Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу, можно ли в 6: советы и рекомендации психолога

Определение оптимального возраста

Принятие решения о том, с какого возраста отдавать ребенка в школу, является серьезным и ответственным моментом для родителей

Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, и нет универсального ответа на этот вопрос. Оптимальный возраст для поступления в школу может зависеть от ряда факторов

Физическое и психологическое развитие

При определении оптимального возраста необходимо принимать во внимание физическое и психологическое развитие ребенка. Дети, которые достигли определенных стандартов физического и психологического развития, могут быть готовы к школьному обучению в младшей группе

Оценивайте, умеет ли ребенок самостоятельно обходиться с повседневными задачами, такими как одевание, еда и использование туалета.

Умственные способности и готовность к обучению

Готовность ребенка к обучению является одним из ключевых факторов при определении оптимального возраста. Возраст, на котором ребенок готов к формальному обучению и способен усваивать знания и умения, может варьироваться от ребенка к ребенку. Отметьте, способен ли ваш ребенок фокусироваться и концентрироваться в течение определенного времени, а также имеет ли он интерес к изучению новых вещей.

Социальное взаимодействие

Оптимальный возраст для поступления в школу также зависит от социального взаимодействия ребенка. Он должен быть готов к общению с другими детьми достаточно старшего возраста, а также к соблюдению правил и регулярному расписанию. Социализация является важным аспектом школьной жизни, и родители должны оценить, насколько успешно ребенок справляется с такими ситуациями.

Консультация с педиатром и психологом

При принятии окончательного решения о времени поступления ребенка в школу, рекомендуется проконсультироваться с педиатром и психологом. Они смогут проанализировать физическое и психологическое состояние ребенка, а также оценить его готовность к обучению. Экспертное мнение специалистов поможет вам сделать информированный выбор.

В завершение, определение оптимального возраста для поступления в школу является сложным решением

Важно учитывать индивидуальные особенности и готовность вашего ребенка к обучению. Обеспечьте поддержку и стимулируйте его развитие, независимо от выбранного возраста

В школу с 6 лет: все «за» и «против»

Определенный возраст начала поступления в школу тщательно продуман и выверен детскими психологами и педагогами. Против раннего обучения они приводят следующие доводы:

  • у подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической, мотивационной, психологической, эмоциональной готовности к обучению;
  • сами школы не готовы принять шестилеток, поскольку в учреждениях нет практически никаких условий для дневного сна;
  • поведение детей шестилетнего возраста не всегда произвольно, они руководствуются сиюминутными желаниями, предпочитая играть, а не слушать педагога, к тому же им сложно усидеть на одном месте в течение стандартных 40 минут;
  • ребенку придется «напрягать спинку» минимум четыре часа (4-5 уроков в день), что приводит к неправильной осанке и даже сколиозу, не забудьте и о портфеле с учебниками и тетрадками.

И все же некоторые родители приводят аргументы в защиту раннего поступления в школу. Они уверены, что:

  • лишний год в детсадовской группе способен затормозить психологическое развитие одаренного малыша, особенно если он по всем параметрам подготовлен к школьному обучению;
  • напротив, в начальных классах шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками, стремясь узнать как можно больше новой информации, что затруднительно в условиях детсадовской группы.

Как подготовить ребенка к школе?

Если ваш малыш все-таки идет в первый класс в шесть лет, необходимо серьезно к этому подготовиться, чтобы избежать вероятных проблем с дезадаптацией. Недостаточно просто научить читать и писать, нужно воспитать в ребенке стремление и умение учиться, интерес к познанию. Как же это сделать?

Для укрепления мышечного корсета стоит приучить детей к утренней зарядке, физическим упражнениям, пешим прогулкам. Подойдет и занятие каким-либо видом спорта – езда на велосипеде, танцы и т.д. А чтобы ребенок не болел в период адаптации к школе, подойдет закаливание.
Приучайте малыша к самообслуживанию – он должен сам одеваться, убирать игрушки в комнате, разогревать еду (с этим будьте осторожнее). Поручите ему посильные обязанности – уход за домашним питомцем или растением. Согласитесь, несамостоятельному ребенку будет очень сложно собирать портфель и готовиться к урокам.
Важным элементом эмоциональной подготовки являются навыки общения с педагогами и одноклассниками. Необходимо, чтобы будущий первоклассник умел ясно выражать свои мысли, относился с уважением к окружающим людям, мог с достоинством выходить из конфликтных ситуаций

Этому можно научить, но гораздо эффективнее показывать на собственном примере.
Не забывайте и о развитии таких психических процессов, как внимание, память и мышление. Дети должны запоминать до восьми предметов и 4-5 слов – показывайте или называйте их в случайном порядке, а затем просите перечислить

Подобные упражнения существенно увеличивают объем памяти, а задания на классификацию картинок и пересказ любимых сказок и мультиков помогут развить ассоциативное мышление.
Стоит ли целенаправленно обучать ребенка письму, решать только вам. Однако подготовить руку к работе в тетрадях необходимо. Поэтому приобретите самые разные пазлы, мелкие конструкторы, кубики, раскраски. Обязательно уделяйте время лепке, рисованию, которые разовьют детские пальчики.
Большое внимание следует обращать и на мотивационную подготовку к обучению. Поэтому играйте в сюжетно-ролевые игры, в которых малыш последовательно выступает в роли ученики и учителя, постоянно рассказывайте детям о том, чему может научить педагог, что нового можно узнать на уроках. В идеале ребенок должен понимать, для чего нужно ходить в школу.

Некоторые дети уже к шести годам полностью готовы к школе, опережают сверстников во всем, а не только в интеллектуальном плане, и легко справляются с учебной нагрузкой. Однако следует помнить, что подобных вундеркиндов очень мало.

Чтобы определить идеальный возраст для поступления в первый класс, не стоит руководствоваться примером знакомых, их советами, мыслями об армейском будущем сына. Нужно трезво оценивать способности и возможности своего ребенка, лишь в этом случае вы сможете обеспечить удачный старт в столь непростой многолетней школьной «эстафете».

Как понять, в каком возрасте отдать ребенка в школу?

Критерии готовности малыша к школьному обучению:

1. Достаточный уровень интеллектуального развития.

То, что ребенок научился читать, знает наизусть целые поэмы, всю таблицу умножения, говорит о том, что у него великолепная память, но никак не отражает уровень развития ума. Будущему школьнику нужно также понимать, как устроен окружающий мир, знать свое место в нем. Интеллектуальная готовность — это умение:

рассказать о себе и своей семье; грамотно выразить собственные мысли; достаточно долго удерживать внимание на предмете изучения; рассуждать; самостоятельно искать ответы на вопросы; делать выводы; фантазировать; делать анализ информации, сравнивать, находить сходства и отличия предметов; выполнять задания учителя. 2. Психоэмоциональное развитие

Психоэмоциональное развитие

2. Психоэмоциональное развитие.

Это показатель морального настроя дошкольника на учебу в школе. Как определить, что пора отдавать ребенка в школу?

  • Он любознательный, любит узнавать что-то новое, проявляет интерес к школьным дисциплинам.
  • Ему нравится процесс обучения. Он знает правила поведения в школе и готов их соблюдать.
  • Он спокойно может высидеть целый урок, не отвлекаясь, не отвлекая педагога и других детей. Не устает от длительных учебных нагрузок.
  • Ему комфортно жить по распорядку школьника — рано вставать, проводить полдня в школе, делать уроки.
  • Он не боится трудностей, достаточно самостоятелен и уверен в себе, понимает, что такое ответственность, дисциплина.

3. Здоровье.

Даже одаренного, развитого ребенка не рекомендуется отдавать рано в школу, если у него слабый иммунитет. Состояние физического здоровья непосредственно сказывается на результатах обучения. Активному, здоровому ученику, который посещает спортивные (танцевальные, любые активные) занятия, много времени проводит на свежем воздухе, и умственные нагрузки по силам

Ученики со слабым иммунитетом и физической подготовкой часто болеют, пропускают занятия, быстро устают, отчего страдает внимание, способность к усвоению материала

4. Уровень социализации.

В школе внимание учителя не будет безраздельно принадлежать вашему малышу, как это происходит дома. Ребенок должен быть готов к обучению в коллективе, где каждый ученик — индивидуальность

Неважно, 6 или 7 лет вашему ребенку

Неважно, 6 или 7 лет вашему ребенку

Важно, умеет ли он непринужденно общаться со сверстниками, заниматься командной работой, чувствует ли себя комфортно среди незнакомых людей, может ли быстро освоиться в новой социальной среде

Неважно, 6 или 7 лет вашему ребенку. Важно, умеет ли он непринужденно общаться со сверстниками, заниматься командной работой, чувствует ли себя комфортно среди незнакомых людей, может ли быстро освоиться в новой социальной среде

Если у маленького ученика недостаточно опыта коммуникаций, адаптация к школьной жизни может стать для него большим испытанием

Если у маленького ученика недостаточно опыта коммуникаций, адаптация к школьной жизни может стать для него большим испытанием.

Мнения специалистов, в том числе Е.О. Комаровского, о лучшем возрасте для старта

  • Педиатр Дмитрий Чеснов, зав. приемным покоем 3-й детской клинической больницы Минска, утверждает, что ребенка нужно отдавать в школу после 7 лет. По его мнению, к этому времени «дозревает» нервная система, перестраивается иммунная, проставлен весь набор профилактических прививок.
  • Валерий Станчик, учитель начальных классов жодинской школы № 6 говорит, что ребенок в 6 лет и в 7 – это два разных человека. Многие родители ошибочно считают, что умение писать и читать для школы достаточны.

    На самом деле гораздо важнее школьная зрелость, включающая в себя указанные выше параметры. Бывает, даже в 7 лет ребенок к школе не готов. И если родители отдают его в школу, надеясь, что там все выровняют, этого не произойдет. А будет лишь насилие над личностью. И это обязательно негативно отзовется в старших классах.

  • Психолог минской гимназии № 3 Молодечно Оксана Степанова по этому вопросу думает следующее. В 5–6 лет у детей превалирует игровая деятельность. Это видно по их поведению на переменках: катают по подоконнику машинки, играют в куклы. Также в 6 лет хуже развито абстрактное и образное мышление, нет чувства долга. Шестилетка может уйти с урока, потому что надоело, а в 7 лет у ребенка уже есть понимание – «не хочу, но должен».
  • Доктор Комаровский говорит, что в 6 лет кости и внутренние органы активно растут. Физическая двигательная активность в этом случае очень важна. Но вместо этого ребенка заставляют сидеть в классе, в компании детей, где не все здоровы.

    Лучший возраст для школы – 7 лет. Если ребенок все же пошел в школу в 6 лет, то родители должны обеспечить ему высокую физическую активность: игры на свежем воздухе, прогулки, занятия спортом в секциях. И хотя уроки первоклашкам задавать не должны, им часто рекомендуют дома почитать, выписать буквы или позаниматься математикой. Комаровский настаивает, что выполнение уроков должно занимать минимум времени и проходить после физической активности, но не поздно вечером.

Важно! Мнение всех специалистов однозначно: позже лучше, чем раньше. Итак, по закону в школу идут с 6,5 до 8 лет

Критерием определения готовности должен быть уровень школьной зрелости. А это уже развитие ребенка по всем параметрам – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и психологическое. Нелишним будет подтверждение готовности ребенка консультацией психолога, педагога и врача

Итак, по закону в школу идут с 6,5 до 8 лет. Критерием определения готовности должен быть уровень школьной зрелости. А это уже развитие ребенка по всем параметрам – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и психологическое. Нелишним будет подтверждение готовности ребенка консультацией психолога, педагога и врача.

Когда отдавать ребенка в школу — определяем по здоровью

Физическая зрелость дошкольника оценивается педиатром, а психологическая,  психологом. Однако, это общая оценка не может предсказать дальнейшего развития событий

Например, если на плановом приеме у невролога открываются расстройства, возможны проблемы с усидчивостью, вниманием, самоконтролем, что впрочем, можно заметить до посещения врача. В этом случае, необходимо строго соблюдать все рекомендации поступившие из медицинского учреждения, особенно, если ребенку уже исполнилось семь и отсрочить поступление в школу уже никак не получится. Единственным выходом из ситуации, будет получение и представление директору школы медицинской справки о невозможности посещать занятия

Тогда возможно оформление домашнего обучения при котором, ребенок будет получать знания дома, а сдавать контрольные в стенах школы. Таким образом, решение зависит не только от количества лет и умений, но и состояния здоровья

Единственным выходом из ситуации, будет получение и представление директору школы медицинской справки о невозможности посещать занятия. Тогда возможно оформление домашнего обучения при котором, ребенок будет получать знания дома, а сдавать контрольные в стенах школы. Таким образом, решение зависит не только от количества лет и умений, но и состояния здоровья.

Как отдать ребенка в школу раньше 6,5 лет или после 8 лет: инструкция

Чтобы ребенка зачислили в школу раньше или позже положенного возраста родителям следует придерживаться следующего порядка:

Выбрать школу и подать заявление на зачисление

С подачей заявления в первый класс через госуслуги могут возникнуть сложности, так как электронная форма обычно не позволяет направить  документы на ребенка до 6,5 лет или старше 8.  Придется обращаться с документами лично в школу.

Подробнее о поступлении в первый класс:  Все про зачисление ребенка в первый класс в 2023 году: действующие правила, сроки, перечень документов, льготники и прочие нюансы

Записаться и пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)

Цель комиссии в данном случае – определить индивидуальную программу обучения, оценить степень готовности школьника. Запись доступна в электронном виде или при личном визите в зависимости от города.

На ПМПК стоит принести медицинские документы от невролога, заключение психолога, характеристику от воспитателя и пр. То есть предварительно стоит пройти обследования в своей поликлинике, а затем – проходить комиссию.

В состав ПМПК обычно входят психологи, логопеды, педиатры и пр. Он проведут небольшую беседу с ребенком и тестирование. Вся процедура займет около 15 минут.

В заключении группа специалистов сделает выводы о степени готовности к школе. Документ будет действовать год.

Комиссия может прийти к выводу, что ребенок еще не готов идти в школу в 6 лет или, что нет объективных причин, чтобы ждать до 8 лет. Если родители не согласны с позицией экспертов, они могут их оспорить.

Обратиться в органы управления образованием с заключением ПМПК, которое подтверждает доводы родителей

Родители должны оформить заявление на имя руководителя департамента образования, где указать причины, по которым ребенок не может пойти в школу в установленном законом возрасте.

Если ПМПК вынесло положительное заключение, то проблем с получением разрешения не возникнет.

Получить письменное разрешение комиссии на зачисление ребенка в первый класс

Документ оформляется в двух экземплярах, один из которых нужно передать школе, второй – продолжит храниться в органах управления образованием. Обычно разрешение выдают в течение 3-5 дней.

Таблица Какие документы нужно собрать на каждом этапе

ЭтапКомплект документов
Прохождение ПМПКПаспорт

Свидетельство о рождении ребенка

Направление из детского сада или поликлиники

Заключение комиссии о результатах предыдущего обследования (если есть)

Выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, которые наблюдают ребенка по месту жительства

Характеристика ученика из школы

Результаты творчества

Обращение в органы управления образованиемЗаявление

Паспорт

Свидетельство о рождении ребенка

Заключение ПМПК

Зачисление в школуЗаявление

Паспорт

Свидетельство о рождении ребенка

Разрешение от органов управления образованием

Свидетельство о  рождении брата или сестры для реализации льготы на преимущественное зачисление

Свидетельство  регистрации ребенка по жительства

Документы, подтверждающие прав на льготы (например, справка с места работы родителей)

Преимущества позже поступающих детей

Решение о том, когда отдавать ребенка в школу, является очень важным и требует серьезного подхода со стороны родителей. Некоторые считают, что чем раньше ребенок начнет учиться в школе, тем лучше для его развития. Однако позже поступающие дети также имеют свои преимущества, которые стоит учитывать при принятии решения.

Физическое и эмоциональное развитие

Позже поступающие дети, обладая более зрелым физическим и эмоциональным развитием, могут легче справляться с учебными нагрузками и адаптироваться к школьной среде.

Концентрация и внимание. Более зрелые дети способны лучше концентрироваться и выдерживать длительные уроки

Они могут более эффективно усваивать информацию и лучше учиться.

Самостоятельность и социализация. Благодаря более развитой социальной компетентности, позже поступающие дети могут легче находить общий язык с ровесниками, учиться работать в группе и развивать навыки самостоятельности.

Уверенность в себе. Зрелые дети, поступающие в школу позже, часто имеют большую уверенность в себе и лучше справляются с новыми ситуациями.

Преимущество в спортивных и художественных занятиях. Благодаря более развитым физическим навыкам, позже поступающие дети могут иметь преимущество в спортивных и художественных занятиях, что способствует развитию их талантов.

Важно отметить, что каждый ребенок уникален, и нельзя обобщать все позитивные стороны позже поступающих детей. Решение о том, когда отдавать ребенка в школу, должно быть основано на наблюдениях родителей, консультациях с педагогами и психологами, а также учете индивидуальных особенностей ребенка

Когда нужно задумываться о готовности ребенка к поступлению в 1 класс?

Есть такое замечательное выражение: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве). С самого рождения ребенка вы заботились о нем, постепенно обучая быть самостоятельным, жить в обществе, грамотно разговаривать. Развитие малыша – дело длительное и не одномоментное, и к 5-6 годам дети уже накапливают довольно большое количество необходимых для школы знаний и умений. Когда же стоит озадачиться вопросом: а готов ли ребенок к школе?

Как вы поняли, подготовка к учебе – это процесс очень широкий и многосторонний. К 6-летию ребенка вы уже сделали многое, и чтобы понять степень его готовности к новому жизненному этапу, желательно заранее обратиться к психологу. Сделать это лучше примерно за 9 месяцев до предполагаемого «дня Х» – 1 сентября, когда ваш малыш должен отправиться в школу. Таким образом, общение со специалистом желательно наметить на ноябрь-декабрь. Раньше – вряд ли имеет смысл: дети в этом возрасте быстро развиваются, и несколько месяцев могут менять их радикально. Если вы спохватитесь уже весной, есть вероятность, что психолог скажет о необходимости работы в каком-то направлении, а времени на это уже будет недостаточно. К тому же, подача документов в школы начинается уже 1 апреля, и это тоже является стимулом раньше задуматься о готовности ребенка к учебе.

Решение о возрасте, в котором ребенок отправится в первый класс – очень серьезное и ответственное

Если вы решили, что время пришло, сделайте первый учебный день малыша настоящим праздником! Украсьте комнату, приготовьте торт и отметьте важное событие всей семьей. В жизни ребенка начинается важный этап ответственной, самостоятельной жизни, полной побед и достижений

Проверить ребёнка и родителя

— Если он на многие вопросы уже знает ответы, можно ли говорить об интеллектуальной готовности?

— Развитый ребёнок и готовый к школе – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым его обучили: умение писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, развитие памяти, речи, восприятия. Ребёнок должен уметь обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь, обладать развитой слуховой памятью.

— Как это проверить самим?

— Есть простейшее упражнение. Назовите ребёнку десять слов, и пусть он повторит их. Дети с хорошей слуховой памятью называют не менее семи.

Ребёнок должен внимательно слушать, не отвлекаясь и не вертясь. Он знает: чтобы выполнить задание, надо приложить усилие, и это его не пугает, он не бросает дело на полпути. Он охотно и сосредоточенно в течение 15 минут занимается прописями, заданиями по развитию памяти, мелкой моторики – их сейчас немало в продаже.

— Где гарантия, что шестилетка, не желающий это делать, через год изменится?

— Как правило, за год организм созревает и у ребёнка появляется желание заниматься. Не стоит опережать развитие, если он идёт по своему индивидуальному пути. Этим грешат развивающие кружки, в которых детей заставляют делать то, до чего они по возрасту не созрели. Кроме того, обучение идёт на опережение и многим в первом классе становится неинтересно.

— Если неподготовленный дошкольник отстанет от своих одноклассников?

— Многим детям не нужны дополнительные занятия, они способны сами усвоить учебный материал. Как правило, боится школы не ребёнок, а его родители. Мама не готова отдать малыша в первый класс, она не уверена в его способностях – такое бывает нередко. Психологи рассказывают родителям о сильных сторонах их дошкольника, и неоправданные страхи просто растворяются.

— Приходится ли убеждать родителей, что учиться их отпрыску ещё рано?

— Да, бывает, что по нашей рекомендации дети проводят ещё один год в подготовительной группе. Как правило, речь идёт не только о несформированной мотивационной и интеллектуальной готовности, но и социально-коммуникативной. Это умение ребёнка строить отношения с другими детьми, выполнять требования учителя. От адаптации в школе зависит ощущение успешности своей личности у самого ребёнка, его самооценка.

Если вы сомневаетесь, стоит ли идти с шести лет в школу, обратитесь в территориальную комиссию при местных органах образования. Есть немало тестов готовности к начальному обучению. Используя их дома, вы увидите, справляется с ними ребёнок или испытывает затруднения. Во многих детсадах есть консультационные центры, где можно посоветоваться со специалистом. Их время работы указано на сайте садика.

На что ориентируются, когда принимают решение?

Есть несколько критериев, определяющих готовность ребенка к школе:

  1. Умеет читать, писать, считать и вычитать (необязательно), правильно держит карандаш.
  2. Речь четкая, не запинается, знает и выговаривает все буквы.
  3. Помнит анкетные данные (свои и родителей), адреса, телефоны, правила дорожного движения и т.д.
  4. Имеет социальные навыки: здоровается, прощается, умеет извиняться, благодарить и т.п.
  5. Уверен в себе, самостоятелен.
  6. Здоров, жизнерадостен и активен.

Основным критерием является умение высидеть урок до конца и не терять к нему интерес в течение 40 минут

Дети до 7 лет сохраняют внимание лишь на протяжении 15 минут. После этого им необходим перерыв, а в школе это невозможно. На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат восприятию таких временных промежутков и правильному поведению на уроке

Делается это путем постепенного повышения нагрузок. Но среди шестилеток 10 % все же к школе готовы: они с интересом читают, пишут и считают, просятся сами в школу, что свидетельствует об их моральной готовности к посещению школы

На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат восприятию таких временных промежутков и правильному поведению на уроке. Делается это путем постепенного повышения нагрузок. Но среди шестилеток 10 % все же к школе готовы: они с интересом читают, пишут и считают, просятся сами в школу, что свидетельствует об их моральной готовности к посещению школы.

Если идут за знаниями со слабым здоровьем

У часто болеющих детей ослаблен иммунитет. Они страдают простудами более 10–12 раз в год, имеют хронические заболевания типа аденоидов или тонзиллита. В школе такому малышу будет сложно. Незнакомая обстановка и строгие школьные правила, непривычное школьное питание могут провоцировать у ребенка стресс, что может стать причиной обострений хронических патологий. Лучше еще год подождать и использовать это время для закаливания и оздоровления.

Уровень развития

Если малышу сложно общаться, он замкнут, неусидчив, не умеет себя контролировать, состоит на учёте у невролога, гиперактивен, лучше дать ему еще год до школы и это время активно с ним заниматься. Хорошая речь говорит о школьной зрелости ребенка. Учиться он будет без проблем. Но когда словарный запас малыша скуден, звуки он произносит нечетко, не понимает синонимов, это тоже основание отложить школу еще на год.

Уровень социального развития тоже играет немаловажную роль. Основой служат те навыки социума, что были привиты в детском саду или дома.

Школа – это коллектив, и все в нем разные. Социально развитый ребенок должен уметь быть вежливым, уважительным как со сверстниками, так и с учителями.

Интеллектуальное развитие – также определяющий фактор. В норме потенциальный первоклассник должен:

  • хорошо говорить;
  • составлять сложные предложения и рассказы по картинкам;
  • уметь находить звуки в определенных словах;
  • читать со скоростью не менее 7–8 слов за одну минуту;
  • писать заглавные буквы;
  • знать главные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник);
  • различать и знать цвета;
  • рассказывать и запоминать стихи и скороговорки;
  • раскрашивать картинки в пределах контуров.

Эмоциональная зрелость выражается в способности концентрироваться и быть внимательным, в противном случае ребенок просто «выгорает» во время занятий, и у него могут возникнуть психологические проблемы.

По мнению врачей, первоклассник должен уметь:

  • дотянуться пальцами до уха через затылок;
  • при пожатии рук отводить большой палец;
  • иметь сформированные стопы, колени и суставы;
  • легко прыгать на одной ноге;
  • ловить и бросать мяч.

Малыш должен иметь навыки общения и корректную самооценку. Если он смущается или, наоборот, дерзит в диалоге, отпугивая сверстников, лучше не давить на него и позволить самому сориентироваться без спешки.

Ребенок должен уметь:

  • самостоятельно одеваться;
  • посещать общий туалет;
  • не теряться в столовой;
  • раскладывать ручки и тетради, книги;
  • собирать портфель.

Мотивация к обучению

Мотивация – это желание ребенка сидеть за партой, соглашаться почитать или решить пример, не грустить после ухода из садика. Чтобы уточнить мотивацию, достаточно спросить у ребенка, хочет ли он в школу. Если ответ конкретен и содержателен, то все нормально.

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу, можно ли в 6: советы и рекомендации психолога

Родители детей, рожденных в зимне-весенний период, часто задаются вопросом: «Когда лучше отдать ребенка в школу?».

Если ребенок появился на свет в марте, в начале очередного учебного года его возраст на 6 месяцев «перешагнет» рекомендованную для поступления отметку в 7 лет.

Может, стоило отправить такого ребенка в школу в предыдущем сентябре? Справится ли с положенными учащимся нагрузками малыш, которому всего 6,5?

От того, во сколько лет отдать ребенка в школу, будет зависеть его дальнейшая успеваемость, поэтому этот вопрос необходимо тщательно обдумать

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу?

Некоторые родители, стремясь реализовать свои амбиции, отправляют чадо учиться как можно раньше. Другие хотят продлить беззаботное детство отпрыска и откладывают поступление ребенка в школу. На самом деле, универсальных рекомендаций на этот счет нет. Решение должно приниматься родителями в индивидуальном порядке после тщательного анализа всех особенностей ребенка.

На какие факторы следует обратить внимание прежде всего? Разумеется, принятое родителями решение об образовании ребенка, не может идти вразрез с действующим законодательством страны. В каком же возрасте можно отправлять малыша учиться в соответствии с нормами, принятыми в РФ?

По законодательству

Если у ребенка имеются хронические заболевания, вопрос о поступлении в школу должен решатся совместно с лечащим врачом

Для каждого случая рекомендации специалиста будут индивидуальны, но обычно родителям рекомендуют повременить с зачислением малыша в школу, если у последнего есть проблемы:

  • с костно-мышечной системой;
  • с пищеварением;
  • со зрением.

При переходе дошкольника на непривычный для него режим дня с добавлением нагрузок именно перечисленные группы органов страдают сильнее всего. Чтобы не усугублять имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, врачи могут порекомендовать родителям в первую очередь заняться лечением малыша, а его обучение отложить до более позднего возраста.

Есть у медиков ряд советов и для тех, чьи дети не страдают от хронических заболеваний и имеют крепкий иммунитет. Прежде чем отдавать по всем признакам здорового ребенка в школу, его, в любом случае, следует показать некоторым специалистам:

  • педиатру;
  • иммунологу;
  • отоларингологу;
  • офтальмологу;
  • стоматологу;
  • неврологу;
  • психиатру.

Перед поступлением в школу каждый ребенок в обязательном порядке должен пройти медосмотр

Если хотя бы один из перечисленных врачей решит, что у малыша имеются какие-то проблемы, родителям стоит всерьез задуматься о том, чтобы отложить поступление крохи в учебное заведение до тех пор, пока ему не исполнится 7,5-8 лет. Оставшееся время можно будет использовать для оздоровительных процедур. Замечательно, если в последний год перед школой у родителей получится свозить отпрыска в хороший лечебный санаторий.

Готовность ребенка к школе

Упомянутые выше законодательные нормы опираются, прежде всего, на статистические данные о принципах физиологического развития человека, согласно которым возраст от 6 до 8 лет оптимален для начала обучения. Память малыша к этому моменту уже достаточно развита для усвоения большого количества нового материала, а его тело способно легко привыкнуть к постепенно увеличивающимся нагрузкам.

Для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе, всем будущим первоклашкам рекомендуется пройти тестирование

Проблемы с нервной системой оказывают влияние и на поведение. Из-за ее незрелости некоторые дети заторможены; другие – проявляют гиперактивность. То и другое может негативно сказаться на учебе.

Специалист проанализирует, изменится ли поведение ребенка с течением времени, и расскажет, имеет ли смысл откладывать поступление крохи в первый класс.

ИНТЕРЕСНО: куда лучше поступить после 9 класса: советы

Навыки общения и степень самостоятельности

Если до школы ребенок посещал детский сад, проблем с социализацией и развитием самостоятельности у него, как правило, не возникает

В противном случае родителям придется уделить внимание таким аспектам, как:

  • обучение крохи простейшим навыкам самообслуживания;
  • развитие у малыша внимательности к чувствам окружающих;
  • формирование толерантного отношения к недостаткам других детей.

Когда надо задуматься об оформлении ребенка в школу?

К сожалению, в современных реалиях недостаточно просто решить, когда отдавать ребенка в школу. О зачислении малыша в учебное заведение придется позаботиться заранее. Практика показывает, что минимальное время, требующееся для оформления всех необходимых документов, составляет 6-9 месяцев.

Когда стоит подождать со школой лишний год?

Дети разные. Вроде бы, все понимают, что один растет быстрее, другой медленнее (и может, второй перегонит первого в росте уже года через три), но то, что ребенок может быть психологически не готов к школе в 6 лет, часто воспринимают чуть ли не как умственную неполноценность – а ведь это совершенно не так!!!

Сайт sympaty.net советует: решая, с каких лет отдавать ребенка в школу, постарайся снять материнские «розовые очки» и объективно оценить следующие моменты:

Каким выглядит ребенок на фоне сверстников. Бывает так, что 6-летний ребенок рядом с ровесниками выглядит еще инфантильным малышом, возящим машинку на веревочке и боящимся бабайки в темноте. Это само по себе не страшно – просто таковы его индивидуальные темпы развития, эта разница может совершенно исчезнуть уже к 7-8 годам, а в 10-11 никто о тех временах и не вспомнит!

Как он воспринимает детский коллектив, длительное отсутствие родителей, требования дисциплины и т.д. Если он рыдает в садике без мамы – какая школа? Кстати, именно для этой проверки многие родители отдают ребенка в садик именно в предшкольный год, в 5 лет, чтобы посмотреть – а как оно будет?

Каково состояние его здоровья. Если есть какие-то проблемы, от стрессов и усталости они могут усугубиться. И вообще – как быстро малыш устает, часто ли простужается, как переносит нагрузки (в т.ч. эмоциональные)? А ведь и о детях можно сказать, что «все болезни от нервов» — стресс 1-го школьного года наносит мощный удар по иммунитету, и иногда стоит подождать, чтобы ребенок «перерос» какие-либо проблемы со здоровьем!

Может ли он учиться. То есть, конечно, обучаться и получать новые знания могут все дети с самого маленького возраста

Но готов ли ребенок к планомерному учебному процессу по 4-5 уроков в день, сможет ли он запоминать все, что преподают в классе, и выполнять учебные требования? Самая распространенная проблема первоклашек-шестилеток именно в этом: ребенок устает, его внимание быстро рассеивается, ему тяжело усидеть на месте, ни на что не отвлекаясь, ему действительно нужно и поиграть, и побегать, а может, и поспать днем – и переменок для этого всего явно мало! Иногда лучше качественно подготовить малыша к школе дома, в том режиме, который ему подходит, и отдать ребенка в школу с 7 лет (детсад или домашнее воспитание — эту тему «Красивая и Успешная» тоже обсуждала).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий