Психологический запор у ребенка в 2-3 года – что делать родителям?

Лечебная тактика

Бактериальные закваски полезные при запорах.

Надеяться на то, что проблема решится самостоятельно, не стоит. Хронические запоры у малыша ведут к задержке развития из-за нехватки питательных веществ, интоксикации продуктами распада, развитию патологий ЖКТ.

С чего начать лечение? Первоначально следует пересмотреть рацион ребенка. Ввести продукты, богатые клетчаткой – овощи и фрукты в сыром виде, ограничить жирные мясные продукты. Хорошо справляется с запорами слива в любом виде – сырая, компоты, чернослив. Соблюдайте питьевой режим.

Обязательно в рационе должны присутствовать кисломолочные продукты – йогурты, кефиры, ряженки. Желательно делать домашние напитки при помощи бактериальных заквасок. Показана физическая активность. Гуляйте побольше с ребенком.

Для преодоления психологического дискомфорта у малыша в поездках, на отдыхе берите из дому любимый привычный горшок. Это позволит ребенку чувствовать себя спокойно.

Не делайте ложные воспитательные позывы, что ходить в туалет по большому неприлично и следует сдерживать себя. Приучите ребенка к мысли, что дефекация – это естественный механизм и не следует этого стесняться. Так же как и решать свои проблемы на незнакомом унитазе.

Если запор – это одноразовое кратковременное явление, то можно воспользоваться слабительными средствами. Безопасными для малышей любого возраста являются глицериновые свечи и препараты, содержащие лактулозу. В экстренных случаях – клизма. Но это препараты экстренного реагирования и увлекаться ими не стоит.

Если же домашние методы не помогают, то следует обратиться за помощью к врачу. Возможно, имеет место патологии ЖКТ или эндокринной системы. В этом случае придется пройти полное обследование и после постановки диагноза – курс медикаментозного лечения.

Важно! Проблема нарушения дефекации является индивидуальной патологией. И то, что помогло соседу, может не оказать действия на вашего ребенка. Родителям следует запастись терпением и скрупулезно выполнять рекомендации врача

Родителям следует запастись терпением и скрупулезно выполнять рекомендации врача.

О запорах у детей, узнаете из видеосюжета:

https://youtube.com/watch?v=iQiqtzxlNDw

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

Возрастные особенностиПоловые особенностиПоражение ЦНС

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Наследственность Особенности речевого развития

Дополнительные рекомендации родителям

Самая главная рекомендация родителям – внимательное наблюдение за малышом

Важно своевременно предположить именно психологический запор и, обращаясь к специалисту, изложить полную картину, включая изменения в поведения и психологические особенности малыша

Для этого при возникновении запора необходимо понаблюдать за ребенком, доверительно поговорить с ним, чтобы разобраться в вероятных причинах патологии.

Также врачи рекомендуют:

ежедневно рассказывать сказки, способствующие борьбе с опасениями;
играть с пластилином – процесс расслабляет мускулатуру и отвлекает внимание;
хвалить ребенка за успешную дефекацию, даже если он терпел до последнего и не добежал до горшка. Главное, малыш должен понять, что живот перестал болеть, и ничего страшного не произошло

Заново приучать к горшку или унитазу следует после того, как снят страх перед самим фактом опорожнения кишечника.

Учитывая, что каждый малыш индивидуален, иногда приходится пробовать вышеперечисленные методы по очереди, чтобы подобрать результативный. Однако, родительская любовь и терпение – лучший способ помочь малышу быстрее справиться со страхами и побороть болезнь.

Читайте далее:

Как вести себя родителям при энкопрезе у ребенка?

Запор у пожилых людей и методы его лечения: диета, препараты, поведенческая терапия

Атонический запор: причины, симптомы и методы лечения

Спастический запор: признаки и методы лечения патологии

Какие продукты провоцируют запор?

Что делать при запоре у ребенка?

Способы борьбы с запором на нервной почве

Лечение всегда комплексное. Несмотря на то, что причины кроются в нервной системе и сознании малыша, проблема дефекации вызывает и нарушения соматического характера. Поэтому после диагностики прибегают одновременно к нескольким методам.

Работа с психологом

В ситуациях, когда патология спровоцирована ошибками в воспитании или родительскими конфликтами, может понадобиться консультирование не только малышу, но и его родителям.

Медикаментозная терапия

Поскольку сдерживание позывов вызывает отвердение каловых масс и сильный запор, важно как можно быстрее вызывать дефекацию, очистить кишечник и наладить нормальную перистальтику. Для этого используются:

  • клизмы;

  • свечи с маслом облепихи;
  • препараты в форме таблеток;
  • капли и сиропы;
  • витаминные добавки.

Эмоциональная поддержка родителей

Родительская ласка и любовь, объяснение необходимости приема таблеток или сиропов помогут гораздо лучше, чем принудительное клизмирование. Малыша следует настроить на позитивный лад, помочь поверить, что поход в туалет больше не будет связан с болью или неприятными ощущениями.

Диета

Правильно составленный рацион позволит малышу быстрее справиться со страхами, ведь поход в туалет станет простым и безболезненным. Обеспечить нормальную перистальтику помогают следующие продукты:

  • компоты на основе сушеных фруктов;
  • свежие соки;
  • пища, богатая клетчаткой;
  • кефир и творог в ограниченных количествах;
  • чистая вода.

Одновременно следует ограничить сладости, мясо с большим содержанием жира, копчености. От любимой, но крайне вредной для детей, «быстрой еды» необходимо отказаться полностью. На снеки, чипсы и аналоги накладывается строгое табу.

Режим дня

Кроме поддержания здоровья постоянный и выстроенный дневной график обеспечивает ребенку чувство безопасности и защищенности

Важно, чтобы утро начиналось с простой и веселой гимнастики

В течение дня спокойные занятия должны перемежаться подвижными играми и прогулками на воздухе с возможностью побегать, попрыгать и полазать по игровым комплексам на детских площадках.

Лечение запоров у детей

Прежде чем давать ребенку слабительные средства или делать клизмы, попробуйте
воспользоваться следующими простыми рекомендациями.

– Увеличьте количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2 л в день. Утром натощак давайте ребенку
стакан прохладной воды с 1 ч.л. меда.

– Давайте ребенку больше фруктов и овощей, содержащих целлюлозу (капуста, морковь, кабачки), гемицеллюлозу (бобовые)
, пектин (яблоки, сливы, черная и красная смородина, свекла).

Читайте еще

– Натощак утром выпить 1/4–1,5 стакана минеральной воды с небольшим количеством газа («Ессентуки 4»,
«Ессентуки 17», «Славяновская», «Донат Mg»),

– Измените образ жизни ребенка, увеличьте физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, прогулки, подвижные игры и др.).

– Формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка утром надо будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака.

В большинстве случаев применение только этих рекомендаций нормализует моторику толстой кишки ребенка.

Если соблюдение этих рекомендаций не дало желаемого эффекта, приступают к более активным мерам.

– Из питания детей надо исключить манную кашу, рис, слизистые супы, кофе, крепкий чай, шоколад, какао, гранаты, чернику, груши, белый хлеб, пироги, блины, печенье, макароны.

– В питание детей необходимо ввести продукты, раздражающие кишечник. Это- черный хлеб, капуста, помидоры, огурцы,
морковь, свекла, кабачки, шпинат, бобовые, апельсины, инжир, финики, орехи, яблоки, чернослив, дыни, персики, тыква, виноград. Умеренно раздражают кишечник свежий кефир, лимонад, квас, мед, сливочное масло, растительные жиры, шпроты.

– Целесообразно добавлять детям в первые или вторые блюда отруби («Фибромед» и др.) по 1-3 чайные ложки (дозу подбирают индивидуально до получения оптимального эффекта).

– При составлении рациона питания необходимо учитывать «кислые» и «щелочные» свойства продуктов. Их соотношение должно быть примерно равным.«Кислыми» продуктами являются поставщики кислот: мясо, рыба, сыр, творог, бобовые — и «пожиратели щелочей» (щелочные вещества тратятся для их расщепления): сахар, шоколад, мороженое, конфеты, булка, макароны, кондитерские изделия, жиры, растительные масла.
«Щелочными» продуктами являются картофель, молоко, сливки, овощи, фрукты, зелень, цельные злаки, яичный желток, орехи.
Сливочное масло и растительные масла холодного прессования нейтральны.

Лучшим завтраком являются мюсли из сырого зерна с молоком и фруктами, ломтик хлеба из зерна грубого помола с маслом, травяной или некрепкий черный чай.

Какие рекомендации бывают?

  • Самое главное, не показывать ребенку, что вы расстроены из-за этой проблемы! Дети очень хорошо улавливают эмоциональный фон родителей и испытывают беспокойство, видя взволнованное лицо мамы. Сохраняем спокойствие и формируем чувство безопасности у малыша.
  • Если малыш не воспринимает горшок, можно попробовать купить новый горшок вместе, чтобы малыш участвовал в выборе.
  • если ребенок испытывает сложности при посещении туалета в детском саду, обязательно надо предупредить воспитателей об имеющейся проблеме. Воспитатель, зная о проблеме ребенка, поможет ему уединиться, чтобы сходить в туалет.
  • ребятам 6-8 лет можно рассказать о строении человеческого тела, о выделительной системе. Но только не пугать страшными последствиями! А объяснить, что при удержании отходов могут начать выделяться вредные  вещества и нарушать работу других органов.
  • с 4-5 летнего возраста хорошо работают терапевтические сказки. Можно пользоваться готовыми сказками из интернета, или  вместе с психологом составить свою собственную сказку, где главный герой такой же мальчик или девочка, как наш малыш и обязательно с хорошим концом!
  • с детками 2-3 лет уже можно применять ролевые игры с игрушками и  используя игрушечные предметы туалетной комнаты, которые очень похожи на настоящие. Таким образом мы проецируем ситуацию на кукол, зайчиков и пр.
  • не надо лишний раз тревожить ребенка и спрашивать часто, хочет он в туалет или нет. Соблюдаем тактичность. — в игре лепите с ребятами всевозможные колбаски-какашки, пусть они будут разного цвета, делайте их полосатыми, веселыми, придумывайте, фантазируйте, покажите малышу, что какать не обязательно сложный процесс. Пусть зайчик на унитазе покакает веселой колбаской. И малыш увидит, что вы тоже не напряжены и не ждете от него конкретного результата.

Наши преимущества:

  • Индивидуальный комплексный подход с учетом личностных особенностей развития
  • Сочетание сенсомоторной и когнитивной коррекции
  • Непрерывный контроль и оценка динамики коррекционного процесса
  • Уникальные нестандартные подходы к диагностике и коррекции
  • Авторские методики всесторонней коррекционной работы
  • Работа с детьми с особенностями развития, начиная с раннего возраста
  • Опыт работы со сложными патологиями.

Главная задача специалистов нашего Центра психологии и нейропсихологии PsyMed — психологов, нейропсихологов, дефектологов, помочь справиться ребенку с возникающими трудностями в развитии, сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет), развить у ребенка сильные стороны личности, научить ребенка правильно пользоваться своими ресурсами для преодолении возникающих жизненных трудностей. Своевременная нейропсихологическая  и психологическая диагностика, а также коррекция поможет ребенку развить и закрепить умения и навыки, чтобы двигаться к успеху.

Провоцирующие факторы заикания

Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.

К провоцирующим факторам относят:

  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.

Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.

Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.

Устранение страхов

Нормализация стула не приводит мгновенно к устранению психологических запоров у детей. Для решения проблемы необходимо помочь ребенку побороть страхи. Если ребенок боится ходить в туалет из-за страха вновь испытать боль, родителям необходимо ласково объяснить, что в этот раз все будет нормально, поскольку животик уже пролечен, он здоров и кал очень мягко выйдет наружу. Если процесс дефекации действительно пройдет безболезненно, малыш будет с каждым разом все смелее садиться на горшок, постепенно страх исчезнет. В случае когда малыш наотрез отказывается садиться на горшок, стоит отвлечь его игрой или интересным мультфильмом: при расслаблении ребенок опорожнит кишечник в штаны и обнаружит, что это уже не так больно. Мамам и папам стоит обязательно хвалить детей, когда те покакают, даже если при этом будут испачканы штаны или ковер. Главное в этом случае, что побежден страх, а привычка садиться на горшок постепенно восстановится.

Оказать существенную помощь в решении проблемы психологического запора могут занятия с игровыми наборами и пластилином. Полезно обыграть ситуацию, в которой мягкая игрушка или кукла боится идти в туалет и капризничает. Вместе с ребенком необходимо успокоить игрушку, погладить ей животик, дать поесть овощей. Далее куклу следует посадить на горшок, а потом показать ребенку игрушечные фекалии, рассказав, что они вышли из животика и теперь куколке очень хорошо и весело.

При возникновении запора на фоне повышенной тревожности полезно посетить детского психотерапевта. В рамках игрового занятия с психотерапевтом ребенок учится проживать свои страхи, постепенно освобождаясь от них. Для того чтобы перестать постоянно все контролировать и сдерживать свои порывы, малышу необходимо чувствовать любовь и поддержку родителей. Мамам и папам следует больше времени проводить с ребенком, предоставляя ему свободу в выборе игр и книг для совместного чтения. Получая постоянную поддержку от родителей, чадо учится расслабляться и доверять окружающему миру.

Для устранения страха перед унитазом необходимо объяснить малышу устройство сложной и неизвестной ему конструкции. Для этого можно использовать чертеж, где четко обозначено, откуда берется вода, куда она стекает и почему уносит все выделения. Полезно также объяснить, что возникающий шум – это шум воды, как в фонтане или водопаде. Если разбор чертежа не убедит ребенка в отсутствии монстров, стоит купить игрушечный унитаз и продемонстрировать его работу, проиграв ситуацию посещения туалета с куклами.

Как появляется запор

Можно выделить следующие психологические причины запоров у детей:

  • Неправильный образ жизни приводит к возникновению затвердевания шлаков в толстом кишечнике. Преимущественно кроме стресса к потере влаги приводит летний период и отсутствие жидкости в ежедневном меню.
  • Стрессовые ситуации вызывают нарушения пищеварения, которые приводят к поносу или запору.
  • Во время адаптации к общественным помещениям практически каждый ребенок переживает сильное нервное потрясение. Бывают категории детей, которые просто боятся ходить на горшок в детском саду из-за стресса и личных психологических переживаний. Дети, которые боялись ходить в туалет в общественных помещениях, страдают проблемами с пищеварением.

Далее попробуем выявить причину нарушения стула, а именно с появлением запора у детей разной возрастной категории:

  • Дети двухлетнего возраста. Это период, когда детей приучают к горшку или взрослому туалету. На этом этапе могут возникать различные психологические потрясения, которые негативно сказываются на пищеварительном процессе.
  • В трехлетнем возрасте дети могут переживать больший стресс при знакомстве с новыми людьми. Именно в этом возрасте происходят фундаментальные изменения в жизни каждого малыша. Например, в детском саду дети боятся сходить в туалет, что приводит к развитию запора.
  • Четырехлетние дети более адаптированы к окружающей среде, поэтому легче переносят все трудности окружающей среды. При этом, именно в этот период наблюдается интенсивный переход на взрослый рацион питания, который может привести к развитию запора.
  • Достаточно редко, но возможны запоры у пятилетних детей. Это взрослые дети, пищеварительная система которых оперативно справляется с пищеварительным процессом.

Оптимальное время для начала приучения к горшку

Речь идет не о возрасте, а именно о периоде развития. Приучение к горшочку, по сути является перестройкой безусловного рефлекса (неконтролируемого процесса) в условный. И дитя должно быть готово к такой перемене.

Таким образом, по мнению специалистов, есть три главных фактора, основываясь на соответствие которых можно начать высаживать отпрыска на горшок:

  1. Своевременное развитие и отсутствие патологий органов, непосредственно задействованных в процессе мочеиспускания и дефекации (мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса).
  2. Психологическая и физическая активность. Отпрыск должен быть достаточно развит физически, обладать навыками первичной речи и уметь ходить. Очевидно, что, если ребенок не сможет сообщить взрослым о том, что хочет писать, и своими силами добраться до пункта назначения, приучить его ходить на детский горшочек без присмотра будет непросто.
  3. Готовность папы и мамы пройти этот сложный путь вместе со своим карапузом. Приучение к туалету — длительное мероприятие, требующие постоянного контроля со стороны взрослых, внимательного и заботливого отношения к своему чаду.Как показывает практика, начинать приобщать ребенка к горшку желательно в возрасте от полутора до двух лет. Именно в этот период малыш обладает всеми нужными умениями, понимает свои физиологические потребности и психологически готов совершать необходимые для этого процесса действия.

Распространенное заблуждение: многим родителям удается научить свое чадо ходить на горшочек в возрасте до года методом присаживания и выработки рефлекса на звуковое общение, а именно фразами типа «пи-пи» и «ка-ка». Способ действенный, но имеет кратковременный характер, и после переформирования мироощущения дитя в возрасте двух лет, приобретенное умение утратит свою стойкость и потребует переучивания другими методами.

В любом случае детей, которые полностью не овладели навыком самостоятельного хождения в туалет к четырем годам практически нет — именно этот возраст считается максимумом среди практикующих педиатров и является отклонением скорее физического и психологического характера, чем упущением папы и мамы.

 Что важно проверить перед началом обучения?

Прежде, чем приступать к обучению ребенка вставать во время ночного сна на горшок родителям стоит задать себе следующие вопросы:

  • Ребенку больше 2-х лет?
  • Ребенок здоров?
  • Ребенок умеет что-то делать сам без помощи мамы? Например, есть ложкой, сообщать о своих потребностях, нуждах?
  • Ребенок сможет потом уснуть сам ночью, проснувшись  в туалет?

Если Хотя бы на один из этих вопросов вы ответили отрицательно, это значит, что на данный момент малыш не совсем готов к тому, чтобы самостоятельно справляться с горшком ночью.

   Что могут сделать родители, чтобы potty training прошел легко?

Помнить, про возрастные ограничения. Если малышу больше меньше 2-х лет, но при этом он уже достаточно самостоятелен и уже многое умеет и может что-то делать без помощи родителей, то можно начинать приучение к горшку

Но важно помнить и то, что от малыша значительно младше 2-х лет еще не следует ожидать высокой степени самоорганизации в силу физического развития и недостаточной зрелости нервной системы. Если малыш не здоров, ему важна и нужна помощь родителей

Родителям важно понимать, что приучение к пробуждению на горшок не только воспитательный психологический процесс, но также и процесс, во многом зависящий от физиологии

Если малыш не здоров, ему важна и нужна помощь родителей

Родителям важно понимать, что приучение к пробуждению на горшок не только воспитательный психологический процесс, но также и процесс, во многом зависящий от физиологии. В случае некоторых заболеваний следует проявить терпение и не настаивать на быстром результате

В случае некоторых заболеваний следует проявить терпение и не настаивать на быстром результате.

Помогать малышу развивать его самостоятельность. После достижения малышом возраста 1 года поощрение родителями самостоятельных действий ребенка – это одна из основных форм стимуляции его развития и укрепление привязанности. Развитие малыша во многом зависит от среды, в которой он растет: насколько среда безопасна, как много там есть возможностей для проб и ошибок, насколько родители готовы поддерживать малыша в его начинаниях (первых шагах, падениях, первых словах и желаниях).

  1. Последний, но совсем немаловажный пункт – это умение малыша заснуть самостоятельно. Приобретенный навык самостоятельного засыпания поможет малышу и в обучении просыпаться на горшок. Умея самостоятельно заснуть, ему будет легче и проснуться самостоятельно, чувствуя свои потребности.

Когда редкие испражнения – это патология

При подозрении, что запор является следствием патологических процессов, следует понаблюдать за общим состоянием малыша. Признаки патологии:

  • боли в животе;
  • непонятное беспокойство и плаксивость малышей;
  • процесс дефекации протекает с трудом, с натуживанием, болевыми ощущениями;
  • консистенция каловых масс излишне плотная, сухая.

Если эта симптоматика продолжается более 3 месяцев, то можно говорить о хроническом течении заболевания. Кроме этого, зачастую образуется замкнутый круг – ребенок начинает бояться процесса дефекации и сдерживает позывы на опорожнение кишечника. Тем самым провоцируя перерастяжение прямой кишки и новые запоры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий