Что должен уметь ребенок в 11 месяцев: критерии развития мальчика, девочки

12 месяцев: мой первый словарь

Мы уже ходим совершенно самостоятельно! И даже можем нести двумя руками нетяжелые предметы, например, машинку. И, конечно, хочется принимать участие в делах взрослых. Одевать годовалого малыша — одно удовольствие, он вовсю старается помочь, сует руки в рукава, задирает голову. За едой уже управляется с ложкой, пьет из чашки. Приучая малыша к аккуратности, не забывайте, что тщательное прожевывание отлично активизирует и органы произношения: губы, язык, мягкое небо. Только не оставляйте малыша без присмотра, он настолько же любопытен, насколько лишен жизненного опыта, и запросто может схватить горячую кастрюлю или острый ножик.

Слова, слова, слова… Их становится все больше и больше, теперь уже ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами. Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит, и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно. Не сочтите за труд поползать с ребенком по ковру, водя поезд, укладывая куклу спать, ставя машинки в гараж и подробно объясняя свои действия. Слушая, как слова соединяются в предложения, малыш постепенно и сам будет пользоваться фразой. Но это еще впереди, а сейчас как можно больше сюжетных игр, рассказов, совместного рассматривания картинок, чтения, рисования и постоянного общения, с вами, с другими детьми, с окружающими малыша людьми.

Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Не загружайте ребенка тяжелым роком, для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, а уж какие мелодии будут больше нравиться малышу — на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

Вашему ребенку исполнился год. Как там у него со звуками? Открывайте свой дневничок и проверяйте: хорошо бы, чтобы малыш произносил звуки “А”, “У”, “И”, “О” понятно для окружающих, а также звуки “М”, “Н”, “П”, “Б”, “Т”, “Д”, “К”, “Г”. У одних это получается лучше, у других не так четко, количество звуков тоже может разниться. Ведь произносительные умения еще формируются, так что у нас с вами, дорогие родители, впереди много работы.

В возрасте одного года ваш ребенок:

Развитие основных навыков

Ребенок хорошо владеет своим телом. Помимо того, что он может уже ходить, ему легко доставать игрушки с пола. За ними он нагнется или присядет. Ему нравится музыка, он ритмично двигается под ее такт.

Ребенку нравятся книги. Он внимательно изучает иллюстрации, показывает на героев пальцем. Способен на разные действия по просьбе. Например, помахать ладошкой, покачать куклу, сделать «ладушки». Может находить спрятанные в коробке или кровати игрушки.

Мелкая моторика совершенствуется. Малыш может расстегнуть молнию, обуться, снять носочки и многое другое. Он становится все более самостоятельным: начинает есть с помощью ложки, сам чистить зубы, умывается. Если ему нужен какой-то предмет, то он показывает на него пальцем, говорит «дай» и качает головой.

Как решать возникающие проблемы

Активно растущий и развивающийся человек может вести себя непредсказуемо, что чревато проблемами для родителей. Но из сложных ситуаций есть выход. Изучите конкретные сложности и способы их преодоления:

Отсутствие речи. Некоторые дети долго не говорят, что не всегда является отклонением. Малыш должен понимать слова, реагировать на них. Для развития речи родителям рекомендовано больше общаться с чадом.
Беспричинные истерики. Они вполне могут происходить, причём часто и необоснованно. На капризы не стоит реагировать: порой нужно просто подождать. Если малыш начинает громко плакать и заходиться в плаче, наладьте контакт: обнимите, посмотрите в глаза, ласково поговорите, погладьте. А ещё можно воспользоваться тактикой переключения внимания на что-то более интересное.
Странные просьбы типа снять шапку на морозе. Такие стремления – попытки изучить грани дозволенного, оценить свои возможности. Иногда можно позволить малышу сделать то, что он желает: кроха наверняка поймёт, что это неправильно или неприятно. И в будущем ребёнок не будет стремиться делать это.
Неистовое стремление к свободе. Дочка или сын осознал, что может обходиться без родителей, поэтому старается отдаляться от них

Мама и папа могут осторожно следовать за своим чадом, но не опекать его чрезмерно, а направлять и, конечно, оберегать от опасностей, объясняя их причины.
Невыполнение просьб. Малыш просто не понимает, зачем ему выполнять то или иное действие

Но есть хорошая новость: в таком возрасте уже можно пытаться договариваться, объяснять и вместе рассуждать. В ответ на отказ позавтракать скажите, что когда кроха покушает, он станет сильным и сможет долго играть/гулять.
Отказ от необходимой помощи. Малыш не может надеть носки, но не желает, чтобы ему помогали? Попробуйте показать, как это делать правильно, мягко направьте действия, но не вмешивайтесь грубо и бесцеремонно.
Гиперактивность. Она требует выплеска эмоций и энергии: давайте крохе веселиться, дурачиться, резвиться. Постоянная и неуправляемая гиперактивность корректируется специалистом (неврологом, психологом).

Чтобы ваш малыш развивался и рос гармонично, помогайте ему в этом. Запаситесь терпением, больше занимайтесь с крохой и всегда демонстрируйте свою любовь.

Помогаем малышу развиваться

Ребенок развивается полноценно при активном участии родителей. Ему по-прежнему необходим тесный контакт с матерью. Для психологического комфорта кроху нужно часто брать на руки.

Гимнастика

Хождение по лестнице с помощью взрослого укрепляет мышцы ног. Высота ступенек не должна превышать 8 см. Нужно раз 5 подняться и спуститься по лестничному пролету. Ребенка положить спиной на ровную, жесткую поверхность. Инициировать подъем на обе ноги из положения лежа, поддерживать кроху за обе руки. Это упражнение необходимо выполнить 6 раз. Разгибание и сгибание ног сначала поочередное, затем одновременное.

Игры

Для формирования двигательных, мыслительных, речевых навыков нужно знать, как правильно играть с ребенком. В 11 месяцев ему можно предложить несколько видов развивающих игр:

  • речевые;
  • попроси;
  • предмет и рисунок;
  • фото-гид.

Во время речевых игр ребенок обучается новым словам. Организовать игру предмет и рисунок просто.

С помощью игры «Попроси» карапуза учат выговаривать слово дай. Прячут игрушку за спину, дают ее, когда он произнесет слово дай. Вместе с малышом рассматривают семейные фото, учат находить маму, папу, других родственников.

Упражнения

Все малыши любят купаться. Для развития зрительной и моторной координации ребенку предлагают ковшиком ловить мелкие предметы, плавающие в воде. Стимулирует работу мышц рук пересыпание овсяных хлопьев из одной чашки в другую.

Подошло время занятий лепкой и рисованием. Достаточно нескольких карандашей разного цвета. Во время рисования нужно проговаривать цвет линий. Малыши с удовольствием работают с пластилином:

  • раскатывают колбаску;
  • режут на кусочки;
  • скатывают в шарики.

Игры и занятия для развития

Занятия и игры должны помогать крохе развиваться, познавать мир и выплескивать энергию. В качестве активных игр можно использовать мяч, толокар, различные каталки, танцы под ритмичную музыку. Для развивающих занятий подойдут сортеры, пирамидки, развивающие игрушки, безопасные мягкие кубики. Обязательно читайте малышу и показывайте ему картинки в книгах, чтобы он узнавал и запоминал названия разных предметов, растений, животных и насекомых. Полезны игровые коврики и комплексы. Также развивайте мелкую моторику шнуровками, специальными игрушками с бусинами, пуговицами, разными фактурами.

Совет! Демонстрируйте и описывайте малышу разные действия, чтобы он знал и повторял их.

Дома во время спокойных занятий можно общаться с 11-месячным ребенком, проговаривать для него свои действия, показывать и называть разные домашние предметы, петь, рассказывать стихи или сказки. Также можно приобретать безопасное тесто для лепки и пальчиковые краски, но постоянно контролируйте действия малыша во время таких занятий.

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы

Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально обезопасить все помещения (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-priuchit-rebenka-k-gorshku.html

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя». Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово “нельзя” с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

Читаем статью по теме: как сказать ребенку НЕЛЬЗЯ

На счет слова “нельзя”, посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

Музыкальные центры, развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д

Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;

Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;

Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;

Игровые центры для развития мелкой моторики. Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;

Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;

Игрушки для купания. Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки (как выбрать игрушки для купания); Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой. Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Питание младенца в 11 месяцев

На данном этапе все малыши, независимо от того, чем они питались ранее – смесью или грудным молоком, — получают полноценный прикорм. Организм ребенка уже готов усваивать новые продукты и познавать разнообразие вкусов. Отварные овощи малышу уже не нужно измельчать блендером, достаточно лишь размять вилкой и учить кроху откусывать пищу небольшими кусочками.

Важно! Меню и питание ребенка к 11 месяцам все еще сохраняет молочную основу. Материнское молоко (или адаптированная смесь 2 ступени) остается одним из важных продуктов, получаемых малышом ежедневно порциями до 200 мл за один прием пищи.. Для определения объема пищи, который необходим ребенку в сутки, текущий показатель массы тела нужно разделить на 9

В среднем дети данного возраста получают за день 1000-1200 мл питания. Полученный объем равномерно распределяется на количество кормлений и получается средняя порция для грудничка в 200-240 мл

Для определения объема пищи, который необходим ребенку в сутки, текущий показатель массы тела нужно разделить на 9. В среднем дети данного возраста получают за день 1000-1200 мл питания. Полученный объем равномерно распределяется на количество кормлений и получается средняя порция для грудничка в 200-240 мл.

Ниже мы приводим наименования продуктов и блюд, которые должны присутствовать на столе здорового ребенка в возрасте 11-ти месяцев.

Грудное молоко или молочная смесь (мл)400
Каша молочная (г)200
Овощное пюре (г)200
Фруктовое пюре (г)100
Сливочное масло (мл)6
Растительное масло (мл)6
Детский творожок (г)50
Мясо (г)60
Фруктовый сок (мл)100
Яичный желток (шт.)0,5
Печенье, сухарик (г)10
Рыбное пюре (г)40-60
Кисломолочные продукты (мл)200
Хлеб пшеничный (г)10
Общий объем пищи за день (г)1200

В блюдах, приготовленных для малыша в этом возрасте, уже смело могут встречаться небольшие кусочки. Давайте ребенку «на пробу» толченые овощные рагу, салаты из мелконарезанных овощей, или натертых на крупный терке фруктов. Размер кусочков в порции должен увеличиваться по мере прибавления у крохи молочных зубов.

На заметку! Сливочное и растительное масло добавляются в пюре и каши домашнего приготовления в том случае, если готовое питание для ребенка не содержит в своем составе дополнительных жиров.

Как развивается малыш в 11 месяцев — опыт мамы (видео):

Игрушки

  • Мячики и шарики. Разных размеров, цвета, формы, святящиеся и пищащие – эти игрушки еще долго будут интересовать малыша, способствуя развитию двигательных навыков. При помощи этих простых элементов можно начинать учить карапуза отличать большое и маленькое, сортировать по цвету. Добавив к мячикам кубики и другие предметы, можно понемногу рассказывать о формах предметов;
  • Пирамидки, вкладыши, сортеры. Разных размеров и цвета, изображающие животных и предметы быта, мягкие и твердые – игрушки, хорошо развивающие мелкую моторику и знания об окружающем мире. Покажите малышу как правильно с ними играть, расскажите об изображенных на них предметах и животных;
  • Погремушки, пищалки, молоток. Любые предметы, легко помещающиеся в ручку, издающие звуки, понравятся ребенку, способствуют формированию умения правильно оперировать предметами, развивать двигательные навыки;
  • Кубики, конструктор. Ближе к году у малыша активно начинает формироваться мышление. Умение играть с простыми формами, из которых можно построить или собрать башни, замки, домики, способствуя умственному развитию, тренируют двигательные умения;
  • Музыкальные игрушки, игровые центры. Слух ребенка по-прежнему нуждается в развитии. Позвольте крохе совершенствовать восприятие разнообразных звуков во время игры. Игровые центры с большим количеством элементов, кроме развития слуха, тренируют моторные навыки, развивают причинно-следственные связи;
  • Игрушки для ванной. Малыш хорошо сидит и во время купания хорошо предлагать ему активные игры. Предложите покупать резиновых зверей, запустить заводную рыбку или уточку, поиграть с ковшиком и стаканчиками – хорошо развивает двигательные навыки, зрение, слух, сенсорику;
  • Куклы, звери. Сюжетные игры не могут быть без героев. Хорошо, если у карапуза будут различные по величине и виду куклы, игрушки, изображающие реальных животных и птиц. На таких игрушках можно учить названия частей тела, глаголы движения, виды живых существ;
  • Заводные, динамические игрушки. Такие предметы хорошо развивают зрение и координацию, моторику и фантазию;
  • Мозаика. На 12-м месяце жизни хорошо предложить ребенку первую мозаику. Размер деталей лучше выбирать около 3 см;
  • Посудка, игрушечная мебель, предметы, изображающие бытовые предметы для сюжетных игр;
  • Машинки, каталки, ходилки – предметы, позволяющие тренировать моторные навыки в игровой форме.

Речевое и психическое развитие ребенка в 11–12 месяцев

В норме ребенок этого возраста понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы взрослых. Теперь он может справиться не только с простыми однозадачными поручениями, но и с теми, которые требуют последовательного выполнения нескольких этапов. Например, если раньше малыш мог принести только тот предмет, который был в зоне его видимости, грудному ребенку 11 месяцев несложно будет принести предмет, который лежит, предположим, в шкафу (т.е. подойти к шкафу, открыть его, найти игрушку, достать ее, закрыть шкаф, принести).

Малыш продолжает совершенствовать свою активную речь: в его арсенале становится все больше лепетных слов и звукоподражаний, но теперь они обретают однозначный смысл для ребенка. Теперь «папа» означает исключительно «папа», «дядя» — любой другой мужчина, «ня» — это именно «на, возьми» и т.д. Это отличительная особенность становления речи в этом возрасте.

К 11 месяцам поведение ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых: он всячески пытается подражать маме и папе, понимает слово «нельзя» и уже любит, когда его хвалят. Малыш стремится к одобрению окружающих, поэтому с большим удовольствием стремится помогать по хозяйству и выполнять просьбы.

Малыш все еще часто плачет, желая донести определенную мысль до мамы и папы

Однако одновременно с этим стремительно развивается язык жестов: ребенок охотно машет ручкой «пока-пока», протягивает ее, если что-то хочет получить, учится показывать пальчиком на необходимый предмет (а это уже формирование указательного жеста — крайне важного показателя психического развития), обнимает и целует в знак любви и симпатии. Это особый этап налаживания коммуникации не только со взрослыми, но и с другими малышами. Замечали, наверное, как два еще не умеющих разговаривать ребенка общаются друг с другом? Да, они используют в основном жесты и звуки

Замечали, наверное, как два еще не умеющих разговаривать ребенка общаются друг с другом? Да, они используют в основном жесты и звуки.

Кстати, некоторые мамы жалуются, что в этом возрасте ребенок часто «висит на груди»

Действительно, так бывает, но не из-за голода, а из-за приближающегося кризиса сепарации, поэтому малышу так важно чувствовать маму рядом!

Изменения в физиологическом развитии детей в 11 месяцев

С каждым месяцем ребёнок осваивает новые умения и навыки. Но главным рывком в развитии становится попытка ходить. Большинство детей именно в этом возрасте делают свои первые шаги, чем очень радуют родителей. Малыш может начать топать перебежками: от опоры к опоре. Потом кроха научится все более уверенно стоять на ногах и ходить самостоятельно.

Но не стоит переживать, если ребёнок не ползает, а сразу начал вставать, а затем ходить. Такая ситуация также считается нормальной. Некоторые дети могут пропустить этап ползания, однако это не очень хорошо для неокрепшего позвоночника. Родителям рекомендуется всячески поощрять ползание, но не заставлять кроху, если он не хочет этого делать. Нельзя ругать ребёнка, ведь он очень чувствителен к эмоциям родителей.

В этом возрасте можно приобрести ребёнку ходунки в виде опоры. Малыш будет держаться за них и пробовать делать шаги самостоятельно

Вес и рост мальчиков и девочек в 11 месяцев — таблица

МальчикиДевочки
Вес, кг7,7 — 11,56,9 — 11,1
Рост, см69,5 — 79,167,7 — 77,6

Не стоит забывать ежемесячно посещать педиатра. На осмотре доктор оценит изменения веса и роста младенца. Для детей первого года жизни эти показатели являются основными критериями правильного развития ребёнка. Если кроха регулярно недобирает в весе, это может сигнализировать о железодефицитной анемии, проблемах в работе щитовидной железы. Дефицит массы тела может привести к задержке физического и психологического развития.

Сон и активное времяпровождение

У многих детей в 11 месяцев начинает меняться привычный режим дня. Это связано прежде всего с тем, что кроха больше времени начал проводить бодрствуя. Но полностью убирать дневной сон ещё рано, ведь малыш тратит большое количество сил. Общее количество времени, которое ребёнок проводит во сне, составляет 14 часов. Из них на ночной сон приходится 10 часов, и четыре кроха спит в светлое время суток.

Родителям, которые практикуют совместный сон с ребёнком, стоит начинать приучать кроху спать в своей кровати

Учимся жевать: количество молочных зубов

У большинства одиннадцатимесячных детей уже прорезались по четыре зуба: два внизу и два вверху. Поэтому крохе можно давать пробовать пищу небольшими комочками и кусочками. Однако, некоторые дети не имеют ещё ни одного молочного зуба в этом возрасте. Стоматологи успокаивают родителей: такая ситуация считается нормальной. Время прорезывания зубов в большинстве случаев зависит от наследственности: если у родителей зубы выросли поздно, у ребёнка они также прорежутся позже.

Нейро-психомоторное и психическое развитие на 11-ом месяце жизни

Психическое развитие малыша по сравнению с предыдущим месяцем претерпевает небольшие изменения. К этому возрасту малыш стал уже практически самостоятельной личностью, период полной зависимости от мамы остался позади. Перед вами – почти годовалый человек со своими предпочтениями и привычками.

Чтобы проверить, нормально ли проходит развитие ребенка в 11 месяцев, родителям необходимо пройти с младенцем небольшой тест:

  • оцените, насколько хорошо ребенок садится и сидит сам, стоит и ходит у опоры, ползает на четвереньках;
  • проверьте, стремится ли малыш хотя бы немного имитировать движения, показываемые вами, или которые он видел ранее. Например, ребенок знает предназначение ложки, расчески, полотенца, и пытается провести с ними логически правильные действия;
  • предложите ребенку сложить простую башню из трех-четырех кубиков. Малыш должен попытаться поэтапно положить 2-3 кубика друг на друга.

Если ребенок без труда выполняет вышеперечисленные задачи, то вас можно только поздравить – ваш маленький наследник развивается правильно.

На что еще можно стоит обратить внимание, оценивая физическое развитие малыша, вы можете увидеть в таблице ниже

РечьМалыш постоянно лепечет, правда, вся его маленькая «болтовня» пока лишь понятна только ему самому. Местами речь становится понятной, можно разобрать звукоподражательные «би-би», «му-му», «да-да» и т.д.
СлухРебенок осознает все то, что говорят ему родители, но пока о поддержании беседы речи идти не может. Все новые услышанные слова запоминаются крохой и уходят в «пассивный словарь», поэтому взрослым необходимо следить за своей лексикой.
ЗрениеЛюбознательность младенца растет. Присутствуя в незнакомом месте (например, в гостях), ребенок уже не пускается в плач, а стремится рассмотреть новый интерьер. Малыш еще не способен отличать на глаз твердые предметы от мягких, поэтому при купании в ванне пытается ухватить ладонью струйку воды.
ЭмоцииЭмоции у малыша в 11 месяцев подкреплены действиями: если ребенок недоволен, он сердится и кусает/бьет маму; если он рад – смеется и хлопает в ладоши. С помощь взрослых ребенок научится разделять эмоции и действия (к примеру, злиться, но при этом не стараться ударить), и начинать учить этому стоит уже сейчас.
МоторикаКроха научился достаточно ловко наклоняться за игрушкой, не падая на четвереньки и не приседая. Может самостоятельно держать чашку и учится пить из неё. Стоит без посторонней помощи. Делает первые шаги, но еще боится ходить без поддержки, поэтому, не отпуская руку мамы, увлекает её туда, куда хотел бы направиться сам.
ИграВ игре ребенок пытается походить на взрослого, и стремится все делать самостоятельно. Если ему дать тряпку, он с удовольствием поелозит её по полу. Малыши в одиннадцать месяцев любят рассматривать книжки с большими яркими картинками, строить башенки из крупных кубиков и собирать пирамидку.

https://youtube.com/watch?v=H14x4bgJKfo

Скачок развития в год

55 неделя — мир программ

Первые признаки скачка можно заметить около 51 недели, в 11 месяцев, его пик приходится на 53 неделю, а новые навыки появляются к 55 неделе.

Происходят большие изменения в умственном развитии малыша. Он готов изучать мир программ. Если до этого он воспринимал мир в категориях и последовательностях (одно событие следует за другим), то теперь он понимает смысл «если-тогда»: событие, которые произойдет следующим, зависит от того, что случится сейчас.

Также ребенок воспринимает серию действий как одно событие. Он понимает, что грязную тарелку кладут в воду, моют губкой, вытирают полотенцем, и это все называется «помыть посуду». Кроха знает, что значит одеваться, садиться кушать, гулять, ходить в магазин.

Он пробует находить различные решения для тех или иных задач.

Признаки скачка роста в этот период:

  • Малыша легко расстроить — его настроение часто меняется.
  • Он чаще может плакать
  • Кроха капризнее, чем обычно
  • Временами он может не отходить от вас — происходит обострение сепарационной тревоги, что сказывается и на сне.

В период скачка часто портится дневной сон, а продолжительность сна в целом сокращается. Дети в этом возрасте начинают просыпаться раньше обычного утром.

Так как сон для годовалого ребенка — расставание с вами, он может начать сопротивляться укладыванию. Засыпание, как правило, затягивается, а спит малыш беспокойно.

Чтобы пережить этот период, сохраняйте последовательные ритуалы на засыпание и пробуждение, не допускайте накопление усталости у ребенка, придерживайтесь спокойного бодрствования перед укладыванием, организуйте дневные сны по часам.

Проверьте свое эмоциональное состояние. Если вы встревожены, напряжены, расстроены, ребенок переймет эти эмоции. Во время укладывания ведите себя спокойно и уверенно. Тогда и малышу будет легче вас отпустить.

Научитесь прощаться с ребенком, когда уходите. Не стоит тайно уходить, пока он не видит. Иначе со временем малыш не будет совсем вас отпускать и станет ходить за вами по дому. Произнесите теплое и любящее: «Пока, мама скоро вернется,» — и позвольте ребенку увидеть, что вы выходите из дома. Он поймет, что, когда вы говорите «пока», это значит, что вы уходите, но вернетесь.

Успокаивайте, но не создавайте новых негативных привычек. Если малыш не укладывается на дневной сон или просыпается всю ночь в слезах, его нужно успокоить. Но делайте это правильно — в такие моменты не нужно читать книг, включать мультфильмы, класть к себе в кровать или ложиться рядом с его постелью. Так сепарационная тревога пройдет, а негативная ассоциация останется.

Режим дня

Чтобы ребенок правильно развивался, необходимо соблюдать распорядок дня. Обычно малыши в этом возрасте едят пять раз в день с промежутками по 3–4 часа. Общая продолжительность сна достигает примерно 14 часов. Ночной сон длится около 10–11 часов. Днем ребенок может спать один или два раза.

У каждого малыша вырабатывается свой биоритм, на который нужно ориентироваться при составлении распорядка дня. Примерный режим для крохи может быть таким:

07:00

Пробуждение, туалет, умывание и другие гигиенические процедуры.

07:30 – 08:00

Первое кормление.

08:00 – 10:00

Бодрствование, игры, занятия.

10:00 – 11:00

Первый дневной сон.

11:00 – 11:30

Второе кормление.

11:30 – 14:00

Прогулка на свежем воздухе

14:00 – 14:30

Третье кормление.

14:30 – 16:00

Второй дневной сон.

16:00 – 17:00

Бодрствование, игры, занятия.

17:00 – 17:30

Четвертое кормление.

17:30 – 19:00

Бодрствование, игры, занятия.

19:00 – 20:00

Вечерняя прогулка.

20:00 – 21:00

Спокойные занятия, чтение.

21:00 – 22:00

Купание, гигиенические процедуры.

22:00 – 22:30

Пятое кормление.

22:30

Отход ко сну.

На основе этого примера можно составить свой распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей крохи и занятости родителей. Главное, придерживаться выбранного режима и стараться не нарушать его, чтобы организм не давал сбоев.

Советы родителям

Чтобы малыш рос здоровым, активным и веселым, прислушайтесь к советам специалистов.

  • Носите ребенка на руках. Несмотря на то, что малыш уже умеет передвигаться сам, его нужно брать на руки. Физический контакт с родителями очень важен для крохи.
  • Почаще разговаривайте с крохой. В речи используйте простые, короткие слова, произносите их четко и разборчиво. Давая или показывая малышу различные предметы, говорите, как они называются.
  • Играйте с ребенком не только в развлекательные, но и в развивающие и обучающие игры. Покупайте сортеры, специальные наборы карточек, крупные паззлы, кубики с различным изображениями. Организовывайте игры с песком, водой, крупами, маленькими камешками. Они тренируют мелкую моторику и положительно влияют на когнитивное развитие.
  • Освободите пространство в доме, чтобы ребенок мог свободно ползать. Уберите все лишнее с пола, закройте и зафиксируйте дверцы шкафчиков и тумбочек, чтобы кроха не открывал их.
  • Не ругайте ребенка за то, что он бросает игрушки. В этом возрасте это занятие является одним из самых интересных для него.
  • Читайте малышу сказки и стишки, пойте песенки, включайте музыку. Все это положительно влияет на его развитие.
  • Познакомьте кроху с другими детьми такого же возраста. Ему требуется общение со сверстниками. Приглашайте в гости знакомых с маленькими детьми или гуляйте на детской площадке.
  • Если есть возможность, занимайтесь плаваньем. Оно отлично развивает двигательные навыки и укрепляет иммунитет.

Уровень физического и психического развития детей зависит не столько от врожденных особенностей, сколько от вовлеченности родителей в воспитательный процесс. Чем больше мама и папа занимаются воспитанием ребенка, тем быстрее и лучше он развивается.

Развитие речи

Говорение у ребенка стало более активным, но основу общения малыша составляет звукоподражание. Не все дети в этом возрасте говорят несколько слов. Нормой считается, если до года у карапуза есть хотя бы одно слово, обозначающее предмет или человека (мама, папа, мяч, дай). Если пока ваш малыш не сказал вам «мама», не переживайте. Появление активной речи у каждого ребенка имеет свои сроки и возможно кроха скажет заветное слово уже в ближайшие недели.

На 11-м месяце жизни в речевом развитии идет процесс анализа речи окружающих людей, повтор простых форм без вкладывания в них определенного смысла. Малыш как бы играет со звуками, изучая возможности своего речевого аппарата. Повторяя за взрослыми, кроха может повторять простые слова, но пока не будет вкладывать в них конкретный смысл. Каждое слово приобретает смысл, только после закрепления в головном мозге четкой связи между видом и звучанием слова, обозначающего предмет. Хорошо на формирование таких связей влияет использование разнообразных карточек, методики Глена Дамана.

К 10-ти месяцам, если вы называли кроху преимущественно по имени, он быстро реагирует на свое имя, оборачивается или поднимает на вас глаза, радостно приветствуя ваше желание с ним пообщаться.

Чтобы развитие речи карапуза шло быстрым темпом, стоит уделять много времени на речевые игры и беседы. Называйте окружающие его предметы, рассказывайте ему о событиях и действиях, которые он делает или видит. Карапуз должен «купаться» в речи, видеть необходимость в скорейшем обретении этого навыка.

Малыш начинает использовать различные артикуляционные упражнения для получения новых звуков или повторения услышанного. Он экспериментирует со звучанием и громкостью, играет с языком и губами. Часто можно заметить, как во время игры кроха повторяет один и тот же звук или слог. Благодаря таким тренировкам кроха четко запоминает, какое положение губ, зубов и языка необходимо для получения нужного звука.

Происходит систематизация эмоций, с которыми встречается малыш. Он может безошибочно опознать похвалу или негатив, сам может реагировать на происходящее, используя широкий спектр жестов, звуков, мимики. Легко понимает и реагирует на простые просьбы «дай», «покажи», «нельзя» или «нет», «посмотри».

Одним из способов стимуляции развития речи является предложение на 11-м месяце жизни твердой пищи, которую необходимо жевать. Во время процесса разжевывания происходит тренировка мышц речевого аппарата, ускоряется процесс появления активной речи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий