Аудиологический скрининг новорожденных: что это такое, как проводится, результаты

Как проверяют слух у детей с подозрением на аутизм

Стоит сказать, что проверять слух у детей с нарушениями психо-речевого развития не так просто. Среди методов, которые могут достоверно продемонстрировать результат, можно найти несколько процедур, позволяющих оценить состояние слуха маленького пациента.

Первый метод – пороговая тональная аудиометрия. На ребенка надевают наушники и когда подается звуковой сигнал он должен нажать кнопку на пульте. Необходимо отметить, что даже для детей с отсутствием отклонений это не всегда удается сделать правильно. Для аутистов это практически невыполнимая процедура. Усадить в кресло, а тем более заставить выполнять инструкции такого ребенка практически невозможно, поэтому эту методику мы не используем.

Второй метод – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы). Довольно кропотливая работа для врача, который обследует малыша с отклонениями. Процедура проводится в состоянии сна, при этом регистрируются активность нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук.

К сожалению, во многих случаях это не представляется возможным исполнить с ребенком, у которого подозрение на аутизм. Такие дети не дают осмотреть себя и уже тем более прикрепить датчики к голове.

Третий метод – регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ), который может быть полезен для диагностики слуха у детей с нарушением психо-речевого развития и аутизмом. Специальный датчик помещается в ухо пациента на несколько десятков секунд и если есть ответный сигнал, то врач может предположить о нарушении слуха либо отсутствии патологий.

Однако все так легко на первый взгляд. Дети с подозрением на аутизм не спешат давать себя обследовать, всячески пытаются вырваться из рук родителей и врача. Большой удачей можно считать момент, когда удается вставить датчик в ухо. Если повезет, и ребенок чудом уснет, тогда процедуру можно провести успешно. В противном случае помогут только мультфильмы, телефон в руках или отвлекающие маневры.

Лучшим вариантом в этом случае будет вызов врача на дом.  В нашей клинике Extend имеется высокоточное оборудование, которые позволит снизить стресс при исследовании слуха для ребенка и родителей. Вся процедура проходит в дружественной для малыша обстановке у него дома и не занимает много времени.

Часто задаваемые вопросы

Организации в Санкт-Петербурге, в которых можно проверить слух вашего малыша

  • Детский городской сурдологический центр. ул. Есенина, дом 26, к.4. Телефон: 338-02-03 dgsc.kzdrav.gov.spb.ru 
  • Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет, сурдологический кабинет. Литовская ул., 2 Телефон: 8-950-037-51-90 или 331-00-45 
  • Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Бронницкая ул., 9, Телефон: 316-45-79, 495-36-71, 8-911-245-00-54 
  • On-line оценка слухового поведения ребенка раннего возраста (возраст от рождения до 2х лет) http://usharik.ru/site/anketa2.php 

Результат аудиологического скрининга

При отсутствии «эха» ни в коем случае нельзя сразу говорить о тугоухости.

Причинами отсутствия «эха» могут быть:

  • наличие послеродовых масс в наружном слуховом проходе;
  • заболевания среднего уха;
  • наличие истинной патологии слуховой системы.

Если «эхо» не зарегистрировано, то Вашему малышу следует повторить проверку слуха в возрасте 1 мес. в поликлинике или территориальном центре реабилитации слуха.

Этапы нормального развития слуха и речи в первые 2 года жизни

Возраст Этапы развития слуха
0-3 мес.вздрагивает от громких звуков оживляется или успокаивается на голос матери
4-5 мес.поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса, гулит с разной интонацией
6-10 мес.реагирует на свое имя, произносит отдельные слоги /па/, /ба/, /ма/
8-10 мес.начинает произносить разные согласные, последовательности слогов начинает понимать простые слова «нет», «пока»
10-12 меспонимает простые просьбы (Где мама? Где мячик?) повторяет звуки и простые слова за взрослым по просьбе показывает знакомые предметы
1 годпроизносит сам первые слова, реагирует на музыку ритмичными движениями
1.5 года  выполняет простые инструкции (стой, нельзя, дай лялю) регулярно пользуется 10 или более словами
2 годаприбегает, когда вы зовете из соседней комнаты по просьбе показывает различные части тела использует двухсловные фразы типа «мама дай!», «киса пить»

Слух не всегда остается нормальным и со временем может ухудшаться. 

Если у вас есть сомнения, хорошо ли ваш малыш слышит и понимает речь, то незамедлительно обратитесь к врачу и проверьте слух вашего ребенка. 

Как проводится аудиологический скрининг

Для проверки слуха используется быстрый, безболезненный и абсолютно безопасный для здоровья малыша способ. Слух проверяется на 3-4 день после рождения ребенка методом вызванной отоакустической эмиссии. Обследование проводится во сне. В ухо ребенка вставляется маленький зонд, через который подается звук. Здоровое, слышащее ушко отвечает «эхом» на этот звук.

Зачем проводится аудиологический скрининг

Первые три года жизни ребенок учится слушать и говорить. Если малыш плохо слышит, то он будет плохо понимать речь или совсем не сможет ее понимать. Из-за этого трудно научиться говорить. С глубокими потерями слуха рождается примерно 1 ребенок из 1000. В прошлые годы для такого ребенка был бы закрыт мир звуков и полноценной жизни, у него бы не было речевого общения, социальной адаптации. Сегодня появились новые возможности ранней диагностики слуха и слухо-речевого развития слабослышащих детей.

При своевременно начатой программе помощи дети со сниженным слухом мало чем отличаются от сверстников. Они ходят в обычные детские сады и школы, учатся играть на музыкальных инструментах, изучают иностранные языки.

Однако, программа помощи наиболее эффективна, если она начата в первые месяцы жизни малыша.

Именно поэтому все новорожденные должны пройти проверку слуха сразу после рождения.

Группы риска по слуху

При прохождении аудиоскрининга врачи выделяют младенцев, входящих в группу риска. В нее входят груднички:

  • у родителей которых есть нарушения слуха, так называемая «отягощенная наследственность»;
  • матери которых во время беременности перенесли инфекционное или вирусное заболевание и в связи с этим проходили медикаментозное лечение;
  • у мам которых в процессе вынашивания наблюдался токсикоз;
  • недоношенные и переношенные;
  • пережившие асфиксию при родах;
  • с низкой массой тела при рождении (менее полутора килограмм);
  • с гемолитической болезнью;
  • с патологией развития отдела головного мозга, отвечающего за восприятие звуков и с отклонениями в работе слухового нерва.

Новорожденные из группы риска с первых дней своей жизни наблюдаются сурдологом. Аудиоскрининг позволяет конкретизировать особенности отклонений в функционировании органа слуха, подобрать наиболее оптимальную терапию и методики работы с врачом-сурдологом.

Тугоухость является не только медицинским, но и социальным заболеванием. Частичная или полная потеря слуха отрицательно сказывается на взрослении малыша, так как восприятие звуков является важным способом ориентации ребенка в пространстве и необходимым условием полноценного развития его речевого аппарата.

Специалисты благодаря отоакустическому тестированию получают возможность индивидуально подбирать для маленьких пациентов программы сурдологической коррекции.

Тогда может под «наркозом»?

Это возможно, но к «наркозу» существуют определенные требования, которые могут быть соблюдены не в каждом лечебном учреждении. При его глубоком уровне, например, невозможно произвести регистрацию ASSR. Требуется предварительное обследование ребенка, привлечение дополнительных специалистов, оборудования. За рубежом основная масса исследований в возрасте от 6 месяцев до 7 лет производятся в состоянии седации. У нас наоборот, такие исследования в подавляющем числе случаев проводятся в состоянии естественного сна и лишь в некоторых клиниках, нередко за весьма существенные деньги, в медикаментозном сне. При этом нужно понимать, что обычный сон безопаснее для ребенка, чем вызванный под воздействием препаратов.

Но иногда к «наркозу» приходится прибегать. Как правило, это дети с психиатрическими заболеваниями (например, аутизмом), когда даже заснувший ребенок отличается гиперчувствительностью и не дает установить наушники для исследования, сразу просыпается.

Зачем проводится неонатальный и аудиологический скрининг новорожденных?

Здоровью малыша необходимо уделять немало внимания еще и потому, что он не в состоянии сам объяснить, что с ним не так. Родители тоже не могут понять, все ли в порядке с состоянием его ушей, или необходима помощь специалиста. Только аудиометрия, которую проводит опытный врач, может дать объективную информацию.

Важность проведения обследования объясняется несколькими факторами:

  • первые 6 месяцев жизни новорожденного являются критическим периодом для развития речи ребенка;
  • мозг малыша еще во время внутриутробного развития формирует слуховые стимулы, которые он получает из окружающей среды;
  • чем раньше будут проведены скрининговая аудиометрия и коррекция слуха, тем больше шансов, что ребенок научится правильно говорить.

Своевременно проведенное обследование позволяет:

  • выявить нарушения слуха;
  • определить их причину;
  • найти оптимальный вариант их коррекции – лечение, реабилитация или слухопротезирование.

Например, статистика показала, что, если аудиометрия выявила 3-4 степень тугоухости у ребенка в возрасте до 6 месяцев, и была проведена оперативная коррекция слуховым аппаратом, то по речевому и языковому развитию, в том числе по накоплению пассивного и активного словаря и овладение грамматической системой родного языка, он не отличается от нормальнослышащих детей.

ЗАПИСАТЬСЯ

Сёмочкина Елена Владимировна Сурдоакустик, слухопротезист Ишанова Юлия Сергеевна Объективная диагностика слуха у детей

Тег video не поддерживается вашим браузером. .

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Техника проведения аудиологического скрининга

Суть метода заключается в воздействии на определенный отдел внутреннего уха – улитку. Именно она отвечает за восприятие и распознавание звука.

Врач использует электроакустический зонд, который имеет микроскопический сверхчувствительный микрофон. Сам зонд соединен с монитором, на котором фиксируется результат проведенной процедуры.

Зонд вставляется в наружный слуховой проход малютке. Прибор посылает звуки разной частоты, подобно щелчкам и фиксирует колебания волосковых клеток в улитке уха.

Важным моментом является то, что во время проведения обследования малыш должен находиться в полной тишине. Лучше, когда кроха будет спать. При этом даже сосание пустышки в момент процедуры недопустимо.

На этом первый этап скрининга завершен. Детям, которые прошли его успешно, второй этап скрининга не нужен. За исключением детей из группы риска.

Группа риска – это дети, у которых:

  • отягощенная наследственность по тугоухости;
  • недоношенность;
  • маловесность;
  • асфиксия (кислородное голодание) в родах;
  • гестоз или тяжелый токсикоз матери во время беременности;
  • прием ототоксичных антибиотиков матерью при беременности.

Такие малыши, вне зависимости от результатов первого этапа скрининга, должны повторно пройти скрининг до 3 месяцев у сурдолога – узкого специалиста по слуху. Ведь тугоухость зачастую развивается постепенно.

Второй этап скрининга детям из группы риска проводится в годовалом возрасте.

При получении сомнительного или неудовлетворительного результата обследования в роддоме ребенок направляется на повторное обследование в возрасте 1-1,5 месяца в условиях поликлиники.

При подтверждении проблем со слухом малыш направляется в ближайший центр реабилитации слуха. А там, уж будьте уверены, специалисты обследуют и подскажут пути решения нарушений слуха у малютки.

Ведь только своевременная диагностика и незамедлительное лечение дает шанс детям с тугоухостью расти и развиваться также как их сверстники.

О скрининге новорожденных вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

Здоровья вам и вашим детям!

Что можно выявить?

В России неонатальный скрининг, или пяточный тест используют для выявления 5 генетических, т. е. наследственных заболеваний.

Безусловно, болезней у новорожденных может быть значительно больше. Но из них выбраны наиболее распространенные, сложные, а также поддающиеся диагностике и лечению. Это фенилкетонурия, адреногенитальный синдром, муковисцидоз, галактоземия, врожденный гипотиреоз.

Фенилкетонурией, сокращенно ФКУ, называется наследственный дефицит фермента, отвечающего в организме за расщепление аминокислоты фенилаланина. Эта аминокислота встречается во многих продуктах, что делает необходимым соблюдение специальной диеты.

Интоксикация приведет к появлению у ребенка таких симптомов, как отставание в умственном развитии, судорог и других признаков поражения центральной нервной системы. Это довольно редкое заболевание встречается у одного ребенка из 15 тысяч.

Муковисцидоз – также генетическое заболевание, заключающееся в неправильной работе органов, которые вырабатывают эндокринный секрет. Это потовые железы, а также особые клетки в бронхах, кишечнике и поджелудочной железе. Отделяемое этих клеток густеет, превращаясь в подобие слизи, нарушающей работу внутренних органов. Особенно часто проявляются симптомы в дыхательной и пищеварительной системах.

Часто на фоне нарушения функционирования органов присоединяются инфекции, вызывающие пневмонии, бронхиты и другие тяжелые болезни. Также муковисцидоз приводит к образованию кист и рубцовой ткани в поджелудочной железе. Наследственный муковисцидоз выявляется у 1 новорожденного из 2 тысяч.

Адреногенитальный синдром (АГС) – неправильная работа надпочечников. Эти железы вырабатывают гормоны кортизол и альдостерон. Если их количество не соответствует норме, возникают такие патологии, как раннее половое развитие, впоследствии – бесплодие, а также различные заболевания почек.

Врожденный гипотиреоз связан с неправильной работой щитовидной железы. Корректировать болезнь помогает гормональная терапия, причем на врожденный гипотериоз вполне можно воздействовать и даже излечить полностью, конечно, если меры приняты вовремя.

Галактоземия – это заболевание, связанное с непереносимостью галактозы и других углеводов молока, в том числе грудного.

Если не соблюдать специальную диету и уже в раннем возрасте отказаться от грудного вскармливания, то со временем возникают болезни печени, органов зрения, ребенок начинает отставать в умственном развитии. Однако применение безлактозных смесей и соответствующий режим питания позволяют избежать всех этих неприятных последствий.

Несмотря на то, что это наследственные заболевания, если во время провести обследование на наличие их у ребенка и сразу начать адекватное лечение, можно существенно снизить вероятность их развития, а также степень тяжести болезни

Родителям также важно знать о патологиях, чтобы соблюдать диету и баланс физических, эмоциональных и умственных нагрузок для обеспечения оптимальных условий развития ребенка

Неонатальный скрининг врожденных пороков сердца проводится малышам с цианозом кожи и слизистых оболочек, признаками дыхательной и сердечной недостаточности, которые проявляются после рождения ребенка.

При осмотре в первые минуты жизни врач всегда прослушивает сердце, чтобы исключить вероятность врожденных пороков сердца – ВПС. Для этого определяют интенсивность пульсации периферийных артерий, делают пульсоксиметрию, обязательно проводят тест с вдыханием 100-процентного кислорода.

Повторный осмотр проходит на 3–4 день, чаще всего перед выпиской мамы с младенцем из перинатального центра домой. Врач снова делает пульсоксиметрию, замеряет артериальное давление на руке и ноге, подсчитывает частоту дыхания. Малышу проводят ЭКГ, чтобы исключить аритмию.

По данным статистики, 2–3% новорожденных рождаются с пороками сердца. Кардиологический скрининг новорожденных очень важен, потому что врожденные пороки сердца, в том числе критические, требующие немедленного вмешательства, возможно, хирургического, развиваются в первые дни и даже часы жизни. Так время не будет упущено.

Кардиологический скрининг не является инвазивным, не приносит малышу беспокойства или неудобств, но дает достоверную информацию о здоровье ребенка.

Необходимость проведения процедуры

Распознавать первые звуки кроха может еще в утробе матери. Способность начинает активно развиваться после родов. У некоторых родителей вызывает беспокойство ситуация, в которой ребенок никак не реагирует на громкие звуки. Они представляют себе совсем другую реакцию на шум.

Прохождение аудиологического скрининга после появления малыша на свет не считается обязательным. Его назначают только в том случае, если есть явные подозрения на его отсутствие или ухудшение остроты. Процедура проводится врачом-сурдологом. Специалист в данной области может проанализировать ситуацию и сделать выводы о состоянии пациента.

Проведение процедуры предполагает наличие специального сверхточного оборудования. Оно фиксирует определенные показатели, на основании которых делается вывод. Некоторые родители интересуются о возможном вреде, который может быть нанесен их крохе при обследовании. При проведении скрининга новорожденных здоровье и благополучие крохи гарантированно не пострадает. На прохождение тестов не требуется выделять много времени.

В результате обследования будет получена информация, которая позволит врачу сделать вывод о наличии патологий в слуховой системе крохи. Однако далеко не всегда результаты дают возможность сформировать правильное мнение о ситуации. В таком случае для правильной постановки диагноза необходимо пройти дополнительное обследование. Его чаще всего назначают при подозрении в наличии патологий в органах слуха. Здоровье новорожденного превыше всего

Важно вовремя определить болезнь и направить все силы на ее устранение

На сегодняшний день в некоторых клиниках прохождение данного типа скрининга является обязательным. Благодаря этому родители могут быть полностью уверенны в состоянии здоровья своего ребенка. В любом случае родители должны знать, где сделать обследование в случае подозрения отклонений в слухе.

Если у ребенка были выявлены отклонения от нормы, то необходимо правильно поставить диагноз и начать процесс лечения. Современная терапия позволяет избавиться и предотвратить развитие серьезных осложнений в данной области. Технологии не допустят развитие полного отсутствия слуха у грудничка. Поэтому если дети не прошли аудиоскрининг, то родители не должны отчаиваться. Только серия дополнительных анализов сможет подтвердить или опровергнуть серьезный диагноз.

Те дети, которые не прошли данное обследование, могут со временем сильно отстать в развитии. Ситуация наблюдается на фоне недостатка информации, которая каждый день поступает в мозг со всех органов чувств.

Результаты обследования представляются в виде графика

Что можно выявить?

В России неонатальный скрининг, или пяточный тест используют для выявления 5 генетических, т. е. наследственных заболеваний.

Безусловно, болезней у новорожденных может быть значительно больше. Но из них выбраны наиболее распространенные, сложные, а также поддающиеся диагностике и лечению. Это фенилкетонурия, адреногенитальный синдром, муковисцидоз, галактоземия, врожденный гипотиреоз.

Фенилкетонурией, сокращенно ФКУ, называется наследственный дефицит фермента, отвечающего в организме за расщепление аминокислоты фенилаланина. Эта аминокислота встречается во многих продуктах, что делает необходимым соблюдение специальной диеты.

Интоксикация приведет к появлению у ребенка таких симптомов, как отставание в умственном развитии, судорог и других признаков поражения центральной нервной системы. Это довольно редкое заболевание встречается у одного ребенка из 15 тысяч.

Муковисцидоз – также генетическое заболевание, заключающееся в неправильной работе органов, которые вырабатывают эндокринный секрет. Это потовые железы, а также особые клетки в бронхах, кишечнике и поджелудочной железе. Отделяемое этих клеток густеет, превращаясь в подобие слизи, нарушающей работу внутренних органов. Особенно часто проявляются симптомы в дыхательной и пищеварительной системах.

Часто на фоне нарушения функционирования органов присоединяются инфекции, вызывающие пневмонии, бронхиты и другие тяжелые болезни. Также муковисцидоз приводит к образованию кист и рубцовой ткани в поджелудочной железе. Наследственный муковисцидоз выявляется у 1 новорожденного из 2 тысяч.

Адреногенитальный синдром (АГС) – неправильная работа надпочечников. Эти железы вырабатывают гормоны кортизол и альдостерон. Если их количество не соответствует норме, возникают такие патологии, как раннее половое развитие, впоследствии – бесплодие, а также различные заболевания почек.

Врожденный гипотиреоз связан с неправильной работой щитовидной железы. Корректировать болезнь помогает гормональная терапия, причем на врожденный гипотериоз вполне можно воздействовать и даже излечить полностью, конечно, если меры приняты вовремя.

Галактоземия – это заболевание, связанное с непереносимостью галактозы и других углеводов молока, в том числе грудного.

Если не соблюдать специальную диету и уже в раннем возрасте отказаться от грудного вскармливания, то со временем возникают болезни печени, органов зрения, ребенок начинает отставать в умственном развитии. Однако применение безлактозных смесей и соответствующий режим питания позволяют избежать всех этих неприятных последствий.

Несмотря на то, что это наследственные заболевания, если во время провести обследование на наличие их у ребенка и сразу начать адекватное лечение, можно существенно снизить вероятность их развития, а также степень тяжести болезни

Родителям также важно знать о патологиях, чтобы соблюдать диету и баланс физических, эмоциональных и умственных нагрузок для обеспечения оптимальных условий развития ребенка

Неонатальный скрининг врожденных пороков сердца проводится малышам с цианозом кожи и слизистых оболочек, признаками дыхательной и сердечной недостаточности, которые проявляются после рождения ребенка.

При осмотре в первые минуты жизни врач всегда прослушивает сердце, чтобы исключить вероятность врожденных пороков сердца – ВПС. Для этого определяют интенсивность пульсации периферийных артерий, делают пульсоксиметрию, обязательно проводят тест с вдыханием 100-процентного кислорода.

Повторный осмотр проходит на 3–4 день, чаще всего перед выпиской мамы с младенцем из перинатального центра домой. Врач снова делает пульсоксиметрию, замеряет артериальное давление на руке и ноге, подсчитывает частоту дыхания. Малышу проводят ЭКГ, чтобы исключить аритмию.

По данным статистики, 2–3% новорожденных рождаются с пороками сердца. Кардиологический скрининг новорожденных очень важен, потому что врожденные пороки сердца, в том числе критические, требующие немедленного вмешательства, возможно, хирургического, развиваются в первые дни и даже часы жизни. Так время не будет упущено.

Кардиологический скрининг не является инвазивным, не приносит малышу беспокойства или неудобств, но дает достоверную информацию о здоровье ребенка.

Можно ли дать снотворное?

К сожалению, нельзя. В России таких препаратов для использования в детском возрасте нет. В некоторых зарубежных странах такая возможность существует. У нас иногда врачи пытаются рекомендовать какие-то седативные препараты, направляют к неврологам для их выписывания, но все эти вещества не обладают существенным эффектом и не помогают в большинстве случаев. Встречаются родители, которые самостоятельно пытаются дать или даже «уколоть» какое-либо средство ребенку. Хочу от этого предостеречь: во-первых, это небезопасно, во-вторых, может привести к парадоксальному состоянию – возбуждению.

Расшифровка результатов

Результат Refer означает, что прибор не выявил колебаний волосковых клеток, из чего следует, что есть нарушения слуха. Ребенок с таким результатом должен получить направление к специалисту сурдологу для дальнейшей коррекции слуха, но паниковать в любом случае не стоит – результат «Подлежит направлению» не обязательно значит, что у ребенка тугоухость или другие проблемы со слухом.

Часто случается так, что при повторном обследовании никакие патологии не обнаруживаются. Врачи объясняют это по-разному, нередко отрицательный результат при первом аудиологическом скрининге может возникнуть из-за родильных масс, которые еще не успели выйти из ушных проходов малыша или по ряду других причин.

После проведения процедуры скрининга система тестирования выдает один из двух вариантов ответа: «прошел»/«не прошел». Если у ребенка результат «не прошел», его направляют на повторное тестирование в поликлинику по месту жительства, желательно не позднее 30 дней после первого обследования.

При получении повторного результата «не прошел» малыш направляется уже в сурдоцентр на второй этап обследования, целью которого является постановка диагноза и оценка степени снижения слуха.

Современные аудиометры оборудованы экраном, на который выводятся результаты скрининга. Если все показатели в норме, на экране появляется надпись «Pass», выявлены нарушения — «Reffer». Конечно же, выводы, сделанные аудиометром, не являются диагнозом.

Этот метод диагностики считается первичным, то есть его результаты требуют подтверждения или опровержения при дополнительном обследовании. Повторное исследование функциональности слуховой системы проводится через несколько дней после выписки из роддома в детской поликлинике.

При неудовлетворительных результатах малыша направляют в региональный центр слуха, где проводится более углубленная диагностика. Консультация отоларинголога-сурдолога и вторичное обследование необходимы также детям, которые находятся в зоне повышенного риска — родившимся раньше срока, с патологически маленьким весом или наследственной предрасположенностью.

Результаты аудиологического скрининга сразу отображаются на мониторе прибора. Результат Refer говорит о том, что в ходе теста не было выявлено колебаний волосковых клеток, что в свою очередь свидетельствует о нарушении слуха. Если получен подобный результат, ребенка направляют на дальнейшее обследование к сурдологу. Однако родителям следует помнить, что такой результат не является подтверждением того, что у ребенка тугоухость или другая проблема.

Нередко случается, что повторное обследование детей, которые уже прошли аудиологический скрининг, дает положительный результат, то есть присутствие патологии не подтверждается. Разные специалисты объясняют такую ситуацию по-разному. Нередко первое исследование дает отрицательный результат из-за того, что из ушных проходов малыша еще не полностью вышли родильные массы.

Если аудиологический скрининг дважды дает отрицательный результат, ребенку показан осмотр у отоларинголога, который даст направление на расширенное обследование в сурдологическом центре. Сделать это лучше до того, как малышу исполнится 3 месяца.

Если результаты скрининга сомнительны, в роддоме выявили отклонения, что делать дальше? Прежде всего, повторно проходится первый этап — такое же обследование врачом уже в поликлинике. Если повторные результаты скрининга (регистрация ОАЭ) снова положительные, педиатр направит родителей с малышом в сурдологический кабинет или центры слуха, где проведут второй этап, более прицельные и глубокие исследования.

1 +: не расслабляемся, развиваемся

За первые 12 месяцев жизни малыш должен набрать минимальный запас, понятных окружающим звуков и слов. Например, «ав-ав» (собачка), «би-би» (машинка), «ба» (бабушка) и т. д. И вообще отлично, если малыш говорит четко и понятно свои первые слова.

К 24 месяцам словарный запас ребенка уже может достигать 100-200 слов. Малыш строит предложения, общается с родными и близкими.

Если же у крохи потеря слуха, даже совсем небольшая, то нет условий для нормального развития речи. Поэтому любое отставание от приведенных усредненных показателей в возрасте от года до двух лет должно стать поводом для обращения к педиатру, лору, сурдопедагогу, сурдологу.

В год-полтора все дети с задержкой речевого развития должны пройти углубленное исследование слуха – КВСП. Возможно, проблема педагогическая, и нужно активнее заниматься развитием. А если со здоровьем (причем, необязательно это будет слух, а например, патологии ЦНС)? Тогда нужно срочно корректировать этот фактор.

И последнее. Не слушайте тех, кто говорит: «Да у нас в семье такое – обычное дело», «Мальчики (девочки) всегда поздно начинают говорить», «А вот был случай, когда ребенок молчал аж до трех лет, игнорировал взрослых, а потом как начал шпарить целыми распространенными предложениями». Хорошо если так. Но так бывает далеко не всегда.

Совет родителям: “знать” азбуку проверки слуха у малыша полезно. И пусть вам в жизни это не пригодится !

Расскажите или сохраните себе:

Воспитание и обучение слабослышащего ребенка. Что нужно знать родителям

Для семьи, в которой растет ребенок с потерей слуха, слухоречевая реабилитация малыша — это путь длиною во взросление. Трудный, полный проб и ошибок, маленьких достижений и больших побед. Читать далее →

Хрупкое равновесие. Слуховая труба в здоровом состоянии, и к чему может привести воспаление

Евстахиева она же слуховая труба – это канал, соединяющий область среднего уха и носоглотку. Он тесно связан с носовым и ротовым дыханием, а также со слухом и равновесием. Читать далее →

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий