Как научить ребенка самостоятельно делать уроки, домашнее задание

Планирование

В соответствии с нормами, на работу над домашним заданием младшему школьнику нужно 1 – 1,5 часа. Чтобы он уложился в это время необходимо помочь ему правильно спланировать свою деятельность. Рекомендуется начинать с легких предметов. Ребенок сможет быстро справиться с несложными заданиями, и у него будет достаточно интеллектуальных сил, чтобы приступить к изучению более трудного материала. Если делать все в обратном порядке, то он  может очень устать и потрать настолько много времени, что просто не в состоянии будет выполнить все остальное.

Нет четких рекомендаций, к каким заданиям (устным или письменным) нужно приступать в первую очередь. Это зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений ребенка. Лучше сначала делать то, что хорошо получается. Такая деятельность поднимает настроение и позволяет получить удовлетворение от ее результатов.

Не рисуйте за ребенка

Проблема рисунков и аппликаций преследует родителей с того момента, как их ребёнок идёт в первый класс. Но и эти задания первоклассник может выполнить самостоятельно! Их придумывали, чтобы способствовать творческому развитию детей, а не чтобы их мучить. Основная причина проблемы – ребёнок боится, что его поделка будет некрасивой, хуже, чем у других

Важно объяснить, что свои успехи нужно сравнивать не с успехами других, а со своими достижениями из прошлого, чтобы отслеживать свой прогресс. Заведите отдельную папку для аппликаций и рисунков и просматривайте их время от времени. Пусть ребёнок увидит, что каждый год у него получается всё лучше и лучше

Пусть ребёнок увидит, что каждый год у него получается всё лучше и лучше.

3.Как приучить ребёнка самостоятельно делать уроки

На самом деле всё просто. Дети очень легко привыкают делать уроки самостоятельно. Нужно только дать им эту возможность.

С первого класса мы сидим над ними и пытаемся всячески им помочь, совершая тем самым непоправимую ошибку.

Я конечно не против помощи с домашним заданием, но только если это действительно ребёнку необходимо. Не нужно сидеть над его душой весь вечер и требовать от него аккуратности, внимания и прочего.

И уж тем более не нужно ругать и кричать на ребёнка за то, что у него что-то не получается. Мы тоже с вами когда-то учились. У нас тоже что-то не получалось. Это нормально. Во всем нужна тренировка, повторение и конечно зубрёжка.

Оставьте ребёнка наедине с уроками

Дети вполне могут справится с заданиями самостоятельно. Просто встаньте и пойдите делать свои дела, а потом проверьте, что ребёнок сделал. Главным условием должно быть, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание на черновике.

После проверки и исправления всех ошибок, ребёнок спокойно перепишет на чистовик все упражнения.

Устные уроки дети должны учить самостоятельно. А вот ваша задача, лишь проверить устный предмет. Попросить пересказать ребёнка, или рассказать наизусть стих, если таковой был задан. Можно задавать вопросы: «Что ты понял из этого текста?», «О чём речь в тексте?» и так далее.

Если ребёнок отказывается учить уроки самостоятельно и вам приходится постоянно сидеть с ним, то это уже другой случай. Тут нужны воспитательные меры.

Подумайте, что для вашего ребёнка очень важно. Например, телефон, любимая собака, хомяк, коньки и так далее. Объясните ребёнку, что если он не станет делать уроки самостоятельно, то его любимая собака отправится жить к бабушке

Или ребёнку будет запрещено ходить на каток в выходные и так далее

Объясните ребёнку, что если он не станет делать уроки самостоятельно, то его любимая собака отправится жить к бабушке. Или ребёнку будет запрещено ходить на каток в выходные и так далее.

Может это плохо, но нужно лишить ребёнка какой-то радости, чтобы тот понял, что лучше сделать уроки, а потом он сможет без проблем пойти с друзьями на каток.

Приучайте детей с первого класса самостоятельно делать уроки. Помогать нужно, бесспорно. Но мера должна быть. Чем раньше ребёнок привыкнет к самостоятельности в учёбе, тем больше вероятности, что в жизни ребёнок будет так же самостоятельным.

Домашка воспринимается как повинность

Учёба — такая же обязанность ребёнка, как работа у мамы с папой. Разница лишь в том, что взрослые умеют заставлять себя выполнять обязательства, даже когда не очень хочется, а дети пока что не обладают достаточно развитым самоконтролем и не всегда грамотно расставляют приоритеты. Зато им свойственна природная любознательность, за счёт которой любой ребёнок может хорошо учиться.

Если же постоянно апеллировать к слову «надо», школьник может начать воспринимать домашку как неприятное обязательство. Одна из частых ошибок родителей — не разрешать ребёнку что-то хорошее, пока не сделаны уроки. «Никаких игр, пока не сделаешь домашку!» — так домашнее задание превращается в повинность, которая мешает быть счастливым.

Что делать?

Если ребёнок не хочет заниматься уроками, попробуйте сначала проанализировать, кто заложил в него такое отношение. Понаблюдайте за собой: как вы отзываетесь о своей обязанности ходить на работу? Как часто вы делаете что-либо плохо просто потому, что вам не хочется сейчас этим заниматься? Дети считывают поведенческие паттерны родителей, поэтому решение проблемы с домашкой, возможно, стоит начинать с изменения поведения у взрослых.

Основные принципы выполнения домашних заданий

После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс

Ребенок обязательно это оценит.
При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его

Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка – дело второстепенное.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка правильно понимать время по часам?

Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.. Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать

Заставить сделать уроки – тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний

Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки – тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.

: ; советы психолога: как заставить подростка учиться и стоит ли это делать вообще?

Как усадить ребенка за уроки, если он не хочет делать домашнее задание

Многие родители, желая помочь ребенку делать уроки и не зная, как реализовать этот план, сталкиваются с тем, что во время выполнения домашних заданий малыш не желает слушать их рекомендаций. Дело в том, что на фоне смены основной потребности с игровой на учебную главный авторитетный взрослый также меняется. Им становится учитель, или даже учитель с большой буквы. По этой причине от детей можно часто слышать фразы: «Нас так не учили!», «А Наталья Викторовна объясняла не так!». Сделать здесь ничего нельзя, да и нет необходимости. Это естественный процесс, который вначале проявляется достаточно ярко, но спустя какое-то время блекнет и теряет остроту. Ребенок начнет подвергать сомнению и слова учителя, впрочем, это не означает, что он начнет вновь слепо доверять вам. Взросление — это непрерывный процесс отделения, начиная с разрезания пуповины и заканчивая уходом в самостоятельное плавание по волнам идей, мировоззрений и жизненных позиций. Постарайтесь относиться с уважением к новым кумирам вашего ребенка. Не волнуйтесь, очень скоро они сойдут со своих пьедесталов и станут просто значимыми людьми.

Но даже если вы методом проб и ошибок на собственном опыте уже поняли, как усадить ребенка за уроки, может возникнуть другая проблема – выполнив работу неправильно, малыш не хочет исправлять ошибки. Поскольку избежать промахов нет никакой возможности, то, следовательно, эмоционально подкреплять необходимо не сами ошибки, а их исправление. Для начала предложите ребенку самостоятельно находить свои ошибки. Это, с одной стороны, снизит тревогу, а с другой — повысит самоконтроль.

Сначала малыш учится переворачиваться, потом ходить, чуть позже осваивает речь, за ней — письмо и чтение, но алгоритм освоения всех этих умений остается неизменным. Меняется только выражение лиц взрослых: после очередного приземления на попу маленького карапуза, пытающегося сделать первые шаги, мы умилительно улыбались, а теперь, заметив очередное исправление в тетрадке с домашним заданием, хмурим брови.

«И у меня на это 5 причин»

Если ученик регулярно отлынивает от домашнего задания, значит, у него есть на то причины. Пройдемся по основным.

1. Маленький ученик не вышел из игрового режима

Как правило, это детки 1–2 класса. В школе учебный процесс организует учитель. А дома? Иногда ребенок просто не знает, что надо делать, чтобы сесть за уроки. В таком случае поможет список дел. Распишите и разберите подробно все действия вместе: во сколько, что для этого нужно, необходимые предметы, когда сделать перерыв. Чем ярче и подробнее чек-лист, тем легче и быстрее настроится ребенок на уроки. Вы можете также подготовить отдельные списки для русского, математики, чтения.

2. Не понимает тему урока

Например, пропустил по болезни и не смог разобраться. Спросите, в чем конкретно он испытывает затруднения, и помогите восполнить пробелы в знаниях.

3. Его пугает объем

Такое часто случается с детьми, которые работают очень медленно. Научите ребенка разбивать учебный материал на отдельные части и делать перерывы в работе. Лучше, если 15 минут ребенок будет заниматься уроком, а затем 5 минут у него отдых. Вот небольшая игра для переключения внимания. Например, договоритесь вместо числа, которое кратно 3, хлопать в ладоши: 1, 2, хлопок, 4, 5, хлопок и т.д.

Родитель — не учитель

Второе главное правило — родитель не является учителем. У вас нет педагогического образования, а значит, вы не должны проверять правильность выполненного задания. Вам нужно только убедиться в его наличии. Вы не можете оценить качество написанной работы. Поэтому родителям не следует заставлять детей переписывать или переделывать.

Допустимо только обратить внимание на самые грубые ошибки, который ребенок допустил механически при списывании, и попросить их аккуратно исправить. Но даже в этом случае не указывайте непосредственно на неправильное написание, а предложите найти ошибку самостоятельно

Тем более не стоит объяснять ребенку, как именно надо выполнить упражнение или решить задачу. Ведь вы не знакомы с методикой такой работы. Обычно домашние задания подобны тем упражнениям, которые дети выполняли на уроке. Учитель в классе дает необходимые разъяснения к каждому заданию. Поэтому любой ученик вполне способен справиться с уроками самостоятельно.

Если у ребенка возникают трудности с выполнением задания, нужно предложить ему вспомнить, как выполняли подобное упражнение в школе. Обязательно укажите на необходимость прочитать правило или материал параграфа перед тем, как приступить к самому заданию.

Не обязательно приучать ребенка к использованию черновика. Он нужен только для решения сложных примеров и заданий, которые выполняются способом подбора или творческого конструирования. Ведь на уроках дети не делают одно и то же упражнение дважды (в черновом и чистом варианте) — не нужно требовать этого дома.

Советы, как правильно приучать ребенка делать уроки самостоятельно

Если вы попали к учителю, которому сложно придерживаться «попустительских» рекомендаций Министерства образования, и домашнее задание стали задавать уже в сентябре, желательно ежедневно помогать ребенку. Чтобы делать уроки с ребенком правильно, как советуют опытные педагоги, нужно поддерживать, вдохновлять, поощрять и контролировать. Именно в таком порядке. Дети до 12 лет могут менять и трансформировать свое поведение, ориентируясь только на положительные стимулы.

Если вам повезло, и домашнее задание стали задавать позже, схема действий все равно останется такой же, только вы получите большее удовольствие от процесса и ваши отношения с ребенком не подвергнутся испытаниям на прочность уже с первого сентября. Можно лишь позавидовать.

Сразу нужно предостеречь пытливых и добросовестных мам и пап от иллюзии, что хороший родитель всегда знает ответы на все вопросы. Это утопия и знакомый все перфекционизм. Далеко не всегда учителя остаются спокойными и сдержанными.

Внимательно прислушайтесь к себе: достаточно ли вы отдохнули, готовы ли к освоению нового для себя дела — выполнению домашнего задания с ребенком, да еще с учетом такого вороха всевозможных психологических рекомендаций! Да и хорошо ли вы знаете о том, как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

С другой стороны, следует помнить о том, что не существует нормы для хорошего ребенка. Невозможно сказать, что «нормальные» дети — это смелые, уверенные, никогда не сомневающиеся в себе или, наоборот, ласковые, послушные, старательные и застенчивые. И поскольку никакой нормы нет, для помощи конкретно вашему сыну или дочке понадобится найти уникальный рецепт. Одним детям, чтобы помочь делать домашнее задание, как показывает практика, необходимо больше поддержки, другим — больше самостоятельности. Предложенные рекомендации призваны облегчить взаимопонимание, а не подвести всех детей к одному знаменателю. И еще раз нужно подчеркнуть: воспитание — это именно процесс, так как ваши отношения с ребенком строятся здесь и сейчас, а не с расчетом на то время, когда он уже будет все знать, уметь и являть собой конечный продукт воспитания.

Помочь ребенку с уроками как можно эффективнее можно лишь в том случае, если вы будете соизмерять возможности малыша и свои амбиции «хорошего родителя» при составлении графика кружков и секций. Если ваш первоклассник посещает после уроков еще пару-тройку внешкольных занятий и приходит домой с продленки, то, скорее всего, к вечеру его познавательные потребности уже иссякли, а актуальными становятся потребности базовые: в питье, еде, сне и безопасности, что и призвано давать человеку его жилище.

Точно так же и ваш первоклассник, придя домой, может делать все вразвалочку, не слышать просьб и замечаний, долго бегать в одном носке и никак не хотеть делать уроки. У ребенка должно быть время для самого себя. Чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно, как показывает практика, нужно дать ему насладится атмосферой дома, поделать какое-то время то, что малышу хочется. Необходимым условием плодотворной работы над уроками является наличие у ребенка сил на этот процесс. Если он сыт, погулял, не хочет спать, скорее всего, ему будет интересно или, как минимум, он будет готов выполнить свои обязанности ученика без лишних скандалов.

Под отдыхом не подразумевается время перед телевизором или компьютером. Виртуальная реальность делает мозг пассивным, настраивает его на получение яркого стимулирующего материала в виде картинок. Она не требует анализа и творческого подхода. После подобного «отдыха» в реальность, где ребенку необходимо делать домашнее задание, причем как можно лучше, вернуться очень сложно — и это верно практически для всех детей. Таким образом, отдых за компьютером или телевизором оставьте на потом. Для успешной разгрузки лучше подойдут разговоры с вами, прогулка, возможность повозиться на кухне с мамой, помочь папе, порисовать, поскучать и придумать игру. Итак, перед тем как заниматься с ребенком уроками, воздержитесь от телевизора или компьютерных игр.

Я буду вам безмерно благодарен, если вы подпишетесь на мой телеграм канал

5 минут в день, которые изменят твою жизньТехника самогипноза (начало)Техника самогипноза (техника погружения)Руководство по изменению себяКоллективная психотерапия Медитация на деньгиКурс “Самооценка на 100” (Как за 2 месяца изменить свою жизнь, привнеся в нее счастье, спокойствие и уверенность в себе Курс по отношениям “Чистый лист” (Как за 2 месяца убрать негатив в отношениях и заново влюбиться)

Так вот, такая картина ясная для родителей, но не для ребенка. Поэтому Ваши принуждения  делать то, что ему не нравится, приводят только к отвращению к учебе. Кстати у меня было точно так же в детстве.

Но вот если уйти от термина заставлять учиться на другой более позитивный, то меняется и смысл. Об этом далее ниже.

Делать уроки вместе

Данный вариант подойдет для начальных классов, но чем лучше и грамотнее Вы сформируете привычку делать уроки для своего ребенка, тем меньше Вы потом будете страдать, когда дитя подрастет.

Так вот, дети учатся на поведении взрослых, соответственно, если Вы будете заставлять ребенка учиться, а сами сидеть перед телеком, то у ребенка диссонанс. Как так, взрослые сидят телек смотрят, а я должен напрягаться. Поэтому простой вариант показать, как Вы сами тоже учитесь вместе с ним.

Я понимаю, для Вас, возможно, будет скучна программа 1-3 класса, но, тем не менее, чем лучше Вы вложитесь в ребенка в детстве, тем самостоятельнее и успешнее он станет во взрослой жизни. (Читайте дополнительно: как изменить жизнь к лучшему)

Развлечения только после уроков

Чем быстрее ребенок поймет такую вещь, что с начало работа, а потом отдых, тем проще ему будет научиться зарабатывать деньги в жизни. Создайте такое правило для него и соблюдайте 100% выполнение, даже если Вы на работе. Благо есть вацапы и прочие телеграммы, которые смогут показывать качество выполнения домашней работы.

И еще, есть специальный софт на компьютеры и телефоны, через которые сможете управлять доступом к смартфону удаленно.

Поэтому получаем, что пришел ребенок со школы, можете дать ему время отдохнуть 1-2 часа, а далее уроки и потом все оставшееся время свободно.

Не ругайте за ошибки

Нет ничего хуже, чем получить стресс во время уроков. Поймите, что человеческая психика всегда связывает одни ассоциации с другими. И получаем такую картину, если ученик накосячил во время домашней работы, и Вы его на ругали, у него явно складываются такие вещи: родители предатели и то, что ошибаться плохо, а значит, что бы не ошибаться, я лучше не буду ничего делать.

А еще хуже обстоят дела, если заставляете ребенка делать все хорошо и без помарок и еще плюс отругали за ошибку. Тут вырисовывается картина идеалиста, человек сформировал убеждение, если что то делать, то идеально. Но он так же начинает сомневаться, что у него получится, значит, он будет до конца откладывать уроки, а во взрослой жизни будет бояться ответственности, так как ему же нужно сделать идеально, а идеально может не получиться. Полный когнитивный диссонанс.

Вы авторитет для ребенка

Знаете такую особенность, дети всегда проверяют родителей, да и вообще всех, на сколько далеко они могут зайти в своем поведении. Поэтому если Вы сказали, что бы ребенок выключал телек и шел делать уроки и при этом Вы забыли или не хотели проконтролировать. То ребенок начинает понимать, Вы говорить можете все что угодно, а вот до дела дойти не может.

Поэтому Ваш авторитет постепенно пошатывается и мало того, ребенок начинает все меньше доверять Вашим словам. Рекомендую, если Вы сказали, что в случае если ребенок не сделает уроки, то будет некое наказание, то это необходимо осуществить и реализовать.

Ничего учить не надо

Начнем с самого главного — родителям ничего учить не надо! Ваши школьные годы уже закончились, и теперь образование получает ваш ребенок. Поэтому ни в коем случае не следует вместе с ним решать задачи или примеры, выполнять упражнения и делать проекты. Еще хуже, если вы решите сделать это вместо него!

Никакой практической пользы для ученика это не принесет. Более того, учитель может вовремя не среагировать на то, что у школьника появляются трудности с усвоением материала. Ведь он увидит правильно выполненное задание, значит, ребенок все понял и во всем разобрался.  

Роль родителей должна заключаться в следующем.

Зачем задаются домашние задания

Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.

Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».

Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

Когда нужно делать домашнее задание

Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга

Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.

Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.

Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.

Как делать уроки с ребенком: рекомендации для родителей

  • Выберите “час Х”. Пусть ребенок сам определит: когда он будет выполнять домашнее задание, когда гулять, а когда “резаться” в компьютерные игры. Предоставьте вашему ребенку право выбора: собственные правила нарушать не очень-то хочется. Если же ребенок начинает предлагать какую-то ерунду, вроде “буду делать уроки в 10 вечера”, установите временные рамки. Например, укажите, что уроки должны быть сделаны, например, до 8 вечера.
  • Оборудуйте рабочее место. Если ребенок учит правило, лежа на диване, упражнения по русскому языку пишет под аккомпанемент телевизора, а задачки по математике решает с мамой на кухне — приучить к порядку дитя, увы, не получится. Подросток должен привыкнуть, что именно вот этот стол и стул — его рабочее место. Тогда и настрой будет появляться соответствующий.
  • Обеспечьте ребенку хорошее настроение и бодрое расположение духа. Крайне неразумно поступают те родители, которые сразу после возвращения из школы усаживают ребенка за уроки. Дайте своему ребенку время отдохнуть, погулять, да и обеденный сон известен как хороший способ отдыха.
  • Соблюдайте определенный порядок выполнения задания. Но здесь лучше посоветоваться с детьми: кому-то легче сначала “разделаться” с устными, потом с письменными заданиями, другим легче сначала сделать все трудные задания, оставив легкие предметы “на закуску”.
  • Учите управлять временем. Слышали о тайм-менеджменте? Крайне полезная и эффективная штука. Лучше учить управлять и планировать свое время с детства.

Интересную методику предложил Ф. Черилло. Его стратегия выполнения заданий стала известна как “техника Помидора”. Суть такова: выяснилось, что оптимальное время для выполнения какой-то задачи — 25 минут. Именно такое время способны работать наши мозг и тело эффективно и не уставая.

Все задания нужно расписать по шаблону и на каждое тратить не более 25 минут, или “1 помидора”.

Например, сыну задали выполнить два упражнения по русскому, решить 1 задачу по математике и написать доклад по географии.

Расписываем задачи:

Задания

Время

Упражнения по русскому

˅

Задача по математике

Доклад по географии

Теперь ставим таймер на 25 минут и приступаем к выполнению первой задачи. Ни на что не отвлекаясь и не прерываясь! Когда будильник прозвонит, ставим “галочку” напротив первого задания и отдыхаем 5 минут.

Потом опять приступаем к заданию (не успели закончить упражнения по русскому — продолжаем работать именно над ними). Выполнив первое задание, переходим ко второму. После 4-ех временных отрезков (помидоров) делаем перерыв на 15-20 минут.

Важно! Если выполнили задание, а таймер еще тикает — не отвлекайтесь. Посидите, подумайте, проверьте еще раз — иногда именно в это время в голову приходят гениальные идеи, обнаруживаются ляпы. Хотите добавить мотивации? Предложите награду

Например, за 4 успешные “помидорки” — лишние полчаса за компьютером

Хотите добавить мотивации? Предложите награду. Например, за 4 успешные “помидорки” — лишние полчаса за компьютером.

Не осуждайте за ошибки и не кричите, если что-то не получается. Ошибки — неотъемлемая часть эффективного обучения. Запаситесь терпением и вместо крика и обидных слов попробуйте побеседовать. Почему появляются ошибки? Может, из-за того, что торопится, может, тема не понята или есть какой-то пробел в знаниях

Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал вашу поддержку. И вообще, лучше руководствоваться принципом: “Исполнителя — хвалить, исполняемое  — критиковать”

Не превращайте домашнее задание в наказание

Часто родители угрожают: “Напишешь грязно или с ошибками — будешь переписывать все снова!” Поверьте: пустое переписывание не воспитает прилежности и аккуратности, а только отобьет всю охоту к учебе. Приучайте пользоваться черновиками и не забывайте про предыдущую рекомендацию.

Затраченные усилия во время выполнения задания и работы по его исправлению

«Результат как желанная и единственная цель» — подобный настрой часто является у родителей основным. С другой стороны, результативность труда — это главная цена любой работы. Когда вы отдаете в ремонт фен, вы вправе требовать получение исправного электроприбора — это и будет результатом, заказываете копию ключа — ожидаете, что он откроет дверь, шьете платье — хотите, чтобы оно сидело отменно. К сожалению, или к счастью, в обучении и воспитании невозможно получить результат четко запланированный, так как объект ваших трансформаций имеет свои чувства, потребности и права, это не безмолвный фен или платье.

В процессе воспитания и обучения возникает огромное количество нестыковок, ошибок, непонимания, поисков договоренностей и компромиссов, объяснений. В этом и заключается взаимодействие и общение с ребенком. И если из всего этого многообразия оставить только результат, то выходит, что ребенок нами любим только при условии хороших оценок и полного послушания. Это — прямой путь к неврозам, и некоторые семьи проходят его до конца.

Если взрослые ценят только достижение ребенком результатов, игнорируя при этом неудачные попытки как потраченные впустую время и усилия, то через некоторое время ребенок, вполне вероятно, будет испытывать трудности при выборе того или иного способа действия. Заданный идеальный результат ему известен, но как найти путь, чтобы достичь его, избежав ошибок и исправлений, а значит, неудовольствия взрослых?

Советы психологов касательно того, как помогать ребенку в приготовлении уроков:

  • При неудачах констатируйте лишь факт их существования, избегайте эмоционального подкрепления, тем более негативного и яркого.
  • Эмоционально поддерживайте усердие и старание ребенка. Подмечайте, когда он сам решил что-то исправить, переделать. Подбодрите его словами: «Какой ты упорный, усердный…»

Статья прочитана 5 048 раз(a).

Трудности при выполнении уроков

Выполняя домашнее задание, ребёнок может столкнуться с определёнными препятствиями, которые затянут время работы. На первых порах преодолевать их они должны вместе с родителями.

Один из типов препятствий – непонятные слова. В первую очередь они встречаются в текстах по русскому языку и литературе, в заданиях по другим предметам тексты более структурированные. Чаще всего непонятные слова (устаревшие, диалектные и др.) объясняются в сносках или в прилагаемом в конце учебника словаре, однако все такие слова зафиксировать невозможно. В этом случае вместе с ребёнком нужно воспользоваться дополнительными словарями и пособиями или объяснить ему значение слова самостоятельно. Бывает, что непонятным для ребёнка может быть слово, которое, по мнению авторов учебника, он должен знать; а дети, принадлежащие к малым народам и другим национальностям, могут не понимать какое-нибудь слово из базовой лексики русского языка.

Ещё один вид препятствий – слишком сложное задание, выполняющееся в несколько действий. Чаще всего это задания по математике. Среди детей встречаются как «метеоры», соображающие моментально, так и неторопливые, которые усваивают пройденную тему с трудом; последним нередко трудно справляться с заданиями, предполагающими несколько этапов, а уж тем более поиск нестандартных решений. На самом деле и «метеоры» (обычно сангвиники и холерики), и неторопливые (как правило, флегматики и меланхолики) – дети абсолютно нормальные в смысле интеллектуального развития, просто их организмы отличаются друг от друга. Если ребёнок соображает не слишком быстро и теряется при виде сложных, многоэтапных заданий, ему необходимо помочь. В дальнейшем даже совершенные флегматики уяснят, что к чему, и смогут выполнять такие задания быстро и без ошибок.

Трудности в выполнении таких заданий могут быть связаны с тем, что ребёнок усваивает тему не поэтапно. В результате невнимательности он упустил какую-нибудь важную мелочь, из-за чего решение задачи не складывается. В этом случае тем более требуется содействие взрослого, который сможет найти загвоздку в рассуждениях учащегося и помочь её исправить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий