Публикация «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Задачи: – Проанализировать современные дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
– Рассмотреть исследования в области педагогики по сенсорному развитию
– Расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
– Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
– Образование родителей по данной теме.
Формы работы с детьми, родителями в 2021-2022 учебном году
Месяц
Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой.
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Октябрь Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»
Ноябрь – сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 3-4 лет»
Декабрь – Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
Фото и видео отчет логико – математического квеста с использованием дидактических игр направленных на сенсорное развитие детей
Январь – Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. «Найди предмет указанной формы»
– «Найди предмет такой же формы»
– «Какая фигура лишняя?»
Презентация «Сенсорное развитие детей 3-4 лет»
Февраль – Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. «Сравни предметы по высоте»
– «Самая длинная, самая короткая»
– «Разноцветные кружки»
– «В какую коробку?»
– «Дальше – ближе»
Консультация «Как развивать представления о величине у детей 3-4 лет»
Март – Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета «Какого цвета не стало?»
– «Какого цвета предмет?»
– «Собери гирлянду»
– «Какие цвета использованы?»
– «Уточним цвет»
Папка-передвижка «Сенсорное развитие детей в предметно – игровой деятельности»
Апрель Игры – путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:
• Игра «Не промочи ноги» – можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.
• Игра «Весенняя полянка» – собрать цветы определенного цвета из геометрических фигур: круги, треугольники.
• Игра «Дальнее путешествие» – выложить корабль по образцу из геометрических фигур.
Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей через сенсорное восприятие окружающей действительности»
Май Игры – соревнования :
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
• «Кто быстрей соберет пирамидку?» Фотоотчет за весь учебный год чем мы занимались с детьми.
Практические выходы с опытом работы
Форма
Тема Сроки 2021-2022 уч. г.
Открытый просмотр непосредственно – образовательной деятельности (НОД) Дистанционная демонстрация проведение квеста на развитие логико-математического мышления с использованием дидактических игр направленных на сенсорное развитие детей Декабрь 2021 год
Картотека дидактических игр Сенсорное развитие Март 2022год
Публикация
«Сценарий логико-математического квеста «В поисках Снеговика»»
сайт www.maam.ru Март 2022 год
Отчет о проделанной работе
Конспект занятий «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры» Май 2022
Трансляция педагогического опыта через участие в конкурсах
Диплом за 1 место Конспект занятий «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры» Май 2022
Виды деятельности
Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя — максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.
Деятельность для сенсорного развития может быть:
- игровой (дидактические игры с водой, песком, глиной, предметами);
- трудовой (поручения воспитателя убрать игрушки по местам, сортируя их);
- коммуникативной (взаимодействие с мячом в кругу детей);
- познавательно-исследовательской (наблюдения за природой, эксперименты);
- продуктивной (занятия по типу «Помоги мишке собрать все ягоды», «Привези машинку в гараж» и т. д.);
- музыкально-художественной (работа с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками);
- двигательной (подвижные упражнения, хождение босиком по «дорожкам здоровья»).
Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры
Ход деятельности:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на столе две матрешки.
В: Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая – это Леля, старшая сестра, а другая маленькая – это Ляля, младшая. Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая, а это матрешка маленькая (спросить у детей какая).
Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?».
В: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики. Около большого домика росла большая елочка, около маленького – маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Однажды захотелось пойти матрешкам в лес по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними. Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.
В лесу воспитатель находит корзину с цветными ленточками и предлагает детям вытянуть каждому по ленточке. Назвать цвет ленточки, длинную или короткую они вытянули.
В: Теперь, дети, отправляемся домой.
Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей : Дети, посмотрите, уже на улице цветы появились, а у наших матрешек совсем нет цветов около домиков. Давайте соберем большие цветы для старшей матрешки и маленькие для младшей.
Дети собирают цветы. Перед тем как положить цветок рядом с домиком, ребенок называет его цвет и размер.
В: Посмотрите дети, как обрадовались цветам наши матрешки! Они говорят вам спасибо, и хотят угостить вас конфетами!
Дети благодарят матрешек за угощение и прощаются с ними.
Заключение
Предложенные в данной работе упражнения, для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами
Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах
Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей
Согласно рекомендациям Л. А. Венгера, все предложенные нами упражнения можно разделить на следующие типы:
1. Задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;
2. Задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;
3. Задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);
4. Задания на развитие глазомера.
В работе предложены два конспекта комплексных занятий, при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов: форму и цвет. Такие упражнения необходимы, так как в дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий.
Литература
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144с. : ил.
2. Методические рекомендации по использованию материалов и пособий для сенсорной комнаты : Учебное пособие для воспитателей, студентов, пед. учебн. заведений. – Тольятти. 2001. – 148 с.
3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. – М. : «Мозаика-Синтез», 2003.
4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. – Ярославль «Академия развития», 1998.
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В возрасте 3-4 лет ребенок должен усвоить сенсорные эталоны :
– цвета – 7 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также белый, черный, серый) и называть 3-4 цвета;
– формы – плоскостные геометрические фигуры, знать их названия (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал);
– величины – сравнение предметов по величине (большой, маленький, самый большой и т. д.)
– пространственные – расположение предметов в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, впереди, позади и т. д.)
– свойства предмета, как: горячий – холодный, сладкий – кислый, тяжелый – легкий.
Сенсорному развитию детей способствует продуктивная деятельность детей : рисование, конструирование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, лепка из пластилина или глины.
В домашних условиях помочь развить сенсорные эталоны ребенка вы можете следующими способами :
– с помощью разнообразных окружающих предметов как на прогулке во дворе, так и дома Вы можете с ребенком осваивать такие сенсорные свойства : как твердость, мягкость, хрупкость, пластичность (обратите внимание на игрушки, камушки, листочки, продукты питания и другой окружающий ребенка материал). – дома есть возможность сравнивать такие сенсорные свойства как : горячее/холодное, тяжелое/легкое, кислое/сладкое/горькое и др
– дома есть возможность сравнивать такие сенсорные свойства как : горячее/холодное, тяжелое/легкое, кислое/сладкое/горькое и др.
Игры дома, на прогулке, в магазине:
• Что бывает круглым? (квадратным, треугольным и т. д.)
• Назови все предметы вокруг зеленого цвета? (желтый, красный и т. д.)
• Что больше апельсин или мандаринка?
• Что слаще апельсин или мандаринка? А какая по вкусу мандаринка? Если мы в компот бросим соль, а в суп сахар?
• Что больше маленький слон или большая мышка (медведь живой или игрушечный?
• Где лежит игрушка? И т. д….
Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.
Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем – то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.
Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие. В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры выполняют следующие функции:
• развивают мелкую моторику рук;
• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий : вверху, внизу, слева, справа;
• формируют навыки шнуровки;
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности.
Сенсорные эталоны
Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:
- система мер веса;
- система величины;
- система цвета;
- система геометрических фигур (подробнее в статье: где найти и какие покупать геометрические фигуры для детей 3-4 лет?);
- система мер длины;
- система направлений;
- система звуков;
- система запахов;
- система фактуры.
Осваивание данных знаний требует длительного времени. Процесс воспитания должен совершенствовать юный организм во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное дидактическое развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.
Этапы освоения эталонов
К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:
I. Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет.
II. Свойства предметов понимаются посредством сравнения. Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом, имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко, желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические фигуры познаются через сравнение с привычными вещами. К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч – на круг, окно – на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.
III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами. Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка – как радуга. Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка, семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается данный этап от 6 до 7 лет.
Что должен знать дошкольник?
Каким образом ребенок может усвоить все общепринятые эталоны? Разумеется, через игру и активное взаимодействие с предметами. Какими знаниями должен обладать ребенок до школы? Перечислим основные из них:
- цвета;
- величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);
- основные геометрические формы;
- вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);
- запах;
- фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);
- вес (легкий – тяжелый);
- звук (громкий, тихий, высокий, низкий);
- время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные моменты, такие как временные интервалы – 1 минута, 5 минут, 1 час, умение определять время по часам);
- речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки языка, умение сочетать их и составлять слова);
- музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);
- пространственное ориентирование (впереди – сзади, внизу – вверху, под – над).
Можно ли индивидуализировать задания
Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.
Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.
Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.
При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности
Играем с дошкольниками
«Угадай цифру». На спине карапуза рисуется пальцем цифра. В задачу ребенка входит отгадать, какую именно цифру написал взрослый. Занятие помогает развить тактильные ощущения. Позже можно писать буквы алфавита.
«Найди лишний предмет». Для упражнения необходимо подготовить разные по цвету геометрические фигуры. В качестве задания можно положить перед ребенком фигуры одного цвета, при этом только один из них отличен по форме. Попросите найти лишний предмет. Забава учит соотносить предметы между собой и сравнивать их.
«Большой – маленький». Для игровой деятельности будут нужны различные вещи, предметы или игрушки, а также носовой платок. Попросите ребенка спрятать поочередно вещи под платочком. При этом следует комментировать, что те предметы, которые были маленькими сумели спрятаться, а большие – нет. Задание направлено на знакомство с величинами.
«Что в мешочке?». Из необходимых материалов подготовьте мешочек небольшого размера и предметы, способные в нем поместиться
Важно, чтобы вещи эти были разными по форме, фактуре и размеру. Маленький первооткрыватель должен попытаться определить, что же именно попалось сейчас ему в руку
Направлена такая игровая деятельность на формирование тактильных ощущений.
Мотивирующее начало сенсорного занятия
Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала — моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.
Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант — предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).
И третий вариант — ссылка на прошлый опыт, уже проведённые занятия. Связанные между собой занятия с интригой в конце вызовут гораздо больший интерес у детей.
«Знакомство с сенсорной комнатой»
Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.
Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».
Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес
«Помощь друзей»
Цель этого занятия — создание положительного эмоционального настоя, снятие напряжения, развитие мышления, внимания и т. д. И для такого урока отличным мотивирующим началом может стать игра «Комплименты».
Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.
«У страха глаза велики»
Это занятие способствует раскрепощению детей, разрушению патологических стереотипов о страхе и тревожности, развитию координации и мелкой моторики. В качестве мотивирующего начала можно прочитать детям рассказ С. Афонькина «Как побороть страх». В этом рассказе речь идёт о том, что довольно часто мы сами придумываем себе страхи, которым нет места в реальной жизни. Воспитатель после прочтения может предложить детям познакомиться со страхами поближе, избавиться от них.
Развитие сенсорики у детей
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста подразумевает комплексные обучающие и развивающие меры по улучшению органов чувств, способствующие более быстрому и эффективному познавательному процессу. С помощью тактильного, слухового или зрительного воздействия предметов на ребенка осуществляется процесс, называемый ощущения. Ощущения являются основным источником получения информации в этом возрасте. Они помогают лучше познать себя и мир вокруг.
Перечислим 4 вида ощущений:
- Слух – ощущение звука.
- Обоняние – способность различать запахи.
- Вкус – умение чувствовать разнообразные вкусы: сладость, горечь, кислоту и соленость. Остальные вкусовые вариации будут являться их всевозможными сочетаниями.
- Осязание – чувства, помогающие различать осязательные характеристики предметов, а также способность кожи чувствовать различные воздействия (болевые, тепловые, холодящие, давящие).
Есть ли разница между ощущениями и восприятиями? Их отличие в том, что в основе восприятий лежат ощущения. Действуя целенаправленно на органы чувств, они помогают понимать целостность каждого предмета и в то же время осознавать разницу свойств.
Перечислим задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: обучение ребенка основным навыкам познания предметов – осязанию, синтезированию, сравниванию и обобщению
Детям крайне важно освоить базовые сенсорные знания, которые подразумевают под собой весь опыт, накопленный предыдущими поколениями. Благодаря этим знаниям сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться более согласованно
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: особенности сенсорного воспитания детей через дидактические игры
Играем с младшими дошкольниками
«Мозаика из пуговиц»
Необходимо подготовить разнообразный набор пуговиц. Среди них должны быть большие и маленькие, разноцветные и разноформенные варианты. Сначала педагог выкладывает некий узор из данных пуговиц, затем просит ребенка воспроизвести его. В начале занятий следует помогать крохе составлять узор. Освоив технику повторения, просим карапуза придумать свой собственный рисунок. С помощью такого упражнения руками малыш получает представление о форме, размере и цвете.
«Солнечный зайчик»
Главный инструмент игры – зеркало. Обязательно при этом наличие безоблачной погоды, когда солнечные лучи проникают в помещение. Покажите малышу, как пускать солнечного зайчика, а затем помогите ему сделать это самостоятельно. Предложите поймать зайчика или дотронуться до него. Цель занятия – развить зрительное чувство.
«Разложи по цвету»
Для забавы вам понадобятся фигуры или предметы разных цветов. Это может быть мозаика, конструктор или кубики. В задание малыша будет входить сортировка этих предметов по цветам. Благодаря этой игре ребенок учится различать цвета, сравнивать их и уметь видеть разнообразие.
«Где звонят?»
Для упражнения понадобится платок для завязывания глаз и колокольчик. Крохе нужно повязать платок, закрыв обзор, а затем позвонить в колокольчик. Повязку снимают и просят малыша показать, с какой стороны производился звук
В такой игре ребенок учится контролировать свое слуховое внимание, понимать, откуда идет звук и уметь ориентироваться в пространстве. Также полезно давать простые музыкальные инструменты ребенку в руки, чтобы он лучше научился различать их
«Что звенело?»
Для занятий подготовьте любые предметы, которые могут воспроизвести звук (барабан, ложки, дудочка, свисток, ксилофон, бумага, колокольчик). В начале упражнения покажите крохе, как звучит каждый из предметов. Затем малышу нужно завязать глаза, и воспроизвести звук одним из объектов. Глаза развязываем и просим указать предмет, звучавший только что. Направлена данная забава на совершенствование слухового внимания и музыкального слуха.
«Собери игрушки»
Для игрового процесса вам нужно подготовить две коробки и игрушки. Одна из коробок дается ребенку, вторая – взрослому. По команде оба начинают складывать игрушки в коробки. Каждый при этом наполняет именно свою коробку. Надо складывать игрушки так, чтобы у крохи в итоге получилось бы больше. Ребенку объясняем разницу между много и мало.
Публикация «Опыт работы „Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цель:развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
-воспитывать интерес к дидактическим играм;
-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия;
-развивать мелкую моторику рук;
-создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;
-повысить уровень знаний родителей по теме:”Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет».
Для того, чтобы построить свою работу по данной теме, я распределила дидактические игры и упражнения направленные на понятие величины; формы; умения соотносить по цвету; на развитие тактильных ощущений; на развитие мелкой моторики рук.
Игры на понятие величины. Это такие игры как “подбери по величине”,”собери матрешку”. Чтобы заинтересовать ребенка вот такими на первый взгляд простыми упражнениями, но такими значимыми для него, где формируются его познавательные возможности, логическое мышление, а также идет дальнейшее развитие речи, я использую например к игре “Собери матрешку” стихотворение про матрешку. Игры направленные на развитие понятия формы : “Подбери по форме”, “геометрическое лото”, “почини одеяло”. В этих играх можно придумывать различного рода загадки про геометрические фигуры, чтобы ребенку было интереснее справляться с заданием. Игра “почини одеяло”вызывает особый интерес у детей, так как мы придумываем свою сказку и ребенок с удовольствием играет, развивая свою воображение.
Игры на развитие мелкой моторики рук “Сенсорная машина”. Во-первых она привлекает своей яркостью, во-вторых у детей непроизвольно играя (застегивают пуговицы, зашнуровывают машину) развиваются тактильные ощущения.
Игра “цветочная поляна” так же направлена на развитие тактильных ощущений, в эту игры особенно любят играть девочки, складывать из крупной мозаики цветы.
Игра с конструктором змейка не только развивает тактильные ощущения, но и логическое мышление, восприятие цвета, фантазию ребенка. В этой игре он своими руками может создавать например таких животных как: черепаха, собака ит. д.
Игры направленные на развитие умения соотносить по цвету “подбери по цвету”. Игра сделана своими руками. Смысл этой игры заключается в том, чтобы ребенок правильно подбирал к цветовой гамме цвет. “Чудесная коробочка” тоже вызывает не мало важный интерес у детей, так как он находится в предвкушении того, что же в ней находится, но когда ребенок просовывает в нее руку, может уже на ощупь определить, что это за материал:пластмасса-дерево; твердое-мягкое; круглое-квадратное. “Тучка с капельками” в этой игре ребенок воображает, если это тучка значит будет дождь, если это солнце тогда прикрепит лучики (прищепки) к солнышку, тем самым развивая сенсорные способности.
Работая над этой темой “Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет” понимаешь, что только творческий подход поможет привлечь внимание детей, научит анализировать предметы по признакам:цвет, форма, величина, особенности материала и применять эти знания в играх, во всех видах детской деятельности. “Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит,комбинирует,преодолевает трудности”
Макаренко А. С
“Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит,комбинирует,преодолевает трудности”. Макаренко А. С.
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет
Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.
«Домик для пуговки»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.
Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.
«Цветное поле»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.
Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.
«Воздушные шарики»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.
Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.
«Что это за фигура»
Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.
Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.
Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.
«Спрячься от дождя»
Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.
Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.
Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны
Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.
Игры с зонтиком имеют несколько вариаций