прыгать.
Становится возможно поиграть в подвижные игры. Это могут быть догонялки и прятки за дверью шкафа или занавесками, игра в мяч или с машиной, предполагающая катание по полу или построенной дороге. Можно бросать и ловить мяч вместе с мамой, катать его.
Хорошим занятием будет забираться и спускаться по ступеням стремянки под присмотром взрослого. Подойдут стопки книг, сложенные в виде ступеней. Если есть шведская стенка, можно позаниматься на ней. Диваны, стулья и кресла можно использовать, чтобы забираться на них и спускаться.
Родители и их отношения с ребенком — главное условие для развития
Доказано, что качество общения с родителями во многом определяет психологическое развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время самим проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими играми, заданиями в удобное время, они могут дать малышу значительно больше, чем посещение специальных занятий два-три раза в неделю.
Однако, до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времени с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих родителей.
Подробнее о том, надо ли заниматься с ребенком дома читайте на сайте psy-razvitie.ru.
Многолетний опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным, находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.
Для заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни семьи.
Творчество и мелкая моторика
Существует множество примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.
Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:
- рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками, мелками);
- обводить фигуры по трафарету и раскрашивать;
- обводить контуры собственной ладошки или ступни;
- класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх простым карандашом;
- раскрашивать картинки в раскрасках;
- проходить нарисованные лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером;
- рисовать, соединяя точки.
Игра или серьезное занятие: незаметные рамки для ребенка
Что нужно знать родителям об организации занятий с ребенком 3 лет? Как и прежде, они должны проводиться в такой форме, чтобы ребенок не терял интереса, и с удовольствием занимался. Но превращать занятие в игру полностью тоже не стоит.
Чтобы создать атмосферу непринужденности и азарта, нужно использовать несколько приемов:
создавать эмоциональную и позитивную атмосферу, подзадоривать малыша и не забывать хвалить за успехи;
использовать яркий реквизит: большие карточки или картинки, кубики, пазлы;
не перегружайте малыша заданиями, лучше проводить больше времени с работой над одним или несколькими задачками;
придумывайте сюжеты
Каждое занятие должно быть посвящено одной теме, так проще сконцентрировать внимание ребенка;. уделяйте занятиям не больше 30 минут, желательно делать это в одно и то же время дня. уделяйте занятиям не больше 30 минут, желательно делать это в одно и то же время дня
уделяйте занятиям не больше 30 минут, желательно делать это в одно и то же время дня.
Как развить речь?
Первый блок рекомендаций представляет познавательные упражнения, способствующие общему развитию речевых навыков. Занятия не требуют от взрослых особых знаний, главное – ваша любовь и терпение
Очевидно, что для малыша 2-х лет важно заняться чем-то интересным, иначе он не воспримет информацию положительно. Приступая к обучению, помните, что речь стоит в основе полноценного развития детей
Родителям следует:
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: полный комплекс упражнений для развития речи для детей 2-3 лет
- Читать вместе с крохой детские книжки, рассматривать картинки в них. Обязательно обсуждайте происходящие в сказке или рассказе события, проводите их детальный разбор. Задавайте маленькому слушателю наводящие вопросы, хвалите за правильные ответы.
- Организуйте кукольный театр. Атрибуты для семейных детских представлений купите в магазине или сделайте сами. Первый спектакль поставьте вы, затем подключите к действию кроху. Покажите, как надо управлять куклами, доверьте маленькому сокровищу роль кукловода.
- Разрабатывайте речевое дыхание. Научите ребенка задержке дыхания на выдохе. Для тренировок подойдут мыльные пузыри, игра на дудочке, задувание свечки. Летом предложите ему сдувать одуванчики. Дыхательные упражнения помогают в насыщении организма кислородом, активизируют работу сердца, нервной системы, мозга.
- Предлагайте речевые игры. Игра в законченную фразу: вы говорите ребенку начало фразы, а малыш ее заканчивает. Например: «У тебя в комнате стоит зеленый…», «Наш кот любит спать…».
Детям в 2 года, в лексиконе которых уже есть отдельные слова, даже если они немного исковерканы, полезными станут игры и развлечения, направленные на закрепление и расширение речевых навыков. Действуйте следующим образом:
Задавайте дочке или сыну простые вопросы о том, что они видят в окне или что происходит на улице
Неважно, что ответы будут односложными, главное – чадо желает ответить.
Постарайтесь обсуждать с ребенком все события, происходящие в его жизни. Интересуйтесь, во что он играет, как он кушал, какую игрушку любит и почему
Расспросы помогут расширить пассивный словарный запас крохи и приучат делиться с вами своими мыслями – это отличный задел на будущее взаимопонимание.
Как правило, к 2 годам малыши хорошо знают часто читаемые им сказки. Предложите ребенку рассказывать их вместе: вы начинаете – он продолжает. Например: «Махнула мышка хвостиком и яйцо что сделало? Разбилось. Правильно!». Обязательно хвалите свое сокровище за каждый правильный ответ.
Пополняйте лексикон крохи прилагательными. Чаще задавайте вопросы, начинающиеся со слова «какой». Ваша задача состоит в том, чтобы побудить чадо придумать или вспомнить произнесенное вами определение предмета или вещи. Очень хорошо, если он самостоятельно сможет вспомнить хотя бы одно прилагательное.
Чем больше родители разговаривают с ребенком грамотно и правильно, тем более осмысленные фразы он станет выдавать сам (рекомендуем прочитать: как можно научить ребенка разговаривать в 3 года с обучающим тематическим видео?)
Нужно все время обращать внимание на свою речь и стараться подавать хороший пример.
Организуйте удобное пространство для занятий.
- Детский стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
- Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими играми.
- Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и самостоятельности)
- Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
- Ковер или место для игр на полу.
- Полка для выставки творческих работ (для детей после трех лет).
- Под рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.) Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной работы ребенка. Взрослея, ребенок научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на место.
- Одна из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки, календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.
Достижения своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий. Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам
Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий
Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий
Материал для занятий
Принесите различные материалы, которые отличаются на ощупь (кусок меха, бархатная бумага, фольга, мешочек с бусинами, пластмасса, кожа). Пусть малыш трогает их и говорит, что чувствует. Занятия с ребенком 2 лет с пластилином очень полезны для моторики. Начинать нужно с лепки простых фигур, пусть дети учатся делать из пластилина круг, квадрат, треугольник. Далее можно приобрести вырезные формы. Вы катаете тонкий пласт из пластилина, а малыш пусть вырезает различные трафареты. С каждой неделей усложняйте занятия, покажите, что из такого материала можно слепить многое.
Давайте ему в руки карандаши, пусть ребенок учиться рисовать. Только сразу попробуйте объяснить, что каляки-маляки можно делать только в специальном альбоме. Первое время не оставляйте детей наедине с фломастерами и карандашами, а то вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Покажите, как рисовать примитивные предметы, которые состоят из палочек и кружков.
Самостоятельные игры для детей 3 лет
Грамотные родители приучают своих детей играть самостоятельно. Это удобно – взрослые могут заняться своими делами, присматривая за малышом. Самостоятельные игры для трехлетних детей очень полезны, потому что развивают:
- Инициативность, ведь каждую минуту трехлетка сам принимает решение.
- Способность находить альтернативные решения. Например, если нет игрушечной машинки, можно представить, что коробок – это автомобиль.
- Настойчивость. К примеру, чтобы сложить картинку из пазлов, приходится много раз примерять элементы на совместимость.
- Терпение, ведь нужно предпринимать несколько попыток, прежде чем ожидаемый результат будет достигнут.
Занять маленьких мальчиков и девочек самостоятельными играми можно с помощью:
- пазлов;
- конструктора;
- кубиков;
- мозаики.
Все детали для самостоятельных игр трехлетнего ребенка должны быть крупными, чтобы малыш случайно не проглотил их. Некоторые мамы прибегают к маленькой хитрости: часть игрушек убирают на месяц в шкаф. Через 30 дней они воспринимаются как новые. Малыш с радостью подолгу играет ими самостоятельно.
Развитие речи
В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?
- Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
- Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
- Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
- Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.
На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:
- всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
- застегивание пуговиц, шнуровка;
- пальчиковая гимнастика;
- оригами;
- игры с водой.
Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.
Что можно предложить еще
Каждый родитель знает своего малыша как никто другой, и знает, чем он увлекается, что ему нравится. Например, неусидчивому ребенку, не проявляющему никакого интереса к творческим занятиям, неинтересно будет рисовать или лепить.
Намного больше ему придутся по душе активные игры. Поэтому родители могут включить музыку и потанцевать с ребенком, или наблюдать за тем, как кроха развлекается самостоятельно.
Если же ребенок не проявляет интереса ни к одному с приведенных выше увлечений, возможно, ему понравится прослушивание сказки, которую прочтет кто-то из родителей.
Ну а если ребенок требует просмотра мультфильма, то полностью ограничивать его в любимом занятии не стоит, ведь умеренный просмотр не только принесет детям радость, но и определенную пользу.
Например, кроха видит, как нужно заботиться об окружающих, учится любить и ценить природу, различать добро и зло, а с последним уметь бороться.
Выбору мультфильмов следует уделить особое внимание, ведь агрессивные сюжеты, не соответствующие возрасту детей, могут негативно сказаться на их психике и поведении. Поэтому мультик должен быть:
- Добрым.
- Поучительным.
- Понятен для малышей. Он должен иметь оконченный сюжет (после просмотра дети не должны задаваться вопросом о том, что же произошло дальше с главным героем).
- Персонажи не должны вызывать страх и плохие ассоциации.
Зная как развлечь детей дома, многие родители могут вздохнуть с облегчением и выкроить время для себя, пока малыши будут заниматься любимым делом.
Кроме того, что кроха весело проведет день, он получит много положительных эмоций, знаний и навыков. Ведь игры могут быть не только интересными, но и полезными, что играет не последнюю роль в развитии будущего поколения.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Вывод
В 3–4 года закладывается база личности. Идет активное физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное, творческое развитие. Ребенок все впитывает, как губка, и этим нужно пользоваться.
Однако в то же время 3–4 года — это сложный период, потому что на него приходится кризис «Я сам». Дети могут проявлять негативизм, упрямство, эмоциональную нестабильность. Задача родителей — не только собрать комплекс упражнений, но и разобраться в особенностях возраста, чтобы лучше понимать своего ребенка.
И не забывайте о ценности общения и игр ребенка со сверстниками, ведь в группе развитие происходит еще быстрее. Возможно, вам не всегда хватает времени для того, чтобы организовать игры с ребенком. Тогда вы можете записать его на занятия в «Бэби-клуб». У нас работают профессионалы, и вы можете быть на 100% уверенными в том, что малыш развивается по возрасту и с учетом индивидуальных особенностей.