Что такое детский невроз и почему он возникает
У малышей до трех лет невротическое расстройство возникает по физиологическим причинам, а позднее, по море взросления ребёнка, подключаются и психологический факторы. Причины неврозов у детей младшего возраста могут быть:
- Гипоксия плода во время беременности, возникшая в результате тяжелого протекания беременности или наличия других хронических заболеваний будущей мамы;
- Поражение центральной нервной системы младенца во время родов;
- Частые болезни малыша в младенческом возрасте, пониженный иммунитет.
Психологическое расстройство у детей после трех лет возникает под влиянием не только физиологических причин, но и психологических:
- Неблагоприятная обстановка в семье, частые скандалы и ссоры родителей. По статистике, развод родителей является одним из главных факторов возникновения детского невроза;
- Долгое и тяжелое привыкание к детскому саду.
Психологи утверждают, что невротическое состояние чаще всего возникает у детей, с определенными особенностями психологического состояния:
- Гиперчувствительность и эмоциональность. Такие дети слишком тяжело переносят расставание с мамой даже на короткий период.
- Беззащитность.
- Склонность к страхам и беспокойствам.
- Замкнутость. Все обиды и переживания малыш прячет глубоко внутри себя, не выплескивая эмоции наружу.
- Впечатлительность.
- Потребность самоутвердиться.
Дети именно с такими особенностям характера более подвержены психологическим расстройствам.
Неврозы у детей и подростов возникают аналогичным способом: на основе психоэмоциональных и физиологических факторов. Физиологические причины у подростков следующие: тяжелые роды, хронические заболевания нервной системы, низкий иммунитет. А вот психологические причины невроза у подростка зависит от возрастной группы, в котором он пребывает.
Первый возрастной кризис у ребенка наступает примерно в три года, когда маленькая личность начинает себя осознавать, как отдельного человека, со своими потребностями и желаниями. Также в этом возрасте дети обычно начинают посещать детский сад, что является своеобразным эмоциональным испытанием. По данным статистики, именно на этот период жизни ребенка чаще всего выпадает развод родителей
В возрасте трех лет ребенок наиболее уязвим, и ему как никогда требуется забота и внимание родителей
Неврозы у детей и подростков после двенадцати лет в основном возникают на фоне гормонального перестроения организма. Постоянные смены настроения, конфликты с окружающими, депрессии – наиболее частые признаки этого возраста.
Таким образом, невроз у детей может возникнуть под влиянием следующих факторов:
- Нежелание взрослых находить компромисс в общении с подрастающим поколением;
- Избыток или дефицит внимания со стороны родителей;
- Сложная семейная обстановка;
- Навязывание взрослыми своей модели поведения, чрезмерная опека;
- Запугивание в детском возрасте сказочными героями;
- Отсутствие полноценного отдыха;
- Проживание в плохих жилищных условиях;
- Круглосуточная занятость родителей, воспитание посторонними людьми;
- Неполная семья;
- Хронические заболевания, в том числе и нервной системы;
- Генетическая предрасположенность к неврастении;
- Умственные и физические перенапряжения, недосыпание.
Патогенез
Особенностью детских неврозов считается их развитие у лиц с несовершенной нервной системой. Сам процесс становления собственного «я» и формирование личности в первую очередь определяет тип воспитания ребенка. К нарушениям воспитательного процесса можно отнести:
- гипер- и гипоопеку;
- жестокость;
- неприятие;
- гиперсоциализацию ребенка.
Подобные влияния способны исказить биологические и психофизиологические особенности детей. В результате возникает преневротическое состояние. Оно характеризуется наличием у ребенка:
- ощущения неполноценности;
- фобических нарушений;
- тревожности;
- неадекватному восприятию окружающей действительности.
Коррекция факторов риска на этапе оптимизации методов воспитания является главным этапом профилактики детских неврозов.
Классификаци
Существует несколько классификаций невротических расстройств. Согласно традиционным представлениям неврозы у детей и подростков можно подразделить на следующие формы:Невроз навязчивых состояний;
- Истерия;
- Неврастения.
В зависимости от возраста пациента выделяют детский невроз (отдельными видами считаются дошкольный невроз, невроз школьников и подростков), невроз взрослых и пожилых людей. Спорным остается вопрос наличия невроза грудничков. Незрелость нервной системы у детей первых лет жизни определяет отсутствие специфичности и фрагментарность невротических признаков. В связи с этим более-менее четкая диагностика болезни возможна у детей, начиная с 24 месяцев.
Этиологические факторы определяют наличие семейных неврозов, неврозов, связанных с профессиональной деятельностью и так далее.
В литературных источниках имеются сведения о классификации неврозов, в основу которой легли соматические проявления болезни – кардионевроз, невроз желудка, вегетоневроз и так далее. В настоящее время в клинической практике подобное деление не используется.
Особенности
Главной отличительной чертой неврозов является обратимость патологии. Вне зависимости от длительности заболевания изменения имеют функциональный характер. Психогенная природа нарушений определяется наличием связи между клиникой невротических проявлений, характерными чертами системы взаимоотношений ребенка и патогенной стрессовой ситуацией.
Специфичность клинических синдромов ограничена появлением эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Однако часто в детском и подростковом возрасте проявления болезни могут быть стерты или протекать под маской другого, чаще всего соматического заболевания.
Несмотря на то, что статистически достоверными являются данные о более высокой частоте встречаемости болезни среди женщин, в детском возрасте гендерные отличия практически отсутствуют. Чаще неврозы распространены среди подростков и лиц молодого возраста.
Клиника
Клинические проявления неврозов определяют характер травмирующей стрессовой ситуации и специфические черты личности больного. Недостаточная сформированность второй и третьей сигнальных систем приводят к отсутствию типичных «классических» видов неврозов у детей. Подобные невротические реакции у детей обычно проявляются в виде моносимптомного или системного течения. Избирательность нарушений обусловлена врожденной и/или приобретенной слабостью одной из функциональных систем. Например, при нарушениях в системе речедвигательного аппарата развивается логоневроз (заикание), при патологии структур, ответственных за регуляцию мочеиспускания – энурез.
Кроме этого, может формироваться патологическая условнорефлекторная активность, при которой в момент воздействия аффекторного фактора возникает наиболее интенсивный вид моторной деятельности (тики, другие навязчивые гиперкинезы, компульсии).
При отсутствии коррекции невротические реакции преобразуются в стойкие неврозы, вылечить которые значительно сложнее. Совместно с продолжающимся воздействием психотравмирующей ситуации закрепляются предпосылки для развития невротического типа личности.
Симптомы и классификация невроза
Симптоматика заболевания многообразна и включает астенические, истерические, обсессивно-компульсивные проявления, фобии, депрессивные симптомы и др.
Родителям следует обратить внимание на следующие признаки невроза у подростков:
быстрая утомляемость, слабость;
плохой сон, трудности при засыпании;
постоянные головные боли;
снижение концентрации внимания, памяти, неусидчивость;
беспокойство, повышенная возбудимость, беспричинные страхи;
плаксивость, повышенная раздражительность, перепады настроения;
частые истерики;
учащенное сердцебиение, одышка;
плохая успеваемость, затруднения при выполнении даже простых заданий;
быстрая потеря интереса к какому-либо занятию;
нарушения стула, энурез.
При появлении подобных симптомов и изменении поведения ребенка следует незамедлительно проконсультироваться у врача.
Выделяют несколько форм невроза у подростков, для которых характерна та или иная симптоматика:
Неврастения. Чаще возникает у робких, стеснительных и мнительных детей. Может быть следствием перенесенных инфекционных процессов, сильного стресса или перенапряжения. Характеризуется нарушением сна, выраженной слабостью, тревогой, повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, дискомфортом, болевыми ощущениями в области сердца, потливостью, диспепсическими расстройствами.
Истерический невроз. К данной патологии склонны инфантильные подростки, отличающиеся демонстративным поведением. У детей младшего возраста отмечаются непроизвольные дефекации, приступы с аффективной окраской. При отсутствии речевых нарушений возможны признаки мутизма и нежелание контактировать. Для старшего возраста типичны ярко выраженные симптомы истерии: выгибание в неестественной позе, судороги, театральность, эмоциональные реакции.
Навязчивые состояния. Подростки, страдающие таким видом невроза, отличаются принципиальностью и педантичностью. Наблюдаются страхи, мысли и переживания, от которых трудно избавиться. Навязчивые движения проявляются в форме моргания, нахмуривания, длительного мытья рук, различных ритуалов.
Депрессивный невроз развивается на фоне психотравмирующего события, чаще в пубертате. Подросток становится необщительным, пассивным, подавленным, полностью погружается в свои переживания. Нарушаются сон и аппетит.
Проявлениями системных неврозов являются тики в виде подергивания мышц лица, конечностей и век. К данной категории относятся заикание, вызванное судорогами речевой мускулатуры, недержание мочи и кала.
Заболевание у подростков нередко сопровождается постоянной тревожностью, сменой настроения, изменением поведения, частыми мигренями. Подобное состояние является поводом для обязательного обращения к специалисту.
Виды неврозов
Виды неврозов достаточно разнообразны:
- невроз страха;
- невроз навязчивых состояний;
- депрессивный;
- истерический невроз;
- ипохондрический;
- невротическое заикание;
- дыхательный невроз;
- неврастения или астеническая форма;
- анорексия – пищевой невроз;
- невротические тики;
- невротические нарушения сна;
- невротическийэнурез или энкопрез.
Невроз у детей может развиться в любом возрасте – как у ребенка в 2 года, так и у подростков.
Далее будут рассмотрены самые часты формы невротических состояний.
Истерия
Неврозы у детей дошкольного возраста чаще всего наблюдаются в форме истерии. Проявляется данное состояние в падении на пол и ударами ногами или головой о пол, в это время ребенок кричит и плачет.
Не так часто, но встречаются приступы мнимого удушья, которые наблюдаются при отказе выполнять требования малыша или, когда ребенок наказывается. Особенно это распространенное явление у детей 3 лет. В подростковом возрасте истерия может проявляться в сенсорных расстройствах – так называемая истерическая слепота, ухудшение чувствительности рецепторов кожи и слизистых.
Неврастения
Чаще наблюдается у детей 10 лет и подростков. Данное состояние может быть следствием чрезмерных нагрузок в школе, дополнительных занятий, но в большинстве случаев встречается у физически слабых детей. Проявляется в раздражительности, нарушениях сна, плаксивости, неусидчивости, быстрой утомляемости.
Неврозы навязчивого состояния
Этот вид патологии делится на 2 подвида – невроз навязчивых движений и фобии. Однако, встречаются и смешанные формы. Первый подвид чаще возникает у ребенка 4 лет – выражается в непроизвольных вздрагиваниях, шмыганье носом, подергиваниях, движениях кистями, топанье ногами и прочее. Такие явления наблюдаются при психологическом напряжении. Движения непроизвольные и возникают помимо желания малыша. Фобический невроз представляет собой различные страхи – замкнутого пространства, темноты, у детей 7-8 лет могут наблюдаться фобии отвечать у доски и так далее.
Энурез
Ночное недержание мочи. В большинстве случаев этим недугом страдают дети с наследственной предрасположенностью, психотравмирующими факторами, тревогами.
После 5 лет ребенок начинает переживать из-за данной патологии, у него падает самооценка, стараясь не допустить неосознанное мочеиспускание, ребенок старается не спать, в результате чего к этому виду невроза присоединяются и другие – плаксивость, фобии, тики.
Пищевой невроз
Выражается в нарушении аппетита – ребенок может очень медленно принимать пищу, долго жевать, срыгивать, отмечается плаксивость во время еды, а также обильная рвота.
В некоторых случаях может иметь место невроз глотки – ребенок не может проглотить пищевой ком, в результате чего возможна рвота или удушающее состояние.
Лечение и профилактика детских неврозов
Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.
Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.
Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.
Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.
Во многих семьях, особенно имеющих единственного ребенка, культивируют у любимого чада его исключительность, пророчат успех и звездное будущее. Иногда такие дети обречены на многочасовые занятия (выбранные для них родителями), не имея возможности общения со сверстниками и развлечений. В этих условиях зачастую у ребенка развивается истерический невроз.
Психолог, прежде чем назначить лечение, постарается обязательно выяснить семейные обстоятельства и методы воспитания ребенка. Очень многое зависит не от действия предписанных лекарств (если они вообще понадобятся), а от родителей, от понимания ими своих ошибок в воспитании и готовности их исправить.
Исцелению ребенка будет способствовать также соблюдение режима дня, рациональное питание, занятие физкультурой, ежедневное пребывание на свежем воздухе.
Получили заслуженное признание методы лечения детских неврозов с помощью музыкальной терапии, лечение при помощи животных (дельфинов, лошадей, рыбок и т.д.).
Как лечить невроз у детей?
Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.
Какие врачи лечат детский невроз?
При подозрении на детский невроз лечение определяет врач-невропатолог. При этом пациента отправляют на обследование к кардиологу, психологу, эндокринологу и другим специалистам. Такой подход позволяет исключить течение заболеваний, вызывающих описанные выше симптомы.
Медикаментозное лечение
Лечение неврозов у детей медикаментами дополняет психотерапевтическую коррекцию. Лекарственные препараты восстанавливают работу нервной системы и устраняют депрессивное состояние. В зависимости от характера клинической картины медикаментозное лечение включает в себя прием:
- витаминов группы С и В;
- мочегонных сборов и отваров;
- ноотропов («Ноотропил», «Пирацетам»);
- лекарств для лечения астении (подбираются с учетом сложности случая);
- транквилизаторов;
- седативных средств;
- антидепрессантов.
При сильной возбудимости пациента лечение дополняется «Сонопаксом». Принимать антидепрессанты и транквилизаторы необходимо под непосредственным контролем со стороны врача. В ином случае снизится эффективность психотерапии при неврозоподобном синдроме.
Психотерапия
Основу лечения детских неврозов составляют психотерапевтические методики. Для восстановления психического состояния пациента применяются:
- гипноз;
- арт-терапия;
- рациональная терапия;
- игровая терапия;
- суггестивная психотерапия.
Психотерапевтическое вмешательство направлено на коррекцию поведения пациента. В особых случаях (особенно, когда лечатся неврозы у подростков) занятия с больным проводятся в группах.
Семейная терапия
Чтобы повысить эффективность лечения неврозов у детей дошкольного возраста, нередко проводятся сеансы семейной терапии. Такой подход позволяет выявить истинную причину развития психического расстройства.
На начальном этапе врач в рамках данного метода лечения устанавливает особенности поведения и взаимодействия внутри семьи. В дальнейшем проводятся консультативные беседы с родителями. Затем назначаются сеансы совместной психотерапии, в которых участвуют взрослые и дети. На этом этапе врач прорабатывает с пациентов и его родителями сценарии, которые могут вызвать негативную реакцию.
Лечение неврозов у подростка также часто проводится в рамках семейной терапии, так как часто именно из-за негативного отношения со стороны взрослых возникают нервные расстройства.
Симптомы неврозов у детей
Проявления неврозов у детей не менее разнообразны, чем у взрослых, хотя и имеют свои особенности. Психологи обычно пользуются нижеприведенной классификацией, хотя большинство из этих названий вы не найдете в МКБ-10, в которой невротические расстройства обозначены совершенно другой терминологией.
Невроз страхов у детей обычно проявляется в определенных обстоятельствах. Более младшие дети боятся «бабайки», шума ветра, пауков или темноты. Когда ребенок подрастает, он может со страхом относиться к публичным выступлениям, большим коллективам, контрольным работам в школе и другим ситуациям, которые либо делают его центром всеобщего внимания, либо требуют совершенного результата (оценки). При этом в маленьком возрасте он может капризничать, истерить, отказываться делать что-либо, а в более старшем – всеми способами избегать неприятной ситуации, прогуливать уроки, сбегать из дома и так далее.
Невроз навязчивых состояний у детей выглядит как постоянное повторение определенных действий. Ребенок может шмыгать носом, дергать шеей, покашливать, грызть ногти, вырывать волосы или испытывать желание бесконечно мыть руки. Проявления этого невроза могут быть очень разными, но причина всегда одна и та же – повышенная тревога.
Астенический невроз или неврастению отличает раздражительность, проблемы с аппетитом, нарушения сна, вялость. Обычно этот вид невроза развивается в ответ на непосильные нагрузки в школе или на дополнительных занятиях, и в настоящее время его часто диагностируют у детей в возрасте 8-9 лет.
Невроз ипохондрического характера у взрослых обычно касается состояния здоровья, а вот маленькие ипохондрики сомневаются не только в своем физическом благополучии, но и вообще – в себе, в своих умениях и умственных способностях. Безусловно, в этих сомнениях большую роль играет родительское воспитание по типу «все дети как дети, а вот мой…». Для чувствительного ребенка сравнения с другими детьми и регулярные порицания могут стать отправной точкой возникновения невроза.
Истерический невроз далеко не всегда проявляется только привычными «приступами» с падениями на пол, криком и прочими капризами
«Задача» истерика – привлечь к себе внимание взрослых, а уж как он это будет делать – другой вопрос. Одни дети действительно валяются по полу в магазине, другие просто жалуются на бесконечные боли и хвори, пытаясь таким образом получить любовь и принятие
Невротические нарушения сна время от времени бывают едва ли не у всех детей. Это связано с тем, что именно во сне перегруженная психика имеет свойство избавляться от напряжения. Например, многие дети и подростки начинают «лунатить» в лагерях отдыха (сказывается смена привычной обстановки), а у детей младшего школьного возраста нередки случаи разговоров во сне.
Недержание мочи невротического характера требуют определенной диагностической осторожности. Дело в том, что отдельные эпизоды недержания по ночам вполне нормальны для детей до 2-3 лет, но если ребенок уже подрос, а все еще случаются «аварии», то можно говорить о невротической природе данного явления, которое можно и нужно вылечить
Кроме всего вышеперечисленного, к признакам и симптомам неврозов у детей могут относиться:
- тошнота и рвота;
- расстройства деятельности ЖКТ;
- головные боли;
- слабость, вялость, сонливость;
- депрессивные и тревожные мысли;
- мутизм (временное отсутствие речи);
- запоры;
- боли в различных частях тела;
- обмороки и предобморочные состояния.
Это довольно короткий список наиболее распространенных признаков детских неврозов, на самом деле их проявления могут быть еще более разнообразными.
Профилактика неврозов у детей
Состояние высшей нервной деятельности человека в значительной степени определяется влиянием внешней среды, социальными условиями, в которых находится человек. Большое значение в формировании высшей нервной деятельности человека имеет правильное воспитание с раннего детства.
«Тепличная обстановка» при воспитании может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется «жалким трусом», — отмечал И. П. Павлов. Вот почему в основе воспитания в детском и юношеском возрасте на первом плане должны стоять меры, которые развивают выдержку, стойкость в достижении цели, любовь к труду, желание самосовершенствования. Целесообразно сказать, что здесь нельзя недооценивать большое значение не только домашнего воспитания, но и воздействие педагогического коллектива, класса, дают многочисленные примеры для подражания.
В воспитании волевых качеств большая роль принадлежит физической культуре и спорту с их разнообразными видами и методами, среди которых всегда можно найти такие, которые могут быть интересны для молодого человека. Организованые соревнования способствуют развитию устойчивости, воли к победе, коллективных навыков. Воспитание в коллективе (в дошкольном учреждении, школе) прививает ребенку чувство товарищества, дружбы, общей цели. По статистическим данным, неврозами часто болеют дети, воспитывающиеся одиночками среди взрослых, которые делают их центром своего внимания, поэтому потакают всем их желаниям и требованиям.
Большое значение в формировании личности и высшей нервной деятельности ребенка, подростка и юноши имеет жизнь в семье и не только взаимоотношения ребенка с родителями, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, пьянство родителей, драки, деспотизм во взаимоотношения родителей могут вызывать срывы в нервной деятельности ребенка и предпосылки к развитию невротических состояний. Достаточно частой причиной невроза в детском возрасте является развод родителей, что приводит к сложной ситуации, в которой ребенок не может разобраться и не знает, на кого из родителей ему следует ориентироваться, особенно если она продолжает встречаться и с отцом, и с матерью.
Для укрепления процессов внутреннего торможения большое значение в детском возрасте имеет правильный режим распределения времени ребенка с соблюдением дневного отдыха, своевременного и достаточно продолжительного сна
Последнее особенно важно, поскольку во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений и особенно от негативных эмоциональных нагрузок. Вышеперечисленные профилактические меры для предотвращения неврозов у детей и подростков в значительной мере имеют значение и для учителей
Здесь также существенное значение имеет правильное распределение труда и отдыха, нормальный рабочий день и сон не менее 8 часов в сутки, а также характер микроклимата в педагогическом коллективе, умение анализировать проблему, принятия продуктивных решений, отказ от признания своей точки зрения как единственно возможной, умение найти возможность компромисса.
Следовательно, предотвратить усталость возможно путем избежания стрессовых ситуаций, положительной установки на преодоление тех или иных нервных отклонений (нормализация семейных отношений, справедливое отношение учителя ко всем детям в классе и т.п.).
Диагностика невроза у детей
Невроз — это психическое расстройство, которое проявляется в виде ряда симптомов, таких как тревога, страхи, панические атаки, физические симптомы, например, головные боли или боли в животе, а также нарушения сна и настроения.
Для диагностики невроза у детей необходимо провести комплексное наблюдение и оценку их поведения, эмоционального состояния и физического здоровья
Важно учитывать возрастные особенности ребенка и принимать во внимание его развитие
Симптомы невроза могут проявляться по-разному у детей разных возрастов, поэтому важно учитывать следующие признаки:
- Изменения в поведении: ребенок становится более раздражительным, нервным, плачевным; снижается его активность и интерес к играм и занятиям; он становится более аккуратным или, наоборот, беспорядочным.
- Физические симптомы: ребенок жалуется на боли в животе, головные боли, плохой аппетит, нарушения сна, а также может наблюдаться повышенное потоотделение и сердцебиение.
- Эмоциональное состояние: ребенок может страдать от тревоги, страхов, панических атак; он может быть более пассивным, печальным или наоборот, возбужденным и раздражительным.
Для получения полной картины невроза у ребенка также необходимо обратить внимание на следующие факторы:
Социальная ситуация: необходимо оценить влияние семейной среды, школы и друзей на психическое состояние ребенка
История развития: важно узнать о предшествующих стрессовых ситуациях, травмах или потерях, которые могли повлиять на психическое состояние ребенка. Здоровье ребенка: необходимо провести обследование и исключить органические причины, которые могут вызывать симптомы невроза
Для диагностики невроза у детей может потребоваться консультация психолога или психиатра. Специалисты будут проводить интервью с ребенком и его родителями, а также использовать специальные тесты и методики для оценки психического состояния ребенка.
После получения диагноза невроза у ребенка важно предоставить ему поддержку и помощь. Это может включать психотерапию, физические упражнения, регулярные прогулки на свежем воздухе, а также поддержку со стороны близких и окружающих
Запомните, что своевременная диагностика невроза у детей и оказание помощи может помочь предотвратить развитие более серьезных психических расстройств и обеспечить здоровое психическое развитие ребенка.
Поведенческие изменения и их значение
Поведенческие изменения являются одним из ключевых признаков невроза у детей. Ребенок, страдающий от невротического расстройства, может проявлять различные изменения в своем поведении, которые могут быть замечены как родителями, так и педагогами в школе.
Одним из самых распространенных поведенческих изменений у детей с неврозом является снижение активности и интереса к повседневным делам. Ребенок может стать пассивным, апатичным, неинтересующимся играми и уроками. Также дети с неврозом могут проявлять повышенную раздражительность и нервозность. Они могут часто плакать, капризничать и проявлять агрессивное поведение.
Очень важно обратить внимание на изменение сна у ребенка. Дети с неврозом могут испытывать проблемы со сном: им сложно заснуть, они просыпаются ночью и не могут заснуть обратно, они могут иметь кошмары. Изменение аппетита также может быть одним из признаков невроза у детей
Ребенок может перестать нормально питаться, терять аппетит или, наоборот, начать переедать
Изменение аппетита также может быть одним из признаков невроза у детей. Ребенок может перестать нормально питаться, терять аппетит или, наоборот, начать переедать.
Поведенческие изменения могут иметь серьезные последствия для детей. Они могут привести к снижению успеваемости в школе, проблемам в общении со сверстниками, ухудшению качества жизни ребенка
Поэтому важно своевременно обратить внимание на такие изменения и принять меры для диагностики и лечения невроза у ребенка
Как помочь ребенку с поведенческими изменениями?
Если вы заметили поведенческие изменения у своего ребенка, важно обратиться за помощью к специалисту – детскому психологу или психиатру. Они проведут комплексное обследование ребенка, определят наличие невротического расстройства и подберут необходимое лечение
Кроме того, есть несколько рекомендаций, которые могут помочь родителям помочь своему ребенку:
Обратите внимание на свое отношение к ребенку. Позитивная и поддерживающая атмосфера в семье может оказать положительное влияние на его состояние
Создайте стабильный режим дня
Ребенку важно знать, что происходит вокруг него и чего ожидать. Предоставьте ребенку возможность выразить свои эмоции и чувства
Поговорите с ним, выслушайте его, попробуйте понять его проблемы и беспокойства. Поддерживайте ребенка в его увлечениях и интересах. Помогите ему найти хобби, которое ему нравится, и поощряйте его в этом.
Как лечить невроз у ребенка
Применение психотерапии
Невроз у ребенка лечат с помощью психотерапии, которая может быть:
- Семейной. После обследования семьи выявляются проблемы воспитания, устанавливается эмоциональный контакт. Работа проводится с маленьким пациентом и его родителями, на приеме у врача семье необходимо играть роли в соответствии с написанным врачом сценарием, чтобы научиться выбирать оптимальную модель поведения и вне стен кабинета врача.
- Групповой. Обращение к методу рекомендуется при длительном течении невроза и его тяжелой форме. Объединение детей в группу позволяет научить их новым моделям поведения, делиться впечатлениями. Занятия предусматривают выполнение заданий в кабинете или посещение мероприятий, выставок, музеев. Динамика состояния пациента отслеживается с помощью рисунков, которые выполняются в качестве домашнего задания. Противопоказанием к таким занятиям является склонность к агрессии.
- Индивидуальной. Врачу необходимо установить контакт с пациентом, чтобы определить причину патологии и подобрать максимально эффективный способ ее устранения. Занятия могут включать рисование, лепку, упражнения для мышц, сказко- и гипнотерапию.
Медикаментозная коррекция
Используется для устранения повышенной тревожности, возбудимости. При гиперактивности может потребоваться применение транквилизаторов, в остальных случаях терапия ограничивается приемом настоев лекарственных трав с седативным эффектом. Неврастения у детей лечится с применением антидепрессантов.
Медикаментозная терапия имеет второстепенный характер, ее задача — обеспечить максимально комфортные условия для проведения психотерапии.
Физиолечение
Для стимуляции психических процессов ребенку рекомендуется выполнять комплекс упражнений на свежем воздухе. Снять напряжение позволяет аудиотерапия со звуками природы, арома- и вибромассажная терапия.
Успокаивающий эффект обеспечивает электрофорез с седативными препаратами, аэрофитотерапия, эндоназальная гальванизация и электросонтерапия. Необходимо учитывать, что истерия у детей и навязчивые состояния требуют качественного курсового лечения, поэтому необходимо строго соблюдать рекомендации врача и не пропускать сеансы.