Незрелость коры головного мозга ребенка: последствия и лечение новорожденных

Диагностика ММД

Занимается данным заболеванием врач-невролог, который должен определить характер церебральных нарушений. Он собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы. Параллельно ребенок наблюдается у педиатра, который оценивает его психическое состояние, исключает наличие воспалительных заболеваний. Лабораторные методы исследования не выявляют отклонения от нормальных значений. Невролог назначает инструментальные методы:

  • ЭЭГ. Электроэнцефалография позволяет обнаружить нарушения в передаче нервных импульсов;
  • Реоэнцефалография. Позволяет оценить кровоток головного мозга;
  • Эхоэнцефалография. Оценивает состояние структур головного мозга;
  • КТ и МРТ. Также позволяет визуализировать структуры головного мозга и исключить их патологию.

Критерии ММД:

Оценивают три составляющих:

1) Дефицит внимания (4 из 7):

1) часто переспрашивает; 2)легко отвлекается; 3) плохо концентрируется; 4) часто путается; 5) берется сразу за несколько дел, но не доводит их до конца; 6) не хочет слышать; 7) относительно хорошо работает в спокойной обстановке.

2) Импульсивность (3 из 5):

1) мешает на уроке учителю и ученикам; 2) эмоционально-лабилен; 3) плохо переносит очереди; 4) болтлив; 5) обижает других детей.

3)  Гиперактивность (3 из 5):

1) любит карабкаться на возвышающиеся предметы; 2) не сидит на месте; 3) суетливый; 4) издает громкий шум при выполнении любой деятельности; 5) всегда находится в движении.

Если симптоматика длится больше полугода, а ее пик приходится на 5-7 лет, то можно говорить о диагнозе «ММД».

Незрелость коры головного мозга ребенка лечение

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Незрелость головного мозга, или «горе от ума»

Довольно часто можно увидеть такой диагноз, как «незрелость головного мозга». Причем, если вы откроете учебники по неврологии, психиатрии, реабилитации инвалидов, по наследственным заболеваниям – то там вы такого диагноза не найдете.

Вы наткнетесь на системные атрофии, на врожденную умственную отсталость, или олигофрению, от дебильности до идиотии, на перинатальные поражения центральной нервной системы, или даже на загадочную лиссэнцефалию, которая является сглаживанием борозд головного мозга. Но такого понятия, как незрелость головного мозга у детей, а тем более такого диагноза, вы там не найдёте.

Но существует официальная международная классификация болезней 10-го пересмотра, согласно которой каждый прием врача, как амбулаторно, так и стационарное ведение пациентов, от роддома и до последнего вздоха кодируется особым буквенно-цифровым обозначением, или кодом. Просмотрев все разделы, от онкологии до паразитарных инвазий, и от нервных болезней до травм, вы также не найдете такого диагноза, как «незрелость коры головного мозга» В чем же дело?

Озабоченность мам, или откуда ветер дует

Если мы не нашли про этот диагноз ничего официального, давайте обратимся к рунету – русскоязычному сегменту интернета, в котором и «муссируется» эта загадочная «незрелость коры головного мозга ребенка». Вы думаете, этот диагноз фигурирует в медицинских интернет – изданиях, обсуждается на консилиумах специалистов, и известные врачи-неврологи серьезно обсуждают его особенности?

Вовсе не так. Все, что можно о нем прочитать, не выходит за пределы форумов взволнованных мам, и ситуация вполне ординарная: «Я пришла из поликлиники (кабинета УЗИ) сегодня в шоке (в истерике, на ватных ногах). Мне (нам) сказали, что у моей дочи (сыночка, внучки) признаки незрелости головного мозга. Девочки (подружки, люди), скажите мне, что это такое и КАК НАМ С ЭТИМ ДАЛЬШЕ ЖИТЬ.

В этих чатах плещется непонятная мутная волна совершенно неясного диагноза, и при этом никому не приходит в голову, что ребенок – и есть незрелое существо. Его задача – расти и развиваться.

Почему – то никто из мам на сайте не напишет, например, про всем известную врожденную умственную отсталость, то есть олигофрению, например, следующее: «Девочки, у моего сына 11 лет плохая успеваемость, замедленное развитие, нас перевели в спецшколу, длительно лечимся у психиатра и логопеда, наконец, провели тесты, проверили память, внимание, умственные способности и сказали: ваш сын дебильный…». Понятно, почему такой диагноз никого не шокирует: потому что для олигофрении все давно предусмотрено: и критерии диагноза, и симптоматика, и причины, и средства реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых. Одним словом – это известная и печальная тема

Одним словом – это известная и печальная тема

Понятно, почему такой диагноз никого не шокирует: потому что для олигофрении все давно предусмотрено: и критерии диагноза, и симптоматика, и причины, и средства реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых. Одним словом – это известная и печальная тема.

Другое дело – непонятная и страшная «незрелость коры головного мозга ребенка».

Проверка боем

Всем известно, что именно кора головного мозга – это то, что отличает человека от обезьяны.

Кора – это эмоции, абстрактное мышление, уровень коммуникации, словарный запас, склонность к анализу, мелкие моторные навыки, поведение, темперамент, характер. Кора – это то, что делает нас личностью.

И естественно, что говорить о признаках незрелости коры головного мозга нужно не у малыша, или, тем более, новорожденного, а у взрослого и сформировавшегося человека.

Удивительно, не правда ли? Казалось бы, после этапа полового созревания, когда формирование человека закончено, можно вполне разграничить норму и патологию, но такого диагноза не ставят и взрослым.

Есть шизофрения, биполярное расстройство, посттравматическая энцефалопатия, эпилептоидная и истероидная психопатия и масса других, но совершенно конкретных диагнозов, которые разграничивают норму и болезнь в неврологии и психиатрии.

Но почему – то такой странный диагноз «незрелости» ставится исключительно малышам, и исключительно в российских поликлиниках.

Народ опешил! Суставы восстановятся за 3 дня! Приложите…

Мало кто знает, но именно это лечит суставы за 7 дней!

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ?

«Гиперактивность» – это неусидчивость, невнимательность и импульсивность, частые ночные пробуждения, встречается чаще всего в детском возрасте и влияет на общую атмосферу в Вашей семье и на социальное будущее Вашего ребенка. Этот синдром – “сборная солянка” самых различных болезней, их причину необходимо выяснить.

Раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде (например, осложнения во время беременности, родовая травма, гипоксия в родах), а также генетические и социально-психологические факторы (семейные конфликты, дефекты в воспитании, острые и хронические стрессы, снижающие устойчивость нервной системы к внешним и внутренним воздействиям).

«Дети-катастрофы», «трудные дети» – так называют детей с СДВГ. Действительно, они доставляют столько хлопот родителям, постоянно попадают в какие-то неприятные ситуации, так как у них часто не развито чувство самосохранения и контроль за поведением. В школе они не могут усвоить учебный материал, находиться за партой в течение всего урока. При этом такие дети чаще всего не обнаруживают задержку психического развития или выраженных неврологических нарушений, хотя повышенная возбудимость может проявляться и при различных ранних поражениях нервной системы (травмы головы, нейроинфекции и т.д.). Такие дети требуют индивидуального подхода в учебном процессе, поэтому важны рекомендации педагога. Не стоит считать таких детей агрессивными и опасными для других детей. С возрастом в процессе социального взаимодействия явления гиперактивности становятся менее выражены. Иногда такие люди становятся лидерами, обладают повышенной работоспособностью.

При СДВГ может помочь невролог, психоневролог, психиатр, медицинский психолог (клинический психолог), а еще лучше – все вместе, ведь тогда у врачей будет возможность обсудить схему комплексного лечения, что будет наиболее эффективным.

Так, нужно обязательно выяснить, каково состояние физического здоровья, не являются ли особенности поведения ребенка следствием органических нарушений в головном мозгу ультразвуковые исследования (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография), МРТ (магнитно-резонансная томография), консультация невролога.

Важно оценить состояние сердечно-сосудистой системы (проконсультироваться у терапевта, кардиолога), определить уровень гормонов и получить консультацию эндокринолога. Лечение – комплексное – биологическое, психологическое и социальное

Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на уменьшение двигательного беспокойства, улучшение функций познания окружающего мира, нормализацию сна

Лечение – комплексное – биологическое, психологическое и социальное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на уменьшение двигательного беспокойства, улучшение функций познания окружающего мира, нормализацию сна.

Симптомы перинатальной энцефалопатии головного мозга у детей до года

Перечень симптомов энцефалопатии головного мозга у детей достаточно обширный, все они зависят от вида и причины возникновения болезни:

  • высокое внутричерепное давление;
  • беспокойство;
  • постоянная вялость;
  • светобоязнь;
  • изменение двигательной активности;
  • частое срыгивание после еды;
  • запрокидывание головы;
  • отсутствие сосательных рефлексов;
  • изменение сердцебиения и т.д.

Родителям стоит быть внимательными и постоянно следить за поведением своего чада. Их бдительность может сыграть им же на руку.

Как лечить перинатальную энцефалопатию у новорожденных детей и последствия заболевания

Чем скорее родится ребенок, тем выше риск физической или умственной неполноценности. Чтобы предотвратить длительный, в худшем случае пожизненный язык или расстройства поведения, любое повреждение головного мозга должно быть быстро обнаружено и обработано. Но часто он все еще висит в диагнозе. Хотя ультразвуковое обследование безвредно и быстро для ребенка, оно не показывает все результаты. Из-за высокого радиационного облучения, компьютерная томография для новорожденных и недоношенных детей вряд ли ставится под сомнение.

Существуют различные виды данной патологии:

  • врожденная;
  • приобретенная;
  • резидуальная;
  • токсическая;
  • билирубиновая.

Врожденная форма возникает в основном при родах, как последствие родовой травмы, нарушения развития головного мозга, сбоя работы обменных процессов, негативного внешнего воздействия и т. д. Причиной может быть внутриутробная интоксикация плода или гипоксия. Диагностируется данная форма энцефалопатии у новорожденных в первые дни жизни.

Несколько исследований показывают, что радиационно-резонансная томография без излучения. Процедура обследования — диагностировать повреждение головного мозга у недоношенных детей. Нормальная беременность длится от 37 до 42 недель, рассчитанная с первого дня последнего менструального цикла. Неделя беременности в мире, эти дети по определению являются преждевременными младенцами. Особенно со сроком 30 недель осложнения накапливаются. Особенно мозг находится в опасности. Основными причинами повреждения головного мозга являются недостаток кислорода и инфекции.

Приобретенная форма подразумевает наличие нескольких видов заболевания. Это остаточная патология, что возникла вследствие влияния разных факторов. Это могут быть: различные инфекции, травмы черепной коробки, ушибы, опухоли и прочее. Научно доказано, что некоторые заболевания способствуют появлению энцефалопатии головного мозга у детей. В этом перечне есть вегетососудистая дистония, сахарный диабет, почечная недостаточность, ишемия и атеросклероз.

Поскольку ее легкие не зрелые, у недоношенных детей возникают проблемы с дыханием. Любое длительное отсутствие кислорода приводит к гибели нервных клеток и повреждению головного мозга раннего детства. Например, новорожденные могут уже родиться с повреждением головного мозга из-за недостатка кислорода во время родов. Церебральные кровоизлияния часто возникают, потому что кровеносные сосуды недоношенного ребенка иногда очень тонкие и могут легко разорваться. Триггером для этого является, как правило, повышение давления, которое может возникать, например, при колебаниях артериального давления.

К ним относятся на ранних стадиях:

Причины и признаки

Такие изменения артериального давления происходят особенно в первые несколько часов жизни. В зависимости от степени и тяжести кровоизлияния в мозг возможны серьезные психические и физические задержки развития и спастические расстройства. Американское исследование показывает, что инфекции часто представляют гораздо больший риск, чем гипоксия для недоношенных детей. Исследователи вокруг Эрнеста Грэма из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе оценили данные из 150 преждевременных родов с повреждением белого вещества.

  • нарушение сна;
  • шумы в ушах;
  • ухудшение памяти;
  • головокружения;
  • неустойчивое эмоциональное состояние.

Аноксическое поражение головного мозга у новорожденных последствия

У вас родился ребёнок, и вы беспокоитесь, правильно ли он развивается. Первый вопрос, который возникает у родителей о развитии ребёнка: «Когда ребёнок начинает держать голову?»

У новорождённого ребёнка мышцы не развиты, и он не может сразу после рождения держать голову вертикально, поэтому необходимо помогать ребёнку, поддерживая его голову руками.

Удерживание головы — это первое физическое достижение новорождённого.

Для развития мышц шеи с разрешения педиатра после заживления пупочной ранки, необходимо ежедневно выкладывать ребёнка на живот. В положении лежа, ребёнок тренирует мышцы спины и шеи, пытаясь поднять голову, а со второго-третьего месяца жизни удерживает её от тридцати секунд до минуты. Укрепляя мышцы шеи ребёнка, увеличивайте время каждой последующей «тренировки» на одну минуту.

Выкладывать ребёнка на живот надо обязательно на ровной жёсткой поверхности, тогда усилия ребёнка будут правильно распределены и укрепят нужные мышцы. Не бойтесь, новорождённый ребёнок не может задохнуться, лёжа на животе, в нужный момент у него сработает рефлекс — и он повернёт голову на бок. Ни в коем случае не кладите ребёнка на мягкие поверхности типа подушки или ватного одеяла, перевернувшись на них, он действительно может задохнуться.

Для укрепления мышц шеи выкладывайте ребёнка на живот до кормления или не ранее чем через час после кормления, иначе в попытках удержать голову, новорожденный может срыгнуть все съеденное перед этим молоко.

Считается, что в три месяца ребёнок уже должен держать голову вертикально и в положении лежа поднимать и удерживать голову длительное время. Однако в любом случае, мышцы, удерживающие голову ребёнка, за три месяца ещё до конца не окрепли, поэтому ребёнку надо помогать удерживать голову, если вы держите его на руках в вертикальном положении.

К четырём месяцам ребёнок уверенно держит голову, легко поворачивает ею из стороны в сторону, может поднимать верхнюю часть туловища из положения лежа, вертикально удерживая голову. Обязательно продолжайте ежедневно выкладывать ребёнка на живот для укрепления мышц живота, спины и шеи. В зависимости от умений ребёнка, постепенно увеличивайте время тренировок.

Помните, что любые нормы развития, значения, показывающие, что и в каком возрасте должен уметь делать ребёнок, — это среднестатистические данные. Каждый ребёнок развивается индивидуально и, если ваш ребёнок начнет уверенно держать голову только в четыре месяца или наоборот уже в три, не паникуйте, в этом нет ничего страшного.

Как проводится исследование?

На кожу головы в проекции различных участков головного мозга устанавливаются электроды, всего обычно их бывает 19, они крепятся симметрично с двух сторон головы и по центру, может сразу быть одета «шапочка», без необходимости прикреплять каждый электрод отдельно. Также на область груди крепится датчик ЭКГ, часто бывают необходимы дополнительные датчики (миографические). При этом ребенок ведет обычный образ жизни: гуляет, кушает, играется в малоподвижные игры (мозаика, куклы и другие), а умная техника фиксирует активность головного мозга малыша.

Накануне маме необходимо подготовить ребенка к обследованию:

  • Помыть голову, так как избыток кожного сала нарушает плотный контакт электрода с кожей головы и искажает результат обследования.
  • Снять украшения (серьги, заколки, пирсинги).
  • Если ребенок совсем маленький или проявляет агрессию, слишком непоседлив, то рекомендовано провести премедикацию, в качестве которой выступают седативные препараты.
  • Иногда рекомендована депривация сна, которая проводится с целью увеличения информативности исследования.
  • Не рекомендуется кормить ребенка продуктами-энергетиками накануне исследования: шоколад, крепкий чай, кофе, энергетические напитки и так далее.
  • Предупредить врача функциональной диагностики обо всех лекарственных средствах, которые получает ребенок в подробных дозировках и кратности применения.

К клиническим симптомам перенашивания

обнаруживаемым после родов, относятся признаки перезрелости (переношенность) плода и макроскопические изменения плаценты.

К признакам переношенности ребенка относятся:

темно-зеленая окраска кожных покров, плодных оболочек, пуповины, мацерация кожи (у живого ребенка), особенно на руках и ногах («банные» стопы и ладони);

уменьшение или отсутствие сыровидной смазки; уменьшение подкожной жировой клетчатки и образование складок; снижение тургора кожи («старческий» вид ребенка), крупные размеры ребенка (реже гипотрофия);

длинные ногти пальцев рук; плохо выраженная конфигурация головки, плотные кости черепа, узкие швы и небольшие размеры родничков.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово “нет”, делать массаж.

Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС

Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур – важно соблюдать режим дня, питания

Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Причины кровоизлияния у новорождённых

Кровоизлияние в мозге происходит из-за того, что повреждаются сосуды внутри черепной коробки. Кровь попадает в оболочку мозга. Причиной разрыва сосудов бывают травмы или гипоксия.

Медицинские исследования показали, что причиной кровотечения у новорождённых могут быть:

  • Нарушение сроков беременности (не доношенный или переношенный ребёнок);
  • Большая окружность головы младенца и неготовность родовых путей матери;
  • Микоплазма, гипоксия, внутриутробные инфекционные заболевания;
  • Долгие или скоротечные роды;
  • Врачебные ошибки в ходе родов.

Для точного выявления патологии проводится томография головы младенца.

Советы родителям

Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок

Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д. Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно

Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:

Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:

  • строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
  • нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
  • дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
  • детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
  • старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
  • доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе,  а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.

Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения

Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.

Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.

Симптомы патологии

Асимметрия желудочков мозга сопровождается повышением внутричерепного давления, поэтому вызывает множество разнообразных симптомов. В связи с этим диагностика бывает затруднена, сложно связать их с каким-то заболеванием. У новорожденных отклонение от нормы выражается в следующих проявлениях:

  • отсутствие аппетита;
  • вялость конечностей;
  • тремор;
  • вздувшиеся вены на лбу, висках и затылке из-за затруднения оттока крови;
  • отсутствие реакций, положенных по возрасту: снижен хватательных и двигательный рефлексы;
  • зрачки глаз направлены в разные стороны;
  • неровности черепа;
  • частая отрыжка и тошнота, не связанная с приемом пищи.


ИНТЕРЕСНО: что делать, если новорожденный срыгивает?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий