Ребенок левша: особенности развития мальчика, девочки – нужно ли переучивать?

Как не стоит вести себя родителям, если их ребенок левша?

В силу стереотипов, преобладающих в обществе, некоторые взрослые уверены, что леворукость – это приговор. Они раздражаются по мелочам, заставляют ребенка брать карандаш и ложку правой рукой, вынуждают его писать неотрывно. Неправильное поведение родителей формирует у малыша комплекс неполноценности, из-за чего ему сложно участвовать в социальной жизни класса.

Типичные ошибки родителей:

Сожаление о том, что их ребенок – левша

Не заостряйте внимание на особенности развития малыша и не позволяйте делать это окружающим. Не позволяйте себе резкие негативные высказывания в адрес ребенка, иначе он станет излишне замкнутым и застенчивым.
Попытки переучить малыша. Настойчивые требования держать ложку и ручку в правой руке являются истинным насилием для мозга левши

Такие действия родителя обычно имеют серьезные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротизация малыша (энурез, головные боли, проблемы со сном или нарушение аппетита).
Выбор классов с повышенной нагрузкой. Левши отличаются нерешительностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью. В классах с повышенной нагрузкой они могут не преуспеть.
Строгие требования к «правильности» почерка. Для леворуких малышей вертикальное написание букв или их наклон влево считается нормой. Не вынуждайте ребенка склонять буквы вправо или писать их безотрывно. Обязательно предупредите педагога об особенности ученика.
Попытки добиться от ребенка чего-либо криком. Маленький левша является ранимым и впечатлительным. Если родитель постоянно кричит и требует, малыш замкнется в себе и со временем утратит контакт со взрослыми.

Настойчивые требования держать ложку и ручку в правой руке являются истинным насилием для мозга левши. Такие действия родителя обычно имеют серьезные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротизация малыша (энурез, головные боли, проблемы со сном или нарушение аппетита).
Выбор классов с повышенной нагрузкой. Левши отличаются нерешительностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью. В классах с повышенной нагрузкой они могут не преуспеть.
Строгие требования к «правильности» почерка. Для леворуких малышей вертикальное написание букв или их наклон влево считается нормой. Не вынуждайте ребенка склонять буквы вправо или писать их безотрывно. Обязательно предупредите педагога об особенности ученика.
Попытки добиться от ребенка чего-либо криком. Маленький левша является ранимым и впечатлительным. Если родитель постоянно кричит и требует, малыш замкнется в себе и со временем утратит контакт со взрослыми.

Вместо агрессивных попыток исправить маленького левшу, дайте ему установки на успех. Постоянно повторяйте мотивирующие фразы «ты сможешь», «ты сделаешь», «все получится». Не забудьте рассказать малышу истории жизни великих людей, которым удалось добиться успеха, невзирая на свою особенность. Заинтересуйте его достижениями Юлия Цезаря и Александра Македонского. Удивите малыша творческими успехами Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.

Обязательно попросите воспитателя в детском саду и школьного учителя проявить терпимость. Спокойно объясняйте один и тот же материал по 3-4 раза.

По возможности, приобретите предметы быта для левшей. Поставьте настольную лампу справа, чтобы ничего не мешало малышу сосредоточиться на выполнении домашних заданий.

О тонкостях обучения деток-левшей

Несмотря на то, что леворукий ребенок отличается хорошей интуицией, творческими способностями и образным мышлением, он быстрее устает от школьных программ. Обучение письму и чтению сопровождается рядом неудобств, что и приводит к быстрой утомляемости, а в дальнейшем – к рассеянности и неуспеваемости. Не стоит отдавать таких детей в учебные заведения с усиленными программами и чересчур строгой дисциплиной.

Особое внимание в этом возрасте нужно уделять физическому развитию и выбирать такие виды спорта, где одинаково активны обе руки, а также дополнительным занятиям, развивающим моторику

Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?

Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.

Тесты для определение левшей и правшей

Тест М. Озьяс

Попросите ребенка сделать следующие действия:

  1. Прикрутить крышку на бутылку.
  2. Ножницами разрезать бумагу.
  3. Продеть нить сквозь бусины.
  4. Очистить обувь щеткой.
  5. Намотать на катушку нить.
  6. Стереть ластиком нарисованные детали.
  7. Перелить воду из стакана в стакан.
  8. Разложить картинки (карточки).
  9. Сделать дыроколом отверстия.
  10. Вдеть нить в иголку.
  11. Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
  12. Очистить от пыли вещи.
  13. Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
  14. Ложкой достать бусину из стакана.
  15. Застигнуть и расстегнуть молнию.
  16. Сделать несколько глотков из стакана.
  17. Взять в руку колокольчик и позвонить в него.

Тест Ф. Кречмера

При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:

  • почистить зубы;
  • полить цветы;
  • шарик толкнуть палкой;
  • лопаткой перемешать песок;
  • сложить мелкие игрушки в коробочку;
  • вынуть из ванной пробку;
  • достать с полки книжки.

Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.

Другие тесты:

Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным

Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные

Тест со спичечным коробком. Подготовьте несколько коробков

В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.

Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.

Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.

Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.

Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.

Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.

Как определить амбидекстра: тест для детей

Существует специальный тест, который позволяет  определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся  два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.

Как помочь ребенку-левше: советы родителям

Для того чтобы у леворукого ребенка не было лишних проблем в школе, научить его писать и читать лучше дома.

Для правильной позы при письме необходим сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не касаться грудью стола, ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку, туловище, голову и плечи держать ровно, обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край. Тетрадь  малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний край находился немного левее. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх: сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется уже внизу – сверху. Свет при письме падает справа. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный поддерживает ее сверху, а большой – с правой стороны. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 сантиметров. Это чуть выше, чем у праворуких, – чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением.

Довольно часто леворукие дети затрудняется в определении правой и левой руки – в таких случаях их ведущую руку можно «маркировать» при помощи браслета или часов.

Могут возникнуть трудности и при чтении: леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание этого ребенку нужно напомнить, откуда начинается чтение, при этом можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если это не помогает, то можно попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже прописи для левшей-первоклашек и различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука.

Елена Пронина

Поделиться

5

Отличия левшей от правшей

Активное использование левой либо правой руки — отнюдь не единственное отличие ребенка-левши от малыша-правши. Различные по своей сути способы обработки данных объясняют существование отличных друг от друга эмоциональных откликов на поступающую извне информацию. Ниже приведены основные психологические особенности детей, подпадающих под определение левшей:

  • Наличие «чувства тела», превосходная ориентация в пространстве, повышенная в сравнении с правшами подвижность, четкая координация движений;
  • Склонность к изучению геометрии и проблематичность постижения арифметических азов. Пространственные задачи даются левшам легче, чем логические. Последние немыслимы без последовательного мышления, за которое ответственно левое полушарие;
  • Отсутствие проблем с обобщением и необходимость приложения усилий в сфере обучения чтению. Овладение жизненно важным навыком базируется на поэтапном анализе. Восприятие целостных образов препятствует успешному протеканию процесса;
  • Наличие сложностей при осуществлении видов деятельности, степень успешности которых зависит от постоянного самоконтроля;
  • Склонность к фантазиям, богатое воображение;
  • Повышенные по сравнению с правшами ранимость, впечатлительность и эмоциональность. В моменты пребывания в затруднительной ситуации могут наблюдаться проявления раздражительности, гнева или обиды;
  • Проблематичность грамотного использования как письменной, так и устной разновидностей речи при полноценном понимании отдельных слов.

Левши опережают правшей по показателю наличия творческих способностей. Повышение стандартности мышления может наблюдаться при жесткой фиксации устоявшихся связей. В то же время такие дети отстают от праворуких сверстников в сфере формирования и закрепления навыков, реализация которых предполагает взаимодействие двух полушарий.

При рассмотрении эмоциональной стороны вопроса удалось установить следующие: правши склонны к испытыванию положительных эмоций, тогда как левши и амбидекстры (индивиды, равнозначно использующие обе руки) склонны к проявлениям пессимизма, обусловленным настроенностью на отрицательные эмоции. Жизнь левшей омрачена эмоциональной несдержанностью, боязливостью, страхом, гневом и частыми приступами плохого настроения. Робкие и совестливые по натуре люди поражают окружающих чувственностью и эстетической впечатлительностью. Склонность к повышенной тревожности прививает им любовь к пребыванию в комфортных условиях.

Согласно проведенным психологами исследованиям для левшей типично возникновение трудностей на этапе посещения общеобразовательных учреждений. С подобными проблемами дети-левши сталкиваются в 2,5 раза чаще, чем правши.

Для малыша-левши типичны проблемы с запоминанием направления движения стрелок на часах. Таким детям свойственно испытывать затруднения с понятиями вправо/влево, выше/ниже. Что интересно, левши допускают написание и прочтение цифровых и буквенных символов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Подобная особенность характерна и для более сложных действий: интерпретации сюжетных изображений, счета, воспоминаний и т.п. Проблематичным может оказаться и столь простая на первый взгляд разновидность деятельности, как рисование. Неадекватное распределение поверхности листа приводит к накладыванию изображений. Подобное явление наблюдается при наличии на бумаге достаточного количества свободного пространства. Освоение разноплановых умений роднит общая для перечисленных навыков отправная точка, в качестве которой выступает зрительное восприятие. Изъяны в зрительно-моторной координации, зрительной памяти и зрительно-пространственном восприятии сопряжены с определенными трудностями, связанными с:

  • замедленным темпом чтения, обусловленным проблематичностью восприятия и запоминания непростых для малыша сочетаний букв;
  • неустойчивостью почерка, выраженной неровностью штрихов, растянутостью либо различным наклоном/размером буквенных символов;
  • распознаванием геометрических фигур либо их заменой сходными по форме аналогами (овал — круг, прямоугольник — квадрат — ромб);
  • формированием зрительных представлений о цифровых и буквенных символах (фиксируется путаница в сходных между собой цифрах и буквах, присутствует написание лишних элементов либо неполное написание символов, сопровождающееся нарушением соотношения их отдельных частей);
  • медленной скоростью письма;
  • копированием;
  • зеркальностью воспроизведения элементов графического характера, цифровых и буквенных символов.

Особенности психологического развития

Ошибочно думать, что левши только лишь выполняют основные действия левой рукой, а не правой. Это всего лишь самое знаковое проявление. На самом деле, и психика устроена у таких детей несколько иначе, чем у праворуких.

Функции правого и левого полушарий

Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое — конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие «сильные» стороны в развитии своего ребенка — левши.

Сферы специализации правого и левого полушарий
ЛевоеПравое
Обработка вербальной информации

  • Языковые способности.
  • Контроль речи, способность к письму и чтению.
  • Память и запоминание дат, цифр, имен.
Обработка невербальной информации

  • Получение информации в символах и образах.
  • Слова и конкретные данные не относятся к деятельности этого полушария.
Аналитическое мышление

  • Анализируется логика и четкий анализ.
  • Математические символы, цифры и даты.
  • Аналитика происходящих фактических, свершившихся явлений.
Воображение

  • Возможность фантазировать и мечтать.
  • Сочинять истории и рассказы.
  • Развивается и является основным талант к музыке или изобразительному искусству.
Последовательность в процессе обработки поступающей информации

Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний.

Параллельная обработка информации

Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации.

Отличия левши

Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.

  1. Очень хорошо умеют ориентироваться в пространстве и любой местности. У этих малышей намного лучше развита координация движений, они замечательно владеют своим телом.
  2. На уроках математики и алгебры в старших классах им тяжело, потому что цифры и счет даются им с трудом. Зато геометрия дается очень хорошо, потому что там необходимо представлять объемные фигуры.
  3. Леворукие дети быстро могут схватить суть предмета и четко представить себе общую картину, но все этапы деятельности, например, чтение по слогам, дается им тяжелее, чем праворуким.
  4. Левши очень хорошо понимают слова, их значение, но с речью, произношением и составлением фраз могут быть проблемы. Особенно в раннем возрасте.
  5. Леворуким детям лучше не поручать задания, которые требуют постоянной сосредоточенности, самоконтроля и монотонности.
  6. Когда у ребенка-левши есть какие-то трудности, даже самые незначительные, то можно заметить высокий уровень эмоциональности, бурную реакцию, слезливость, раздражение и гнев. Эти дети очень ранимы и впечатлительны.
  7. Если ваш малыш постоянно мечтает, сочиняет удивительные истории, у него появляются постоянно фантазии, и при этом доминирующая рука левая, то не стоит раздражаться. Для данного ребенка это нормальное и вполне естественное состояние.

Как узнать: ребенок левша или правша

Если у вас зародились подозрения, что кроха – левша, для начала нужно разобраться, действительно ли это так. До 4-х лет дети способны в равной степени использовать обе руки. За ребенком постарше достаточно понаблюдать в течение дня, после чего ответить на некоторые вопросы. Например, какой рукой малыш открывает двери, гладит собаку, берет яблоко, бросает снежки, держит чупа-чупс за палочку, чешет макушку… При этом, предлагая ребенку конфету, яблоко или карандаш, лучше положить этот предмет на стол, а не давать его в какую-то определенную руку. Запоминайте результаты и оцените их в конце дня. Если из десяти заданий минимум семь были проделаны левой рукой, скорее всего ваше чадо – левша.

Для того, чтобы окончательно убедиться, что ребенок – левша, можно воспользоваться специальными тестами:

  • «Поза Наполеона». При скрещенных на груди руках у левши кисть левой руки оказывается на предплечье правой.
  • «Переплетение пальцев». Предложите малышу сложить ладошки и переплести пальцы. Кроха – леворукий, если большой палец левой руки ложится сверху.
  • «Жестикуляция». Обычно человек (будь то ребенок или взрослый) жестикулирует доминирующей рукой.
  • «Одновременная работа двумя руками». Этот тест показателен и прост. Малышу в каждую руку нужно дать по карандашу. Затем попросить нарисовать два квадрата. Выполненный ведущей рукой рисунок будет совершеннее другого. При этом движения, которые выполняет доминирующая рука, медленнее, но более четкие. Линии, начерченные ведущей рукой, ровнее, углы точнее. Если ребенку перед выполнением задания завязать глаза (или попросить их закрыть), результаты будут еще более очевидными. Малыша, обученного письму, можно попросить написать двумя руками свое имя. Обычно левша ставит руки в середину листа бумаги и начинает писать правой – слева направо, а левой — зеркально.
  • «Вырезание по контуру». Дайте крохе ножницы и предложите что-нибудь вырезать из бумаги. Ребенок выполнит это задание доминирующей рукой.

С какими трудностями сталкиваются правополушарные дети и как эти трудности преодолевать?

Им тяжело даются сравнения «больше
– меньше», если речь идет об отвлеченных
понятиях. Более того, поскольку они испытывают
пространственные трудности, то могут поставить
знак равенства между цифрами 13 и 31. Таким детям
необходимы дополнительные занятия на освоение
пространства, на умение анализировать на бытовом
уровне понятия «больше – меньше» с последующим
переводом на уровень абстрактный.
Правополушарным детям трудно работать по
образцу – это хорошо видно на уроках труда и
рисования. Они не могут сделать или нарисовать
что-либо точно так же, как учитель, и невероятно
страдают от этого.
На уроках физкультуры им трудно даются движения,
в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой
они не могут освоить асинхронные движения правой
и левой половины тела (примером может служить
кроль – стиль плавания). Эти дети могут лишь
копировать чьи-то движения. На некоторых этапах
обучения приходится в буквальном смысле этого
слова двигать их руками и ногами.

В чем правополушарный ребенок
успешен?
У этих детей хорошее чувство ритма. На
уроках физкультуры они успешны, когда надо
чувствовать действия партнера. Например, в
командной игре. Они могут освоить математический
материал, используя статьи в деловых газетах и
журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в
копировании форм, а там, где требуется творческий
подход, допустим, при иллюстрировании текста.

Какие ошибки допускают левши? Им
сложно оперировать буквами и словами. У них часто
бывает задержка речевого развития, поэтому
письменные уроки даются им чрезвычайно тяжело.
Они пропускают буквы и слоги, глотают слова в
тексте, поэтому у них ускользает смысл
прочитанного. Правополушарные дети импульсивны,
невнимательны. Собственно, то, о чем мы говорили в
предыдущих лекциях: гиперактивность и дефицит
внимания, – и есть особенность психики
правополушарного ребенка.
Им проще дословно пересказать прочитанное, чем
ответить на вопросы по существу

Невнимательному
ребенку важно говорить не «повтори, что я сейчас
сказала», а «как ты думаешь?». То же самое
необходимо помнить при работе с
правополушарными детьми, их нужно обучать
выделять главное и второстепенное.
Они плохо учат правила, забывают исключения,
звуко-буквенный анализ им дается тяжело

Помимо учебной деятельности, их надо загружать
ежедневными занятиями на развитие творческих
способностей, причем такими, чтобы у них были
заняты обе руки. Это могут быть занятия музыкой,
танцами, лепкой, бисероплетением (для девочек),
конструированием (для мальчиков). Из спортивных
полезны занятия карате, ушу и плаванием. Хорошо
кататься на велосипеде, самокате, роликах.
Правополушарные дети должны больше печатать на
клавиатуре, нежели писать.

Кто такие левши и чем они отличаются от леворуких?

Левшами мы называем людей, у которых
доминирует правое полушарие мозга. Изначально
они были «задуманы» так, что левая рука, левая
нога у них ведущие, а также левый глаз и левое ухо.
А леворукие – это люди, которые хотя и родились
правшами, но по каким-то причинам стали активнее
пользоваться левой рукой. Левая рука у них
активизировалась, потому что правая из-за травмы
или из-за поражения головного мозга,
кровоизлияния при родах не смогла выполнять
функцию ведущей. Леворукие – это дети с
доминирующим левым полушарием, но активизации
правой половины тела у них не произошло.
По данным разных авторов, количество левшей в
мире составляет от 1 до 30% в популяции. Разброс
связан с тем, что в разных социальных группах
разное количество левшей. Например, их в
несколько раз меньше среди пенсионеров, нежели
среди школьников. Связано это с тем, что до
середины прошлого века левшей переучивали, к
тому же мир был удобен только для правшей, не
выпускались инструменты для работы левой рукой.
Только в 90-е гг. ХХ в. появились ножницы и
различные инструменты, заточенные под левую
руку.
В СССР левой рукой никто не писал. Все нужно было
делать правой. Если ребенок не мог освоить такой
навык, его начинали переучивать. В мягкой форме –
подкладывали все предметы справа и ненавязчиво
напоминали: «Деточка, какой рукой нужно брать
ложку?». В крайнем варианте – левую руку
привязывали, забинтовывали и не давали ею
пользоваться.

Статья опубликована при поддержке глазной офтальмологической клиники «Офтальма» во Владимире. Центр лазерной коррекции предоставляет своим клиентам услуги на высоком уровне, гарантирует результаты своей работы, которая проводится исключительно высококвалифицированными специалистами с использованием только современного оборудования. Хирургия катаракты, витреоретинальная хирургия,
дистрофия сетчатки лечение, диагностика и лечение глаукомы и другие услуги

Очень важно вовремя обратиться к специалисту и провести консультацию с профессионалами в своём деле, а не заниматься самолечением. Записаться на приём Вы сможете на сайте клиники: офтальма.рф

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий