Причины фонематического недоразвития речи детей
Фонетико-фонематическое нарушение может быть как приобретённым (чаще всего), так и врождённым – на восприятие звуков могут влиять как внешние факторы, так ошибки внутриутробного развития или родовые травмы.
Причины приобретённого ФФН:
- Травмы головного мозга. Сотрясения, просто сильные ушибы – всё это может оказать влияние.
- Длительные инфекции или вирусные заболевания. Долгая болезнь во время первого года, пока иммунитет ещё не сформирован, сильно травмируют все системы, в том числе и нервную.
- Плохая наследственность – в семье был кто-то с похожими проблемами в детстве.
- Сильные нервные потрясения и хронические стрессы в период активного развития речевой системы. Именно поэтому ФФН часто можно найти у детей из неблагополучных семей.
Половина ситуаций находится вне зоны влияния родителей, они могут лишь вовремя обратиться за коррекцией. Однако и в среде внешне благополучных семей находятся дети с ФНН – создать стрессовую атмосферу страха, недоверия и злобы можно в любых условиях.
Формы и проявления ФФНР
Фонетико-фонематические нарушения имеют различные формы и проявления. По степени тяжести выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму нарушения речи.
Степень тяжести | Характеристика нарушения | Проявления у ребенка |
Легкая форма | Неспособность дифференцировать и произносить особенно сложные фонемы или их сочетания. | В целом речь ребенка нормальна, он не выговаривает лишь некоторые звуки. |
Средняя форма | Достаточно выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи, наличие неправильного произношения звуков, а также частичная или полная их неразличимость при звучании. | Ребенок плохо читает, безграмотно пишет. |
Тяжелая форма | Самая сложная степень, при которой глубоко нарушено фонетическое восприятие. | Ребенок с такой проблемой не различает звуки на слух, не выделяет их в словах, не может установить звуковую последовательность, сформировать слоги в словах. Речь бессвязна и непонятна. |
При выявлении тяжелой степени фонетического нарушения нужно незамедлительно начинать медико-педагогическое лечение.
Фонетическое нарушение речи проявляется в отсутствии или искажении отдельного звука или нескольких звуков одновременно, например:
- в пропуске звука (вместо «машина» – «ашина»);
- в искажениях (картавость, шепелявость).
Нарушение произношения более простых в плане артикуляции звуков (п, т, н, м) происходит значительно реже, чаще наблюдается неверное произношение согласных звуков:
- шипящие звуки – Ж, Ш, Ч, Щ;
- свистящие звуки – З, С (и они же смягченные), Ц;
- язычные (сонорные) – Л, Р (и они же смягченные);
- заднеязычные – Г, К, Х (и они же смягченные).
Главные особенности ФФН
При формировании нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН выделяют три уровня фонематических (смешение и замена звуков) и фонетических дефектов (искажение звуков), а точнее системного нарушения всех сторон речи при нормальном физическом слухе.
На первом уровне у детей в возрасте 5-6 лет наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения, когда без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Фонематические нарушения сопровождаются искажением произношения одного или нескольких звуков.
Главной причиной нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН являются затруднения в процессе овладения фонематическим анализом: ему сложно выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Дети с ФФН начинают с трудом произносить слова со стечением согласных, а также многосложные слова. В данном случае наблюдаются пропуски слогов, их перестановка и замена, добавление лишнего звука внутри слога, что сопровождается нечеткой артикуляцией.
На втором уровне появляются общеупотребительные искажённые слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы. Дети с ФФН начинают заменять сложные звуки более простыми ( на , на и пр.). Также они могут заменять одним звуком целый ряд других звуков ( вместо , , ).
Для третьего уровня характерно наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи. Вместо двух или нескольких близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо и — мягкий звук , вместо и — нечто вроде смягчённого . В дальнейшем такие нарушения могут сопровождаться однотипными заменами букв на письме.
Также в логопедической практике выделяют ещё и четвёртый уровень, который характеризуется лёгкими лексико-грамматическими нарушениями. Ребенок допускает ошибки в словоизменении, искаженно произносит несколько звуков или говорит без дефектов, а на слух не различает большее число звуков из разных групп.
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия, у детей с ФФНР наблюдается целый ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции, а именно:
- неполноценная речевая деятельность;
- недостаточная устойчивость внимания или ограниченные возможности его распределения;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
- соматическая ослабленность;
- отставание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Диагностика
Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.
Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.
На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.
Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:
1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях
Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка
Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР
Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.
2. Составление речевой карты
Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:
– процесс протекания беременности;
– наличие осложнений во время родов;
– хронические заболевания матери;
– применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.
3. Логопедическое обследование
Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша. Слуховое внимание и восприятие. Слуховое внимание и восприятие
Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику
Слуховое внимание и восприятие. Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д
Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д
Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д
Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.
Анализ восприятия речи.
Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.
Анализ воспроизведения звуков.
Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.
Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами
Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов. Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах
Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение
Диагностические мероприятия
При обнаружении симптомов ФФН родители должны обратиться к логопеду. Логопеды есть в любой школе и детском саду. Логопедические занятия также можно посещать в специализированных центрах.
Наиболее популярными центрами лечения ФФНР и общего недоразвития речи (ОНР) являются:
- Клиника патологии речи в Санкт-Петербурге.
- Центр патологии речи и нейрореабилитации Шкловского В.М. (Москва).
- Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
- Центр коррекции речи Анны Белик (Санкт-Петербург).
Диагностика ФФН включает сбор анамнестических данных для определения возможной причины, а также логопедическое обследование. Врач смотрит карточку пациента или выписки из нее. Специалист спрашивает у матери о течении беременности, родов, психической обстановке в доме, наличии функциональных патологий мозга, а также биологических и физиологических изменениях в организме. Для врача имеет большое значение наличие психических травм и хронических стрессов, которые часто приводят к нарушению речевой функции. Накануне первого посещения логопедических занятий ребенок должен обследоваться у невролога, отоларинголога для исключения психических отклонений, органических поражений головного мозга, последствий травм головы, заболеваний речевого аппарата.
Для регистрации логопед заводит на ребенка речевую карту. В ней он описывает состояние слуховой функции, наличие или отсутствие заболеваний мозга. В карту также вписывается общее состояние здоровья, проведенные вакцинации, перенесенные заболевания.
Специалист проводит обследование аппарата артикуляции, оценивает состояние голосовых связок, дыхательной функции, необходимой для нормальной речи. Он делает несколько тестов на звукопроизношение, чтобы определить какие звуки пациент не может воспроизводить. Эти данные обязательно вносятся в карту.
Логопед оценивает словарный запас, наличие замен и смещения звуков, изменение структуры слова. Также оценивается способность выстраивания предложений
Доктор обязательно обращает внимание на дыхание во время воспроизведения слов и предложений
Если ребенок умеет писать, то логопед смотрит на состояние письменной речи. Врач отмечает наличие грамматических ошибок во время написания слов, замены букв. После полного обследования доктор пишет заключение, а также составляет план занятий для коррекции речевой функции.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Виды занятий
Логопед берет в работу детей со старшей и подготовительной группы. Для подгрупповых занятий дошкольников делят на несколько групп по 3-4 человека. В качестве критерия отбора берут развитие грамматического строя речи, лексики. Уровень детей должен быть примерно одинаковым.
На занятии логопед занимается:
- постановкой звуков;
- автоматизацией;
- дифференциацией;
- развитием словаря;
- грамматикой;
- слуховым восприятием.
Воспитатели закрепляют с дошкольниками пройденный материал. Это может касаться как произносительных навыков, так и лексических тем. Родители тоже участвуют в этом процессе, выполняя с детьми специальные задания, которые выдает логопед. На индивидуальных занятиях проводится развитие артикуляционных навыков и слухового восприятия. При усвоении правильного произношения звука подключается выработка навыка выделения его в слове.
Последовательность постановки звуков зависит от индивидуальных особенностей дошкольника. При нарушениях свистящих, шипящих и сонорных работу ведут над каждой группой. Иногда начинают с шипящих и сонорных, так как для этих групп необходима хорошая воздушная струя и верхний подъем кончика языка.
Фронтальные занятия проводятся со всей группой. На них отрабатываются лексические темы, дифференциация звуков. На каждом занятии отрабатывается комплекс артикуляционной гимнастики, уточняется произношение звуков. Задания рассчитаны на коллективное выполнение.
Логопедическое обследование при ФФН
Логопед — основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.
Определить тяжесть заболевания может только логопед. При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например). Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.
Коррекция нарушений
Логопедическая программа, направленная на коррекцию ФФНР, реализуют следующие задачи:
- формируют базу речи (психологическую и лексическую);
- корректируют звукопроизношение;
- формируют навыки анализа фонем;
- развивают связную речь;
- обучают навыку полноценного речевого общения;
- формируют грамматические категории.
Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного.
В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.
Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти.
Как это лечится?
ФФНР относится к числу заболеваний, требующих серьезного комплексного лечения, притом довольно длительного (не менее 6-10 месяцев, иногда больше, в зависимости от степени выраженности проблемы).
Такие дети должны заниматься в специальных коррекционных логопедических группах в детских садах (начиная с 5 лет) либо посещать занятия школьного логопеда, если проблема не была устранена до поступления в школу.
При этом логопед будет заниматься с ребенком:
- коррекцией произношения, артикуляции;
- развитием фонематического восприятия и анализа;
- подготовкой к обучению грамоте либо коррекцией обнаруженных нарушений письма, если ребенок – школьник;
- развитием у него навыков словообразования, словоизменения;
- обогащением словарного запаса ребенка;
- развитием правильной, связной, логической речи;
- работой с простыми и сложными предложениями.
При этом могут быть использованы не только наглядные материалы, соответствующие возрасту ребенка, но и – при необходимости – специальная артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. Такая работа может проводиться как в группах, так и индивидуально.
Детям с подобными нарушениями обязательно нужна помощь квалифицированного детского психолога, который поможет развить память и мышление, общую и мелкую моторику, слуховую память и слуховое внимание, а также – снизить уровень тревожности, повысить концентрацию внимания, преодолеть комплексы, фобии, психологические препятствия в общении с окружающими. Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению. Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению
Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению.
К сожалению, в детских садах небольших городов довольно сложно найти коррекционные группы или даже просто грамотных логопедов для индивидуальных занятий. Здесь вариантом решения проблемы будет поиск дошкольного заведения, специализирующегося на таких вопросах.
Поэтому лучше заранее сделать все возможное, чтобы не допустить появления ФФНР у малыша:
- принимать меры по предотвращению перинатальных патологий;
- уделять как можно больше времени развитию речи у малыша;
- обеспечить комфортный микроклимат в семье, достаток любви, внимания, заботы;
- вовремя решать возникающие психологические проблемы (страхи, кошмары, стрессы, депрессии).
Логопедические диагнозы в основной массе не приговор, а лишь повод уделить самое пристальное внимание развитию речи, постановке звуков, артикуляции, правильности, последовательности изложения, развитию памяти, внимания, концентрации, образного мышления. Компетентность доктора, помноженная на терпение родителей, – залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до некритичного уровня, когда у ребенка не будет возникать проблем ни с общением, ни с обучением
Почему важно обратиться к специалисту
Дети даже с лёгкой ФФНР плохо усваивают и запоминают материал на слух, с трудом переключают внимание, не могут абстрагироваться. Это осложняет процесс обучения
Специалисты придают особое значение коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников – с таким нарушением ребёнку будет трудно овладеть навыками чтения и письма. В дальнейшем это с большой вероятностью повлечёт:
- Дислексию – неспособность правильно читать текст и осмысливать прочитанное.
- Дисграфию – постоянное допущение устойчивых ошибок при письме, не связанных с плохим знанием грамматики.
Комплекс таких речевых расстройств преодолеть гораздо сложнее, чем скорректировать ФФНР в раннем детстве. Кроме того, детям с речевыми нарушениями сложно общаться со сверстниками. Из-за этого возникают трудности с адаптацией в классе, ребёнок становится стеснительным, замкнутым, постоянно испытывает психоэмоциональный стресс.
Понятие и характеристика ФФН, классификация
Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова). В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Причины и факторы возникновения ФФН:
- Травмы головы во время родов.
- Отсутствие занятий с ребенком.
- Стрессовые ситуации.
- Проблемы психологического характера.
Сравнение фонетического и фонематического дефекта
В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука. Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими. Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.
Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.
Классификация ФФН по степеням тяжести:
- Легкая – ребенок не способен различить (услышать) в речи только дефектные звуки, которые он сам не может правильно произнести. Остальные звуки ребенок различает хорошо.
- Средняя – пациент не может различать большое количество звуков в речи, которые относятся к разным фонетическим группам, при этом устная речевая функция ребенка сформирована нормально.
- Тяжелая – сильное нарушение распознавания и воспроизведения звуков в словах (ТНР – тяжелое нарушение речи), пациент не может выделить звуки, а также воспроизвести их последовательность.
Общие моменты работы
Коррекция ФФНР не ограничивается одной работой с логопедом. Нагрузка должна правильно распределяться, создается особый режим дня. Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.
Особенность работы при ФФНР заключается в том, что в процессе участвуют воспитатели, музыкальные руководители, учителя физкультуры. Родители тоже становятся неотъемлемой частью коррекционного процесса. В их задачу входит закрепление пройденного материала и выполнение специальной гимнастики.
В логопедии существуют разные методики работы с тем или иным нарушением. Для каждого случая специалист составляет индивидуальный план. В нем указывается последовательность работы и реализуемые цели.
Основные этапы
У детей дошкольного возраста коррекция ФФН занимает около двух лет. Среди направлений работы можно выделить три основных. Первое – это артикуляционное. Посредством специальных упражнений ребенок вырабатывает нужные движения губ, языка. Уточняется произношение сохранных звуков. На их основе проводится развитие слухового восприятия.
Производится обучение по выделению звука в слоге, узнавании его в потоке других фонем. Параллельно учат отстукивать ритм, говорить с разной интонацией.
Второй этап – это дифференциация, то есть различение звуков
Детям объясняют разницу в артикуляции, акцентируют на этом внимание. Материалом служат гласные. Именно от них зависит внятность речи
Именно от них зависит внятность речи.
Далее различение проводится уже не только на слух, но и на произношение. Для этого ребенку дают задания со звуками одной группы. Например, «З» и «С». Ему дают несколько картинок и просят разделить на содержащие «З» и «С».
Третий этап – развитие звукового анализа и синтеза. Он основной и трудоемкий. В ходе него детям дают основные характеристики (глухость, звонкость и т. п.). После чего на основе гласных звуков их учат выделять в слоге. Для начала они должны быть всегда вначале. Пример задания: какой первый звук в слове «аист»? Далее проводится отработка деления на слоги.
При усвоении материала вводятся для анализа обратные слоги. Понемногу вводятся согласные звуки и анализ слов с ними. Как и в случае с гласными, для определения позиции дают слова, которые начинаются с согласного звука.
Развитие фонематического восприятия начинается с неречевых звуков. Для этого проводятся разные игры. Например, перед дошкольником показывают несколько образцов: смятие бумаги, стук карандаша по столу, переливание воды из стакана в стакан и т. п. После просят его отвернуться и на слух определить, что делает логопед. Только после усвоения этого этапа переходят к звукам.
Про ФФНР и особенности коррекционной работы с детьми при данном нарушении написано множество научных трудов. Нельзя выделить какие-то основные методики, так как каждый случай требует индивидуального подхода.