Как научить ребенка самостоятельности в 8-10 лет, и воспитать его ответственным?

Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании

Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.

Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…

Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…

Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..

Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.

Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет

Начало этого периода обычно приходится на время активной подготовки к школе. Дети, которые начали посещать школу с 6 лет сталкиваются с ним чуть раньше, малыши, приступившие к обучению в 7 — чуть позже. Истоки этого кризиса кроются в приближении важных изменений в жизни ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место в социальных отношениях, к уже имеющемуся внутреннему Я добавляется социальная роль. Чувствуя приближающиеся изменения, он переоценивает свою позицию, начинает пытаться соответствовать своему пониманию о взрослом поведении.

Основные признаки кризиса 7 лет:

  • Повышенное кривляние, попытка копировать поведение взрослых в чрезмерной манере. Мальчики могут пытаться копировать поведение папы: прийти и сесть с газетой перед телевизором, обращаться к маме со специфическими словами, выражать свои мысли в подчеркнуто взрослой манере;
  • Натянутое поведение, чересчур взрослое отношение к вещам, поступкам. В 7-8 лет малыш еще ребенок, но он хочет казаться взрослым, поэтому начинает резко отрицать все, что кажется ему детским, пытаться жить как взрослый;
  • Появление необоснованных капризов;
  • Конфликтность и негативизм. Некоторые дети в этот период начинают спорить со взрослыми, пытаясь выдвигать свои аргументы, подчеркивая свою самостоятельность.

Как преодолеть кризис дошкольного возраста:

  • Терпение. Не нужно кричать или спорить с ребенком. Если вы не согласны с его мнением, то постарайтесь спокойно его переубедить, предоставив ему понятные аргументы;
  • Не заставляйте играть или быть ребенком. Покажите крохе все стороны взрослой жизни. Если он предпочитает быть взрослым и не играть, то предложите ему заняться взрослым занятием: убраться в квартире, помочь вам постирать, приготовить ужин и т. д. Это поможет привлечь кроху к бытовым занятиям и даст ему возможность почувствовать себя взрослым. Желание играть вернется через некоторое время;
  • Не реагируйте на капризы, воспринимайте их спокойно. Каждое проявление негативизма пытайтесь обсуждать с малышом на понятном для него языке.

Кризисные явления обычно проходят в течение первого полугода, заканчиваются вместе с завершением адаптационного периода в школе.

Как сделать своего ребенка ответственным и послушным

Согласие с поставленной  задачей уже предполагает не просто послушание, а ответственность. Как все же сделать ребенка ответственным и послушным к родителям и в целом. Прежде чем попросить ребенка сделать что-нибудь (например: «Не мог бы ты помочь мне разобрать сумку с продуктами?), убедитесь, что у него есть выбор. Если нет выбора — не просите! Просто скажите: Трейси, помоги мне разобрать сумку с продуктами. Если от ребенка требуется только послушание, нужно так мотивировать задание (а затем и контролировать), чтобы ребенок согласился его выполнять.

Если у ребенка есть выбор, то он будет проявлять на практике чувство ответственности. Все родители хотели бы, чтобы их дети с радостью соглашались выполнять все задания.

Немногие дети, однако, хотят трудиться столько, сколько хотели бы от них родители. Некоторые родители сначала дают детям выбор, но в случае отказа пытаются заставить их выполнить задание. Тогда вопрос переходит в другую плоскость: что следует делать ребенку, если он не хочет помогать? Следует ли ему соглашаться, если он, возможно, выполнит работу плохо или забудет ее сделать? Или он должен отказаться и с самого начала испытать на себе родительский гнев? Многие родители, как выяснилось, предпочитают сразу услышать от ребенка отказ, чем позже обнаружить, что он так ничего и не сделал.

Некоторым родителям бывает трудно предоставить детям право выбора. Одна женщина рассказала, что в таких случаях она напоминает себе, что умение отказаться от работы может пригодиться им в будущем. Вот ее история.

Помню, когда я была ребенком, мои родители принимали участие в деятельности массы организаций — церкви, Ассоциации учителей и родителей, скаутских дружин, школьного совета, команды пловцов, и к тому же увлекались политикой. Они соглашались помочь всем, кто просил, не смотря на то, было ли у них свободное время или нет. Всем казалось, что мы, дети, должны быть счастливы, имея таких родителей. Но нам так не казалось, ведь на нас у мамы и папы никогда не оставалось времени.

Мама часто сетовала, что у нее не хватает времени почитать книгу или заняться любимым вязанием. Я думаю, что у родителей не хватало времени даже на самих себя. Уже подростком я твердо решила, что, став взрослой, никому не позволю заставлять меня делать то, что я не хочу.

Теперь, когда мои дети отказываются выполнить какое-то поручение, я сразу вспоминаю, что умение сказать «нет» пригодится, когда они вырастут.

Совершенно ясно, что есть какие-то вещи, которые дети выполнять обязаны, а от какой-то работы они могут и отказаться. В каждой семье есть свои виды обязательной и необязательной работы. Если детям, по вашему мнению, нужно научиться думать самостоятельно, они должны иногда говорить «нет».

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты

Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например

Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Мысли и чувства

Прежде чем сказать что-либо, несколько раз подумайте и поставьте себя на место собеседника. Слова могут ранить сильнее, чем холодное оружие. Даже если разговор идет на повышенных тонах, то не нужно переходить на оскорбления. Чтобы остановить агрессию и прийти в себя, сделайте несколько глубоких вдохов и посчитайте в уме до десяти. Сразу станет легче, и вы поймете, что проблема не стоит того, чтобы расходовать на нее свою энергию и отравлять другого человека обидными словами.

Не спешите выражать сочувствие или критиковать. Возможно, человек ожидал от вас совсем другой реакции. Спроецируйте на себя возникшую ситуацию, и станет проще прийти к верному решению.

Можно ли приучить детей к самостоятельности

Не каждый ребёнок склонен сам проявлять инициативу в выборе досуга, садиться за уроки без родительского напоминания или предлагать помощь в домашних делах. Но привить детям самостоятельность вполне возможно, так как это не врождённая черта, а результат воспитания. Задача родителей — приучить ребёнка к ответственности за свои поступки, поддержать его в стремлении к автономии и освоению навыков, которые пригодятся ему в самостоятельной жизни. 

Очень важно подойти к вопросу системно. Родитель должен сразу понимать, что взросление ребёнка — процесс из множества этапов

Формирование самостоятельности у детей начинается в два-три года, когда они учатся базовым навыкам вроде ходьбы, и продолжается до 15–16 лет. Этот путь требует длительной и постоянной работы со стороны родителей.

Родитель должен с самого начала хотя бы примерно представлять, в каком возрасте его ребёнок сможет самостоятельно совершать определённые действия, — так, чтобы на него можно было полностью положиться в конкретном деле. Например, оставить продукты в холодильнике, зная, что ребёнок сам сможет приготовить себе обед или разогреть готовую еду. После того, как цель обозначена в обозримом конкретном будущем, можно разбивать путь к ней на шаги.

Дети активнее всего осваивают новые навыки и учатся быть самостоятельными с 6 до 11 лет, но подготовиться к этому периоду стоит заранее — познакомить ребёнка со спектром дел, которыми занимаются взрослые, рассказать ему, что такое обязанности и ответственность, передать знания, которые позднее ребёнок сам испытает на практике. 

Если вы хотите научить детей самостоятельности, ни в коем случае нельзя допускать резких переходов в своём поведении. Не стоит ограждать ребёнка от мира обязанностей и взрослых забот, ожидая, что он сам однажды освоится со всем, когда вырастет. Спонтанный отказ от помощи ребёнку ничуть не лучше чрезмерной опеки — и то, и другое оставляет ребёнка неподготовленным к взрослой жизни.

<<Форма демодоступа>>

Если вы хотите научить ребенка завязывать шнурки, читать, ходить в магазин

Есть в психологии понятие: «зона ближайшего развития». Предположим, что ребенок обладает неким навыком Х — умеет надевать ботинки на липучках. Следующий навык — Y, надевать ботинки со шнурками. Между этими навыками есть некоторое расстояние. Сам малыш научиться этому может, но на это у него уйдет много времени. А если шнурки завязывать за него, будет быстро, но о самостоятельности придется забыть. Как же быть?

Взрослый может поставить промежуточную точку — навык Х1. Если Х — надевание ботинок на липучках, Y — ботинок со шнурками, то в качестве Х1 можно завязывать шнуровки на кукле, или шнуровать ботинки, не надевая их, или пришнуровывать деревянные пуговицы деревянной иголкой.

Все это — отдельные варианты шнуровки, с помощью которых нужно показать малышу, как это делается. Он бы сам не додумался, что можно учиться шнуровать ботинки на другом предмете, этот шаг для него невозможен. И постановка ближайшего навыка, т.е. того, что родители придумали и с которым помогли, — это и есть принцип зоны ближайшего развития. Они создали такую зону, и она позволила сыну или дочке продвинуться быстрее за меньшее время. Это относится почти к любому навыку.

Например, есть знание букв (точка Х) и умение самостоятельно читать (точка Y). Это два совсем разных навыка: малыш может знать алфавит в 3 года, а начать читать в 7 лет. И чтобы он дошел из точки Х в точку Y, нужно разбить дистанцию не на один, а на несколько отрезков. И не пытаться делать что-то за мальчика или девочку, но на каждом этапе придумывать нечто, что им поможет.

Например, записки, книжки крупным шрифтом, кубики Зайцева, надписи на предметах, пришедшее по почте письмо, которое может прочитать только сам малыш. Что-то, что позволяет быстрее и легче прийти в конечную точку. При этом мы не лишаем ребенка самостоятельности, мы не делаем это за него, но мысленно для себя разбиваем путь к освоению навыка на части и так делаем его более доступным.

Например, дошкольник не может сам сходить в магазин, а родители хотят, чтобы он это умел. Но волшебной палочки ни у кого нет, и часто маме с папой нужно построить этот путь, создать зону ближайшего развития, иначе ребенок так и не окажется в точке навыка: ему будет страшно переходить улицу, он будет бояться продавщицу, терять деньги, не доходя до магазина.

Или, например, родители делают уроки вместе со школьником, а хотят, чтобы он их делал сам. Если бы можно было сказать: «Все, теперь ты делаешь сам», — и он бы взял и стал делать. Такие вещи тоже бывают, но, к сожалению, редко. Часто, если был сформирован один навык, нужно время и разбиение на подпункты, чтобы сформировался другой.

Чтобы приучить ребенка к ответственности заключите договор

Самым действенным способом приучить ребенка к ответственности мне представляется метод договорного наказания. Договор — это соглашение, которое вы заключаете со своим ребенком, по которому каждый из вас имеет свои права и обязанности.

Есть только один недостаток у этого метода —вам, точно так же, как и ребенку, придется соблюдать условия соглашения: нельзя будет сослаться на болезнь или усталость на работе, нельзя настаивать на послушании ребенка только потому, что вы старше, а значит, «право имеете».

Любое отклонение или отказ от исполнения будет тут же замечен. Прежде чем заключить подобное соглашение, хорошо подумайте что вы хотите изменить в поведении ребенка, каковы будут методы поощрения или наказания, обязательно определитесь со сроками.

При этом необходима конкретная цель, не гипотетическая, не такие требование как: знание нескольких иностранных языков или занятия спортом на уровне юношеской сборной по футболу, идеальный порядок в детской или постоянную вежливость со стороны малыша, а чётко сформулированную проблему, время решения которой настало.

Выполнение задачи, которую вы ставите перед собой и ребёнком, должно постоянно контролироваться.

Организационный виш-лист

И напоследок давайте перечислим процессы, которые важны для успешной учебной жизни ребенка. Ваш ученик может выполнять их на автопилоте, а может забывать о них постоянно, но хотя бы классу к седьмому-восьмому стоит их проработать. Хотя бы затем, чтобы через несколько лет вам не пришлось говорить друзьям и знакомым: «Я не могу принять это чертовски привлекательное приглашение, слишком занята: мы с ребенком сдаем сессию».

Подъем по будильнику.

Самостоятельные утренние сборы в школу, хороший завтрак.

Умение запирать, отпирать квартиру и не забывать ключи.

Самостоятельный поход в школу и обратно.

Обеспечение связи (заряженный телефон, все время с собой).

Контроль количества денег на проезд и школьные завтраки.

Заполнение дневника и запись домашнего задания в дневник.

Умение следить за временем по часам.

Прогнозы о том, сколько времени займет выполнение уроков.

Самостоятельное и своевременное выполнение уроков.

Поиск учебного материала в домашней/школьной библиотеке и Интернете.

Собирание рюкзака в соответствии с расписанием на следующий день.

Поддержание в порядке всех школьных принадлежностей (ручки, линейки, циркуль и пр.).

Уборка на рабочем месте (чтобы не страшно было подходить к нему на следующий день).

Уборка школьной формы в положенное место.

Обеды и полдники вовремя.

Наверняка вам захочется чем-то дополнить наш список. Это простая «техническая база» учебного процесса, но она, правда, важна. И похоже, виш-лист не так уж огромен, за несколько лет можно помочь ребенку отточить все эти навыки, облегчить ему путь к самостоятельности и успеху, а себе – обеспечить покой и уверенность человека, который знает, что его отпрыск – научен нужным вещам.

Воспитание самостоятельности ребенка

Недостаток обязанностей у малыша грозит:

  • Внутренней неуверенностью (малыш решит, что родители не могут доверить ему дела);
  • Требовательностью (ребёнок видит, как мама всё делает и просит делать ещё больше);
  • Вероятностью развития депрессии, переживаний, повышенной тревожности;
  • Нетерпимостью к неприятным, но необходимым усилиям.

Все его ошибки становятся большой движущей силой.

Самостоятельность помогает малышу в формировании характера. Чтобы впервые самому застегнуть пуговицы, собрать рюкзак в школу, необходимо собраться и приложить усилие. Это помогает воспитывать волевые качества характера. Ребёнок не станет самостоятельным, если вы просто скажете, заставите делать что-то. Это приходит постепенно, с определённым опытом

Важно понять, что как в большом спорте, тут важны постоянные тренировки, без постоянных упражнений точно не достичь больших побед

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами, если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?

Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:

Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.

Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает

Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы. Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды

Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь. Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь

Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь. Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить и приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

Как воспитать в ребёнке лидера

Это долгосрочный процесс, который требует постоянного внимания и участия родителей. Вот несколько советов, которые помогут развить лидерские качества:

Поддерживать ребёнка 

Один из важных и простых способов помочь ребёнку стать уверенным в себе — это поддерживать его начинания. Не стоит критиковать, обесценивать его интересы, указывать на ошибки, иначе в будущем ему будет сложно браться за новые дела. Потому что будет доминировать страх неудачи и столкновения с критикой.

Развивать самостоятельность 

Стимулируйте и поощряйте самостоятельность ребёнка в повседневной жизни.

Хорошо развивают самостоятельность дела по дому — определите зону и объём домашних обязанностей ребёнка. Ставьте перед ним посильные задачи на бытовом уровне, требующие волевых усилий (наведение порядка в своем шкафу, комнате, на рабочем столе, уборка игрушек), пусть у ребёнка будет своя зона ответственности.

Учите его самостоятельно выполнять поручения и «важные дела», ухаживать за домашними цветами или домашними питомцами, предоставляя достаточно времени для этого, обязательно отмечайте хорошее выполнение порученного дела.

Давать возможность высказаться 

Уважайте мнение ребёнка, интересуйтесь его жизнью и интересами. Обсуждайте с ним прочитанную книгу или интересный фильм, пусть он делится с вами своими впечатлениями. Так формируется навык выражать мысли и чувства, формулировать свое мнение, объяснять его. Даже в ситуациях, когда, как вам кажется, ребёнок не прав, сначала выслушайте, а потом мягко укажите, что в его рассуждениях вас смущает. Учите ребёнка слушать других. Так он будет лучше понимать своих сверстников и взрослых, сможет найти с ними общий язык и выстроить общение.

Хорошим подспорьем станут занятия по развитию речи, детский театр — место, где он сможет развивать артистичность и ораторские способности.

Давать возможность принимать решения 

Когда ребёнок принимает решения, он чувствует, что контролирует свою жизнь. Пусть он учится этому постепенно, начиная с мелочей: что надеть, чем заняться в свободное время, на какое занятие пойти, как провести выходной. Приобщайте ребёнка к планированию семейных дел или организации досуга — давайте ему возможность выбирать между несколькими вариантами и объясняйте, какие могут быть последствия каждого выбора. 

Ребёнок должен знать, что его мнение интересно и имеет значение, что родители не отмахиваются со словами «да что ты понимаешь», а готовы вести диалог. Это позволит ему развиваться и становиться увереннее.

Участвовать в командной работе 

Поощряйте участие в групповых занятиях и спортивных играх. Отличный вариант — работа с другими детьми над проектом, который связан с увлечениями ребёнка. Помогите ему разработать план работы и распределить задачи между участниками команды.

Научить принимать неудачи 

Когда что-то не получается и идёт не по плану — это нормально. Настоящие лидеры спокойно принимают неудачи, не сдаются и проявляют настойчивость

Поэтому важно дать ребёнку пройти через разочарование, поддержать его и позволить извлечь из ситуации урок. Это формирует психологическую гибкость и устойчивость

Всё это может помочь ребенку развить лидерские навыки, научить его работать в команде, стать более социально активным, принимать решения и вести за собой других. Но помните, что это должно происходить естественно, по инициативе ребенка, а не под давлением родителей. Если ему не хочется быть в центре компании друзей или занимать лидирующую позицию в школе, не стоит настаивать. Позвольте ему гармонично развиваться, проявляться и быть собой.

Что означает для ребенка самостоятельность?

Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:

  • умение ребенка проводить какие-то действия без помощи других членов семьи и без подсказки родителей;
  • решать вставшую перед ним задачу самому и понимать, что ответственность за принятое решение так же лежит на нем;
  • свободно высказывать свои мысли и чувства, не оглядываясь на мнение других людей;
  • строить свою жизнь так, как хочется ребенку, а не по указке и подчиняясь решениям других.

Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:

  • инициативность, когда человек испытывает внутреннюю потребность в действии;
  • планирование, направленное на выстраивание действий в определенном порядке, чтобы достичь необходимого результата;
  • целеустремленность, проявляющаяся в достижении поставленной цели;
  • ответственность — означает, что приняв решение, человек полностью отвечает за него и его результат;
  • самооценка и самоконтроль, когда только тот, кто совершает какое-то действие, сам контролирует его правовую обоснованность и оценивает достигнутый результат;
  • социальная приемлемость и осознание того, что действия индивидуума не приведут к нарушению общепринятых норм;
  • творческий подход к делу, когда человек использует свои навыки и умения в предложенных ему условиях.

Когда начинать развивать ответственность у ребёнка

Маленькие дети инфантильны по своей природе и не умеют быть ответственными. До трёхлетнего возраста малыши вообще не оценивают последствия своих действий. Да, ребёнок говорит маме: «Я сам», но это не означает, что он осознаёт конечные результаты своего поступка. Но это желание делать всё самому и формирует самостоятельность, которая, как мы знаем, является основой ответственности.

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети становятся более самостоятельными и начинают принимать осознанные решения. Конечно, инфантильность ещё никуда не пропала, поэтому сложно требовать от семилетнего школьника качественной уборки или ответственного подхода к выполнению домашнего задания. Как научить ребенка ответственности в 8 лет? Только давая поручения и разрешая ошибаться.

Следует понимать, что каждый ребёнок является индивидуальностью. Даже если вы будете всё правильно делать, это не значит, что в подростковом возрасте ваш сын или дочь станет максимально ответственным человеком. Многое зависит от темперамента, уровня интеллекта, социального окружения. Но воспитывать самостоятельность нужно, и мы расскажем, как это можно сделать, на конкретных примерах.

Почему дети должны выполнять домашние обязанности?

Даже если вашему ребенку всего несколько лет, у него все равно должны быть незначительные домашние задачи. Таким образом, вы предоставляете ему возможность стать ответственным за какое-либо дело

Когда вы начинаете уделять этому вопросу внимание еще с раннего возраста, ребенок знакомится с тем, что такое чувство выполненного долга. А подобный опыт полезен во многих отношениях. Дети также смогут привыкнуть к выполнению обязательной рутины, что очень пригодится им в дальнейшем

Дети также смогут привыкнуть к выполнению обязательной рутины, что очень пригодится им в дальнейшем.

Работа по дому подготовит ребенка к взрослой жизни, когда ему придется заботиться уже о самом себе или собственной семье. Гораздо лучше, если он будет учиться домашним обязанностям постепенно по мере его взросления, чем пытаться впихнуть в себя все эти знания непосредственно в момент, когда покинет родительский дом и начнет самостоятельную жизнь.

Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

Когда передать ребенку ответственность

Существуют распространенные родительские заблуждения относительно того, когда можно доверить ребенку самому регулировать ту или иную сферу его собственной жизни. Множество мам и пап откладывают этот момент как минимум до школы. Несколько реже самостоятельность ребенка откладывается до подросткового возраста, а после и вовсе до момента наступления финансовой самостоятельности: «вот начнет зарабатывать, тогда пусть и решает, что покупать!»

Для родителей это довольно удобное решение, но чем дальше отодвигается срок «передачи полномочий» тем меньше у ребенка желаний их брать.

Что такое ответственность и как она связана с самостоятельностью

В самом общем смысле ответственность понимается как способность индивида к признанию и принятию последствий добровольно выполненного действия. С этим понятием часто связывают и самостоятельность, которая хоть и близка по значению к ответственности, но всё же имеет существенные отличия.

Детскую самостоятельность можно описать двумя словами: «я сам». Это способность малыша или подростка действовать без вмешательства и активной поддержки взрослого. Ответственность же описывается другими словами: «я сделаю». Проще говоря, ребёнок соблюдает договорённость и делает самостоятельно то, что обещал сделать.

Если смотреть на примерах, то выполнение домашнего задания без маминой помощи – это самостоятельность. А когда ребёнок вспомнил об уроках и выполнил без понуканий и с чистой совестью – это ответственность. Интересно, что не всегда самостоятельные дети ответственны, а ответственные дети самостоятельны.

Что касается хронологического порядка, то сначала появляется самостоятельность, а ответственность развивается уже на её базе. Самостоятельным бывает и младший дошкольник, которые своими силами проводит уборку, одевается, ест ложкой. А вот ответственными бывают обычно подростки, и то при должном воспитании.

Важно понимать, что проще воспитать самостоятельного, а не ответственного ребёнка. Самостоятельность формируется на основе навыков, приобретаемых малышом по мере взросления

Умение отвечать за свои поступки – более сложный психологический феномен. И не каждый взрослый человек способен справиться с этой «моральной ношей».

Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий