Ребенку 8 месяцев: развитие, питание, вес и рост (таблица с нормами)

Развитие: занятия и игры

В восемь месяцев малыш слушает музыку, покачиваясь в такт. Очень любит кроха игры с хлопаньем в ладоши и маханием руками. Развитие позволяет деткам закрывать и открывать коробки.

Необходимо знакомить малыша с новыми словами

Проследив, что привлекло детское внимание на прогулке, мама указывает ребенку на заинтересовавший того объект, называя: «Смотри, это – собачка»

Развитие детской координации – покачивание на коленях вниз-вверх. Игра в «тележку» научит кроху передвигаться на руках. Мама берет малыша за ножки, а тот переставляет ручки, сделав их опорой. Но при первых признаках недовольства игру прекращают.

Мелкую моторику развивает игра с овсяной либо рисовой крупой, насыпанной в большую форму для выпечки «о развитии мелкой моторики подробно написано в этой статье» . Ребенок размешивает ее, пропускает сквозь пальчики, окунает в нее ручки

Но важно постоянно следить, чтобы малыш не пробовал глотать крупы. Поэтому одного ребенка оставлять во время такого занятия нельзя

Методы развития ребенка в 2 года

Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского

Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие ребенка в 2,5 года

Упражнения для физического развития

Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

  1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
  2. Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
  3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
  4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
  5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки выбрать для ребенка-девочки в 2 года?

Упражнения на развитие мелкой моторики

Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

  1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
  2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
  3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
  4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

Развитие внимания и памяти

Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.

  • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
  • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
  • Пазлы.

Рост ребенка в возрасте 3 года 8 месяцев

Нормальный рост девочек: от 92 см. до 108,6 см., среднее значение 100,3 см.

МесяцОчень низкийНизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийОчень высокий
2478.081.084.187.190.293.296.3
2578.681.784.988.091.194.297.3
2679.382.585.688.892.095.298.3
2779.983.186.489.692.996.199.3
2880.583.887.190.493.797.0100.3
2981.184.587.891.294.597.9101.2
3081.785.188.591.995.398.7102.1
3182.385.789.292.796.199.6103.0
3282.886.489.993.496.9100.4103.9
3383.486.990.594.197.6101.2104.8
3483.987.591.194.898.4102.0105.6
3584.488.191.895.499.1102.7106.4
3685.088.792.496.199.8103.5107.2
3785.589.293.096.7100.5104.2108.0
3886.089.893.697.4101.2105.0108.8
3986.590.394.298.0101.8105.7109.5
4087.090.994.798.6102.5106.4110.3
4187.591.495.399.2103.2107.1111.0
4288.091.995.999.9103.8107.8111.7
4388.492.496.4100.4104.5108.5112.5
4488.993.097.0101.0105.1109.1113.2
4589.493.597.5101.6105.7109.8113.9
4689.894.098.1102.2106.3110.4114.6
4790.394.498.6102.8106.9111.1115.2
4890.794.999.1103.3107.5111.7115.9
4991.295.499.7103.9108.1112.4116.6
5091.695.9100.2104.4108.7113.0117.3
5192.196.4100.7105.0109.3113.6117.9
5292.596.9101.2105.6109.9114.2118.6
5393.097.4101.7106.1110.5114.9119.2
5493.497.8102.3106.7111.1115.5119.9
5593.998.3102.8107.2111.7116.1120.6
5694.398.8103.3107.8112.3116.7121.2
5794.799.3103.8108.3112.8117.4121.9
5895.299.7104.3108.9113.4118.0122.6
5995.6100.2104.8109.4114.0118.6123.2
6096.1100.7105.3110.0114.6119.2123.9
МесяцОчень низкаяНизкаяНиже среднегоСредняяВыше среднегоВысокаяОчень высокая
2476.079.382.585.788.992.295.4
2576.880.083.386.689.993.196.4
2677.580.884.187.490.894.197.4
2778.181.584.988.391.795.098.4
2878.882.285.789.192.596.099.4
2979.582.986.489.993.496.9100.3
3080.183.687.190.794.297.7101.3
3180.784.387.991.495.098.6102.2
3281.384.988.692.295.899.4103.1
3381.985.689.392.996.6100.3103.9
3482.586.289.993.697.4101.1104.8
3583.186.890.694.498.1101.9105.6
3683.687.491.295.198.9102.7106.5
3784.288.091.995.799.6103.4107.3
3884.788.692.596.4100.3104.2108.1
3985.389.293.197.1101.0105.0108.9
4085.889.893.897.7101.7105.7109.7
4186.390.494.498.4102.4106.4110.5
4286.890.995.099.0103.1107.2111.2
4387.491.595.699.7103.8107.9112.0
4487.992.096.2100.3104.5108.6112.7
4588.492.596.7100.9105.1109.3113.5
4688.993.197.3101.5105.8110.0114.2
4789.393.697.9102.1106.4110.7114.9
4889.894.198.4102.7107.0111.3115.7
4990.394.699.0103.3107.7112.0116.4
5090.795.199.5103.9108.3112.7117.1
5191.295.6100.1104.5108.9113.3117.7
5291.796.1100.6105.0109.5114.0118.4
5392.196.6101.1105.6110.1114.6119.1
5492.697.1101.6106.2110.7115.2119.8
5593.097.6102.2106.7111.3115.9120.4
5693.498.1102.7107.3111.9116.5121.1
5793.998.5103.2107.8112.5117.1121.8
5894.399.0103.7108.4113.0117.7122.4
5994.799.5104.2108.9113.6118.3123.1
6095.299.9104.7109.4114.2118.9123.7

Социально-эмоциональное развитие

Малыш любит проводить время с мамой и другими членами семьи, играть с ними

Если рядом оказываются другие дети, он заинтересовывается, рассматривает их, пытается привлечь внимание

Его эмоции становятся более сложными и разнообразными. Он умеет радоваться, злиться, удивляться, стесняться. В этом возрасте ребенок уже начинает осваивать навыки манипуляции родителями. Он капризничает, пытаясь добиться желаемого или избежать того, чего не хочет делать.

Ребенок может выразить свое желание с помощью звуков и жестов. Например, показать игрушку, которую хочет получить, или место, куда желает попасть.

Малыш понимает простые просьбы, обращенные к нему, и старается их выполнить. Можно попросить его показать части тела (носик, глазки, животик) или принести определенную игрушку.

К этому возрасту дети осваивают элементарные правила социального взаимодействия, например, протягивать ручку в ответ на приветствие и махать ею на прощание.

Восьмимесячные дети стараются во всем подражать взрослым. Они наблюдают за членами семьи и копируют их действия. Например, кроха берет расческу и пытается расчесываться или делает вид, что разговаривает по телефону. Стремление к подражанию можно и нужно использовать в практических целях, чтобы научить ребенка новым навыкам.

Что считается отклонением в развитии

Не существует единого стандарта, согласно которому должны развиваться младенцы до года. Каждый ребенок индивидуален, и темпы его развития могут отличаться от сверстников. Однако есть ряд навыков, которыми должен владеть ребенок в возрасте восьми месяцев. Сюда относятся следующие умения:

  • самостоятельно садиться и уверенно сидеть (можно с опорой на мягкий предмет);
  • без помощи взрослых менять положение тела;
  • хорошо удерживать в руках игрушку;
  • брать предложенную игрушку;
  • ползать по-пластунски;
  • пытаться подниматься на ножки у опоры;
  • произносить слоги, лепетать;
  • прислушиваться к речи взрослых;
  • проявлять эмоции во время игры и общения;
  • реагировать на слова, звуки, музыку.

Если ребенок не делает этого, стоит насторожиться и обязательно показать его детскому неврологу. Сильное отставание от возрастных норм развития свидетельствует о наличии физических или психических патологий.

Психология и страхи 8-месячного малыша

Это период, когда малыш всё ещё ищет поддержки у родителей при появлении незнакомых людей. Но есть и такие храбрецы и непоседы,  которые, не отпуская маму, с живым интересом рассматривают посторонних людей. Таких, конечно же, меньше, и для тех и других родители являются основой, тылом и стеной безопасности.

В этом возрасте возрастает коммуникабельность деток. Они активно устанавливают эмоциональные контакты не только с родителями, но при этом следят, чтобы мама или папа были рядом. 8 месячный карапуз больше всего боится потерять маму. Он теперь многое осознаёт и может закатить настоящий скандал, если мама куда-то отлучилась. В этом случае нельзя настраивать ребенка  против окружающих, необходимо терпеливо объяснять крохе происходящее. Конечно, на это может уйти не один месяц, но результат обязательно будет.

Если вам срочно нужно отлучиться по делам, лучше оставлять его с людьми, к которым он привык. Ребенок активно общается со знакомыми людьми, незнакомцы могут вызывать в нем чувство тревоги или страха. Если все — таки возникла необходимость в услугах постороннего человека, то попросите его без крайней надобности не приближаться слишком близко к малышу. Начинать новое знакомство следует в кругу родных и близких.

Разнообразие собственных эмоций и понимание окружающих делают малыша участником радостных и печальных событий родственников. Они способны сопереживать и плакать, если рядом плачет дитя. Но плохое настроение мигом может сменить улыбка и смех, так как дети быстро переключаются.

Кроме этого страха может появиться страх работающей бытовой техники. Даже если включённого дома пылесоса кроха не боится, то у бабушки может испугаться. Произойдёт это потому, что другой издаёт более шумный звук. Поэтому не стоит включать технику неожиданно, нужно терпеливо объяснять, для чего этот предмет создан. А включать лучше, когда малыш находится на руках, и отвлекать его различными прибаутками. Лучше, конечно,  отнести ребенка в другую комнату и оставить с кем-то из родных, если есть такая возможность. Это поможет избежать лишних стрессов.

Рефлексы новорожденного: что с ними происходит?

Основные рефлексы новорожденного:

  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабкина;
  • поисковый;
  • хоботковый;
  • сосательный;
  • рефлекс ползания.

Именно рефлекторная деятельность помогает новорожденным выжить и адаптироваться к окружающей среде. Но младенец 3-х месяцев уже в них не нуждается. Поэтому в норме основные рефлексы новорожденного в 3 месяца (за исключением сосательного и рефлекса ползания) начинают угасать, остаются остаточные проявления.

Наличие ярко выраженных рефлексов новорожденного может говорить о неврологической патологии:

  • открывание рта и поворот головы в сторону воздействия при поглаживании уголка его рта (поисковый);
  • вытягивание губ хоботком при прикосновении к верхней губе (хоботковый);
  • движение головой вперед и открытие рта при надавливании на ладонь ребенка (Бабкина);
  • слишком выраженный рефлекс Моро.

Рефлекс Моро в три месяца может свидетельствовать о повышенной возбудимости нервной системы малютки. Этот рефлекс заключается в резком вскидывании ручек и раскрытие ладоней. Это реакция на пугающий фактор (резкий звук, например). Его можно вызвать, ударив по столу рядом с ребенком. Так же в период новорожденности он проявляется при укладывании малыша на спину, или когда приподнимают его ножки (см. также: до какого возраста ребенок пребывает в периоде новорожденности?).

Рефлекс ползания и сосательный рефлекс четко выражены в возрасте 3-4 месяцев. Они требуются для роста и развития малыша.

На 3-м месяце у деток нередко развивается рахит, и родители должны быть очень внимательны к своему малышу. Первый симптом – повышенная потливость. Личико крохи покрывается капельками пота во время кормления, но особенно сильно потеет головка ночью. Малыша это беспокоит, и он трется головой о матрасик, из-за чего волосы на затылке выпадают, образуется проплешинка. Также малыш становится беспокойным, пугливым, у него учащается мочеиспускание. Все это может быть следствием недостатка витамина D. При первых подозрениях на рахит требуется неотложная консультация педиатра, который назначит необходимые препараты и процедуры, а также откорректирует питание мамы и ребенка.

Соотношение роста и веса по годам

Рост мальчиков в соотношении с весом составляет индекс массы тела. Эта величина позволяет судить о физическом развитии ребенка и его здоровье. Расчет индекса массы тела дает возможность определить:

  • истощение (степень недостаточности веса, при которой требуется лечение);
  • недостаток веса;
  • пониженную массу тела (в пределах нормы);
  • оптимальный вес;
  • незначительное повышение массы, не выходящее за границы нормы;
  • избыток веса;
  • ожирение (значительное превышение средних показателей веса, при котором необходимо лечение).

На первом году жизни

Обычно здоровые дети при рождении имеют длину тела 46–56 сантиметров. Длина тела новорожденных мужского пола часто немного больше, чем у девочек. Вес ребенка, как правило, от пола не зависит и на момент появления на свет может варьироваться в пределах 2,6–4 кг. При выписке малыш иногда весит меньше, чем при рождении, это тоже не является отклонением. Ниже представлена центильная таблица ВОЗ, определяющая длину тела и вес мальчиков на протяжении первых 12 месяцев при нормальном развитии.

Возраст (мес.)Вес (кг)Рост (см)
3,6050
14,4554,5
25,2558,0
36,0561
46,763
57,365
67,967
78,468,7
88,8570,3
99,2571,7
109,6573
111074,3
1210,375,5

Нормальной прибавкой длины тела будет считаться 3–4 см в первые 3 месяца после рождения, затем по 2,5 см ежемесячно до полугода. Следующие три месяца жизни дети растут в среднем на 2 см в месяц, в промежутке 9–12 месяцев малыши прибавляют по 1 см. Если говорить о массе тела, то в течение первых 6 месяцев нормальной прибавкой является 0,6–0,8 кг каждые четыре недели, от полугода до 12 месяцев ребенок должен набирать по 300–500 г ежемесячно.

От года до трех лет

После 12 месяцев увеличение антропометрических показателей мальчика становятся более стабильными, поэтому между контрольными периодами уже не будет такой ощутимой разницы, как в первый год жизни. С двух до трех лет дети вырастают примерно на 6–7 см, при этом их вес может увеличиться только на один килограмм. Вес трехлетнего мальчугана достигает 14 кг, а длина его тела равна 96 см.

От четырех до шести лет

В промежутке с 4 до 6 лет малыши стабильно должны прибавлять ориентировочно по 1 кг каждые полгода. Длина тела также увеличивается равномерно. За один год мальчуган растет примерно на 7 см. К концу периода вес будущего мужчины, в соответствии с центильными таблицами ВОЗ, находится в пределах 21 кг, а рост достигает 116–118 см.

Многие родители считают своих маленьких мужчин недостаточно упитанными, поэтому начинают их усиленно кормить. Такие меры часто приводят к раннему детскому ожирению.

От семи до десяти лет

Период 7–10 лет характеризуется более активным изменением параметров развития детей. Каждые шесть месяцев они становятся выше в среднем на 2,8–3 см. Увеличение веса тоже происходит быстрее, чем в предыдущем периоде, средняя прибавка с 7 до 10 лет составляет около 1,3–1,5 кг ежемесячно. К 10 годам мальчик весит около 32 кг при росте 1,38 м.

От одиннадцати до тринадцати лет

В подростковом периоде с 11 до 13 лет дети становятся эмоционально нестабильными. Это связано с их активным формированием, функциональной перестройкой некоторых систем организма. Юноши в возрасте 11–13 лет немного отстают от девочек в темпах развития. Их масса увеличивается обычно на 4,5–5 кг в год. Показатели длины тела, начиная с 11 лет, как правило, возрастают на 6 см за 12 месяцев. К 13 годам длина тела подростка достигает 156,5 см, а масса его тела приблизительно равна 45,8–47 кг.

От четырнадцати до шестнадцати лет

Когда возраст юноши приближается к 14–15 годам, усиливается рост его костной ткани. Руки и ноги подростков заметно вытягиваются. Однако мышечная масса в 15 лет растет не так стремительно, как скелет, поэтому их сложение становится непропорциональным. Подростки к 15 годам активно формируются и обгоняют в развитии девочек к концу данного возрастного промежутка. Каждые полгода масса тела юноши становится больше на 2,5 кг. Рост увеличивается неравномерно, но к 16 годам он должен достигать 1,73–1,74 м.

В 17–18 лет

Формирование костно-мышечного аппарата к 18 годам еще не заканчивается, но молодые люди уже не выглядят такими нескладными, как прежде. Замедляется набор массы тела. За эти два года парень становится тяжелее лишь на 2,8 кг. Изменение роста с 17 до 18 лет становится совершенно незаметным, прибавка составляет всего 1 см.

К 18 годам совершенствуются двигательные реакции юношей, развивается координация движений, идет постепенное укрепление мышц, плечи становятся шире.

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развитияЧто происходит?
Двигательная активность“Комплекс оживления” возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручекРазвивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
НавыкиВ процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
ЗрениеПонимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
СлухС замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
ЭмоцииСмеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
РечьГулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
ИнтеллектУчится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

Игры и занятия с малышом

Самостоятельность малыша все больше возрастает. В восемь месяцев он уже может увлечься игрушкой и должен уметь переживать «одиночество» более 10 минут. Поскольку ребенок теперь стал более мобильным, уберите опасные предметы в недоступные места.

Детям в восемь месяцев подходит уже больше игрушек. Мяч и молоток с пищалкой развивают координацию и укрепляют мышцы рук малыша. Тактильные ощущения младенца продолжают обогащаться с помощью предметов, состоящих из разнофактурных материалов. Игрушки или мешочки, наполненные крупами, развивают мелкую моторику малыша.

Поскольку малыш продолжает тянуть все в рот, важно вовремя осуществлять уход за теми предметами, что окружают его – пылесосьте, протирайте и стирайте игрушки, которыми пользуется ребенок. Грудничкам на восьмом месяце нравятся музыкальные игрушки с крупными кнопками, детские книги с толстыми картонными страницами или в мягком оформлении

Ребенок должен уметь нажимать на кнопки и переворачивать странички, разглядывая знакомые картинки и показывая пальчиков героев. Такие занятия и сложные игрушки разовьют в ребенке логику, моторику и сообразительность

Грудничкам на восьмом месяце нравятся музыкальные игрушки с крупными кнопками, детские книги с толстыми картонными страницами или в мягком оформлении. Ребенок должен уметь нажимать на кнопки и переворачивать странички, разглядывая знакомые картинки и показывая пальчиков героев. Такие занятия и сложные игрушки разовьют в ребенке логику, моторику и сообразительность.

Продолжается период бросания и разрушения. Ребенку нравится ломать построенные взрослым башни, выбрасывать из коробки игрушки на пол и намеренно выкидывать из кроватки предметы
. Не думайте, что у вас растет маленький монстр, который только и умеет делать, что разрушать, — это обычное поведение у детей восьмого месяца жизни, так малыш исследует мир и свойства объектов.

Что умеет ребенок в 8 месяцев?

С 8 месяцев проходит следующий этап действий с предметами – этап «соотносящего» действия. Малыш уже умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробочки, употребляет предмет в качестве оружия.

У ребенка 8 месяцев появляются более тонкие движения пальцев – давайте ему коробочки разной формы. Ребенок может самостоятельно снимать и них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить крохе доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать обратно.

На новый этап переходит понимание речи и диалог с взрослым. Теперь малыш прекрасно понимает и выполняет такие просьбы, как «дай ручку», «вытяни ножку», «наклони голову», «дай игрушку». Особое удовольствие доставляют ему игры и потешки, где надо выполнять какие-либо простенькие действия: хлопать в ладоши, качать головой, махать ручками, топать ножками.

Ребенок начинает показывать взрослому то, до чего ему хочется дотянуться, что хочет потрогать. Он может долго смотреть в окно на проезжающие мимо машины или падающие снежинки. Еще больше обостряются различия в восприятии окружающих. В незнакомой обстановке без мамы ребенок испытывает страх, порой близкий к панике. Это не регресс, а прогресс в развитии.

Малыш уже настолько эмоционально зрел, что прекрасно разделяет «свое» и «чужое», «знакомое» и «незнакомое». Беспокойство родителей должно вызывать как раз не наличие, а отсутствие подобных страхов, или, по крайней мере, негативных эмоций в отношении посторонних людей – это говорит об определенной задержке психического развития (не стоит путать с медицинским диагнозом!) или о создании повышенно «тепличных» условий для ребенка.

Задача родителей – научить малыша соблюдать правильную дистанцию в отношении посторонних людей, так, чтобы он научился не бояться и чувствовал себя уверенно, но при этом знал, что слепо доверять всем подряд тоже не стоит.

Первые страхи

В этом возрасте ребенок пугается резких, неожиданных звуков. Это также новая ступенька – в поле осознанного восприятия малыша теперь попадает одновременно много разных факторов. Познакомьте чадо с такими «шумящими» домашними помощниками, как пылесос, кухонная техника, стиральная машина – дайте послушать их звук, объясните, зачем они нужны.

Если ребенок продолжает их бояться, включайте из реже. Включив, уделите минутку крохе – обнимите, поцелуйте, скажите, что вы рядом и понимаете, как ему страшно, но вынуждены работать с пугающим прибором. Ругать малыша за его страх ни в коем случае нельзя – маленький человечек будет ощущать себя брошенным вдвойне!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий