Прищепки
Эффективный метод развития моторики и навыков манипулирования орудиями. Игра состоит в собирании и складывании в емкость небольших предметов прищепкой. Лучше всего подходят фрагменты нарезанной поролоновой губки.
Процесс можно оформить с помощью интересного сюжета. Например, представив, что кусочки поролона – горячие пирожки, которые надо достать из печи и положить на тарелку, чтобы накормить игрушечных зверей и кукол.
Более сложным вариантом является использование пинцета. Двухлетний ребенок вполне может справиться с захватом этим инструментом небольших бусин. В ходе игры можно заняться сортировкой предметов по цвету.
В настоящее время в продаже можно найти специальные детские пинцеты из пластика. Они предназначены для захвата небольших игрушечных продуктов (фрукты, ягоды, печенье). Это – специальная развивающая игра, сюжетно связанная с любимой всеми детьми кухней.
Осваивать орудийные действия
В возрасте 1 года малыш продолжает активно осваивать первые орудия. По-прежнему очень актуально играть с молоточком, забивая шарики в дырочки, насыпать песок совочком в ведро (), учиться самостоятельно кушать ложкой. Предлагаю добавить к вашему арсеналу еще одну развивающую игру.
Вариант 1. Предложите ребенку при помощи небольшого сита с ручкой или ложки выловить из воды плавающие предметы (желательно, чтобы ложка была с дырочками, хорошо подойдет ложка для спагетти). Плавающими предметами могут быть мячики для настольного тенниса, пробки от бутылок, маленькие резиновые игрушки. Также вам понадобится большая миска, из которой малыш будет вылавливать плавающие игрушки, и небольшая тарелочка, в которую вы будете складывать ваш улов.
Очень важно, чтобы ребенок участвовал в игре от самого начала и до конца, т.е. сначала вы вместе с малышом идете в ванну и набираете в миску воду, вместе аккуратно несете миску, затем ребенок сам выкладывает игрушки в воду, сам вылавливает, а по окончании работы также вместе идете выливать воду
Старайтесь дать понять малышу, что он все делает сам, вы помогаете только при необходимости. Именно на таких принципах основывается вся методика Марии Монтессори.
Попозже, когда малыш уже будет уверенно справляться с ложкой и ситом, можно будет предложить ему вот такие щипцы.
Существуют также готовые наборы для игры в ванной, состоящие из сачка и нескольких резиновых игрушек. Суть игры с набором примерно такая же. Отличается лишь тем, что в данном случае пространство воды не так сильно ограничено, ребенку придется вылавливать ускользающие игрушки, перемещаясь по всей ванной. Но зато диаметр сачка значительно больше ложки, что, безусловно, облегчает задачу.
Вариант 2. Доставать предметы из миски (или кастрюли) не менее интересно и тогда, когда в ней нет воды. В этом варианте игры предлагаю вам для разнообразия взять орудие побольше – кухонный половник – и доставать им, например, такие предметы как кусочки поролона, орехи в скорлупе, пустые баночки, цилиндры из строительного набора, пробки от бутылок, теннисные шарики и т.д. Старайтесь избегать предметов угловатой формы (например, кубиков), доставать их поварешкой не очень легко, малыш может расстроиться, что у него не получается.
Собираем фигуры по простым схемам из конструктора, кубиков, мозаики и т.п.
Согласитесь, умение понимать и применять схему очень важно для любого человека. В практической жизни мы, так или иначе, регулярно сталкиваемся со схематичным представлением информации
А вот для малыша игры со схемами – это не просто полезный практический навык, это замечательное развивающее занятие, которое учит ребенка соотносить плоское изображение с объемной конструкцией
И не только соотносить, но и воспроизводить самостоятельно. Возраст 2-2,5 года – самое время начинать знакомить ребенка со схемами
А вот для малыша игры со схемами – это не просто полезный практический навык, это замечательное развивающее занятие, которое учит ребенка соотносить плоское изображение с объемной конструкцией. И не только соотносить, но и воспроизводить самостоятельно. Возраст 2-2,5 года – самое время начинать знакомить ребенка со схемами.
Строить по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Заранее посмотрите, какие детали у вас есть в наличии, и рисуйте схемы с учетом этого. Лучше всего просто собрать фигуру, а затем обвести ее по контуру Приведу здесь примеры наших схем для лего. Но у вас они, скорее всего, будут другими, из вашего набора деталей.
Не торопитесь сразу предлагать двухлетнему ребенку сложные схемы, достаточно подготовить изображения незамысловатых домиков из 3-5 кубиков. Вообще надо заметить, что строительство по схеме из кубиков или мозаики малышу дается проще, с этого лучше и начинать.
Кстати, попробуйте попрактиковать и такой вариант игры. Сложите с малышом какую-нибудь фигуру, затем попросите его хорошенько ее запомнить и отвернуться. После этого достаньте или измените один из элементов конструкции и попросите малыша сказать, что изменилось.
Если говорить о готовых пособиях, то, по-моему, самая идеальная игрушка для первого знакомства ребенка с конструированием по образцу – это логическая пирамидка «Геометрия» (Ozon, My-shop, KoroBoom) . В ней и карточки со схемами есть, и детали интересные.
Чуть посложнее и пооригинальнее игрушка всеми любимой фирмы Bondibon – «День и ночь» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Здесь все детали конструкции также нанизываются на штырьки, но их тут уже не один, а три, что существенно увеличивает число возможных комбинаций. Кроме того, в пособии предусмотрен более продвинутый вариант занятий – фигуры можно собирать не только по схеме с нарисованными деталями, но и по их силуэтам. В игре целых 48 карточек с заданиями разной степени сложности.
Знания и навыки двухлетнего ребенка
Любой ребенок особенный, его развитие проходит индивидуально. Поэтому нельзя сопоставлять уровень умений карапуза и его сверстников. Один ребенок преуспевает в двигательной активности, другой успешно демонстрирует творческие задатки. Однако примерный перечень навыков, которыми владеет ребенок в двухлетнем возрасте, все же существует.
- Опорно-двигательный аппарат. Кроха уже умеет ходить, бегать, прыгать, ходить спиной вперед, балансировать на узком участке дороги, двигаться вверх-вниз по лестнице, пинать мяч.
- Моторика рук. Ребенок строит пирамидки, умеет обращаться с ножницами, рисует «каляки».
- Мышление, восприятие, память, речь. Малыш танцует в такт мелодии, способен совершить алгоритм до 3 действий, выполняет просьбы, рассказывает стихи и сказки. Словарный запас карапуза невелик: 150-300 слов. Он говорит короткими предложениями.
- Социализация. Ребенок активно взаимодействует с внешним миром: он моет руки, почти сам одевается, ест ложкой, пьет из кружки, сидит на горшке, помогает родителям, пытается общаться с другими детьми.
Если ваш двухлетний карапуз еще не готов выполнять все вышеперечисленные действия, не стоит впадать в панику. Просто уделите больше внимания работе над выявленными пробелами в знаниях. В этом возрасте дети схватывают на лету любой материал, достаточно нескольких уроков.
Физические упражнения и подвижные игры
- Прыгаем на месте на 2-х ножках
- Учимся бросать и ловить мячик.
- Бросаем мячик об стенку
- Изображаем движения животных. Вначале мама показывает какое-то движение, а ребенок за ней повторяет. Если нужно, то помогаем ребенку — выполняем упражнение вместе с ним, пока он научится. Затем ребенок выполняет сам.
- Ползаем на животе вперед, как гусеница или удав.
- Бегаем, как лошадка
- Подбрасываем вверх мячик или воздушный шарик
- Учимся держать равновесие. Для этого ходим по доске, положенной на пол. Для начала можно использовать и полосу бумаги, например, из обоев.
- Громко топаем, при этом поднимая высоко ноги, согнутые в коленках
- Шагаем, как солдаты, высоко поднимая прямые ноги
- Сидим на полу и стучим ногами по полу (как будто бьем в барабан)
- Подпрыгиваем вверх из полуприседа, как лягушка
- Бегаем быстро и медленно (например, в коридоре или в большой комнате)
- Перекатываемся по полу, как колобок
- Махаем руками, как птичка крыльями – изображаем птицу в полете
- Ходим по комнате и периодически приседаем на корточки
- Поднимаем разные предметы с пола, приседая ил нагибаясь за ними
- Ходим на носочках, позже можно пробовать ходьбу на пятках.
- Поднимаем ручки вверх
- Ходим по извилистой линии, начерченной на полу. Вместо начерченной линии можно использовать извилистую полоску бумаги
- Подлезаем под натянутую веревочку. Здесь тоже можно использовать натянутую на небольшой высоте веревку в дверном проеме в квартире
- Играем с солнечным зайчиком, которого пускает кто-то из взрослых.
- Висим на маминых или папиных руках, на детском турнике (в этом случае нужно страховать ребенка)
- Лазаем через туннель, сооруженный из стульев. Если, конечно, у вас дома есть подходящие стулья (в них должны быть высокие ножки на довольно широком расстоянии друг от друга, чтобы ребенок свободно мог пролезать)
- Позже, примерно после 2-х с половиной лет, прыгаем на двух ножках вперед. Это может получится у ребенка не сразу.
Играем с пинцетом
Игра аналогична предыдущей, только здесь вместо прищепки мы будем использовать пинцет. Сначала попробуйте поупражняться с кусочками губки. Когда это будет хорошо получаться, можно точно также перекладывать пинцетом маленькие бусины. Это задание, конечно, посложнее, но оно уже под силу 2-хлетнему ребенку!
Чтобы разнообразить игру, можно не просто перекладывать бусины из одной миски в другую, а еще и сортировать их по цвету, как в .
Игры с прищепками и пинцетом мы с дочкой частой включали в наши сюжетно-ролевые игры. Так, например, во время наших чаепитий с игрушками наряду с прочей пластмассовой пищей – тортами и овощами – мы использовали в качестве печенья кусочки поролона, а в качестве конфет – бусины. Естественно, мы раскладывали всем еду в зависимости от цветовых предпочтений каждого (Мишка любит только красные конфеты, а зайка – только синие и т.д.).
Пинцет можно использовать как обычный, так и специальный детский. Он побольше, бусины им перекладывать не получится, зато к нему хорошо подойдут фрукты этой же фирмы. У Learning Resources есть и другие интересные инструменты для совершенствования мелкой моторики, например.
Стоит ли говорить о том, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.
Конструктор
Конструирование – практическая деятельность, доступная детям благодаря многочисленным наборам.
Важной составляющей данной игры является воплощение задуманного результата. Помимо мелкой моторики, конструктор развивает креативное мышление, способность создать что-то совершенно новое
Помимо мелкой моторики, конструктор развивает креативное мышление, способность создать что-то совершенно новое.
Маленькие любители конструирования в более взрослом возрасте проявляют интерес к сложным точным наукам.
Среди многочисленных форм и концептуальных решений первое место многие годы занимает серия «Лего».
Наборы из пластмассовых кирпичиков разного размера и цвета, соединяющихся посредством принципа «шип-паз», безопасны, красочны, имеют много дополнительных интересных элементов (человечки, машины, роботы, миниатюрные инструменты).
Для 2-3-летнего возраста подходит LEGO DUPLO (Дупло). Игра отличается:
Она легко адаптируется под детские сюжетные интересы. В случае «Лего» можно смело утверждать, что чем его больше, тем лучше, поскольку все наборы полностью подходят друг другу и разнообразие только увеличивает возможности творить.
Несмотря на идентичность параметров, далеко не все «Лего» на рынке имеют равное качество. Не стоит приобретать крупные дешевые наборы, поскольку более низкое качество материала может негативно сказаться на прочности конструкций и настроении ребенка.
Помните, что успех будущего взрослого основан на кубиках, пазлах и пирамидках, с которыми он играл до трех лет. В этот период жизни интеллект растет со скоростью, превышающей дальнейшее развитие. Более 90 % информации он получает в этом возрасте.
Описанные игры позволяют сделать процесс намного результативнее, развивая многие навыки, в том числе коммуникативные. Двигательные усилия определенного типа активизируют разные участки мозга. Во многом, роль взрослого заключается в правильном выборе игр.
Инструменты-помощники и сортировка
Орудия труда, как известно, сделали из обезьяны человека)) Глядя на эволюцию человечества, мы с вами уже знаем, как важно осваивать навыки работы с самыми разными орудиями и инструментами. Наиболее известный набор в этом деле – это “Ловкие ручки” от Learning Resources
В нем есть самые нужные ребенку инструменты: пинцет, большая пипетка, ножницы-ложки. Все эти инструменты учат ребенка разным навыкам работы руки, развивают мелкую моторику, силу пальцев и рук.
Если дополнить такие инструменты каким-то счетным материалом или просто домашней мелочевкой (пуговицами, помпонами, камешками), то можно придумать огромное количество игр, как на сортировку, так и на счет. Такие инструменты также можно включить в сюжетную игру: раскладывать пинцетом угощения для игрушек по тарелкам, разливать им пипеткой “чай” и т.п.
Несколько полезных ссылок:
Прорезиненныеовощи и фрукты (Ozon, Wildberries), которые легко берутся пинцетом и не скользят.
Еще один набор инструментов, более бюджетный (Ozon, Wildberries).
Готовый комплект для сортировки с пинцетами и карточками – разноцветные медведи (Ozon, Wildberries). Тут сразу в комплекте два пинцета, стаканчики тех же цветов, что и медведи + комплект карточек с заданиями различной сложности.
Развиваем память и внимательность
Игра «Наперсток»
- Что лишнее:
- выберите четыре ярких игрушки, обязательно разных, например, машинку, плюшевого медведя, пирамидку и резинового динозавра;
- пусть карапуз на них посмотрит, после чего попросите его отвернуться, и за короткое время уберите одну игрушку со стола;
- скажите малышу повернуться и спросите, чего именно не хватает, что пропало;
- когда ребенок освоит данное занятие, можно будет усложнить процесс, используя уже не четыре, а пять или шесть игрушек;
- Также можно пойти другим путем, например, показывать ребенку три предмета. А, когда он будет отворачиваться, добавлять один новый. Задание малыша то же самое – определить, что изменилось.
- Предложите ребенку обнаружить взаимосвязь между предметами. Для этого вам понадобится использовать парные объекты, например, ключ и замок, болт и гайку, бумагу и карандаш. Благодаря данному занятию у малыша улучшаться:
- координация рук и глаз;
- он освоит мелкую моторику;
- будет развиваться мышление.
Задание проводится так:
- разложите на поверхности предметы, но только не парами;
- возьмите один из них и попросите ребенка найти соответствующий ему.
- Найди отличия:
- перед ребенком кладут две картинки с простыми изображениями, у которых будет буквально два отличия;
- задача малыша — определить, чем они различаются;
- если ребенок не может справиться с заданием, разрешается ему немного подсказать, но он не выполнять упражнения вместо него;
- когда карапуз освоит такое занятие, то можно будет добавить больше различий или использовать не явные отличительные участки на картинке.
- Игра наперсток. Вам потребуются:
- разноцветные миски или три стаканчика маленького размера;
- мелкое печенько или конфетка, шарик.
Благодаря данному занятию у ребенка:
- улучшится координация рук, глаз, острота зрения;
- повысится наблюдательность;
- появится способность решать задачи.
Игра проводится следующим образом:
- малыш садится за стол, перед ним выкладывают разноцветные мисочки, перевернутые вверх дном;
- перед одной кладут конфетку, которую накрывают миской;
- теперь нужно поперемещать местами мисочки, затем спросить ребенка, где же конфетка;
- если малыш ответил правильно — можно разрешить съесть лакомство.
- Свет в окошках:
- ребенку дается картонный домик, в котором есть много окон, часть из них желтого цвета (горит свет);
- пусть малыш посмотрит несколько секунд и запомнит, где именно окна светились;
- после этого, можно поменять данный домик на такой же, но без желтых окошек (желтые квадратики прилагаются отдельно);
- малыш должен по памяти «зажечь» нужные окошки.
Играем с орехами
Для разнообразия тактильных ощущений, а также для обогащения знаний об окружающем мире интересно поиграть с орехами. Для этого купите 4-5 видов орехов в скорлупе (штук по 5 каждого вида). Мы играли с грецкими, кедровыми, фундуком, миндалем, арахисом.
Что с ними можно делать? Во-первых, орехи можно также использовать в сюжетно-ролевых играх, раздавая игрушкам орехи, одновременно проговаривая и запоминая их названия.
Во-вторых, можно сортировать орехи по видам, опять же повторяя названия (Кукла Катя любит грецкие орехи, а Оля – арахис).
В-третьих, можно сложить орехи в небольшой непрозрачный мешок и на ощупь доставь их из мешка, как в предыдущей игре.
Поделки из пластилина своими руками: выбор тематики
Помимо персонажей из мультфильма можно найти уйму других оригинальных идей для вашей поделки.
Зимние поделки: снеговик, елка и новогодний венок
Поделки к Новому году вмести с детьми подарят вам новогоднее настроение. Из пластилина можно слепить ёлочку, снеговика или даже рождественский венок
Простейшим вариантом будет слепить снеговика, ведь для этого вам понадобятся лишь три шара разного размера, самый большой – для опоры, маленький – для головы. Добавьте ему морковный нос в виде небольшого оранжевого конуса, и ваш снеговик готов. Руки можно сделать белыми кружками или попробовать изобразить ветки из коричневого пластилина. А если вам все еще не хватает оригинальности, наденьте на вашего снеговика пластилиновую новогоднюю шапку или ведерко в качестве головного убора.
Слепить из пластилина елочку так же просто. Она может быть совершенно разных форм, но обязательно должна сужаться от основания к верхушке. Слепите три различных по размеру конуса и разделите каждый из них на ветки вдоль или поперек. Или же сформируйте елочку из длинных пластилиновых колбасок, накручивая их поверх друг друга по убывающей спирали. Вариантов множество, и это наиболее интересные из них. На готовую елочку остается только налепить разноцветные игрушки-шарики.
Рождественский венок – оригинальная идея для пластилиновой поделки. Делается такой венок из двух тонких жгутиков разного цвета (обычно красного и зеленого). Один жгут закручивают вокруг другого. Затем концы такой косички соединяют друг с другом, получается замкнутый круг. Его можно украсить бантом или другими красочными элементами.
Необычные осенние поделки из шишек и пластилина
Для поделок из пластилина можно использовать и другие предметы. Осенью детей в школе обычно просят собирать каштаны с шишками и засушивать листья на уроки технологии.
Из шишек и пластилина можно сделать много, лишь бы позволяла фантазия:
- ежей;
- черепашек;
- зайцев;
- улиток.
Шишки используют как основу туловища и головы зверюшек. К ним крепятся все остальные части. Такая работа выглядит оригинально и цепляет взгляд.
Обучение посредством копирования
Привлекая ребенка к каким-то действиям, важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа: как мнется пластилин, как перебирается крупа, как удерживается художественный инструмент. Есть смысл формировать захват детских пальчиков перед началом той или иной работы, совершая нажатие на точки приложения силы
И еще: по статистике, дети в возрасте полугода прочно удерживают в руке предмет, несут его ко рту, пытаются укусить. В год он уже совершает осознанные хватательные движения и начинает удерживать в руках карандаш, ложку, расческу. Развитие ребенка после 1 года предполагает, что пирамидки, шнуровка или конструкторы уже неинтересны, так как они просты и примитивны. В два года ребенок переходит на самообеспечение, совершая полностью осознанные и оправданные действия. В случае отставания на два-три месяца — ничего страшного, может ему просто лень.
В случае задержки у ребенка необходимых навыков на полгода и более, стоит обратиться к педиатру.
Развитие речи
Дети могут начать произносить свое первое слово уже после полугода. Но формировать свои мысли в понятные предложения они научатся еще не скоро. В возрасте 2-х лет, ребенок уже должен уметь составлять простые предложения по типу: «Это мне дала мама! Я хочу игрушку! Хочу гулять с папой! Когда придет папа?» Как видно, речь у ребенка достаточно примитивна. Но она находится на стадии развития. В возрасте 2-4х лет ребенок узнает столько новых слов, сколько не узнает больше никогда в жизни. Этот период является основным в закладке словарного запаса.
Бывает и так, когда малыш начинает выговаривать звуки неверно, от чего его речь становится непонятной. Если вы заметили, что чадо стало шепелявить, картавить, проглатывать звуки, то обращаться к дефектологу нужно уже сейчас. Когда ребенок маленький, все его умения только формируются. А значит, любой дефект речи легче исправить именно на стадии формирования, чем в более зрелом возрасте.
Логопедические занятия
Логопедические занятия следует начинать как можно раньше
Для того, чтоб у ребенка формировалась четкая дикция, родителям следует помогать в ее развитии. Этому может способствовать:
- логопедические упражнения на четкое проговаривание каждого звука;
- упражнения для языка;
- чтение стишков;
- заучивание различных скороговорок;
- тренировка слуха;
- звукоподражание животным. Для большей эффективности, сводите ребенка в зоопарк. Пусть он послушает настоящие голоса животных. После похода, спросите у ребенка, кто ему больше всего понравился. Пусть попробует изобразить, как это животное говорит;
- игры с пальчиками;
- артикуляционные занятия.
Деревянная азбука
Можно бесконечно спорить о том, когда ребенку пора знакомиться с буквами и учиться читать
Однако, замечено, что в возрасте примерно 2х лет ребенок начинает обращать внимание на буквы, которые ему попадаются. Многие дети начинают очень активно интересоваться и спрашивать, что за буква сейчас перед ними
Важно понимать, что главная цель знакомства ребенка с буквами в этом возрасте – это не обучение чтению, а развитие речи, мышления, фонематического слуха, способности слышать и различать звуки, ассоциировать их с графическим образом буквы. В этом возрасте отлично подойдут пособия с веселыми, не убиваемыми буквами
Например, деревянная азбука Tiki-riki (Ozon, Wildberries)
В этом возрасте отлично подойдут пособия с веселыми, не убиваемыми буквами. Например, деревянная азбука Tiki-riki (Ozon, Wildberries).
Опыты и эксперименты для детей от 2 до 3 лет.
«Превращения воды»
Игра знакомит со свойствами такого вещества как вода.
Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда.
Сначала расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
Затем продемонстрируйте это наглядно.
Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.
Понаблюдайте за таянием льда.
Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
«Невидимое письмо»
Игра познакомит малыша со свойствами такого вещества как йод.
Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод.
- Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.
- Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги — рисунок проявится.
«Налил-вылил»
Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества — вода.
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
- Предоставьте ребенку свободу действий.
«Выжми мочалку»
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.
- Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
- Предложите попробовать самому сделать то же самое.
«Водонос»
Игра познакомит с понятием объема, способствует развитию координации движений.
Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
- Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
- Сравните, в какой банке воды окажется больше.
- Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку.
«Сквозь сито»
Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества — вода.
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
- Объясните ему, почему вода утекает.
А для разнообразия, можно в воду положить разные предметы и при помощи сито выловить их.
«Поплывет или утонет»
Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
- Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.
Делаем мыльную пену
Приготовьте для игры венчик. Затем вместе с ребенком налейте в миску воды и капните немного шампуня. Покажите малышу, как можно получить пышную пену, энергично работая венчиком. Обычно малышей эта развивающая игра просто завораживает, это же почти как фокус – вода превращается в пену
Наигравшись с венчиком, мы с дочкой, как правило, приступаем к надуванию мыльных пузырей через трубочку.
Обычно в первый раз малышам тяжеловато уловить, что воду через трубочку нужно не пить, а наоборот выдувать, поэтому если раньше вы никогда не пробовали устраивать бурю в стакане, для начала поэкспериментируйте на обычной воде и убедитесь, что малыш не пьет воду. И лишь потом переходите к играм с мыльной водой. Пузыри в этом случае получаются еще эффектнее, чем с венчиком.
Собираем пазлы из 4-20 частей
Ну и, конечно, не забывайте про пазлы (Ozon, Лабиринт, My-shop). Все дети развиваются по-разному, кто-то проявляет к пазлам большой интерес и может подолгу складывать картинки из немалого количества деталей, кому-то и из 4 деталей собирать не слишком хочется. Ориентируйтесь по ребенку, и давайте посильную задачу, не стоит переусердствовать.
Что касается Таисии, то она в этом возрасте собирала пазлы из 4-12 частей (с моей помощью). Надо сказать, что к 2 годам интерес к пазлам у нее существенно поугас по сравнению с той страстью, которая была в 1,5 года.
На этом пока все. Обязательно читайте продолжение:
ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
Искренне ваша, Яна Разначенко
Играем с орехами
Для разнообразия тактильных ощущений, а также для обогащения знаний об окружающем мире интересно поиграть с орехами. Для этого купите 4-5 видов орехов в скорлупе (штук по 5 каждого вида). Мы играли с грецкими, кедровыми, фундуком, миндалем, арахисом.
Что с ними можно делать? Во-первых, орехи можно также использовать в сюжетно-ролевых играх, раздавая игрушкам орехи, одновременно проговаривая и запоминая их названия.
Во-вторых, можно сортировать орехи по видам, опять же повторяя названия (Кукла Катя любит грецкие орехи, а Оля – арахис).
В-третьих, можно сложить орехи в небольшой непрозрачный мешок и на ощупь доставь их из мешка, как в предыдущей игре.
Мастерим игровые пособия для детей: мастер-класс
Игра «Цветочная поляна»
- картонную коробку с невысокими бортиками, например, из-под конфет;
- пластиковые бутылки;
- цветной картон;
- ножницы.
- надел на крышки цветы такого же окраса;
- поставил бы на эту импровизированную клумбу растения определённого цвета;
- посчитал, сколько цветов и какого окраса получилось.
Игра «Прищепки»
Для поделок возьмите такие пластиковые прищепки, чтобы ребёнок мог легко их сжать и надеть на предмет.
- картон;
- цветную бумагу;
- фломастеры;
- прищепки разных окрасов;
- ножницы.
- Воспользуйтесь шаблонами или нарисуйте на картоне фигурки: различных забавных зверюшек, солнца, облака, цветы, человечков.
- На картон наклейте цветную бумагу, нарисуйте черты персонажей при помощи фломастера.
- Положите прищепки в коробочку. Пусть ребенок достает их и накалывает: на солнце — лучи, на рыбу — плавники, на гусеницу — ножки, на тучу — дождик и так далее.
Игра «Покорми животных»
- рыбу;
- орехи;
- морковь;
- бананы;
- траву;
- зерно;
- косточку;
- желудь.
- кошку;
- белку;
- зайца;
- обезьяну;
- корову;
- мышь;
- собаку;
- свинью.
Собираем фигуры по простым схемам из конструктора, кубиков, мозаики и т.п.
Согласитесь, умение понимать и применять схему очень важно для любого человека. В практической жизни мы, так или иначе, регулярно сталкиваемся со схематичным представлением информации
А вот для малыша игры со схемами – это не просто полезный практический навык, это замечательное развивающее занятие, которое учит ребенка соотносить плоское изображение с объемной конструкцией. И не только соотносить, но и воспроизводить самостоятельно. Возраст 2-2,5 года – самое время начинать знакомить ребенка со схемами.
Строить по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Заранее посмотрите, какие детали у вас есть в наличии, и рисуйте схемы с учетом этого. Лучше всего просто собрать фигуру, а затем обвести ее по контуру Приведу здесь примеры наших схем для лего. Но у вас они, скорее всего, будут другими, из вашего набора деталей.
Не торопитесь сразу предлагать двухлетнему ребенку сложные схемы, достаточно подготовить изображения незамысловатых домиков из 3-5 кубиков. Вообще надо заметить, что строительство по схеме из кубиков или мозаики малышу дается проще, с этого лучше и начинать.
Кстати, попробуйте попрактиковать и такой вариант игры. Сложите с малышом какую-нибудь фигуру, затем попросите его хорошенько ее запомнить и отвернуться. После этого достаньте или измените один из элементов конструкции и попросите малыша сказать, что изменилось.
Если говорить о готовых пособиях, то, по-моему, самая идеальная игрушка для первого знакомства ребенка с конструированием по образцу – это логическая пирамидка «Геометрия» (Ozon, My-shop, KoroBoom) . В ней и карточки со схемами есть, и детали интересные.
Чуть посложнее и пооригинальнее игрушка всеми любимой фирмы Bondibon – «День и ночь» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Здесь все детали конструкции также нанизываются на штырьки, но их тут уже не один, а три, что существенно увеличивает число возможных комбинаций. Кроме того, в пособии предусмотрен более продвинутый вариант занятий – фигуры можно собирать не только по схеме с нарисованными деталями, но и по их силуэтам. В игре целых 48 карточек с заданиями разной степени сложности.