Артикуляционная гимнастика для развития речи у малышей
Основная задача проведения такой гимнастики – сформировать у ребенка навыки правильного произношения звуков. Предлагаемые упражнения помогают тренировать артикуляционный аппарат. Навыки закрепляются постепенно, и успех зависит от регулярности занятий. За 1 раз не стоит предлагать малышу больше пары упражнений
Важно сначала показать ребенку, что именно нужно делать, ему будет легче повторить за взрослым, чем понять инструкцию
- «Открываем ворота». Ребенок широко открывает ротик и в течение нескольких минут остается в этом положении.
- «Покажи забор». Малыш смыкает зубки верхнего и нижнего ряда, широко улыбается, чтобы их было видно.
- «Чистим зубки». Кроха широко открывает ротик и старается провести языком сначала по внутренней, а потом по внешней поверхности зубов.
- «Художник». Это более сложное упражнение для развития речи. Ребенку нужно рисовать кончиком языка на верхнем небе любые фигуры. А потом провести язычком, как будто кистью: «закрасить» все небо.
Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать
У них достаточно развиты память и внимание
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха
Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие
Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание
А его преодолеть трудно
Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками
А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.
Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет
Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:
«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».
Р. Левыкин, психолог:
Для развития речи полезно:
- Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
- Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
- Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.
Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:
Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
- Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
- Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
- Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
- Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
- Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.
Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:
Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).
Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.
Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.
Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.
Постоянно разговаривайте с ребенком
Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.
Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:
Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»
Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции
«Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»
Рекомендации психолога и логопеда родителям
Начинать обучение необходимо с раннего возраста, два года − подходящий период для развития психологических процессов, говорения посредством активной совместной деятельности. Проводить занятия с ребенком можно несколько раз в день, дома, во время прогулки. Чтобы запускать процесс овладения речью, следует выполнять ряд простых правил:
Помогать крохе осваивать окружающий мир. На улице (особенно в летний период) больше говорить с малышом о явлениях природы, какого цвета окружающие предметы, как называются животные, пробегающие мимо, посещать музыкальные театры, цирк.
Развивать моторику мелкую и крупную, заниматься лепкой. Сегодня в магазинах можно купить разнообразный пластилин: мягкий, кинетический, пластик, цветное тесто. Занятия способствуют развитию психических процессов, усидчивости, что отражается на быстроте освоения речи.
Учить с малышом названия животных, как кто говорит.
Малыши любят слушать, как взрослые читают сказки и стихи. Ошибочно мнение, что ребенок не развивается при несамостоятельном чтении произведения
При прослушивании развивается мышление, память, восприятие, внимание, осмысливание
Важно задавать ребенку вопросы по ходу чтения сказки, обсуждать героев
Если малыш не разговаривает, родители сами показывают ему пример: «Ух, какая лиса хитрая, да?».
Вопрос восьмой – как развивать мелкую моторику и зачем?
Первым делом разберемся с вопросом «Зачем?» Психологи утверждают, что таким образом мозг ребенка начинает формировать стойкие нейронные связи, которые очень важны при обучении речи. Поверим на слово светилам педиатрии и займемся делом.
Возьмите горох или фасоль, насыпьте в миску и на глазах ребенка поместите туда его небольшие игрушки, яркие шарики или кубики. Затем вместе с малышом найдите эти предметы. Через некоторое время он сам будет проделывать такую манипуляцию. Сколько времени ему на это понадобиться – сугубо индивидуально.
Такой прием позволяет не только развивать речь, непременно называя извлеченный предмет. Горошинки мягко массажирую пальчики, в которых находится большое количество нервных окончаний. Это подготовительный этап для более сложных действий.
С ребятишками в возрасте от года и до 15-18 месяцев уже целесообразно играть в другие игры, и эту при желании можно оставить.
- Работа с бумагой. Научить ребенка вначале просто рвать бумажку на большие куски, затем помельче. Потом можно переходить к складыванию в различные плоские фигурки. Хотите объемные – сделайте сами, привлекая малыша к самым простым манипуляциям. Если у него не будет получаться то, что он видит у вас, можете отбить охоту к таким занятиям вообще.
- Лепка. Возьмите пластилин, только для самых маленьких. Из него легче всего ребенка научить лепить простые предметы, которые он видит вокруг. Придумайте свою сказку или используйте уже известную. Самым удачным примером может быть «Колобок», где вы лепите и главного героя, и репку. А затем из всего арсенала игрушек находите героев сказки.
- Сухое рисование. Научить малыша пальчиками выводить произвольные линии на песке очень просто. Если это в квартирке – насыпьте на поднос манки, пшена или другой мелкой крупы и пусть малыш рисует на ней.
- Рисование на бумаге. Есть специальные медовые краски. Ручки малыш опускает в краску и на большом листе бумаги оставляет свои отпечатки. Пусть вначале посмотрит, какая ладошка у него, а какая у мамы или папы. Затем кончиками пальцев нужно учить малыша делать несложные рисуночки, имитировать следы животных, цветочки и другие предметы, которые ему знакомы.
Каждый процесс непременно должен сопровождаться общением. Повторяйте по несколько раз слова, стараясь провоцировать ребенка их повторять или задавать вопросы. Так вы развиваете речевую активность и учите правильно произносить слова.
Как помочь ребенку начать говорить
Чтоб не возникло проблем с задержкой в речевом развитии, родители должны ребенку помочь начать говорить. Педиатры и логопеды рекомендуют заниматься со своим малышом с первых дней рождения. Даже когда он молчит и не хочет с Вами разговаривать, стимулируйте речь с помощью игр, пения колыбельной, массажа, путем развития мелкой моторики. Постоянные разговоры стимулируют освоение новых звуков, улучшают память. Помните, что речь нельзя унаследовать генетически, ее формирование проходит все стадии развития маленького человека.
Для молодых родителей в первые годы жизни малыша становится актуальным вопрос, во сколько дети начинают разговаривать. Нередко родители не разбираются в тонкостях физиологического и психического развития детей, поэтому начинают бить во все колокола, когда малыш не спешит разговаривать
Важно отметить, что все детки развиваются индивидуально: кто-то начинает рано ходить, у кого-то раньше обычного вылезают зубки, а кто-то поздно начинает разговаривать. Равнять всех детей под одну гребенку не нужно и уж тем более не надо переживать, если соседская девочка что-то делает лучше, чем ваш ребенок
Говорящий малыш — радость для родителей. Врачи и психологи выделяют определенные периоды, когда ребенок должен заговорить. Если этого не случилось, достаточно просто проконсультироваться с врачом и держать на контроле этот вопрос. Рассмотрим подробно мнения специалистов по поводу того, в каком возрасте дети должны произносить первые слова и с чем может быть связана задержка речи.
Очень важно, в каком возрасте ребенок начинает говорить, однако не для того, чтобы тут же хвастаться этим навыком перед соседями и подружками. По тому, как развивается речь малыша, можно судить об общем развитии ребенка
Как правило, к первым 2-4 месяцам малыш начинает произносить первые звуки. Часто родители говорят, что ребенок начал «агукать» или «гулить». Ему легче произносить эти звуки в ответ на речь родителя, он может продолжить слог, когда мама тянет привычное «а…», а малыш продолжает «гу…».
Около 7 месяцев ребенок начинает лепетать, что-то бормотать под нос или просто издавать произвольные звуки, перерастающие в понятную только ему речь. Также грудничок может произносить отдельные слоги.
Примерно в год ребенок должен начать говорить первые понятные слова: мама, папа, баба или дай. У него с легкостью выходит произносить подражающие звуки или звуки, которые копируют поведение животных. К примеру, мама может спрашивать у малыша, как делает коровка, в ответ на что малыш говорит «му-му» и т.д. В общем слов и звукоподражаний в лексиконе годовалого малыша должно быть около 5-10.
В полтора года, когда ребенок начинает интересоваться окружающим миром, словарь малыша, как правило, составляет примерно 40 простых слов. Его лексикон постоянно пополняется, потому что его постоянно интересует вопрос — что это?.
Если родители постоянно разговаривают с малышом, то вероятность того, что малыш раньше начнет говорить, в разы возрастает. Врачи и психологи советуют постоянно разговаривать со своими детками, независимо от их возраста. Мама может рассказывать малышу, что она делает, что происходит вокруг, что она видит. Несмотря на то что мамина речь будет напоминать выражение — что вижу, то и пою. С первых месяцев ребенок должен слышать речь, сначала он будет только слушать, вскоре начнет подражать взрослым.
Некоторые родители пытаются заменить свой разговор с ребенком монологом телевизора. В таком случае не нужно ждать положительного эффекта, так как с живым общением это несравнимо.
Также родителям рекомендуется уделять должное внимание развитию мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование движений рук и пальчиков напрямую связано с развитием участка мозга, который отвечает за активность речи
Мама может предлагать малышу нанизывать бусы, рисовать пальчиками (рассказывая, какого цвета краски), перебирать крупу или делать ему массаж ручек. Это и занимательно, и полезно.
Желательно часто читать ребенку рифмованные стишки или же стишки, окончание которых, должен сказать сам малыш. Мама должна постоянно побуждать ребенка называть предметы, которые его окружают, четко произносить звуки. Многие родители любят «сюсюкаться» с малышом и сами не замечают, как неправильно называют те или иные вещи. Нужно контролировать свою речь и учить ребенка правильному произношению.
Все негативные эмоции и переживания мама с папой должны оставлять за дверью. Время, которое родители проводят вместе с малышом, должно быть непринужденным и спокойным. Общаться друг с другом нужно без крика, ругательных слов. Ребенок чувствует тревогу и негатив родителей, поэтому может замкнуться в себе.
Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.
Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки
Учите ребенка
Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка
- самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
- позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
- разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
- учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.
Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.
Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.
Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.
Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.
Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.
Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша. На этом пока все
Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, , . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:
На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, , . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)
Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет
Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:
От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).
Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать
Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.
Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.
Что делать, если ребенок не говорит
Когда возникает такая проблема, многие родители начинают бить тревогу. Прежде чем делать выводы, нужно показать ребенка специалисту — логопеду, а иногда и неврологу. Среди возможных проблем, мешающих заговорить, могут оказаться дефект прикуса, неврологические патологии, проблемы со слухом. Логопед должен определить задержку речи уже на ранней стадии, чем раньше начнется коррекция, тем успешней и легче она пройдет. Можно показывать ребенка специалисту уже в 2—3 года. Занятия по развитию речи необязательно будут включать в себя тренировку дикции. Они могут быть направлены на решение проблем со слухом, внимательностью, расширение словарного запаса.
Развитие речевых навыков до 3 лет — важный этап в формировании личности ребенка. Чем раньше малыш сможет выражать свои потребности, тем проще ему будет найти общий язык со сверстниками. Дети, с которыми родители активно занимались, более эмоциональны, рано начинают проявлять интерес к окружающим предметам, творчески развиваются. Даже если у малыша нет признаков отставания в развитии, домашние занятия и игры будут не менее важны.
Как научить ребенка разговаривать в 2 года
Создавайте потребность говорить
Если ребенок является «молчуном», то крайне важно не торопиться предвидеть его потребности, а ждать, пока он не попытается общаться. Первоначально это может быть нечто приближенное, например, слово «ба» или «да» для обозначения предмета или просьбы. Постепенно объясняйте, как называются предметы, которые просит малыш
Смысл прост: у ребенка гораздо больше шансов научиться говорить и общаться, когда у него есть причины для этого
Постепенно объясняйте, как называются предметы, которые просит малыш. Смысл прост: у ребенка гораздо больше шансов научиться говорить и общаться, когда у него есть причины для этого.
Разговор с самим собой
Вы говорите вслух о том, что видите, делаете. Ребенок должен находиться рядом, по крайней мере, в диапазоне слуха. Чтобы при ваших словах он мог сделать связь между тем, что вы говорите и что, затем происходит. Длинные предложения будут трудными для правильного восприятия слов и действий вашим чадом.
Поэтому используйте отдельные слова и короткие простые фразы, лучше из повседневной потребности в еде. Например, «пюре», «пюре на тарелке», «пюре с морковкой», «вкусное пюре».
Зрительный контакт
Если хотите научить ребенка говорить, то обязательно нужно поддерживать с ним зрительный контакт. Поэтому когда разговариваете с ним, постарайтесь внимательно смотреть на малыша, говорить медленно, четко произнося слова.
Еще лучше — опуститься до уровня его глаз. Это поможет деточке сосредоточиться на вас и вашей речи, не отвлекаясь на посторонний шум вокруг. Дети учатся говорить, также используя чтение по губам.
Произносите слова правильно
Говорите слова так, как они звучат, используя правильный акцент на правильном слоге. Если коверкать речь подобно ребенку, разговаривая с ним, то вряд ли он быстро научится делать правильной формы рот, произнося звуки и интонации слов. Употребляйте правильные имена для людей, мест и вещей.
Говорите медленно, четко и просто
Кроме того, важно не повторять большую часть из сказанного малышом, а говорить правильно. Например, наша дочь говорила на рыбу «биля», мы же не повторяли за ней, а говорили «рыба»
Используйте от одного до трех слов
Дети учатся общению, слушая все, что вы говорите, наблюдая ваш язык тела и, видя, как вы взаимодействуете с другими людьми. Поэтому, думая как учить ребенка говорить, настройтесь на использование простых предложений: от одного до трех слов в разговоре с ним.
Например, видите, как у деточки что-то не получается, тогда посмотрите ему в глаза и спросите: «Хочешь, мама поможет либо давай мама сделает», используя при этом жест, означающий помощь.
(Узнайте, 7 советов, как правильно разговаривать с малыми детьми?)
Жесты являются важной частью развития языка
Всегда делайте связь между жестами и языком с помощью вопросов. Например, Хочешь пить, кушать?» (Когда ребенок указывает на еду), а затем ждите ответа. Дальше спросите: «Что ты хочешь, молоко или кашку? Хорошо давай попьем немного молока». Такое поведение поощряет детей реагировать на вопросы и принимать участие в разговорах.
Читайте вашему малышу каждый день
Даже если деточка может усидеть всего минуту, откройте книгу и посмотрите столько страниц, на сколько у нее хватит внимания. Книги с яркими детскими иллюстрациями, картинками должны быть в таком месте, в котором ваше чадо может легко их взять и «читать».
(Прочитайте, какими должны быть детские книжки, чтобы малыш любил их читать ?).
Завершение фразы
Некоторые родители, думающие как научить ребенка разговаривать, используют метод, побуждающий ребенка отвечая завершить предложение. Вы можете использовать эту технику от отдельных слов до фраз. Например, вы могли бы сказать:
«Мальчик моет…(личико, ручки)»; «девочка кушает…(кашу, суп)». Помогайте ребенку закончить предложение, используя жесты и выражение лица.
Помните: стоит использовать только знакомые детям слова/фразы, чтобы они могли закончить предложение. Также можно использовать рассказы и песни, которые знает малыш.
Не используйте телевизор, как фон
Телевизор будет конкурировать с вами за внимание (и наоборот), тем самым, мешая дитю сосредоточиться на ваших словах. Экран телевизора действительно мешает развитию языка, концентрации и детскому творчеству
Как развивается речь у детей до 2 лет?
Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.
Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик
Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика
Гуление
Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».
ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.
- Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
- Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
- Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.