Содержание коррекционной работы
С детьми 3-4-х лет логопед занимается по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи;
- развитие моторной сферы;
- развитие психологической базы речи.
Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов – подготовительный (формирование артикуляционной базы), постановка, автоматизация (закрепление правильного произношения) и дифференциация (если ребенок путает звуки в речи). Автоматизацию звука проводят в следующем порядке:
- в слогах – проговаривание слоговых дорожек, чистоговорок;
- в словах;
- во фразах и предложениях – скороговорки, проговаривание и заучивание двустиший;
- в самостоятельной связной речи.
Параллельно с коррекцией звукопроизносительной стороны речи проводится работа по вышеперечисленным направлениям. При работе с моторной сферой логопед предлагает задания:
- на координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- пальчиковую гимнастику;
- работу со шнуровкой, собирание мозаики;
- артикуляционную гимнастику.
Работа с импрессивной стороной речи включает в себя следующие задачи:
- накопление словарного запаса, усвоение новых слов, обозначающих названия частей тела, предметов, окружающих ребенка, признаки, глаголы, обозначающие бытовые и игровые действия;
- обучение пониманию обобщающих слов;
- уточнение понимания и применения личных и притяжательных местоимений и прилагательных.
В работе по коррекции экспрессивной стороны речи логопед занимается уточнением и активизацией пассивного словаря по определенным лексическим темам. В детскую речь вводят прилагательные и личные местоимения. Малыша учат сравнивать предметы, находить одинаковые признаки и различия.
На коррекционных занятиях проводят работу по формированию грамматического построения речи:
- умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
- изменение слова по числам;
- формирование умения пользоваться притяжательными прилагательными;
- формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.
Упражнения для общего развития речи
Что можно предпринять на данном этапе развития ребенка, чтобы помочь ему совершенствовать свою речь? Для этого следует:
Вести диалог. Как можно чаще нужно вовлекать ребенка в общую беседу. Пусть он отвечает на вопросы, сам задает их. Больше интересоваться его мнением. Неплохо периодически спрашивать его совета.
Тренировать монологическую речь
Этому стоит уделять отдельное внимание. Многие дети очень часто любят разговаривать сами с собой, описывать собственные действия и игры
Такой своеобразный монолог является важным помощником в развитии речи. Так что рекомендуется поощрять такую монологическую беседу. Сделать это можно, ставя перед малышом специальные задания. Например, в качестве игры попросить его дать описание предмета или животного, или того, что он видит за окном
Естественно, важно помнить, что все дети индивидуальны, и у некоторых освоение речи происходит быстрее.
Обогащать словарный запас. Для этого прекрасно подойдет совместное придумывание историй или сказок, которые богаты словами-синонимами
Одной из таких сказок может быть: «У одной любопытной, любознательной девочки было два глазика. Утром, когда она просыпалась, глазики открывались и начинали глядеть во все стороны, на все смотреть и рассматривать, исследовать, внимательно разглядывать, за всем наблюдать, все видеть и все замечать. Как только глазки уставали, то просили хозяйку дать им отдохнуть, ведь они так много глядели, наблюдали, смотрели, изучали. Они просили ее закрыть их и поспать. Девочка закрывала глазки и засыпала. На следующий день все начиналось сначала. Глазки снова рассматривали, исследовали и наблюдали».
Учить кроху использовать слова в различных контекстах. Это поможет активировать его словарный запас. Например, рассказывать ему следующее: «Это животные. Животные бывают дикими и домашними. Они встречаются в лесах и в горах, в прериях и в джунглях. Они могут жить по одному или стадами и стаями. Они могут питаться мясом или быть травоядными».
Дополнительные действия, направленные на развитие речи
В этом возрасте детям свойственно путать слова, которые похожи по звучанию, но имеют разный смысл и написание, например, экскаватор и эскалатор, или слова, пишущиеся и произносящиеся одинаково, но имеющие разное значение, например дверная ручка и шариковая ручка. Крохе следует понятным ему языком объяснить разницу между словами. Например, что с помощью дверной ручки можно открывать дверь, а шариковой ручкой можно писать на бумаге. Понимание подобных речевых феноменов поспособствует обогащению детского словарного запаса.
Также стоит заниматься формированием образного и ассоциативного мышления. В этих целях хорошо в процессе игры использовать предметы и игрушки не по их прямому назначению, а представлять то, на что та или иная вещь похожа. Например, из шапки сделать сумку для похода по магазинам, а в качестве денег взять календарики, детали мозаики или конструктора.
Развивающие задания и вопросы для крохи во время игр
Существует ряд заданий, которые пригодятся родителям для игр на развитие речи. Например:
- Что можно сделать из дерева? Стол, стул, кровать и так далее.
- В чем ошибка? Машины обязаны ехать на красный свет.
- Что из этого лишнее? Собака, кошка, БАБОЧКА, тигр.
- Как сказать ласково? Папа – папочка, заяц – зайчик.
- Назвать противоположное качество. Большой – маленький, длинный – короткий, пустой – полный.
- Назвать чем отличаются предметы, а что их объединяет. Дятел и курица, тапки и кроссовки, лук и апельсин.
- Что неправильно? Холодный вода, вкусное груша, деревянная стол.
- Множественное число. Один карандаш – много карандашей, одна кукла – много кукол.
- Описать нужными словами признак или действие предмета. Какой помидор? Красный, круглый. Что делает мяч? Прыгает, катается.
Вспомогательная литература
Занятия с логопедом обязательно принесут пользу ребенку, однако определенные упражнения для корректировки дефектов всегда можно попробовать поделать вместе с ребенком и самостоятельно дома. В этом пригодятся различные видео из интернета, а также следующие книги:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как самостоятельно научить ребенка говорить букву «р» без логопеда?
- “Уроки логопеда. Игры для развития речи”, автор Елена Косинова. В ней подобраны всевозможные пальчиковые упражнения, сказки про язычок и задания для его тренировки. Также в книге можно найти множество скороговорок. Книга подходит всем детям с рождения и до 6 лет, а не только тем, у кого имеются дефекты.
- “Альбом по развитию речи”, автор Володина В.С. Подборка понятных развивающих заданий.
- «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов», авторов Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. В книге всего четыре альбома: автоматизация свистящих, шипящих и 2 типов сонорных звуков.
- «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», авторов С.И. Карпова, В.В. Мамаева.
- «Грамотейка» – это целая серия книг.
- «Школа семи гномов».
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: логопедические занятия для детей 4-5 лет
Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
***
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.
Как научить ребёнка разговаривать в 3 года
При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.
Основные рекомендации:
- Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
- Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
близких людей с комментариями и вопросами. - Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек. - Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши. - Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
цвета, размера, формы предметов. - Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото. - Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
комментированием иллюстраций.
Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
С чего начинать обучение скорочтению?
Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.
Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.
Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.
Задания для развития речи в картинках для дошкольников средней группы
Развитие речи ребёнка-дошкольника – один из важных факторов его успешного интеллектуального развития. Если ребёнок хорошо говорит, у него обычно нет проблем в общении со сверстниками, он хорошо усваивает материал на занятиях, правильно отвечает на вопросы, умеет выражать свои мысли.
Хорошо, если с ребёнком проводятся специальные занятия по развитию речи. Они сделают речь малыша более чёткой, правильной, выразительной, обогатят его словарный запас, разовьют связную речь.
При помощи этих заданий вы сможете не только развивать речь ребёнка, но и проверить уровень развития речи вашего малыша.
Упражнение №1
Назови предметы. Чётко и правильно произнеси все звуки.
Упражнение №2
Назови предметы. Чётко и правильно произнеси все звуки.
Какой предмет в каждом ряду лишний? Обрати внимание на последние звуки
Упражнение №3
Повтори предложения. Чётко произнеси все слова.
Упражнение №4
Рассмотри картинку. Ответь на следующие вопросы.
— Кто нарисован на картинке?
— Где сидит бабочка?
— Где летит птичка?
— Где растёт цветок?
— Где сидит улитка?
— Где ползёт гусеница?
Упражнение №5
Измени слова по образцу.
Упражнение №6
Что нарисовано на картинке? Составь рассказ
Упражнение №7
Рассмотри картинки. Расскажи, что на них изображено. Дай названия картинкам.
Упражнение №8
Рассмотри картинки. Чем они отличаются? Расскажи.
Упражнение №9
Расскажи как можно больше про каждый предмет.
Упражнение №10
Составь рассказ про девочку и куклу. Дай название своему рассказу.
Упражнение №11
Посмотри на картинки и назови сказки, к которым они нарисованы. О чём эти сказки?
Упражнение №12
Найди слова с противоположным значением. (Прочитайте ребёнку слова)
Упражнение №13
Сравни предметы между собой. Назови признаки сходства и различия между ними.
Упражнение №14
Послушай русские народные песенки-потешки. Ответь на вопросы.
— Кисонька-мурлысенька,
Где ты была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурлысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурлысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурлысенька,
С кем прянички ела?
— Одна
— Не ешь одна! Не ешь одна!
(Где была кошка? Что она там делала? Что пекла кошка? С кем она ела пряники?)
— Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
(Куда пошла курочка? Зачем она пошла? Кто будет пить воду?)
Упражнение №15
Составь рассказ по картинкам.
Рекомендации родителям
Кроме занятий с логопедом, с малышом для закрепления навыков нужно заниматься дома. Но все должно проводиться в игровой форме. Для улучшения состояния общей моторики играйте с малышом в спортивные подвижные игры, объясняя их правила. Приучайте малыша помогать вам в выполнении домашних дел, при этом взрослые должны оречевлять свои действия.
Читайте вместе, задавайте вопросы по прочитанному. Обыгрывайте с малышом различные ситуации. Играйте в развивающие игры («Найти лишний предмет», «Расположить картинки по порядку» и т. д.). Во время прогулок рассказывайте о том, что окружает малыша.
Родители должны поощрять малыша к общению и взаимодействию с окружающими. Необходимо хвалить ребенка за любое достижение – тогда у него появится еще больший стимул стараться на занятиях. Все логопедические упражнения в младшем дошкольном возрасте должны сопровождаться наглядным материалом и проводиться в игровой форме.
Логопедические упражнения для детей 2-3 лет
Во второй, третий годик с ребенком можно проделывать специальные логопедические упражнения в домашних условиях. Они развивают движения губ, языка и нижней челюсти. Они помогают укрепить мышцы артикуляционных органов, за счет чего появление звуков происходит быстрее. Все упражнения производятся перед зеркалом.
Дома можно делать следующие задания:
- лопание пузыря: щеки максимально надуваются. Прижать ладонью сначала одну потом другую щеку;
- широкая улыбка: губы вытягиваются трубочкой, затем необходимо широко улыбнуться, показав зубы;
- покажи язык: необходимо быстро высунуть язык, а затем убрать.
Проведение логопедических упражнений
Логопедические песенки для детей 2-3 лет
Логопедические песенки для детей 2 3 лет направлены на автоматизацию звуков и четкости речи. Тексты и ноты песен заинтересовывают детей, создают для них радостное и благоприятное настроение. Малыш с удовольствием подпевает, занятие приобретает веселую и ненавязчивую атмосферу. Чтобы проводить занятия дома достаточно скачать онлайн сборники песенок из Интернета.
Еще актуально: Автоматизация звука Ж.
Тесты на определение патологий
Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.
- К четвертому году дети уже различают простейшие геометрические фигуры. Нужно попросить ребенка нарисовать круг. Даже подобие данной фигуры — хороший результат. Однако если малыш не понимает, чего от него хотят, или его рисунок даже отдаленно не похож на требуемое, — тест не пройден.
- Если ребенок не проявляет интереса к новым играм, не собирает маленькую башенку из кубиков — развитие замедленное.
- К трем годам карапуз общается короткими фразами (не учитываются те, кто в этом возрасте уже говорит длинными предложениями). Минимальный рубеж речевого развития к 3-4 годам — это простейшие фразы. Если ребенок их не произносит — следует идти к специалисту.
В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:
- Малыш не отзывается на свое имя, не понимает простых просьб.
- Не проявляет интереса к новым игрушкам, все сценарии его игр идут «по шаблону».
- Не может собрать простейшую башенку или надеть на веревку крупную бусину.
- Если к трем годам ребенок не говорит, при этом во время беременности или раннего развития были травмы, либо имеются наследственные заболевания.
Следует регулярно проводить занятия с детьми
Принципы развития правильной речи
Для формирования правильного языка создают условия. Уже давно доказано, что постановке речевой деятельности способствуют физические упражнения и игры.
- Даже с младенцем полезно разговаривать и хвалить его попытки что-то сказать. Для корректного развития детей, родителям советуют реагировать на эти проявления уравновешено и спокойно.
- Структура языка у взрослых должна быть правильной. Это детям 2—3 лет говорят «ту-ту» и «ам-ам», а в 4—5 лет, им полезно слышать правильную речь с применением литературного языка и корректного произношения.
- Для постоянного развития, ребенку придумывают новые рассказы и наполняют его жизнь позитивными впечатлениями. Чем больше малыш хочет делиться эмоциями при помощи языка, тем быстрее проходит период подготовительной работы.
Что делать если ребенок не говорит
Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.
Советы логопедов
- Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
- Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
- Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
- Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
- Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
- Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
- Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
- Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
- Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.
Упражнения для развития речи в 2 года
Дыхательные упражнения.
Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.
«Подуй на снежинку»
Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.
«Бабочка»
Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.
«Кораблики»
Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.
Упражнение на развитие артикуляционного аппарата
«Заборчик»
Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.
Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.
Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
«Слоненок»
Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.
Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Игры на развитие моторики
Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи
Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу
Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий. Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить
Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.
https://youtube.com/watch?v=p9jcZ98M_H0
Особенности речи в 3-4 года
Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики.
- Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции.
- К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одаренностью»: сейчас малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые невообразимые слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
- Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.
При более подробном делении можно выделить отличительные особенности в совершенствовании различных направлений.
Активная лексика.
Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество, «салямот» – самолет). Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных. Он может вставить между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй, «зинаю» – знаю).
Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.
Фонетика.
Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции. Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик). Звуки и пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок, «тяй» или «тсяй» – чай). Часты проблемы с произношением сонорных и . Их либо вообше пропускают, либо заменяют на , , («ожка» – ложка, «гавава» – голова, «кайова» – корова, «лёт» – рот).
Связная речь.
Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.
Интонация, выразительность.
Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.
Примеры методик и упражнений
Есть множество методик, упражнений по развитию речи дома
Важно подбирать их в соответствии с возрастом ребенка и цели (то есть что именно вы хотите сформировать или скорректировать)
«Третий лишний»
Цель: формирование навыка обобщения, умения устанавливать связи между предметами, речевое обоснование ответа.
Взрослый показывает картинки с изображением четырех предметов. Нужно определить, какой лишний и объяснить почему. Если возникают затруднения с ответом, взрослый задает наводящие вопросы. Предметы должны быть понятны ребенку.
«Кто это говорит?»
Цель: научить распознавать звукоподражания животным, соотносить взрослого животного и детеныша.
Подберите соответствующий наглядный материал с изображением животных. Спросите, кто там нарисован, попросите изобразить, как это животное разговаривает. Узнайте, как зовут детенышей. Перед проведением задания можете повторить животных.
«Скажи какой»
Цель: научить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый показывает изображение предмета и просит назвать основные признаки (цвет, размер, форму, вкус).
«Путаница»
Цель: научить находить ошибки в знакомых явлениях и называть их.
Взрослый показывает картинку с неточностями: красный заяц ест шоколад, медведь летает, рыба живет в дупле и другие похожие изображения. Ребенок должен исправить ошибки и сказать, как должно быть правильно.
Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
- На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
- Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
- Показываем «да», «нет» движением головы;
- Показываем «спасибо» кивком головы;
На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
- Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
- Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
- Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
- Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
- Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
- Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
- Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
- Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»
Возможные речевые дефекты
Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут
Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях
Возможно несколько видов нарушения речи:
- заикание;
- дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы и , и .
- гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
- ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
- неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.
При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.
Что советуют логопеды?
Семь простых и мудрых советов от логопедов помогут взрослым правильно построить свое общение с ребенком, чтобы его речь развивалась быстро. Приведем каждый из них:
- Поддерживайте и поощряйте активность ребенка, открыто выражайте радость, когда малыш пытается произносить звуки и слоги.
- Помогайте своему сокровищу, покупайте дидактические игры. Пазлы, разрезные картинки, кубики с картинками, игры-вкладыши помогут развить мелкую моторику.
- Придумайте для крохи игры с пальчиками. Кончики пальцев изобилуют нервными окончаниями, которые влияют на стимуляцию моторной зоны головного мозга. Давно придумана простая игра, в которой каждому пальчику дают названия членов семьи. Перебирайте пальчики малыша и придумывайте различные истории, чтобы все пальцы были включены в сюжет.
- Обязательно читайте вместе с ребенком книжки, рассказывайте ему сказки, учите наизусть стихи, пойте песенки. Возьмите себе в помощники произведения известных детских писателей (Михалкова, Барто, Бианки, Маршака, Чуковского).
- Все, что вы видите с ребенком, обсуждайте в деталях. Куда едет машина, почему птичка за окном весело поет, какая у папы работа, во что играют детки во дворе – любое событие или действие должно сопровождаться подробными словесными пояснениями.
- Рассказывайте малышу о домашних и диких животных, научите его «языку» зверей и птиц. Коровы говорят «му-му», воробей чирикает – «чик-чирик».
- Заучивайте с ребенком веселые детские стихи про «Сороку-воровку», косолапого мишку, про Таню и ее мячик. Позовите на помощь бабушек, они, как правило, знают много таких стишков.