Психологический запор у ребенка
Проблемы с дефекацией у детей имеют физиологические, органические и психологические причины. Болезни желудочно-кишечного тракта вызывают функциональный запор: у ребенка не полностью освобождается кишечник или позывы к дефекации очень редкие.
Психологический запор причиняет ребенку страдания.
Как возникает психологический запор? Он отличается тем, что позывы к испражнению есть, но кроха старается их сдержать, терпит. Появляется психологический барьер, и носит он возрастной характер:
1,5 – 3 года – период, когда происходит знакомство с горшком. Усердные родители могут не только заставить малыша упрямиться, но и привить негативное отношение к горшку
Это наиболее распространенная причина запора в этом возрасте;
3 – 4 года – период, когда происходит важное событие: ребенок идет в детский сад. Незнакомая обстановка, чужие люди вызывают страх и неуверенность
Дети, превозмогая позывы к дефекации, терпят до дома;
4 – 5 лет. Малыш становится самостоятельным, сам выбирает пищу, которая нравится. Неправильное питание приводит к болям при опорожнении кишечника, ребенок боится болей и снова терпит, усугубляя положение. Чем больше терпит, тем сложнее потом сходить в туалет: кал затвердевает, и ощущения делаются еще болезненнее.
В любом из трех возрастных периодов психологический запор у ребенка появляется, когда у него был негативный опыт: понос или было больно по другой причине, а может кто-то посмеялся или поругал. Из-за страха испытать боль и унижение он сдерживает процесс, старается перетерпеть позывы к дефекации.
Как помочь ребенку преодолеть психологические барьеры
Родители не сразу понимают, что у ребенка психологические проблемы, списывая происходящее на физиологию. Первое средство, которое идет в ход, это клизма. Несколько раз этим способом воспользоваться можно. Если же запоры повторяются часто, а педиатр не находит симптомов болезни ЖКТ, то следует задуматься о психологических корнях явления.
Сразу нужно успокоить родителей: проблема решаема, но нужно запастись терпением. В некоторых случаях избавление ребенка от психологического барьера занимает несколько месяцев. Не лишним будет обратиться за помощью к психотерапевту и гастроэнтерологу: врачи объяснят, как помочь ребенку, и понаблюдают за его состоянием.
Гастроэнтеролог проведет необходимое обследование, поможет составить диету, которая обеспечит мягкий стул и снизит боль:
- овощи и фрукты в рационе ребенка подбираются таким образом, чтобы не образовывались газы,;
- сладости и хлеб сокращают до минимума;
- кисломолочные продукты – только свежие;
- следить за выполнением питьевого режима: пить нужно много, малое количество жидкости способствует запору.
В сложных случаях назначают мягкое слабительное.
Если ребенок «наделал в штанишки» ругать не стоит
Порадуйтесь отсутствию боли, остановите на этом внимание, убедите, что болеть больше не будет. Это первый шаг к избавлению от страха
Лечение психологического запора потребует времени и терпения.
Главная задача на первом этапе – победить страх, а дальше пытаться приучать и к горшку, и к унитазу.
Психотерапевт подскажет родителям, что делать, чтобы избавить сына или дочку от напряжения и боли, научит приемам массажа, посоветует, какие физические упражнения полезны для кишечника. Помощь в борьбе с запорами окажут терапевтические сказки, игры с песком и пластилином.
Малыш должен почувствовать свои силы и возможности. Хвалите его за каждую удачную попытку ходить в туалет, даже если это произошло не на горшок.
Главная роль в избавлении ребенка от психологического запора отводится родителям: они самые близкие люди, малыш им доверяет. Сколько терпения и изобретательности они проявят, насколько ребенок почувствует поддержку, настолько быстро и пойдет лечение.
как приучить ребенка к горшку
Получено 2 совета от психологов
4
Хороший ответ
В 6 лет ребенок не хочет идти в сад (1 ответ)
Уважаемая Мария!
Судя по Вашей ситуации, скорее всего, нежелание Вашего смышленого ребёнка, который уже должен был бы какать в горшок или унитаз, связан с очень часто встречающейся проблемой. Эта проблема – появление у ребёнка 2-4 лет младшего брата или сестрёнки
И связанное с этим соперничество за любовь и внимание мамы. Особенно вопрос отказа от горшка или унитаза актуален, если дети одного пола – тут соперничество проявляется ещё больше
Старшему ребёнку обычно родителями подчёркивается, что он старший, большой. А когда много внимания уделяется младшему ребёнку, что совершенно естественно, старший очень болезненно реагирует на это. И бессознательно “доказывает” темой туалета, что он ещё маленький.
И обращение к сознанию ребёнка (“Ты старший, тебе нельзя какать под себя, а братик маленький, ему можно!”) не срабатывает. Ведь своим нежелательным для вас поведением он получает гораздо больше внимания и заботы к себе, тем самым отвлекая маму от младшего “соперника”.
Подсознание старшего ребёнка, который перестал в самом нежном возрасте быть единственным у любимой мамы, вынуждено “хитро” и изворотливо получать себе долю лишнего внимания, разрешая ему обкакаться. “Вот видишь, я ещё не умею сам ходить по-большому, значит я маленький, возись со мной, как с братиком (сестрёнкой)”- это серьёзные “доводы” для малыша.
Вам желательно не сравнивать старшего ребёнка с младшим (ему можно, тебе нельзя), а больше восхищаться поведением старшего, чаще его обнимать и найти повод одобрять его, чтобы он чувствовал свою значимость для мамы. Можно “советоваться” с ним по поводу проблемы горшка младшего: “Как же мне быть с ним? Когда же, наконец, он перестанет какаться?”
Упрекать, высмеивать, ругать, излишне уговаривать и слишком много внимания уделять проблеме мальчика лучше не стоит, чтобы не усугубить её. Можно мягко привлекать к стирке испачканных трусиков, к мытью испачканных участков тела.
И необходимо как можно спокойно совсем отказаться от памперсов, чтобы стимулировать бессознательный, рефлекторный контроль над процессом опорожнения кишечника по ночам.
Кроме того, нельзя сокрушаться при нём по поводу предстоящего посещения детского сада (“Что же будет, если ты там будешь какать под себя? Все будут смеяться!”)
Это важно, чтобы не было негативного ожидания посещения садика и связи этого очень сложного шага для ребёнка с проблемой стула
Если ребёнок очень чувствителен к семейным ссорам, то проблема невротического отказа от горшка и унитаза может быть связана со страхами и чувством вины: “Папа и мама ругаются, потому что я плохой”, “Мне страшно, потому что я плохой”. Такое у детей часто бывает, несмотря на то, что они очень любимы.
По поводу проблемы ребёнка лучше обратиться к детскому психологу, если не справитесь сами. Можете обратиться ко мне за консультацией по скайпу.
Если нет возможности обратиться к психологу, перед садиком с указанной проблемой желательно получить консультацию детского невролога в случае, если педиатр не рассматривает вашу проблему как требующую внимания и лечения.
Всего доброго!
Римма Дюсметова, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов Челябинск
4
Хороший ответ
3
Больно — приятно
Мы рождены для счастья. С детства идем по пути приятных впечатлений и положительных эмоций, избегая боли. От завершенного полностью, доведенного до конца акта дефекации ребенок, обладающий анальным вектором, получает сбалансированное состояние биохимии мозга, наслаждение.
Когда шустрая мама с талантом делать десять дел одновременно сдергивает с горшка малыша, то он получает сильнейший стресс.
Раз за разом мама торопит, прерывает процесс усидчивого труда на горшке. У ребенка формируется новая способность — получать наслаждение не от очищения, а от задержки стула.
Малыш откладывает акт дефекации, чтобы избежать боли и не получить очередной стресс. Когда задерживает не один раз позыв к опорожнению кишечника, происходят физиологические изменения — запор. Малыш, как загнанный медвежонок, попадает в так называемый двойной психологический капкан: он оттягивает поход в туалет как можно дольше, то есть избегает боли и при этом получает удовольствие от факта откладывания. Затем после облегчения закрепляет навык получать наслаждение через избавление от боли. Позже, во взрослой жизни, он перенесет это на окружающих. Например, будет причинять боль жене, чтоб потом доставить ей радость от прекращения этой боли. Именно в детском возрасте во время неправильного приучения к горшку формируются садистские устремления, синдром отложенной жизни — прокрастинация. Как разобраться в психологических причинах, по которым ребенок боится ходить по-большому после запора, и решить проблему, можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология».
Для начала попробуем наших ребятишек не торопить, не дергать, не срывать с горшка, а дать им столько времени, сколько необходимо.
Пусть ребенок сам поставит горшок там, где ему спокойно сидеть, выберет укромное место.
Книжка в руках поможет сосредоточению на процессе, при этом совместится полезное с приятным.
Для детей постарше не помешает книжная полочка в туалетной комнате.
Важно не беспокоить малыша, не отвлекать от “задумчивого труда”.
Отзывы:
Если у вас появится желание подробно разобраться с этой деликатной темой, от которой зависит, правильно ли будет идти психосексуальное развитие ребенка, приходите на бесплатные онлайн-занятия Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Психологический запор у ребенка в 2-3 года — что делать родителям?
Большинство молодых родителей сталкиваются с проблемой запоров у своего ребенка в возрасте 2-3 лет. Устранить задержку стула у малыша достаточно просто: нужно улучшить рацион питания, увеличить ежедневное количество воды и применить лекарственный препарат. Однако что делать, если малыш психологически «боится какать»?
Психологический запор чаще всего возникает у детей, которые уже “научились” контролировать свой организм, то есть в возрасте 2-3 лет
Причины возникновения психологического запора и характерные симптомы
Психологический (неврогенный) запор у детей – затрудненная, нерегулярная или недостаточная дефекация или ее сдерживание, возникающая чаще всего в 2-3 года по психосоматическим причинам:
- болезненные ощущения при предыдущих проблемах с опорожнением кишечника;
- применение неправильных методов приучения к горшку (долгое ношение подгузника, наказание за промах);
- неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье;
- психические расстройства (задержка речевого развития, аутизм) (рекомендуем прочитать: лечение задержки развития речи);
- появление новых жизненных обстоятельств, связанных со сменой обстановки, режима, окружающих людей (период адаптации к детскому саду, переезд, путешествие).
Психологический запор у ребенка намного сложнее диагностировать, потому что проявляющиеся симптомы схожи с признаками механического запора у детей:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как лечится запор у ребенка в 2 года?
- скопление газов;
- схваткообразные боли в кишечнике;
- твердый и вздутый живот;
- потеря аппетита;
- тошнота;
- неприятный запах изо рта (рекомендуем прочитать: почему неприятно пахнет изо рта у ребенка?);
- изменения в поведении и эмоциональном состоянии (плаксивость, вялость, проблемы со сном).
Проблема психологического запора в том, что его часто путают с механическим
Использование медикаментов
В решении проблемы психологического запора у ребенка врач-гастроэнтеролог назначает слабительные препараты Дюфалак, Порталак и Домперидон. Устранить сопутствующие симптомы помогают:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как и чем лечить запор у ребенка в 2 года?
- спазмолитические средства Папаверин и Дротаверин;
- желчегонный препарат Хофитол;
- нормализующие кишечную микрофлору средства Хилак Форте, Аципол, Бифидумбактерин, Линекс.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: средства против запоров у детей
Дозировку и длительность курса определяет врач. Он руководствуется основным правилом: малышу нельзя принимать слабительные лекарства более 2 недель.
Соблюдение диеты и режима дня
В период лечения ребенок должен пить большое количество жидкости, особенно полезными будут компоты из сухофруктов
После консультации со специалистом и проведения всех необходимых анализов (кал на яйца глистов, дисбактериоз, копрология, биохимический анализ крови), нужно изменить рацион питания для облегчения процесса дефекации:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если у ребенка появляется кровь после дефекации?
- полностью исключить мучное, рис, бобовые, все виды капусты, яблоки, помидоры, бананы, шоколад;
- до еды давать компот из кураги и чернослива;
- утром натощак давать стакан теплой воды;
- ежедневно перед сном пить любые кисломолочные продукты;
- обеспечить ребенка достаточным количеством жидкости;
- готовить тушеные овощи и супы.
Эффективно помогает корректировка режима дня: утром делать зарядку, а в течение дня много активно двигаться, заниматься спортом и играть на свежем воздухе.
Оказание психологической помощи
Важнейшей частью решения проблемы психологического запора у ребенка является ежедневная эмоциональная поддержка со стороны родителей несколькими способами:
- терпеливое объяснение сути проблемы и придание уверенности в ее решении;
- постоянная похвала при успешном опорожнении с акцентом на ощущения ребенка – живот и попа не болят;
- мягкое и медленное приучение ребенка к горшку в 2 года (подробнее в статье: как в 2 года приучить ребёнка к горшку?);
- использование удобного горшка, который ребенок сможет выбрать сам;
- терапевтические сказки, в которых говорится о том, что каждый день нужно обязательно покакать и нельзя терпеть;
- лепка из пластилина, помогающая снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Получено 5 советов от психологов
Ольга, сводите ребёнка к детскому психологу, может быть, в детском саду произошла какая-то травмирующая ситуация, психолог в Москве поможет в таком случае, потому что если мои догадки верны, то у ребёнка “впечатался” в мозг спазм кишечника, который не даёт нормально сходить в туалет. Либо могло ничего не быть, но спазм образовался на факт, что “мама бросила”. Нормальный психолог может выяснить причины, и рассказать ребёнку метафорическую сказку, например, про крота, который испугался чего-то в норе, сжался в комок, но когда он сжался, не смог вылелзти из норы, мимо пролетала кротовая фея, услышала плач крота, спросила, что случилось, и дала ему волшебные капли, выпив которые он почувствовал, что расслабляется и ничего не боится, и смог выбраться на поверхность из норки. Это пример сказки, которая помогает ребёнку создать метафору для бессознательного, что нужно сделать организму вместо спазма, такая сказка как бы переделывает реакции на ситуацию.
Кулькова Наталия Рудольфовна, психолог в Москве
6
Хороший ответ
1
Ребенок не любит ходить по большому на горшок (1 ответ)
для Вас статья на моем сайте:
http://psicholog.do.am/publ/dlja_roditelej/psikhologicheskij_zapor_u_rebenka/4-1-0-77
Овсяник Людмила Михайловна, психолог Минск
5
Хороший ответ
Ребёнок ходит по большому в штанишки (3 ответа)
Добрый день, Ольга! Страх дефекации у ребенка может возникнуть по различным поводам, но независимо от причины родители могут успешно разблокироать эту проблему. Самый лучший психолог для вашей дочери это Вы сами. Просто надо сделать нужные вещи в правильный момент. Мои координаты есть в анкете. Удачи.
Овчаров Дмитрий Анатольевич, психолог Москва
4
Хороший ответ
3
Дочке 3 года, ходит по большому в штаны (2 ответа)
Ольга!
Достаточно эффективно в подобных случаях работает внушение во сне.
Для нормализации стула необходима примерно неделя.
Естественно, что это должна делать мама, пока ребенок спит.
Сама формула внушения подбирается индивидуально.
Записывайтесь на консультацию, составим внушение и я расскажу вам как его делать.
Матвеев Валерий Анатольевич Гипноз Самогипноз Психолог Тольятти
3
Хороший ответ
Ребёнок перестал ходить по большому на горшок (1 ответ)
Здравствуйте.Ольга.Могу только сказать,что у симптома Вашей дочки может быть скрытый смысл-они ищет таким путем дополнительное внимание к себе.Дочке недостает внимания.С того момента,когда пошла в садик.С этого все и началось.Благодаря симптому Вы с ней чаще вместе и чаще с ней общаетесь.А это то,что нужно любому ребенку-теплоту мамы.Думаю,что нужно убавить внимание к сдерживанию дочки и перестать это с ней обсуждать и волноваться.Когда она увидит,что эта манипуляция ничего больше не даст-ее страх исчезнет и функция наладится.А количество внимания к дочке важно повысить другим способом. Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград
Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград
3
Хороший ответ
1
Психологический запор у ребенка в 2-3 года: что делать родителям?
Запор – достаточно опасное состояние как у взрослых, так и у детей. Если первоисточниками являются объективные факторы (переедание мучных изделий или рисовой каши), избавиться от него гораздо проще, чем от запора по психологическим причинам. Основная проблема детей, вызывающая психологический запор, это боязнь облегчаться. Какие существуют методы для лечения запора?
Какие основные причины?
Психологический запор у ребенка отличается от функционального причинами, которые его вызывают. Функциональный запор может возникнуть из-за неправильного питания, переедания, употребления определенных продуктов, заболеваний ЖКТ.
В основе психологического запора лежит страх ребенка. По некоторым причинам малыши в 2 или 3 года боятся облегчаться, в результате чего каловые массы накапливаются в организме, и их выход причиняет ребенку боль.
В результате малыш отказывается ходить на горшок, у него развивается психологический запор.
К основным психологическим причинам, вызывающим такой вид запора, относятся:
- Адаптация к новым условиям. Если в 2 или 3 года малыш облегчался дома в присутствии родителей, то после отправки его в детский сад, могут возникать трудности с дефекацией из-за стеснения ребенка или стресса.
- Проблемы в семье. Частые ссоры между родителями, выяснение отношений в присутствии малыша могут вызвать у него психологические проблемы. Нарушение комфорта во время дефекации также способствует возникновению запора.
- Слишком усердное приучение к горшку. Некоторые родители яростно увлекаются этим процессом и ругают малыша, если он пачкает трусики. В результате у ребенка складывается негативное впечатление от дефекации.
- Неприятные воспоминания. Если у малыша были случаи нарушения стула, ему было больно, его заставляли пить таблетки, это может вызвать неприятные ассоциации при каждой дефекации. Малыш может просто отказаться какать.
Любые изменения условий (смена горшка или обстановки) может привести к задержке стула у ребенка. Подобным образом ребенок также реагирует, если не хочет расстраивать родителей.
Как избавиться от психологического запора у ребенка?
Что делать, если у малыша запор на нервной почве? Избавиться от данной проблемы можно, соблюдая специальную лечебную диету и принимая медикаменты. Немаловажным фактором является поддержка родителей. Рекомендуется не заниматься самолечением, а обратиться за помощью к детскому педиатру. Врач составит необходимую программу лечения в каждом конкретном случае.
Применение лекарственных препаратов
Медикаментозное лечение не может продолжаться более 14 дней. Если в указанный срок не удалось вылечить малыша, педиатр будет искать другие методы решения проблемы.
Психологическая поддержка родителей
Похвала, подбадривание, одобрение родителей могут иметь лучший результат, чем медикаменты
Важно не запугивать малыша клизмой и таблетками. Лучше рассказать ему о том, что боли больше не будет и горшка бояться не стоит
Благотворно влияют также сказкотерапия, регулярные игры с малышом, в том числе с использованием пластилина.
Соблюдение специальной диеты и режима дня
Диета основана на включении в рацион продуктов, способствующих размягчению каловых масс. Благодаря этому, опорожнение кишечника будет происходить в щадящем режиме, не вызывая болевых ощущений у ребенка. Лечебная диета включает:
- свежие и тушеные овощи;
- кефир и другие кисломолочные продукты;
- сухофрукты и компот из них (чернослив, курага, инжир);
- овощные соки (из тыквы, моркови, свеклы).
Ребенку необходимо обеспечить правильный питьевой режим. Норма чистой воды в день на период лечения – 50 мл на 1 кг массы тела малыша.
Важно обеспечить правильный режим дня:
- сон с 22:00 до 8:00;
- активные игры в течение дня;
- прогулки на свежем воздухе.
Что делать в целях профилактики?
Когда малышу исполняется 2 года, наступает пора проведения профилактических мероприятий, которые позволят в будущем избежать проблем со стулом, в том числе на нервной почве. Родителям не нужно делать что-либо особенное, достаточно обеспечить для ребенка следующее:
- спокойную обстановку в семье;
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- физическую нагрузку и подвижные игры;
- правильный питьевой режим;
- сбалансированный рацион, в котором должны быть ограничены продукты, способствующие зашлакованности организма.